Методическая разработка. Рабочая программа по истории.. 7 класс
Методическая разработка. Рабочая программа по истории.. 7 класс
Данная рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой по истории под редакцией Л. Н. Алексашкинойи учитывает использование УМК:
Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение. 2011 г.
Рабочая тетрадь. 7 класс. История России. Конец XVI-XVIII век.. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, Данилов А.А.
Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени (1500 - 1800 годы). 7 класс. К учебным комплектам: А.С.Намазовой, А.Я. Юдовской и др.
История Россия конец XVI - XVIII век. Поурочное тематическое планирование 7 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией А. А. Данилова
Учебник Всеобщая история 7 класс. А.С.Намазова, Е.Н.Захарова
Новая история XVI-XVIII вв.: 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя, Грибов В.С.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Рабочая программа по истории.. 7 класс »
Рабочая программа по истории 7 класс.
____________________ г. Таганрог___________________________
(территориальный, административный округ (город, район поселок)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
средняя общеобразовательная школа № 3 им. Ю.А. Гагарина
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ № 3
Приказ от «___»______2014 г. №_____
Подпись руководителя _____________________ФИО
Печать
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по_____________________и с т о р и и_________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)_____7_________
(начальное общее основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов ____68_________
Учитель Канзафарова И.И.
(ФИО)
Программа разработана на основе:__1._ Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение. 2011 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2. Л.Н. Алексашкина. Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5—9 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой по истории под редакцией Л. Н. Алексашкинойи учитывает использование УМК:
Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение. 2011 г.
А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. История России. 6—9 классы. М.: Мнемозина, 2012.
Учебник Всеобщая история 7 класс. А.С.Намазова, Е.Н.Захарова
Новая история XVI-XVIII вв.: 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя, Грибов В.С.
Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени (1500 - 1800 годы). 7 класс. К учебным комплектам: А.С.Намазовой, А.Я. Юдовской и др.
История Россия конец XVI - XVIII век. Поурочное тематическое планирование 7 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией А. А. Данилова
Рабочая тетрадь. 7 класс. История России. Конец XVI-XVIII век.. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, Данилов А.А.
Учебное электронное издание по всеобщей истории
Учебное электронное издание по истории России 16-18 век, 2 часть
допущенный Департаментом образовательных стандартов общего образования РФ Министерства образования РФ по истории для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. МО РФ от 05.03.2004) и рассчитана на общеобразовательную школу (68 час.). 42 часа отводится на изучение истории России, 26 часа на изучение Всеобщей истории. В курсе происходит знакомство с основными событиями истории 16-18 веков, культурой, бытом, и нравами народов, изучаемых стран. Цель исторического образования познакомить учащихся с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, мудрости. В процессе обучения у учащихся формируется яркий образ эпохи, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
Изучая историю на ступени основного общего образования в 7-ом классе, учащиеся продолжают приобретать исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации.
Реализация программы исторического образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и всеобщей истории позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Программой определяются необходимые требования к подготовке учащихся. Уделяется специальное внимание вводным и обобщающим характеристикам, помогающим школьникам составить целостные представления об изучаемых исторических эпохах, систематизировать знания, формулировать оценочные суждения.
IНОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮПРОГРАММЫ:
Нормативные документы
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Л.Н. Алексашкина. Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5—9 классы М.: Мнемозина, 2012;
А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев. Программа и тематическое
планирование для общеобразовательных учреждений. История России. 6—9 классы. М.: Мнемозина, 2012.
Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение. 2011 г.
3.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории
4.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования.2004 г
IIВ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВХОДИТ
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе,
IIIЗАДАЧИ КУРСА:
Сформировать собственные суждения об историческом наследии народов мира.
Понимать исторические причины и значения событий народов прошлого.
Использовать знания об историческом пути народов мира в общении с людьмидругой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Познакомить с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, мудрости.
Формировать историческое мышление учащихся.
Воспитать уважение к истории, культуре, традициям народов прошлого, приумножать их культурное достояние.
IVКОМПЕТЕНЦИИ
В результате изучения истории учащиеся должны
Знать/понимать
1.1: а) хронологические рамки Нового времени; б) даты важнейших событий, связанных с изменением политического устройства, социально-экономическими преобразованиями в России и мире в ХУ1-ХУ1 вв.; в) даты социальных выступлений, военных походов и кампаний; г)правителей, государственных деятелей иполитических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие России и стран мира в целом, д) представителей общественной мысли, науки, культуры, деятелей искусства, литературы.
Уметь
2.1Показывать: а) на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи; б) рост территории России в ХVII-ХVIIIвв., крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства.
3.2Описывать: а) положение и образ жизни основных сословий в ХVII-ХVIIIвв.; б) условия жизни людей разного социального положения в странах мира; их влияние на труд и быт людей.
3.3Составлять описание: памятников, общественных зданий и храмов, орудий труда и предметов быта, произведений художественной культуры.
4.1Соотносить факты и общие процессы: а) становления российского абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений вХVII-ХVIIвв.; б) индустриального развития стран, становления гражданского общества.
4.2. Называть характерные черты: а) экономического и социального развития России в ХVII-ХVIIIвв.; б) политического устройства страны, российского абсолютизма; в) развитие духовной культуры России в ХVII-ХVIIIвв.
4.4. Излагать суждения: а) о причинах и последствиях закрепощения крестьян, социальных движений в ХVII-ХVIII вв., реформ Петра 1, дворцовых переворотов, военных кампаний России в ХVIII веке;
V СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п
Название тем
Количество часов
1
Мир в конце XV - ХVIвеке
9
2
Мир в XVII. веке
5
3
Мир в XVIII- начале XIX века
14
4
Россия на рубеже XVI - XVII веков
5
5
Россия в XVII веке
8
6
Россия при Петре I
11
7
Россия в 1725 - 1762 годах
4
8
Россия в 1762 - 1801 годах
12
Резерв
2
Итого
69
VIКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/н
ТЕМА УРОКА
Количество часов
Дата проведения урока
Формы деятельности
7-А, 7-Б
7-В
Мир в конце XV – ХVI веке
9
1
Канун Нового времени. Великие Географические открытия
1
01.09.
Выясняют причины географических открытий
2
Европейское Возрождение. Гуманизм в конце XV - ХУ1веке
1
04.09.
Давать характеристику личности и творчества представителей Высокого ВозрожденияНазывать важнейшие научные открытия и технические изобретения XVI-XVIII вв.,
3
Население и города Европы
1
08.09.
Самостоятельная работа с учебником
4
Зарождение капиталисти-ческого общества
1
11.09.
Сравнивают признаки феодального и капиталистического общества.
5
Реформация
1
15.09.
Знакомство с
понятиями
историческими личностями.
6
Государства Европы в конце XV -ХУ1веке
1
18.09.
Самостоятельная работа с учебником
7
Революция в Нидерландах
1
22.09.
Составление таблицы по теме
8
Страны Востока в XVI веке
1
25.09.
Знакомство с понятиями, историческими личностями.
9
Мир в конце XV - ХУ1веке. Обобщающий урок
1
29.09.
Обобщение знаний по теме.
Мир в XVII веке
5
10
Политическое развитие Европы в XVII веке
1
02.10.
Знакомство с историческими личностями эпохи
11
Люди XVII века и их жизнь
1
06.10.
Работа с учебником
12
Развитие науки в XVII - начале XVIII века
1
09.10.
Знакомство с особенностями развития науки
13
Искусство XVII века
1
13.10.
Знакомство с особенностями развития искусства.
14
Английская буржуазная революция
1
16.10.
Выяснение причинно-
следственных связей
Мир в XVIII- начале XIX века
14
15
Капитализм XVIII века Развитие рыночных отношений.
1
20.10.
Знакомство с понятиями экономики
16
Капитализм XVIII века Развитие рыночных отношений. Урок повторения по теме «Мир в XVIII- начале XIX века»
1
23.10.
Урок повторения и обобщения
17
Новые идеи. Просвещение.
1
27.10
Работа с учебником, составление плана урока
18
2ч.
Государства Европы в XVIII веке
1
06.11
Знакомство с историческими личностями
19
Искусство XVIII века
1
10.11
Знакомство с особенностями развития искусства 1 8 века.
20
Быт горожан в XVIII веке
1
13.11
Самостоятельная работа с учебником
21
Азия, Америка, Африка и Океания в XVII -XVIII веках
1
17.11
Знакомство с картой, понятиями
22
Война за независимость в Северной Америке. Образование США
1
20.11
Выяснение причинно-следственных связей. Работа с источниками
23
Начало Великой французской революции
1
24.11
Выяснение причинно-следственных связей.
24
Политическая борьба во Французской республике
1
27.11
Заполнение таблицы, знакомство с историческими личностями
25
Франция при Наполеоне Бонапарте
1
01.12
Составление плана урока, знакомство с понятиями
26
Франция при Наполеоне Бонапарте
1
04.12
Составление плана урока, знакомство с понятиями
27
Европа в период наполеоновских воин
1
08.12
Заполнение таблицы, знакомство с понятиями
28
Мир в XVIII- начале XIX века. Обобщающий урок.
1
11.12
Обобщение пройденного материала
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ 16- 17 ВЕКОВ
5
29
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
1
15.12
Обобщение по теме. Совершенствование навыков работы с картой.
30-31
Смута
2
18.12.
22.12.
Определение причин смуты, знакомство с историческими личностями
32-33
Окончание Смутного времени
1
25.12
29.12
Обобщение пройденного материала
РОССИЯ В XVII ВЕКЕ
8
34
3ч.
Новые явления в экономике
1
12.01
Оформление таблицы по теме.
35
Основные сословия российского общества
1
15.01
Знакомство с новыми понятиями
36
Политическое развитие страны
1
19.01
Составление схемы по теме.
37
Власть и церковь.
1
22.01
Выяснение причин исторического конфликта
38
Народные движения
1
26.01
Объяснение причин народных выступлений, работа с картой.
39
Внешняя политика
1
29.01
Знакомство с основными направлениями внешней политики, работа с картой
40
Культура и быт русского народа в XVII веке
1
02.02
Знакомство с особенностями развития культуры
41
Россия в XVII веке. Обобщающий урок
1
05.02
Обобщение знаний по теме.
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I
11
42
Предпосылки петровских реформ
1
09.02
Работа с учебником. Составление плана по теме
43
Россия на рубеже веков. Начало правления Петра I.
1
12.02
Составление таблицы по теме
44
Северная война 1700-1721 годов.
1
16.02
Выяснение причин войны, работа с картой
45
Реформы Петра
1
19.02
Составление схемы по теме.
46
Экономическое развитие страны в начале XVIII века
1
26.02
Знакомство с основными понятиями по теме
47
Народные движения первой четверти XVIII века
1
02.03.
Объяснение причин народных
выступлений, работа с картой.
48
Урок повторения по теме Преобразования Петра
1
05.03
Обобщение знаний по теме
49
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века
1
09.03
Знакомство с особенностями развития культуры
50
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века
1
12.03
Знакомство с особенностями развития культуры
51
Дворцовые перевороты 1 725-1 801 г.г.
1
16.03
Выяснение причин дворцовых переворотов, знакомство с историческими личностями
52
Интерактивная игра
1
19.03
Обобщение знаний по теме
РОССИЯ В 1725-1762 ГОДАХ
3
53
4ч.
Дворцовые перевороты 1 725-1 801 г.г.
1
02.04.
Выяснение причин дворцовых переворотов, знакомство с историческими личностями
54
Внутренняя и внешняя политика в 1725-1762 годах
1
06.04
Составление таблицы по теме, работа с картой
55
Внутренняя и внешняя политика в 1725-1762 годах
1
09.04
Составление таблицы по теме, работа с картой
РОССИЯ В 1762-1801 ГОДАХ
13
56
Внутренняя политика Екатерины
1
13.04
Выяснение основных
направлений внутренней политики Екатерины II
57
Крестьянская война Пугачева
1
16.04
Объяснение причин народных выступлений, работа с картой.
58
Экономика России во второй половине XVIII века
1
20.04
Составление плана - конспекта урока
59-60
Внешняя политика Екатерины II
2
23.04, 27.04
Знакомство с основными направлениями внешней политики, работа с картой
62
Россия при Павле
1
30.04
Выяснение особенностей политики при Павле
63
Наука и образование
1
04.05.
Знакомство с особенностями развития культуры
64-65
Развитие художественной культуры
2
07.05
14.05
Знакомство с особенностями развития культуры
66
Быт и обычаи
I
18.05
Составление плана-конспекта урока
67
Обобщающий урок Российская империя в 1762-1801 г.г.
1
21.05
ориентироваться в событиях и исторических фактах
68-69
Викторина
Резерв
2
25.05
28.05
VII КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Тема
Количество часов
Виды контроля
Примерная дата.
7-А, 7-Б
7-В
1
Мир в конце XV -ХУ1веке
1
Тест
29..09
2
Мир в XVIII- начале XIX века.
1
Тест
23.10
3
Россия в XVII веке
1
Тест
05.02
4
Преобразования Петра
1
Тест
05.03
5
Российская империя в 1762-1801 г.г.
1
Тест
21.05
VIII ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п
АвторНазваниеГод изданияИздательство
Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение.
Учебник Всеобщая история 7 класс. А.С.Намазова, Е.Н.Захарова
Новая история XVI-XVIII вв.: 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя, Грибов В.С.
Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени (1500 - 1800 годы). 7 класс. К учебным комплектам: А.С.Намазовой, А.Я. Юдовской и др. (Просвещение)
История Россия конец XVI - XVIII век. Поурочное тематическое планирование 7 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией А. А. Данилова
Рабочая тетрадь. 7 класс. История России. Конец XVI-XVIII век.. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, Данилов А.А.
Учебное электронное издание по всеобщей истории
Учебное электронное издание по истории России 16-18 век, 2 часть
А.А. Данилов Л. Г. Косулина История России 7 класс 2012 Просвещение
Т. И. Тюляева Настольная книга учителя истории 2003 Астрель
С.Ш.Казиев История России в таблицах и схемах 2000 Лист
А.С.НамазоваЕ.Н.Захарова Всеобщая история 2010 Мсосква
К. А. Соловьев Поурочные разработки по Новой истории 2005 Просвещение
Л.Зверева Тесты по истории (5-11 классы). 2012Просвещение
Интернет ресурсы
nttp://ww\v.openclas s.ru/
http://www.uroki.net _/
http://www.vestnik.e _du.ru/
http://peclsovet.org/
http ://mirslovarei ,com/poj
IX ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п/п
Автор
Название
Год издания
Издательство
1
В.Ф.Антонов
Книга для чтения по истории России
1990
Просвещение
2
Д.Соловьев
Наша история
1997
Русское слово
3
Д.Тихомиров
Из истории родной земли
1996
Современник
4
Н.Алеева
Герои русской истории
2000
Москва Белый город
5
С.К. Алиева
Всеобщая история (в таблицах и схемах).
2001
Лист
6
В. Артемов
Всемирная история: вопросы и ответы
1995
Дрофа
Тест по теме: «Мир в конце ХV-ХVI
веке» 7 класс
Iвариант
1. Какое сословие в 16 веке начинает играть ведущую роль в поддержке королевскойвласти
7. Предприятие, основанное на разделении труда называется
а) ремесленная мастерская,
б) мануфактура, в) купеческая компания, г) биржа
8.Непобедимая армада- название флота
а) Англии; б) Франции;
в) Нидерландов; г) Испании
9 Началом Реформации является год а) 1518, б) 1521, в) 1517, г) 152Ь
10.Что означает слово Реформация
а) молитва, б) церковь,
в) преобразование, г) розыск
11.Назовите короля, правившего в 16 веке во Франции
а) Генрих IVБурбон; б) Филипп II; в) Елизавета I; г) Генрих VIII Тюдор
12.Перечислите поэтов и писателей эпохи Возрождения
13.Защитники католической веры и папского престола:
А. Генрих VIII Тюдор;
Б. Карл V
В. Елизавета I Тюдор;
Г. Мария Кровавая;
Д. Екатерина Медичи.
14.Под властью какой страны находились Нидерланды в 16 веке
а) Испания; б) Франция; в) Англия;
г) Германия
Тест по теме: «Мир в конце ХУ-ХУ1 веке» 7 класс
IIвариант
1. Как называется папская грамота об отпущении грехов?
а ) индульгенция, б) инквизиция, в) свиток, г ) книга грехов
2. Религиозные войны между католиками и гугенотами 1562-1598 проходили в (во)
а) Швейцарии; б) Франции; в)Германии;
г) Англии
3. Толчком к развитию капиталистической промышленности послужили... а) развитие торговли,
б) печать денег, в) великие географические открытия ,
в) реформация
4. В каком году был издан Нантский эдикт—документ, регулирующий политические и
религиозные права гугенотов?
а ) 1572 г, б ) 1588 г., в ) 1598 г.,
г ) 1603 г.
5. Время формирования капиталистических отношений в Европе
а) Конец 15-16 века, б) Конец 14-15 века,
в) 13-14 века, г) 16-17 века
6. Кто начал Реформацию: -
а) Мартин Лютер, б) Томас Мюнцер, в)Жан Кальвин, г) Елизавета I
7. Первым обогнул южную оконечность Африки и вышел в Индийский океан в 1498 г.
португалец:
а) Колумб, б) Васко да Гама, в) Магеллан,
г) Кортес
8. Перечислите художников эпохи Возрождения
9. Как называется предприятие, характерезующееся господством ручного труда с
разделением его на отдельные операции
а), завод, б)фабрика , в) мануфактура,
г) ремесленная мастерская..
10. Когда были написаны 95 тезисов Мартина Лютера?
а) 1517 г, б) 1518 г., в) 1519 г., г) 1520г.
11. Противники католической веры и папского престола:
А. Генрих VIII Тюдор;
Б. Карл V
В. Елизавета I Тюдор;
Г. Мария Кровавая;
Д. Екатерина Медичи.
12 .Родиной Возрождения является
а)Англия; б) Италия; в) Франция;
г) Испания
13 .Он был сожжен на костре инквизиции?
а) Бруно, б) Галилей, в) Коперник,
г) Ньютон
14 .В этой стране распространился кальвинизм:
а) Швеция, б) Дания, в) Испания,
г) Швейцария.
Тест по теме «Мир в 18 начале 19 века»
I вариант
1.Что Вольтер имел ввиду под выражением «раздавить гадину»?
а) уничтожить католическую церковь; б) уничтожить религию;
в) уничтожить абсолютизм; г)уничтожить частную собственность;
2.Как называется документ, провозгласивший создание США?
а) Декларация прав американского народа; б) Декларация независимости;
в) Манифест 4 июля; г)Конституция США; д) не имел специального названия;
3.Что такое «Бостонское чаепитие»?
а) первое открытое выступление против английской политики;
б) визит в Америку английскогокороля; в) восстание индейцев;
г) крупнейшая американская торговая фирма;
4.Кто был назначен главнокомандующим армией США?
а) Джордж Вашингтон; б) Томас Пейн; в) Бенджамин Франклин;
г) Генри Форд;д) Томас Джефферсон;
5.Назовите понятие, которое соответствует определению. Основной закон государства –
а) декларация; б) конвенция;
в) конституция; г) манифест
6. Выберите правильный ответ. Конституция США была принята:
а) на II Континентальном конгрессе 4 июля 1776 г.; б) Конгрессом США в 1787 г;
в) на специальном собрании представителей штатов в 1787 г;
7.Расположите в хронологическом порядке этапы Великой Французской революции? а)Директория; б)Якобинская диктатура; в)Термидорианская реакция:
г) Республика
8.Один из лидеров Великой Французской революции, глава якобинцев
а)М.Робеспьер; б)Ж.Дантон;
в) К.Демулен; г)Л.Сен-Жюст
9.Какому событию соответствует 18 брюмера VIII года Республики?
а) падение жирондистов 2 июня 1793 г., б) переворот Наполеона Бонапарта 9 ноября 1799 г.,
в) установление во Франции Империи 18 мая 1804 г.
г) установление республики 22 сентября 1792 г.
10. Согласно принятому документу все граждане были равны перед законом, разрешался развод, утверждалась веротерпимость. Этот свод законов получил название: а) Гражданский кодекс;
б)Торговый кодекс; в) Конституция Франции; г) Манифест Франции
11.Кем был провозглашает Наполеон в 1804г. ?
а) королем Франции; б) первым президентом Франции;
в) императором Франции;
г) премьер-министром Франции
12.Эта система мер, введённая Наполеоном, запрещала всем зависимым от Франции странам торговать с Англией:
а) торговая война
б) континентальная блокада
в) "закрытие" Англии
13. В 1807г. Наполеон заключил мир с Россией в: а) Аустерлице;
б) Йене; в) Тильзите; г) Вене.
14.В 1815году Наполеон отрекся от престола и был сослан на остров
а) Святой Елены; б) Эльба;
в) Корсика; г) Мальта
Тест по теме Мир в 1 8 начале 19 века
II вариант
1
1. Монтескье придумал и ввёл в науку принцип а) разделения властей ;б) верховенства народа; в) всеобщего избирательного права; г) всеобщего среднего образования;
2.Жан-Жак Руссо
а) признавал незыблемость частной собственности; б) только ту собственность, которая нажита
честным путём; в) только мелкую трудовую частную собственность;
г) не признавал частной собственности;
3.Кто автор "Декларации независимости"
а) Джордж Вашингтон; б) Томас Пейн; в) Бенджамин Франклин;
г) Томас Джефферсон;
4.Первым президенте США был избран:
а) Джордж Вашингтон; б) Томас Пейн; в) Бенджамин Франклин;
г) Генри Форд;
д) Томас Джефферсон;
5.Какие страны оказали помощь США в войне с Англией?
а) Германия; б) Испания;
в) Голландия; г) Франция; д) Польша;
е) Япония;
6.Назовите понятие, которое соответствует определению.
Форма правления, при которой высшие органы власти формируются на основе выборов:
10.Как называлась последняя битва, проигранная Наполеоном?
а) Битва под Москвой; б) Битва при Ватерлоо; в) Битва народов;
г) битва у мыса Трафальгар
11.В 1807 году Наполеон подписывает мирный договор с Александром 1, но нарушает его, вторгшись в Россию в: а) 18106) 1812 в) 1813; г) 1814.
12.Период с 1799 до 1804г. историки назвали:
а) империя б) республика в) консульство г) конституционная монархия
13.Наполеон достиг своего могущества в: а) 1807г. б) 1808г. в)1810г. г)181 1г.
14. В 1814 году Наполеон отрекся от престола и был сослан на остров а) Святой Елены; б) Эльба; в) Корсика;
г) Мальта
Тест по теме Россия в 17 веке
I вариант
1. Какие события произошли в царствование Алексея Михайловича?
А) воссоединение Украины с Россией Б) восстание Хлопка В) объявление «Заповедных лет» Г) принятие Соборного уложения Д) Смоленская война
Е) церковная реформа патриарха Никона
Укажите верный ответ:
1)АБД 2)АГЕ 3) БГД 4) ВГЕ
2Какая ярмарка из перечисленных была крупнейшая в XVII веке?
1) Архангельская 3) Псковская
2) Ирбитская4)Царицынская
3 . Прочтите отрывок из сочинения современного историка, и укажите, о восшествии на престол какогоцаря идет речь.
«После длительного и тяжелого смутного времени, множества попыток самозванцев и «непрошенныхгостей» занять престол Россия освободилась от иностранного нашествия. Появилась возможность в болееспокойной обстановке избрать своего царя, не самозванца и не иностранца. В этом была острейшаянеобходимость».
1) Бориса Годунова 3) Василия Шуйского
2) Михаила Романова 4) Федора Иоанновича
4. В каком году заключен Столбовский мир?
1) в 1617 году 2) в 1634 году
3) в 1648 году 4) в 1667 году
5. Какие из перечисленных положений раскрывают значение принятия Соборного Уложения? А) завершение церковной реформы Б) закрепление самодержавия в России
В) окончательное оформление крепостного права Г) создание сословно-представительнойшонархии Д) укрепление централизации государства Е) усиление правовой защищенности крестьянства
Укажите верный ответ:
1)АБВ 2)АГЕ
3) БВД 4)ВГД
6. Каким портом обладала в течении всего в XVII века?
1)Азовом 3) Выборгом
2) Архангельском 4) Мурманском
1. Какое из названных событий произошло позже других?
1) правление Василия Шуйского
3) правление Лжедмитрия 1
2) «Угличская драма» 4) воцарение династии Романовых
8. Понятие «Вечный мир» связано с. отношениями России в XVII в. с
1) Польшей 2) Турцией
3) Швецией 4) Англией
9. Что было одной из причин народных движений в России XVII в. ?
1) окончательное закрепощение крестьян 3) введение рекрутской повинности
2) введение правила «Юрьева дня»
4) введение подушной подати
10. Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича? А) принятие Соборного уложения Б) Северная война В)разделы Речи Посполитой Г) Медный бунт Д) Семилетняя война
Тест по теме Россия в 17 веке
II вариант
1. В каком году было положено начало династии Романовых?
1) 1605г. 2) 1613г.
3) 1645г. 4) 1682г.
2. Восстание под руководством С. Разина произошло в
1) 1606- 1607 гг. 3) 1707- 1708 гг.
2) 1670-1671 гг. 4) 1773-1775 гг.
3. Что из названного произошло в XVII в. ?
1 )крестьянская война под руководством Е. Пугачева
2) церковный раскол
3) Семилетняя война
4) введение опричнины
4. Какие из названных дат связаны с принятием сводов законов в Российском государстве? Укажите две верные даты из четырех предложенных.
1) 1380г. 2) 1550г.
3)1612г. 4) 1649г.
5. Какие из названных дат относятся к социальным выступлениям в России XVII в.? Укажите две верные даты из четырех предложенных.
1) 1613г. 2) 1648г.
3) 1632-1634 гг. 4) 1670-1671 гг.
6. Какое из названных выступлений произойти в царствование Алексея Михайловича?
1) восстание под руководством И. Болотникова
2) Соляной бунт v
3) восстание под руководством Е. Пугачева
4) стрелецкий мятеж («хованщина»)
7. Известными землепроходцами в XVII в. были
1) И. Болотников, К. Булавин
3) М. Шеин, А. Ордин-Нащокин
2) С. Ушаков, Ф. Конь
4) В. Поярков, С. Дежнев
8. Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича? Укажите два верных положения из четырех предложенных.
1) освобождение Москвы от польских интервентов
2) принятие Соборного уложения
3) восстание под руководством С. Разина
4) учреждение коллегий вместо приказов
9. Что из названного появилось в культуре России в XVII в. ? Укажите два верных положения из четырех предложенных.
1) шатровый стиль 2) печатные книги
3) иконы 4) парсуны
10. Раскольниками в России в XVII в. называли
1) участников городских восстаний 1648 г. и 1662 г.
2) противников церковной реформы
3) сторонников Лжедмитрия 1
4) участников восстаний коренного населения Сибири
11. Какой век российской истории получил название «бунташного»?
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
12. Окончательное закрепощение крестьян произошло в результате принятия
1) Судебника Ивана IV 3) Соборного уложения
2) Указа об урочных летах 4) Жалованной грамоты дворянству
13. В результате реформ патриарха Никона в XVII в.
1) было введено патриаршество 3) произошел церковный раскол
2) учрежден Святейший Синод 4) проведена секуляризация церковных земель
14.Какое из названных имен связано с вхождением Украины в состав Российского государства в XVII в.?
1) Богдан Хмельницкий 3) Кондратий Булавин
2) Иван Мазепа 4) Степан Разин
15. Отметьте причину народных выступлений в XVII в.
1) окончательное складывание крепостной системы
2) борьба России за выход к Балтийскому морю
3) увеличение ясака
4) недовольство правлением самодержцев
16. Военное вмешательство одного государства во внутренние дела другого называется
1) конвенцией 3) интеграцией
2) интервенцией 4) колонизацией
17. Какое из названных имен связано с расколом Русской православной церкви в XVII в. ?
1) Макарий 3) Никон
2) Сергий Радонежский 4) Адриан
18. Для культуры конца XVII в. было характерно
1) усиление влияния церкви на живопись и литературу
2) «обмирщение» художественного творчества
3) усиление культурного влияния Византии 1
4) широкое каменное гражданское строительство
19. Какое из явлений характерно для экономического развития России в XVII в. ?
1) начало железнодорожного строительства
2) начало промышленного переворота
3) появление монополий
4) начало складывания всероссийского рынка
20. С каким из событий, процессов связано «дело патриарха Никона»?
1) созданием Святейшего Синода в XVIII в.
2) секуляризацией церковных земель во второй половине XVIII в.
3) учреждением патриаршества в России в конце XVI в.
4) церковными реформами XVII в.
Контрольный тест по теме: «Правление Петра 1»
Вариант I
1. Петр I родился в:
а) 1676 г., б) 1672 г., в) 1674 г.
2. Первый Азовский поход состоялся в: а)1695 г., 6)1696 г., в)1697г.
3. Областная реформа: а) 1702г;
б) 1708г.; в) 1714г; г) 1719г
4. Как называлось в монархических государствах: временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
5. Азовские походы завершились:
а) переходом крепости Азов к России;
б) полной неудачей русской армии;
в) получением России выхода в Черное море.
6. После смерти царя Федора:
а) сложилось двоевластие;
б) на престол взошла царевна Софья;
в) началось самостоятельное правление Петра;
г) началось самостоятельное правление Ивана.
7. Главная причина Северной войны:
а) борьба за выход в Северное море;
б) борьба против владычества Шведов на Балтике;
в) вторжение шведов на территорию Украины
8. Рекрутская повинность - это:
а) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре;
б) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии;
в) государственный налог с крестьян на содержание армии;
г) обязанность податного сословия выставлять определенное количество солдат.
9. Экономическая политика, направленная на накопление денег в стране: А) меркантилизм;
б) протекционизм;
в) абсолютизм.
10. Петр 1 назвал матерью Полтавской баталии: а) Нарвское сражение;
б) штурм Нотебурга; в) сражение под Лесной; г) битву при Ниешансе.
11. В результате Прутского похода:
а) Россия утвердилась на Азовском море; б) Россия потерпела
поражение оттурецко-крымской армии; в) крепость Азов перешла к России;
г) ускорилось 4 завершение Северной войны.
12. Посессионные крестьяне - это:
а) помещичьи крестьяне, которые отрабатывали денежный оброк в зимнее время в городе; б) государственные крестьяне, прикрепленные к казенным заводам; в) крепостные крестьяне, принадлежавшие частным заводам, на которых они работали; г) дворовые крестьяне, отрабатывающие подать на заводах.
13. Важнейший итог Полтавской битвы: а) перелом в ходе войны в пользу России; б) распад Северного союза;
в) потеря русскими войсками Нарвы;
г) отказ Карла XII от похода на Москву.
14. Главный итог экономической политики Петра I: а) превращение России в индустриальную державу;
б) рост благосостояния всего населения; в) значительный скачок в развитии хозяйства; г) развитие свободного предпринимательства.
15. В 1722 году : а) была принята Табель о рангах; б) подписан указ о единонаследии; в) создана Тайная канцелярия; г) проведена городская реформа.
16. Тормозом в развитии мануфактур было: а) вотчинное землевладение;
б) ремесленные цеха; в) крепостное право; г) отсутствие поддержки со стороны государства.
17. По указу о единонаследии: а) дворянам поместья предоставлялись на условиях несения службы; б) боярские вотчины не могли дробиться при наследовании; в) дворянские поместья оказывались в более выгодном положении, чем вотчины; г) поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам.
18. В период царствования Петра I появились: а) земства; б) приказы;
в) коллегии; г) министерства.
19. Знаменитое пособие с правилами хорошего тона называлось:
21. Выберите правильные утверждения: Особенностями реформ Петра были:
а) планомерность
проведения реформ; б) стихийность принятия реформ; в) жесткий курс реформ; г) направленность реформ на Запад;
д) отмена крепостного права
22. Установите соответствие:
1. В. В. Голицын;
2. П. И. Ягужинский;
3. Ф.П.Лефорт;
4 А. Меньшиков
5. Б. П. Шереметьев;
6. Стефан Яворский
А) первый российский фельдмаршал. Он отличался тем, что действовал осторожно, собирал
основательно сведения о расположении и численности противника, а нападал неожиданно и толькоимея численный перевес.
Б) Происходил из простолюдинов, в детстве торговал в Москве пирожками. Случайно попал вПреображенское и стал денщиком царя. Природная смекалка, храбрость на поле боя, личнаяверность и преданность царю сделали его незаменимым для Петра.
В) прекрасно образованный, он свободно говорил по-польски, на латыни, покровительствовал
иностранцам. Он слыл сторонником сближения России с Западной Европой. Судьба вознесла его нароль фактического правителя России, но вскоре фортуна изменила ему. Он был отправлен вссылку, где умер.
Контрольный тест по теме: «Правление Петра 1»
Вариант 2
Определите точную дату.
1. Петр I венчался на царство в: а) 1676 г., б) 1689 г., в) 1682 г.
2. Северная война состоялась в:
а) 1699-1721 г., б) 1700-1721 г.,
в) 1700-1722г.
3. Учреждение Сената:
а) 1701 г.; б) 1710г.;
в) 1711г.; г) 1721г.
4. Введение коллегий:
а) 1718-1720 гг;
б) 1720-1722гг.;
в) 1716-1720гг.
5. Фактическая власть после смерти Федора Алексеевича принадлежала:
а) Матери Петра - Наталье Нарышкиной;
б) наставнику Петра Никите Зотову;
в) родственникам Ивана Милославским;
г) царевне Софье
6. Экономическая политика, направленная на поддержку отечественного производителя называется:
А) меркантилизм;
б) протекционизм;
в) абсолютизм.
7. Цель России в Азовских походах:
а) разгром Крымского ханства;
б) борьба за выход к южным морям;
в) заключение мира с Османской империей.
8. Главная официальная цель Великого посольства:
а) укрепление связей с западными странами;
б) поиск союзников для борьбы с Швецией;
в) Создание антитурецкого союза европейских государств;
г) заключение торговых соглашений со странами Западной Европы.
9. Рекрутская повинность - это:
а) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре;
б) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии; в) государственный налог с крестьян на содержание армии;
г) обязанность податного сословия выставлять определенное количество солдат.
10. Сражение, которое Петр 1 называл «морской Полтавой»:
а) у мыса Гангут;
б) у острова Гренгам;
в) около Аландских островов; у острова Эзель.
11. Уроки «нарвской конфузии» показали необходимость: а) ускорения реформ в армии; б) поиска новых союзников в борьбе с Швецией; в) строительства крепостей в устье Невы; г) установления единого командования;
12. Городское управление с 1720 года стали осуществлять:
а) наместники;
б) магистраты;
в) городские думы;
г) городские управы.
13. В ходе церковной реформы Петр I
а) упразднил патриаршество;
б) конфисковал обширные владения церкви; в) отделил церковь от государства; г) изменил летоисчисление.
14. В период царствования Петра 1 произошло разделение территории России на:
а) уезды;
б) уделы;
в) губернии;
г) волости.
15. Главная причина экономических реформ Петра I:
а) начало Северной войны;
б) Азовские походы;
в) стрелецкий бунт 1689 года;
г) поездка царя в Европу.
16. В мануфактурном производстве в петровские времена использовался труд:
а) только наемных рабочих;
б) посошных людей;
в) приписных крестьян;
г) посадского населения..
17. Приписные крестьяне - это:
а) помещичьи крестьяне, которые отрабатывали денежный оброк в зимнее время в городе;
б) государственные крестьяне, прикрепленные к казенным заводам; в) крепостные крестьяне, принадлежавшие частным заводам, на которых они работали;
г) дворовые крестьяне, отрабатывающие подать на заводах.
18. В ходе налоговой реформы:
а) все посадское население облагалось тяглом;
б) вводилась подворная подать;
в) освобождались от налогов владельцы мануфактур;
г) устанавливалась подушная
19. Первая печатная газета называлась:
а) «Четьи-Минеи»;
б) «Ведомости»;
в) «Апостол»;
г) «Часослов».
20. Восстановите последовательность событий: а) областная реформа; б) создание Сената;
в) второй стрелецкий бунт; г)введение нового летоисчисления; д)Азовские походы;
е) Основание Санкт-Петербурга.
21. Выберите правильные утверждения: Особенностями реформ Петра были:
а) планомерность
проведения реформ;
б) стихийность принятия реформ;
в) жесткий курс реформ;
г) направленность реформ на Запад;
д) отмена крепостного права
22. Установите соответствие:
1. В. В. Голицын;
2. П. И. Ягужинский;
3. Ф.П.Лефорт;
4.А. Меньшиков
5. Б. П. Шереметьев;
6. Стефан Яворский
А) швейцарец из Женевы. Был первым русским адмиралом. Начальник русского флота в Азовскомпоходе, затем, один из руководителей Великого посольства. Принимал активное участие встроительстве регулярной армии.
Б) происходил из семьи бедного литовского органиста, служившего в немецкой слободе. Мальчиком
попал в деньщики к Петру и сумел снискать его доверие. Был назначен генерал-прокурором Сената,
в котором, по выражению Петра, должен был быть «оком государевым»
Тесты по теме «Россия в 1762-1801 годах»
I вариант
1. В каком ряду названы годы крестьянских восстаний ХУП-ХУШ вв. ?
1) 1606-1607 г., 1705-1706 гг.
2) 1613-1645 гг., 1760-1762гг.
3) 1632-1634 гг., 1768-1774 гг.
4) 1670-1671 гг., 1773-1775 гг.
2. Расположите в хронологической последовательности следующие события.
1) восстание под руководством К. Булавина
2) Медный бунт в Москве
3) крестьянская война под руководством Е. Пугачева
4) восстание под руководством И. Болотникова
3. Кто из названных лиц выступил под именем Петра III?
1) Емельян Пугачев
2)Степан Разин
3) Салават Юлаев
4) Григорий Отрепьев
4. Кто из названных лиц входил в число сподвижников, помощников Екатерины II в государственных делах?
1) Ф. Лефорт, А. Д. Меншиков 3) А. П. Волынский, Э. И. Бирон,
2) Г. А. Потемкин, Н. И. Панин 4) М. И. Воронцов, П. И. Шувалов
5. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать», — это
1) П.А.Румянцев 3) Ф.Ф.Ушаков
2) А. В. Суворов 4) М. И. Кутузов
6. Какие из названных документов были составлены и изданы в XVIII в. ? Укажите два верных названия из четырех предложенных.
1) Соборное уложение 3) Русская Правда
2) Табель о рангах 4) Жалованная грамота дворянству
7. Какие из названных событий произошли ё царствование Екатерины II? Укажите два верных
8. Какие из названных дат связаны с разделами Речи Посполитой?
1) 1700г., 1709г., 1721 г. 3) 1768г., 1774г., 1791 г.
2) 1725 г., 1730 г., 1741 г. 4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.
9. Секуляризацию церковных земель провела:
1) Екатерина!
2) Екатерина II
3) Анна Ивановна
4) Елизавета Петровна
10. Рост территории России во второй половине XVIII в. произошел за счёт присоединения:
1) Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии
2) Правобережной Украины, Белоруссии, Северного Причерноморья
3) Сибири и Дальнего Востока
4) Средней Азии и Казахстана.
П. В разделах Польши Россия участвовала вместе с:
1) Францией 2) Швецией
3) Пруссией 4) Саксонией.
12. Укажите годы правления Екатерины II
1) 1762-1784гг. 3) 1762 - 1791 гг.
2) 1762-1794гг. 4) 1762 - 1796 гг.
13. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов?
1) Алексей Михайлович, Петр II
2) Петр I, Павел I
3) Екатерина I, Петр III
4) Елизавета Петровна, Екатерина II
14. Основной задачей внешней политики России во второй половине XVIII в. являлась (лось)
1) борьба за выход к Балтийскому морю 3) продвижение в Западную Сибирь
2) борьба за выход к Черному морю 4) завоевание колоний на Балканах
15. Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота:
1) Карамзин Н.М. 3) Потёмкин Г.А.
2) Орлов А.Ф. 4) Москвитин И.Ю.
16. Прочтите отрывок из труда С.Ф.Платонова «Лекции по русской истории» и укажите, а каком собрании в нем идет речь:
Для составления нового кодекса манифестом 14 декабря 1766 года были вызваны в Москву представители сословий и присутственных мест... В эту комиссию дворянство каждого уезда должно было послать одного депутата; каждый город, независимо от его величины, - тоже одного депутата, черносошные (государственные) крестьяне - из каждой провинции по одному депутату... Депутат обеспечивался на все время казенным жалованием и должен был привезти в Москву инструкцию от своих избирателей с изображением из нужд и желаний. Эти инструкции получили название депутатских наказов».
1) Верховном тайном совете 3) Сенате
2) Высочайшей конференции 4) Уложенной комиссии
17. «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» был издан
1)Петром I
2) Екатериной II
3) Петром III
4) Елизаветой Петровной
18. Царствование Екатерины II принято считать:
1) апогеем самодержавия
2) периодом бироновщины
3) периодом промышленного переворота в России
4) эпохой просвещенного абсолютизма-
19. Какое событие произошло в 1785 году? .,..
1)вхождение Крыма в состав России -
2) издание «Жалованной грамоты городам»
3) открытие Академии художеств
4) первый раздел Польши
20. Что было одной из причин начала Пугачевского бунта?
1) введение рекрутской повинности
2) запрещение продавать крестьян без земли
3) ликвидация казачьих вольностей
4) предоставление иностранным купцам права беспошлинной торговли на Волге
Тесты по теме «Россия в 1762-1801 годах»
II вариант
1. Что из названного относилось к результатам внешней политики Екатерины II? Укажите два верных положения из четырех предложенных.
1) присоединение Крыма
2) завоевание выхода к Балтийскому морю
3) присоединение Западной Сибири
4) превращение России в черноморскую державу
2. Какие из названных военных действий имели место в ходе восстания под руководством Е. И. Пугачева?
1) осада Нарвы, битва при Лесной 2) осада Оренбурга, взятие Казани
3) взятие Царицына, осада Симбирска
4) осада Очакова, сражение на р. Рымнике
3. В приведенном ниже списке предоставлены события, произошедшие в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины П. Выберите из списка события, относящиеся к эпохе Екатерины И.
1) введение на Украине крепостного права
2) начало Семилетней войны
3) отмена внутренних таможен
4) первый раздел Польши
5) создание Уложенной комиссии
6) издание указа о праве помещика ссылать крепостных в Сибирь.
4. К мещанам (1775-1917) в Российской империи НЕ относились:
1) ремесленники
2) казаки.
3) мелкие торговцы
4) домовладельцы
5. Какое из названных событий произошло в царствование Екатерины II ?
1) пугачевщина
2) смута
3) церковный раскол
4) провозглашение России империей
6. Какое из перечисленных выступлений получило название крестьянской войны?
1) Соловецкое восстание
3) восстание под руководством К. Булавина
2) Медный бунт
4) восстание под руководством Е. Пугачева
7. Основной задачей внешней политики России во второй половине XVIII в. являлась (лось)
1) борьба за выход к Балтийскому морю 3) продвижение в Западную Сибирь
2) борьба за выход к Черному морю 4) завоевание колоний на Балканах
8. Для политики просвещенного абсолютизма характерно
1) преувеличенное представление о роли законов в управлении государством
2) отсутствие крепостного права
3) отсутствие сословных различий
4) обоснование идеи неограниченности самодержавной власти
9. Учреждение Вольного экономического общества связано с
1) политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
2) реформами Петра I
3) реформами Избранной Рады
4) внутренней политикой Павла I
10. Документ, представленный Екатериной II Уложенной комиссии, назывался
1) «Наказ» 3) «Уложение»
2) «Устав» 4) «Жалованная грамота»
11. Территория, на которой разрешалось в России постоянное проживание евреев, называлась 1) колонией 3) чертой оседлости
2) местничеством 4) опричными землями
12. Что из названного относилось к результатам внешней политики Екатерины П? Укажите два верных положения из четырех предложенных.
А) присоединение Крыма
Б) завоевание выхода к Балтийскому морю
В) присоединение Западной Сибири
Г) превращение России в черноморскую державу
13. Что из названного характеризует внутреннюю политику Екатерины II? А) принятие указа об обязательной службе для дворян Б) проведение губернской реформы В) учреждение министерств Г) учреждение Государственного совета Д) созыв Уложенной комиссии Е) проведение секуляризации церковных земель
14. Что из названного было одним из результатов принятия в XVIII в. «Манифеста о вольности дворянской» и «Жалованной грамоты дворянству»?
1) освобождение дворян от обязательной службы
2) введение денежного налога - подушной подати
3) ограничение дворянских прав и привилегий
4) ликвидация белых слобод
15. Что было одной из причин начала Пугачевского бунта?
1) введение рекрутской повинности
2) запрещение продавать крестьян без земли
3) ликвидация казачьих вольностей
4) предоставление иностранным купцам права беспошлинной торговли на Волге
16. В результате принятия Екатериной II Жалованной грамоты дворянству
1) учреждены дворянские ассамблеи
2) созданы земства, руководимые дворянством
3) служба для дворян стала обязательной
4) были закреплены права и привилегии российского дворянства
17. «Манифест о вольности дворянской», «Жалованная грамота дворянству» характеризовали процесс
1) законодательного оформления прав дворянства как господствующего сословия
2) решения крестьянского вопроса
3) осуществления реформ в области государственного управления
4) введения обязательной службы для дворян
18. Что из названного относится к результатам политики Екатерины II в крестьянском вопросе
1) возможность для крепостных крестьян перейти на положение «вольных хлебопашцев»
2) ограничение барщины тремя неделями в неделю
3) распространение на Левобережную Украину крепостного права
4) ограничение прав помещиков наказывать крепостных крестьян
19. Что из названного относится к губернской реформе Екатерины II
1) разделение территории страны на восемь губерний
2) формирование органов земского самоуправления губернаторами
3) подчинение губернаторов коллегиям
4) упразднение провинций, введение единообразной системы губернского правления
20. Что из названного относится к политике Екатерины II в области образования
1) открытие Московского университета
2) учреждение Шляхетского (дворянского) корпуса для подготовки офицеров