kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий проведения межпредметной проектной задачи "Мой край родной" в 3 - х классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стартовая проектная задача «Мой край родной».

Данная проектная задача проводится в начале учебного года. Задача направлена на установление универсальных учебных действий учащихся в начале учебного года с целью отслеживания динамики их развития.

Название проектной задачи «Мой край родной»

Предмет

Межпредметные модули: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский язык и английский язык)», «Литературное чтение и изобразительное искусство».

Класс, время 3 классы, сентябрь

Вид задачи Обучающая, межпредметная.

Цели и педагогические задачи

  1. Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.
  2. Экспертная оценка учебного сотрудничества, умение действовать в нестандартных ситуациях при разновозрастном сотрудничестве.
  3. Решение предметных и межпредметных задач.
  4. Корректировка своих действий на основе внешней проверки.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях.

Планируемый педагогический результат

  1. Освоение учащимися 3-х классов коммуникативных навыков при работе в  группе.
  2. Умение представлять результаты своей работы в различных формах.

Способ и формат оценивания результатов работы.

  1. Оценка решения заданий, выполненных группой.
  2. Оценка метапредметных  умений учащихся.
  3. Оценка личностных умений учащихся.

В данной проектной задаче основной акцент делается на формирование у учащихся таких универсальных учебных действий как учебное сотрудничество, планирование собственных действий, умение представлять результаты своей работы в различных формах, в том числе с использованием ИКТ.

Проектная задача построена на материале следующих предметных областей: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский язык и английский язык)», «Литературное чтение и изобразительное искусство».

Материал для выполнения заданий объединен в четыре блока: история, национальности, достопримечательности, известные люди села. В каждый блок входят по 2 задания каждой из предметных областей: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский язык и английский язык)», «Литературное чтение и изобразительное искусство». Всего в каждом блоке 6 заданий. Предлагаемые задания связаны, но не жестко, общей сюжетной линией «Мой край родной».

На первом этапе учащиеся, самостоятельно объединившись в группы из разных классов параллели по 6 человек,  изучают информацию о родном крае, оформляют журнал, посвященный родному краю, состоящий из нескольких рубрик (история, национальности, достопримечательности, известные люди села).

На втором этапе учащиеся решают задания выбранного блока и, опираясь, на решенные задания заполняют рабочий лист.

На завершающем этапе учащиеся представляют итоговый продукт, представляя свою группу на финальном событии.

Первый день решения проектной задачи

Все участники проектной задачи собираются в актовом зале, где знакомятся с критериями для самостоятельного формирования групп.

План работы 1 дня проектной задачи

1.Обращение к учащимся.

Линейка.  Построение, информация про край родной (видеоролик).

     Дорогие ребята! Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. В результате решения проектной задачи вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективного продукта. Первые день проектной задачи – подготовительный. Сегодня вам предстоит самостоятельно разделиться на группы по следующим критериям:

  • Группа состоит из 6 человек;
  • В группе должны быть ученики из 3 А, Б, В классов;
  • В группе должны быть и девочки, и мальчики;
  • Необходимо учесть средний балл успеваемости каждого члена группы. Общий балл группы не должен превышать  100 баллов (этот балл нужно просчитать исходя из уровня классов).
  • После завершения формирования всех групп проектной задачи, необходимо зарегистрировать группу на специальном бланке, сдать организатору в кабинете.
  • Для полного формирования всех групп - 40 минут.

Желаем удачи!

2.Выполнение задания. Работа с текстами. Создание страниц журнала.

После того как сформировавшиеся группы разошлись по кабинетам (4 группы в каждом кабинете), команды приступают к выполнению заданий. На 3 уроке, детям предлагается познакомиться с информацией о родном крае (история, национальности, достопримечательности, известные люди села). Каждая группа из этого текста выбирает информацию по своему заданию (у каждой группы свой рабочий лист).

3.Презентация информации.

На 4 уроке урока учащиеся в кабинете презентуют выбранную ими основную информацию. Критерии оценивания: логичное изложение материала, объем найденной информации, аккуратность выполнения.

Учащиеся представляют свою рубрику для журнала в кабинете (3- 4 минуты на выступление). Далее организатор проговаривает, что от кабинета должен получиться общий журнал. Что для этого нужно? Нужно распределиться по видам деятельности: оформление обложки, оформление страницы содержание, «Слово от редактора (аннотация), творческие страницы в конце журнала, посвященные родному краю (если останется время). Время на работу – 1 урок.

  • Слово от редактора (вступление рассказ о, связанный с информацией из журнала, о чём журнал)
  • Обложка(название, иллюстрация)
  • Лист содержания(перечень глав с номером страниц)
  • Творческая страничка (стихи, рисунки, кроссворд)

В конце первого дня в каждом кабинете должен получиться один журнал.

4.Рефлексия дня.

 (5 урок) Проводится внутри кабинета организатором. Основная цель рефлексии - обсудить успехи и трудности формирования групп, умение работать с текстом и уровень взаимодействия между группами в кабинете.

Второй день решения проектной задачи.

День начинается с линейки.

  • Презентация журнала, созданного детьми в первый день.
  • По результатам презентации журнала детям выдаются пакеты с заданиями и названиями их групп(леса, поля, реки) для выступления на финальном событии (концерте).

План работы 2 дня

Основным содержанием работы второго дня является выполнение парами учащихся заданий из соответствующих комплектов, подготовка к финальному событию и участие в интеллектуальном турнире.

1. Решение межпредметных заданий.

  • Распределиться в пары для работы с материалами. Внимание! В каждой паре не должно быть учеников из одной параллели, класса. Каждая пара выбирает один  комплект (материалы, напечатанные на бумагу одного цвета).
  • Каждый комплект состоит из трёх блоков заданий. Рассмотреть блоки заданий. Обратить внимание на то, что каждый блок состоит из двух заданий. Изучить задания своего комплекта.

2.Работа «мастерских».

Для подготовки к концерту вам необходимо выполнить следующие задания:

  • Создать нагрудный отличительный знак отражающий символику вашей группы (леса, поля, реки)
  • Сделать  соответствующий головной убор.

3.Интеллектуальная викторина.(см.Презентацию)

Вопросы викторины о родном селе.

1 блок. История

  1. Когда было основано село Кинель-Черкассы? (1744 году)
  2. Что означает название нашего села «Кинель-Черкассы»? (так называли малороссиян (украинцев) на реке Кинель)
  3. Главное условие возникновения селения? (водоём)
  4. Что изображено на эмблеме села? Почему? (птица, свободный народ)
  5. На какие микрорайоны разделяют жители с. Кинель – Черкассы? (Печа, Зелёнка, Городок, Кочки)

2 блок. Национальности

  1. Национальный состав Кинель-Черкасс? (русские, украинцы, мордва, чуваши…)
  2. Перечислите самые известные русские народные праздники. (Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас)
  3. Какие традиционные состязания проходят на празднике Сабантуй? (скачки, бега, прыжки, национальная борьба – корэш)
  4. Что искали украинские девушки в ночь на Ивана Купала? (папоротник)
  5. Что являлось основным обычаем гостеприимства у славян? (на стол выставить всё, что есть в доме)

3 Блок. Достопримечательности

  1. Сколько храмов было в селе? (3)
  2. Как называются действующие церкви? (Вознесения Христова, Бориса и Глеба)
  3. В каком году был открыт историко – краеведческий музей вс. Кинель – Черкассы? (7 мая 2000 г.)
  4. Почему центр духовно – нравственного воспитания в школе №2 был назван именем Николая Фёдоровича Писоцкого? (ветеран ВОВ, учитель школы №2)
  5. Откуда взялось название реки Большой Кинель? (кинуть ель)

4 блок. Известные люди села.

  1. Учителя - участники Великой Отечественной войны? (Степанова Мария Климентьевна, Чернов Алексей Алексеевич, Писоцкий Николай Фёдорович, Хованов Евгений Васильевич)
  2. Известные люди села? (Бардин Н.Л., Казаков М.Е., Христиченко А.П., Самаркина Т.В.)
  3. Кто из известных людей села работали в отрасли Сельского хозяйства? (Казаков М.Е., СамаркинаТ. В.)
  4. За какие заслуги Галине Красновой дали звание Почётный гражданин Кинель – Черкасского района? (творческая деятельность, патриотическое воспитание)
  5. Кто из известных людей села был руководителем строительства микрорайона Городок и бетонного моста через реку Б.Кинель? (Бардин М.Л.)

     4. Рефлексия дня.

Проводится внутри кабинета организатором.  Основная цель рефлексии – обсудить ход работы над задачей второго дня, скорректировать организацию работы на следующей день.

Третий день решения проектной задачи.

Основным содержанием работы третьего дня является подготовка к финальному событию и участие в концерте.

План работы 3 дня

  1. Подготовка к финалу. Представители каждой группы репетируют хоровод, песню.
  2. Проведение финала – концерта.Финал проводят взрослые – организаторы.  Для оценки выступлений выбирают жюри из педагогов и учащихся. Критерии:
  • количество набранных баллов в интеллектуальном турнире;
  • согласованность действий в хороводе;
  • качество исполнения песни.

Команде – победителю вручаются сертификаты.

  1. Рефлексия.

Рефлексия проводится по классам (один урок). Учащиеся расходятся по классам для итоговой рефлексии.

Ученики по кругу устно отвечают на один вопрос: что интересного, полезного, содержательного из работы групп в ходе решения проектной задачи ты принес в наш класс?

На этом данное образовательное событие заканчивается.

  1. Итоговая рефлексия учителей и экспертов. Цель: подвести итоги (оценить саму задачу, уровень организации, уровень и возможности детей, сформулировать рекомендации для дальнейшей работы по этому направлению).

Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения межпредметной проектной задачи "Мой край родной" в 3 - х классах.»

Стартовая проектная задача «Мой край родной».

Данная проектная задача проводится в начале учебного года. Задача направлена на установление универсальных учебных действий учащихся в начале учебного года с целью отслеживания динамики их развития.

Название проектной задачи

«Мой край родной»

Предмет

Межпредметные модули: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский язык и английский язык)», «Литературное чтение и изобразительное искусство».

Класс, время

3 классы, сентябрь

Вид задачи

Обучающая, межпредметная.

Цели и педагогические задачи

  1. Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

  2. Экспертная оценка учебного сотрудничества, умение действовать в нестандартных ситуациях при разновозрастном сотрудничестве.

  3. Решение предметных и межпредметных задач.

  4. Корректировка своих действий на основе внешней проверки.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях.

Планируемый педагогический результат

  1. Освоение учащимися 3-х классов коммуникативных навыков при работе в группе.

  2. Умение представлять результаты своей работы в различных формах.

Способ и формат оценивания результатов работы.

  1. Оценка решения заданий, выполненных группой.

  2. Оценка метапредметных умений учащихся.

  3. Оценка личностных умений учащихся.



В данной проектной задаче основной акцент делается на формирование у учащихся таких универсальных учебных действий как учебное сотрудничество, планирование собственных действий, умение представлять результаты своей работы в различных формах, в том числе с использованием ИКТ.

Проектная задача построена на материале следующих предметных областей: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский язык и английский язык)», «Литературное чтение и изобразительное искусство».

Материал для выполнения заданий объединен в четыре блока: история, национальности, достопримечательности, известные люди села. В каждый блок входят по 2 задания каждой из предметных областей: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский язык и английский язык)», «Литературное чтение и изобразительное искусство». Всего в каждом блоке 6 заданий. Предлагаемые задания связаны, но не жестко, общей сюжетной линией «Мой край родной».

На первом этапе учащиеся, самостоятельно объединившись в группы из разных классов параллели по 6 человек, изучают информацию о родном крае, оформляют журнал, посвященный родному краю, состоящий из нескольких рубрик (история, национальности, достопримечательности, известные люди села).

На втором этапе учащиеся решают задания выбранного блока и, опираясь, на решенные задания заполняют рабочий лист.

На завершающем этапе учащиеся представляют итоговый продукт, представляя свою группу на финальном событии.



Первый день решения проектной задачи

Все участники проектной задачи собираются в актовом зале, где знакомятся с критериями для самостоятельного формирования групп.



План работы 1 дня проектной задачи

1.Обращение к учащимся.

Линейка. Построение, информация про край родной (видеоролик).

Дорогие ребята! Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. В результате решения проектной задачи вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективного продукта. Первые день проектной задачи – подготовительный. Сегодня вам предстоит самостоятельно разделиться на группы по следующим критериям:

  • Группа состоит из 6 человек;

  • В группе должны быть ученики из 3 А, Б, В классов;

  • В группе должны быть и девочки, и мальчики;

  • Необходимо учесть средний балл успеваемости каждого члена группы. Общий балл группы не должен превышать 100 баллов (этот балл нужно просчитать исходя из уровня классов).

  • После завершения формирования всех групп проектной задачи, необходимо зарегистрировать группу на специальном бланке, сдать организатору в кабинете.

  • Для полного формирования всех групп - 40 минут.

Желаем удачи!

Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач

  • Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

  • Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

  • Не бойся высказывать своё мнение.

  • Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

  • Думай сам, а не рассчитывай на других.

  • Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

  • В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

  • Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.



Бланк заявки группы.

Название группы__________________________________



Фамилия имя участников

Класс

Средний балл







Итог






2.Выполнение задания. Работа с текстами. Создание страниц журнала.



После того как сформировавшиеся группы разошлись по кабинетам (4 группы в каждом кабинете), команды приступают к выполнению заданий. На 3 уроке, детям предлагается познакомиться с информацией о родном крае (история, национальности, достопримечательности, известные люди села). Каждая группа из этого текста выбирает информацию по своему заданию (у каждой группы свой рабочий лист).

Инструкция для работы над журналом

Сегодня организаторы дают вам возможность познакомиться с разной информацией о родном крае, создать журнал, посвящённый селу Кинель - Черкассы.

Этапы работы:

  1. Познакомьтесь с информацией, выданной вашей группе.

  2. Создайте страницу журнала со статьёй, отражающей основные мысли вашего текста на листе А3. Соблюдая следующие критерии:

  • логичное изложение материала,

  • объем найденной информации,

  • аккуратность выполнения.

  1. Оформляйте страницу в соответствии с планом:

  • Название статьи.

  • Краткая (основная) информация о прочитанном

  • Иллюстрации (рисунки)

4) Эту информацию необходимо презентовать в кабинете.

5) Время выполнения работы – 1 час 20 минут.

6) Время презентации 3-4 минуты.

Желаем вам успехов!



3.Презентация информации.

На 4 уроке урока учащиеся в кабинете презентуют выбранную ими основную информацию. Критерии оценивания: логичное изложение материала, объем найденной информации, аккуратность выполнения.

Учащиеся представляют свою рубрику для журнала в кабинете (3- 4 минуты на выступление). Далее организатор проговаривает, что от кабинета должен получиться общий журнал. Что для этого нужно? Нужно распределиться по видам деятельности: оформление обложки, оформление страницы содержание, «Слово от редактора (аннотация), творческие страницы в конце журнала, посвященные родному краю (если останется время). Время на работу – 1 урок.

  • Слово от редактора (вступление рассказ о , связанный с информацией из журнала, о чём журнал)

  • Обложка(название, иллюстрация)

  • Лист содержания(перечень глав с номером страниц)

  • Творческая страничка (стихи, рисунки, кроссворд)

В конце первого дня в каждом кабинете должен получиться один журнал.



4.Рефлексия дня.

(5 урок) Проводится внутри кабинета организатором. Основная цель рефлексии - обсудить успехи и трудности формирования групп, умение работать с текстом и уровень взаимодействия между группами в кабинете.



Тексты

История села Кинель-Черкассы

Кинель-Черкасский район основан в 1928 году. Большинство населенных пунктов современного Кинель-Черкасского района было основано в 18 веке. Село Кинель-Черкассы, являющееся районным центром, в 2004 году отметило свое 260-летие.


Основание села Кинель-Черкассы связано с укреплением восточных границ Московского царства и заселением Самарского края. История Кинель-Черкасс имеет прямую связь и с освоением Оренбургского края. Последнее, ведущееся за счет башкирских земель, проходило в кровополитной борьбе с коренным населением. Поэтому на башкирских землях, главным образом по рекам Самара и Урал, было решено строить крепости.

20 августа 1739 года на имя начальника Оренбургского края Урусова вышел высочайший указ с повелением привлекать казаков с Украины для службы в оборонительных крепостях. Осенью 1742 года было отправлено в оренбургский край 1000 подвод переселенцев. Путь лежал в Самару, где переселенцы должны были перезимовать. Основную массу пожелавших тронуться с насиженных мест составляли крестьяне, среди которых было немало детей и стариков. Лишь небольшая часть переселенцев являлась казаками. Дорога была длинная и трудная. Пограничная жизнь в Оренбургском крае была полна отчаянных схваток, жестоких нападений . За полтора года количество защитников границы значительно сократилось. Правительство разрешило всем желающим возвратиться на Украину, дав остальным возможность переселиться в более безопасные места .Подавляющее число переселенцев отправились в обратный путь. А 46 семей, согласившихся остаться поселились в 1744 году на реке Большой Кинель, основав здесь Черкасскую слободу. Выбор на эту местность пал именно из-за наличия водоема (реки Большой Кинель).

Слово «Черкассы» в известном «Географическо-статистическом словаре Российской империи» Семёнова,1862 года издания, поясняется так: «Этим именем в официальных бумагах называли малороссиян (украинцев), а также казаков запорожских и днепровских»

Таким образом, первоначальное название села отразило, что это поселение украинских казаков (Черкасс) при реке Кинель.Поселение было на левом берегу реки.

Места занятые казаками изобиловали рыбой, птицей, зверями и лесом, земли были плодородные и поэтому понравились выходцам из Малороссии. За сорока семействами последовали другие переселенцы с разрешения правительства из Харьковской и Киевской губерний.

К этим переселенцам мало-помалу присоединялись остатки из войск Пугачева и даже разноязычные племена: чуваши, мордва, татары.

Вслед за ними последовали переселения тамбовцев. Впоследствии сюда стали переселяться крестьяне из малоземельных губерний: Курской, Полтавской и других. Помещиков здесь не было, поэтому село было названо "слободой" как крупное село, не знающее крепостного права.

В конце 18 века (1793) в Кинель-Черкасской слободе насчитывалось уже 455 дворов, 2846 человек.

Со временем слобода утратила свое охранно-сторожевое назначение. В начале ХХ века Кинель-Черкассы - это уже большое село, крупный производственный и торговый центр Самарской губернии, имевший транспортное сообщение с другими городами.

В конце XIX века в Кинель-Черкассахстали активно развиваться мелкие крестьянские промыслы, на базе которых возникли купеческие мануфактуры, основанные на вольно-наемном труде. Формировалась прослойка скупщиков и сословие купцов.

Кинель–Черкасский рынок стал одним из крупнейших, особенно после построения железной дороги (Самаро-Уфимской).

В начале XX века в Кинель–Черкассах были большой базар, несколько бакалейных, мануфактурных, сапожных и других магазинов. Было здесь и отделение Самарского купеческого банка.

Ежегодно в селе проводилось две ярмарки: одна в день церковного праздника «Вознесение», другая – осенью, обычно 2 сентября. На ярмарки приезжали жители соседних сел, из городов Самара, Бугуруслан. Из Казахстана на ярмарку пригоняли лошадей.

В Кинель–Черкассах и волости находилась одна земская больница, в которой работали один врач, три фельдшера и несколько санитарок. Имелись частные аптека, библиотека, гимназия, одна школа Министерства народного просвещения, две земские школы с трехлетним обучением.

В селе было три церкви. Вознесенская церковь действует, по сей день. Рядом располагалась церковно-приходская школа.

Сейчас Кине́ль-Черка́ссы—крупнейший сельский населённый пункт области и Поволжья, 29-й по России в целом. Издавна жители села условно разделяют его на микрорайоны: «Центр», «Гора», «Кочки», «Зелёнка», «Городок», «Печа», Военная часть.






СИМВОЛИКА КИНЕЛЬ-ЧЕРКАССКОГО РАЙОНА

Геральдическое описание герба Кинель-Черкасского района гласит:

«В серебряном поле лазоревая обернувшаяся и поднявшая хвост птица со сложенными крыльями и подобранными лапами, имеющая хохолок из трех перьев».

Обоснование символики герба Кинель-Черкасского района

Административный центр Кинель-Черкасского района село Кинель–Черкассы ранее назывались слободой, здесь никогда не было крепостного права, а сами Кинель–Черкассцы считались свободолюбивыми людьми. Именно поэтому в гербе Кинель-Черкасского района изображена птица. Птица – символ человеческой души, одухотворенности, свободы (для птиц не существует границ).

В основу птицы положен круг, это тоже не случайно, ведь наше село начиналось с Печей, где занимались гончарным производством. Кроме того, круг означает единение. В районе мирно сосуществуют люди разных национальностей.В хвост птицы вплетен колос, это говорит о сельскохозяйственном предназначении. Трехцветный гребешок - синий, красный, белый - символизирует российскую принадлежность. В нижней части обрамления эмблемы показаны волны реки Кинель.

Серебро – символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.

Лазурь – символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.

Идея герба принадлежит Анатолию Белову.



ГИМН КИНЕЛЬ-ЧЕРКАССКОГО РАЙОНА

Музыка: С.Талалов.

Слова: А.Жуков.

Кинель-Черкасская земля –

Луга, поля, леса и степи.

Мои заволжские края –

Милее нет земли на свете!

В зеленых рощах соловьи

Пускай нам душу растревожат,

Побольше песен в селах сложат

О счастье, радости, любви!

ПРИПЕВ:

Кинель-Черкасская земля!

Кинель-Черкасский наш народ!

Свет от Московского Кремля,

Нам озаряет путь вперед!

России уголок родной,

Он от реки берет названье,

В любви к тебе мое признанье,

Судьбой мы связаны одной!

Седой гордимся стариной,

Достойны сами мы победы,

Как наши прадеды и деды,

В одном строю мы со страной!

ПРИПЕВ:

Кинель-Черкасская земля!

Кинель-Черкасский наш народ!

Свет от Московского Кремля,

Нам озаряет путь вперед!



Достопримечательности села Кинель-Черкассы

1.1. Музеи села Кинель-Черкассы

В нашем селе находится один из интереснейших и крупных музеев района – историко-краеведческий музей.

Музей образован постановлением администрации Кинель-Черкасского района в 1999 году, открыт 7 мая 2000 года.

Историко-краеведческий музей в Кинель-Черкасском районе по своей специфике играет роль одновременно краеведческого музея, выставочного зала, места проведения встреч разных поколений, презентаций, празднований знаменательных дат, чествований заслуженных людей, методического центра по работе с мастерами народных ремёсел, а также туристического бюро.

Основная деятельность историко-краеведческого музея ведётся по нескольким направлениям. Одно из важнейших – фондовая работа. Своевременно оформляются научные описания. Выдаются информационно справочные материалы (фотографии, редкие книги, журналы, копии материалов государственного архива). Только за 2007 год в фонд музея поступило 116 единиц хранения. Всего в фондах музея свыше 2000 экспонатов.

Музей не зря называют историко-культурным центром. У него на селе много функций. Например, опыт совместной работы со школьными музеями ставится в пример на областных семинарах и советах директоров музеев, Самарской области.

Историко-краеведческий музей предлагает посетителям разнообразные экспозиции, среди которых, можно особо отметить «Русский самовар». Во время экскурсии можно проследить весь путь развития этого непременного предмета русского быта, его эволюцию от самовара на углях до современного электрического. Также в коллекции представлен уникальный деревянный резной самовар.

На базе музея открыто туристическое бюро «Магазин путешествий», где каждый желающий может выбрать экскурсию по району на свое усмотрение.

1.2. Центр духовно-нравственного воспитания

имени Николая Фёдоровича Писоцкого

Как это прекрасно, что имена наших земляков, много сделавших для своей малой Родины, не остаются забытыми! Еще одним ярким примером этого стало открытие Центра духовно-нравственного воспитания имени Николая ФедоровичаПисоцкого, состоявшееся 20 ноября 2013 года в Кинель-Черкасской школе №2.

Многим поколениям кинель-черкассцев хорошо знакомо имя этого удивительного человека, ветерана Великой Отечественной войны, прошедшего нелегкими дорогами войны с ее начала и до окончания. Он был четырежды ранен, награжден множеством орденов и медалей, а потом, уже будучи полковником в отставке, на протяжении 13 лет преподавал в Кинель-Черкасской школе №2 начальную военную подготовку. Благодаря ему этот предмет был в числе самых любимых детьми, которые самозабвенно играли в «Зарничку», «Зарницу», «Орленка»... Николай Федорович был человеком широкой души, большой ответственности и высокого чувства долга. Все, кто когда-либо общались с ним, отмечают его безукоризненную порядочность, доброту, любовь к людям, готовность прийти на помощь каждому, кто в ней нуждался. Таким он и остался в сердцах земляков.

Актуальность духовно-нравственного центра очевидна: на сегодняшнем этапе развития наша страна остро нуждается в духовно богатых, высоконравственных, инициативных и активных гражданах, знающих и уважающих историю своей страны. Воспитание таких людей и является целью вновь созданного Центра.

В сфере деятельности Центра – гражданско-правовое образование, экологическое воспитание, поддержка развития школьного самоуправления, социальное проектирование и многое другое. Отдельной строкой в планах работы стоит международное сотрудничество, что тоже крайне актуально, поскольку Кинель-Черкасская школа №2 вот уже третий год активно работает в рамках проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».

1.3. Основные храмы села Кинель-Черкассы

Самым крупным храмом Кинель-Черкасского района является церковь Вознесения Христова.

1833 год – начало строительства в слободе Кинель–Черкасской православного храма в честь Вознесения Христова. Храм каменный, трехпрестольный, крытый железом. Построен на средства прихожан вместо деревянной сгоревшей церкви. Фундаментное основание ее выполнялось из бутового камня в несколько слоев. Пустоты между бутом засыпались песком, который брали напротив церкви, из-за чего впоследствии здесь образовался котлован. Строилась церковь из особого красного кирпича, который скрепляли раствором с использованием куриных яиц. В 1852 году освятили центральный придел. Этот год считается датой основания церкви.

В храме богатый, очень красивый иконостас. С 1853 года при церкви открыта церковно-приходская школа. При Вознесенской церкви была библиотека в 270 томов. Работая в два штата, церковь, тем не менее, оставалась перегруженной. Когда народ в храме не умещался, казаки стояли на южной паперти и через открытые двери слушали службу. В храме имелось восемь колоколов. В самый большой колокол звонили только в субботу, воскресенье и по большим праздникам. С тех пор службы в ней не прекращались, а в сталинские годы храм был одной из двух-трёх действующих церквей на всю Самарскую область. Высота в среднем храме от пола до потолка 35 метров.

Дважды церковь была на грани закрытия.

В настоящее время в селе ведётся строительство храма Бориса и Глеба, проводится реконструкция храма Вознесения Христова.

1.4 Река Большой Кинель

Откуда взялось название реки Большой Кинель? Слово «Кин» татарское, означающее «широкий, расширяться», слово «киняю» означает «ширится, расширяется».Кинель широкая, расширяющаяся во время половодья река. Существует много легенд о названии реки Большой Кинель. Говорили, что при заселении нашей территории казаки переплавляли по реке деревья. Отсюда и пошло название Кинель, от слов «кинуть ель».

Правая сторона реки более высокая, иногда обрывистая, высотой достигает 15-20 метров, везде пориста, а левая представляет стать с плоскими увалами; во всех местах есть приятный берёзовый лес. Средняя глубина Кинеля пять-семь метров, ширина свыше ста метров. По берегам реки растет лес и кустарники.

На реке Большой Кинель много живописных мест. Путешествовать по ней можно в течение всего сезона — с апреля по ноябрь, но лучшее время в межень (июль—август). Весной во время половодья скорость течения достигает местами 10 км/час.

Река Большой Кинель богата рыбой, особенно лещами, судаками, сомами. Лещи попадались прежде фунтов по тридцать. Рыболовством занимались в конце XVIII начале XX века. Местный житель Кинель-Черкасс Доркина Мария Ивановна рассказывала, как в середине XX века её внуки любили ходить на рыбалку, и каждый раз приносили приличный улов. Они ходили туда чуть ли не каждый день, и Марья Ивановна не знала, куда девать рыбу. Она пыталась сохранить рыбу свежей, но у неё ничего не получалось, и она отдавала её собакам и кошкам. Весной на ярмарках и масленице рыба продавалась возами. В ХХ век на территории Кинель-Черкасского района существовала артель по ловле раков, которых было огромное количество, их, вывозили в другие города России и даже за границу. Присутствие раков в реке Большой Кинель говорит о том, что вода была очень чистая. По рассказам местных старожил, когда маленькие ребята пили воду из Кинеля, родители не говорили им не слова, потому что они были уверенны в том, что эта вода не принесёт никакого вреда, и сами в жаркую погоду без всякого страха пили её. Также в реке Большой Кинель местные девушки, девочки и бабушки стирали белье, которое было ничуть не грязнее, чем то, которое мы стираем в стиральных машинах.

В лесных долинах река Большой Кинель богата зверями: выдрами, бобрами, куницами. На озёрах водятся гуси, утки, цапли, журавли, в лесах - глухари. Пойменные места использовались под пастбища и сенокошение.

Живописные берега реки Кинель являются излюбленным местом отдыха и рыбалки многих Кинель-Черкассцев.

Река Большой Кинель является правобережным притоком р. Самары. Протяженность водотока – 422 км. Прилегающая местность – средне холмистая, покрытая лугово-степной растительностью, с чередованием лиственного леса. Долина реки пойменная, склоны умеренно рассечены оврагами. Пойма двухсторонняя. Пересечена старицами, покрыта лесом. Русло реки слабоизвилистое, неразветвлённое, незначительно деформирующееся, зарастает водной растительностью, сложено супесчаными почвами.

В настоящее время ведётся строгий контроль качества воды в реке и расчистка русла.


Известные люди с. Кинель-Черкассы

Через Кинель- Черкассы прокатились все волны истории государства, причём в той степени , в которой не коснулись они, пожалуй, ни одного села Заволжья. Каждый кинель-черкассец может гордиться, что он живёт на земле, на которой жили и живут люди, вписавшие на вечно свои имена в историю района.

С первых же часов войны наши земляки прославили свою Родину, завоевали себе славу отважных и решительных воинов, стойких и упорных в бою.

Мужественно принимали участие в боях Великой Отечественной войны наши земляки учителя.


В первые дни Великой Отечественной войны Мария КлиментьевнаСтепанова будучи студенткой учительского института, подала заявление на фронт и поступила на курсы медсестер. В апреле 1942 года была призвана на фронт, демобилизовалась в августе 1945 г. из Румынии. С августа 1946 г. работала учителем русского языка и литературы в Кинель-Черкасской школе №2 более 30 лет. Ведет огромную работу по патриотическому воспитанию молодёжи.


Чернов Алексей Алексеевич всю свою жизнь посвятил служению искусству. Работал учителем рисования и черчения в школах района, художником кинотеатра им. Гагарина, свободным художником при РК КПСС. Художник-пейзажист. В своих картинах воплощал собирательный образ Родины. Участник ВОВ. За высокую гражданскую позицию, за большой вклад в патриотическое воспитание молодежи и в процессы возрождения духовной жизни удостоен звания «Почетный гражданин Кинель-Черкасского района».


Писоцкий Николай Федорович. Полковник. Перед уходом на пенсию командир батальона г. Мурманск. Награжден орденами Александра Невского, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, 16 медалями. Проживал в с. Кинель-Черкассы и работал в нашей школе.


Хованов Евгений Васильевич,  преподавал русский язык и литературу, в последние годы работы в школе стал преподавать историю. Во время его работы директором в школе проводились различные политизированные мероприятия. Ученики участвовали в спортивно-патриотической игре «Зарница». Во время летних каникул ученики старших классов помогали помогали убирать урожай колхозу имени Ленина. В 1978 году Хованов добился, чтобы построили новое здание школы, в котором мы сейчас и учимся. Был создан хор учителей, который возрождается сейчас.


В Кинель- Черкассах очень много людей , которые внесли неоценимый вклад в судьбу своего родного села.

Казаков МихаилЕвдокимович- свою жизнь посвятил земле и людям. С апреля 1952 г. возглавил отстающее хозяйство, которое вывел в число миллионеров. С 1955 года птицеводы колхоза им.Ленина стали постоянными участниками ВДНХ. В хозяйстве применялись передовые технологии. Михаил Евдокимович много внимания уделял подготовке кадров. На средства колхоза ежегодно поступали до 10 человек из семей колхозников в СХТ, СХИ. Он - организатор строительства школы в районе Печей, домов для колхозников. Казаков МихаилЕвдокимович был награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почета», тремя орденами Трудового Красного Знамени и другими государственными наградами.

Бардин Николай Лукьянович- возглавлял район с 1965 по 1973 гг. За время работы в должности первого секретаря Кинель-Черкасского райкома КПСС им развернуто строительство по всем направлениям. Проложены 18 км асфальтированных дорог, 53 км водопровода, построены бетонный мост через р. Большой Кинель, поселок 2-хэтажных многоквартирных домов со всеми удобствами, городского типа, магазины, клубы, Дома быта, открыт санаторий-профилакторий «Колос», ставший лечебницей для работников сельского хозяйства всей области. Началась газификация района. Бардин Николай Лукьянович был награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, тремя орденами «Знак Почета» и другими государственными наградами.


Александр Петрович Христиченко

С 1975 по 2000 гг. - главный врач Кинель-Черкасского района. Заслуженный врач РСФСР, отличник здравоохранения. Организатор высшей категории. По его инициативе впервые в сельском районе области были открыты более 20 медицинских профилакториев по обслуживанию работников сельского хозяйства. Впервые открыт ряд специализированных отделений. За время его руководства Кинель-Черкасская ЦРБ занимала по итогам работы учреждений здравоохранения лишь призовые места. В настоящее время Александр Петрович - член областного Совета Ассоциации Ветеранов Здравоохранения Самарской области. Звания "Почетный гражданин Кинель-Черкасского района" удостоен за огромный вклад в развитие здравоохранения района, за внедрение передовых технологий в области медицины.




Татьяна Валентиновна Самаркина

С 1980 года Татьяна Валентиновна работает на сельхозпредприятии, которое в настоящее время называется СПК им.Ленина. Трудовую деятельность начала с должности доярки, за короткий промежуток времени сумела подобрать коллектив доярок, внедрила звеньевой метод работы. В 1986 году Т.В.Самаркина была избрана председателем клуба мастеров высоких надоев (клуб пятитысячниц) области и много лет возглавляла его. За свою трудовую деятельность была награждена Почетным дипломом Министерства сельского хозяйства РСФСР, медалью "За трудовое отличие", Почетным дипломом Государственного агропромышленного комитета СССР. Неоднократно участвовала в областных конкурсах операторов машинного доения коров, где завоевывала призовые места. В 2007 г. возглавила молочно-товарную ферму. Много лет была депутатом районного совета, активно участвовала в жизни села.


Национальности, проживающие в с.Кинель- Черкассы.

Кинель-Черкассы- это много национальная семья, которая живёт мире и согласии. Современное население Кинель-Черкасского района составляет 48922 человека.

Национальный состав: русские- 41845 чел., казахи-1643 чел. украинцы-817 чел. татары-909 чел. мордва-1590 чел. чуваши-928 чел. И много других национальностей.

У всех национальностей села Кинель- Черкасс очень много общего в национальном костюме. В традиционной одежде преобладал белый цвет. Главным элементом во всех женских костюмах являлся сарафан в сочетании с рубахой, нагрудники и головные уборы. Обязательно костюм был украшен золотом или драгоценными камнями, но такие костюмы были только у богатых женщин. Низший же слой женщин, одевались в простые рубахи, сарафаны и платок на голову. Важным было то, что замужняя женщина должна была прятать свои локоны за головной убор, а девушки наоборот распускать свои локоны или заплетать их в косы.

У украинок был характерный свадебный убор, который являлся венком- головной убор с искусственными цветами. Для холодов имели суконные шали.

Состав мордовских национальных костюмов являлся: рубаха из холста, головные уборы, своеобразные нагрудные украшения. Основу женского костюма составляла рубаха- «панар» одинаковые по крою, но отличающиеся декоративным оформлением, а также вышивка по краю подола.

Женские украшения можно было разделить на 4 группы: ушные, шейные, украшения для рук и одежды. Золотые серьги носили только в зажиточных семьях. На шею одевали бусы, ожерелья, кружева. Руки украшали кольцами и перстнями. Самобытным украшением были пояса.

В традиционном костюме мужчин была полотняная рубаха туникообразного покроя или, как у женщин со вставками на плечах, а также полотняные или суконные штаны. Праздничные рубахи молодых мужчин украшал тканный или вышитый узор на вороте и на грудной планке.

Самой распространённой рабочей обувью были лапти. Их носили с домашними чулками и портянками: летом- полотняными, зимой- суконными. В праздничные дни мужчины и женщины одевали сапоги, а молодые старались приобрести черевички-полусапожки или городские ботинки на шнуровке.

Каждый народ имеет свои традиции и обычаи, свой язык, свою историю, песни, танцы, свою литературу. Каждый культурный человек должен знать, уважать язык, обычаи, литературу своих соседей.

Раньше у славян был обычай - если у тебя гости, то выставить на стол нужно было все, что есть в доме. Это был закон гостеприимства.

Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями и обрядами национальных культур тех народов, которые проживают в нашем селе.

Свои национальные праздники есть у каждого народа. Большинство этих праздников зародились еще в древние времена – несколько столетий назад, а некоторые даже и тысячу лет. В нашей жизни меняется все: вещи, города, деревни, профессии, одежда, природа, но не меняются лишь народные праздники, которые продолжают жить, пока живут люди. Национальные праздники – праздники души и сердца народа.

Русские народные праздники.

Самые известные русские народные праздники: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас. Все люди веселятся, угощают всех гостей приходящих в дом, играют, проводят конкурсы, водят хороводы.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл.

Масленица – один из любимых весенних праздников: веселый, разгульный. Отмечали его всем миром – и стар, и млад. Масленицу называли чистой, веселой, широкой. Величали ее и боярыней Масленицей и Госпожой Масленицей. Масленица приходится на конец февраля – начало марта.


Принято было делать чучело из соломы, одевать его в девичий наряд и возить по улицам. Потом чучело ставили на открытом месте, где в основном и проходили все масленичные развлечения. В последний день праздника чучело сжигали, а пепел разбрасывали по земле: чтобы был хороший урожай.

На Масленицу начинали печь блины, пироги и другие вкусности. Блин – это символ солнца (такой же круглый), а солнце олицетворяло возрождающуюся жизнь (пришла весна, все начинает расти), здоровье, долголетие, богатство.

Первый масленичный блин христиане обыкновенно клали на слуховое оконце или отдавали нищему.

Светлое Воскресенье Христово наименовано Пасхой и считается самым главным праздником христианской церкви. Воспоминания о страданиях и вознесении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели и Святой недели Пасхи. Всего же Пасха празднуется сорок дней.

От весеннего языческого праздника Христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной Пасхи, крашения яиц. Яйцо в глазах древних обладало таинственной силой, которая якобы переходила на все, к чему яйцо прикасалось. Крашеными яйцами обменивались при встрече, по ним гадали о судьбе, разбивая определенным образом скорлупу. Яйцо обязательно нужно было покатать по столу. Удачи в играх с яйцами сулили благополучие в семье.

Нельзя не сказать и о ритуальных играх обрядах. Кроме известного катания яиц с горки, катания на качелях, очень распространены были обливания водой и хлестанье друг друга ветками. Считалось, что это может увеличить урожай.

В России Пасху называли Велик день, Светлый день. У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет, и многие старались подкараулить это мгновение.

По состоянию погоды в первый день Пасхи определяли погоду.

В нашем селе живут не только русские, но и казахи, татары, украинцы, мордва, чуваши, армяне, азербайджанцы, и много других национальностей.

Одним из самых многочисленных народов села Кинель- Черкасс являются татары. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года.

Любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. Вот некоторые из них.

Однажды ранней весной (конкретный день указывали старики-аксакалы) дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своимизакличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения!

Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. Каша казалась объеденьем! А после такого пиршества дети играли. В разных местах проживания татар этот обряд назывался по-разному: грачиная каша, каша скворца, вербная каша. Почему так называли кашу — догадайся сам. Этот весёлый ритуал служил знаком начала подготовки к Сабантую.

Особенно ждали этот день конечно же, дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки в возрасте от 3-4 до 10-12 лет начинали обход домов.

Юноши или пожилые мужчины собирали к празднику Сабантуй специально приготовленные подарки — вышитые полотенца, платки, салфетки. Некоторые дарители говорили: "мой подарок — победителю состязания борцов", или победителю скачек, или наезднику, пришедшему… последним. Если кто-нибудь не давал подарок, то односельчане могли осудить его за жадность. А если сборщики по какой-либо причине не заходили в дом за подарком, то хозяева считали, что им нанесли обиду. Сабантуй — праздник всех татар. В главный день этого праздника все собираются в специально отведённом, обустроенном и украшенном месте, которое называется майдан — мэйдан. Музыка, песни, шутки — и торжествующая каждым листиком, каждой травинкой весна!

Традиционные состязания на празднике Сабантуй — скачки, бега, прыжки и национальная борьба — корэш.

На деревенских скачках наездниками были мальчики восьми-двенадцати лет. Скакали 5-8 километров, награды получали все участники. Лошадей тоже отмечали: им повязывали полотенца, в том числе и пришедшей последней.

А главное соревнование на Сабантуе — борьба на кушаках — корэш. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем соперника и ведёт борьбу, стараясь положить его на лопатки. Начинают борьбу мальчики пяти-шести лет, а иногда два старика. Затем поочерёдно борются ребята постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Победителям — подарки. Потом победители борются с победителями и наконец, выявляется самый главный победитель — батыр. Обычно его награждают живым бараном.

Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все не только зрители, но и участники — они поют, танцуют, показывают ловкость в играх. А вечером на поле-майдане проводятся молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах. 

Украинские праздники

Одним из любимых праздников украинского народа является Иван-Купала. На Ивана Купалу солнце светит, кто проходит, всяк приметит. Синий цвет и желтый цвет Ивана-да -Марьи первоцвет.Цветок Иван-да-Марья грустит, а цветок папоротника радуется, светится в ночи.

Ищут люди этой ночью цветок папоротника, который цветет только раз в году,стараются судьбу свою с ним вместе найти, но не всем везёт, иные всю жизнь его найти не могут, а иным счастливчикам он сразу открывается. Смотрите, не спутайте волшебный папоротника цвет с иными травками да цветами, а то ночь волшебная зря пройдет.

Самые распространенные украинские блюда: борщ, вареники, вариантов, приготовления которых бесчисленное множеств. Для вареников в качестве начинки идут овощи (картошка, капуста и т.д.), ягоды (вишня), мясо, творог. И всё это обильно сдабривается сметано

Казахская национальная одежда

На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Казахи всегда ценили шкуры и меха животных. Из шкур шили шубы - тон, а из меха пушных зверей - шаш. Верхняя одежда готовилась из шкур и меха диких и домашних животных.

Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.

Следует особо отметить казахский национальный женский свадебный головной убор саукеле, представляющий высокую (около 70 см) конусовидную шапку. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины, который уже не снимала до старости. Женский головной убор состоял из двух частей: нижней - кимешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани. Эти виды головных уборов бытуют у пожилых женщин и сейчас.

Разнообразны были и головные уборы у мужчин. Они носили различные тюбетейки, летние и зимние шапки. Летний головной убор — калпак шился из тонкого войлока, преимущественно белого, и имел своеобразный старинный покрой; у зажиточных казахов он украшался яркой вышивкой. Зимние мужские шапки были круглой формы с меховой опушкой. Носили и своеобразную шапку-ушанку с назатыльником на лисьем меху. Бытовал также старинный головной убор — башлык, изготовлявшийся из верблюжьего сукна (позже из фабричных тканей); его надевали поверх других головных уборов: он хорошо защищал от пыли, солнца, дождя и снега.

Большим разнообразием отличались украшения — замечательные аппликации, нашивки на одежде, головных уборах, обуви. В женских украшениях из золота, серебра, меди, бронзы использовались сердолик, кораллы, жемчуг, перламутр, цветное стекло. Красивы были накостные подвески, серьги, браслеты — плоские и кованые массивные, кольца и шубы. Перстни в зависимости от традиционной формы имели определенные названия, например кольцо «птичий клюв». Особо украшали пояс — обязательный элемент как мужской, так и женской одежды: его орнаментировали вышивкой, нашивали на него серебряные бляхи. Большая часть украшений у казашек была тесно связана с одеждой и головными уборами, но часть их играла самостоятельную роль.

У казахов есть национальный обряд - шашу, когда женщины во время торжественных событий и праздничных встреч разбрасывают конфеты, монеты и сладости. У казахского народа шашу обозначает радость, достаток, счастье.

Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду, и мы не можем угадать где и когда. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день.


Второй день решения проектной задачи.

День начинается с линейки.

  • Презентация журнала, созданного детьми в первый день.

  • По результатам презентации журнала детям выдаются пакеты с заданиями и названиями их групп(леса, поля, реки) для выступления на финальном событии (концерте).



План работы 2 дня

Основным содержанием работы второго дня является выполнение парами учащихся заданий из соответствующих комплектов, подготовка к финальному событию и участие в интеллектуальном турнире.

1. Решение межпредметных заданий.

  • Распределиться в пары для работы с материалами. Внимание! В каждой паре не должно быть учеников из одной параллели, класса. Каждая пара выбирает один комплект (материалы, напечатанные на бумагу одного цвета).

  • Каждый комплект состоит из трёх блоков заданий. Рассмотреть блоки заданий. Обратить внимание на то, что каждый блок состоит из двух заданий. Изучить задания своего комплекта.

2.Работа «мастерских».

Для подготовки к концерту вам необходимо выполнить следующие задания:

  • Создать нагрудный отличительный знак отражающий символику вашей группы (леса, поля, реки)

  • Сделать соответствующий головной убор.

3.Интеллектуальная викторина.(см.Презентацию)

Правила участия в интеллектуальной викторине

  • Ребята, вам предстоит ответить на максимальное количество вопросов в 4 раундах.

  • Общее время игры – 40 минут.

  • По окончании данного времени новые вопросы не зачитываются.

  • На обдумывание ответа - 15 – 20 секунд

  • Ответы фиксируются в бланках (на листочках).

  • Бланки сдаются после каждого ответа.

  • Ведущий фиксирует на доске ответ.

  • Если у всех команд ответ 1, то он и засчитывается, если у всех команд ответы - разные, то выбирается один, после 20 секундного обсуждения представителей команд.

  • После каждого раунда идет проверка ответов.

  • За каждый правильный ответ – 10 баллов

  • За неправильные ответы баллы не вычитаются.

Вопросы викторины о родном селе.

1 блок. История

  1. Когда было основано село Кинель-Черкассы? (1744 году)

  2. Что означает название нашего села «Кинель-Черкассы»? (так называли малороссиян (украинцев) на реке Кинель)

  3. Главное условие возникновения селения? (водоём)

  4. Что изображено на эмблеме села? Почему? (птица, свободный народ)

  5. На какие микрорайоны разделяют жители с. Кинель – Черкассы? (Печа, Зелёнка, Городок, Кочки)



2блок. Национальности

  1. Национальный состав Кинель-Черкасс? (русские, украинцы, мордва, чуваши…)

  2. Перечислите самые известные русские народные праздники. (Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас)

  3. Какие традиционные состязания проходят на празднике Сабантуй? (скачки, бега, прыжки, национальная борьба – корэш)

  4. Что искали украинские девушки в ночь на Ивана Купала? (папоротник)

  5. Что являлось основным обычаем гостеприимства у славян? (на стол выставить всё, что есть в доме)



3Блок. Достопримечательности

  1. Сколько храмов было в селе? (3)

  2. Как называются действующие церкви? (Вознесения Христова, Бориса и Глеба)

  3. В каком году был открыт историко – краеведческий музей вс. Кинель – Черкассы? (7 мая 2000 г.)

  4. Почему центр духовно – нравственного воспитания в школе №2 был назван именем Николая Фёдоровича Писоцкого? (ветеран ВОВ, учитель школы №2)

  5. Откуда взялось название реки Большой Кинель? (кинуть ель)



4блок. Известные люди села.

  1. Учителя - участники Великой Отечественной войны? (Степанова Мария Климентьевна, Чернов Алексей Алексеевич, Писоцкий Николай Фёдорович, Хованов Евгений Васильевич)

  2. Известные люди села? (Бардин Н.Л., Казаков М.Е., Христиченко А.П., Самаркина Т.В.)

  3. Кто из известных людей села работали в отрасли Сельского хозяйства? (Казаков М.Е., СамаркинаТ. В.)

  4. За какие заслуги Галине Красновой дали звание Почётный гражданин Кинель – Черкасского района? (творческая деятельность, патриотическое воспитание)

  5. Кто из известных людей села был руководителем строительства микрорайона Городок и бетонного моста через реку Б.Кинель? (Бардин М.Л.)

4. Рефлексия дня.

Проводится внутри кабинета организатором. Основная цель рефлексии – обсудить ход работы над задачей второго дня, скорректировать организацию работы на следующей день.



Третий день решения проектной задачи.

Основным содержанием работы третьего дня является подготовка к финальному событию и участие в концерте.

План работы 3 дня



  1. Подготовка к финалу. Представители каждой группы репетируют хоровод, песню.

  2. Проведение финала – концерта.Финал проводят взрослые – организаторы. Для оценки выступлений выбирают жюри из педагогов и учащихся. Критерии:

  • количество набранных баллов в интеллектуальном турнире;

  • согласованность действий в хороводе;

  • качество исполнения песни.

Награждение:

Команде – победителю вручаются сертификаты.

  1. Рефлексия.

Рефлексия проводится по классам (один урок). Учащиеся расходятся по классам для итоговой рефлексии.

Ученики по кругу устно отвечают на один вопрос: что интересного, полезного, содержательного из работы групп в ходе решения проектной задачи ты принес в наш класс?

На этом данное образовательное событие заканчивается.

  1. Итоговая рефлексия учителей и экспертов. Цель: подвести итоги (оценить саму задачу, уровень организации, уровень и возможности детей, сформулировать рекомендации для дальнейшей работы по этому направлению).



Оценочный лист для жюри



Команда

Интеллектуальный турнир

Отличительные знаки группы

хоровод

песня

поля





реки





леса







Порядок действий педагогов в ходе решения проектной задачи.

Инструкция для организаторов проектной задачи в первый день.

  1. Организаторы должны быть в актовом зале (или рекреации) за 20 минут до начала проектной задачи. До прихода уч-ся должны быть выполнены следующие организационные моменты:

  • Расставлена мебель в кабинетах для групповой работы (4 группы, в группе – 6 человек). Необходимо поставить дополнительные стулья для групповых внешних экспертов (по одному в каждую группу). Внимание! Парты одной группы не должны вплотную стоять к партам другой группы.

  • В коридоре поставить стол с номерами групп, подготовить бланки заявки групп, списки уч-ся со средним баллом каждого за последнюю четверть.

  • В группе должны быть следующие инструменты и материалы: ножницы, клей, линейка, простые и цветные карандаши, краски, кисточки, баночки, листы бумаги.

  1. Организаторы проектной задачи и наблюдатели в группах должны прийти на общий инструктаж в 7.30.

В 8.00 все учащиеся собираются в актовом зале (рекреации). Начинается каждый день с линейки (на линейке слова приветствия, обращение к детям. (2, 5 минуты). После этого проводится инструктаж для детей.

Дорогие ребята! Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. В результате решения проектной задачи вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективного продукта. Первые день проектной задачи – подготовительный. Сегодня вам предстоит самостоятельно разделиться на группы по следующим критериям:

  • Группа состоит из 6 человек;

  • В группе должны быть ученики из 3 А, Б, В классов;

  • В группе должны быть и девочки, и мальчики;

  • Необходимо учесть средний балл успеваемости каждого члена группы. Общий балл группы не должен превышать 100 баллов (этот балл нужно просчитать исходя из уровня классов).

  • После завершения формирования всех групп проектной задачи, необходимо зарегистрировать группу на специальном бланке, сдать организатору в кабинете.

  • Для полного формирования всех групп - 40 минут.

Желаем удачи!

Критерии должны быть вывешены на стенде для работы.

  1. После полного формирования групп, дети заполняют бланк-заявки своей группы и сдают организаторам. На начало второго дня решения проектной задачи, списки групп вывешиваются на каждом кабинете с указанием наблюдателя.

  2. После того как сформировавшиеся группы разошлись по кабинетам (4 группы в каждом кабинете), команды приступают к работе с текстами – информацией о родном крае. На первом уроке учащиеся оформляют лист журнала (свою рубрику) на листах формата А3 - 40 минут (1 урок). Учащимся раздается инструкция, время на работу – 5 минут. «Внимание! Время истекло. Какая группа может сформулировать общую задачу, которая поставлена перед вами?» Организатор дает возможность всем группам высказаться. После этого необходимо либо на основе детских ответов, либо (если дети не выйдут на задачу) самому четко эту задачу сформулировать. «Итак, вам предстоит принять участие в концерте, поработать с разной информацией о родном крае, а затем подготовить свое выступление на концерте. «Задача понятна? Предлагаю приступить к работе. Вот теперь вы можете приступить к работе с текстами, которые лежат у вас на столах. Если будут вопросы, их можно задавать мне. Мы все желаем вам удачи. Время на работу – 1 урок».

5.Учащиеся представляют свою рубрику для журнала в кабинете (3- 4 минуты на выступление). Далее организатор проговаривает, что от кабинета должен получиться общий журнал. Что для этого нужно? Нужно распределиться по видам деятельности: оформление обложки, оформление страницы содержание, «Слово от редактора (аннотация), творческие страницы в конце журнала, посвященные родному краю (если останется время). Время на работу – 1 урок.

  • Слово от редактора (вступление рассказ о , связанный с информацией из журнала, о чём журнал)

  • Обложка(название, иллюстрация)

  • Лист содержания(перечень глав с номером страниц)

  • Творческая страничка (стихи, рисунки, кроссворд)

В конце первого дня в каждом кабинете должен получиться один журнал.





Инструкция для организатора проектной задачи в классе (день 2).

Организатор и его помощники приходят в тот же кабинет, в котором были накануне в 8.00. Парты расставлены, как вчера для групповой работы (в группе работает 6 детей).

  1. В 8.00 проводится линейка.

  2. В 8.05 все учащиеся расходятся по кабинетам.

  3. Организатор спрашивает детей, что делали вчера? А для чего? Всё ли готово? Сколько нужно времени, чтобы закончить работу.

  4. Организатор раздает в каждую группу инструкцию и конверт с заданиями. Даю вам на это пять минут времени» (просьба четко соблюдать временные рамки).

  • Какая работа планируется на этот день?

Далее работа по плану 2 дня.



Инструкция для организатора проектной задачи в классе (день 3).

Организатор и его помощники приходят в тот же кабинет, в котором были накануне в 8.00. Парты расставлены, как вчера для групповой работы (в группе работает 6 детей).

1.В 8.00 проводится линейка.

2.В 8.05 все учащиеся расходятся по кабинетам.

Организатор спрашивает детей, что делали вчера? А для чего? Всё ли готово? Сколько нужно времени, чтобы закончить работу.

Организатор раздает в каждую группу план работы (изучение инструкции 5 минут)

Какая работа планируется на этот день?

Далее ставится общая задача: «Сегодня вам предстоит закончить подготовку к концерту. Время для выполнения – 2 урока.

Основная роль организатора – создать условия для нормальной работы групп (обеспечивать дисциплину: обсуждать вопросы внутри группы тихо); отвечать на организационные, но не содержательные вопросы; при отсутствии необходимых материалов и инструментов, находить их, следить за временем.

По расписанию организатор сопровождает детей на репетиции, разучивает с классом песню.



Система заданий проектной задачи и комментарии к ним.

В этом разделе представлены все задания.


Задания по литературному чтению и рисованию

1.Прочти стихотворение.

Песня о родном селе

Автор Краснова Г.

Есть в России уголок заветный,

С детства милый сердцу моему.

Он красив и в зорьке предрассветной,

И когда готовится ко сну.

Он красив в любое время года:

И когда метелями объят,

И когда бушующие воды

О весне всё громче говорят.

Милые мои Кинель-Черкассы,

Мой родной, любимый уголок,

Пусть бежит по твоим шумным трассам

Моих чувств несдержанный поток.

Пусть моё село благоухает,

Не сгибаясь под напором бед,

Пусть оно растёт и процветает,

Как ромашек полевых букет.

Пусть оно __________ сияет

Добрых и _________ сельчан,

Пусть __________ вьюги заметают,

А звезда __________ светит нам!


2. Найди в тексте сравнение и выдели его жёлтым цветом.

3. Найди в тексте олицетворения и выдели их зелёным цветом.

4. В последнем четверостишье вставь недостающие слова.

5. Нарисуй иллюстрацию к строкам, выделенным жёлтым цветом.


Задания по русскому и английскому языкам:

1.Расставьте буквы в правильном порядке и напиши слова. Запиши слово на русском языке. Подчеркни изученные орфограммы.



  1. i, e, f, d, l - __________________

  2. r, a, o, d - ___________________

  3. r, v, i, r, e - __________________

  4. f, r, o, s, e, t - ________________

  5. r, b, i, g, d, e - ________________

2. Установите соответствия между английскими и русскими словами. Составь 3 предложения на русском языке, используя данные слова. Подчеркни основу. Укажи части речи.

regionмост

placeкрай. район

stationозеро

stadiumлес

bridgeстанция

forestместо

lake стадион

3. Дни недели перепутали свои места. Поставьте их правильно и прочитаете английскую пословицу. Напиши соответствующую ей русскую пословицу.

Tuesday

Monday

Friday

Sunday

no

is

home

There

Wednesday

Saturday

Thursday

place

!

like



Английскаяпословица:_______________________________________



Русский эквивалент: __________________________________________




Задания по предметам: математика-окружающий мир

  1. Доркина Мария Ивановна отправила своих внуков рыбачить на реку Большой Кинель. Они принесли лещей фунтов девять. Каков вес улова? Переведите вес рыбы в килограммы и граммы. Какую еще рыбу они могли поймать в реке Большой Кинель?





  1. Протяженность реки Большой Кинель -422 километра. За сколько часов можно проплыть по реке со скоростью 10 км/час? Сколько это суток и часов? Сколько оборотов совершит Земля за это время вокруг своей оси?



  1. Одним из украшений костюмов женщин мордовской национальности был пояс. Длина пояса составляла 150 сантиметров, а ширина 10 сантиметров. Он был украшен рисунком в виде ломаной линии. В этой ломаной линии было 5 звеньев по 10 см., 5 звеньев по 8 см. и 5 звеньев по 12 см. Найди периметр пояса и сумму длин ломанной линии. У каких еще народностей, проживающих на территории села Кинель-Черкассы, пояс является частью национального костюма?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий проведения межпредметной проектной задачи "Мой край родной" в 3 - х классах.

Автор: Кириллова Галина Александровна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279990

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства