Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ржавская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Формирование метапредметных результатов на уроках истории
Учитель истории и обществознания Досева Наталья Сергеевна
2014 год Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Начиная работу в школе по реализации принципа метапредметности, необходимо тщательно изучить все документы по стандартам. В примерной программе основного общего образования изложены следующие требования к метапредметным результатам обучения и освоения содержания курса по истории: - метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: *способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; * владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; * способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); * готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: * указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; * соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: * характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; * группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: * читать историческую карту с опорой на легенду; * проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); * сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): * рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; * характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; * на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: * различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); *соотносить единичные исторические факты и общие явления; * называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; * раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; * сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; * излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: * приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; * определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: * применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; * использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; * способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3. Историческое движение: · эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; · формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); · образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; · история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; · развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории. Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные. Свою работу по формированию вышеназванных УУД на уроках истории я строю следующим образом. | Метапредметные результаты | Реализация | РЕГУЛЯТИВНЫЕУУД | 1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Через проблемно-диалогическую технологию: создание проблемных ситуаций, подбор текстов и заданий для открытия нового. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Через технологию оценивания учебных успехов : - алгоритм самооценивания, - задания актуализации. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности сё решения. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы. | Продуктивные задания к тексту учебника и через обобщённый алгоритм работы с продуктивными заданиями. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД | Смысловое чтение | Через использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Через технологию проблемного диалога и через использование заданий, требующих формулирования своей позиции | |