Просмотр содержимого документа
«Правовая игра «Ваши права и обязанности»»
Правовая игра «Вашиправа и обязанности»
Цель: способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.
Задачи: обобщить знания об основных правах детей; показать связь прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам; воспитывать уважение к своим правам и правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции; развивать коммуникативные компетенции.
Надоске записано:
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
Конвенция «О правах ребёнка»(1989)
Дети - все человеческие существа до 18 лет (ст. 1)
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
1. Вступительное слово учителя
В США, в городе Нью- Йорке на берегу реки Ист-Ревер, высится 39- этажное здание. В нём помещается штаб- квартира Организации Объединённых наций (ООН), Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств - членов организации, сейчас их более180. Стремление защищать детей возникло ещё в 20- е годы прошлого столетия. В 1959 году ООН приняла декларацию прав ребёнка, провозгласив, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 социальных принципов, касающихся благополучия и защиты детей. Декларация призывала всю общественность признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. Также говорилось, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребёнка.
Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание)- это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.
Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, т. е. подписали договор. 20 ноября 1989г. ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребёнка.
Какие же права есть у всех детей мира? (Зачитываются записи на доске) О правах и обязанностях детей мы сегодня и будем говорить.
2. Игра «Имена»
Но сначала поиграем в игру «Имена». Представители команд 5, 6, 7 классов называют свои имена и добавляют прилагательные на те же буквы, что и имена. Например, Анна аккуратная.
3. Беседа «Правона имя»
Учитель: Когда мы читали права, записанные на доске, среди них было право на имя при рождении.
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени или фамилии?
Дети: Наши имена, фамилии и дата рождения записаны в свидетельстве о рождении.
Учитель: А что ещё там записано?
Дети: Имена наших родителей.
Учитель: А ещё там записано, что вы являетесь гражданами своей страны. Это значит, что государство защищает наши права. А где записаны права? Кто их утверждает?
Дети: В конституции, законах, указах. Президент, депутаты.
4. «Вспомним сказки и права».
Учитель: Ребята, сейчас я зачитаю отрывки из сказок. А вы должны узнать сказку, её героев и определить их права.
(Зачитываются отрывки из сказок «Морозко» и «Снежная королева»)
- На какое право детей посягала старуха в сказке «Морозко»? (Злая старуха подвергала жизнь и здоровье девочки опасности)
- Какие права нарушила королева? (Запрещены похищение детей и торговля ими)
5.Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Учитель: У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю посмотреть несколько сценок и дать оценку поведения героев. (Показывают сценки и разбирают ситуации участники команд 5, 6, 7 классов поочерёдно)
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Учитель: Пожалуйста, помогите разобраться, кто здесь не прав.
Дети: Сын нарушает права соседей в тишине. Он не уважает права других людей.
Ситуация 2.
Учитель: Катя, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Катя: Вы не имеете прав заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми.
Учитель: Объясните, пожалуйста, Кате, в чём она не права.
Дети: Кроме прав, у Кати ещё есть обязанности дежурного (как и у всех в классе). Кроме того, есть ещё обязанность уважать права детей на чистоту в классе.
Ситуация 3.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что! Я имею право на свободное перемещение.
Учитель: Правильно ли рассуждает Петров?
Дети: Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Учитель: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Дети: Конвенцию «О правах ребёнка»
Учитель: А чего они не знают?
Дети: Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Учитель: Ребята, хотелось бы вам напомнить слова судьи из одной притчи: «Свобода вашего кулака заканчивается там, где начинается нос вашего соседа».
6. Вывод.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права и их надо уважать.