kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: «Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства  входит в систему уроков изобразительного искусства в 6 классе и соответствует программе и календарному плану по предмету. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: «Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры.»»


Урок кубановедения в 6 классе по теме: "Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры".


Тема урока:

«Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры».

Цель урока: создать у школьников яркий образ разнообразия природы Кубани, богатства её культуры и истории; способствовать воспитанию чувства гордости и любви к родному краю.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Ввести понятия «природные объекты, памятники природы».

  2. Сформировать представление о памятниках природы, истории и культуры Краснодарского края как особо охраняемых территориях.

  3. Реализовать межпредметные связи между географией, историей, литературой и экологией Кубани.

Развивающие:

  1. Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, включая материалы Интернет.

  2. Учить вести поиск заданной информации, анализируя её и используя полученные знания в практической деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к своему родному краю.

2. Формировать национальное самосознание школьников.

Работа с терминами.

Основные понятия: рекреация, эстетика, комплекс, каскад, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты.

Исследователи-краеведы: И.А. Кусый, И.Д. Попко.

Тип урока: комбинированный урок-практикум.

Форма урока: заочная экскурсия.

Оборудование:

  1. Электронная презентация.

  2. Физическая карта Краснодарского края.

  3. «Кубановедение»: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Б.А.Трёхбратов, И.А.Терская, К.П.Казарян, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов. ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2014.

План урока:

I. Организационный момент

II.Сообщение темы и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания

IV. Изучение нового материала

  1. Водные природные объекты и памятники природы.

  2. Геологические памятники природы

  3. Ботанические памятники природы.

  4. Комплексные памятники природы.

  5. Закрепление изученного материала. Тест.

  6. Памятники истории и культуры.

  7. Памятники природы, истории и культуры Мостовского района.

  8. Проблемный вопрос.


VI.Заключительный этап урока.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.


Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и задач урока. (Слайды № 2,3).

Ребята, сегодня на уроке мы

- познакомиться с памятниками природы, истории и культуры Краснодарского края и нашей малой Родины – Мостовского района;

      • научимся добывать сведения из различных источников информации и делать из них собственные выводы;

      • будем учиться использовать полученные знания на практике.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка выполнения письменного домашнего задания (№ 2 и № 5, стр. 26).

  1. Изучение нового материала.

1. Интерактивная беседа. Передача и объяснение нового материала. Учащиеся под руководством учителя знакомятся с новыми понятиями и терминами.

Учитель: Кубанская земля щедро одарена природными богатствами. На сравнительно неболь­шой территории можно встретить степи и плавни, снежные горные вершины и велико­лепные субальпийские луга, широколиственные леса и озера различного происхождения, причудливые ска­лы и строгие пики, а на Черноморском побережье за один день можно побывать в сухом Средиземноморье и во влажных субтропиках. Ни в одном регионе России нет такого многообразия природных зон, от субтропиков до веч­ных снегов, как на Кубани.

Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по нашему родному краю. Но даже известные ученые перед тем, как отправиться в экспедицию, всегда изучают литературу, карты, тщательно разрабатывают маршрут. Будем брать с них пример. Во время путешествия мы познакомимся с природными объектами и памятниками природы Краснодарского края.

Есть определённая разница между понятиями природные объекты и памятники природы. Любой компонент природы (дерево, скала, озеро, берег реки, роща, городской сквер), который привлекает людей своей красотой или необычностью формы или происхождения, относится к природным объектам. (Слайд№ 4).

Памятники природыэто охраняемые природные объекты, имеющие научное, культурное, эстетическое, экологическое, рекреационное значение.

Чтобы выяснить значение слов «рекреация, эстетика, экология» мы обратимся к словарю в нашем учебнике (стр. 132-135).

В Краснодарском крае 407 памятников природы. Наибольшее их количество находится в городе Сочи (90). В Мостовском районе 15 природных объектов являются памятниками природы.

Среди памятников природы выделяют водные (гидрологические), геологические, ботанические, комплексные. (Слайд № 4).

  1. Изучение природных объектов. Просмотр презентации.

В ходе просмотра презентации и изучения нового материала учащиеся заполняют вторую графу таблицы «Природные объекты Кубани». . (Слайд № 5).

Классификация природных объектов

Наиболее известные охраняемые природные объекты Краснодарского края

Наиболее известные охраняемые природные объекты Мостовского района

Водные



Геологические



Ботанические



Комплексные




Водные природные объекты и памятники природы. (Слайд № 6).

Агурские водопады. В Хостинском районе большого Сочи, на реке Агура, образовался каскад водопадов.

«Самый известный, первый водопад образован двумя каскадами: верхним - на уровне 18 метров и нижним - на уровне 12 метров. Струи воды падают под углом друг к другу, и водопад кажется надломленным в средней части. Под водопадом имеется широкий и глубокий водоем, напоминающий бассейн с сине-голубой водой. Второй водопад - многоструйный, вода потоками падает с небольшой высоты в бассейн, глубиной 5 метров. На левом берегу реки около водопада располагаются небольшие пещеры. Третий водопад низвергается вниз с ревом, сильным потоком, словно огромный душ. Каменные подъемы у его подножия порожисты, и вода каскадом переливается из одного в другой». (И.А.Кусый).

Озеро Солёное (Слайд № 7).

На юге Таманского полуострова расположено озеро Солёное. Издали озеро выглядит большим и глубоким. Длина озера 1500 метров, ширина 1000 метров, а максимальная глубина 10 сантиметров! Когда в летние месяцы озеро пересыхает, то на дне обнажается корка поваренной соли. Но если наступить на эту слежавшуюся соль, тотчас погрузишься в полуметровый слой лечебной грязи. Озеро находится в 100 метрах от Черного моря. Летом озеро почти высыхает, а в зимние месяцы во время дождей и штормов заполняется водой. В каждом литре воды этого озера содержится почти 300 граммов соли. О лечебных свойствах соленого озера писал еще в позапрошлом веке (1858 году) в своей книге «Черноморские казаки» И.Д. Попко.

В станице Тамань есть уникальный источник, Турецкий Фонтан. (Слайд № 8). Сложная система подземных труб, созданная неизвестным мастером, подает на поверхность вкусную и чистую воду уже более 300 лет. Даже в самый жаркий полдень вода остается прохладной.

Кубань богата геологическими памятниками природы. (Слайд № 9). В их числе скальные уступы, ущелья горных рек, грязевые вулканы, подземные полости.

Большой популярностью у любителей путешествий пользуется Гуамское ущелье, образованное рекой Курджипс (притоком реки Белой). Расположено между поселками Гуамка и Мезмай Апшеронского района. По дну ущелья проложена узкоколейная железная дорога, когда-то по ней ходил маленький поезд. Высота ущелья более 400 м, протяженность около 3 км. В некоторых местах ширина ущелья не достигает и 3 метров. Места эти поражают и обилием разнообразной растительности. Реликтовые растения сохранились здесь в естественном виде с третичного периода. Ущелье является местом произрастания и обитания целого ряда эндемичных растений и насекомых. Заросли самшита (реликтовое растение, самой северной точкой обитания которого является Апшеронский район) покрывают значительную площадь ущелья.

Если вам придется побывать на Таманском полуострове, обязательно сходите на экскурсию к грязевому вулкану.

Сопка Ахтанизовская (Слайд № 10) расположена на юго-западной окраине ст. Ахтанизовской. Местные жители называют её «блевакой». Это грязевой вулкан. Его высота 65 м над уровнем моря. Основной кратер вулкана действующий. В нем пузырится темно-серая илистая масса. Выделяющиеся пузырьки газа создают впечатление, будто грязь кипит. В действительности она холодная. В жаркий день, когда воздух бывает нагрет до 30°, температура грязи составляет всего 20°.

Скала под названием Петушок (Слайд № 11) расположена на берегу реки Псекупс на южной окраине города-курорта Горячий Ключ. Высота скалы 27 м, вершина её изрезана, словно петушиный гребень. Иногда её называют скалой Спасения. По легенде, местный житель, желая избавиться от надоевшей жены, столкнул её вниз. Однако, женщина уцелела, зацепившись платьем за кусты. Слева видно углубление — это пещера Звонкая. Так названа потому, что обладает хорошо выраженными акустическими свойствами — находящийся там человек слышит, что говорят на другом берегу.

В процессе растворения таких горных пород, как гипс, мрамор, известняк образуются уникальные формы рельефа – подземные полости, пещеры. В 12 км от села Фанагорийского, в районе Горячего Ключа, находится сталактитовая пещера. Фанагорийская пещера. (Слайд № 12). Последние исследования показали, что общая длина всех ходов этой подземной полости составляет — 1000 метров, по дну протекает подземная река. Украшением пещеры являются натёчные образования – сталактиты, сталагмиты, сталагнаты. К сожалению, многие туристы портят убранство пещер, загрязняют копотью от факелов, сбивают сталактиты, оставляют надписи на стенах. Природа создавала эту сказочную красоту много миллионов лет, и мы обязаны ценить и беречь нашу землю.

Ботанические памятники природы. (Слайд № 13) В селекционном саду Сочинского научно-исследовательского института горного садоводства и цветоводства растёт Дерево “Дружбы”. Дерево было посажено в 1932 г. учеником И. Мичурина Ф. Зориным. Его называют дерево-сад, так как на нем растут 45 видов и сортов цитрусовых (апельсины, лимоны, мандарины, грейпфруты), привитых на дереве знаменитыми людьми разных стран мира. Всего на дереве сделано более 1300 прививок гостями из 130 стран мира.

Отдельную группу ботанических памятников природы составляют ботанические сады и дендрарии. (Слайд № 14). Сочинский Дендрарий – это своеобразный музей природы, в котором собраны представители флоры не только Кавказа, но и многих стран мира. На площади более 49 гектаров мы можем увидеть около 1700 видов и форм растений со всего земного шара. Посетителям интересно будет увидеть замечательное дерево - метасеквойю. Еще недавно ученые считали, что оно вымерло примерно 60 миллионов лет назад. Но вот в 1944 году в горах Китая 6ыли о6наружены несколько деревьев. С них собрали семена, и сейчас метасеквойя успешно растет на благодатной сочинской земле.

Комплексные памятники природы (Слайд № 15). Название происходит от слова комплекс – сочетание, совокупность.

Гора Папай. Горный массив Папай находится в Северском районе в истоках реки Убин. Папай выделяется среди соседних хребтов и вершин своими грозными скалистыми формами и ярко выраженным острым гребнем. Считается самой западной скалистой вершиной Большого Кавказа. На Папае произрастает уникальная средиземноморская растительность, оторванная от основного ареала. Встречаются растения, оставшиеся от далёкого прошлого, и эндемичные растения. Здесь же можно встретить гадюку Орлова – недавно описанный вид ядовитой змеи.

Ребята, как вы думаете, почему грозный горный массив получил название Папай? Кто из скифских богов носил это имя?

(Возможный ответ: У скифов, населявших Северное Причерноморье и Северный Кавказ с VII в. до н.э. до III в. н.э., был культ «семи богов». Главным среди них был Папай, равный Зевсу в греческой мифологии). Таким образом, эту замечательную вершину нарекли, быть может, еще скифы в честь главного своего божества Папая. Но по мнению археологов, название вершины Папай произошло от этноса «папаги», населявшего окрестности в V - X веках.

Закрепление нового материала (тестовый контроль). (Слайд № 16).

Проверим знания, полученные на уроке:

1) Сколько памятников природы на Кубани?

- 370

- 90

- 407

2) Какие виды памятников природы есть в нашем крае?

- Водные, геологические, ботанические, комплексные

- Водные, геологические, ботанические

- Водные и геологические

3) Где находится Турецкий фонтан?

- В районе Большого Сочи

- В Горячем Ключе

- В станице Тамань

4) Что не относится к геологическим памятникам природы?

- Ущелья рек

- Грязевые вулканы

- Озёра

5)Какой из памятников природы является комплексным?

- Дерево Дружбы

- Гора Папай

- Ахтанизовская сопка

  1. Изучение памятников истории и культуры. (Слайды № 17, 18). Подготовленные предварительно выступления учащихся.

1-ый ученик: В нашем крае много удивительных памятников истории и культуры. Музей под открытым небом "Горгиппия" - находится на территории современного города Анапы. Основано поселение на месте древнего города, центра племени синдов, в 6 веке до нашей эры. Город получил своё название по имени царского наместника Горгиппа, брата Левкона I Боспорского. Впервые о городе упоминает в первом веке греческий географ и историк Страбон. В 4 веке до н.э. Горгиппия вошла в состав Боспорского царства. Горгиппия была одним из самых богатых городов Боспорского царства, крупным морским портом. Центральные улицы города были вымощены черепками, построено святилище богини плодородия — Деметры. Горгиппия наряду с Фанагорией и Пантикапеем, также входящими в Боспорское царство, получает право на выпуск собственной серебряной монеты. Город вёл активную морскую торговлю со всеми городами Боспорского царства. Город был сожжен готами в 238 году. Судя по раскопкам, жители не ожидали нападения и покидали свои дома в большой спешке, бросив всё своё имущество. Но и это мало помогло, большая часть горожан была захвачена в плен готами. 2-ой ученик: Свято-Екатерининский кафедральный собор. Собор является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии. Свято-Екатерининский кафедральный Собор - один из самых больших храмов России, памятник архитектуры нашего края.

Решение о постройке Собора было принято общественностью Екатеринодара 17 октября 1889 года – через год после страшной катастрофы царского поезда, при которой члены августейшей семьи чудом остались живы. Незадолго до происшествия император Александр III с супругой и сыновьями посетили Екатеринодар. В честь избавления царской семьи от гибели и было решено построить в Екатеринодаре величественный собор с семью престолами.

Строительство собора шло 14 лет. Над проектом работал талантливый архитектор Иван Клементьевич Мальгерб. Храм был заложен 23 апреля 1900 г. на Екатерининской площади, где к тому времени располагалась уже обветшавшая деревянная церковь св. Екатерины. 24 марта 1914 г. года состоялось торжественное освящение главного престола.

Трудные годы в жизни прихода наступили после Октябрьской революции. Чудом избежал храм участи Собора Александра Невского. Спасителем собора оказался его создатель. Архитектору Мальгербу удалось убедить комиссию по разрушению храмов в нецелесообразности его уничтожения. 26 июня 1934 г. прекрасный собор превратили в склад. Возобновление богослужений произошло только после освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. К празднованию1000-летия Крещения Руси в Екатерининском соборе были проведены реставрационные работы.

В 2014 Собор отметил свой 100-летний юбилей.


  1. Изучение памятников природы, истории и культуры Мостовского района. (Слайды № 19 - 22). Заполнение 3-ей графы таблицы «Природные объекты Кубани». Подготовленные предварительно выступления учащихся

3-ий ученик: На территории Мостовского района находятся уникальные природные объекты: высочайшая точка Краснодарского края – гора Цахвоа (3345м); гора Большой Тхач, включенная в 1999 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры и водопады поселка Никитино, долина реки Малая Лаба привлекают многочисленных туристов.

В домашнем дендрарии жителя станицы Ярославской Владимира Игнатенко собраны цветы, кусты и деревья из Америки, Китая, Японии, Гималаев, Альп. В коллекции пенсионера более 300 масок, большую часть из них Владимир Викторович сделал сам. Кроме этого, он пишет картины, занимается резьбой по дереву, обрабатывает камень.

4-ый ученик: Удивительными памятниками археологии в Мостовском районе являются дольмены Зацепиной поляны и цепь плоских холмов в районе реки Кизинки, несущие на себе руины одного из крупнейших дольменных городищ – это самая большая мегалитическая группа на Кавказе - 564 дольмена. О времени первоначального заселения района достоверных сведений нет. Но об этом ярко свидетельствуют остатки древних городищ в районе саниц Баракаевской, Бесленеевской, Ярославской, Губской. Городище Колокольня находится в 1,5 км к востоку от центральной части ст. Бесленеевской на побережье реки Ходзь. Оно относится к культуре государства Алания и датируется IX-XIII веками. Здесь обнаружены самые древние на всем Северном Кавказе останки неандертальцев – близ станицы Баракаевской, в Монашеский пещерах Губского ущелья.
В горном массиве Ятыргварта, найдены петроглифы – наскальные надписи и рисунки, оставленные рукой человека в первобытные времена верхнего палеолита (III тысячелетие до н.э.).

Проблемный вопрос:

Учитель: Некоторые из дольменов Зацепиной поляны были разрушены людьми в течение последних веков. Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить эти удивительные памятники истории?

Заключительный этап урока:

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия:

1. Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

2. Что оказалось новым?

3. Было ли интересно на уроке?

4. Какое у вас сейчас настроение?


  1. Объяснение домашнего задания:

§ 5, стр.27 – 33.

Подготовить сообщение о памятниках природы, истории и культуры Краснодарского края.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прошунина Ольга Петровна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-razrabotka-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "228862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441538126"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Классный час по теме "Мой родной город!" "
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-po-tiemie-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "130805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415990147"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект классного часа "Столица нефтяного края" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-klassnogho-chasa-stolitsa-nieftianogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "117331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412768352"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Классный час " Столица нефтяного края" "
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-stolitsa-nieftianogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "117941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства