kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И. Алтынсарин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья отражает тот вклад в развитие просвещения в Казахстане в середине 19 века, который внес педагог - просветитель, этнограф, практик И. Алтынсарин. Открытие школ, просветительская работа, школа - интернат для девочек -  это неполный перечень заслуг И.Алтынсарина для развития просвещения в казахской степи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И. Алтынсарин»

Бакун Г.В.

Учитель истории,

КГУ «Банновская средняя школа»

отдела образования акимата

Федоровского района

с.Банновка

Республика Казахстан

ВКЛАД И. АЛТЫНСАРИНА (1841-1889) В ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА

Ключевые слова: просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение.

Во все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики страны были актуальны. В данной статье рассмотрена жизнь и деятельность великого казахского педагога - просветителя, этнографа, практика и основателя школ с русским языком обучения Ибрая Алтынсарина.

Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог- новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности, басен Крылова[1, с. 533]. Приход Ибрая на историческую сцену, оставленная им в сознании последующих поколений благодарная память о себе связана прежде всего с его просветительской деятельностью. Официально находясь на службе народного образования, просветитель не жалел усилий для передачи своих знаний, использовал имеющиеся у него возможности для привлечения молодежи к учебе. [2.с 197].

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в ауле Жанбурчи Аркарагайской волости (Кустанайская область). Он происходил из семьи рода «кипчак» (средний жуз). Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии [3, с 9].

В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге – административном центре Тургайской области открылась первая особая школа для казахских детей. Но еще в 1846 году, когда только предполагалось создать такую школу, дальновидный Балгожа зачислил своего внука в кандидаты, и таким образом Ибрай вошел в первый состав ее учеников.

Задача школы состояла в том, чтобы готовить из числа способной казахской молодежи чиновников пограничного управления, переводчиков, письмоводителей при султанах – правителях и дистанционных начальниках в Орде и т.д. Эта задача исходила из проекта нового положения царского правительства по управлению степным краем, которое было принято специальным законом в 1868 году.[4, с 10].

В школу принимались дети казахов, родители которых оказывали услуги царскому правительству или были известны своими особыми заслугами, преданностью царю.

Казахская знать стремилась посылать своих сыновей в эту школу, чтобы, приспособившись к новым условиям, занять руководящие посты в крае, поднять свой «авторитет», усилить давление на простой народ. Такими соображениями руководствовался и Балгожа – бий, определивший своего девятилетнего внука Ибрая в оренбургскую школу.

Главное управление наметило и осуществило ряд положительных мероприятий, которые бы расположили казахское население к школе и особенно родителей ее воспитанников. Прежде всего здесь царили чистота и порядок. Детям, которые у себя в степи понятия не имели о мыле, еженедельно устраивалась баня, дважды в неделю менялось постельное носильное белье.

«Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне с первого взгляда в глаза,- пишет посетивший в то время эту школу художник А.Ф. Чернышев» [5, с 11].

В учебную программу школы были включены русский язык, чистописание, арифметика, татарский язык, мусульманское вероучение и составление деловых бумаг на русском языке. Ученики должны были воспитываться в духе проводников политики царизма в Казахстане . Алтынсарин самостоятельно изучал произведение классиков мировой литературы – Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др [6, с 533].

Великий поэт А.С Пушкин пользовался любовью казахской интелегенции. Алтынсарин общался с известным впоследствии востоковедом В.Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Он часто посещал дом В.Григорьева, пользовался его библиотекой.

В 1857 голу Ибрай Алтынсарин окончил школу и как первый ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен при Оренбургском областном начальнике В.В. Григорьеве в качестве переводчика.

«Оренбургская казахская школа,- пишет профессор А.Ф. Эфиров,- воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала значительного человека и выдающегося педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина». Школа и в самом деле оказала самое положительное влияние на И.Алтынсарина. Она научила его высоко ценить знания, развила его любознательность, воспитала в нем глубокое уважение к культуре. Вместе с тем, она не оторвала его от родного народа, а, напротив, заставила глубже задуматься над тем, как улучшить положение казахских тружеников, приобщить их к передовой культуре России и народов Средней Азии. Слова А.И.Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге»- стали повседневной жизненной формулой Ибрая.[7, с 14].

Настойчиво овладевал знаниями, Алтынсарин одновременно изучал историю родного народа, которой он всегда интересовался.

После окончания школы Алтынсарин около 3-х лет (1857-1860гг), работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школьного помещения. 8 января 1864 гола состоялось торжественное открытие школы. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат.[8, с 533]. Административно – политические реформы 1867-1868 годов по управлению краем И. Алтынсарин встречает с надеждой, потому, что считает их полезными для казахского народа. В то же время, зная о двойнном гнете казахского народа, он глубоко задумывается о путях улучшения его жизни. В частности, на страницах местной периодической печати Ибрай осуждает аграрную политику царизма. В 1869 году Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполняя обязанности уездного судьи. По долгу службы, он часто бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

При выборах он пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных Временным положением 1868 г.[9, с 533]. Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883г. при выборах управителя Аракарагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся двух баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

Алтынсарин выступал в интересах народа. В письме от 14 апреля 1864 г. он, например, писал: «По долгу службы я имею честные столкновения с киргизами, из числа коих есть здесь» родные мои. Знаю о них очень много и очень многих от души ненавижу. В тайной немилости моей находятся должностные лица в Орде. Они бесчеловечно, бессовестно грабят и обирают киргиз – бедных, беззащитных…». Алтынсарин зачастую выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его выступление в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок».

В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Административным центром Тургайская область в то время охватывала всю территорию нынешней Костанайской, большую часть Актюбинской и часть Оренбургской областей.[10, с 534].

«Школы – это главные пружины образования казахов,- писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году,-… на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа».[11, с 326].

И.Алтынсарин умер в 1889 г, всего лишь в 48 лет отроду. Но сделанное им за эти короткие годы навсегда увековечило его имя. В его творчестве отразился дух времени, события из истории казахской общественной жизни, оставившие неизгладимый след в памяти потомков. Практически именно в его время завершился процесс присоединения Казахстана к России, который внес бесконечное множество изменений в жизнь казахского народа. Естественно, они не могли получить однозначной оценки среди представителей различных слоев общества как в Казахстане, так и в самой России. В многоголосии споров о том в каком направлении следует двигаться казахскому обществу в сложившейся далеко не простой исторической ситуации, просветитель занял свою особую идейно- политическую позицию, которой он старался последовательно придерживаться в своей многогранной практической деятельности.[14, с 535].

Литература:

[1] История Казахстана т 3

[2] История Казахстана. Учебник 8 кл. общеобразовательных школ. Изд «Мектеп».

[3] К.Джумагулов «Ибрай Алтынсарин» Ташкент 1875

[4] К.Джумагулов «Ибрай Алтынсарин» Ташкент 1875

[5] К.Джумагулов «Ибрай Алтынсарин»

[6] История Казахстана т.3

[9] История Казахстана т.3

[10] История Казахстана т3

[11] История Казахстана т3








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
И. Алтынсарин

Автор: Бакун Галым Владимирович

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310516

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Ыбырай Алтынсарин а?артушы педагог"
    ["seo_title"] => string(39) "ybyrai-altynsarin-ag-artushy-piedaghogh"
    ["file_id"] => string(6) "256849"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448214605"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) ""Ыбырай Алтынсарин ж?не д?уір" ?ылыми зерттеу ж?мысы "
    ["seo_title"] => string(57) "ybyrai-altynsarin-zh-nie-d-uir-g-ylymi-zierttieu-zhu-mysy"
    ["file_id"] => string(6) "154970"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421231649"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Ы.Алтынсарин. Сала?ты?."
    ["seo_title"] => string(19) "yaltynsarinsalaktyk"
    ["file_id"] => string(6) "296653"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456060703"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Ашы? саба? Ыбырай Алтынсарин "Жаманды??а жа?сылы?""
    ["seo_title"] => string(54) "ashyk-sabak-ybyrai-altynsarin-zhamandyk-k-a-zhak-sylyk"
    ["file_id"] => string(6) "316548"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460110323"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""Ыбрай Алтынсарин ж?не т?жік-парсы ?дебиеті " ?деби сын ма?ала "
    ["seo_title"] => string(64) "ybrai-altynsarin-zh-nie-t-zhik-parsy-diebiieti-diebi-syn-mak-ala"
    ["file_id"] => string(6) "154942"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421229370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства