Игра-путешествие: "О правах, играя!".
Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Задачи:
- Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
- Развивать умение рассуждать, делать выводы;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.
Ход мероприятия:
Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Упражнение: "Здравствуй, дружок!"
Здравствуй, дружок!
Скорей становись со мною в кружок (дети выходят и становятся в круг вместе с педагогом)
Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»
Солнцу привет!
Друг -другу привет!
Вы, готовы поработать ? ( дети: Да!)
Вы, готовы отвечать ? (дети: Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (дети: Да!)
Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (дети: Да!) (дети рассаживаются на свои места)
Педагог: Но прежде чем, мы начнем работать, обратите внимания на правила, которые вы должны соблюдать:
активность всех участников;
право поднятой руки;
умения слушать и слышать других
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но прежде, чем попасть туда, нам необходимо отгадать кроссворд. Отгадав его, мы узнаем ключевое слово, это и будет темой нашего занятия.
. Разгадывание кроссворда:
«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух).
«Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука» (рак).
«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит).
«Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк).
«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка).
Педагог: Какое же ключевое слово получилось?
Дети: Права.
Педагог: Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах.
Игра «Я – это я» Воспитатель: у каждого из вас на столе лежит чистый лист бумаги, возьмите его и покажите мне. Положите его перед собой и сложите, еще раз. Оторвите от сложенного листа кусочек на свое усмотрение. Сложите еще раз и опять оторвите. Разверните то, что у вас осталось в руках.
А теперь покажите мне. Что у вас получилось? Мы видим, что все листочки разные. Вот такие разные и вы, но одно у нас главное - это наши права и обязанности. И мы все в равной степени должны их выполнять.
Права ребенка записаны в специальном документе –Конвенция о правах ребенка. Чтобы защитить права детей, и была принята «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - это соглашение. Это значит, что все, государства которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Просмотр видеофильма о правах ребенка « Права в мультиках». Какие права вы узнали?
Основная часть занятия.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Поговорим о ваших правах.
Педагог: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в удивительное путешествие по стране правовых знаний?
Педагог: А поедем мы вот на этом транспорте:
Загадка:
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
.Педагог: Правильно, ребята, это поезд.
Наш поезд отправляется в путешествие.
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
1 станция Право на жизнь
Давайте посмотрим, что находится в этом конверте
Документ – свидетельство о рождении
Педагог: Свидетельство о рождении - это первый документ каждого человека. Выдается он после рождения каждого ребёнка.
Педагог: О каком праве он вам напоминает? Сейчас мы узнаем.
Педагог : Имена у всех разные. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?
Дети: Чтобы нас не перепутали, различали.
Педагог: Правильно имена у всех разные. Давайте проверим!?
Игра «Шляпа знакомств».
Педагог: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя. (дети по очереди называют фамилию, имя) - Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
- А какой документ подтверждает это?
- Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.
Педагог: Вот видите, у каждого из ребят есть своя фамилия и имя. И вы пользуетесь этим правом с рождения
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Педагог: Ну, что ребята, поехали дальше?!
2 станция Право на дом и жилище
- А теперь посмотрим на эту иллюстрацию. И здесь у нас загадка, послушайте.
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)
- О каком праве пойдёт речь?
-Право на дом и жилище.
Поехали дальше
Педагог: Ну, а мы подъезжаем к следующей станции, название которой я предлагаю вам отгадать в загадке:
3 станция Право жить в семье
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится?
Дети (хором): Семья.
Педагог: О каком праве напоминает вам разгадка этой загадки?
Дети: Разгадка этой загадки напоминает нам о том, что каждый имеет право на семью.
Педагог: А что вы знаете об этом праве?
Дети: У каждого человека должны быть папа и мама, бабушка и дедушка, а ещё может быть братик или сестрёнка.
Поиграем в игру :
Игра «Назови ласково». Воспитатель кидает мяч одному ребёнку и произносит: "бабушка". Ребёнок должен поймать мяч и кинуть его обратно, одновременно назвать это слово ласково: "бабуля". (слова членов семьи для игры: бабушка, дедушка, брат, сестра, папа, мама, тетя дядя,.
Едем дальше!
4 станция Право на жизнь и свободу.
(просмотр фрагмента русской народной сказки «Петушок-золотой гребешок», где лиса хватает петушка и убегает).
Педагог: Вспомнили сказку?
Дети: Да
Педагог: Как она называется?
Дети: Петушок - золотой гребешок.
Педагог: Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею было нарушено? (ответы детей)
Педагог: Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали. Именно право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу и нарушила лиса-плутовка
5 Станция Право на медицинское обслуживание:
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
(К.Чуйковский "Айболит")
Педагог: О ком идет речь? Что он делает? О каком праве он вам напоминает? (ответы детей)
А что же мне нужно сделать, если вы вдруг заболели?
Дети: Обратиться к врачу.
Педагог: Правильно. И все врачи окажут медицинскую помощь. Ребята, а что надо делать, чтобы не болеть? (ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята, чтобы не заболеть, необходимо бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Едем дальше.
6 станция Право на образование
Давайте заглянем в корзинку
- Как назвать эти предметы, одним словом?
- Верно, школьные принадлежности.
Игра «Кто быстрее?» Я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать в ранец то, что необходимо школьнику (играют 2 человека). Выбираю двух человек, они собирают себе команды. Две команды собирают портфели. - Молодцы правильно собрали?
. Ребята, а куда вы с этим портфелем ходите? Что вы делаете в школе? Значит, на что вы имеете право? (на учебу, на образование)
Всех детей учить должны,
Детям знания нужны
. Это знать должны все дети,
И все люди на планете.
А сейчас вспомните, какие пословицы об учёбе вы знаете?
Игра «Продолжи пословицу».
Я начинаю, а вы продолжаете.
Век живи…………………век учись.
Учиться всегда ………….пригодиться.
Ученье – свет……………, а неученье – тьма.
Тяжело в ученье………….легко в бою.
Воспитатель: Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – у нас в школе, на улице, в общественных местах. Как вы думаете, в чем отличие между правами и обязанностями? (права – это то, что может делать каждый, обязанности - это то, что должен делать каждый). Каждому праву соответствует обязанность. Вы назвали ваши права. -А теперь давайте попробуем сформулировать ваши основные обязанности.
Ведущий. А сейчас мы поиграем в игру «Знай и выполняй». Если действия, которые я буду называть, вы считаете правом ребенка – сигнализируете красной фишкой, а какие, обязанностями ребенка – зелёной.
1. Право на любовь и заботу.
2 Выполнять правила дорожного движения
3 Хорошо учиться
4 Право жить в семье
5.Обязан выполнять правила поведения на уроках
.6 Обязан уважительно относиться к старшим
7.Обязан выполнять правила поведения в школе
8. Ребёнок обязан убирать свои игрушки.
9. Все дети имеют право на образование.
10 Дети имеют право на медицинскую помощь.
Тренинг «Спаси птенца»
Ведущий. Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.
. Игра «Собери солнышко»
От ваших добрых, искренних слов появился вот такое доброе солнышко. Мы его назовем солнце Добра. На его лучиках записаны ваши имена
Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в школе Напишите обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.
- Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.
Педагог: Так о чём же мы с вами сегодня разговаривали?
Дети: О правах..
О чём вы узнали из нашего сегодняшнего разговора?
Педагог: Правильно, сегодня на занятии мы с вами разговаривали о некоторых правах, и о ваших обазанностях.
- Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Спасибо Сегодня вы все молодцы!
Я имею право жить
Развиваться и дружить
Иметь уютный теплый дом
Видеть тихий мирный сон
Врачей помощь получать
Обучаться, отдыхать.
Быть веселым и здоровым.
Восхищаться чем-то новым.
И любить и быть любимым
Я на свете не один
Литература: Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. 2007г. Москва «Мастерская учителя».