kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. Рабочая программа по истории..5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой по истории под редакцией Л. Н. Алексашкиной и учитывает использование УМК:

  • Л.Н. Алексашкина. Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. 5—9 классы
  • Учебник «История Древнего мира» 5 класс. А.А.Вигасан, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.
  • Универсальные поурочные разработки по Истории древнего мира, 5 класс к учебному комплекту: А.А.Вигасина
  • Учебное электронное издание по Истории Древнего мира.

допущенный Департаментом образовательных стандартов общего образования РФ Министерства образования РФ по истории для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Рабочая программа по истории..5 класс »

Рабочая программа по истории древнего мира. 5 класс


____________________ «ГородТаганрог___________________________

(территориальный, административный округ (город, район поселок)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

средняя общеобразовательная школа № 3 им. Ю.А. Гагарина




«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ № 3


Приказ от «___»______2014 г. №_____

Подпись руководителя _____________________ФИО

Печать





Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


по_____________________истории_древнего мира_____________________

(указать учебный предмет, курс)


Уровень общего образования (класс)_____5_________

(начальное общее основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов ____68_________


Учитель высшей категории: Канзафарова И.И.

(ФИО)


Программа разработана на основе:__1._ Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение. 2011 г.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2. Л.Н. Алексашкина. Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение. 2011 г.3. Авторская программа: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира».- М.: «Просвещение», 2009г. 16-е издание, 5кл.










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой по истории под редакцией Л. Н. Алексашкиной и учитывает использование УМК:

  • Л.Н. Алексашкина. Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. 5—9 классы

  • Примерные программы по учебным предметам второго поколения. История 5-9 классы. Просвещение. 2011 г.

  • Учебник «История Древнего мира» 5 класс. А.А.Вигасан, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.

  • Универсальные поурочные разработки по Истории древнего мира, 5 класс к учебному комплекту: А.А.Вигасина

  • Рабочая тетрадь.5 класс. История Древнего мира. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, Г.И. Годер

  • Учебное электронное издание по Истории Древнего мира.

допущенный Департаментом образовательных стандартов общего образования РФ Министерства образования РФ по истории для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.). В основу планирования курса взята авторская программа: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История древнего мира».- М.: «Просвещение», 2009г. 16-е издание, 5кл. Данная рабочая программа рассчитана на общеобразовательную школу (68 час.), на 2 учебных часа в неделю.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования че­ловека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. В процессе обучения у учащихся формируется яркий образ эпохи Древнего мира, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны для понимания современных общественных процессов.

Программа для 5 класса состоит из 4 разделов: «Жизнь первобытных людей», «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим». Каждый раздел интересно и увлекательно знакомит с жизнью, обычаями, нравами, культурой древних народов.

Содержание обучения истории отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода в классах совершенствуются познавательная универсальная, коммуникативная и регулятивная компетенции.

Познавательные универсальные учебные действия - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

Коммуникативные универсальные учебные действия - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные универсальные учебные действия - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком про­шлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в раз­витии мировой культуры.

  1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ



Нормативные документы

1

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.

2

Л.Н. Алексашкина. Программа для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. 5—9 классы М.: Мнемозина, 2012;

3

Авторская программа по истории Древнего мира: А.А. Вигасин, Г.И. Годер - М.: «Просвещение», 2009г. 16-е издание

4

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории

5

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (2004 г.)

II. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


III. ЗАДАЧИ КУРСА


Курс ставит перед собой задачу формировать историческое мышление, дать представление об общем и осо­бенном при характеристике древних обществ, а также представле­ние о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

В соответствии с давней историографической и дидактической тра­дицией программа предусматривает знакомство с образцами свобо­долюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Воспитать уважение к истории, культуре, традициям народов прошлого, приумножать их культурное достояние.

IV. КОМПЕТЕНЦИИ

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;

  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;



V. СТРУКТУРА КУРСА

«История Древнего мира» в 5 классе

Наименование раздела

Примерное кол-во часов

1

Введение.

2

2

Жизнь первобытных людей

7

3

Древний Восток

20

4

Древняя Греция

21

5

Древний Рим

19


Итого

68































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока




Тема урока



Ко­л. часов


Дата

проведения




Виды учебной деятельности




5-А

5-Б

5-В

5-Г


Вводный урок. Откуда мы знаем как жили наши предки



1


1.09

3.09

3.09

03.09

Вписывают недостающие слова, вносят дополнение в рисунок

Запоминают основные и промежуточные стороны горизонта

Древнейшие люди


1


05.09

05.09

04.09

05.09

Заполняют контурную карту «Древнейшие люди на земле»

Родовые общины охотников и собирате­лей


1


08.09

10.09

10.09

10.09

Письменно отвечают на вопросы к рисункам нашего времени

Возникновение искусства и религиоз­ных верований


1


12.09

12.09

11.09

12.09

Вписывают недостающие слова, отвечают на вопросы к рисунку «Первобытный похоронный обряд»

Возникновение земледелия и скотоводст­ва


1


15.09

17.09

17.09

17.09

Заполняют контурную карту «Древнейший район земледелия», вписывают недостающие слова, находят ошибки в тексте.

Появление неравенства и знати


1


19.09

19.09

18.09

19.09

Решают кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы»

Счет лет в истории.


1


22.09

24.09

24.09

24.09

Заполняют линию времени

Обобщение по теме: «Жизнь первобытных людей»


1


26.09

26.09

25.09

26.09

Тестирование по вариантам:

  1. Первобытные собиратели и охотники

  2. Первобытные земледельцы и скотоводы


Повторение раздела «Жизнь первобытных людей»

Государство на берегах Нила


1


01.10

01.10

30.09

30.09

Вписывают недостающие слова (Египет, фараон) отвечают на вопросы и выполняют задание по рисунку в рабочей тетради на стр.18-19

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте


1


03.10

03.10

03.10

03.10

Заполняют контурную карту «Древний Египет»на стр.20, заполняют линию времени

Жизнь египетского вельможи


1


08.10

08.10

07.10

07.10

Вписывают недостающие слова, даты, описывают рисунок посвященный сбору налогов

Военные походы фараонов


1


10.10

10.10

10.10

10.10

Заполняют контурную карту «Военные походы фараонов» на стр.22

Религия древних египтян


1


15.10

15.10

14.10

14.10

Вписывают недостающие буквы в имена богов и священных животных, вспоминают мифы о богах и отвечают на вопросы

Искусство Древнего Египта


1


17.10

17.10

17.10

17.10

Описывают рисунок нашего времени и отвечают на воросы на стр.25-26 рабочей тетради



Письменность и знания древних египтян

1


22.10

22.10

21.10

21.10

Отвечают на вопросы по заданию №37, решают задачу и отвечают на вопросы в задании №38, решают чайнвод «На берегах Нила»

Обобщающее повторение

« Древний Египет»

1

24.10

24.10

24.10

24.10

Тестирование по вариантам

  1. Древний Египет

  2. Повторение раздела: Египет в древности

Древнее Двуречье


1


2 чет

05.11

2 чет

05.11

2 чет

07.11

2 чет

07.11

Вписывают недостающие буквы, Боги, почитавшиеся в Двуречье, цифры. Заполняют контурную карту «Древнее Двуречье» задание №47

Вавилонский царь Хаммурапи и его зако­ны


1


07.11

07.11

11.11

11.11

Заполняют контурную карту «Вавилонское царство» задание №53, 54, отвечают на вопросы и заполняют линию времени

Финикийские мореплаватели


1


12.11

12.11

14.11

14.11

Заполняют контурную карту «Финикийские колонии» задание № 61. Решают кроссворды «На берегах Тигра и Евфрата»

Библейские сказания


1


14.11

14.11

18.11

18.11

Заполняют контурную карту «Израильское царство». Составляют рассказ: «В Ветхом завете сказано……»

Древнееврейское царство


1


19.11

19.11

21.11

21.11

Составляют рассказ по рисунку нашего времени задание №66, 67, отвечают на вопросы №68, 70

Ассирийская держава


1


21.11

21.11

25.11

25.11

Заполняют контурную карту «Ассирия»,вписывают недостающие слова и буквы, решают кроссворд «Ассирийское царство»

Персидская держава «царя царей»


1


26.11

26.11

28.11

28.11

Заполняют контурную карту «Персидская держава»

Природа и люди Древней Индии


1


28.11

28.11

02.12

02.12

Отвечают на вопросы к заданию №81, Заполняют контурную карту Индия и Китай в древности

Индийские касты


1


03.12

03.12

05.12

05.12

Вписывают недостающие слова в задании №83, решают кроссворд «Древняя Индия»

Чему учил китайский мудрец Конфуций


1


05.12

05.12

09.12

09.12

Решают кроссворд «Древний Китай», вписывают недостающие слова в задании №88, 89

Первый властелин единого Китая


1


10.12

10.12

12.12

12.12

Решают кроссворд вспомнив высказывания мудреца Конфуция

Обобщающее повторение «Древ­ний Восток»

1


12.12

12.12

16.12

16.12

Повторение раздела «Древний Восток», Тестирование по вариантам

  1. Западная Азия в древности

  2. Индия и Китай в древности

Греки и критяне


1


17.12

17.12

19.12

19.12

Вписывают недостающие слова, буквы в задании №1, 2, Заполняют контурную карту «»Древняя Греция»

Микены и Троя


1


19.12

19.12

23.12

23.12

Вписывают недостающие слова «Микенская крепость»




Поэма Гомера «Илиада», «Одиссея»

,


1


24.12

24.12

26.12

26.12

Вспоминают древнегреческий миф в задании №6 и отвечают на вопросы

Религия древних греков

Урок повторения

1


26.12

26.12

3 чет

13.01

3 чет

13.01

Вписывают имена известных богов Греции по заданию №11,

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу




1


3 чет

14.01

3 чет

14.01

16.01

16.01

Заполняют контурную карту «Древняя Аттика», Пишут обозначение слов, вписывают недостающие слова: «Главные требование афинского демоса»

Зарождение демократии в Афинах


1


16.01

16.01

20.01

20.01

Отвечают на вопросы к рисунку в задании № 19. Вписывают недостающие слова «Главное в законах Солона» - №24.

Древняя Спарта


1


21.01

21.01

23.01

23.01

Работают с картой (стр. уч.115), проверяют себя: по вопросам

Греческие колонии на берегах Средизем­ного и Черного морей


1


23.01

23.01

27.01

27.01

Заполняют контурную карту «Основание греческих колоний» зад.№ 26, вписывают недостающие слова : торговля между городами Греции и колониями.

Олимпийские игры в древности


1


28.01

28.01

30.01

30.01

Вписывают недостающие слова «Олимпийские игры в древности»

Марафон­ская битва.

1


30.01

30.01

03.02

03.02

Вспоминают главные сражения греков с персами, Вписывают недостающие слова, буквы и даты, описывают по рисунку вооружение греков

Нашествие персов на Элладу.

1

04.02

04.02

06.02

06.02

Объясняют факт особенностей персидской армии, и почему граждане Греции добровольно шли на смертный бой

В гаванях афинского порта Пирей


1


06.02

06.02

10.02

10.02

Заполняют контурную карту «Город Афины в 5-м веке до н.э.» отвечают на вопросы «Население Афин»

В городе богини Афины


1


11.02

11.02

13.02

13.02

Рассматривают рисунок и заполняют пропуски в тексте. Объясняют значение слов: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, портик, описывают рисунок «Шествие на Окрополь, составляют рассказ от имени путешественника»

В афинских школах и гимназиях.


1


13.02

13.02

17.02

17.02

Объясняют значение слов: стиль, палестра, гимнасий.Описывают урок гимнастики по рисунку «В палестре»

В театре Диониса


1


18.02

18.02

20.02

20.02

Объясняют значение слов: сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия. Описывают здание театра и представление комедии по рисунку «Птицы»

Афинская демократия при Перикле


1


20.02

20.02

24.02

24.02

Объясняют значение слов: оратор. Отвечают на вопросы «Что вы знаете о Народном собрании в Афинах?» Описывают рисунок «Народное собрание в Афинах» стр.191 уч. Знакомятся с документом на стр.193 – отрывок из речи Перикла.

Города Эллады подчиняются Македонии


1


25.02

25.02

27.02

27.02

Проверяют себя отвечая на вопросы, работа с картой стр. 115, Описывают рисунок «Македонская фаланга стр.197»

Поход Александра Македонского на Вос­ток


1


27.02

27.02

03.02

03.02

Заполняют контурную карту «Походы Александра Македонского на Вос­ток», находят города с одинаковыми названиями, описывают рисунок «Переход через реку Граник» рис. на стр.201.


В Александрии Египетской


1


04.03

04.03

06.03

06.03

Заполняют контурную карту «Распад державы А.Македонского», описывают рисунок «В библиотеке Александрии»

Обобщение по теме «Древняя Греция»


1


06.03

06.03

10.03

10.03

Тестирование по вариантам

  1. Древнейшая Греция

  2. Полисы Греции и греко-персидские войны

  3. Афины в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

  4. Македонские завоевания в 4-м веке до н.


Древнейший Рим


1


11.03

11.03

13.03

13.03

Заполняют контурную карту «Древнейший Рим». Объясняют значение слов: весталка, ликтор, сенат

Завоевание Римом Италии


1


13.03

13.03

17.03

17.03


Объясняют значение слов: республика, консул, народный трибун, право вето. Работа с картой – определят какой была территория Рима.

Устройство Римской республики


1


18.03

18.03

20.03

20.03

Объясняют значение слов: Форум, Марсово поле, легион. Описывают рисунок «Построение легиона».

Вторая война Рима с Карфагеном


1


20.03

20.03

4 чет

03.04

4 чет

03.04

Заполняют контурную карту «Вторая вона Рима с Карфагеном»

Установление господства Рима во всем Средиземноморье


1


4 чет

01.04

4 чет

01.04

07.04

07.04

Заполняют контурную карту «Рост Римского государства». Описывают рисунок «Штурм крепости», «Бои на улицах Карфагена»

Рабство в Древнем Риме


1


03.04

03.04

10.04

10.04

Объясняют значение слов: имение, амфитеатр, гладиатор, знакомятся с документом «Римские ученые Варрон и Колумелла о рабах»

Земельный закон братьев Гракхов


1


08.04

08.04

14.04

14.04

Работают с датами, описывают рисунок «Гибель Тиберия Гракха»

Восстание Спартака


1


10.04

10.04

17.04

17.04

Заполняют контурную карту «Восстание рабов по предводительством Спартака», работают с датами.

Единовластие Цезаря в Риме


1


15.04

15.04

21.04

21.04

Заполняют контурную карту «Гражданские воины в Риме», Объясняют значение слов: ветеран, диктатор

Установление империи в Риме


1


17.04

17.04

24.04

24.04


Объясняют значение слов: преторианцы, империя. Работают с датами по линейке времени : Время правления Августа.

Соседи Римской империи

1

22.04

22.04

28.04

28.04

Заполняют контурную карту « Рост Римского государства» , описывают рисунок «Захват деревни римлянами»

В Риме при императоре Нероне

1


24.04

24.04

31.04

31.04

Описывают рисунок «Казнь при Нероне христиан»,

Первые христиане и их учение


1


29.04

29.04

05.05

05.05

Решают кроссворд «Первые христиане», Работают с картой «Палестина во времена Иисуса Христа».


Расцвет Римской империи во II в.


1


31.04

31.04

80.05

08.05

Объясняют значение слов: колона, бетон. Работают с картой «Рост Римского государства»

«Вечный город» и его жители




1


06.05

60.05

12.05

12.05

Объясняют значение слов: Колизей, Пантеон, термы, работают с датами по линейке времени

Римская империя при Константине.




1



08.05

08.05

15.05

15.05

Заполняют контурную карту Город Рим в период империи План. Отвечают на вопросы, вписывают в тексты недостающие слова.

Взятие Рима варварами


1


13.05

13.05

19.05

19.05

Заполняют контурную карту «Распад Римского государства и падение Римской империи»

Обобщение по теме «Древ­ний Рим»


1


15.05

15.05

22.05

22.05

Тестирование по вариантам

  1. Возникновение Рима и установление господства над Италией

  2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

  3. Гражданские войны в Риме

  4. Расцвет и могущество Римской империи

  5. Рим в 4-5-м веках и падение империи на Западе

Итоговое повторение по курсу.


1


20.05

20.05

26.05

26.05

Итоговое повторение

Презентация викторины по истории древнего мира 5 класс

Викторина по всему курсу


22.05

22.05

29.05

29.05

Урок игра повторение всего курса

Резерв


27.05

27.05

-----

-----


Резерв


29.05

29.05

-----

-----



VII. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Вид контроля

Дата

1


Жизнь первобытных людей



1

Тестирование по вариантам:

    1. Первобытные собиратели и охотники

2. Первобытные земледельцы и скотоводы

  1. Повторение раздела «Жизнь первобытных людей»

26.09

2

Древний Египет»

1

Тестирование по вариантам

  1. Древний Египет

  2. Повторение раздела: Египет в древности

24.10

3


Западная Азия, Индия и Китай


1

Тестирование по вариантам

  1. Западная Азия в древности

  2. Индия и Китай в древности

  3. Повторение раздела «Древний Восток»

12.12

4


Древняя Греция

1

Тестирование по вариантам

  1. Древнейшая Греция

  2. Полисы Греции и греко-персидские войны

  3. Афины в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

  4. Македонские завоевания в 4-м веке до н.

  5. Повторение раздела «Древняя Греция»

13.03

5





Древ­ний Рим






1

Тестирование по вариантам

  1. Возникновение Рима и установление господства над Италией

  2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

  3. Гражданские войны в Риме

  4. Расцвет и могущество Римской империи

  5. Рим в 4-5-м веках и падение империи на Западе

  6. Повторение раздела «Древний Рим»

25.05

6


Итоговое повторение по курсу.



1

Итоговое повторение

Презентация викторины по истории древнего мира 5 класс

29.05


VIII. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Авторы


Название

Год издания

Издательство

1

Вигасин А.А.

«История Древнего мира». 5 кл

2012

«Просвещение»

2

Годер Г.И. и др.

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл.,

2012

«Просвещение»

3

Атлас и контурные карты

Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс

2011

Дрофа, ДИК

4

Н.И. Аппарович

Дидактические карточки задания по истории Древнего мира

2002

«Генжер»

5

О. Бахтина

Задания для самостоятельной по истории Древнего мира

1998

«Просвещение»

6

Годер Г.И. и др.

Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира.

2009

«Просвещение»

7

Арсланова О.В.

Поурочные разработки по истории Древнего мира.

2011

М., «ВАКО»

8

Волкова К.В.

Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира

2009

М., «Экзамен»

9

Алиева С.К.

Всеобщая история (в таблицах и схемах) для школьников

1999

М., «Лист»







IХ . ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

С. Лесли

Изучаем Древний мир

2001

Москва

2

Н.А.Кун

Легенды и мифы Древней Греции

1990

Ташкент

3


Библия для детей

1991

Баку

4


Энциклопедия для детей. Т 1

2000

Москва

5

Л. Симс

Изучаем Древний Рим

2001

Москва


1

http://www.proshkolu.ru/

Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру - все школы России

2

http://www.alleng.ru/edu/educ.htm

 Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам.

3

http://www.ucheba.com/

"Учеба" - образовательный портал

4

http://mireconomista.ru/prezentacii-po-istorii

Презентации и разработки уроков

5

http://ru.wikipedia.org/wiki

История - википедия

6

http://yandex.ru/yandsearch

"История на Rin.ru" Статьи по всемирной истории. Карты. Даты и события. Загадки истории и занимательные факты

7

http://historic.ru/

Египет http://historic.ru/lostcivil/egypt/index.shtml

Древняя Греция http://historic.ru/lostcivil/greece/index.shtml

Вавилон http://historic.ru/lostcivil/babylon/index.shtmРимская империя http://historic.ru/lostcivil/rome/index.shtml

8

http://historic.ru/history/index.shtml

Всемирная история. Энциклопедия

9

http://historic.ru/maps/index.shtml

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/map02.shtml

Карты

10

http://historic.ru/books/index.shtml

Библиотека по истории

11

http://historic.ru/lostcivil/art.shtml

Искусство Древнего мира
















Тесты по разделам

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»


ВАРИАНТ 1

1. Древнейшие люди жили в Восточной Африке более:

а) 2 миллионов лет назад;

б) 3 миллионов лет назад;

в) 1 миллиона лет назад;

г) 5 миллионов лет назад;

д) 4 миллионов лет назад.

2. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:

а) 7 тысяч лет назад;

б) 8 тысяч лет назад;

в) 9 тысяч лет назад;

г) 10 тысяч лет назад;

д) 6 тысяч лет назад.

3. Ученые считают, что раньше, чем в других районах, земледе¬лие возникло в:

а) Южной Африке;

б) Западной Азии;

в) Передней Азии;

г) Северной Америке;

д) Южной Америке;

е) Австралии.

4. Главное отличие древнейших людей от животных:

а) прямохождение;

б) речь;

в) умение изготовлять орудия труда;

г) объем мозга;

д) надбровный валик.

5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми до перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:

а) деревянная мотыга;

б) деревянное копье;

в) ткацкий станок;

г) гарпун;

д) лодка-долбленка;

е) рубило;

ж) одежда из льняных тканей.

6. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи:

а) копья с каменным наконечником;

б) рубила;

в) палки-копалки;

г) мотыги;

д) гарпуна;

е) серпа.

7. Первым домашним животным стала:

а) свинья;

б) корова;

в) собака;

г) кошка;

д) коза;

е) курица.

8. В период 40—14 тысяч лет назад основными занятиями людей были:

а) охота;

б) собирательство;

в) рыболовство;

г) ткачество;

д) земледелие;

е) ремесло;

ж) скотоводство.

9. Жилищами первобытным людям служили:

а) глиняные дома; . б) пещеры;

в) деревянные постройки;

г) землянки;

д) шалаши из жердей;

е) дома из ивовых прутьев.

10. Выберите признаки, характеризующие племя:

а) коллектив древнейших людей;

б) Совет старейшин;

в) единая территория проживания;

г)небольшой коллектив людей (5—10 человек);

д)объединение нескольких родовых общин;

е) совместный труд;

ж) коллектив соседей.

11.Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины, назывались:

а) старейшинами;

б) вождями;

в) сородичами;

г) знатными воинами;

д) царями;

е) мужчинами-воинами.

12.Овладение огнем дало древнейшему человеку возможность:

а) отпугивать диких зверей;

б)заниматься земледелием и скотоводством;

в) готовить вкуснее и питательнее мясо;

г) согреваться холодной ночью;

д) строить жилища;

е) устраивать празднества в честь богов;

ж) охотиться удачнее.

13.Впервые настенные рисунки были найдены археологом Саутуолой в:

а) Майкопском кургане на юге России;

б) Каповой пещере на Урале;

в) пещере Альтамира в Северной Испании;

г)среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.

14. Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом человеке, покидает его тело и возвращается в него:

а) оборотень;.

б) душа;

в) жертва;

г) идол;

д) НЛО;

е) молитва.

15. Религиозные верования у первобытных людей возникли в связи с тем, что они:

а) не могли объяснить естественные причины природных явлений;

б) боялись встретить в пещерах оборотней;

в) думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;

г)среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.

16. В 1997 году археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 5533 года назад. Пожар произошел в:

а) 3000 году до н.э.;

б) 3536 году до н.э.;

в) 7530 году;

г) 7530 году до н.э.;

д) 8436 году до н.э.;

е) 8486 году до н.э


ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ ВОСТОК»

ВАРИАНТ 1

1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:

а) мягкие и плодородные почвы;

б) пустыни;

в) высокие горы;

г) труднопроходимые джунгли;

д) полноводные реки.

2. Жители Двуречья строили дома из:

а) обожженных глиняных кирпичей;

б) высокого тростника-папируса;

в) высушенных глиняных кирпичей;

г) ливанского кедра;

д) ивовых прутьев, обмазанных глиной.

3. В древнем мире появление неравенства и знати связано с:

а) изобретением лука и стрел;

б) развитием ремесла;

в) возникновением родовой общины;

г) ведением военных действий.

4. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:

а) строительный лес;

б) рогатый скот;

в) финики;

г) глиняные кирпичи;

д) пурпурные ткани;

е) зерно;

ж) металлы.

5. Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:

а) защитить своих подданных от обращения в

рабство;

б) защитить рабов от чрезмерного произвола хозяина;

в) узаконить разделение людей на богатых и бедных;

г) ограничить произвол властей и установить

правопорядок.

6. Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям:

а) египтянам; г) грекам;

б) финикийцам; д) ассирийцам;

в) вавилонянам; е) персам.

7. Великая китайская стена строилась для того, чтобы:

а) удержать отвоеванные у гуннов земли;

б) защитить торговые пути от набегов разбойников;

в) помешать побегам рабов;

г) поддержать правопорядок в стране.

8. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:

а) брахманы;

б) знатные воины;

в) земледельцы;

г) ремесленники;

д) слуги.

9. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:

а) шахматы;

б) компас;

в) ткани из хлопка

г) свод законов Хаммурапи;

д) поэма «Рамаяна»;

е) цифры;

ж) бумага.

10. Система письма, используемая жителями Финикии, называется:

а) клинопись;

б) алфавит;

в) рисунчатое письмо;

г) иероглифическое письмо.

11. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Во¬стока:

а) о Гильгамеше;

б) о Прометее;

в) о всемирном потопе;

г)«Рамаяна»;

д) об Осирисе;

е) о Геракле;

ж) о троянском коне.

12. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:

а) Вавилон;

б) Мегиддо;

в) Асуан;

г) Ниневия;

д) Фивы;

е) Иерусалим; ,

ж) Мемфис.

13. Отметьте имя правителя, не являвшегося царем Палестины в 10-м веке до н.э.:

а) Соломон;

б) Саул;

в) Ашшурбанапал;

г) Давид.

14 Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:

а) Тутмос Третий; 1) создание древнейших законов;

б) Дарий Первый; 2) завоевание Палестины и Сирии;

в) Цинь Шихуан. 3) строительство Великой китайской стены;

4) создание в Персии по¬чтовой службы;

5) строительство храма богу Яхве.

15. Соотнесите события с датами:

а) 3000 год до н.э.; 1) объединение Южного и Северного царств Египта;

б) 6-й век до н.э.; 2) объединение индийских царств под властью Ашоки;

в) 3-й век до н.э. 3) образование Ассирий-

ской державы;

4) строительство пирамиды Хеопса;

5) образование персидской державы «царя царей».

16. Установите последовательность событий, происшедших в истории Египетского государства:

а) завоевательные походы Тутмоса Третьего;

б) существование 42 небольших царств;

в) строительство пирамиды Хеопса;

г) завоевание Египта персами;

д) объединение Южного и Северного царств.


ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

ВАРИАНТ 1

1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запрещали ездить за границу и обедать дома в:

а) Афинах;

б) Спарте;

в) Трое;

г) Коринфе.

2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер создал произведения:

а) «Илиада»;

б) «Антигона»;

в) «Персы»;

г) «Одиссея».

3. «Я называюсь Никто, мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». Эти слова произнес:

а) Телемак;

б) Ахиллес;

в) Одиссей;

г) Алкиной.

4. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

а) согласные звуки;

б) короткие односложные слова;

в) гласные звуки;

г) гласные и согласные звуки.

5. По законам архонта Дракона:

а) запрещалось долговое рабство;

б) назначалась смертная казнь за тяжкое и мелкое преступление;

в) государственные дела решались Советом ста-рейшин;

г) выкупались рабы-греки, находящиеся за гра-ницей;

д) одинаково наказывались убийство человека и

кража вещи;

е) разрешалось продавать хлеб за границу;

ж) судей выбирали из числа незнатных жителей полиса.

6. Для системы государственного управления Афинами при Солоне характерно:

а) тайное голосование с помощью черных и белых камешков;

б) командование войском двух царей;

в) выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;

г) осуществление высшей власти в полисе стра-тегом;

д) вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;

е) обсуждение важнейших вопросов Советом ста-рейшин;

ж) избрание архонтом только знатного и богатого жителя Афин.

7. Афиняне называли управление в своем полисе:

а) диктатурой;

б) демократией;

в) тиранией;

г) республикой.

8. Орхестра — это:

а) место, где размещали оркестр театра;

б) круглая площадка для выступлений актеров и хора;

в) вид веселого представления, где действующими лицами были современники зрителей;

г) постройка, к стене которой прикреплялись декорации.

9. По-гречески «комедия» означает:

а) «песнь козлов»;

б) «божественная песня»;

в) «веселое шествие»;

г) «песня неба».

10. Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:

а) спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой;

б) вручение золотого яблока Афродите;

в) рождение дочери Зевса богини Афины;

г) борьбу Крона и Зевса за власть над миром.

11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

а) Анаксагор; 1) автор трагедии «Антигона»;

2) создатель статуи «Дискобол»;

3) ученый, изучавший явления природы и считавший, что Солнце и Луна это не боги, а раскаленные камни;

4) автор комедии «Птицы»;

5) создатель скульптуры «Копьеносец»;

6) ученый, считавший, что даже самая высокая цель не может оправдать дурных деяний.

12. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:

а) стратег; в) академик;

б) оратор; г) поэт.

13. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:

а) Акрополь;

б) Эрехтейон;

в) ипподром;

г) стадион.

14. Установите последовательность событий, происходивших в ходе греко-персидских войн:

а) поражение персов в Марафонской битве;

б) победа греческого флота в Саламинском сра-жении;

в) окончательное поражение персидской армии

в битве при Платеях;

г) вторжение персов в Элладу под предводитель-ством Ксеркса;

д) подвиг 300 спартанцев в Фермопильском

ущелье.

15. Слова Диогена: «Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца» — были обращены к:

а) Фемистоклу;

б) Мильтиаду;

в) Демосфену;

г) Александру Македонскому.

16. В результате завоевательных походов Александра Македонского произошло:

а) уничтожение Персидского царства;

б) разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;

в) образование огромной державы;

г) объединение греческих полисов в единое го-сударство.

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ РИМ»

ВАРИАНТ 1

1. Римская империя была разделена на 2 государства — Восточную империю и Западную империю в:

а) 300 году;

б) 395 году;

в) 410 году;

г) 476 году.

2. Город Рим был назван в честь первого царя:

а) Рема;

б) Ромула;

в) Рамзеса;

г) Рамы.

3. В походе, даже останавливаясь на одну ночь, римляне разби¬вали укрепленный лагерь:

а) по строго установленному плану в форме треугольника;

б) по строго установленному плану в форме четырехугольника;

в) каждый раз по новому плану в зависимости от места расположения;

г) без строго установленного плана, по желанию римского главнокомандующего.

4. Государство римлян после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого вместе с семьей стало называться:

а) империей;

б) царством;

в) республикой;

г) диктатурой;

д) монархией.

5. Отметьте черты, отличающие управление Римской республикой от управления Афинами во времена Перикла:

а) с предложением закона мог выступать гражданин, занимающий государственную должность;

б) с предложением закона мог выступать любой

гражданин города;

в) за исполнение государственных должностей платили деньги;

г) исполнение государственных должностей было бесплатным;

д) огромной властью обладал сенат;

е) огромной властью обладало Народное собрание;

ж) судьями могли стать только сенаторы.

6. К концу 2-го века до н.э. римляне установили свою власть:

а) в Западном Средиземноморье;

б) во всем Средиземноморье;

в) в Египте;

г) на территории Персидской державы.

7. «Наше море» — так назвал Средиземное море:

а) Помпеи;

б) Красе;

в) Пирр;

г) Цезарь;

д) Юстиниан.

8. Октавиан Август был пожизненным:

а) народным трибуном;

б) консулом;

в) диктатором;

г) сенатором;

д) царем.

9. В 1-м веке до н.э. появилась монета с портретом здравствующего героя, основателя империи:

а) Гая Юлия Цезаря;

б) Октавиана Августа;

в) Нерона;

г) Траяна.

10. Падение Западной Римской империи было вызвано:

а) делением империи на Восточную и Западную;

б) непрочностью императорской власти;

в) упадком хозяйства римских землевладельцев;

г) ослаблением римского войска;

д) развитием торговли и мореплавания;

е) ростом территории империи.

11. При императоре Траяне:

а) прекратились казни по ложным доносам;

б) увеличились налоги и злоупотребления наместников провинций;

в) знатные провинциалы получили права римского гражданина;

г) поощрялись доносчики, которым доставалась часть имущества казненного.

12. Укажите имя человека, не являвшегося римским историком и философом:

а) Тацит;

б) Аристотель;

в) Сенека;

г) Тит Ливии.

13. К любимым зрелищам римлян относились:

а) гладиаторские бои;

б) театральные представления;

в) Олимпийские игры;

г) конные состязания.

14. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:

а) акведуки; г) триумфальные арки;

б) термы; д) храмы;

в) колонны; е) пирамиды.

15. Зажиточные римляне надевали:

а) шерстяную рубаху с короткими рукавами — тунику;

б) тогу белого цвета;

в) тогу с пурпурной полосой по краю;

г) рубаху из льняной ткани — хитон.

16. Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью:

а) Ганнибал; 1) полководец, победивший

римлян в битве при Каннах;

б) Тиберий Гракх; 2) полководец, разбивший

римлян в битве близ города Зама;

3) предводитель восставших рабов в Италии;

4) император, разрешивший деятельность христиан на территории империи;

5) народный трибун, добившийся продажи зерна из государственных амбаров;

6) полководец, подавивший восстание рабов в Италии;

17. народный трибун, добившийся принятия закона о переделе земли;

8) предводитель готов, разграбивших Рим.

в) Спартак;

г) Константин.


ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ


ВАРИАНТ 1

1. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет на­зад, были обнаружены археологами в:

а) Северной Америке; в) Южной Австралии;

б) Восточной Африке; г) Западной Европе.

2. Около 40 тысяч лет назад человек стал похожим на современ­ного и назван учеными:

а) «человек умелый»;

б) «человек прямоходящий»;

в) «человек разумный»;

г) «человек малограмотный».

3. Для облика древнейшего человека характерны:

а) выступающие челюсти;

б) прямая походка;

в) прыгающая походка;

г) руки, свисающие ниже колен.

4. Первобытный коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался:

а) человеческое стадо; в) соседская община;

б) родовая община; г) племя.

5. С изобретением первобытными людьми гарпуна более удач­ной стала охота на:

а) сидящих птиц; в) крупную рыбу;

б) мелкую рыбу; г) быстро бегающих животных.

6. 40—12 тысяч лет назад первобытные люди охотились на:

а) лошадей, оленей, бизонов;

б) мамонтов, пещерных медведей;

в) волков, лисиц, тигров;

г) зайцев, собак, куниц.

7. Ученые считают, что древнейшие люди, жившие в человечес­ком стаде, добывали себе пищу, занимаясь:

а) охотой; в) земледелием;

б) ремеслом; г) собирательством.

8. Первобытные люди общались друг с другом с помощью:

а) речи; в) разнообразных звуков;

б) жестов; г) рисунков.

9. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему че­ловеку:

а) лучше общаться друг с другом;

б) удачнее охотиться;

в) жить в одиночку;

г) заниматься собирательством.

10. В случае потери первобытным человеком огня его:

а) заставляли разжигать огонь снова;

б) изгоняли из коллектива;

в) заставляли охранять сон сородичей всю жизнь;

г) требовали в одиночку добывать огонь снова.

11. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано:

а) с боязнью лесных пожаров и хищных зверей;

б) с попытками понять явления природы;

в) с умением изображать при помощи рисунков явления природы;

г) с умением изготавливать орудия труда.

12. Первобытные люди думали, что звери окажутся заколдован­ными и не уйдут из окружающей местности, если:

а) нарисовать их в глубине пещеры;

б) поразить изображение копьем;

в) нарисовать их ранеными;

г) класть им еду у входа в пещеру.













ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ


ВАРИАНТ 1

1. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:

а) 15 тысяч лет назад;

б) 10 тысяч лет назад;

в) 9 тысяч лет назад;

г) 7 тысяч лет назад.

2. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению зем­леделия:

а) охота; в) рыболовство;

б) собирательство; г) скотоводство.

3. Древние скотоводы разводили:

а) свиней и овец;

б) лошадей и кошек;

в) коз и коров;

г) уток и гусей.

4. 9—7 тысяч лет назад люди овладели такими видами ремесла, как:

а) обработка металлов;

б) кораблестроение;

в) ювелирное дело;

г) ткачество.

5. 10—7 тысяч лет назад люди научились делать одежду из:

а) льна; в) шерсти;

б) шелка; г) хлопка.

6. Первобытные люди для успешной пахоты в плуг запрягали:

а) коров; в) коз;

б) быков; г) лошадей.

7. В результате развития земледелия и скотоводства условия жиз­ни людей стали зависеть от:

а) их собственного труда и умений;

б) природы в еще большей степени;

в) покровительства духов и богов;

г) существовавших порядков в человеческом стаде.

8. Впервые имущественное неравенство появляется в:

а) человеческом стаде;

б) родовой общине;

в) соседской общине;

г) государстве.

9. В соседской общине каждая семья имела в личном пользо­вании:

а) скот;

б) пастбища;

в) лес;

г) участок земли;

д) изделия ремесла;

е) орудия труда;

ж) пруд.

10. Военными действиями племени руководил:

а) старейшина; в) Совет старейшин;

б) вождь; г) царь.

11. У первобытных людей изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня, назывались:

а) оборотнями;

б) идолами;

в) молитвами;

г) обелисками.

12. Установите последовательность развития трудовой деятельности людей:

а) земледелие;

б) охота;

в) ремесло.



ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ


ВАРИАНТ 1

1. Первые государства образовались в долинах рек:

а) 5 тысяч лет назад; в) 3 тысячи лет назад;

б) 6 тысяч лет назад; г) 2 тысячи лет назад.

2. Завоевательные походы фараона Тутмоса Третьего были с вершены около:

а) 5500 года до н.э.; в) 1500 года до н.э.;

б) 2600 года до н.э.; г) 1100 года до н.э.

3. Египет расположен:

а) вдоль побережья Красного моря;

б) на берегах полноводной реки Нил от первого до четвертого порога;

в) в дельте реки Нил между вторым и седьмыми рукавами;

г) на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря.

4. Ближайшими помощниками фараона в управлении государств были:

а) жрецы;

б) вельможи;

в) писцы;

г) воины.

5. Приспособление, при помощи которого в Египте поливали и огороды, на которые не доходила вода во время разливов

а) насыпь; в) канал;

б) рельеф; г) шадуф.

6. Служителями бога в египетском храме были:

а) жрецы; в) фараоны;

б) писцы; г) вожди.

7. На обеденном столе у египтянина-земледельца можно было увидеть:

а) ячменные лепешки; д) грецкие орехи;

б) горячий чай; е) пироги с финиками;

в) вяленую рыбу; ж) виноград.

г) печеный картофель;

8. Отметьте профессии древнеегипетских ремесленников:

а) ювелир; г) кораблестроитель;

б) сапожник; д) столяр;

в) ткач; е) сталевар.

9. Древние египтяне почитали священных животных. Это были:

а) бык; в) кенгуру; д) кошка;

б) медведь; г) верблюд; е) крокодил.

10. Во времена правления фараона Тутмоса Третьего египетское войско имело на вооружении:

а) кольчуги;

б) боевые колесницы;

в) лук и стрелы;

г) стенобитные снаряды (тараны);

д) длинные копья и кинжалы;

е) шарообразные булавы;

ж) короткие копья — дротики.

11. Жители Египта использовали для письма:

а) пальмовые листья; в) папирус;

б) глиняные таблички; г) бамбуковые дощечки.

12. Древнеегипетская школа готовила:

а) земледельцев; в) жрецов;

б) писцов; г) вельмож.



ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ


ВАРИАНТ 1

1. Один из самых знаменитых и могущественных царей Вавилнии Хаммурапи правил с:

а) 1982 по 2001 год до н.э.;

б) 1849 по 1799 год до н.э.;

(в) 1792 по 1750 год до н.э.;

г) 1700 по 1760 год до н.э.

2. Широкое применение железа в ремесле начинается около:

а) 13 века до н.э.; в) 10 века до н.э.;

б) 11 века до н.э.; г) 8 века до н.э.

3. Страна Двуречье расположена между реками:

А) Тигр и Евфрат; в) Иордан и Евфрат; б) Нил и Тигр; г) Евфрат и Нил.

4. В 10-м веке до н.э. в верхнем течении Тигра располагала страна:

а) Вавилония; в) Сирия; С) Ассирия;

г) Финикия.

5. В 6-м веке до н.э. персами были завоеваны:

(а) Лидия; ж) Египет;

б) Греция; е) Китай;

(в) Мидия; д) Вавилония,

г) Италия;

6. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары... Торговцы захватили и отплыли в Египет...»:

(в) Финикия;

а) Палестина;

7. Достижения ассирийцев в области культуры и военного дела:

а) деление часа на- 60 минут;

б) изобретение тарана;

в) строительство висячих садов Семирамиды;

г) создание сказаний о Гильгамеше;

(д) строительство царского дворца в Ниневии;

(е) применение железного оружия;

организация библиотеки глиняных книг.

8. Существенный вклад в становление могущества персидской державы внесли правители:

а) Дарий Первый;

б) Крез;

в) Кир Великий;

г) Камбиз.

9). Народ, почитавший одного бога Яхве:

а) египтяне; в) евреи;

б) вавилоняне; г) филистимляне.

10). Первую монету в мире из сплава золота с серебром стали чеканить в:

а) Мидии;

б) Лидии;

в) Финикии;

г) Персии..

б) Египет;

г) Персия.

11)Жители Двуречье почитали богов:

а) солнца; г) плодородия;

б) пустыни; д) воды;

в) луны; е) моря.

12)Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Пале­стине, а какие Египту:

1. Палестина.

2. Египет.

а) храм в Иерусалиме;

б) пирамида фараона Хеопса;

в) аллея сфинксов;

г) царский дворец Соломона.



ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ

ВАРИАНТ 1

1. Китай находится в:

а) Западной Азии;

б) Восточной Азии;

в) Западной Европе;

г) Северной Америке.

2. В древности индийцы селились на берегах рек:

а) Инд и Ганг;

б) Инд и Евфрат;

в) Ганг и Тигр;

г) Янцзы и Хуанхэ.

3. В Индии долину Ганга покрывали густые, труднопроходимы леса:

а) тайга;

б) роща;

в) джунгли;

г) се льва.

4. В 3-м веке до н.э. первым властителем объединенного был:

а) Ашшурбанапал;

б) Конфуций;

в) Кир;

г) Цинь Шихуан.

5. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались:

а) брахманы;

б) воины;

в) цари;

г) писцы.

6. Некоторых богов индийцы представляли в виде диких живот­ных:

а) свирепого льва;

б) добродушной кошки;

в) хитрой обезьяны;

г) ловкого леопарда.

7. В Индии божественной кормилицей, матерью называли:

в) корову;

г) зебру.

а) антилопу;

б) обезьяну;

8. По мнению Конфуция, ученый не дорожит:

а) золотом;

б) верностью;

в) драгоценными камнями;

г) мудростью.

9. Образованными людьми в Китае считали тех, кто писал:

а) грамотно;

б) красиво;

в) грамотно и красиво;

г) разборчивым почерком.

10.«Благородный человек винит себя, а ничтожный — других», — говорил:

а) Будда;

б) Конфуций;

в) Соломон;

г) Моисей.

11.Тонкие и воздушные шелковые ткани научились изготавливать в:

а) Египте; в) Китае;

б) Индии; г) Ассирии.

12.Торговцы разных стран мира везли из Китая:

а) сахар; в) папирус;

б) чайный лист; г) кофейные зерна.


ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ

ВАРИАНТ 1

1. Во 2-м тысячелетии до н.э. греческие племена жили:

а) на островах Эгейского моря;

б) на восточном побережье Средиземного моря;

в) в южной части Балканского полуострова;

г) в западной части полуострова Малая Азия.

2. Большую часть территории Греции покрывают:

а) крутые и обрывистые горы;

б) плодородные равнины;

в) труднопроходимые джунгли;

г) огромные пустыни.

3. Могущественный древнейший греческий город Микены распо­ложен на скалистом холме:

а) в Северной Греции; в) в Средней Греции;

б) на острове Крит; г) в Южной Греции.

4. Причиной Троянской войны было стремление греков:

а) укрепиться по берегам Черного моря;

б) завоевать побережье Малой Азии;

в) господствовать на Средиземном море;

г) получить яблоко раздора богини ссор Эриды.

5. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:

а) Иштар;. в) Ариадной;

б) Семирамидой; г) Еленой Прекрасной.

6. Бесстрашный Тесей, сын Эгея, прославился тем, что:

а) помог бежать Дедалу и Икару с острова Крит;

б) убил минотавра в лабиринте острова;

в) возглавил оборону крепости Иерихон;

г) хитростью захватил богатый город Вавилон.

7. Поэма Гомера о троянской войне названа «Илиадой» по:

а) имени греческого царя;

б) второму названию города Трои;

в) имени троянского царя;

г) названию греческого города.

8. Осада греками Трои закончилась тем, что:

а) троянцы разбили войско греков;

б) греки разрушили и сожгли Трою;

в) греки заключили перемирие с троянцами;

г) троянцы запросили мира у греков.

9. Установите последовательность событий, описанных в поэме «Илиада»:

а) гибель и похороны царевича Трои Гектора;

б) Гектор возглавляет атаку на греческий лагерь;

в) поединок Ахиллеса с Гектором;

г) прощание Гектора с Андромахой;

д) смерть Патрокла от руки Гектора;

е) ссора Ахиллеса с Агамемноном из-за рабыни.

10. Успешного плавания кораблю греки просили у бога:

а) Зевса; в) Аида;

б) Посейдона; г) Гермеса.

11. Греки верили, что главные боги живут во дворцах:

а) острова Крит; в) на дне Эгейского моря;

б) на вершине Олимпа; г) высоко в небе.

12. Каким занятиям людей покровительствовали боги:

а) Гефест; 1) кузнечное дело;

б) Афина; 2) ткачество и ремесло;

в) Дионис. 3) виноградарство;

4) военное дело.


ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

ВАРИАНТ 1

1. Полис — это:

а) область в Южной Греции;

б) небольшой самостоятельный город-государст­во в Греции;

в) страна Греция;

г) небольшой самостоятельный город на остро­ве Крит.

2. В Афинском полисе Совет знати назывался:

а) архонтом; б) демосом; в) ареопагом; г) кастой.

3. Они «писаны не чернилами, а кровью». Так греки говорили о законах:

а) Дракона; б) Хаммурапи; в) Миноса; г) Ману.

4. По законам Солона, архонтом мог быть избран грек:

а) знатный и богатый;

б) незнатный, но богатый;

в) незнатный и бедный;

г) знатный, но разорившийся.

5. В древней Спарте за соблюдением всех законов следил:

а) демос; в) Совет старейшин;

б) архонт; г) Совет знати.

6. Главным занятием спартанцев было:

а) ремесло; в) военное дело;

б) земледелие; г) рыболовство.

7. Греки покидали Родину и основывали колонии из-за:

а) набегов кочевых племен скифов;

б) угрозы голода и долгового рабства;

в) вторжения северных племен дорийцев;

г) ожесточенной борьбы демоса и знати;

д) надежды завязать торговлю с новыми поселе­ниями;

е) увеличения притока рабов в Афины.

8. Бог Зевс повелел устраивать состязания атлетов на земле Олим­пии в память о победе над богом: а) Гермесом; б) Посейдоном; в) Кроном; г) Аидом.

9. На Олимпийских играх знаменитым бегуном и кулачным бор­цом считался:

а) Милон; б) Феаген; в) Полидам; г) Скил.

10. Царь персов Ксеркс покинул Грецию после:

а) Марафонской битвы;

б) боев в Фермопильском ущелье;

в) Саламинского сражения;

г) битвы при Платеях.

11. Соотнесите события с именами исторических деятелей:

а) Ксеркс; 1) Марафонская битва;

б) Мильтиад; 2) Троянская война;

в) Солон. 3) бои в Фермопильском .ущелье;

4) отмена долгового рабства;

5) Олимпийские игры;

6) создание трагедии «Персы».

12. Соотнесите события с датами:

а) 776 год до н.э.; 1) реформы Солона;

2) Олимпийские игры;

3) бои в Фермопильском ущелье;

4) битва при Платеях;

5) Марафонская битва;

6) законы Дракона.

б) 480 год до н.э.;

в) 479 год до н.э.


АФИНЫ В 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

ВАРИАНТ 1

1. Главная площадь Афин, где располагался рынок и правитель­ственные здания, называлась:

а) Керамик;

б) Агора;

в) Акрополь;

г) Пникс.

2. Греческая монета, чеканившаяся из серебра, называлась:

а) рублем; в) копейкой;

б) сиклем; г) драхмой.

3. Купцы из разных стран мира привозили в Афины:

а) зерно; г) виноградное вино;

б) папирус; д) мраморные статуи;

в) оливковое масло; е) слоновую кость.

4. Гражданами Афин по закону считались:

а) все люди, родившиеся в городе;

б) жители Афин, чья мать родилась в Афинах;

в) жители города, чьи родители были коренны­ми афинянами;

г) жители, приехавшие в город и оставшиеся там навсегда.

5. Соотнесите права и возможности граждан и переселенцев в Афинах:

1) граждане; -а) участие в управлении государством;

2) переселенцы, б) право на владение землей;

в) служба на военных кораблях;

г) уплата налога за право жить в городе.

б. Перикл ввел плату за исполнение выборных должностей, чтобы:

а) уменьшить доходы богатых граждан Афин;

б) привлечь беднейших граждан к управлению государством;

в) уравнять имущественное положение граждан

Афин;

г) не допустить к управлению государством не­знатных граждан.

7. Современниками Перикла были:

а) Хеопс и Геродот; в) Солон и Софокл;

б) Анаксагор и Фидий; г) Ксеркс и Леонид.

8. Посещение театральных представлений было:

а) бесплатным для всех желающих;

б) бесплатным для почетных гостей;

в) бесплатным для беднейших граждан;

г) платным для всех желающих.

9. Рождение греческого театра связано с празднествами в честь бога: а) Зевса; б) Крона; в) Посейдона; г) Диониса.

10. Металлическая или костяная палочка с острым концом, кото­рой ученики выдавливали буквы, называлась:

а) тростниковым пером; в) стилем;

б) кисточкой; г) писалом.

11. С 12 лет мальчики посещали школу для занятий гимнастикой — борьбой, бегом, метанием копья и диска, прыжками, называемую:

а) Академией; в) лицеем;

б) палестрой; г) Музеем.

12. В Афинских школах обучались:

а) все дети жителей города;

б) сыновья афинских граждан;

в) дочери афинских граждан;

г) сыновья и дочери афинских граждан.


МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В 4-м веке до н.э.

ВАРИАНТ 1

1.Македония — горная страна, расположенная на:

а) юге Пелопоннесского полуострова;

б) северо-западе полуострова Малая Азия;

в) острове Крит;

г) севере Балканского полуострова.

2. Спасение Эллады в добровольном подчинении Филиппу Маке­донскому видел афинский писатель:

а) Исократ; в) Сократ;

б) Демосфен; г) Аристотель.

3.Битва при Херонее, где греки потерпели поражение от царя Македонии Филиппа, произошла в:

а) 490 году до н.э.; в) 479 году до н.э.;

б) 338 году до н.э.; г) 480 году до н.э.

4. Укажите последовательность событий битвы при Гавгамелах:

а) атака персидских колесниц;

б) бегство Дария Третьего с поля боя;

в) атака македонской конницы;

г) вступление в бой македонской фаланги;

д) гибель персидских возничих.

5. Решающую роль в победе македонян над греками в битве при Херонее сыграла:

а) атака македонской фаланги;

б) численность армии македонян;

в) атака македонской конницы;

г) атака македонского флота.

6. После победы над греками македонский царь Филипп: а) объявил себя царем Эллады;

б) добился признания себя военным предводи­телем;

в) стал греческим стратегом;

г) объявил себя властителем мира.

7.Александр Македонский, продолжая дело отца, возглавил по­ход в:

а) Азию; в) Финикию;

б) Египет; г) Индию.

8.Укажите, с чем в 4-м веке до н.э. был связан упадок гречес­ких городов:

а) войнами между греческими городами-государ­ствами;

б) нападением кочевых племен — скифов;

в) разорением земледельцев и ремесленников;

г) частыми землетрясениями и пожарами,

9. Александр Македонский стремился создать:

а) «восточное» царство;

б) городские полисы;

в) всемирную державу;

г) демократическое государство.

10. Мог ли Филипп Македонский что-нибудь слышать о завоева­тельных походах Кира Великого:

а) да; б) нет.

11. В александрийском Музее здание, оборудованное для наблю­дений за небесными светилами:

а) обсерватория; в) лицей;

б) Академия; г) Фаросский маяк.

12, Крупнейшая библиотека Средиземноморья, насчитывающая до 700 тысяч папирусных свитков, находится в:

а) Пергаме; в) Александрии Египетской;

б) Трое; г) Тире.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМА И УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА НАД ИТАЛИЕЙ

ВАРИАНТ 1

1. Город Рим возник в Италии на левом берегу реки:

а) Нила; - в) Тибра;

б) Тигра; г) Евфрата.

2. В отличие от Греции в Италии особенностями природно-кли­матических условий являются:

а) высокие горы; в) плодородные равнины;

б) полноводные реки; г) каменистые почвы.

3. В царский период переселенцы из завоеванных Римом облас­тей Италии назывались:

а) патрициями; в) ликторами;

б) плебеями; г) легионерами.

4. Высшая власть в Риме в царский период принадлежала:

а) пожизненно выбираемому царю;

б) Собранию мужчин-патрициев;

в) сенату;

г) двум консулам.

5. Братьев-близнецов, сыновей Реи Сильвии и бога Марса, вы­кормила:

а) лиса; - в) медведица;

б) волчица; г) тигрица.

6. Римляне установили республику в:

а) 753 году до н.э.; г б) 509 году до н.э.;

в) 390 году до н.э.;

г) 280 году до н.э.

7. Главной торговой площадью города Рима был:

а) Акрополь;

в) Форум;

б) Парфенон;

г) Лицей.

8. В результате победы над войском царя Пирра Рим установил свое господство над:

а) Италией;

б) Восточным Средиземноморьем;

в) Грецией;

г) Испанией.

9. Основную часть римских воинов-легионеров составляли:

а) наемники; в) бедняки;

б) земледельцы; г) рабы.

10. Мог ли Александр Македонский прийти на помощь царю Пир­ру в борьбе с римлянами:

а) да;

б) нет.

11. В Римской республике народный трибун обладал правом «вето», что в переводе с латинского означало:

а) разрешаю; в) утверждаю;

б) запрещаю; г) рекомендую.

12. В 3-м веке до н.э. в Римской республике в обязанности двух консулов входило:

а) председательство в Народном собрании;

б) комплектование войска;

в) командование армией;

г) ведение переговоров с другими государствами;

д) предложение новых законов;

е) распоряжение казной;

ж) разрабатывание плана ведения войны.


РИМ — СИЛЬНЕЙШАЯ ДЕРЖАВА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

ВАРИАНТ 1

1. Одной из причин Пунических войн между Римом и Карфаге­ном стало стремление римлян завладеть:

а) Критом; в) Сицилией;

б) Карфагеном; г) Испанией.

2. Будучи девятилетним мальчиком, будущий выдающийся пол­ководец дал торжественную клятву, что всегда будет врагом римлян. Это был:

а) Сципион; в) Ганнибал;

б) Фемистокл; г) Перикл

3. Вскоре после начала Пунических войн римляне поняли, что им не удастся победить карфагенян без создания:

а) боеспособной пехоты; в) катапульт;

б) военного флота; г) осадных машин.

4. Ганнибал потерял половину своего войска, переправляясь через:

а) Гималаи; в) Альпы;

б) Пиренеи; г) Апеннины.

5. Одно из решающих сражений Второй Пунической войны про­изошло при Каннах в:

а) 390 году до н.э.; в) 216 году до н.э.;

б) 280 году до н.э.; г) 202 году до н.э.

6. Римский консул перед битвой при Каннах выстроил 80 тысяч пехотинцев-легионеров:

а) в три линии;

б) в виде огромного прямоугольника;

в) полумесяцем, обращенным выпуклой сторо­ной к противнику;

г) в виде равностороннего треугольника.

7. После окончания Второй Пунической войны был подписан мир­ный договор, по которому:

а) Карфаген лишился всех владений за преде­лами Африки;

б) Рим лишился права на владение Сицилией;

в) Карфаген обязался выдать Риму военный флот и боевых слонов;

г) Рим должен был заплатить Карфагену боль­шую сумму денег.

8. Установите последовательность завоевания Римом Западного Средиземноморья:

а) разрушение Коринфа;

б) поражение войска сирийского царя Антиоха;

в) «освобождение» Греции из-под власти маке­донского царя;

г) штурм и сожжение Карфагена;

д) победа римлян над Македонией.

9. В отношении побежденных стран римляне придерживались правила:

а) «разделяй и властвуй»;

б) «доверяй, но проверяй»;

в) «поступай так, как будет угодно богу»;

г) «око за око, зуб за зуб».

10. Римский ученый Варрон утверждал, что занятые в сельском хозяйстве рабы — это орудия труда:

а) мычащие; в) говорящие;

б) немые; г) божественные.

11. Во времена завоевательных войн рабы в Риме продавались по цене:

а) высокой; б) умеренной; в) низкой.

12. Рабы, обученные сражаться друг с другом в вооруженном поединке на арене, назывались:

а) арендаторами; в) ликторами;

б) ветеранами; г) гладиаторами.


ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ

ВАРИАНТ 1

1. В 31 году до н.э. в битве у мыса Акций сразились:

а) патриции и плебеи Рима;

б) флоты Антония и Октавиана Августа;

в) воины Цезаря и Помпея;

г) воины Ганнибала и Сципиона.


2. Поражение восстания Спартака было вызвано:

а) слабой организацией войска восставших;

б) предательством Спартака;

в) плохим вооружением, восставших;

г) отсутствием четкого плана действий у Спар­така;

д) отступлением восставших в решающий мо­мент сражения.

3. В 133 году до н.э. был принят закон Тиберия Гракха, по которому:

а) земледельцы прикреплялись к земле хозяина;

б) ни одна семья не имела права пользоваться более 250 га государственной земли;

в) изымались излишки земли у богатых земле­владельцев и бесплатно передавались бедным;

г) рабы платили римскому землевладельцу пла­ту за пользование землей.

4. Установите последовательность событий прихода Цезаря к вла­сти в Риме:

а) восторженный прием Цезаря в Риме;

б) разгром Помпея у города Фарсалы;

в) завоевание Цезарем Заальпийской Галлии;

г) единоличное правление Цезаря в Риме;

д) убийство Цезаря заговорщиками-сенаторами;

е) переправа Цезаря через Рубикон.

5. Спартак и 70 гладиаторов после бегства из Капуи укрылись на:

а) Капитолийском холме; в) острове Сицилия;

б) горе Олимп; г) вулкане Везувий.

6. Враги Тиберия Гракха обвинили трибуна в стремлении стать:

а) диктатором; в) царем;

б) консулом; г) императором.

7. «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем рисковать своей жизнью на арене амфитеатра», — убеждал товарищей:

а) Цезарь; б) Катон; в) Спартак; г) Сципион.

8. Гаю Юлию Цезарю принесло славу полководца:

а) подавление восстания Спартака;

б) согласие на утверждение земельного закона;

в) покорение Заальпийской Галлии;

г) разрушение Коринфа и Карфагена.

9. «Жребий брошен!» — так сказал Цезарь, переправляясь че­рез реку:

а) Рубикон; б) Тибр; в) Евфрат; г) Ганг.

10. В дни триумфа полководец носил почетное прозвище импера­тор, что полатински означает:

а) повелитель; в) главнокомандующий;

б) священный; г) божественный.

11. После победы над Антонием Октавиан Август объявил об:

а) установлении мира в Италии и провинциях;

б) окончании гражданских войн;

в) установлении империи;

г) установлении диктатуры.

12. В день мартовских ид 44 года до н.э. произошло:

а) бегство Спартака из Капуи;

б) убийство Гая Юлия Цезаря;

в) утверждение Октавиана императором Рима;

г) трагическое самоубийство Клеопатры.


РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

ВАРИАНТ 1

1. «Лучшим» из римских императоров, правившим с 98 по 117 год, римляне считали:

а) Цезаря; в) Траяна;

б) Октавиана Августа; г) Нерона.

2. Императором, после поражения римлян от германцев в знак скорби не стригшим волосы и восклицавшим: «Вар, верни ле­гионы!» — был:

а) Октавиан Август; в) Антоний;

б) Арминий; г) Нерон.

3. Римлянам не удалось завоевать на Востоке:

а) Египет; в) Парфянское царство;

б) Карфаген; г) Финикию.

4. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:

а) Египет; в) Финикия;

б) Парфянское царство; г) Македония.

5. Огромный амфитеатр, построенный римлянами и вмещавший около 50 тысяч зрителей, где сражались гладиаторы, назы­вался:

а) Пантеоном; в) Колизеем;

б) акведуком; г) термой.

6. Ежедневно римляне посещали:

а) театры; в) термы;

б) Пантеон; - г) конные бега.

7. Колоны — это:

а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;

б) греки, выходцы из причерноморских колоний;

в) пленники, участвующие в триумфальном ше­ствии;

г) рабы, получившие от хозяина участок земли.

8. Около двух тысяч лет назад люди, называющие себя ученика­ми Иисуса Христа, появились в:

а) Риме; в) Сирии;

б) Палестине; г) Египте.

9. Отметьте сочинение, не входящее в состав Библии:

а) Ветхий Завет;

б) Откровения Иоанна Богослова;

в) сказания о Гильгамеше;

г) четыре Евангелия.

10. Согласно христианскому учению, Царство Божие наступит для тех, кто:

а) страдал и был унижен;

б) веровал в римских богов;

в) веровал в Иисуса Христа;

г) имел в земной жизни огромные богатства.

11. Возникновение и распространение христианства было вызва­но:

а) угрозой вторжения варварских племен;

б) ухудшением положения народа в империи;

в) распространением научных представлений о мире;

г) утратой веры в могущество прежних богов.

12. В 64 году гонения на христиан начались в связи с:

а) убийством Цезаря;

б) казнью Сенеки;

в) пожаром в Риме;

г) гибелью Нерона.


РИМ В 4—5-м ВЕКАХ И ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ НА ЗАПАДЕ

ВАРИАНТ 1

1. Римский император Константин перенес столицу из Италии:

а) в долину реки По в Пред альпийской Галлии;

б) на западный берег пролива Босфор в Греции;

в) на восточный берег реки Эбро в Испании;

г) в устье Днестра, впадающего в Черное море.

2. Во времена правления императора Константина был издан указ:

а) разрешающий христианам молиться и стро­ить храмы;

б) запрещающий организацию христианских общин;

в) запрещающий христианам строить храмы;

г) разрешающий гонения на христиан.

3. Власть императора во времена правления Константина была:

а) ограничена законом;

б) ничем не ограничена;

в) ограничена Народным собранием;

г) ограничена приближенными советниками.

4. В нашествии варваров на Рим не принимали участия:

а) вандалы; б) галлы; в) готы; г) греки.

5. Восточную империю называют Византией по:

а) имени первого императора Восточной империи;

б) древнему имени главного города Восточной империи;

в) названию пролива, где построен Константино­поль;

г) фамилии императора Юстиниана.

6. Во времена правления императора Юстиниана к территории Восточной империи были присоединены:

а) Италия; в) Испания;

б) Греция; г) Северная Африка.

7. Храм Святой Софии в Константинополе, возведенный по при­казу Юстиниана, был облицован разноцветным:

а) мрамором; б) гранитом; в) бетоном.

8. Императору Византии в Константинополь варвары отослали после разграбления Рима знаки императорской власти:

а) пурпурный плащ; в) державу;

б) скипетр; г) диадему.

9. «Нет ничего выше и ничего более святого, чем величество импе­ратора» — так записано в законах:

а) 12 таблиц; в) Солона;

б) Юстиниана; г) Дракона.

10. Установите последовательность событий в период правления императора Константина:

а) перенесение столицы из Рима в Константинополь;

б) избрание Константина императором;

в) борьба императоров за власть и победа Кон­стантина;

г) предложение организовать Вселенский собор в Никее;

д) провозглашение христианства государствен­ной религией Римской империи;

е) подавление восстаний колонов и рабов в Гал­лии и Северной Африке.

11. Мог ли Юстиниан прийти на помощь полководцу Стилихону в борьбе с варварами:

а) да; б) нет.

12. Готы во главе с Аларихом разграбили и разорили Рим в:

а) 395 году; б) 410 году; в) 476 году.





Канзафарова И.И. 72



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка. Рабочая программа по истории..5 класс

Автор: Канзафарова Ирина Ивановна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка. Рабочая программа по истории.. 7 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-rabochaia-proghramma-po-istorii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "173109"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423926187"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка рабочей программы по истории для индивидуального обучения "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-istorii-dlia-individual-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "180532"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425206189"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "рабочая программа по истории 6 класса "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "191293"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427290400"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «История» для 6 классов основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(130) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-istoriia-dlia-6-klassov-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132791"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416409406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства