г. Семилуки
1.Введение (Как жили наши предки).(1 час)
2.Жизнь первобытных людей: Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.( 6 часов)
3.Счет лет в истории. ( 1 час)
5.Западная Азия в древности: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хамураппи. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания и древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава.(7 часов)
6.Индия и Китай в древности: Природа и люди. Индийские касты. Мудрец Конфуций и властелин единого Китая. (4 часа)
7.Древнейшая Греция: Греки и критяне. Микены и Троя. Поэмы Гомера и религия древних греков.(5 часов)
8.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием: Земледельцы Аттики. Демократия в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии. Олимпийские игры в древности. Марафонская битва. Нашествие персов на Элладу.(7 часов)
9.Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии: Порт Пирей. Город Афины. Афинские школы и театры. Афинская демократия при Перикле.(5 часов)
10.Македонские завоевания в 4 веке до н.э.: Города Эллады подчиняются Македонии. А.Македонский, Александрия Египетская.(3 часа)
11. Древний Рим: Климат. Завоевание Римом Италии. Устройство республики. Вторая война Рима с Карфагеном. Господство римлян в Средиземноморье. Рабство. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака и единовластие Цезаря. Установление империи. Соседи римлян. Император Нерон. Первые христиане и расцвет империи. Империя при Константине. Взятие Рима варварами.(20 часов)
12. Итоговое повторение. (2 часа).
13.Резерв. (2 часа)
1. А.А. Вигасина, Г. И. Годер. - «История Древнего мира» 5 кл., М., Просвещение, 2012;
2. Контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.
3. С.Г. Смирнов, «Задачник по истории Древнего мира» М., Просвещение 2004 г.
4. Г.И. Годер и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.
5. И.И. Максимов Атлас по истории Древнего мира. М.:Дрофа.2009
М.: «ВАКО».2009 г.
2. А.В. Литвинов, «История становится ближе» М., 2000 г.
3.А.И. Немиров, «Книга для чтения по истории Древнего мира», М., 2000 г.
4. Ю.С. Крушкол «Хрестоматия по истории Древнего мира», М., 1998 г.
5. А.А. Нейхард, «7 чудес Древнего Мира», М., 1998 г.
6. Н.А. Кун, «Легенды и мифы Древней Греции», М., 2001 г.
7. Э. Миллард, «История. Древний мир», М., 1998 г.
1. СД – диски: «Школа Кирилла и Мефодия» (материалы по истории).
2. CD «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 г.
3. СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г.
4. http://www.sib.net/n russia/
№ | Тема, раздел | Кол – во часов | Элементы содержания образования | Вид деятельности обучающихся | Формы диагностики и контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Введение | 1 | Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | Познавательные.: раскрывать значение терминов история, исторический источник. Коммуникативные.: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию. Личностные.: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому. | Водная лекция с элементами беседы. | Прочитать Введение с.6 учебника Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края. | |
Глава 1. Жизнь первобытных людей. (6 часов) Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. (3 часа) |
2 | Древнейшие люди | 1 | Древнейшие люди – наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем. | Познавательный.: комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека. Коммуникативный.: определять значение и роль общины в жизни человека | Индивидуальный опрос | §1, сообщение, рассказ по рисунку ст.11. Тетр. Зад. №н1,2. | |
3 | Родовые общины собирателей и охотников. | 1 | Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины. | Познавательные.: исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную таблицу«Родовая и соседская община» Регулятивные.: разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя, составляют план действий. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу. | Творческая работа, составление таблицы. | §2 Тетр. Зад. №н8,9.. | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. | Познавательные.: рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Коммуникативные.: работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Личностные.: понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий. | Групповой к.: решение творческих задач | §3, подготовить разверну-тый ответ на вопрос: «Почему появились религия и искусство»? | |
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. 2 часа |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем. | Познавательные.: уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Регулятивные.: схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | Индивидуальный опрос. Развивать навыки самостоятельной работы | §4, уметь объяснять термины. Изготовить макеты первых орудий труда земледель-ца. | |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати. | Личностные.: принятие ценностей группы или сообщества. Познавательные.: определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Регулятивные.: определять условия, делать выводы. | Работа по карточкам. Индивидуальный опрос. | §5 | |
7 | Повторительно обобщающий урок по теме «Первобытное общество» | 1 | Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. | Познавательные.: использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. Личностные.: уметь доказать свою позицию ( отличие мировоззрения первобытного человека от современного). | Выполнение заданий в игровой форме. Игра «Путешествие по станциям». | Вопросы на стр. 27 учебника. Подг. К устной контроль-ной работе. | |
Глава 3. Счет лет в истории. 1 час |
8 | Измерение времени по годам | 1 | Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени. | Познавательные.: осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. Регулятивные.: решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи. | Работа с лентой времени. | Стр.28-30. Опережаю-щее зад.: подг. Сообщ. О природ-ных условиях Египта. Раб. Тетр. Зад. № 19. | |
Раздел 2. Древний Восток. 18 часов Тема 1. Древний Египет. 7 часов |
9 | Государство на берегах Нила | 1 | Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. | Познавательные.: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. Личностные.: формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории | Работа с исторической картой. | §6. Ответить на вопрос: « Каково было бы состояние страны, если бы не произошло объедине-ние страны.» | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги. | Коммуникативные.: находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Личностные.: оценивать достижения культуры. Регулятивные.: составить кроссворд. | Работа по карточкам. Работа с историческими документами. | §7. Составить рассказ от имени египетского земледельца том, как прошел его день. | |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож. | Познавательные.: основные категории населения, их положение. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Регулятивные.: выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы. Коммуникативные.:рРаботать в малых группах по определенному заданию. | Индивидуальный опрос. Работа с понятиями. | §8. Выполнить рисунок на тему: « В усадьбе вельможи» | |
12 | Военные походы фараонов | 1 | Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Появление наемного войска. | Познавательные.: причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов. Личностные.: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Коммуникативные.: исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. | Тест . | §9. Подгото-вить сообщение о военных походах Тутмоса III. | |
13 | Религия древних египтян | 1 | Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых». | Познавательные.: определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Регулятивные.: определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий. Коммуникативные.: творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Письменная работа. Найдите ошибки в тексте. | §10, заполнить табл. «Боги Древнего Египта и их занятия». | |
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. | Познавательные.: искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды. Коммуникативные.: подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | Заполнение таблицы. | §11, подг. Презентации. | |
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов. | Познавательные.: определение понятий иероглиф. Регулятивные.: Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. Личностные.: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. | Групповая, расшифруйте письмо египтянина. | §12.Поиск информации в Интернете о процессе изготовле-ния папируса. | |
16 | Повторительно обобщающий урок по теме: « Древний Египет». Страна большого Хапи. | 1 | Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). | Коммуникативные.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Регулятивные.: анализировать достижения в земледелии. Личностные.: сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Дать этическую оценку. | Групповой и индиви-дуальный контроль. Ответ на вопрос: « Что нового я узнал сегодня на уроке о Древнем Египте». | Задание в рабочей тетради. | |
Глава 5. Западная Азия в древности. 7 часов |
17 | Древнее Двуречье | 1 | Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек. | Познавательные.: Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки. Личностные.: формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. | Выполнение разноуров-невых заданий. | §13, развернутый ответ на в.: « Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья». | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках. | Познавательные.: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы. Регулятивные.: выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Личностные.: формировать уважение прав и свобод человека. | Индивидуальный опрос. | §14, ответы на в. | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. | Познавательные.: основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония. Личностные.: формирование понимания культурного многообразия мира. Коммуникативные.: составить путь, по которому плавали финикийские купцы. | Работа с контурной картой. | §15, подг. Сообщ. Об открытиях финикий-цев. | |
20 | Библейские сказания | 1 | Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу. | Познавательные.: назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия. Личностные.: формирование понимания культурного многообразия мира. Объяснять, почему Библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней Регулятивные.: проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. | Групповой контроль. | §16, подг. Пересказ библейских мифов. | |
21 | Древнееврейское царство | 1 | Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях. | Познавательные.: решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов. Личностные.: уметь формулировать оценку поступка ( Самсона, Давида.) Регулятивные.: уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | Историчес-кий диктант. | §17, объяснить выражения « труба иерихонс-кая», «суд Соломона». | |
22 | Ассирийская держава | 1 | Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. | Познавательные.: определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Коммуникативные.: работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала. | Дифференцированные задания. | §18, рабочая тетрадь. | |
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя. | Познавательные.: основные даты истории создания Персидской державы. Коммуникативные.: работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей. | Решение 13сторически задач. | §19, работа с контурной картой( обозначить территорию Персидской державы.) | |
Глава 6. Индия и Китай в древности. 4 часа |
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. | Познавательные.: географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – Буддизм. Личностные.: формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Регулятивные.: выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. | Работа в парах. | §20, прочитать книгу Р.Д. Киплинга « Маугли». | |
25 | Индийские касты | 1 | Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».Индийс-кая мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока. | Регулятивные.: составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Познавательные.: рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Коммуникативные.: перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника». | Заполнение таблицы «Касты: что имели, чем занимались, их права». | §21,прочитать легенду о Будде, какие выводы можно сделать из этого документа. | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. | Познавательные.: вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Личностные.: объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства. | Составить свод правил приличия воспитанного китайца. | §22, в чем сходство и различие учений Будды и Конфуция. | 11.12 |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. | Познавательные.: рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации. Регулятивные.: составлять кроссворды по тематике урока. | Составить вопросы к тексту. | §23, повторить термины из раздела «Древний Восток». | |
28 | Повторительно обобщающий урок по разделу: « Древний Восток». | 1 | Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Познавательные.: выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Регулятивные.: показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой. | Викторина. Основные понятия, даты по данной теме. | Подгото-вить сообщение о том, как мы узнаем о жизни древних греков ( раскопки). | |
Раздел 3. Древняя Греция. 20 часов Глава 7. Древнейшая Греция. 5 часов |
29 | Греки и критяне | 1 | Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | Познавательные.: определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Коммуникативные.: инсценировка мифа о Дедале и Икаре. Личностные.: выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа. | Беседа по вопросам. | §24, подг. Презента-цию «Мифы Древней Греции». | |
30 | Микены и Троя | 1 | В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города – крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия. | Познавательные.: выявлять отличия между микенской и критской культурами. Коммуникативные.: работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. | Групповой контроль. | §25, рабочая тетрадь. | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. | Познавательные.: личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы. Личностные.: характеризовать образы основных героев «Илиады». | Фронтальный опрос. | §26, как возникли выражения «ахиллесова пята», «Троянский конь». | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. | Коммуникативные.: в группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Познавательные.: выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Регулятивные.: читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет. Личностные.: оценить поступки героев. Что нравится, что нет. | Работа по карточкам. | §27, раб. Тетр., вып. 2, зад. 9. | |
33 | Религия древних греков | 1 | Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. | Познавательные.: объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Личностные.: давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. Регулятивные.: выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка». | Тестовая работа. | §28, составить генеалогическое древо Олимпийских богов. | |
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 часов |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Реография, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. | Познавательные.: находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Регулятивные.: перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. Работа с новыми терминами ( вставить пропущенные буквы). | Историчес-кий диктант на знание новых терминов. | §29, подг. Рассказ о жизни древних греков в своих полисах. | |
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. | Познавательные.: знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение. Регулятивные.: развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. Личностные.: формировать уважение прав и свобод человека. Коммуникативные.: умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. | Сост. Сравнительную таблицу законов Драконта и Солона. | §30, написать мини-сочинение «После-дствия соло-новских реформ» | |
36 | Древняя Спарта | 1 | Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь . образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. | Познавательные.: географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев. Личностные.: составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши. Регулятивные.: уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы. | Работа с картой. Дифференцированная работа по карточкам. | §31, что из приемов воспитания спартанцев понравилось и почему. | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. | Познавательные.: определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Комментировать наряд грека. Личностные.: принятие ценностей группы или сообщества. | Групповой контроль ( 1 гр.-описать наряд грека; 2 гр.-анализ карты, 3 гр.- предметы торговли). | §32, сост. Рассказ от имени греческого купца. | |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. | Познавательные.: знать хронологию первых Олимпийских игр. Составлять развернутый план одной части параграфа. Личностные.: оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. Регулятивные.: соотносить известное с неизвестным об играх. | Сост. Программу олимпийских игр. | §33, сост. «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. | Познавательные.: причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Коммуникативные.: используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве. Личностные.: рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дать свою оценку его поступку. | Зап. Табл. «Греко-персидские войны» | §34, работа с лентой времени. | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. | Познавательные.: причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн. Коммуникативные.: инсценировать события одного из сражений. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. | Тестовая работа по датам. | §35, подг. Рассказ от имени участника сражения. | |
Глава 9. Возвышение Афин в V в. До н.э. и расцвет демократии. 5 часов |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли. | Познавательные.: сравнивать военную и торговые гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Коммуникативные.: используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях. Регулятивные.: получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту. | Сост. Схему: «Что и откуда привозили купцы в порт Пирей». | §36, сост. Рассказ от имени путешест-венника, 22сторическ-го порт Пирей. | |
42 | В городе богини Афины | 1 | Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. | Познавательные.: рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Личностные.: формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Регулятивные.: составить план виртуальной экскурсии по Акрополю. Коммуникативные.: составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока). | Работа с карточками ( написать названия районов города) | .§37, Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю. | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Мирона и Поликлета и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию. | Познавательные.: особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы. Коммуникативные.: выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | Работа в группах. Текст с ошибками. | §38, сравнить обучение афинских и спартанских школах. Что сохранилось до наших дней. | |
44 | В театре Диониса | 1 | Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. | Познавательные.: историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Личностные.: оценивать роль современного театра для общества. | Фронтальный опрос. | §39, изготовле-ние театральных масок. | |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Сущность афинской демократии в V в. До н.э. выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. | Познавательные.: определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Личностные.: формировать уважение прав и свобод человека. Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах. Регулятивные.: строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег. | Задания на соотношение определений и терминов. | §40,раб. Тетр. | |
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. До н.э. 3 часа |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции. | Познавательные.: причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Регулятивные.: объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость». | Работа с картой. | §41, раб с контурной картой. | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. | Познавательные.: хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского. Уметь составлять оценочную характеристику гос. Деятеля. Личностные.: оценивать поступки А. Македонского, его противников. | Составить схему походов А. Македонс-кого. | §42, отв. На в. | |
48 | В Александрии Египетской | 1 | Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. | Познавательные.: причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Коммуникативные.: рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины. | Индивидуальный опрос. | §43, придумать передачу «Путевые заметки». | |
49 | Повторительно обобщающий урок по разделу: «Древняя Греция». | 1 | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии. | Познавательные.: основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. Регулятивные.: уметь отделять известное от неизвестного. | Игра «Брейн-ринг». | Подг. Сообщ. О занятиях и быте жителей Рима. | |
Раздел IV. Древний Рим. 17 часов Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 часа |
50 | Древнейший Рим | 1 | Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. | Познавательные.: анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Коммуникативные.: рассказывать легенды, связанные с историей Рима. | Беседа по вопросам. | §44, зап. Табл. «Природные условия Др. Греции и Др. Рима». | |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. | Познавательные.: определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий. Регулятивные.: соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима. | Схема управления в Др. Риме. | §45, Как изменение формы правления в Риме отразилось на его жителях. | |
52 | Устройство Римской республики | 1 | Плебеи – равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. | Познавательные.: основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика Личностные.: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Сост. Сравн. Табл. Система управления в Афинах и Риме. | §46,сравнить одежду греков и др. римлян. | |
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. 3 часа |
53 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. | 1 | Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима Западном Средиземноморье. | Познавательные.: причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. Личностные.: характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | Сост .табл. «Пунические войны». | §47, подготовить разверну-тый ответ на вопрос: «Начало войны и переход Ганнибала через Альпы» | |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье | 1 | Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима. | Познавательные.: причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. Личностные.: описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме. | Сост. План параграфа. | §48, придумать рассказ, используя иллюстрации учебника о том, как воевала римская армия. | |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах. | Познавательные.: определение понятия рабство, положение рабов. Определять причинно-следственные связи. Коммуникативные.: умение работать в малых группах, сост. Рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ. | Решение 28сторически задач. | §49, сост. Кроссворд по Др. Риму. | |
Глава 13. Гражданские войны в Риме. 4 часа |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх—продолжатель дела брата. Гибель Гая. | Познавательные.: причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы. Личностные.: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. | Тест. | §50, подготовить разверну-тый ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледель-цев»? | |
57 | Восстание Спартака | 1 | Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | Познавательные.: причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания. Личностные.: формировать уважение прав и свобод человека. Коммуникативные.: составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. | Ход восстания Спартака. | §51, составить рассказ от имени гладиатора. | |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. | Познавательные.: определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели. Личностные.: анализировать поступки и действия Ю.Цезаря. | Диспут. | §52, сост. В. К карте. | |
59 | Установление империи | 1 | Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерон – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». | Познавательные.: определение понятия империя, дату установление империи в Риме. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Личностные.: Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Регулятивные.: объяснять причины завершение гражданских войн в Риме. | Работа по индивидуальным карточкам. | §53, Составить кроссворд по одному из пунктов параграфа | |
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов |
60 | Соседи Римской империи | 1 | Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. | Познавательные.: показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Регулятивные.: комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. Задания, вопросы, обмениваться ими. Коммуникативные.: рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | Работа с историчес- ким документом. | §54 Составить сложный план параграфа. | |
61 | Рим при императоре Нероне | | Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание и гибель Нерона. | Познавательные.: использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. Н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Личностные.: анализировать причины крайнего своеволия Нерона. | Коллективное обсуждение вопросов. | §55, почему император Нерон получил прозвище «наихуд-ший». | |
62 | Первые христиане и их учение | 1 | Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. | Познавательные.: определение понятия христианство, условия появления христианского учения. Личностные.: комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Причины их актуальности . | Комментиро-ванное чтение. | §56, прочитать библейские легенды. | |
63 | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство в провинциях империи. | Познавательная.: сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижении империи во 2 в. Регулятивные.: умение составлять предложения с новыми словами. | Работа с текстом. Впишите недостающие буквы. | §57, сравнить новизну в строитель-ном деле Рима и современность. | |
64 | Вечный город и его жители | 1 | Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. | Познавательная.: аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Коммуникативные.: инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме. | Коллектив-ная работа с классом. Отгадать кроссворд. | §58, раб. Тетр. | |
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 2 часа |
65 | Римская империя при Константине | 1 | Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. | Познавательная.: определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи. Регулятивные.: комментировать последствия утверждения христианства гос. Религией. Коммуникативные.: составлять рассказ о Риме с опорой на ил-ции. | Индивидуальный опрос. | §59, работа с историчес-ким документом. | |
66 | Взятие Рима варварами | 1 | Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи. Византия как преемница Римской империи. Конец эпохи античности. | Познавательная.: обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. Деятелях и их поступках. Личностные.: оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечел. Ценностей. Регулятивные.: высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Зап. Рим. Имп. | Сост. Логической цепочки. | §60, раб. Тетр. | |
67-68 | Итоговое повторение | 2 | Признаки цивилизации Рима и Греции. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении гос-вом. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от гос-в Др. Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. | Познавательная.: показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Личностные.: приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Коммуникативные.: решать кроссворды, проблемные задания. | Викторина «Где?». Игра «Жили ли они?». | | |
69-70 | Резерв | | | | | | |