Внеклассное занятие по правовому воспитанию на тему "Ваши права"
Внеклассное занятие по правовому воспитанию на тему "Ваши права"
Цели: формирование представления об основных правовых документах: "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка"; коррекция мышления и активно-волевых дефектов поведения через игру;
Задачи:
познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;
на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;
показать единство прав и обязанностей;
расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;
воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по правовому воспитанию на тему "Ваши права"»
Внеклассное занятие по правовому воспитанию на тему "Ваши права"
Цели: формирование представления об основных правовых документах:"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка"; коррекция мышления и активно-волевых дефектов поведения через игру;
Задачи:
познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;
на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;
показать единство прав и обязанностей;
расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;
воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.
Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, брошюры - "Декларация", "Конвенция", "Конституция"; плакаты для оформления зала;карточки с определениями, ноутбук, (презентации статей, правовой и сказочной викторины); аудиозапись и костюмы для театрализованного представления.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Постановка цели занятия.
- Ребята, сегодня наша встреча посвящена теме "Ваши права ".
- Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.
2. Вступительная беседа.
- Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).
- За точным определением обратимся к словарю Ожегова.
- Я попрошу прочитать самого лучшего читателя нашей библиотеки. (Один ребенок читает вслух).
ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
- Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
- Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (карточка).- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
- Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, воспитатели и многие др.
- Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций -(ООН).
- Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.
- Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
- В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. (Показ документа).
- Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
- Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так-как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.
(карточка) - Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием"Конвенция о правах ребенка".(Показ документа).
- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".
- В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
4. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.
- Какие еще права детей вы можете назвать? (Отвечают дети).
(на доску вывешиваются права)
- В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. Я назову вам 10 самых важных, которые вы должны знать.
- С некоторыми статьями Конвенции мы познакомимся подробнее. Внимание на экран.
(1 Презентация).
(1 слайд) Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".
- До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.
(2 слайд) Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".
- Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни.
- Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?
- Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...
(3 слайд) Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".
- У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.
- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (4слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!
- А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.
- Как он называется? (паспорт) (5 слайд.)
- На следующих страницах изображена Красная площадь, герб России, фото, ФИО, дата и место рождения. (6 и 7 слайды)
- Паспорт меняется в 20 лет и 45.
(8 слайд) Статья 13"Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".
- Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.
(9 слайд) Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".
- Никто не имеет права лишать вас имущества или жилища. С этой статьей вас уже познакомили сказочные герои.
(10 слайд) Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"
- Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.
(11 слайд) Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".
- А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.
- К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. (12 слайд).
- Вы обязаны уважать права других людей. (Карточку на доску).
(13 слайд) Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".
- Что означает слово "эксплуатация"? (Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда").
- Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.
- Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.
Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".
- Скажите, вы будете правы?
- Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.
(14 слайд) Статья 37 а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания"; б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".
- Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры.
- Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).
- Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.
- Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
- Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых.
5.Физкультминутка (под музыку).
Ш. Актуализация новых знаний. Правовая викторина.
- А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав. Членами жюри мы попросим быть наших гостей.
Задание 1. Экспресс-опрос. (Презентация 2).
- Выбрать и назвать правильный ответ.
1. Назовите основной закон государства. (Декларация, Конвенция, Конституция.)
2. Какой международный документ закрепляет права детей? (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка.)
3. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: 1949, 1989, 1990.
4. Что такое право?(Закон, совокупность правил, обязанность.)
5. Ребёнок - это человек, :
Который ходит в школу, который ходит в детский сад, которому не исполнилось 18 лет.
6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
Дети-инвалиды, дети в возрасте с 15 до 18 лет, все дети имеют такое право.
7. Ребёнок имеет право: на жизнь, свободно выражать своё мнение, оба ответа верны.
8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? (с 18 лет, с 14 лет, с 20 лет.)
Задание 2. "Сказочная викторина". (Презентация 3)
- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
(1 слайд) - Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").
- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"
- Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)
- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
(2 слайд)- Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).
- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)
- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".
- Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).)
(3 слайд)- Назовите сказку. Кто автор?
- Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".
(4 слайд)- Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц).
- Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).
(5 слайд)- Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка" Шарль Перро).
- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).
Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".