1.Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартам среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, утвержденных Министром образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.
2.Цели обучения учебному предмету – формирование у учащихся системных исторических знаний путем ознакомления с важнейшими событиями истории человечества с древности по настоящее время; воспитание подлинного патриота своей страны, личности, осознающего большое значение накопленного человечеством культурно-исторического опыта.
3.Задачами обучения предмету в области предметных результатов являются:
1)формирование у учащихся системных знаний о важнейших событиях и процессах всемирной истории, об их взаимосвязи и хронологической последовательности;
2)формирование общечеловеческих ценностей, посредством изучения исторически сложившихся культурных, религиозных и национальных традиций;
3)формирование навыков использования полученных исторических знаний в повседневной жизни;
4)развитие у учащихся умения понимать закономерные особенности исторического развития, определять собственные взгляды и принципы на развитие общества;
5)воспитание у учащихся чувств уважения принципов демократии, прав и свобод граждан, уважительного отношения друг к другу, толерантности посредством изучения истории народов мира в тесной взаимосвязи;
6)способствовать усвоению первичных методов исторического познания, развитию умения самостоятельно работать с различными видами источников;
7)воспитание уважительного отношения к мировым культурным достижениям;
8)формирование навыка использования исторических знаний при анализе политических, социально-экономических и международных проблем современности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарный план по истории »
Акмолинская область
Жаркаинский р-н
ГУ «Валихановская С.Ш»
Календарно тематическое планирование
Учебный год 2014-2015
Предмет история древнего мира
Класс 6
Учитель Нурова А.Т.
Учебная программа по предмету «Всемирная история» 6 класс
1. Пояснительная записка
1.Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартам среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, утвержденных Министром образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.
2.Цели обучения учебному предмету – формирование у учащихся системных исторических знаний путем ознакомления с важнейшими событиями истории человечества с древности по настоящее время; воспитание подлинного патриота своей страны, личности, осознающего большое значение накопленного человечеством культурно-исторического опыта.
3.Задачами обучения предмету в области предметных результатов являются:
1)формирование у учащихся системных знаний о важнейших событиях и процессах всемирной истории, об их взаимосвязи и хронологической последовательности;
2)формирование общечеловеческих ценностей, посредством изучения исторически сложившихся культурных, религиозных и национальных традиций;
3)формирование навыков использования полученных исторических знаний в повседневной жизни;
4)развитие у учащихся умения понимать закономерные особенности исторического развития, определять собственные взгляды и принципы на развитие общества;
5)воспитание у учащихся чувств уважения принципов демократии, прав и свобод граждан, уважительного отношения друг к другу, толерантности посредством изучения истории народов мира в тесной взаимосвязи;
6)способствовать усвоению первичных методов исторического познания, развитию умения самостоятельно работать с различными видами источников;
7)воспитание уважительного отношения к мировым культурным достижениям;
8)формирование навыка использования исторических знаний при анализе политических, социально-экономических и международных проблем современности.
4. Объем учебной нагрузки по предмету «Всемирная история» составляет:
1) в 6 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
5.При изучении предмета «Всемирная история» реализуются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
1)История Казахстана:
Древняя история Казахстана. Средневековая история Казахстана. Новая история Казахстана. Общественно-политические процессы в Казахстане.
2)География: история изучает развитие общества не только во времени, но и в пространстве. В изучении изменений в политической карте мира, используются знания школьников о географическом пространстве;
3)Литература:
при изучении проблем развития науки и культуры необходимо использовать знания учащихся, приобретенные на уроках по русской и 29
казахской литературы. Используются художественные произведения, раскрывающие политическую и социальную картину изучаемой эпохи.
4)Казахский, русский и иностранные языки:
при работе над историческими понятиями и терминами используются знания, умения и навыки школьников, приобретенные в результате изучения родного и иностранных языков.
5)Химия и физика:
при изучении проблем развития культуры, науки и техники используются знания школьников об атомно-молекулярном учении, о законе всемирного тяготения и другие представления о строении физического мира, полученные из курса химии и физики.
Базовое содержание учебного предмета в 6 классе
6. Введение – (1 час). Понятие «История древнего мира». Хронология и периодизация истории древнего мира. Составные части истории древнего мира, ее место во всемирной истории.
7. Древняя Месопотамия – (3 час):
Государства Шумер и Аккад Древнейший период Месопотамии Шумерийские города-государства. Месопотамия в эпоху господства Аккада и Ура;
Вавилония. Возвышение древнего Вавилона» Вавилон – величайший город мира. Законы царя Хаммурапи. Распад Древней Вавилонии;
Культура народов древней Месопотамии. Возникновение письменности. Литература и искусство. Поэма о Гильгамеше. Архитектура. Система календарного счисления. Религиозные представления.
8. Древний Египет– (3 часа):
Возникновение государства в ЕгиптеПриродные условия Дельты и Нильской долины. Население. Первые государства в Египте. Эпоха Древнего царства. Фараоны;
Социальная структура древнего Египт. Неравенство в Древнем Египте. Рабы и их роль в хозяйственной жизни, жизнь египетского царского вельможи. Реформы Эхнатона;
Научные знания и культура в Египте. Письменность древних египтян. Религия. Мифология. Литература. Развитие научных знаний. Изобразительное искусство. Архитектура. Быт, нравы древних египтян.
9. Древние государства в Юго-Западной Азии – (4 часа):
Государство Ассирия. Образование и развитие Ассирийского государства. Государство Урарту. Культура Древней Ассирии;
Хеттское царство. Природа Малой Азии. Образование Хеттского царства. Жизнь и быт хеттов. Культура;
Древняя Финикия и Палестина. Развитие Финикийских городов-государств. Израильско-иудейское государство. Культура народов Восточного Средиземноморья в древности);
Древнее Персидское царство. Возникновение персидского царства. Правление Дарий I, его военные походы. Учение Заратуштры.
10. Древние государства в Центральной Азии – (6 часов):
Древняя Бактрия. Образование государства в древней Бактрии. Страна тысячи городов». Борьба за независимость. Культура;
Кушанское царство. Возникновение Кушанского царства и торговые отношение с другими странами. Усиление Кушанского царства. Борьба против завоевателей, распад государства. Кушанское искусство и культура. Религиозные верования;
Парфийское царство. Образование Парфийского царства, система правления. Взаймоотношение кочевников и парфинян. Римо-Парфийские войны;
Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей;
Вторжение Александра Македонского в Среднюю Азию, борьба против завоевателей. Спитаман – предводитель борьбы. Историческое значение борьбы народов Средней Азии против иноземных завоевателей.
Повторение – (1 час).
11. Южная и Восточная Азия в древности – (5 часов):
Древняя Индия. Древнейшие индийские города и поселения. Образование Индийского государства. Социальные отношения. Хозяйство;
Культура Древней Индии» (Основы научных знаний. Литература и искусства. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна. О законах Ману. Буддизм;
Древний Китай. Образование древнего Китайского государства. Хозяйство и общественный строй. Формирование Великого Шелкового пути и его значение. Завоевательные походы и народные восстания. Разложение древнего Китайского государства;
Культура Древнего Китая. Письменность и литература. Конфуций и его учение. СымаЦянь – отец китайской истории. Научные знания и изобретения.
12.Древняя Греция – (5 часов):
Древние цивилизации в Греции. Географическое положение Древней Греции. Критское и Ахейское государства. Греческие города-государства;
Афинское государство. Правление в Аттике. Социально-политические отношения в Афинах. Греко-Персидские войны. Установление Македонской власти в Греции;
Древняя Спарта. Причины и особенности образования государства в Спарте. Илоты. Организация государственной власти;
Образования и наука в древней Греции. Научные знания Древней Греции. Литература, математика, медицина, история, философия. Историки и философы Древней Греции. Греческие школы;
Культура Древней Греции. Греческие праздники. Олимпийские игры. Религиозные верования древних греков. Греческие легенды и мифы. Древнегреческий театр. Архитектура. Греческая скульптура;
Древняя Македония. Территория и население. Правитель Филипп ІІ. Поход Александра Македонского на Восток.
13.Древний Рим – (5 часов):
Рим в эпоху царства и республики. Природно-географические особенности Апенинского полуострова. Система общественного управления. Завоевательные войны Рима. Римская и провинциальная знать;
Римская империя» «Власть императоров. Система управления в завоеванных регионах. Хозяйство и быт. Кризис империи;
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи» (Углубление внутренних междоусобиц в империи. Гунны и их поход на Запад. Нашествие гуннов и готтов на территорию империи. Падение Западной Римской империи;
Культура Древнего Рима. Образование в Риме. Римская поэзия. Ораторское искусство. Правовая система. Римские города и архитектура, скульптура. Возникновение христианства. Ценности Римской культуры;
Итоговое повторение – (1 час).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по истории древнего мира
6 класс
№№
№
Тема урока
Кол-во часов
Сроки
1
1
Введение
1
Древняя Месопотамия
3
2
1
Государства Шумер и Аккад.
1
3
2
Древний Вавилон.
1
4
3
Культура народов Междуречья.
1
Древний Египет
3
5
1
Возникновение государства в Египте.
1
6
2
Социальная структура древнего Египта
1
7
3
Научные знания и культура в Египте
1
Древние государства в Юго-Западной Азии
4
8
1
Древняя Ассирия. Урарту
1
9
2
Хеттское царство.
1
10
3
Древняя Финикия и Палестина.
1
11
4
Древнее Персидское царство.
1
Древние государства в Центральной Азии
6
12
1
Древняя Бактрия.
1
13
2
Кушанское царство.
1
14
3
Кушанское царство.
1
15
4
Парфийское царство.
1
16
5
Парфийское царство.
1
17
6
Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей.
1
18
1
Повторение
1
Южная и Восточная Азия в древности
5
19
1
Древняя Индия.
1
20
2
Культура Древней Индии.
1
21
3
Древний Китай.
1
22
4
Древний Китай.
23
5
Культура Древнего Китая.
1
Древняя Греция
5
24
1
Древние цивилизации в Греции
1
25
2
Афинское государство. Древняя Спарта
1
26
3
Образование и наука в древней Греции
1
27
4
Культура Древней Греции
1
28
5
Древняя Македония
1
Древний Рим
5
29
1
Рим в эпоху царства и республики
1
30
2
Римская империя
1
31
3
Падение Западной Римской империи
1
32
4
Культурная жизнь Древнего Рима.
1
33
5
Культурная жизнь Древнего Рима.
1
34
1
Повторение
1
Акмолинская область
Жаркаинский р-н
ГУ «Валихановская С.Ш»
Календарно тематическое планирование
Учебный год 2014-2015
Предмет история древнего Казахстана
Класс 6
Учитель Нурова А.Т.
Учебная программа по предмету «история древнего Казахстана» 6 класс
Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080,утвержденных Министром образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.
2. Цели обучения на основе предлагаемой учебной программы с учетом возможностей, подготовки и уровня знаний учащихся изучить основное конкретно-историческое содержание истории Казахстана с древности по настоящее время.
3. В соотвествии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:
1) дать учащимся системные знания по истории Казахстана во всей исторической целостности и полноте;
2) усвоить терминологию по истории Казахстана;
3) сформировать навыки анализа и обобщения исторических фактов и явлений, умения определять сущность и причины исторических событий, оценивать их значение;
4) привить учащимся навыки и умения сопоставительного анализа событий, деятельности политических лидеров, выдающихся представителей науки и культуры изучаемой эпохи;
5) формировать глубокий интерес к культурному наследию казахского и других народов;
6) учитывая возрастные особенности учащихся, создавать условия для самостоятельной работы по поиску нужной информации в источниках разного типа.
4. Осуществляется межпредметная связь с учебными предметами:
1) «Всемирная история»:
изучение истории Казахстана, характерных для истории сопредельных государств.
2) «География»:
становление территории и границ Казахстана;
проведение на территории Казахстана административно-территориальных реформ;
деятельность на территории Казахстана многочисленных экспедиций по изучению ландшафта, климатических условий, растительности и животного мира, залежей природных ископаемых.
3) «Казахская литература»:
история и общественная деятельность казахских акынов и жырау;
применение произведении акынов и жырау;
4) «Русская литература»:
применение произведений русских писателей и поэтов как исследования различных сторон жизни казахского общества;
отражение в трудах русских писателей и поэтов жизни казахского народа.
5) «Изобразительное искусство»:
развитие изобразительного искусства;
история казахского ремесленного искусства;
тема Казахстана в произведениях художников ХҮІІІ – ХІХ веков;
6) «Музыка»:
связь музыкальных произведений с историческими событиями;
история музыкальной культуры, жизнь и творчество казахских композиторов;
история музыкальных произведений как источник по значимым событиям истории Казахстана.
5. Объем учебной нагрузки по предмету:
1) в 6 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
Базовое содержание учебного предмета в 6 классе
1. Введение (1 час).
2. «Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники» (9 часов):
появление древнейших людей, представления древних людей о происхождении человека, современные версии о происхождении человека, появление древнейшего человека в Казахстане, человеческое стадо – первая общественная организация людей;
занятия древнейших людей, первые каменные орудия труда, техника их изготовления, охота, собирательство;
жизнь древнейших людей, совершенствование техники изготовления орудий труда, развитие орудий труда древнейших людей от палеолита до неолита, великое оледенение, использование огня;
древнекаменный век на территории Казахстана (палеолит) нижний и верхний палеолит, стоянки палеолита на территории Казахстана, орудия труда, появление «человека разумного;
возникновение родовой общины (материнский род, вожди, старейшины);
среднекаменный век на территории Казахстана (мезолит), особенности среднекаменного века, появление микролитов, изобретение лука и стрел, значение этого изобретения для жизни людей;
природно-климатические изменения в эпоху мезолит (отступление ледника, потепление), изменение флоры и фауны, стоянки эпохи мезолита в Казахстане;
обобщение.
3. «Зарождение земледелия и скотоводства.начало разделения труда» (9 часов):
изменения в общественной жизни древних людей в эпоху мезолита, укрепление родовой общины, объединение родов в племена, зарождение земледелия и скотоводства, начало разделения труда;
новокаменный век на территории Казахстана (неолит), неолитическая революция, переход к скотоводству и земледелию;
появление гончарного ремесла (эпоха глиняных горшков), ткачество, наиболее совершенные орудия труда из камня, кости;
памятники неолита, неолитические стоянки на территории Казахстана, начало перехода от материнского рода к отцовскому;
медно-каменный век (энеолит), получение первых металлов, медь и олово, древняя металлургия Центрального Казахстана;
совершенствование орудий труда в эпоху энеолита, разделение общественного труда, утверждение патриархата, энеолитические стоянки на территории Казахстан;
представления древнейших людей об окружающем мире (легенды об устройстве мира), накопление и развитие знаний, появление религиозных взглядов (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия – древнейшие формы религии);
язычество, вера вдухов и богов, зарождение искусства, наскальная живопись);
обобщение.
4. «Казахстан в эпоху бронзы»выделено (7 часов):
Казахстан в эпоху бронзы, особенности эпохи бронзы, бронза – сплав меди и олова, бронзовые орудия труда, месторождения меди и олова на территории Казахстана, периодизация эпохи бронзы (ранняя, средняя и поздняя бронза);
андроновская культура, поселения андроновской культуры в Казахстане, хозяйство и быт андроновцев, жилища андроновцев;
изменения в хозяйственной о общественно-культурной жизни людей в эпоху бронзы, изменение климата, оседлое и полукочевое скотоводство, мотыжное земледелие, гончарное ремесло, ювелирное искусство, (А.Х.Маргулан и др.), Бегазы-Дандыбаевская культура;
общественное устройство, появление частной собственности;
обобщение.
5. «Казахстан в эпоху раннего железа» (9 часов):
кочевое скотоводство – производящее хозяйство, возникновение кочевого скотоводства, переход от оседлого и отгонного скотоводства к кочевому, тебеневка, виды скота;
юрта – основной вид жилища у кочевников (устройство юрты и ее убранство), отличие кочевого образа жизни от оседлого;
основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства, кочевки в традиционном скотоводстве, виды сезонных пастбищ (коктеу, жайляу, кыстау, кузеу);
племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана, саки (расселение саков, сакское общество, первоначальные сведения о саках), Геродот о саках, персидские источники о саках;
расселение сакских племен, саки (тиграхауда, парадарайя, хаомаварга), общественное устройство саков;
хозяйство и быт саков, описание хозяйства и быта саков, скотоводство и земледелие, использование железа;
борьба саков за независимость, вторжение персидских войск на территорию Казахстана, сакская царица Томирис в борьбе против персидского царя Кира, подвиг Ширака, борьба саков против армии Александра Македонского;
культура саков, сакские памятники (Иссыкский и Бесшатырский курганы. «Золотой человек» – ювелирное искусство саков. «Звериный стиль»);
сакские курганы (гипотезы, загадки и открытия), комплексное исследование царских некрополей и святилищ в рамках программы «Культурное наследие».
6. «Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана» (15 часов):
уйсуны, письменные источники об уйсунах, племена уйсунов, места расселения уйсунов, общественное устройство уйсунов, Гуньмо – правитель уйсунов;
хозяйство и быт уйсунов (скотоводство, земледелие, ремесла, ювелирное искусство), Каргалинская диадема;
обычаи, традиции и верования уйсунов;
кангюи, китайские и иранские источники по истории кангюев, археологические памятники кангюев (Кастобе, Кок-Мардан, Пушык-Мардан), расселение кангюев, общественное устройство;
хозяйство и быт кангюев (земледелие, скотоводство и промыслы, обработка металлов, торговля, культура и верования кангюев);
гунны, ранняя история гуннов в китайских источниках, ШаньюйМодэ – основатель гуннского государства, государственное устройство гуннов, объединение гуннских племен;
великое переселение народов, перемещение гуннов на Запад, великий полководец Аттила и его походы, значение походов гуннов, образ гуннов в исторической литературе;
хозяйство, общественное устройство и культура гуннов (скотоводство, земледелие, жилища, ремесла, общественное устройство, культура гуннов, ювелирное искусство «Полихромный стиль»);
сарматы, расселение сарматских племен, племена савроматов, даев, общественный строй сарматов, военная демократия, социальное неравенство;
хозяйство и быт сарматов, (скотоводство, земледелие, материальная культура сарматов), археологические памятники, Сынтас;
обобщение.
7. «Регионы Казахстана в период раннего железного века» (7 часов):
Центральный Казахстан в период раннего железа, Сарыарка – Великая степь, население Сарыарки – аргиппеи, исседоны, хозяйство, сезонные пастбища, памятники раннего железа, Тасмолинская археологическая культура, курганы «с усами»;
Северный Казахстан в период раннего железа, природно-климатические особенности, савроматы и аргиппеи – жители Северного Казахстана, хозяйство, скотоводство и его особенности, археологические памятники, обработка металлов;
Восточный Казахстан в период раннего железа, природно-климатические условия и население, царские курганы Шиликтинской долины, Берельский могильник, культура Восточного Казахстана, археологическое исследование древних городищ и могильников по программе «Культурное наследие»;
обобщение.
8. «Культурные достижения кочевников казахстана» (7 часов):
вклад степной (кочевой) цивилизации в мировую культуру (коневодство, тенгрианство), Великий Шелковый путь, искусство звериного стиля,
древнейший центр металлургии, система государственного управления, архитектура погребального типа, руническая письменность, надписи Бильге кагана, Кюльтегина и Тоньюкука, эпос;
культура древнего Казахстана, духовная культура, традиционная картина мира, идея бессмертия, мотив борьбы со смертью и злом, мотив гармонии человеческой жизни, равновесия, жизнелюбия;
обычаи и верования кочевников, культ Тенгри, поклонение духам природы и предков, обряды захоронения;
антропологический облик древних людей, антропология, антопологическая характеристика людей эпохи бронзы, антропологические типы людей в эпоху раннего железа;
обобщение.
9. Итоговое обобщение (2 часа).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по истории древнего Казахстана
6 класс
№
№
Тема урока
Кол-во часов
Сроки
1
1
Введение
1
Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники
9
2
1
Появление древнейших людей.
1
3
2
Появление древнейших людей.
1
4
3
Занятия древнейших людей
1
5
4
Жизнь древнейших людей.
1
6
5
Древнекаменный век на территории Казахстана (палеолит)
1
7
6
Древнекаменный век на территории Казахстана (палеолит)
1
8
7
Древнекаменный век на территории Казахстана (палеолит)
1
9
8
Среднекаменный век на территории Казахстана (мезолит).
1
10
9
Среднекаменный век на территории Казахстана (мезолит).
1
11
10
Обобщение
1
Зарождение земледелия и скотоводства. Начало разделения труда
9
12
1
Изменения в общественной жизни древних людей в эпоху мезолита
1
13
2
Новокаменный век на территории Казахстана (неолит).
1
14
3
Новокаменный век на территории Казахстана (неолит).
1
15
4
Новокаменный век на территории Казахстана (неолит).
1
16
5
Медно-каменный век (энеолит).
1
17
6
Медно-каменный век (энеолит).
1
18
7
Представления древнейших людей об окружающем мире
1
19
8
Представления древнейших людей об окружающем мире
1
20
9
Обобщение
1
Казахстан в эпоху бронзы
7
21
1
Казахстан в эпоху бронзы.
1
22
2
Казахстан в эпоху бронзы.
1
23
3
Андроновская культура
1
24
4
Андроновская культура
1
25
5
Изменения в хозяйственной о общественно-культурной жизни людей
1
26
6
Общественное устройство
1
27
7
Обобщение
1
Раздел 2. Казахстан в эпоху раннего железа
9
28
1
Кочевое скотоводство
1
29
2
Кочевое скотоводство
1
30
3
Основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства.
1
31
4
Саки
1
32
5
Саки
1
33
6
Хозяйство и быт саков.
1
34
7
Борьба саков за независимость.
1
35
8
Культура саков.
1
36
9
Культура саков.
1
Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана
15
37
1
Уйсуны
1
38
2
Хозяйство и быт уйсунов
1
39
3
Обычаи, традиции и верования уйсунов
1
40
4
Кангюи
1
41
5
Кангюи
1
42
6
Хозяйство и быт кангюев
1
43
7
Гунны
1
44
8
Гунны
1
45
9
Великое переселение народов
1
46
10
Великое переселение народов
1
47
11
Хозяйство. Общественное устройство. Культура гуннов
1
48
12
Сарматы
1
49
13
Сарматы
1
50
14
Хозяйство и быт сарматов
1
51
15
Обобщение
1
Регионы Казахстана в период раннего железного века
7
52
1
Центральный Казахстан в период раннего железа
1
53
2
Центральный Казахстан в период раннего железа
1
54
3
Северный Казахстан в период раннего железа
1
55
4
Северный Казахстан в период раннего железа
1
56
5
Восточный Казахстан в период раннего железа
1
57
6
Восточный Казахстан в период раннего железа
1
58
7
Обобщение
1
Культурные достижения кочевников Казахстана
8
59
1
Вклад степной (кочевой) цивилизации в мировую культуру