«Управление процессом познавательной активности и развития творческих способностей лицеистов»
Тема воспитательной работы:
«Воспитание духовно – нравственной личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией»
Пояснительная записка:
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
(Макаренко А.С.)
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Наша задача, как педагогов, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает его успешным в дальнейшем.
Нашему плану воспитательной работы мы дали название «Я расту!». Потому, что процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель воспитательной работы: помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.
Основные принципы:
1.Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
2. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
3. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
4. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
5. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
Задачи: воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры;
формирование дружного отзывчивого коллектива;
развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.;
формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях путём бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий;
формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у учащихся.
Характеристика класса:
Мне достался какой-то особенный и удивительный класс. С первых дней дети были очень шумные, но в то же время - тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому.Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.
Так же необходимо создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А мне, как педагогу, научиться особому искусству - создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.
На начало 2013 года в классе обучается 28 человек: 16 девочек и 12 мальчиков. 22 человека 2002 г.рождения и 6 учеников 2003 г.рождения. 15 воспитанников, 8 из них проживают в общежитии; 2 ученика из многодетных семей (Сапишев А., Муталиева Д.); 5 учеников из неполных семей. Четвёртый класс ребята закончили с неплохими результатами: 6 отличников (Волох А., Стамалиев З., Лардугина М., Ущакова П., Косян А., Васильева Д..) и 15 ударников. У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, но не всегда организованны и аккуратны в учёбе, поэтому есть «троечники». В класс влились новые ученики: Белоусова Ангелина, Гранкин Валерий и Гранкина Александра. Девочки сразу адаптировались в новом коллективе,а у Гранкина Валерия есть трудности в учёбе и адаптации, на него нужно обратить особое внимание, помочь ему.
Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, но периодически все же возникают конфликты. В классе существует несколько лидеров, это Васильева Даша, Волох Альбина, Ушакова Полина, Косян Артём, Кравцов Георгий, Стамалиев Захар.
Практически все дети активны, они предпочитают действовать, участвовать в активных формах деятельности, а не выполнять спокойную, кропотливую работу. Они очень подвижны, энергичны, что часто создает проблему при организации их деятельности на уроке и перемене.
Переход в среднее звено вызвал у учащихся трудности в организации процесса обучения: они стали забывать расписание занятий, номера кабинетов, не всегда полностью готовы к уроку. Часто происходит смена настроения, дети жалуются на головную боль и усталость после некоторых уроков. Поэтому одной из воспитательных задач, которую мы перед собой ставим – это оказание помощи детям в организации учебной деятельности в школе и дома, развитие сознательной дисциплины, обучение навыкам самоорганизации. Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом играют, но не обладают организаторскими навыками, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия. Особенностью класса является то, что в основном все дети (23 ученика) воспитываются в полных семьях, но четверых воспитывают матери-одиночки, одного одинокая мама.
Собеседование с родителями на классном часе показало, что они часто бывают заняты на работе и не всегда успевают помочь детям в подготовке уроков. Поэтому почти все ученики, за исключением Казановой Элины, Стамалиева Захара и Тетюхиной Тани, остаются в школе после обеда для занятий самоподготовкой.Материальные и жилищно-бытовые условия у ребят хорошие. Социально- психологические условия в семьях не вызывают тревог. Таким образом, цели и задачи воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом класса, интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов.Класс обладает высоким интеллектуальным потенциалом, выделяется «индивидуализмом». Большая часть детей и родителей мотивированы к учёбе. Учитывая данные, полученные в результате педагогической диагностики, воспитательные задачи на текущий учебный год можно сформулировать, как необходимость развивать ценностные представления и отношения учащихся, а именно:
Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для вхождения учащихся в новую учебную ситуацию, оказывать помощь в процессе адаптации в средней школе.Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
Основные цели воспитания на 2013/14 учебный год
Цель: воспитание и развитие свободной, талантливой и физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:Воспитание любви и уважения к своей стране и своему Отечеству, гордости за свой родной край, знания истории и традиций своей малой Родины;
Привлечение школьников к изучению родного края, сохранение и возрождение ценностно-значимых школьных и русских национальных традиций;Развитие трудовых навыков, бережного отношения к окружающей среде;Воспитание доброты, чуткости, внимания и уважения к одноклассникам;
Развитие творчества, расширение возможностей для развития трудовых умений и навыков, включение учащихся в трудовую и экологическую деятельность;Формирование школьных традиций на основе соревновательности, ответственности, творчества и активности, повышения ответственности в учёбе, сознательной дисциплины, самореализации имеющихся возможностей;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, в физкультуре и спорте;
Укрепление сотрудничества детей и взрослых, семьи и школы;
Развитие ученического самоуправления;
Профилактика ассоциативного поведения и вредных привычек.
Перспективные цели и задачи воспитания:
Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;
Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям;
Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности;Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным;Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей;Физическое воспитание и гигиеническая культура.
Условия успешной реализации плана:
Поддержка идеи плана учащимися, их родителями и учителями.Привлечение к реализации плана социального педагога школы.
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Конверт достижений «Я расту».
Прогнозируемые результаты: Успешная и полная реализация плана позволит воспитать Личность:социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;имеющую потребность в творческой самореализации;умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Воспитание духовно – нравственной личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией»
Пояснительная записка:
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
(Макаренко А.С.)
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Наша задача, как педагогов, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает его успешным в дальнейшем.
Нашему плану воспитательной работы мы дали название «Я расту!». Потому, что процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель воспитательной работы: помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.
Основные принципы:
1.Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
2. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
3. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
4. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
5. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
Задачи:
воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры;
формирование дружного отзывчивого коллектива;
развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.;
формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях путём бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий;
формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у учащихся.
Характеристика класса:
Нам достался какой-то особенный и удивительный класс. С первых дней дети были очень шумные, но в то же время - тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому.
Мы задумались, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником. Так же необходимо создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А нам, как педагогам, научиться особому искусству - создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.
На начало 2013 года в классе обучается 28 человек: 16 девочек и 12 мальчиков. 22 человека 2002 г.рождения и 6 учеников 2003 г.рождения. 15 воспитанников, 8 из них проживают в общежитии; 2 ученика из многодетных семей (Сапишев А., Муталиева Д.); 5 учеников из неполных семей. Четвёртый класс ребята закончили с неплохими результатами: 6 отличников (Волох А., Стамалиев З., Лардугина М., Ущакова П., Косян А., Васильева Д..) и 15 ударников. У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, но не всегда организованны и аккуратны в учёбе, поэтому есть «троечники». В класс влились новые ученики: Белоусова Ангелина, Гранкин Валерий и Гранкина Александра. Девочки сразу адаптировались в новом коллективе,а у Гранкина Валерия есть трудности в учёбе и адаптации, на него нужно обратить особое внимание, помочь ему.
Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, но периодически все же возникают конфликты. В классе существует несколько лидеров, это Васильева Даша, Волох Альбина, Ушакова Полина, Косян Артём, Кравцов Георгий, Стамалиев Захар.
Практически все дети активны, они предпочитают действовать, участвовать в активных формах деятельности, а не выполнять спокойную, кропотливую работу. Они очень подвижны, энергичны, что часто создает проблему при организации их деятельности на уроке и перемене.
Переход в среднее звено вызвал у учащихся трудности в организации процесса обучения: они стали забывать расписание занятий, номера кабинетов, не всегда полностью готовы к уроку. Часто происходит смена настроения, дети жалуются на головную боль и усталость после некоторых уроков. Поэтому одной из воспитательных задач, которую мы перед собой ставим – это оказание помощи детям в организации учебной деятельности в школе и дома, развитие сознательной дисциплины, обучение навыкам самоорганизации.
Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом играют, но не обладают организаторскими навыками, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия.
Особенностью класса является то, что в основном все дети (23 ученика) воспитываются в полных семьях, но четверых воспитывают матери-одиночки, одного одинокая мама.
Собеседование с родителями на классном часе показало, что они часто бывают заняты на работе и не всегда успевают помочь детям в подготовке уроков. Поэтому почти все ученики, за исключением Казановой Элины, Стамалиева Захара и Тетюхиной Тани, остаются в школе после обеда для занятий самоподготовкой.
Материальные и жилищно-бытовые условия у ребят хорошие. Социально- психологические условия в семьях не вызывают тревог. Таким образом, цели и задачи воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом класса, интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов.
Класс обладает высоким интеллектуальным потенциалом, выделяется «индивидуализмом». Большая часть детей и родителей мотивированы к учёбе.
Учитывая данные, полученные в результате педагогической диагностики, воспитательные задачи на текущий учебный год можно сформулировать, как необходимость развивать ценностные представления и отношения учащихся, а именно:
Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для вхождения учащихся в новую учебную ситуацию, оказывать помощь в процессе адаптации в средней школе.
Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
Основные цели воспитания на 2013/14 учебный год
Цель: воспитание и развитие свободной, талантливой и физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
Воспитание любви и уважения к своей стране и своему Отечеству, гордости за свой родной край, знания истории и традиций своей малой Родины;
Привлечение школьников к изучению родного края, сохранение и возрождение ценностно-значимых школьных и русских национальных традиций;
Развитие трудовых навыков, бережного отношения к окружающей среде;
Воспитание доброты, чуткости, внимания и уважения к одноклассникам;
Развитие творчества, расширение возможностей для развития трудовых умений и навыков, включение учащихся в трудовую и экологическую деятельность;
Формирование школьных традиций на основе соревновательности, ответственности, творчества и активности, повышения ответственности в учёбе, сознательной дисциплины, самореализации имеющихся возможностей;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, в физкультуре и спорте;
Укрепление сотрудничества детей и взрослых, семьи и школы;
Развитие ученического самоуправления;
Профилактика ассоциативного поведения и вредных привычек.
Перспективные цели и задачи воспитания:
Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;
Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям;
Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности;
Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным;
Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей;
Физическое воспитание и гигиеническая культура.
Условия успешной реализации плана:
Поддержка идеи плана учащимися, их родителями и учителями.
Привлечение к реализации плана социального педагога школы.
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Конверт достижений «Я расту».
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализация плана позволит воспитать Личность:
социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
имеющую потребность в творческой самореализации;
умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
ПЛАН
работы классных руководителей, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога на 2012/13 уч. год
№
Название мероприятия
Дата проведения
Ответственные
1.
Знакомство родителей с нормативными документами, Законом об образовании, Семейным кодексом, Уставом лицея.
сентябрь
Факушина С.В.
2.
Экскурсии на ж/д для знакомства со службами ст.Красный Кут
октябрь
Факушина С.В.
3.
Заседание семейного клуба «Подсолнух», посв. Дню матери
ноябрь
Факушина С.В.
Мониторинг уровня воспитанности по методике М.И.Шилова
ноябрь
Волох Т.А.
4.
Беседа «Понятие о правонарушениях среди несовершеннолетних»
Тест Голланда. Карта интересов. Опросник Успенского В.. Определение в мире профессий
январь
Волох Т.А.
6.
Выступление на родительском собрании «О предупреждении жестокого обращения с несовершеннолетними»
февраль
Факушина С.В.
Методика Е.А.Климова «ДДО». Методика Йоваши. Определение в мире профессий
февраль
Волох Т.А.
Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9 класса. Определение уровня профессиональных склонностей.
февраль
Волох Т.А.
7.
Беседа с родителями «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка»
март
Факушина С.В.
Выступление на родительском собрании «Что нужно знать родителям о ГИА»
март
Волох Т.А.
8.
Работа с опекаемыми детьми и опекунами
апрель
Факушина С.В.
9.
Заседание клуба «Подсолнух», посв. Дню Семьи
май
Факушина С.В.
План работы по профориентации «Зову в профессию» на 20013/14уч.г.
№
Форма работы
Название мероприятия
Дата проведения
Ответственные
1.
Классный час
«Многообразие профессий в современном мире»
1 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
2.
Конкурс рисунков
«Замечательная профессия»
2 четверть
Воспитатель
3.
Классный час
«Правильный выбор- смысл жизни»
3 четверть
Кл.руководитель
Актив класса
4.
Деловая игра
«Что я знаю о профессиях?»
4 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Актив класса
План работы «Школы Здоровья» на 20013/14уч.г.
№
Форма работы
Название мероприятия
Дата проведения
Ответственные
1.
Игра
«Движение – это жизнь!»»
1 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
2.
Беседа
«Организация режима жизни в школе и дома»
2 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Актив класса
3.
Дискуссия
«Правда о вредных привычках»
3 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Актив класса
Родительский комитет
4.
Классный час
«Преступность и наркотики»
4 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Актив класса
План работы «Школы «Азбука безопасности» на 20013/14уч.г.
№
Форма работы
Название мероприятия
Дата проведения
Ответственные
1.
Беседа
«Один дома».
1 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
2.
Урок-экскурсия
«Азбука безопасности в нашем лицее»
2 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Зам.директора по ТБ.
3.
Беседа
«Осторожно – сосульки!»
3 четверть
Воспитатель
4.
Викторина
«Общение с природой - прекрасно, или опасно?»
4 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Актив класса
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Лицей – интернат №5 ОАО «РЖД»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании методического Зам. директора по внедрению Директор
совета лицея-интерната № 5 инновационных программ, лицея-интерната №5
Протокол № 1 от 27. 08. 2013г. научно-методической работе
Председатель метод. совета, Ресурсного центра
Заместитель директора по поликультурного
научно-методической работе образования
__________Ильина Л. В. ________ Рыбникова Э.В. _________Тихонов В.И.
Модель поликультурного образования
в воспитательном процессе негосударственного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат № 5 ОАО « РЖД»
Красный Кут
2013-2014 уч. год
Модель поликультурного образования
в воспитательном процессе негосударственного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат № 5 ОАО « РЖД»
«Современная система российского образования должна развиваться в многомерном пространстве этнической, национально-территориальной, общероссийской и мировой культуры». Эта цитата из Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО « РЖД» явилась предпосылкой для разработки экспериментальной модели поликультурного образования в воспитательном процессе негосударственного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД».
Цель модели поликультурного образования – создание в лицее-интернате № 5 ОАО «РЖД» поликультурной среды через проведение системы мероприятий, раскрывающих национальное искусство, быт культурного наследия этносов региона, создание развивающего пространства ребёнка.
Задачи:
- формирование интеллектуальных и личностных качеств воспитанников в ходе освоения всех образовательных и воспитательных областей модели поликультурного образования с обязательным психологическим сопровождением;
- освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через игровую, познавательную, проектную деятельность;
Реализация Программы поликультурного образования в начальном общем образовании направлена на:
- расширение кругозора учащихся;
- выработку умения видеть взаимосвязь, взаимовлияние культур, определять общность и различия в научном, историческом, культурном развитии разных народов; осознание ценности; самобытности этнокультур;
- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.
Для реализации данных задач рекомендуется проведение внеклассных и внешкольных мероприятий с расширенным компонентом традиционной русской культуры. Знакомство с важнейшими именами и направлениями истории и культуры, музыкой, литературой, живописью, архитектурой. Проведение мероприятий с элементами кросс-культурной психологии. Взаимосвязь с образовательными учреждениями дополнительного образования: ДТТ, районная детская библиотека, районный краеведческий
музей.
Реализация Программы поликультурного образования на этапе основного общего образования направлена на:
-формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на реальные социальные процессы и явления;
-развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия;
-формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности, расширение знаний об историческом, научном и культурном развитии разных народов;
- использование в учебно-воспитательном процессе исторических фактов, объективной информации о становлении и развитии российского многонационального государства.
Для реализации данных задач рекомендуется проведение классных часов, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми, направленных на раскрытие духовных и культурно-исторических ценностей в художественных произведениях российских писателей и поэтов, устном народном творчестве, освоение лицеистами традиций российской художественной школы, народных ремёсел, промыслов, изучение истории традиционного народного костюма, быта, кухни.
Реализация Программы поликультурного образования для обучающихся среднего общего образования направлена на:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
-формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности многонационального народа;
- эффективную подготовку выпускников лицея к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.
Обучающимся данного возраста необходимо освоить культурные пласты истории и современности разных народов, приобщиться к богатому культурному наследию народов нашей страны.
Для реализации данных задач рекомендуется проведение классных часов, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми, создание исследовательских групп по изучению конкретных вопросов, связанных с изучением культуры разных народов.
Важным направлением в реализации Программы является активизация проектной деятельности обучающихся по воспитанию культуры мира, непосредственное участие всех участников учебно-воспитательного процесса в ежегодной межрегиональной Школе диалога культур «МОСТ».
Реализация Программы поликультурного образования в системе дополнительного образования определена следующими факторами:
- свободный выбор воспитанниками кружков и секций в соответствии с их склонностями и интересами;
- создание условий для расширения и углубления знаний, умений и способностей по избранным направлениям;
- необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, обусловленного открытостью культур и обеспечивающего выход за рамки национальной замкнутости в интересах гармонизации и гуманизации межнациональных отношений в лицее и в обществе.
В ходе реализации Программы поликультурного образования на всех этапах воспитательного процесса в негосударственном общеобразовательном учреждении «Лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД» необходима психолого-педагогическая поддержка лицеистов, которая включает:
-создание социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира;
-анкетирование участников образовательного процесса на тему «Моё отношение к носителям различных культур, религиозных, этнических традиций»
-помощь детям в решении конфликтных ситуаций с друзьями, сверстниками, родителями, учителями;
-разработку и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде;
-создание благоприятных условий для адаптации ребёнка в коллективе и установление правильных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых.
Этапы реализации Программы
Первый этап – экспериментальный – 2013-2014 уч.год
В целях обобщения, закрепления и дальнейшего совершенствования экспериментальной модели поликультурного образования в воспитательном процессе негосударственного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат № 5 ОАО « РЖД» на данном этапе реализации Программы планируется:
-разработка планов воспитательной работы для обучающихся 1-11 классов, а также планов внеурочной деятельности для воспитателей и педагогов дополнительного образования, включающих мероприятия поликультурного образования согласно возрастным категориям воспитанников;
-первоначальная апробация экспериментальной модели поликультурного образования в воспитательном процессе негосударственного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат № 5 ОАО « РЖД»;
Одновременно с экспериментальной апробацией планируется повышение квалификации педагогических работников по проблемам поликультурного образования.
Этап внедрения 2014-2020 годы
Этап внедрения целостной системы поликультурного образования в воспитательном процессе негосударственного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД» предполагает последовательное введение прошедшей успешную апробацию экспериментальной модели.
Этап внедрения начинается после завершения экспериментальной апробации данной модели поликультурного образования и разворачивается параллельно продолжению эксперимента по следующим уровням общего образования.
Предполагаемые результаты:
Обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой путём включения в процесс внеурочной и воспитательной деятельности дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению воспитанников и обучающихся вне зависимости от их национальной принадлежности;
Повышение качества результатов образования, выражающееся:
в создании системы внеурочной и воспитательной деятельности на основе поликультурного развития лицеистов;
в самореализации и самовыражении учащихся и педагогов в проектной деятельности по своим интересам и успешном участии в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и смотрах разного уровня, мероприятиях с элементами кросс - культурной психологии;
в отсутствии отрицательной динамики влияния культуры на учащихся лицея-интерната;
Повышение активности родительской общественности в совместной работе по формированию у лицеистов поликультурного образования и воспитания;
Повышение удовлетворенности условиями, процессом, результатами поликультурной деятельности в лицее-интернате всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:
мониторинг и сравнительный анализ результатов применения поликультурной модели внеурочной и воспитательной деятельности с существующими моделями;
проведение методического семинара с целью распространения опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления;
подготовка статей и методических пособий из опыта работы.
Имеющаяся материальная база:
В Лицее-интернате № 5 имеются оснащённые соответствующим образом кабинеты для занятий хореографией, музыкой, художественным творчеством, мастерские, отдельные спортзалы для начальной и основной школы, оборудован специальный кабинет для внеурочной деятельности младших школьников. Учащиеся Лицея посещают учреждения дополнительного образования: ДДТ, ДМШ, РДК, ГДК, районную детскую библиотеку, районный краеведческий музей.
Педагогический коллектив включает воспитателей, занимающихся с детьми во второй половине дня, педагогов дополнительного образования.
Перспективы использования результатов
модели поликультурного образования
в воспитательном процессе негосударственного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат № 5 ОАО « РЖД»
Подготовка и проведение на базе негосударственного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" методического семинара по итогам 1 этапа апробации модели поликультурного образования (ноябрь 2013 г.).
Научно-методические рекомендации для специалистов общеобразовательного учреждения (администрации, учителей, воспитателей, психологов, социальных педагогов), осуществляющих организацию внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО и воспитательную работу в1-11 классах.
Подготовка и проведение методического семинара по итогам 2 этапа апробации модели поликультурного образования(ноябрь 2014 г.).
Обобщение передового педагогического опыта на основе поликультурной модели, обеспечивающей равномерное освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу путём проведения воспитательных мероприятий духовно-нравственной и национально-культурной направленности.
*
План работы по поликультурному воспитанию на 20013/14уч.г.
№
Форма работы
Название мероприятия
Дата проведения
Ответственные
1.
Дискуссия о толерантности.
«Воспитание терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению».
1 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
2.
Классный час.
«Край любимый, край родной».
2 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Актив класса
3.
Экскурсия в областной музей краеведения.
«Традиции и быт народов Поволжья».
3 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
4.
Выставка семейного художественного творчества.
«Тепло родного дома».
4 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Актив класса
План работы с родителями на 2013/14 учебный год
Пояснительная записка:
Одним из направлений деятельности воспитателя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие воспитателя с родителями.
Целью работы с родителямиявляется активизация и привлечение родителей к проведению родительских собраний, создание благоприятных условий для сохранения здоровья, обеспечение разностороннего развития личности, создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, стремление помочь ему реализовывать свой творческий потенциал, сформировать те личностные качества, которые необходимы в общении и совместных делах.
Наша деятельность с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
через родительские собрания и консультации, семинары; встречи, беседы, тренинги, психологические тесты, анкетирование, памятки для изучения отношений в семье.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки, извещения.
№
Форма работы
Название мероприятия
Дата проведения
Ответственные
1.
Родительское собрание
«Давайте познакомимся»
1 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
2.
Родительское собрание
«Роль семьи в формировании интересов и увлечений школьников», «Взаимодействие семьи и школы»;«Знакомство с Уставом лицея-интерната №5».
1 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель Социальный педагог
3.
Мероприятие в классе
«День матери»
2 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель Актив класса
4.
Родительское собрание
«Особенности адаптации в 5 классе»
2 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Педагог-психолог
5.
Заседание род. комитета
«О праздновании Нового года»
2 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Род. комитет
6.
Заседание род. комитета
«Организация празднования Международного женского дня и Дня защитников Отечества»
3 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Род. комитет
7.
Внеклассное мероприятие
Участие в конкурсе прикладного творчества в ходе Школы диалога культур «МОСТ»
3 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Род. комитет
8.
Родительское собрание
Итоги работы за год.
4 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Сетка занятости учащихся 5 класса(кружки, секции, студии и т.д.)
На 2013/14 учебный год
№
Ф.И. ученика
Название кружка
Дни занятий
Время занятий
1.
Белоусова Ангелина
«Хозяюшка»
Понед., среда
17-00 ч.
2.
Бессарабов Дмитрий
«Я познаю мир»
Вторник, четверг
19-00 ч.
3.
Брызгалов Роман
Футбол.
Пон., среда, четв.
17-00 ч.
4.
Васильева Дарья
«Хозяюшка»
Пон,втор,среда,четв.
17-00 ч.
5.
Волох Альбина
«Я познаю мир»
Вторник, четверг
19-00 ч.
6.
Волох Дарья
Музыкальная школа
Среда, пятница
15-00 ч.
7.
Горюнов Михаил
«Кикбоксинг»
Понед., среда, пят.
19-00 ч.
8.
Гранкин Валерий
Футбол.
Пон., среда, четв.
17-00 ч.
9.
Гранкина Александра
«Хозяюшка»
Пон,втор,среда,четв.
17-00 ч.
10.
Зачетнова Ангелина
Худ. и муз. школы
пон,втор,сред,чет.
14-30 ч.
11.
Казанова Элина
«Я познаю мир»
Вторник, четверг
19-00 ч.
12.
Косян Артем
Футбол.
Пон., среда, четв.
17-00 ч.
13.
Кравцов Георгий
«Кикбоксинг», «звонкая струна»
Понед., среда, пят.
19-00 ч.
14.
Лардугина Мария
«Я познаю мир»
Вторник, четверг
19-00 ч.
15.
Макаренко Ариана
«Вокал»
Пон.,среда,четв.
18-00-19-30 ч.
16.
Мулдаш Зарина
«Хозяюшка»
Пон,втор,среда,четв.
17-00 ч.
17.
Муталиева Диана
«Хозяюшка»
Пон,втор,среда,четв.
17-00 ч.
18
Мязин Павел
«Кикбоксинг», футбол
Понед., среда, пят.
Пон., среда, четв.
19-00 ч.
17-00 ч.
19
Недоводин Денис
«Кикбоксинг»
Понед., среда, пят.
19-00 ч.
20
Радьков Дмитрий
Футбол.
Пон., среда, четв.
17-00 ч.
21
Сапишев Аманжол
«Кикбоксинг» ,
Футбол.
Понед., среда, пят
Пон., среда, четв.
19-00 ч.
17-00 ч.
22
Седова Яна
«Вокал»
Пон.,среда,четв.
18-00-19-30 ч.
23
Стамалиев Захар
Футбол.
Пон., среда, четв.
17-00 ч.
24
Сычева Анастасия
«Танцевальный»
Вторник, четверг
18-00 ч.
25
Тетюхина Татьяна
«Я познаю мир»
Вторник, четверг
19-00 ч.
26
Ушакова Алена
«Танцевальный»
Вторник, четверг
18-00 ч.
27
Ушакова Полина
«Танцевальный»
Вторник, четверг
17-00 ч.
28
Шабунин Вадим
Футбол.
Пон., среда, четв.
17-00 ч.
Ученическое самоуправление 5 класса.
Организация – «КОМАНДА».
Девиз жизнедеятельности организации «Команда»:
Мы, ребята из лицея, всех дружней и веселее,
И команду мы собрали, чтобы вы не унывали.
Наш девиз - стать лучше всех,
Впереди нас ждёт успех!
Принципы деятельности органов самоуправления классной организации «Команда»:
Принцип самостоятельности.
Принцип ответственности.
Принцип равноправия и сотрудничества.
Принцип коллективности.
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
дежурство по классу и по школе;
участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, классные и школьные вечера, дискотеки, праздники, спорт и спортивные мероприятия;
самообслуживание в столовой;
деятельность школьной прессы;
уборка пришкольной территории.
Цель классного самоуправления
привлечь каждого ребенка к участию в общественной жизни класса и школы;
развитие у учащихся инициативы, творчества и самостоятельности;
воспитание ответственности за порученное дело.
Структура органов самоуправления в классе гибкая (в течение года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные сектора, обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива. Наряду с постоянными, в классе могут действовать и временные советы дела, создание которых определяется конкретной задачей. Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса, классный руководитель, воспитатель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание:
• избирает актив класса;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является актив класса, возглавляемый лидером класса. Лидер класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Лидер класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Актив класса состоит из следующих должностей:
Лидер класса.
Заместитель лидера - староста. Он помогает лидеру выполнять основную работу и заменяет его в случае болезни.
Художники-оформители. Оформляют классный уголок, поздравительные открытки и плакаты, предметные газеты.
Организаторы. Способствуют культурному и содержательному проведению досуга, организуют культурно-массовые мероприятия в классе, отвечают за организацию интеллектуальных игр, конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы. Принимают участие в подготовке к общешкольным мероприятиям.
Спортивный сектор. Формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе
Сектор «Образование». Отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Осуществляет помощь классному руководителю в проверке дневников.
Сектор «ОПТ» (общественно-полезный труд). Организуют дежурство по классу, школе и столовой.
Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников.
воспитательной работы и сотрудничества лицея-интерната №5 с родителями, общественностью на 2013 – 2014 учебный год
Месяц
Название мероприятия
Участники (классы)
Ответственные
Первый тематический период: «История и традиции»
Цель: Воспитание уважения к истории и традициям своего народа, своей школы. Развитие внимательного, чуткого отношения к людям, формирование основ гражданского самосознания.
Сентябрь
1. «День знаний»
Торжественная линейка
1-11
Кравцова Л.Е.
Тимофеева Е.В.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
2. Классный тематический час
«Давайте познакомимся!»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
3. Дискуссия о толерантности «Воспитание терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
4. Родительские собрания «Роль семьи в формировании интересов и увлечений школьников», «Взаимодействие семьи и школы»;«Знакомство с Уставом лицея-интерната №5».
1-11
Кравцова Л.Е.
Факушина С.В.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
5. Заседание Совета лидеров «Знакомимся, планируем, начинаем действовать».
5-11
Кравцова Л.Е.
Брызгалов Н.
6. Организационное собрание воспитанников, проживающих в общежитие
1-11
Тимофеева Е.В.,
Досмуханбетова Т.Н.
Факушина С.В.
7. Анкетирование «Изучение интересов и увлечений воспитанников»
1-11
Тимофеева Е.В. Досмуханбетова Т.Н.
8. Школа здоровья «Движение – это жизнь!»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.Актив класса
9. Школа «Азбука безопасности». Беседа «Один дома»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
10. Выставка композиций, поделок из природного материала «Осенняя фантазия»
1-11
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
11. Акция «Молодежь за здоровый образ жизни» (игры, конкурсы, соревнования на свежем воздухе)
13. Классный час. Мастерская общения «Заповеди нашего класса».
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
14. День здоровья
1-11
Кравцова Л.Е.,
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
Октябрь
15. Акция «Учителями славится Россия…»
Выпуск классных газет.
Поздравление педагогов.
1-11
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
16. Классный час, посв. Дню пожилого человека. Диагностическая игра «Путешествие по лабиринтам памяти».
2-10
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
17. Заседание семейного клуба «Подсолнух»
1-11
Факушина С.В.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
18. Конкурс стихов и чтецов «Поэтический салон»
1-11
Кравцова Л.Е., Совет лидеров
учителя русского языка и литературы Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
19. Родительское собрание на тему: «Погода в доме».
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
20. Тематические классные часы по профориентационной работе «Зову в профессию» «Многообразие профессий в современном мире»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
21.Заседание
Совета лидеров .Собеседование с вновь прибывшими учащимися. Подготовка к Посвящению в лицеисты
1-10
Кравцова Л.Е., Тимофеева Е.В.
Совет лидеров
Брызгалов Н.
22. Заседание семейного клуба «Подсолнух».
1-11
Факушина С.В.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
23.Рейд «Внимание! Звонок!»
5 -11
Совет лидеров
Брызгалов Н.
24. День именинников «Осенины» (для воспитанников, проживающих в общежитии)
1-11
Тимофеева Е.В.
Совет общежития
25.Акция. День лицея
-конкурс стихов о лицее
-конкурс на лучшее исполнение гимна лицея
-конкурс рисунков ,плакатов «Мой школьный дом»
-Посвящение в лицеисты
1-11
Кравцова Л.Е., Тимофеева Е.В.,
Оргкомитет
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
26. Родительские собрания «О физиологических и психологических особенностях детей», «Ошибки в воспитании. Чем они чреваты для родителей», «Школьные предметы в зеркале родительского мнения».
1-11
Факушина С.В.,
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Второй тематический период «Хочу все знать»
Цель: Воспитание умения правильно распределять время, стремления к самосовершенствованию, развитие учебных интересов, умений учиться средствами внеклассной работы; организация и проведение внеклассных мероприятий направленных на формирование конструктивного, бесконфликтного поведения.
Ноябрь
1. Тематические классные часы «Школы здоровья» Беседа «Организация режима жизни в школе и дома»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
2. Конкурс рисунков «Замечательная профессия»
5
Мязина Г.В.
3.1 тур фестиваля детского творчества «Звёздный дождь»
1-11
ТимофееваЕ.В.,
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
4. Проведение «круглого стола» «Итоги 1 четверти»
5-11
Совет лидеров
Брызгалов Н.
5. Акция ко Дню матери
- «Пятерка для мамы».
-Конкурс плакатов
Мероприятие в классе «День матери»
1-11
5-11
1-11
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
6. Конкурс «Зажигая звёзды»
1-11
Тимофеева Е.В.
Совет Общежития
7. Урок-экскурсия «Азбука безопасности в нашем лицее»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Волох П.А.
8.Рейд «Сохранность мебели в классах и общежитии»
5-11
Артамонова Н.В.
Совет лицея
Совет лидеров
Совет Общежития
Брызгалов Н.
Третий тематический период: «Все дела – творческие!»
Цель: Развитие способности творчески подходить к каждому начатому делу, воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению, воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни.
Декабрь
1. II тур фестиваля детского творчества «Звездный дождь»
1-11
Кравцова Л.Е.,
Орг. Комитет
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
2. Классный час «Край любимый, край родной»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
3.Конкурс новогодних плакатов
5-11
Кабанова Е.А,
Совет лидеров
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
4. Родительское собрание «Особенности адаптации в 5 классе»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
5. Заседание Совета лидеров «Творческие отчеты лидеров за I полугодие»
5-11
Председатель Совета лидеров.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Актив класса
6. Заседание род. Комитета «О праздновании нового года»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Родит. комитет
7.Новогодний праздник «Дед Мороз у нас в гостях» (для воспитанников, проживающих в общежитии)
1-11
Тимофеева Е.В.
Совет Общежития
Четвертый тематический период: «Наследие»
Цель: Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам и сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, развития потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса и школы; формирование у учащихся средствами воспитательной работы представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали (сострадании, милосердии, миролюбии, терпимости по отношению к другим людям).
Январь
1. Тематические классные часы «Школа здоровья». Дискуссия «Правда о вредных привычках»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
2. Конкурс «Самый лучший классный кабинет»
5-11
Артамонова Н.В.
Совет лицея
Совет лидеров
Совет Общежития
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
Февраль
3. День Св. Валентина
5-11
Родуман Л.Н., Артомонова Н.В.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
4.Класный час по профориентационной работе «Зову в профессию» «Правильный выбор- смысл жизни».
5
Болсуновская Е.В.
Актив класса
5. Акция «Слава и Доблесть», посвященная Дню защитника Отечества.
-Тематический классный час, заседание родительского комитета.
- Встречи с участниками ВОВ, военнослужащими запаса, представителями военкомата.
Пятый тематический период: «Во имя сохранения Земли»
Цель: Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся средствами внеклассной работы; воспитание умения понимать прекрасное в искусстве, природе, быту, воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека.
Март
1.Межрегиональнальная Школа диалога культур «МОСТ»
1-11
Кравцова Л.Е., Ильина Л.В.,
оргкомитет.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
2.Участие в дорожном конкурсе на лучшее сочинение о железнодорожном транспорте
4-11
Кравцова Л.Е.,
учителя русского языка и литературы
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
3.Экскурсия в областной музей краеведения «Традиции и быт народов Поволжья» (в рамках программы поликультурного воспитания)
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
4. Школа «Азбука безопасности» Беседа «Осторожно- сосульки!»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В.
Апрель
5. Акция «Сделай планету чище» (практическая работа на территории школы, общежития и школьного двора)
5-11
Кравцова Л.Е.
Бичурина Н.А.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
6. Акция «Этот День Победы!»:
-Выставка рисунков учащихся
-Тематические классные часы
-Встречи с ветеранами
-Концерт для ветеранов
-Участие в круглом столе «Во имя Победы»на базе народного краеведческого музея им.Г.С.Титова
1-11
Тимофеева Е.В.,
оргкомитет,
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
Май
7.Фестиваль патриотической песни
5-11
Тимофеева Е.В.,
Кубышева Е.М.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
8. Участие в городском празднике, посвященном Дню Победы
Цель: Научить осмысливать пройденный путь, завершить начатое дело и подводить итоги: демонстрация средствами внеклассных мероприятий интересов и достижений учащихся, их талантов творческих способностей, воспитание умения коллективно работать и отдыхать.
Итоговый отчёт творческих объединений
1-11
Тимофеева Е.В.,
Руководители творческих объединений
2.Конкурс «Лучший класс»
2-11
Совет лидеров.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
3.Деловая игра «Что я знаю о профессиях?»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
4. Классный час «Преступность и наркотики» («Школа здоровья»)
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
5. Заседание Совета лидеров «Подводим итоги»»
5-10
Кравцова Л.Е.
Брызгалов Н.
6. День здоровья в семейном клубе «Подсолнух»
1-11
Факушина С.В.
Орг. комитет
7. Выставка семейного художественного творчества «Тепло родного дома»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
8. Викторина «Общение с природой - прекрасно, или опасно?»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
9. Родительское собрание «Итоги работы за год»
5
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
10. Акция «Здравствуй, лето!»
-Торжественная линейка «Да здравствуют каникулы!»
-Экскурсии в природу
-Поездки в Дьяковский заповедник, г.Саратов и т.д.
2-8, 10
Кравцова Л.Е.
Болсуновская Е.В.
Мязина Г.В..
Актив класса
План проведения экскурсий
№
Тематика экскурсии
Дата
Ответственные
1.
Профориентационная экскурсия на ж/д вокзал
1 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
2.
Обучающая экскурсия по памятным местам г.Красный Кут
1 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
3.
Профориентационная экскурсия в учреждения культуры
2 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
4.
Обучающая экскурсия в краеведческий музей
2 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
5.
Профориентационная экскурсия в КЛУГА
3 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
6.
Развлекательная экскурсия на берег реки Еруслан
3 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
7.
Оздоровительная эксурсия на городской стадион им.Н.А.Кравченко
3 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
8.
Экскурсия в областной музей краеведения «Традиции и быт народов Поволжья» (в рамках программы поликультурного воспитания)
4 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
9.
Оздоровительная эксурсия в Дьяковский лес
4 четверть
Кл.руководитель
Воспитатель
Сведения об учащихся
Всего учащихся -28
девочек- 16
мальчиков – 12
2002г. – 22
2003г.- 6
Дети ж/д воспитаники – 16
Дети ж/д приходящие –1
Воспитаники ж/д –дети сотрудников – 7
Дети ж/д, ночующие в общежитии – 8
Дети не ж/д и не ночующие – 11
Одинокие матери – 1
Одиночки (в разводе, вдовы) – 4
Многодетные – 2
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Лицей - интернат № 5 ОАО «РЖД»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании кафедры Зам. директора по Директор воспитательной работы воспитательной лицея-интерната №5
Одним из важных направлений деятельности классного руководителя и воспитателя является индивидуальная работа с воспитанниками класса, которая представлена следующими направлениями и формами:
Систематический контроль над успеваемостью каждого воспитанника и посещаемостью занятий;