Задание: “Что означает выражение, и почему оно возникло?”
ткань Пенелопы, троянский конь, со щитом или на щите, нить Ариадны,
лаконичная речь, ахиллесова пята, драконовские законы, между Сциллой и Харибдой.
Выбери правильный ответ (раздаются тесты № 1-4 разным капитанам)
I ВАРИАНТ
l. Финикийские купцы вели записи, где указывали покупные и продажные цены, свои расходы и доходы, наличность серебра. Купцы рассчитывали, что их нелегко прочесть. Почему:
а) писали справа налево;
б) не делали промежутков между словами;
в) опускали гласные.
2) Почему пирамида в Египте строили только на левом берегу Нила?
а) так как там много камня-песчаника, из которого строили пирамиды;
б) левый берег находится на западе, а запад - это страна мертвых;
в) на левом берегу - удобнее дороги для камня.
3. Почему греки красили свои корабли в синий цвет:
а) так как само море было синее;
б) чтобы не разгневать богов;
в) для маскировки, чтобы было менее заметно.
4.Кто из греческих законодателей прославился своими жестокими законами, о которых сами греки говорили, что они написаны не чернилами, а кровью:
а) Ликург;
б) Дракон;
в) Солон.
II ВАРИАНТ
1. Что в Египте больше ценилось:
а) золото;
б) платина;
в) железо.
2. Почему библиотека ассирийского царя Амшурбанипала не сгорела при пожаре, т.к. они состояла из:
а) папирусных свитков;
б) тексты были высечены на каменных бивнях;
в) тексты были написаны на глиняных табличках.
3. Почему египтянин Менче (или Мину) одел две шапки на свою голову:
а) это символизировало его богатство;
б) это две короны – Нижнего и Верхнего Египта, символизировали объединение Египта;
в) две короны означают власть над двумя столицами Египта - Фивами и Мемфисом;
4. Кто такие афинские педагоги?
a) афинские учителя;
б) рабы, дающие сигнал к началу занятий;
в) рабы, провожавшие мальчиков в школу.
6. Выходят по 2 человека от команды. (1 балл)
На доске пишут имена героев древнеримских мифов и называют их подвиг.
По аппликации должны назвать древнегреческих героев и указать, чему покровительствовал каждый бог.
7. Анализ незнакомого текста.
Командам дается текст:
“Радость многих побед сменилась тревогой за судьбу своей страны. Еще недавно храбрые воины с пышными бородами наводили ужас на страны Двуречья. Но вот теперь их столица, прекраснейший город, разрушена врагами. Пожар уничтожил дворцы, воздвигнутые на искусственных холмах. Внутренние стены разрушены, исковерканы замечательные плиты с рельефами охоты на львов. Не пощадил огонь и библиотеки - здание сгорело, но книги уцелели. Только кое-где чудом уцелевшие огромные каменные быки с человеческими головами, казалось, спокойно взирали на происходящее.”
Задание:
1. Определите, о какой стране и каком городе идет речь.
Используя текст, приведите 7 доказательств.
2. Укажите более или менее точное время гибели государства.
Болельщикам задаются вопросы:
- какой дикий зверь является источником жизни многих поколений людей государств Двуречья? (река Тигр)
- 1 слог - деталь автомобиля, освещающая дорогу;
2 слог - местоимение;
целое - правитель Египта в древности (фараон).
- 1 слог – морское животное;
2 слог – междометие;
целое – родина фарфора (Китай).
8. Угадай дату - по карточкам.
а) 612, 776, 3000, 480, 525, 2600 г.г. до н.э.
б)Берут задание, и из цифр от 0 до 9 составляют дату.
1. Марафонская битва.
Начало правления Хаммурапи.
2. Реформы Солона.
Конец правления Хаммурапи.
9. Кроссворд на доске.
По горизонтали:
1. Знатный человек.
4. Раб.
5. Картина, написанная по сырой штукатурке.
По вертикали:
2. Правитель.
3. Преобразование.
6. Город-государство.
10. Знаешь ли ты историческую эпоху?
Каждой команде дается по аппликации.
Задание: определить эпоху по 2 аппликациям.
Первобытные люди
греки, египтяне, индийцы – касты.
Задание: Узнай исторического деятеля:
I ВАРИАНТ
Семья его принадлежала к евпатридам, но занималась торговлей. В 594г. до н.э. он был избран архонтом. Наиболее рассудительные люди, видя, что он, пожалуй, единственный человек, на котором нет никакой вины, который не является сообщником богатых и не угнетен нуждой, просили его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам: во-первых, он установил закон, в силу которого существующие долги были прощены и на будущее запрещалось отдавать граждан в рабство, он отменил все законы Дракона, кроме законов об убийстве, Запретил продавать хлеб за границу, Заложив в городе основы демократии, он отправился в путешествие. Путешествуя по Малой Азии, он на вопрос Лидийского царя Креза: «Кто счастливейший человек на свете?» - ответил: "Афинянин Телл - павший в битве с врагом". (Солон)
II ВАРИАНТ
Искусный архитектор и скульптор, он жил при царе Миносе на острове Крит, где построил лабиринт для чудовища Минотавра. За то, что мастер помог бежать Ариадне и Тезею, царь приказал бросить мастера и его сына в лабиринт. Создав крылья для себя и сына, мастер покинул остров. (Дедал)
11. Реши задачу.
Вытягивают команды задание.
1. В каком году вы посоветовали бы современным грекам праздновать знаменательную дату: 2500 лет, прошедших со дня победы при Марафоне?
Ответ: в 2010 году
2. Сколько приблизительно лет назад в Египте образовалось единое государство?
Ответ: приблизительно 5003 лет назад
12. Подведение итогов жюри.
Вручение грамот и призов командам.
I ВАРИАНТ
l. Финикийские купцы вели записи, где указывали покупные и продажные цены, свои расходы и доходы, наличность серебра. Купцы рассчитывали, что их нелегко прочесть. Почему:
а) писали справа налево;
б) не делали промежутков между словами;
в) опускали гласные.
2) Почему пирамида в Египте строили только на левом берегу Нила?
а) так как там много камня-песчаника, из которого строили пирамиды;
б) левый берег находится на западе, а запад - это страна мертвых;
в) на левом берегу - удобнее дороги для камня.
3. Почему греки красили свои корабли в синий цвет:
а) так как само море было синее;
б) чтобы не разгневать богов;
в) для маскировки, чтобы было менее заметно.
4.Кто из греческих законодателей прославился своими жестокими законами, о которых сами греки говорили, что они написаны не чернилами, а кровью:
а) Ликург;
б) Дракон;
в) Солон.
II ВАРИАНТ
1. Что в Египте больше ценилось:
а) золото;
б) платина;
в) железо.
2. Почему библиотека ассирийского царя Амшурбанипала не сгорела при пожаре, т.к. они состояла из:
а) папирусных свитков;
б) тексты были высечены на каменных бивнях;
в) тексты были написаны на глиняных табличках.
3. Почему египтянин Менче (или Мину) одел две шапки на свою голову:
а) это символизировало его богатство;
б) это две короны – Нижнего и Верхнего Египта, символизировали объединение Египта;
в) две короны означают власть над двумя столицами Египта - Фивами и Мемфисом;
4. Кто такие афинские педагоги?
a) афинские учителя;
б) рабы, дающие сигнал к началу занятий;
в) рабы, провожавшие мальчиков в школу.
Задание: “Что означает выражение, и почему оно возникло?”
1) ткань Пенелопы,
2) троянский конь,
3) со щитом или на щите,
4) нить Ариадны
Задание: “Что означает выражение, и почему оно возникло?”
1) лаконичная речь,
2) ахиллесова пята,
3) драконовские законы,
4) между Сциллой и Харибдой.
ТЕКСТ
“Радость многих побед сменилась тревогой за судьбу своей страны. Еще недавно храбрые воины с пышными бородами наводили ужас на страны Двуречья. Но вот теперь их столица, прекраснейший город, разрушена врагами. Пожар уничтожил дворцы, воздвигнутые на искусственных холмах. Внутренние стены разрушены, исковерканы замечательные плиты с рельефами охоты на львов. Не пощадил огонь и библиотеки - здание сгорело, но книги уцелели. Только кое-где чудом уцелевшие огромные каменные быки с человеческими головами, казалось, спокойно взирали на происходящее.”
Задание:
1. Определите, о какой стране и каком городе идет речь.
Используя текст, приведите 7 доказательств.
2. Укажите более или менее точное время гибели государства.
ТЕКСТ
“Радость многих побед сменилась тревогой за судьбу своей страны. Еще недавно храбрые воины с пышными бородами наводили ужас на страны Двуречья. Но вот теперь их столица, прекраснейший город, разрушена врагами. Пожар уничтожил дворцы, воздвигнутые на искусственных холмах. Внутренние стены разрушены, исковерканы замечательные плиты с рельефами охоты на львов. Не пощадил огонь и библиотеки - здание сгорело, но книги уцелели. Только кое-где чудом уцелевшие огромные каменные быки с человеческими головами, казалось, спокойно взирали на происходящее.”
Задание:
1. Определите, о какой стране и каком городе идет речь.
Используя текст, приведите 7 доказательств.
2. Укажите более или менее точное время гибели государства.
I ВАРИАНТ
Задание: Узнай исторического деятеля.
Семья его принадлежала к евпатридам, но занималась торговлей. В 594г. до н.э. он был избран архонтом. Наиболее рассудительные люди, видя, что он, пожалуй, единственный человек, на котором нет никакой вины, который не является сообщником богатых и не угнетен нуждой, просили его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам: во-первых, он установил закон, в силу которого существующие долги были прощены и на будущее запрещалось отдавать граждан в рабство, он отменил все законы Дракона, кроме законов об убийстве, Запретил продавать хлеб за границу, Заложив в городе основы демократии, он отправился в путешествие. Путешествуя по Малой Азии, он на вопрос Лидийского царя Креза: «Кто счастливейший человек на свете?» - ответил: "Афинянин Телл - павший в битве с врагом".
II ВАРИАНТ
Задание: Узнай исторического деятеля.
Искусный архитектор и скульптор, он жил при царе Миносе на острове Крит, где построил лабиринт для чудовища Минотавра. За то, что мастер помог бежать Ариадне и Тезею, царь приказал бросить мастера и его сына в лабиринт. Создав крылья для себя и сына, мастер покинул остров.
1. В каком году вы посоветовали бы современным грекам праздновать знаменательную дату: 2500 лет, прошедших со дня победы при Марафоне?
2. Сколько приблизительно лет назад в Египте образовалось единое государство?
Задание: Назови имя исторического деятеля.
1. После захвата греками Трон, он с сыном и отцом покинул горящий город. По совету делосского оракула он решил отправиться в страну, где жили его предки, где от троянцев должно было произойти великое племя, которому суждено покорить весь мир. После долгих скитаний их корабли вошли в устье реки Тибр. А правивший в тех краях царь Латин радушно принял странников и просватал за предводителя троянцев свою дочь. Его потомки долгое время царствовали в г. Альба-Лонге, а затем основали новый город - Рим.
2. Семья его принадлежала к евпатридам, но занималась торговлей. В 594г. до н.э. он был избран архонтом. Наиболее рассудительные люди, видя, что он, пожалуй, единственный человек, на котором нет никакой вины, который не является сообщником богатых и не угнетен нуждой, просили его взять в свои руки государственные деда и положить конец раздорам: во-первых он установил закон, в силу которого существующие долги были прощены и на будущее запрещалось отдавать граждан в рабство за долги, он все законы отменил Дракона /кроме законов об убийстве/, запретил продавать хлеб за границу. Заложив в городе основы демократии он отправился в путешествие. Путешествуя по Малой Азии, он на вопрос Лидийского царя Креза: "Кто счастливейший человек на свете?" - ответил: "Афинянин Телл - павший в битве с врагами".
3. Он был убит заговорщиками на 56 году жизни и был обожествлен. В сражении он вступал не только по расчету, но и по случаю, часто сразу после перехода, иногда в самую нестойкую непогоду, когда этого меньше всего от него ожидали. Если же его войска начинали отступать, он часто один останавливал бегущих солдат. В красноречии, как и в военном искусстве он стяжал не меньшую славу. Он обладал очень приятным характером, был приветлив и щедр, умел заводить дружбу и знакомства. Внешность его была не очень красива: среднего роста, худощав, умное лицо и рано появившаяся лысина.
4. Документ:
Прочитайте документ:
На гадальных костях были найдены вопросы к богачам:
Правильно ли принести в жертву военнопленных?
Правильно ли закапывать рабов или нет?
Принести в жертву 30 человек, 10 быков?
Если головы людей принести в жертву, царь получит помощь?
Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников: о хозяйстве, строе, верованиях древних китайцев?