Методическая разработка. Рабочая программа по истории..5 класс
Методическая разработка. Рабочая программа по истории..5 класс
Данная рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой по истории под редакцией Л. Н. Алексашкиной и учитывает использование УМК:
Л.Н. Алексашкина. Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. 5—9 классы
Учебник «История Древнего мира» 5 класс. А.А.Вигасан, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.
Универсальные поурочные разработки по Истории древнего мира, 5 класс к учебному комплекту: А.А.Вигасина
Учебное электронное издание по Истории Древнего мира.
допущенный Департаментом образовательных стандартов общего образования РФ Министерства образования РФ по истории для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(начальное общее основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов ____68_________
Учитель высшей категории: Канзафарова И.И.
(ФИО)
Программа разработана на основе:__1._ Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение. 2011 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2. Л.Н. Алексашкина. Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение. 2011 г.3. Авторская программа: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира».- М.: «Просвещение», 2009г. 16-е издание, 5кл.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой по истории под редакцией Л. Н. Алексашкиной и учитывает использование УМК:
Л.Н. Алексашкина. Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. 5—9 классы
Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение. 2011 г.
Учебник «История Древнего мира» 5 класс. А.А.Вигасан, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.
Универсальные поурочные разработки по Истории древнего мира, 5 класс к учебному комплекту: А.А.Вигасина
Рабочая тетрадь.5 класс. История Древнего мира. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, Г.И. Годер
Учебное электронное издание по Истории Древнего мира.
допущенный Департаментом образовательных стандартов общего образования РФ Министерства образования РФ по истории для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.). В основу планирования курса взята авторская программа: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История древнего мира».- М.: «Просвещение», 2009г. 16-е издание, 5кл. Данная рабочая программа рассчитана на общеобразовательную школу (68 час.), на 2 учебных часа в неделю.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. В процессе обучения у учащихся формируется яркий образ эпохи Древнего мира, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны для понимания современных общественных процессов.
Программа для 5 класса состоит из 4 разделов: «Жизнь первобытных людей», «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим». Каждый раздел интересно и увлекательно знакомит с жизнью, обычаями, нравами, культурой древних народов.
Содержание обучения истории отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода в классах совершенствуются познавательнаяуниверсальная, коммуникативная и регулятивная компетенции.
Познавательные универсальныеучебные действия - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
Коммуникативные универсальные учебные действия - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные универсальные учебные действия - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации
Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы
1
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
2
Л.Н. Алексашкина. Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. 5—9 классы М.: Мнемозина, 2012;
3
Авторская программа по истории Древнего мира: А.А. Вигасин, Г.И. Годер - М.: «Просвещение», 2009г. 16-е издание
4
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории
5
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (2004 г.)
II. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
III. ЗАДАЧИ КУРСА
Курс ставит перед собой задачу формировать историческое мышление, дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Воспитать уважение к истории, культуре, традициям народов прошлого, приумножать их культурное достояние.
IV. КОМПЕТЕНЦИИ
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
V. СТРУКТУРА КУРСА
«История Древнего мира» в 5 классе
№
Наименование раздела
Примерное кол-во часов
1
Введение.
2
2
Жизнь первобытных людей
7
3
Древний Восток
20
4
Древняя Греция
21
5
Древний Рим
19
Итого
68
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол. часов
Дата
проведения
Виды учебной деятельности
5-А
5-Б
5-В
5-Г
Вводный урок. Откуда мы знаем как жили наши предки
1
1.09
3.09
3.09
03.09
Вписывают недостающие слова, вносят дополнение в рисунок
Запоминают основные и промежуточные стороны горизонта
Древнейшие люди
1
05.09
05.09
04.09
05.09
Заполняют контурную карту «Древнейшие люди на земле»
Родовые общины охотников и собирателей
1
08.09
10.09
10.09
10.09
Письменно отвечают на вопросы к рисункам нашего времени
Возникновение искусства и религиозных верований
1
12.09
12.09
11.09
12.09
Вписывают недостающие слова, отвечают на вопросы к рисунку «Первобытный похоронный обряд»
Возникновение земледелия и скотоводства
1
15.09
17.09
17.09
17.09
Заполняют контурную карту «Древнейший район земледелия», вписывают недостающие слова, находят ошибки в тексте.
Появление неравенства и знати
1
19.09
19.09
18.09
19.09
Решают кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы»
Счет лет в истории.
1
22.09
24.09
24.09
24.09
Заполняют линию времени
Обобщение по теме: «Жизнь первобытных людей»
1
26.09
26.09
25.09
26.09
Тестирование по вариантам:
Первобытные собиратели и охотники
Первобытные земледельцы и скотоводы
Повторение раздела «Жизнь первобытных людей»
Государство на берегах Нила
1
01.10
01.10
30.09
30.09
Вписывают недостающие слова (Египет, фараон) отвечают на вопросы и выполняют задание по рисунку в рабочей тетради на стр.18-19
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
1
03.10
03.10
03.10
03.10
Заполняют контурную карту «Древний Египет»на стр.20, заполняют линию времени
Отвечают на вопросы к рисунку в задании № 19. Вписывают недостающие слова «Главное в законах Солона» - №24.
Древняя Спарта
1
21.01
21.01
23.01
23.01
Работают с картой (стр. уч.115), проверяют себя: по вопросам
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
1
23.01
23.01
27.01
27.01
Заполняют контурную карту «Основание греческих колоний» зад.№ 26, вписывают недостающие слова : торговля между городами Греции и колониями.
Олимпийские игры в древности
1
28.01
28.01
30.01
30.01
Вписывают недостающие слова «Олимпийские игры в древности»
Марафонская битва.
1
30.01
30.01
03.02
03.02
Вспоминают главные сражения греков с персами, Вписывают недостающие слова, буквы и даты, описывают по рисунку вооружение греков
Нашествие персов на Элладу.
1
04.02
04.02
06.02
06.02
Объясняют факт особенностей персидской армии, и почему граждане Греции добровольно шли на смертный бой
В гаванях афинского порта Пирей
1
06.02
06.02
10.02
10.02
Заполняют контурную карту «Город Афины в 5-м веке до н.э.» отвечают на вопросы «Население Афин»
В городе богини Афины
1
11.02
11.02
13.02
13.02
Рассматривают рисунок и заполняют пропуски в тексте. Объясняют значение слов: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, портик, описывают рисунок «Шествие на Окрополь, составляют рассказ от имени путешественника»
В афинских школах и гимназиях.
1
13.02
13.02
17.02
17.02
Объясняют значение слов: стиль, палестра, гимнасий.Описывают урок гимнастики по рисунку «В палестре»
В театре Диониса
1
18.02
18.02
20.02
20.02
Объясняют значение слов: сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия. Описывают здание театра и представление комедии по рисунку «Птицы»
Афинская демократия при Перикле
1
20.02
20.02
24.02
24.02
Объясняют значение слов: оратор. Отвечают на вопросы «Что вы знаете о Народном собрании в Афинах?» Описывают рисунок «Народное собрание в Афинах» стр.191 уч. Знакомятся с документом на стр.193 – отрывок из речи Перикла.
Города Эллады подчиняются Македонии
1
25.02
25.02
27.02
27.02
Проверяют себя отвечая на вопросы, работа с картой стр. 115, Описывают рисунок «Македонская фаланга стр.197»
Поход Александра Македонского на Восток
1
27.02
27.02
03.02
03.02
Заполняют контурную карту «Походы Александра Македонского на Восток», находят города с одинаковыми названиями, описывают рисунок «Переход через реку Граник» рис. на стр.201.
9. Древние египтяне почитали священных животных. Это были:
а) бык; в) кенгуру; д) кошка;
б) медведь; г) верблюд; е) крокодил.
10. Во времена правления фараона Тутмоса Третьего египетское войско имело на вооружении:
а) кольчуги;
б) боевые колесницы;
в) лук и стрелы;
г) стенобитные снаряды (тараны);
д) длинные копья и кинжалы;
е) шарообразные булавы;
ж) короткие копья — дротики.
11. Жители Египта использовали для письма:
а) пальмовые листья; в) папирус;
б) глиняные таблички; г) бамбуковые дощечки.
12. Древнеегипетская школа готовила:
а) земледельцев; в) жрецов;
б) писцов; г) вельмож.
ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ
ВАРИАНТ 1
1. Один из самых знаменитых и могущественных царей Вавилнии Хаммурапи правил с:
а) 1982 по 2001 год до н.э.;
б) 1849 по 1799 год до н.э.;
(в) 1792 по 1750 год до н.э.;
г) 1700 по 1760 год до н.э.
2. Широкое применение железа в ремесле начинается около:
а) 13 века до н.э.; в) 10 века до н.э.;
б) 11 века до н.э.; г) 8 века до н.э.
3. Страна Двуречье расположена между реками:
А) Тигр и Евфрат; в) Иордан и Евфрат; б) Нил и Тигр; г) Евфрат и Нил.
4. В 10-м веке до н.э. в верхнем течении Тигра располагала страна:
а) Вавилония; в) Сирия; С) Ассирия;
г) Финикия.
5. В 6-м веке до н.э. персами были завоеваны:
(а) Лидия; ж) Египет;
б) Греция; е) Китай;
(в) Мидия; д) Вавилония,
г) Италия;
6. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары... Торговцы захватили и отплыли в Египет...»:
(в) Финикия;
а) Палестина;
7. Достижения ассирийцев в области культуры и военного дела:
а) деление часа на- 60 минут;
б) изобретение тарана;
в) строительство висячих садов Семирамиды;
г) создание сказаний о Гильгамеше;
(д) строительство царского дворца в Ниневии;
(е) применение железного оружия;
организация библиотеки глиняных книг.
8. Существенный вклад в становление могущества персидской державы внесли правители:
а) Дарий Первый;
б) Крез;
в) Кир Великий;
г) Камбиз.
9). Народ, почитавший одного бога Яхве:
а) египтяне; в) евреи;
б) вавилоняне; г) филистимляне.
10). Первую монету в мире из сплава золота с серебром стали чеканить в:
а) Мидии;
б) Лидии;
в) Финикии;
г) Персии..
б) Египет;
г) Персия.
11)Жители Двуречье почитали богов:
а) солнца; г) плодородия;
б) пустыни; д) воды;
в) луны; е) моря.
12)Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:
1. Палестина.
2. Египет.
а) храм в Иерусалиме;
б) пирамида фараона Хеопса;
в) аллея сфинксов;
г) царский дворец Соломона.
ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ
ВАРИАНТ 1
1. Китай находится в:
а) Западной Азии;
б) Восточной Азии;
в) Западной Европе;
г) Северной Америке.
2. В древности индийцы селились на берегах рек:
а) Инд и Ганг;
б) Инд и Евфрат;
в) Ганг и Тигр;
г) Янцзы и Хуанхэ.
3. В Индии долину Ганга покрывали густые, труднопроходимы леса:
а) тайга;
б) роща;
в) джунгли;
г) се льва.
4. В 3-м веке до н.э. первым властителем объединенного был:
а) Ашшурбанапал;
б) Конфуций;
в) Кир;
г) Цинь Шихуан.
5. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались:
а) брахманы;
б) воины;
в) цари;
г) писцы.
6. Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных:
а) свирепого льва;
б) добродушной кошки;
в) хитрой обезьяны;
г) ловкого леопарда.
7. В Индии божественной кормилицей, матерью называли:
в) корову;
г) зебру.
а) антилопу;
б) обезьяну;
8. По мнению Конфуция, ученый не дорожит:
а) золотом;
б) верностью;
в) драгоценными камнями;
г) мудростью.
9. Образованными людьми в Китае считали тех, кто писал:
а) грамотно;
б) красиво;
в) грамотно и красиво;
г) разборчивым почерком.
10.«Благородный человек винит себя, а ничтожный — других», — говорил:
а) Будда;
б) Конфуций;
в) Соломон;
г) Моисей.
11.Тонкие и воздушные шелковые ткани научились изготавливать в:
а) Египте; в) Китае;
б) Индии; г) Ассирии.
12.Торговцы разных стран мира везли из Китая:
а) сахар; в) папирус;
б) чайный лист; г) кофейные зерна.
ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ
ВАРИАНТ 1
1. Во 2-м тысячелетии до н.э. греческие племена жили:
а) на островах Эгейского моря;
б) на восточном побережье Средиземного моря;
в) в южной части Балканского полуострова;
г) в западной части полуострова Малая Азия.
2. Большую часть территории Греции покрывают:
а) крутые и обрывистые горы;
б) плодородные равнины;
в) труднопроходимые джунгли;
г) огромные пустыни.
3. Могущественный древнейший греческий город Микены расположен на скалистом холме:
а) в Северной Греции; в) в Средней Греции;
б) на острове Крит; г) в Южной Греции.
4. Причиной Троянской войны было стремление греков:
а) укрепиться по берегам Черного моря;
б) завоевать побережье Малой Азии;
в) господствовать на Средиземном море;
г) получить яблоко раздора богини ссор Эриды.
5. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:
а) Иштар;. в) Ариадной;
б) Семирамидой; г) Еленой Прекрасной.
6. Бесстрашный Тесей, сын Эгея, прославился тем, что:
а) помог бежать Дедалу и Икару с острова Крит;
б) убил минотавра в лабиринте острова;
в) возглавил оборону крепости Иерихон;
г) хитростью захватил богатый город Вавилон.
7. Поэма Гомера о троянской войне названа «Илиадой» по:
а) имени греческого царя;
б) второму названию города Трои;
в) имени троянского царя;
г) названию греческого города.
8. Осада греками Трои закончилась тем, что:
а) троянцы разбили войско греков;
б) греки разрушили и сожгли Трою;
в) греки заключили перемирие с троянцами;
г) троянцы запросили мира у греков.
9. Установите последовательность событий, описанных в поэме «Илиада»:
а) гибель и похороны царевича Трои Гектора;
б) Гектор возглавляет атаку на греческий лагерь;
в) поединок Ахиллеса с Гектором;
г) прощание Гектора с Андромахой;
д) смерть Патрокла от руки Гектора;
е) ссора Ахиллеса с Агамемноном из-за рабыни.
10. Успешного плавания кораблю греки просили у бога:
а) Зевса; в) Аида;
б) Посейдона; г) Гермеса.
11. Греки верили, что главные боги живут во дворцах:
а) острова Крит; в) на дне Эгейского моря;
б) на вершине Олимпа; г) высоко в небе.
12. Каким занятиям людей покровительствовали боги:
а) Гефест; 1) кузнечное дело;
б) Афина; 2) ткачество и ремесло;
в) Дионис. 3) виноградарство;
4) военное дело.
ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ
ВАРИАНТ 1
1. Полис — это:
а) область в Южной Греции;
б) небольшой самостоятельный город-государство в Греции;
в) страна Греция;
г) небольшой самостоятельный город на острове Крит.
2. В Афинском полисе Совет знати назывался:
а) архонтом; б) демосом; в) ареопагом; г) кастой.
3. Они «писаны не чернилами, а кровью». Так греки говорили о законах:
а) Дракона; б) Хаммурапи; в) Миноса; г) Ману.
4. По законам Солона, архонтом мог быть избран грек:
а) знатный и богатый;
б) незнатный, но богатый;
в) незнатный и бедный;
г) знатный, но разорившийся.
5. В древней Спарте за соблюдением всех законов следил:
а) демос; в) Совет старейшин;
б) архонт; г) Совет знати.
6. Главным занятием спартанцев было:
а) ремесло; в) военное дело;
б) земледелие; г) рыболовство.
7. Греки покидали Родину и основывали колонии из-за:
а) набегов кочевых племен скифов;
б) угрозы голода и долгового рабства;
в) вторжения северных племен дорийцев;
г) ожесточенной борьбы демоса и знати;
д) надежды завязать торговлю с новыми поселениями;
е) увеличения притока рабов в Афины.
8. Бог Зевс повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии в память о победе над богом: а) Гермесом; б) Посейдоном; в) Кроном; г) Аидом.
9. На Олимпийских играх знаменитым бегуном и кулачным борцом считался:
а) Милон; б) Феаген; в) Полидам; г) Скил.
10. Царь персов Ксеркс покинул Грецию после:
а) Марафонской битвы;
б) боев в Фермопильском ущелье;
в) Саламинского сражения;
г) битвы при Платеях.
11. Соотнесите события с именами исторических деятелей:
а) Ксеркс; 1) Марафонская битва;
б) Мильтиад; 2) Троянская война;
в) Солон. 3) бои в Фермопильском .ущелье;
4) отмена долгового рабства;
5) Олимпийские игры;
6) создание трагедии «Персы».
12. Соотнесите события с датами:
а) 776 год до н.э.; 1) реформы Солона;
2) Олимпийские игры;
3) бои в Фермопильском ущелье;
4) битва при Платеях;
5) Марафонская битва;
6) законы Дракона.
б) 480 год до н.э.;
в) 479 год до н.э.
АФИНЫ В 5-м векедо н.э. и расцвет демократии
ВАРИАНТ 1
1. Главная площадь Афин, где располагался рынок и правительственные здания, называлась:
а) Керамик;
б) Агора;
в) Акрополь;
г) Пникс.
2. Греческая монета, чеканившаяся из серебра, называлась:
а) рублем; в) копейкой;
б) сиклем; г) драхмой.
3. Купцы из разных стран мира привозили в Афины:
а) зерно; г) виноградное вино;
б) папирус; д) мраморные статуи;
в) оливковое масло; е) слоновую кость.
4. Гражданами Афин по закону считались:
а) все люди, родившиеся в городе;
б) жители Афин, чья мать родилась в Афинах;
в) жители города, чьи родители были коренными афинянами;
г) жители, приехавшие в город и оставшиеся там навсегда.
5. Соотнесите права и возможности граждан и переселенцев в Афинах:
1) граждане; -а) участие в управлении государством;
2) переселенцы, б) право на владение землей;
в) служба на военных кораблях;
г) уплата налога за право жить в городе.
б. Перикл ввел плату за исполнение выборных должностей, чтобы:
а) уменьшить доходы богатых граждан Афин;
б) привлечь беднейших граждан к управлению государством;
в) уравнять имущественное положение граждан
Афин;
г) не допустить к управлению государством незнатных граждан.
7. Современниками Перикла были:
а) Хеопс и Геродот; в) Солон и Софокл;
б) Анаксагор и Фидий; г) Ксеркс и Леонид.
8. Посещение театральных представлений было:
а) бесплатным для всех желающих;
б) бесплатным для почетных гостей;
в) бесплатным для беднейших граждан;
г) платным для всех желающих.
9. Рождение греческого театра связано с празднествами в честь бога: а) Зевса; б) Крона; в) Посейдона; г) Диониса.
10. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы, называлась:
а) тростниковым пером; в) стилем;
б) кисточкой; г) писалом.
11. С 12 лет мальчики посещали школу для занятий гимнастикой — борьбой, бегом, метанием копья и диска, прыжками, называемую:
а) Академией; в) лицеем;
б) палестрой; г) Музеем.
12. В Афинских школах обучались:
а) все дети жителей города;
б) сыновья афинских граждан;
в) дочери афинских граждан;
г) сыновья и дочери афинских граждан.
МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В 4-м веке до н.э.
ВАРИАНТ 1
1.Македония — горная страна, расположенная на:
а) юге Пелопоннесского полуострова;
б) северо-западе полуострова Малая Азия;
в) острове Крит;
г) севере Балканского полуострова.
2. Спасение Эллады в добровольном подчинении Филиппу Македонскому видел афинский писатель:
а) Исократ; в) Сократ;
б) Демосфен; г) Аристотель.
3.Битва при Херонее, где греки потерпели поражение от царя Македонии Филиппа, произошла в:
а) 490 году до н.э.; в) 479 году до н.э.;
б) 338 году до н.э.; г) 480 году до н.э.
4. Укажите последовательность событий битвы при Гавгамелах:
а) атака персидских колесниц;
б) бегство Дария Третьего с поля боя;
в) атака македонской конницы;
г) вступление в бой македонской фаланги;
д) гибель персидских возничих.
5. Решающую роль в победе македонян над греками в битве при Херонее сыграла:
а) атака македонской фаланги;
б) численность армии македонян;
в) атака македонской конницы;
г) атака македонского флота.
6. После победы над греками македонский царь Филипп: а) объявил себя царем Эллады;
б) добился признания себя военным предводителем;
в) стал греческим стратегом;
г) объявил себя властителем мира.
7.Александр Македонский, продолжая дело отца, возглавил поход в:
а) Азию; в) Финикию;
б) Египет; г) Индию.
8.Укажите, с чем в 4-м веке до н.э. был связан упадок греческих городов:
а) войнами между греческими городами-государствами;
б) нападением кочевых племен — скифов;
в) разорением земледельцев и ремесленников;
г) частыми землетрясениями и пожарами,
9. Александр Македонский стремился создать:
а) «восточное» царство;
б) городские полисы;
в) всемирную державу;
г) демократическое государство.
10. Мог ли Филипп Македонский что-нибудь слышать о завоевательных походах Кира Великого:
а) да; б) нет.
11. В александрийском Музее здание, оборудованное для наблюдений за небесными светилами:
а) обсерватория; в) лицей;
б) Академия; г) Фаросский маяк.
12, Крупнейшая библиотека Средиземноморья, насчитывающая до 700 тысяч папирусных свитков, находится в:
а) Пергаме; в) Александрии Египетской;
б) Трое; г) Тире.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМА И УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА НАД ИТАЛИЕЙ
ВАРИАНТ 1
1. Город Рим возник в Италии на левом берегу реки:
а) Нила; - в) Тибра;
б) Тигра; г) Евфрата.
2. В отличие от Греции в Италии особенностями природно-климатических условий являются:
а) высокие горы; в) плодородные равнины;
б) полноводные реки; г) каменистые почвы.
3. В царский период переселенцы из завоеванных Римом областей Италии назывались:
а) патрициями; в) ликторами;
б) плебеями; г) легионерами.
4. Высшая власть в Риме в царский период принадлежала:
а) пожизненно выбираемому царю;
б) Собранию мужчин-патрициев;
в) сенату;
г) двум консулам.
5. Братьев-близнецов, сыновей Реи Сильвии и бога Марса, выкормила:
а) лиса; - в) медведица;
б) волчица; г) тигрица.
6. Римляне установили республику в:
а) 753 году до н.э.; г б) 509 году до н.э.;
в) 390 году до н.э.;
г) 280 году до н.э.
7. Главной торговой площадью города Рима был:
а) Акрополь;
в) Форум;
б) Парфенон;
г) Лицей.
8. В результате победы над войском царя Пирра Рим установил свое господство над:
а) Италией;
б) Восточным Средиземноморьем;
в) Грецией;
г) Испанией.
9. Основную часть римских воинов-легионеров составляли:
а) наемники; в) бедняки;
б) земледельцы; г) рабы.
10. Мог ли Александр Македонский прийти на помощь царю Пирру в борьбе с римлянами:
а) да;
б) нет.
11. В Римской республике народный трибун обладал правом «вето», что в переводе с латинского означало:
а) разрешаю; в) утверждаю;
б) запрещаю; г) рекомендую.
12. В 3-м веке до н.э. в Римской республике в обязанности двух консулов входило:
а) председательство в Народном собрании;
б) комплектование войска;
в) командование армией;
г) ведение переговоров с другими государствами;
д) предложение новых законов;
е) распоряжение казной;
ж) разрабатывание плана ведения войны.
РИМ — СИЛЬНЕЙШАЯ ДЕРЖАВА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
ВАРИАНТ 1
1. Одной из причин Пунических войн между Римом и Карфагеном стало стремление римлян завладеть:
а) Критом; в) Сицилией;
б) Карфагеном; г) Испанией.
2. Будучи девятилетним мальчиком, будущий выдающийся полководец дал торжественную клятву, что всегда будет врагом римлян. Это был:
а) Сципион; в) Ганнибал;
б) Фемистокл; г) Перикл
3. Вскоре после начала Пунических войн римляне поняли, что им не удастся победить карфагенян без создания:
а) боеспособной пехоты; в) катапульт;
б) военного флота; г) осадных машин.
4. Ганнибал потерял половину своего войска, переправляясь через:
а) Гималаи; в) Альпы;
б) Пиренеи; г) Апеннины.
5. Одно из решающих сражений Второй Пунической войны произошло при Каннах в:
а) 390 году до н.э.; в) 216 году до н.э.;
б) 280 году до н.э.; г) 202 году до н.э.
6. Римский консул перед битвой при Каннах выстроил 80 тысяч пехотинцев-легионеров:
а) в три линии;
б) в виде огромного прямоугольника;
в) полумесяцем, обращенным выпуклой стороной к противнику;
г) в виде равностороннего треугольника.
7. После окончания Второй Пунической войны был подписан мирный договор, по которому:
а) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки;
б) Рим лишился права на владение Сицилией;
в) Карфаген обязался выдать Риму военный флот и боевых слонов;
г) Рим должен был заплатить Карфагену большую сумму денег.
8. Установите последовательность завоевания Римом Западного Средиземноморья:
а) разрушение Коринфа;
б) поражение войска сирийского царя Антиоха;
в) «освобождение» Греции из-под власти македонского царя;
г) штурм и сожжение Карфагена;
д) победа римлян над Македонией.
9. В отношении побежденных стран римляне придерживались правила:
а) «разделяй и властвуй»;
б) «доверяй, но проверяй»;
в) «поступай так, как будет угодно богу»;
г) «око за око, зуб за зуб».
10. Римский ученый Варрон утверждал, что занятые в сельском хозяйстве рабы — это орудия труда:
а) мычащие; в) говорящие;
б) немые; г) божественные.
11. Во времена завоевательных войн рабы в Риме продавались по цене:
а) высокой; б) умеренной; в) низкой.
12. Рабы, обученные сражаться друг с другом в вооруженном поединке на арене, назывались:
а) арендаторами; в) ликторами;
б) ветеранами; г) гладиаторами.
ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ
ВАРИАНТ 1
1. В 31 году до н.э. в битве у мыса Акций сразились:
а) патриции и плебеи Рима;
б) флоты Антония и Октавиана Августа;
в) воины Цезаря и Помпея;
г) воины Ганнибала и Сципиона.
2. Поражение восстания Спартака было вызвано:
а) слабой организацией войска восставших;
б) предательством Спартака;
в) плохим вооружением, восставших;
г) отсутствием четкого плана действий у Спартака;
д) отступлением восставших в решающий момент сражения.
3. В 133 году до н.э. был принят закон Тиберия Гракха, по которому:
а) земледельцы прикреплялись к земле хозяина;
б) ни одна семья не имела права пользоваться более 250 га государственной земли;
в) изымались излишки земли у богатых землевладельцев и бесплатно передавались бедным;
г) рабы платили римскому землевладельцу плату за пользование землей.
4. Установите последовательность событий прихода Цезаря к власти в Риме:
а) восторженный прием Цезаря в Риме;
б) разгром Помпея у города Фарсалы;
в) завоевание Цезарем Заальпийской Галлии;
г) единоличное правление Цезаря в Риме;
д) убийство Цезаря заговорщиками-сенаторами;
е) переправа Цезаря через Рубикон.
5. Спартак и 70 гладиаторов после бегства из Капуи укрылись на:
а) Капитолийском холме; в) острове Сицилия;
б) горе Олимп; г) вулкане Везувий.
6. Враги Тиберия Гракха обвинили трибуна в стремлении стать:
а) диктатором; в) царем;
б) консулом; г) императором.
7. «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем рисковать своей жизнью на арене амфитеатра», — убеждал товарищей:
а) Цезарь; б) Катон; в) Спартак; г) Сципион.
8. Гаю Юлию Цезарю принесло славу полководца:
а) подавление восстания Спартака;
б) согласие на утверждение земельного закона;
в) покорение Заальпийской Галлии;
г) разрушение Коринфа и Карфагена.
9. «Жребий брошен!» — так сказал Цезарь, переправляясь через реку:
а) Рубикон; б) Тибр; в) Евфрат; г) Ганг.
10. В дни триумфа полководец носил почетное прозвище император, что полатински означает:
а) повелитель; в) главнокомандующий;
б) священный; г) божественный.
11. После победы над Антонием Октавиан Август объявил об:
а) установлении мира в Италии и провинциях;
б) окончании гражданских войн;
в) установлении империи;
г) установлении диктатуры.
12. В день мартовских ид 44 года до н.э. произошло:
а) бегство Спартака из Капуи;
б) убийство Гая Юлия Цезаря;
в) утверждение Октавиана императором Рима;
г) трагическое самоубийство Клеопатры.
РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
ВАРИАНТ 1
1. «Лучшим» из римских императоров, правившим с 98 по 117 год, римляне считали:
а) Цезаря; в) Траяна;
б) Октавиана Августа; г) Нерона.
2. Императором, после поражения римлян от германцев в знак скорби не стригшим волосы и восклицавшим: «Вар, верни легионы!» — был:
а) Октавиан Август; в) Антоний;
б) Арминий; г) Нерон.
3. Римлянам не удалось завоевать на Востоке:
а) Египет; в) Парфянское царство;
б) Карфаген; г) Финикию.
4. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:
а) Египет; в) Финикия;
б) Парфянское царство; г) Македония.
5. Огромный амфитеатр, построенный римлянами и вмещавший около 50 тысяч зрителей, где сражались гладиаторы, назывался:
а) Пантеоном; в) Колизеем;
б) акведуком; г) термой.
6. Ежедневно римляне посещали:
а) театры; в) термы;
б) Пантеон; - г) конные бега.
7. Колоны — это:
а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;
б) греки, выходцы из причерноморских колоний;
в) пленники, участвующие в триумфальном шествии;
г) рабы, получившие от хозяина участок земли.
8. Около двух тысяч лет назад люди, называющие себя учениками Иисуса Христа, появились в:
а) Риме; в) Сирии;
б) Палестине; г) Египте.
9. Отметьте сочинение, не входящее в состав Библии:
а) Ветхий Завет;
б) Откровения Иоанна Богослова;
в) сказания о Гильгамеше;
г) четыре Евангелия.
10. Согласно христианскому учению, Царство Божие наступит для тех, кто:
а) страдал и был унижен;
б) веровал в римских богов;
в) веровал в Иисуса Христа;
г) имел в земной жизни огромные богатства.
11. Возникновение и распространение христианства было вызвано:
а) угрозой вторжения варварских племен;
б) ухудшением положения народа в империи;
в) распространением научных представлений о мире;
г) утратой веры в могущество прежних богов.
12. В 64 году гонения на христиан начались в связи с:
а) убийством Цезаря;
б) казнью Сенеки;
в) пожаром в Риме;
г) гибелью Нерона.
РИМ В 4—5-м ВЕКАХ И ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ НА ЗАПАДЕ
ВАРИАНТ 1
1. Римский император Константин перенес столицу из Италии:
а) в долину реки По в Пред альпийской Галлии;
б) на западный берег пролива Босфор в Греции;
в) на восточный берег реки Эбро в Испании;
г) в устье Днестра, впадающего в Черное море.
2. Во времена правления императора Константина был издан указ:
а) разрешающий христианам молиться и строить храмы;
б) запрещающий организацию христианских общин;
в) запрещающий христианам строить храмы;
г) разрешающий гонения на христиан.
3. Власть императора во времена правления Константина была:
а) ограничена законом;
б) ничем не ограничена;
в) ограничена Народным собранием;
г) ограничена приближенными советниками.
4. В нашествии варваров на Рим не принимали участия:
а) вандалы; б) галлы; в) готы; г) греки.
5. Восточную империю называют Византией по:
а) имени первого императора Восточной империи;
б) древнему имени главного города Восточной империи;
в) названию пролива, где построен Константинополь;
г) фамилии императора Юстиниана.
6. Во времена правления императора Юстиниана к территории Восточной империи были присоединены:
а) Италия; в) Испания;
б) Греция; г) Северная Африка.
7. Храм Святой Софии в Константинополе, возведенный по приказу Юстиниана, был облицован разноцветным:
а) мрамором; б) гранитом; в) бетоном.
8. Императору Византии в Константинополь варвары отослали после разграбления Рима знаки императорской власти:
а) пурпурный плащ; в) державу;
б) скипетр; г) диадему.
9. «Нет ничего выше и ничего более святого, чем величество императора» — так записано в законах:
а) 12 таблиц; в) Солона;
б) Юстиниана; г) Дракона.
10. Установите последовательность событий в период правления императора Константина:
а) перенесение столицы из Рима в Константинополь;
б) избрание Константина императором;
в) борьба императоров за власть и победа Константина;
г) предложение организовать Вселенский собор в Никее;
д) провозглашение христианства государственной религией Римской империи;
е) подавление восстаний колонов и рабов в Галлии и Северной Африке.
11. Мог ли Юстиниан прийти на помощь полководцу Стилихону в борьбе с варварами:
а) да; б) нет.
12. Готы во главе с Аларихом разграбили и разорили Рим в: