Сроки | № урока | Тема раздел | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | ЭОР | Домашнее задание |
план | факт | Предметные знания | Универсальные учебные действия |
Курс «Введение в историю» (10 часов) |
| | 1 | Что изучает история. | 1. История — наука о прошлом. 2. Как работают историки. | Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины. | Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. | | П.1 |
| | 2 | Источники знаний о прошлом. | 1. Как гибнут памятники старины. 2. Исторические источники. 3. Группы источников. 4. Архивы, музеи, библиотеки. | Развивать умение классифицировать информацию, давать описание вещественных исторических источников. Формировать представление о систематизации в исторической науке на примере деления исторических источников на группы. | Развивать способности оценивать действия и поступки людей. Понимать, что история воспитывает уважение к традициям народа. | | П.2 |
| | 3 | Измерение времени. | 1. Хронология — порядок событий. 2. Что называется датой. 3. Мера времени — год. 4. Точка отсчёта времени. 5. Историческая хронология. | Понимать методы современного летосчисления: счёт лет нашей эры и до нашей эры. Ознакомление с особенностями измерения времени у разных народов. | Понимать сущность порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам. Начать овладевать навыками работы с единицами измерения времени: определять век, тысячелетие, если известен, год, когда произошло событие. | | П.3 |
| | 4 | Историческая карта. | 1. Прошлое на карте. 2. История на плане. | Понимать, какую информацию может предоставить карта. Уметь приводить примеры использования карты при изучении истории. | Понимать, что историческая карта — важный источник информации. | | П.4 |
| | 5 | Археология — помощница историков. | 1. Что изучает археология. 2. Как работают археологи. | Уметь использовать ранее полученные знания при изучении нового материала (например, как гибнут памятники старины). Включать в ответы на поставленные учителем вопросы новые термины и понятия. Учиться использовать текст и иллюстрации учебника во время беседы. | Сформировать общее представление о работе археолога. Объяснять необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Понять, в чём вред раскопок, проводимых случайными людьми. | | П.5 |
| | 6 | Наука о народах — наука о прошлом. | 1. Что изучает этнография. 2. Преданья старины глубокой. 3. История в песне. | Развивать умение анализировать сказания, мифы, песни с целью извлечения исторической информации. | Понимать, как этнография помогает историкам в изучении прошлого; понимать особенности работы этнографов. | | П.6 |
| | 7 | Знать своих предков — знать историю. | 1. Что значит родословие. 2. Из истории имён. 3. Отчество. 4. История в фамилиях. | Приблизиться к пониманию, что история семьи, происхождения имени, географических названий — всё это важные составляющие, из которых складывается историческая память человека. | Понимать, что «история — вокруг нас». | | П.7 |
| | 8 | Географические названия — свидетели прошлого. | 1. Всё имеет название. 2. Как возникают названия. 3. Названия стран мира. | Учебные материалы на доступном уровне подводят школьников к осмыслению необходимости бережного отношения к географическим названиям | Усвоить, что географические названия заключают в себе информацию, необходимую для изучения исторического прошлого. | | П.8 |
| | 9 | О чём могут поведать герб, флаг и гимн. | 1. О прошлом рассказывают гербы. 2. Знамя и флаг сопровождают историю. 3. Песнь во славу Отечества. 4. Государственные символы и гимн Российской Федерации. | Видеть взаимосвязь между изменением государственного строя и появлением новых государственных символов. Использовать текст учебника как источник исторической информации. Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания. | Понимать значение символики в жизни людей, а также какую информацию она может скрывать. Понимать, что уважение к государственным символам — одна из нравственных и социальных установок любого общества. Уметь объяснять, что такое герб, флаг, знамя и гимн. | | П.9,10,11 |
| | 10 | Как работать с учебными материалами по истории. | 1. Порядок изучения истории. 2. Как работать с учебником. 3. Работа с иллюстрациями учебника. | Понять особенность работы с иллюстрациями в учебнике. | Усвоить, что означают понятия «периоды истории», «курсы истории». | | П.12 |
Курс « История Древнего мира» (60 часов) |
Первобытный мир (4 часа) |
| | 11 | Возникновение человека. | 1. Древнейшие предки человека. 2. Орудия труда. 3. Занятия и жилища. 4. Овладение огнём. | Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника. | Устанавливать отличие человека от животных. Определять по карте места расселения древнейших людей. | | П.1 |
| | 12 | Появление современного человека. | 1. Неандертальцы. 2. Современный человек. 3. Изобретение лука и стрел. 4. Род и племя. | Сравнивать по иллюстрации предметы материальной культуры (орудия труда). | Раскрывать роль орудий труда и коллективной деятельности в развитии человека. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя». Давать описание иллюстрации. | | П.2 |
| | 13 | Зарождение искусства и религиозных верований. | 1. Знания первобытных людей. 2. Представления об окружающем мире. 3. Зарождение примитивных религиозных верований. 4. Первобытное искусство. | Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований. | Определять предпосылки зарождения примитивных религиозных верований. Объяснять значение терминов «скульптура», «обряд», «магия», «миф». | | П.3 |
| | 14 | Человечество на пути к новому обществу. | 1. Первые земледельцы и скотоводы. 2. Изобретение ткацкого станка и керамики. 3. Соседская община. 4. Наступление века металлов. 5. Появление нового общества. | С помощью схемы определять, в чём заключалось отличие родовой общины от соседской. Уметь находить в них общие черты. | Характеризовать основные занятия древнейших людей. | | П.4 |
Древний Восток (16 часов) |
Древний Египет (6 часов) |
| | 15 | Образование государства в долине Нила. | 1. Природа Древнего Египта. 2. Хозяйственная деятельность древних египтян. 3. Образование государства Древний Египет | Определять по исторической карте местоположение страны и виды деятельности населения. Извлекать информацию из источника. | Выявлять особенности природных условий Древнего Египта. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. | | П.5 |
| | 16 | Религиозные верования в Древнем Египте. | 1. Боги Древнего Египта. 2. Миф об Осирисе. 3. Представления о загробном мире. 4. Почитание животных. | Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника. | Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. | | П.6 |
| | 17 | Правитель Древнего Египта. | 1. Фараон — правитель Древнего Египта. 2. Пирамиды Древнего Египта. | Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника. | Характеризовать систему власти в Египте. Давать типологический портрет (фараона). | | П.7 |
| | 18 | Подданные фараона. | 1. Вельможи и чиновники. 2. Жрецы. 3. Воины. 4. Земледельцы и ремесленники. 5. Самые бесправные люди в Древнем Египте. | Извлекать информацию из фрагмента источника: поучения. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала и иллюстраций учебника о жителях Древнего Египта. | Определять роль различных групп населения в древнеегипетском обществе. Создавать собирательные портреты представителей различных социальных групп Древнего Египта. | | П.8 |
| | 19 | Повседневная жизнь древних египтян. | 1. Жилище. 2. Одежда. 3. Еда. 4. Семья. 5. Праздники и развлечения древних египтян. | Составлять рассказ по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника. | Раскрывать особенности повседневной жизни древних египтян. | | П.9 |
| | 20 | Культура Древнего Египта. | 1. Письменность. 2. Научные знания. 3. Образование. 4. Искусство Древнего Египта. | Составлять простой план по тексту раздела параграфа. | Раскрывать достижения письменности и науки в Древнем Египте. Описывать по иллюстрациям знаменитые памятники культуры Древнего Египта. | | П.10 |
Древняя Азия (10 часов) |
| | 21 | Шумер и Аккад. | 1. Природные условия и занятия населения. 2. Шумеры. 3. Шумерская культура. 4. Аккад. 5. Поэма о Гильгамеше. | Извлекать информацию из источника литературного характера. | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. | | П.11 |
| | 22 | Древний Вавилон. | 1. Вавилонское царство при царе Хаммурапи. 2. Религиозные верования вавилонян. 3. Чудеса Вавилона. | Извлекать информацию из источника государственного характера. Раскрывать особенности памятников культуры Вавилона, используя иллюстрации из учебника. | Характеризовать Вавилонское царство при царе Хаммурапи. Выявлять особенности религиозных верований вавилонян. | | П.12 |
| | 23 | Ассирийская держава. | 1. Местоположение и природные условия. 2. Ассирийское войско. 3. Отношение ассирийцев к населению покорённых областей и стран. 4. Падение Ассирии. | Раскрывать причины военных успехов Ассирии и распада Ассирийской державы. | Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. | | П.13 |
| | 24 | Финикия. | 1. Природные условия и хозяйственная деятельность. 2. Первые мореплаватели. 3. Изобретения финикийцев. | Характеризовать изобретения финикийцев. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф). | Рассказывать на основе исторической карты о хозяйственной жизни страны. | | П.14 |
| | 25 | Древняя Палестина. | 1. Природные условия. 2. Ветхий Завет. 3. Борьба с филистимлянами. 4. Древнееврейское царство. | Составлять простой план по разделу параграфа. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф). | Определять по карте границы древних государств. Раскрывать особенности природных условий Палестины. | | П.15 |
| | 26 | Древняя Персия. | 1. Создание Персидской державы. 2. Персидская держава при Дарии I. 3. Персидская армия. 4. Религиозные верования персов. | Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. | Раскрывать причины военных успехов Персии. Давать пояснения к схеме «Управление сатрапией». Сравнивать ассирийскую и персидскую армию. | | П.16 |
| | 27 | Древняя Индия. | 1. Местоположение и природа. 2. Древнейший период в истории Индии. 3. Арии. 4. Возникновение варн. 5. Знаменитые поэмы Древней Индии. | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. | Выявлять особенности хозяйственной жизни Древней Индии. Раскрывать суть варного и кастового деления общества в Индии. | | П.17 |
| | 28 | Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии. | 1. Индуизм. 2. Учение Будды. 3. Повседневная жизнь в Древней Индии. | Извлекать информацию из изречений религиозного деятеля. | Выявлять особенности образа жизни в Древней Индии. Определять общие черты в религиозных верованиях древних народов и указывать особенности индуизма. | | П.18 |
| | 29 | Древний Китай. | 1. Местоположение и природные условия. 2. Образование единого Китайского царства. 3. Правление династии Цинь. 4. Конфуций — самый знаменитый мудрец Древнего Китая. 5. Открытия и изобретения древних китайцев. | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. | Раскрывать особенности хозяйственной жизни и образа жизни в Древнем Китае. Характеризовать открытия и изобретения древних китайцев. | | П.19 |
| | 30 | Итоговое обобщение по разделу «Древний Восток». | | Извлекать информацию из фрагментов письменных источников разных типов: древние законы, мифы, летописи, труды древних историков. | Определять общее и особенное в развитии государств Древнего Востока. Показывать по карте территории древних государств и как они изменялись. | | П.5-19 |
Древняя Греция (20 часов) |
| | 31 | Природа Греции и занятия древних греков. | 1. Балканский полуостров, его природа. 2. Занятия древних греков. 3. Древние греки и море. | Показывать по карте местоположение древнейших государств. Извлекать информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи». | Раскрывать особенности природы Балканского полуострова. Характеризовать занятия древних греков. | | П.20 |
| | 32 | Древнейшие государства Греции: Крит и Микены. | 1. Критское государство — древнейшее государство в Европе. 2. Греческие мифы как исторический источник, повествующий о жизни людей на Крите и в Микенах. 3. Древние Микены. | Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Различать мифологическую и историческую информацию о древнейших государствах Греции. | | П.21 |
| | 33 | Верования древних греков. | 1. Греческие боги. 2. Религиозные церемонии. 3. Боги и люди. | Извлекать информацию из фрагмента мифа. | Сравнивать по заданным параметрам верования народов Древнего Востока и древних греков. | | П.22 |
| | 34 | «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел. | 1. Древние певцы и сказители. 2. Гомер. 3. Основное содержание поэм «Илиада» и «Одиссея». 4. Генрих Шлиман и его открытия. | Извлекать информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи». | Объяснять значение крылатых выражений: «ахиллесова пята», «троянский конь», «яблоко раздора». | | П.23 |
| | 35 | Греческий полис — город-государство. Великая греческая колонизация. | 1. Полис и его жители. 2. Развитие ремесла и земледелия. 3. Великая греческая колонизация и её значение | Раскрывать причины колонизации и её роль в жизни греческих полисов. | Объяснять понятия «аристократия», «демос», «метрополия», «колония». Показывать по карте территории, колонизированные греками. | | П.24 |
| | 36 | Законодатели в жизни Афин. | 1. Первый законодатель Афин — Драконт. 2. Реформы Солона. 3. Значение реформ для жизни Афинского полиса. 4. Тирания в Афинах. | Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности. | Раскрывать причины и последствия реформ Солона. Объяснять понятия «реформа», «Народное собрание», «демократия», «тирания». | | П.25 |
| | 37 | Спарта. | 1. Спарта и её жители. 2. Ликург и его законы. 3. Воспитание спартанцев. | Сравнивать по заданным параметрам государственное устройство Афин и Спарты. | Определять особенность спартанских законов. | | П.26 |
| | 38 | Греко-персидские войны. | 1. Причины войн и их начало. 2. Марафонское сражение. 3. Строительство греческого флота. | Извлекать информацию из источника литературного характера. | Раскрывать причины греко-персидских войн и победы в них греков. Составлять хронологическую таблицу. | | П.27 |
| | 39 | Греко-персидские войны. | 1. Вторжение армии Ксеркса. 2. Фермопильская битва. 3. Саламинское сражение. 4. Причины победы греков | Извлекать информацию из источника литературного характера. | Рассказывать о ходе битвы, используя схему. | | П.28 |
| | 40 | Греческий полис и его жители. | 1. Права граждан. 2. Воспитание гражданина. 3. Рабство. | Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; – выдвигать версии; – планировать учебную деятельность; – работать по плану, сверяясь с целью; – находить и исправлять ошибки; – оценивать степень достижения цели. | Раскрывать значение понятия «гражданин» в греческом полисе. Характеризовать положение рабов в Древней Греции. | | П.29 |
| | 41 | Развитие демократии при Перикле. | 1. Хозяйственная жизнь Афин после греко-персидских войн. 2. Управление в Афинах. 3. Деятельность Перикла. | Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности. | Раскрывать изменения в жизни греков при Перикле. Под руководством учителя составлять схему «Управление в Афинах». | | П.30 |
| | 42 | Олимпийские игры. | 1. Место Олимпийских игр в жизни греков. 2. Основные виды состязаний. 3. Награждение победителей. | Используя памятку, составлять простой план раздела параграфа. | Раскрывать роль Олимпийских игр в жизни древних греков. Давать оценку олимпийского движения в античном мире. | | П.31 |
| | 43 | Повседневная жизнь древних греков. | 1. Одежда. 2. Жилище. 3. Еда. 4. Семья. | Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Характеризовать особенности повседневной жизни древних греков. Самостоятельно создавать типологические портреты жителей древнегреческих полисов. | | П.32 |
| | 44 | Греческая наука. | 1. Любовь к мудрости — по-гречески «философия». 2. Геродот. 3. Медицина в Древней Греции. | Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Раскрывать основные достижения греческой науки. | | П.33 |
| | 45 | Архитектура и скульптура Греции. | 1. Особенности греческой архитектуры. 2. Афинский Акрополь. 3. Греческая скульптура. | Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Раскрывать особенности греческой архитектуры. Сравнивать памятники архитектуры и скульптуры Древней Греции и Древнего Египта. | | П.34 |
| | 46 | Рождение театра. | 1. Театральные представления. 2. Происхождение театра и его устройство. 3. Как проходили театральные представления? 4. Великие поэты Греции. | Извлекать информацию из источника литературного характера. | Раскрывать роль театральных представлений в жизни древних греков. Сравнивать современный театр с театральными постановками в Древней Греции по заданным параметрам. | | П.35 |
| | 47 | Греция и Македония в IV в. до н. э. | 1. Пелопоннесская война и ослабление греческих полисов. 2. Возвышение Македонии при царе Филиппе II. 3. Македонская армия. 4. Установление власти Македонии над Грецией. | Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Раскрывать значение Пелопоннесской войны для греческих полисов. Выявлять особенности македонского войска. | | П.36 |
| | 48 | Завоевания Александра Македонского и их последствия. | 1. Начало правления Александра Македонского. 2. Начало Восточного похода. 3. Поход вглубь Азии. | Личностные УУД: Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | Раскрывать значение похода Александра Македонского на Восток для греков и для жителей Индии. Показывать по карте завоевания Александра Македонского. Оценивать результаты правления Александра Македонского. | | П.37 |
| | 49 | Основание Александрии. | 1. Александрия Египетская. 2. Фаросский маяк. 3. Великие учёные Александрии. | Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Раскрывать особенности планировки Александрии Египетской. Определять территориальные изменения и показывать границы государств. | | П.38 |
| | 50 | Итоговое обобщение по разделу «Древняя Греция». | | Познавательные УУД: – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; – классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; – устанавливать причинно - следственные связи – на простом и сложном уровне; – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). | Указывать особенности развития Древней Греции по сравнению с государствами Древнего Востока. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древней Греции. Использовать карту как источник информации о жизни Древней Греции. | | П.20-38 |
Древний Рим (20 часов) |
| | 51 | Древняя Италия и начало города Рима. | 1. Местоположение и природа Апеннинского полуострова. 2. Италики. 3. Основание Рима. 4. Легенда о Ромуле и Реме. 5. Ромул — первый римский царь. 6. Похищение сабинянок. | Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Выявлять влияние природных условий на хозяйственную жизнь людей. Находить общие черты в природных условиях Италии и Греции и их различия. | | П.39 |
| | 52 | Рим в эпоху царей. | 1. Цари Рима. 2. Этруски. 3. Рим и этруски. 4. Сервий Туллий. | Составлять, используя памятку, план раздела параграфа. | Указывать, чем отличалась царская власть в Риме от древневосточной деспотии. Определять значение реформ Сервия Туллия. | | П.40 |
| | 53 | Рождение Римской республики. | 1. Падение царской власти и образование республики. 2. Происхождение патрициев и плебеев. 3. Причины борьбы между ними. 4. Ход борьбы. 5. Успехи плебеев. 6. Итоги борьбы. | Извлекать информацию из адаптированного древнего закона. | Объяснять понятия «патриции», «плебеи». Раскрывать причины борьбы между патрициями и плебеями и знать её итоги. | | П.41 |
| | 54 | Завоевание Римом Италии. | 1. Война с галлами. 2. «Разделяй и властвуй». 3. Война с Пирром и её итоги. | Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. | Раскрывать причины, способствовавшие установлению власти Рима в Италии. | | П.42 |
| | 55 | Армия Древнего Рима. | 1. Вооружение римского легионера. 2. Боевое построение легиона. 3. Устройство римского лагеря. 4. Осада крепости римским войском. 5. Триумф. | Составлять, используя памятку, план раздела параграфа. | Раскрывать роль армии в истории Рима. Характеризовать, используя схему, организацию римской армии. | | П.43 |
| | 56 | Пунические войны. | 1. Рим и Карфаген. 2. Первая Пуническая война (264–241 гг. до н. э.). 3. Начало Ганнибаловой войны. 4. Битва при Каннах. 5. Завершение Ганнибаловой войны. 6. Третья Пуническая война (149–146 гг. до н. э.) | Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Давать описание битвы, используя схему. | Раскрывать причины Пунических войн. Выявлять причины победы Рима над Карфагеном. Составлять рассказ о сражении по карте-схеме. Подготавливать рассказ об исторической личности по памятке. | | П.44 |
| | 57 | Завоевания Рима на Востоке. | 1. Рим и Македония. 2. «Свобода Греции». 3. Антиох III. 4. Римляне в Азии. 5. Покорение Греции. 6. Римские провинции. | Составлять хронологическую таблицу. | Раскрывать систему управления римскими провинциями. Определять место провинций в римской общественной и хозяйственной жизни. | | П.45 |
| | 58 | Государственное устройство Римской республики. | 1. Народное собрание. 2. Магистраты. 3. Сенат. | Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Сравнивать, используя схему, государственное устройство Римской республики и Афин. Раскрывать роль сената в жизни Римской республики. Сравнивать Народное собрание в Риме и Афинах. | | П.46 |
| | 59 | Римское общество: его нравы и обычаи. | 1. Нобилитет. 2. Плебеи. 3. Римская семья. 4. Идеал гражданина. | Составлять, используя памятку, план раздела параграфа. | Характеризовать группы населения в Риме. Составлять типологический портрет типичных представителей различных групп римского общества. | | П.47 |
| | 60 | Повседневная жизнь римского общества. | 1. Римский дом. 2. Одежда. 3. Развлечения римлян. 4. Верования римлян. | Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Находить общие черты в религии и одежде римлян и греков. Рассказывать о повседневной жизни римлян, используя иллюстрации из учебника. | | П.48 |
| | 61 | Рабство в Риме. | 1. Положение рабов. 2. Восстание Спартака: причины восстания, основные события, причины поражения восставших. | Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. | Выделять особенности рабовладения в Риме. Выявлять причины поражения восстания рабов в Риме. Рассказывать о ходе событий, используя карту. | | П.49 |
| | 62 | Начало гражданских войн в Риме. | 1. Причины гражданских войн. 2. Законы братьев Гракхов. 3. Марий и Сулла. 4. Диктатура Суллы. | Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Раскрывать суть реформ братьев Гракхов. Характеризовать диктатуру Суллы. | | П.50 |
| | 63 | Гай Юлий Цезарь. | 1. Первый триумвират. 2. Завоевание Галлии. 3. «Жребий брошен». 4. Диктатура Цезаря. 5. Заговор против Цезаря и его гибель. | Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. | Характеризовать реформы Цезаря. Выявлять особенности единоличной власти в Риме. | | П.51 |
| | 64 | Октавиан Август и рождение Римской империи. | 1. Второй триумвират. 2. Октавиан и Антоний. 3. Рождение Римской империи. | Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. | Раскрывать причины победы Октавиана Августа в гражданской войне. Составлять хронологическую таблицу. | | П.52 |
| | 65 | Императоры Рима I–II вв. | 1. Расцвет империи. 2. Нерон — император-актёр. 3. Веспасиан — император-шутник. 4. Траян — «лучший принцепс». 5. Марк Аврелий — император-философ. 6. Комод — император-гладиатор | Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу | Составлять хронологическую таблицу. | | П.53 |
| | 66 | Вечный город. | 1. На улицах Рима. 2. На Форуме. 3. В Колизее. 4. В Пантеоне. 5. В термах. | Составлять рассказ о достопримечательностях Древнего Рима, используя план города в учебнике. | Оценивать значение изобретений, сделанных в Древнем Риме, для современной жизни. | | П.54 |
| | 67 | Культура Римской империи. | 1. Римляне-строители. 2. Закон — единственный «царь» в государстве. 3. Римская поэзия. | Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта. | Определять важнейшие достижения в области культуры (архитектуры, литературы). Характеризовать достижения римлян в области культуры, используя иллюстрации из учебника. | | П.55 |
| | 68 | Возникновение христианства. | 1. Предпосылки возникновения христианства. 2. Иисус Христос. 3. Христианская церковь. 4. Гонения на христиан. 5. Император Константин и победа христианства. | Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта. | Раскрывать предпосылки возникновения христианства. | | П.56 |
| | 69 | Римская империя в III–V вв. | 1. Кризис рабовладельческих отношений. 2. Императорская власть. 3. Великое переселение народов. 4. Падение Западной Римской империи | Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта. | Раскрывать причины хозяйственного кризиса в Риме в III в. Выявлять новые явление в хозяйственной жизни Рима IV–V вв. | | П.57 |
| | 70 | Итоговое обобщение по разделу «Древний Рим». | | Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); – различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории. | Называть основные этапы и события в истории Древнего Рима. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древнего Рима. Показывать и комментировать по карте рост территории римского государства. | | П.39-57 |