kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема социализации подростка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема социализации подростка в рамках ФГОС.

 

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

Важнейшей чертой современного обучения признают направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Изменения современного общества по-новому ставят вопросы социализации школьников, определяют социальный заказ на деятельность системы образования, обеспечивающей формирование личности, способной успешно действовать в рамках характерной для современного общества культуры. А школьное образование как механизм культуры и есть источник формирования у подрастающего поколения уровня социальной зрелости, достаточного для обеспечения автономности личности, её самостоятельности в решении личностно значимых проблем в различных сферах деятельности, а также способствует развитию базовой культуры личности, одной из составляющих которой является потребительская культура.

Потребительская культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности. Это актуально из-за глобального распространения массовой культуры, ключевыми ценностями которой выступают развлечение и потребление. Вместе с тем, тенденции культурного развития современности способствуют созданию благоприятных условий для расширенного диалога культур, формирования толерантности, роста информационных и образовательных ресурсов, расширения сферы услуг и товаров. Подрастающее поколение очень чутко реагирует на окружающее общество - его ценности, политические и экономические противоречия.

Формирование у учащихся социально значимых ценностей, знаний, норм и образцов поведения, разумного сочетания в потребителе материального и духовного должно стать целенаправленным и систематическим. Но это отдельная тема для разговора, а для начала остановимся на проблеме социализации подростка.

Итак, социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.
Большое значение для социализации ребенка имеет окружающая его действительность. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная им "территория" все больше расширяется. При этом подросток ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный. Но в процессе социализации проявляется и потребность человека в индивидуальном развитии. Подросток начинает искать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. И здесь важно вовремя сориентировать ребенка.

Воспитание нравственных качеств личности непосредственно влияет на социализацию ребенка. Этот процесс осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, СМИ, и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить.

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС), воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Согласно стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация есть процессы становления личности.

Примерные задачи воспитания и социализации обучающихся:

  • формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – "становиться лучше";

  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • формирование отношения к семье как к основе общества;

  • формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.


В совокупности все эти задачи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.


Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма и методы: экскурсии, выставки, встречи, круглые столы, познавательные беседы, тренинги, предметные факультативы, тематические недели, олимпиады, тематические вечера, праздники, брейн-ринги, конкурсные и игровые программы, мастерские общения, агитбригады, самопрезентация, защита проекта, турниры, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Проблема социализации подростка »

Проблема социализации подростка в рамках ФГОС.


Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

Важнейшей чертой современного обучения признают направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Изменения современного общества по-новому ставят вопросы социализации школьников, определяют социальный заказ на деятельность системы образования, обеспечивающей формирование личности, способной успешно действовать в рамках характерной для современного общества культуры. А школьное образование как механизм культуры и есть источник формирования у подрастающего поколения уровня социальной зрелости, достаточного для обеспечения автономности личности, её самостоятельности в решении личностно значимых проблем в различных сферах деятельности, а также способствует развитию базовой культуры личности, одной из составляющих которой является потребительская культура.

Потребительская культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности. Это актуально из-за глобального распространения массовой культуры, ключевыми ценностями которой выступают развлечение и потребление. Вместе с тем, тенденции культурного развития современности способствуют созданию благоприятных условий для расширенного диалога культур, формирования толерантности, роста информационных и образовательных ресурсов, расширения сферы услуг и товаров. Подрастающее поколение очень чутко реагирует на окружающее общество - его ценности, политические и экономические противоречия.

Формирование у учащихся социально значимых ценностей, знаний, норм и образцов поведения, разумного сочетания в потребителе материального и духовного должно стать целенаправленным и систематическим. Но это отдельная тема для разговора, а для начала остановимся на проблеме социализации подростка.

Итак, социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.
Большое значение для социализации ребенка имеет окружающая его действительность. Социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная им "территория" все больше расширяется. При этом подросток ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный. Но в процессе социализации проявляется и потребность человека в индивидуальном развитии. Подросток начинает искать способы и средства для выражения личности, использовать их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. И здесь важно вовремя сориентировать ребенка.

Воспитание нравственных качеств личности непосредственно влияет на социализацию ребенка. Этот процесс осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, СМИ, и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить.

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС), воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Согласно стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация есть процессы становления личности.

Примерные задачи воспитания и социализации обучающихся:

  • формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – "становиться лучше";

  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • формирование отношения к семье как к основе общества;

  • формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.


В совокупности все эти задачи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.


Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма и методы: экскурсии, выставки, встречи, круглые столы, познавательные беседы, тренинги, предметные факультативы, тематические недели, олимпиады, тематические вечера, праздники, брейн-ринги, конкурсные и игровые программы, мастерские общения, агитбригады, самопрезентация, защита проекта, турниры, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема социализации подростка

Автор: Кардаполова Екатерина Германовна

Дата: 01.08.2014

Номер свидетельства: 111030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность."
    ["seo_title"] => string(73) "probliema_sotsializatsii_vospitannikov_dietskogho_doma_mif_ili_rieal_nost"
    ["file_id"] => string(6) "407201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491483511"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Память о Холокосте (эссе в рамках работы по социализации подростков)"
    ["seo_title"] => string(72) "pamiat_o_kholokostie_essie_v_ramkakh_raboty_po_sotsializatsii_podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "422796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498058725"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Формирование коммуникативных навыков у подростков и старших школьников как составляющей социализации ребенка"
    ["seo_title"] => string(123) "formirovaniie-kommunikativnykh-navykov-u-podrostkov-i-starshikh-shkol-nikov-kak-sostavliaiushchiei-sotsializatsii-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "312581"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459355737"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Формированиекоммуникативных навыков у подростков и старших школьников как составляющей социализации ребенка"
    ["seo_title"] => string(124) "formirovaniiekommunikativnykh-navykov-u-podrostkov-i-starshikh-shkol-nikov-kak-sostavliaiushchiei-sotsializatsii-riebienka-1"
    ["file_id"] => string(6) "312582"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459355744"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства