Устный журнал "Наш край в годы Великой Отечественной войны"
Устный журнал "Наш край в годы Великой Отечественной войны"
План
проведения устного журнала:
«Наш край в годы Великой Отечественной войны».
Первая страница – «По зову Родины».
Вторая страница – «Первомайский район – прифронтовая полоса».
Третья страница – «Герои – наши земляки».
Четвертая страница – «Живая память поколений».
Пятая страница – «Наследники Победы».
По зову Родины.
О начале войны партийное руководство области узнало рано утром 22 июня 1941 года, жители городов и районных центров – в 12 часов из выступления по радио заместителя председателя Совнаркома В.М. Молотова. Через час –два о приходе страшной беды знали в самой глухой тамбовской деревне. В первый же день войны была объявлена мобилизация в армию, охватившая мужчин 1888- 1927 годов рождения.
С конца октября 1941 года руководство военно-мобилизационной работой осуществлял Тамбовский городской комитет обороны, входивший в систему ГКО СССР. Членами городского комитета обороны являлись руководитель облисполкома, военный комиссар области, комендант гарнизона, начальник управления НКВД. Работу комитета возглавлял первый секретарь обкома ВКП(б) – сначала Н.А. Логинов, а затем, с 1942 года – И.А. Волков.
К началу войны Тамбовская область располагала крупными людскими мобилизационными ресурсами. Ее население составляло около 1 млн 900 тыс. человек, из которых 1млн 600 тыс. проживали в сельской местности. Демографическая структура населения Тамбовщины обеспечивала высокую долю мужчин призывного возраста.
Большая часть призыва в РККА пришлась на 1941 и 1942 годы. Начиная с весны 1942 года мобилизация затронула и женщин, - в армию было призвано около 10 тысяч молодых тамбовчанок. Всего за годы войны область дала фронту не менее 450 тысяч бойцов – четверть ее довоенного населения. Из такого количества солдат можно было составить почти сорок советских дивизий или девять армий полного состава. На сборных пунктах и в воинских лагерях Тамбовской области формировались прошедшие славный боевой путь 2-я гвардейская армия, 323-я
( «Тамбовская») стрелковая дивизия, другие воинские соединения.
Летом 1941 года на заводах и в районных центрах были созданы отряды народного ополчения из рабочих и служащих, партизанские группы из представителей партийно-советского актива. Осенью и зимой 1941 года прошли массовые мобилизации людей в трудовые батальоны, отправляющиеся строить оборонительные рубежи под Москвой и Воронежем.
В 1941 -1945 годах в Тамбове, Мичуринске и Моршанске работали 9 военных училищ (пехотное, кавалерийско-техническое, танковое, военно-инженерное, военно-политическое). Они подготовили десятки тысяч военных специалистов; около 160 выпускников тамбовских военных училищ стали Героями Советского Союза. С приближением фронта осенью 1941 года в области были открыты разведывательно-диверсионные школы НКВД, в которых обучались добровольцы из числа тамбовских комсомольцев.
Мобилизации показали высокий уровень советского патриотизма наших земляков. Пускай доля добровольцев в призыве была не так велика, как нам порой представляется (около 1% в селе и 2-5% в городе); но еще меньшим – всего около 1% от числа призывников – было число уклоняющихся от призыва, дезертиров, членовредителей, пытавшихся разными способами спастись от фронта.
Огромное число призванных в РККА достойно, бесстрашно и терпеливо выполняли разную, но одинаково тяжелую и смертельно опасную боевую работу. Это стало главным и определяющим условием успеха усилий фронта в борьбе с чрезвычайно сильным и безжалостным врагом.
Первомайский район – прифронтовая полоса.
Станция Богоявленск была объектом бомбежки фашистских воздушных стервятников. Старейший железнодорожник Виталий Леонидович Тихомиров, до 1943 года работавший на этой станции и ушедший потом добровольцем на фронт, рассказывал: « Станцию Богоявленск бомбили специально, а не попутно с Кочетовкой. Мне запомнился появившийся в небе самолет итальянского производства с желтыми на концах крыльями и черными крестами на них. Первый налет: самолет шел высоко. На железнодорожных путях стоял эшелон с людьми. Самолет стал резко снижаться, а затем сбросил бомбы. Находящиеся в эшелоне люди начали разбегаться в разные стороны. Летчик спустился еще ниже и ударил по убегающим из пулемета. Были убиты санитарка и мальчик, находившиеся на путях. Потом появились наши «Лаги». Они прогнали вражеский самолет.
Второй налет на станцию был днем, зимой, часа в три пополудни. Фашистский бомбардировщик заходил со стороны Мичуринска четыре раза. Пройдет круг над станцией и снова заходит. Сбросит бомбы и начинает строчит из пулемета. Обслуга вокзальная за батареи отопительной системы во время налета пряталась.
Третья бомбежка происходила ночью. Перед этим был приказ все составы от станции растащить. Оставили лишь одну цистерну. Фашистский бомбардировщик три раза пролетел над станцией.
В четвертую бомбежку станции Богоявленск дело было так. Я стою у вокзала вместе с лейтенантом. Рядом с нами еще пять человек. Слышим в небе тяжелый гул. Поднимаем головы вверх и считаем самолеты. Насчитали шесть штук. Ну, говорю я, может, снова фашисты листовки будут сбрасывать: «Рус, сдавайся, все равно капут!» а лейтенант крикнул: «Ложись!». Все бросились на землю. Бомбы падали на станцию и не взрывались. Видел, как бомба у порога одного из жилых домов раскололась. Но взрыва не было. В бомбе песок и записка: « Мы с вами, русские! Чем можем, тем поможем!»
Во время налета самолетов какой- то гад с земли подсвечивал станцию осветительными ракетами.
Станция Богоявленск была большим распределительным пунктом. Сюда поступали боеприпасы, продукты, эшелоны с конницей и пехотой. Отсюда они отправлялись на фронт в сторону Раненбурга через Снежеток. Там, где теперь угольный склад, за линией, стояли четыре пулемета. Из них обстреливались вражеские самолеты. Когда же появились три зенитки – их привезли на платформах – фрицы отлетались. Это была вторая зенитная установка. Первая уже стояла у колхоза, где теперь больница.
Во время четвертого налета фашисты разбомбили воинский эшелон. От людей куски собирали. Мертвых увозили на кладбище и хоронили в братской могиле. Это был самый сильный налет. Не все бомбы песком начинялись»
Перевозка грузов от станции Богоявленск представляла в военные годы немалые трудности. «Паровозы работали на мазуте, а его тогда было мало, или вовсе не было. Ходили на дровах. Дрова вывозили от Челновой и из Хоботовского леса. Скорость паровоза – 5-15 километров в час. До Челновой шли 12 часов, - вспоминает машинист паровоза Иван Николаевич Ленкин, позднее награжденный орленом Красного Знамени. Под Сосновкой был аэродром, туда мы возили военные грузы. Самолеты садились в Сосновке, большие, четырехметровые. Оттуда они улетали в бой. Улетят четыре, а вернутся один – два, и так зачастую бывало. А лес у Челновой хорош. Выручал нас в годы войны. Видел, как станция Богоявленск подвергалась бомбежкам. Перед налетами из станционного репродуктора звучало предупреждение: «Граждане! Воздушная тревога!» бомбоубежище было у депо, кто –то туда бегал, а нам бегать было некогда. Мы скорее уходили от станции со своими ценными грузами, чтобы нигде не задерживаться. В Хоботовском лесу стояли воинские части. Там была своя кухня. Приходим туда на паровозе, а нас приглашают на армейский обед. Пообедаем, загрузимся дровами и пошли назад. Раненбургский мост готовили к выводу из строя – уж больно немец близко стоял. Но мост не взорвали. Поговаривали об эвакуации».
По решению Тамбовского обкома партии на случай оккупации нашей области для подрывной работы в тылу врага создавался партизанский отряд. От Первомайского района в него должны были войти Фаина Ивановна Карева и Антонина Владимировна Бесстрахова. Но Тамбовщину немцы оккупировать не смогли.
В 1942-1943 годах Первомайский район являлся прифронтовой полосой днем здесь был слышен орудийный гул, а ночью небо на горизонте освещалось заревом пожаров. Станция Богоявленск – это важный железнодорожный узел. В годы войны она принимала раненых, прибывающих по железной дороге со стороны Раненбурга. Эшелоны с ранеными ставились под разгрузку на Смоленском пути (где сейчас стоит электропоезд « Богоявленск – Мичуринск»). Это было самое удобное место для приема санпоездов. Кто мог идти, шли сами на вокзал, а тяжелораненых несли санитары. Сюда же, к поезду, подходили подводы. На них местные дежурные санпостов и санитары отвозили раненых к месту излечения. Под госпиталь была отведена школа на привокзальной площади. Размещали раненых и в домах местных жителей.
Анна Егоровна Перепечина работала тогда буфетчицей на вокзале. Она вспоминала, что иногда в его здание набивалось столько раненых, что было невозможно пройти. Раненые лежали на пассажирских диванах, на полу. Работники вокзала стремились их накормить и напоить.
Санитарками в госпитале работали Любовь Трофимовна Поникарова (уроженка села Черемушки), Фекла Михайловна Докучаева (родом из поселка Первомайский). Санитарные поезда приходили на станцию 2-3 раза в неделю. Прием раненых помогала организовывать председатель местного сельсовета Лукерья Григорьевна Моисеева. В основном здании госпиталя было 10 палат, в каждой из которых лежало по 8-10 человек. В доме, где сейчас располагается редакция районной газеты, они находились в двух комнатах. Раненые уходили из жизни ежедневно. Работники госпиталя помнят двух танкистов и летчика, обгоревших до черноты. Они скончались не приходя в сознание.
Фекле Михайловне Докучаевой тогда было 28 лет. Она обмывала раненых в бане, расположенной возле станции. Бойцы, прежде чем попасть в госпиталь, проходили санобработку с целью недопущения эпидемий.
Из госпиталя №1347 при станции Богоявленск выздоравливающих отправляли на поправку в село Старосеславино, в школу- интернат, которая была приспособлена под госпиталь. Оттуда после выздоровления они командировались в воинские части и снова шли в бой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Наш край в годы Великой Отечественной войны" »
План
проведения устного журнала:
«Наш край в годы Великой Отечественной войны».
Первая страница – «По зову Родины».
Вторая страница – «Первомайский район – прифронтовая полоса».
Третья страница – «Герои – наши земляки».
Четвертая страница – «Живая память поколений».
Пятая страница – «Наследники Победы».
По зову Родины.
О начале войны партийное руководство области узнало рано утром 22 июня 1941 года, жители городов и районных центров – в 12 часов из выступления по радио заместителя председателя Совнаркома В.М. Молотова. Через час –два о приходе страшной беды знали в самой глухой тамбовской деревне. В первый же день войны была объявлена мобилизация в армию, охватившая мужчин 1888- 1927 годов рождения.
С конца октября 1941 года руководство военно-мобилизационной работой осуществлял Тамбовский городской комитет обороны, входивший в систему ГКО СССР. Членами городского комитета обороны являлись руководитель облисполкома, военный комиссар области, комендант гарнизона, начальник управления НКВД. Работу комитета возглавлял первый секретарь обкома ВКП(б) – сначала Н.А. Логинов, а затем, с 1942 года – И.А. Волков.
К началу войны Тамбовская область располагала крупными людскими мобилизационными ресурсами. Ее население составляло около 1 млн 900 тыс. человек, из которых 1млн 600 тыс. проживали в сельской местности. Демографическая структура населения Тамбовщины обеспечивала высокую долю мужчин призывного возраста.
Большая часть призыва в РККА пришлась на 1941 и 1942 годы. Начиная с весны 1942 года мобилизация затронула и женщин, - в армию было призвано около 10 тысяч молодых тамбовчанок. Всего за годы войны область дала фронту не менее 450 тысяч бойцов – четверть ее довоенного населения. Из такого количества солдат можно было составить почти сорок советских дивизий или девять армий полного состава. На сборных пунктах и в воинских лагерях Тамбовской области формировались прошедшие славный боевой путь 2-я гвардейская армия, 323-я
( «Тамбовская») стрелковая дивизия, другие воинские соединения.
Летом 1941 года на заводах и в районных центрах были созданы отряды народного ополчения из рабочих и служащих, партизанские группы из представителей партийно-советского актива. Осенью и зимой 1941 года прошли массовые мобилизации людей в трудовые батальоны, отправляющиеся строить оборонительные рубежи под Москвой и Воронежем.
В 1941 -1945 годах в Тамбове, Мичуринске и Моршанске работали 9 военных училищ (пехотное, кавалерийско-техническое, танковое, военно-инженерное, военно-политическое). Они подготовили десятки тысяч военных специалистов; около 160 выпускников тамбовских военных училищ стали Героями Советского Союза. С приближением фронта осенью 1941 года в области были открыты разведывательно-диверсионные школы НКВД, в которых обучались добровольцы из числа тамбовских комсомольцев.
Мобилизации показали высокий уровень советского патриотизма наших земляков. Пускай доля добровольцев в призыве была не так велика, как нам порой представляется (около 1% в селе и 2-5% в городе); но еще меньшим – всего около 1% от числа призывников – было число уклоняющихся от призыва, дезертиров, членовредителей, пытавшихся разными способами спастись от фронта.
Огромное число призванных в РККА достойно, бесстрашно и терпеливо выполняли разную, но одинаково тяжелую и смертельно опасную боевую работу. Это стало главным и определяющим условием успеха усилий фронта в борьбе с чрезвычайно сильным и безжалостным врагом.
Первомайский район – прифронтовая полоса.
Станция Богоявленск была объектом бомбежки фашистских воздушных стервятников. Старейший железнодорожник Виталий Леонидович Тихомиров, до 1943 года работавший на этой станции и ушедший потом добровольцем на фронт, рассказывал: « Станцию Богоявленск бомбили специально, а не попутно с Кочетовкой. Мне запомнился появившийся в небе самолет итальянского производства с желтыми на концах крыльями и черными крестами на них. Первый налет: самолет шел высоко. На железнодорожных путях стоял эшелон с людьми. Самолет стал резко снижаться, а затем сбросил бомбы. Находящиеся в эшелоне люди начали разбегаться в разные стороны. Летчик спустился еще ниже и ударил по убегающим из пулемета. Были убиты санитарка и мальчик, находившиеся на путях. Потом появились наши «Лаги». Они прогнали вражеский самолет.
Второй налет на станцию был днем, зимой, часа в три пополудни. Фашистский бомбардировщик заходил со стороны Мичуринска четыре раза. Пройдет круг над станцией и снова заходит. Сбросит бомбы и начинает строчит из пулемета. Обслуга вокзальная за батареи отопительной системы во время налета пряталась.
Третья бомбежка происходила ночью. Перед этим был приказ все составы от станции растащить. Оставили лишь одну цистерну. Фашистский бомбардировщик три раза пролетел над станцией.
В четвертую бомбежку станции Богоявленск дело было так. Я стою у вокзала вместе с лейтенантом. Рядом с нами еще пять человек. Слышим в небе тяжелый гул. Поднимаем головы вверх и считаем самолеты. Насчитали шесть штук. Ну, говорю я, может, снова фашисты листовки будут сбрасывать: «Рус, сдавайся, все равно капут!» а лейтенант крикнул: «Ложись!». Все бросились на землю. Бомбы падали на станцию и не взрывались. Видел, как бомба у порога одного из жилых домов раскололась. Но взрыва не было. В бомбе песок и записка: « Мы с вами, русские! Чем можем, тем поможем!»
Во время налета самолетов какой- то гад с земли подсвечивал станцию осветительными ракетами.
Станция Богоявленск была большим распределительным пунктом. Сюда поступали боеприпасы, продукты, эшелоны с конницей и пехотой. Отсюда они отправлялись на фронт в сторону Раненбурга через Снежеток. Там, где теперь угольный склад, за линией, стояли четыре пулемета. Из них обстреливались вражеские самолеты. Когда же появились три зенитки – их привезли на платформах – фрицы отлетались. Это была вторая зенитная установка. Первая уже стояла у колхоза, где теперь больница.
Во время четвертого налета фашисты разбомбили воинский эшелон. От людей куски собирали. Мертвых увозили на кладбище и хоронили в братской могиле. Это был самый сильный налет. Не все бомбы песком начинялись»
Перевозка грузов от станции Богоявленск представляла в военные годы немалые трудности. «Паровозы работали на мазуте, а его тогда было мало, или вовсе не было. Ходили на дровах. Дрова вывозили от Челновой и из Хоботовского леса. Скорость паровоза – 5-15 километров в час. До Челновой шли 12 часов, - вспоминает машинист паровоза Иван Николаевич Ленкин, позднее награжденный орленом Красного Знамени. Под Сосновкой был аэродром, туда мы возили военные грузы. Самолеты садились в Сосновке, большие, четырехметровые. Оттуда они улетали в бой. Улетят четыре, а вернутся один – два, и так зачастую бывало. А лес у Челновой хорош. Выручал нас в годы войны. Видел, как станция Богоявленск подвергалась бомбежкам. Перед налетами из станционного репродуктора звучало предупреждение: «Граждане! Воздушная тревога!» бомбоубежище было у депо, кто –то туда бегал, а нам бегать было некогда. Мы скорее уходили от станции со своими ценными грузами, чтобы нигде не задерживаться. В Хоботовском лесу стояли воинские части. Там была своя кухня. Приходим туда на паровозе, а нас приглашают на армейский обед. Пообедаем, загрузимся дровами и пошли назад. Раненбургский мост готовили к выводу из строя – уж больно немец близко стоял. Но мост не взорвали. Поговаривали об эвакуации».
По решению Тамбовского обкома партии на случай оккупации нашей области для подрывной работы в тылу врага создавался партизанский отряд. От Первомайского района в него должны были войти Фаина Ивановна Карева и Антонина Владимировна Бесстрахова. Но Тамбовщину немцы оккупировать не смогли.
В 1942-1943 годах Первомайский район являлся прифронтовой полосой днем здесь был слышен орудийный гул, а ночью небо на горизонте освещалось заревом пожаров. Станция Богоявленск – это важный железнодорожный узел. В годы войны она принимала раненых, прибывающих по железной дороге со стороны Раненбурга. Эшелоны с ранеными ставились под разгрузку на Смоленском пути (где сейчас стоит электропоезд « Богоявленск – Мичуринск»). Это было самое удобное место для приема санпоездов. Кто мог идти, шли сами на вокзал, а тяжелораненых несли санитары. Сюда же, к поезду, подходили подводы. На них местные дежурные санпостов и санитары отвозили раненых к месту излечения. Под госпиталь была отведена школа на привокзальной площади. Размещали раненых и в домах местных жителей.
Анна Егоровна Перепечина работала тогда буфетчицей на вокзале. Она вспоминала, что иногда в его здание набивалось столько раненых, что было невозможно пройти. Раненые лежали на пассажирских диванах, на полу. Работники вокзала стремились их накормить и напоить.
Санитарками в госпитале работали Любовь Трофимовна Поникарова (уроженка села Черемушки), Фекла Михайловна Докучаева (родом из поселка Первомайский). Санитарные поезда приходили на станцию 2-3 раза в неделю. Прием раненых помогала организовывать председатель местного сельсовета Лукерья Григорьевна Моисеева. В основном здании госпиталя было 10 палат, в каждой из которых лежало по 8-10 человек. В доме, где сейчас располагается редакция районной газеты, они находились в двух комнатах. Раненые уходили из жизни ежедневно. Работники госпиталя помнят двух танкистов и летчика, обгоревших до черноты. Они скончались не приходя в сознание.
Фекле Михайловне Докучаевой тогда было 28 лет. Она обмывала раненых в бане, расположенной возле станции. Бойцы, прежде чем попасть в госпиталь, проходили санобработку с целью недопущения эпидемий.
Из госпиталя №1347 при станции Богоявленск выздоравливающих отправляли на поправку в село Старосеславино, в школу- интернат, которая была приспособлена под госпиталь. Оттуда после выздоровления они командировались в воинские части и снова шли в бой.
Герои – наши земляки
Около 400 уроженцев тамбовской земли были удостоены в годы войны звания Героя Советского Союза. Более 22 из них родились в современных административных границах области, остальные – на территории уездов, входивших прежде в состав Тамбовской губернии. По доле Героев Советского Союза в числе призванных, по доле героев в общей численности населения Тамбовская область входит в первую пятерку среди двухсот регионов бывшего СССР. В числе тамбовцев – Героев Советского Союза есть люди, имена которых стали известны всей стране. Среди них – наши земляки, уроженцы села Староклёнского – Ачкасов Сергей Васильевич и Толмачев Михаил Иванович.
Ачкасов Сергей Васильевич
Когда началась война, Сергею Ачкасову, уроженцу села Староклёнское Первомайского района Тамбовской области было 22 года. Он рос и воспитывался в семье крестьянина – бедняка. Нелегкое было у Сергея детство – в два года мальчик остался без матери. Но другая русская женщина – сельская учительница Варвара Кирилловна Зорина – заменила ему мать. Он с отличными оценками окончил семилетнюю школу. Но дома оставаться не хотелось – тянуло повидать мир. Ачкасов уехал из родного села и, прибавив себе три года, поступил работать на станцию Кашира Московско-Донбасской железной дороги табельщиком-счетоводом. Здесь, в крепком коллективе железнодорожников, формировался характер будущего летчика. Здесь появилось и новое увлечение – небо. Оно звало и тянуло к себе. В 1937 году Сергей поступил на двухгодичные курсы пилотов Подольского аэроклуба, а затем стал курсантом Качинской Краснознаменной военно-авиационной школы.
В ноябре 1940 года Ачкасов окончил военную школу. В выпускной аттестации отмечалось:»Смел, энергичен, инициативен и решителен, огневая и парашютная подготовка – отличные».
Война застала Сергея на службе в авиационном полку под Москвой. Полк защищал столицу от нападения фашистских стервятников. 10 октября 1941 года, патрулируя в районе города Рыбинска, сержант заметил в небе четыре темные точки. Это были фашистские бомбардировщики. Сергей смело направил свой истребитель в строй «юнкеров» и в завязавшемся бою сбил один из них, а остальные, беспорядочно сбросив бомбы, повернули назад.
Прошла неделя, и Сергей стал героем нового воздушного боя. 17 октября 1941 года снова в районе Рыбинска он встретил два фашистских бомбардировщика «Хейнкель -111» и вступил с ними в бой. Несколько раз он атаковал вражеские самолеты, подбил один из них, но оставшийся бомбардировщик продолжал идти к городу. Ачкасов атакует снова и снова. Надрывно загудел мотор – его самолет поврежден. Но бой продолжался. Очередной разворот, нажатие на гашетку… очереди не последовало – кончились патроны. Как быть? Упустить врага? Ни за что! Ачкасов уже слышал о таранах Харитонова и Жукова, Здоровцева и Талаллихина. А на днях командир полка подполковник Пруцков сказал: «Противник не должен уйти живым от истребителя. У советского летчика есть еще одно оружие, разящее фашистов, - таран!»
Правой плоскостью своего истребителя Ачкасов ударил по левому крылу тупоносого вражеского самолета. Беспорядочно кувыркаясь, тот пошел вниз и врезался в землю. Самолет Сергея при таране загорелся. Пришлось выброситься с парашютом. На помощь советскому летчику бежали жители села Власихи, над которым разыгрался бой. Колхозники помогли пилоту, получившему сильные ушибы, освободиться от парашюта и доставили его в больницу.
Спустя несколько дней Сергей снова был в строю. 25 октября в паре с капитаном Чучадеевым он сбивает «Юнкерс – 88», а 6 декабря еще один «Хейнкель – 111». Ему присваивают звание лейтенанта и назначают командиром звена. 4 марта 1942 года отважный летчик был награжден орденом Ленина.
Летом 1942 года в районе Воронежа завязались жестокие бои. Большие силы вражеской авиации были брошены против наших наземнгых войск и на бомбардировку Воронежа и других населенных пунктов. Отражая удары фашистской авиации, советские истребители делали в день по пяти – шесть боевых вылетов. И вновь в числе лучших воздушных бойцов был Сергей Ачкасов.
12 июля 1942 года лейтенант Ачкасов и Найденов на «Яках» вступили в бой с двумя «мессерами» и сбили их.
13 августа 1942 года с командиром эскадрильи лейтенантом Оже он вылетел на перехват самолетов в районе Воронежа.
Над селом Подклетное советские летчики заметили девять немецких бомбардировщиков, шедших в сопровождении семи истребителей.
Лейтенант Оже передал:
- Сергей, атакую! Прикрой! Бей по левому «мессеру»!
Советские летчики смело вступили в схватку. Вот Сергей поймал в прицел вражеский самолет. Пора! Тонкая нить огненных трасс врезалась, во вражеский истребитель. Объятый пламенем, он камнем пошел вниз.
Немецкие истребители навалились на Оже. Он умело увертывался от ударов и сам старался атаковать. Ачкасов вовремя приходил на помощь своему ведущему. Рухнул еще один немецкий самолет. Его сбил Оже. Уже сорок минут идет бой. У Сергея кончились боеприпасы, и тут он увидел, что в хвост самолета Оже заходят два немецких истребителя. Ачкасов бросает самолет вперед и имитирует атаку. Фашист, не зная, что у Сергея нет боеприпасов, шарахается в сторону, но тут же другой «мессер» атакует Оже.
Он идет наперерез – серое тело «мессера» совсем рядом. Страшный удар пришелся в бок самолета врага. Он стал разваливаться на куски.
От резкого удара Сергей потерял сознание. Уже на земле пилот был подобран нашими бойцами и отправлен в госпиталь. Сотрясение мозга на пять месяцев приковало его к госпитальной койке.
Командование представило Ачкасова к присвоению звания Героя Советского Союза. В документах на награждение отмечалось, что отважный летчик совершил 160 боевых вылетов, участвовал в 17 воздушных боях, личяно сбил 8 самолетов врага. Два из них таранил. Еще два вражеских самолета уничтожил вместе со своими товарищами. Командование подчеркивало такие прекрасные качества Сергея, как чувство взаимной выручки и товарищеской помощи, беспримерную отвагу, широкий кругозор, творческий подход к выполнению боевых приказов, скромность и простоту.
4 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру звена 176-го истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта лейтенанту Сергею Васильевичу Ачкасову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В январе 1943 года назначается командиром эскадрильи. Полк готовится к предстоящим боям на Курской дуге. Однако герою не пришлось в них участвовать.
14 марта 1943 года немецкий бомбардировщик совершил налет на аэродром части, в которой служил Сергей. Это было недалеко от Курска. По сигналу боевой тревоги один за другим взлетали наши самолеты. Сергей бросился к своей машине, чтобы подняться в воздух. И в этот миг вражеская бомба упала совсем рядом.
Полк, в котором служил Ачкасов, участвовал в боях на Курской дуге, в Белоруссии, на Украине, в Польше и закончил войну на территории Германии. Боевые товарищи Сергея сбили в воздушных боях 251 вражеский самолет. На знамени полка засверкал орден Красного Знамени и золотыми буквами были вышиты слова: «Гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк».
Герой Советского Союза Сергей Васильевич Ачкасов похоронен в братской могиле в селе Халино Курского района Курской области.
В селе, где родился Сергей есть школа. С пионерская дружина носила имя Сергея Васильевича Ачкасова. Затем в 200 году школе было присвоено имя Ачкасова, а в была вывешена мемориальная доска.
Михаил Иванович Толмачев.
Бесстрашный пулеметчик.
По фронтовым дорогам уроженец села Староклёнское Первомайского района Михаил Толмачев пошел в июле 1941 года. Он в то время работал слесарем на Мытищинском вагоностроительном заводе и был освобожден от призыва в армию. Но Михаил ушел на фронт добровольцем. Он был зачислен в 18-ю московскую дивизию народного ополчения, которая была преобразована в 18-ю стрелковую дивизию.
В январе 1942 года 18-я стрелковая дивизия была преобразована в 11-ю гвардейскую.
Февраль 1943 года. Гвардейцы ведут бои под городом Сухиничи. Была оттепель. Проваливаясь в глубокий и мокрый снег, стрелки пошли в наступление. Михаил Толмачев со своим пулеметом всегда появлялся вовремя и там, где нужна была его огневая поддержка. Вот уже захвачена первая немецкая траншея. В панике немцы бегут в деревню Котовичи, рядом с ней расположена высота, которую только что взяли гвардейцы. Но войти в деревню с ходу нашим воинам не удается. Тогда было решено послать роту вместе с пулеметным расчетом старшего сержанта Михаила Толмачева в обход деревни. Во время атаки старший сержант установил пулемет у одного из домов и открыл ураганный огонь по немцам, которые пытались контратаковать. В этом бою Михаил Толмачев уничтожил около тридцати фашистов.
Лето 1944 года. Идут бои по освобождению Белоруссии и Литвы. Впереди –Восточная Пруссия. Но дорогу к ней преграждает многоводная река Неман. На берегу реки остановился 40-й гвардейский стрелковый полк, в котором служил Михаил Толмачев. На противоположном берегу располагалась деревня Радзюнай. В деревне и вокруг нее сильные немецкие укрепления. Командир полка решил послать разведчиков. Добровольцев пойти в разведку было много, но выбор пал на Толмачева. В полку его считали одним из опытных и смелых. 13 июля в девять вечера Михаила , переодевшись в одежду крестьянина, вплавь добрался до противоположного берега Немана. Разведав оборону врага, Михаил с ценными сведениями вернулся в расположение полка. Неман был форсирован без потерь. И тут же на речном берегу завязались тяжелые бои. Более тысячи гитлеровцев и двадцать танков атаковали наши части. Три танка в том месте, где находился расчет Михаила Толмачева, прорвались к реке. Пулеметным огнем Толмачев отсек от танков пехоту противника и уничтожил более тридцати гитлеровцев. Наши артиллеристы подбили танки. Гвардейцы пошли вперед. Во время одной из передышек, после боя, командир полка объявил, что старший сержант Михаил Иванович Толмачев за героизм и мужество, проявленные в боях, особенно при форсировании Немана, представлен к званию Героя Советского Союза.
28 октября 1944 года. Идет бой в Восточной Пруссии. Перед Михаилом Толмачевым поставлена задача огнем поддержать боевую разведку взвода. Когда разведчики подошли к переднему краю противника, то попали под шквальный огонь двух немецких пулеметов. Застрочил и пулемет Михаила. Один из вражеских расчетов был уничтожен, и наши разведчики смогли отойти. А Михаил Толмачев продолжал вести огонь. Рядом одна за другой рвались мины, осколками которых пулеметчик был ранен. Подбежали друзья. Они взяли Михаила на руки и принесли в расположение роты. Не приходя в сознание , на следующий день, 29 октября, Михаил Толмачев скончался. И именно в этот день командующий 3-м Белорусским фронтом генерал армии И.Черняховский подписал представление к присвоению звания Героя Советского Союза.
Живая память поколений
Все дальше памятная дата
Проходят дни, идут года,
Но в жизни каждого солдата
Ты остаешься навсегда!
(И. Кунин).
Выступление Карамнова Василия Антоновича, ветерана Великой Отечественной войны, родившегося в селе Старокленское в 1920 году.
Работал в 1939-1940 годах в колхозе «НКЮ» трактористом. В октябре 1940 года был призван в армию, рядовым красноармейцем, в город Ржев. Затем меня послали на курсы в город Рязань. С 11 января по 17 мая учился на курсах, после окончания, которых вернулся в Ржев. Здесь застала меня война. После распределения я попал роту, где был шофером. В начале войны переведен на пулемет «Максим», был зенитчиком, стреляли по самолетам. Затем нас перевооружили, сменил пулемет на 37 миллилитровую пушку. Наша часть под Москвой отступала. Там мы охраняли аэродром, а 5 января 1942 года мы перешли в контрнаступление под Москвой. Затем перешли в Волоколамск, где до августа 1942 года охраняли самолеты.
Затем третий Белорусский фронт, город Вязьма, Смоленской области, город Сухичи. Был под Оршей в наступлении, прорвали оборону Орши. Это произошло весной 1943 года.
С декабря 1944 года освобождали Минск. Первая воздушная армия третьего Белорусского фронта, 910-ая зенитная батарея. В Литве освобождали город Вильнюс, где затем охраняли и восстанавливали аэродром.
В городе Альтусе немец нас бомбил, где погибло много самолетов. Затем мы вошли в Восточную Пруссию, Воронхит, Инстенбург, Кенинсберг. В 20 киллометров от Кенинсберга нас застала Победа. За всю войну в городе Альтусе мы приняли самое настоящее боевое крещение.
За боевые заслуги имею медаль «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенисберга».
Потом я заболел. Лежал по общему заболеванию в госпитале города Инстенбург. Санитарным поездом нас эвакуировали в Советский Союз в город Тамбов. В Тамбове я лечился с 11 марта по 11 октября. Оправившись после болезни вернулся домой, работал комбайнером, механизатором в колхозе «НКЮ», затем совхозе «Снежеток». За трудовые заслуги в 1973 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1975 году орденом Ленина. Воспитали с женой 6 детей.
Наследники Победы
(Музыкальная страница)
Песня: «Моя любимая» в исполнении Рогачева Ивана Степановича (учитель);
Песня: «Если б не было войны» в исполнении Лепиховой Ирины (ученица 11 класса);
Стихотворение: «Не пришедшие с войны» читает Лепихова Ольга (ученица 8 класса);
Песня: «Нам нужна одна Победа» в исполнении Поповой Татьяны Петровны (учитель);
Песня: «Как, скажи, тебя зовут?» в исполнении Зайцева Александра Николаевича (учитель);
Танцевальная композиция: «Вальс» в исполнении учеников 8 класса (Лепихова Дарья, Наседкин Дмитрий, Наседкина Олеся, Тютина Евгения, Фролова Мария, Ожерельева Кристина).