Проблема социализации подростка в рамках ФГОС.
Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.
Важнейшей чертой современного обучения признают направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.
Изменения современного общества по-новому ставят вопросы социализации школьников, определяют социальный заказ на деятельность системы образования, обеспечивающей формирование личности, способной успешно действовать в рамках характерной для современного общества культуры. А школьное образование как механизм культуры и есть источник формирования у подрастающего поколения уровня социальной зрелости, достаточного для обеспечения автономности личности, её самостоятельности в решении личностно значимых проблем в различных сферах деятельности, а также способствует развитию базовой культуры личности, одной из составляющих которой является потребительская культура.
Потребительская культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности. Это актуально из-за глобального распространения массовой культуры, ключевыми ценностями которой выступают развлечение и потребление. Вместе с тем, тенденции культурного развития современности способствуют созданию благоприятных условий для расширенного диалога культур, формирования толерантности, роста информационных и образовательных ресурсов, расширения сферы услуг и товаров. Подрастающее поколение очень чутко реагирует на окружающее общество - его ценности, политические и экономические противоречия.
Формирование у учащихся социально значимых ценностей, знаний, норм и образцов поведения, разумного сочетания в потребителе материального и духовного должно стать целенаправленным и систематическим. Но это отдельная тема для разговора, а для начала остановимся на проблеме социализации подростка.
Итак, социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.
Большое значение для социализации ребенка имеет окружающая его действительность. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная им "территория" все больше расширяется. При этом подросток ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный. Но в процессе социализации проявляется и потребность человека в индивидуальном развитии. Подросток начинает искать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. И здесь важно вовремя сориентировать ребенка.
Воспитание нравственных качеств личности непосредственно влияет на социализацию ребенка. Этот процесс осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, СМИ, и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить.
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС), воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Согласно стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация есть процессы становления личности.
Примерные задачи воспитания и социализации обучающихся:
-
формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – "становиться лучше";
-
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
-
осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
-
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
-
формирование отношения к семье как к основе общества;
-
формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
В совокупности все эти задачи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.
Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма и методы: экскурсии, выставки, встречи, круглые столы, познавательные беседы, тренинги, предметные факультативы, тематические недели, олимпиады, тематические вечера, праздники, брейн-ринги, конкурсные и игровые программы, мастерские общения, агитбригады, самопрезентация, защита проекта, турниры, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка.