ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень). Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:
Шестаков В. А. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень/ В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2007. ( в планировании – Ш).
Улунян А. А. Новейшая история зарубежных стран: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев; под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2006. (в планировании – УС).
Настоящий календарно-тематический план рассчитан на 102 часа учебного времени, учитывает возрастную ступень и особенности учащихся 11 класса, в связи с чем включает вопросы по профессиональной ориентации, самообразованию и самоопределению, а также дискуссионные, проблемные задания, дающие возможность самоутвердиться, самовыразиться, что является немаловажным в старшем школьном возрасте.
Программа написана на основе программ:
Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. История России. XX – начало XXI в. 11 класс, профильный уровень / История России. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев. Новейшая история зарубежных стран. / Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы (к учебникам Чубарьяна, Сахарова). – М.: Прсвещение, 2009.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по истории и с учетом направленности классов реализуется программапрофильного уровня.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курсов «История России» и «Всеобщая история». Планирование предполагает интегрированное ведение данных курсов.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронный учебник «История России XX век» 11 класс авт. А. А. Данилов, а также электронные словари и справочники.
Методический комплекс включает также исторические карты, таблицы и схемы, видеофильмы.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (профильный уровень) должны знать/понимать:
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории
Должны уметь:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-поз-навательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.