Конспект урока истории "Петр Первый - кто он: злой гений или отец наций?"
Конспект урока истории "Петр Первый - кто он: злой гений или отец наций?"
Тема: Петр Первый – кто он: злой гений или отец наций?
Цель:
• обобщение и систематизация знаний по разделу “Россия в эпоху Петра Первого.
• формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников.
Задачи урока:
Обучающие: через оценку личности Петра I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизация знаний.
Развивающие: развитие умений самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, умений аргументировать и отстаивать свою позицию.
Воспитательные: создание ситуации, требующей от учеников занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I. помощь в определении собственного отношения к ключевым явлениям истории, вести культурную дискуссию.
Планируемые результаты:
Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.
Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории.
Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи.
УУД:
Личностные:
Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.
Регулятивные:
Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание).
Познавательные:
Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.
Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах
Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.
Технология проблемного диалога, направленная на формирование метапредметных результатов в аспекте развития регулятивных УУД
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Петр Первый - кто он: злой гений или отец наций?"»
Учебный план-конспект урока истории в 10 классе
Теме урока
Петр Первый – кто он: злой гений или отец наций?
Тема: Петр Первый – кто он: злой гений или отец наций?
Цель:
обобщение и систематизация знаний по разделу “Россия в эпоху Петра Первого.
формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников.
Задачи урока:
Обучающие: через оценку личности Петра I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизация знаний.
Развивающие: развитие умений самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, умений аргументировать и отстаивать свою позицию.
Воспитательные: создание ситуации, требующей от учеников занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I. помощь в определении собственного отношения к ключевым явлениям истории, вести культурную дискуссию.
Планируемые результаты:
Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.
Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории.
Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи.
УУД:
Личностные:
Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.
Регулятивные:
Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание).
Познавательные:
Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.
Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах
Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.
Технология проблемного диалога, направленная на формирование метапредметных результатов в аспекте развития регулятивных УУД
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п (метапредметные познавательные): извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (вопросы, таблица), преобразовывать её из одной формы в другую (текст, ключевые слова).
Предметные:
4ЛР (овладение знаниями исторической эпохи): усвоить методы и характер правления Петра I, уметь анализировать историческую эпоху, определять свое отношение к ключевым явлениям истории, аргументировать и отстаивать свою собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I, вести культурную дискуссию, систематизировать знания.
Результат:
Ученики знают историческую эпоху в годы правления Петра I, умеют давать оценку личности Петра I, характеру его правления, умеют анализировать историческую эпоху, определять свое отношение к ключевым явлениям истории, аргументировать и отстаивать свою собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I, вести культурную дискуссию, систематизировать знания.
Используемые технологии:
технология критического мышления.
Методы и приёмы:
метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа)
метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);
проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений)
методы стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),
социальные (создание ситуаций взаимопомощи)
Коммуникационная среда урока:
мультимедийный проектор; презентация.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.
Время
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
1 мин.
II. Актуализация изученного с целью введения в проблему.
Вспоминаем то, что знаем.
Историческая загадка.
Наш разговор я начну с исторической загадки. Попробуйте угадать, о какой исторической личности пойдет речь на уроке:
Когда он появился на свет, в Москве говорили, что на небе зажглась новая яркая звезда, для него специально заказывали тетради с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов, он был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы.
Высвечивается слайд на презентации с фото Петра.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
2 мин.
III. Введение в тему Постановка проблемы урока.
28 января 1725 года умер первый российский император – Пётр Алексеевич Романов.
На слайде
«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - неправда ли, высочайшая оценка.
Л. Н. Толстой сказал о нем:
« Гениальный…, но зверь. Царь, прорубивший окно в Европу, но дравший по три шкуры с трудового крестьянства». Установите противоречие в данных высказываниях.
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» так характеризовал императора А. С. Пушкин, а писатель 19 века А. И. Герцен - « Гений…, но палач». В чем вы видите здесь противоречие?
Русский народ: «Антихрист!»,когда Петр срывал с церквей колокола.
- Я предлагаю вам определить тему урока.
-Вы правильно определили проблемную тему, я внесу лишь коррективы: Кто же был Пётр Великий? Злой гений или отец нации? --В чем он был прав и в чем он был виноват – вот главные вопросы наших дебатов.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.
3 мин
IV. Актуализация и закрепление об эпохе правления Петра I.
Просмотр видеофильма «Петр Первый».
-Я предлагаю вам просмотреть видеофильм «Петр Первый» с целью систематизации своих знаний об эпохе эго правления.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из видеофильма.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ТОУУ
4 мин.
V. Работа в группах. Подготовка к дебатам.
Чтобы дать объективную оценку действиям Петра 1, обсудить все аргументы «за» и «против» я разделила вас на три группы: сторонники Петра 1, его противники и третья группа будет выполнять примирительную миссию. Каждая группа получает свое задание. Оно у вас на столах.
Задание 1.
1 группа. Согласны ли вы, что императору Петру 1 были присущи качества, способствующие формированию гениальной личности. Работая с учебником, анализируя содержание видеоролика, историческими документами дайте ответ на вопрос.
2 группа.Работая с учебником, историческими документами, опровергните ответ оппонентов и докажите, что царю были присущи и другие личностные качества.
3 группа.Согласны ли вы с тем, что хотя Петр 1 и имел отрицательные качества личности, это не помешало ему провести преобразования в России и превратить ее в сильную европейскую державу.
Задание 2.
1 группа. Согласны ли вы с тем, что в эпохе Петра 1 было много положительных моментов.
Работая с учебником, анализируя содержание видеоролика, историческими документами, аргументируйте свой ответ.
2 группа. Согласны ли вы с тем, что если Петра и можно назвать гением, то только злым. Работая с учебником, анализируя содержание видеоролика, историческими документами дайте ответ на вопрос.
3 группа. Согласны ли вы с тем, что, несмотря на то, что в правлении императора были и отрицательные моменты, это не помешало ему вывести страну вперед. Работая с учебником, анализируя содержание видеоролика, историческими документами дайте ответ на вопрос.
-Прошу вас плодотворно поработать в группах и подготовить ответы на вопросы, отражающие вашу точку зрения.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
2. Приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Строить связное монологическое высказывание.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ТОУУ
7 мин
VI . Физкультминутка.
Без сомненья, мы устали,
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево потянулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!
1 мин
VII. Актуализация и закрепление знаний в форме дебатов.
Напомню всем правила ведения дебатов:
правило поднятой руки;
уважение чужого мнения;
выслушивание выступающего до конца.
На доске прикреплен портрет Петра I.
Во время дебатов учитель на доске приклеивает кластеры вокруг портрета Петра I: положительные и отрицательные действия
На доске должна появиться примерная схема.
- положительные действия
- отрицательные действия
Мы начинаем дебаты.
- Петра 1 в его эпоху и сейчас называют гениальной личностью. Были ли присущи императору такие личностные качества, которые бы способствовали формированию его гениальности.
- Если Петра и можно назвать гением, то каким?
Примерные ответы групп:
Положительное в правлении Петра I: великое посольство, создал регулярную армию, открыл Навигационную школу, основал Санкт-Петербург, победа под Полтавой, выход к Балтийскому морю, Россия стала империей, выход к Каспийскому морю, заключил выгодный Ништадтский договор, преобразовал государственную систему, церковь стала частью государственной системы, ввел «Табель о рангах», произвел первую перепись населения, провел административно-территориальное деление, произошел подъем в экономическом развитии страны, создал сильный флот, наладил кораблестроение, проводил политику протекционизма, наладил экспорт, ввел новый календарь, открывались новые школы, стала издаваться первая газета «Ведомости», открывались библиотеки и музеи, Академия наук, развивалась живопись, европейские порядки и изменения в быту в лучшую сторону, завозились новые диковинки, страна обходилась железом собственного производства и даже стала продавать его за границу,
Отрицательное:Жестокая казнь стрельцов, устранил сестру Софью от власти, не смог завоевать выход к Черному морю, ввел новую обременительную систему налогов, подавил восстание в Астрахани, восстание Булавина, жестоко обошелся с царевичем Алексеем, он слишком жестокими методами обновлял Россию, жестокость его не знала предела; насаждал в стране западноевропейские обычаи, широко привлекал на службу русскую иноземцев; изменил внешний облик русского человека – заменил длиннополый кафтан европейским платьем, чем нарушил патриархальное единство русского общества; бояр и дворян принудил сбрить бороду и щеголять в венгерском платье. Все его преобразования – реакционные, нарушающие самобытность России – бездушно заимствованы у Запада
3 группа: Петр I – фигура противоречивая, сложная. Но таким породила его эпоха. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.
Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой. Петр I верил в силы своего народа, поэтому его не устрашали неудачи, трудности, сопротивление. И, несмотря на то, что имеются отрицательные моменты, в его правлении, посмотрите, огромное число положительного, которое способствовало поднятию России на новый экономический уровень, превратить ее в сильную европейскую державу, что способствовало конкурентоспособности ее с европейскими государствами. И мы уверенны, что в нашей истории Пётр I по праву остается ВЕЛИКИМ гением и отцом наций.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из таблицы, схемы, сопоставлять информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
2. Приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Строить связное монологическое высказывание.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ТОУУ
19 мин
VIII. Итог урока.
Итог.
Я прошу вас ответить на главный вопрос: Петр Первый – кто он: злой гений или отец наций?" синквейном:
Правила написания синквейна.
1 строка – тема называется одним словом.
2 строка- описание темы в двух словах (прилагательных).
3 строка-описание действия в рамках темы тремя словами (глагол)
4 строка- фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.
5 строка – синоним из одного слова, который повторяет тему.
Каждая группа на большом листе бумаги фломастерами пишет свой синквейн. У учителя своя заготовка.
После прослушивания синквейна, составленного группами, учитель зачитывает свой.
Учитель. Завершить урок я хочу словами А.С. Пушкина
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли, ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Рефлексия.
Я хотела чтобы вы оценили свою работу в зависимости от того вклада, который вы внесли в исследование проблемы урока. Заполните таблицу.
Я благодарю вас за работу и хочу узнать мнение каждого об уроке.
Экспертный лист.
Выберите один или несколько предложенных вариантов, обведите его в кружок:
узнал много нового
многое знал, дополнил свои знания
не узнал ничего нового
появилось желание узнать больше о войне
думаю, что стал лучше представлять эпоху Петра 1 и его личность
2. Оцените себя по пятибалльной системе.
Ф.И. ученика
Анализ документа
Участие в обсуждении версий
Оценка
Регулятивные УУД
1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
7 мин
VIII.Домашнее задание.
Ответьте на вопросы параграфа 34 (Н-необходимый уровень), или напишите эссэ по теме урока(П – повышенный уровень).
1 мин
Презентация к уроку в электронном приложении.
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку урока истории в 10 классе «Петр Первый – кто он: злой гений или отец наций?» учителя истории и обществознания МОБУ СОШ№2 г. Тынды Сафоновой Татьяны Григорьевны.
Автор работы Сафонова Т.Г. разработала технологическую карту урока на достаточно высоком теоретическом и методическом уровне. Урок разработан в соответствии с требованиями к урокам по ФГОС.
Данный урок является уроком общеметодологической направленности. Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.
Цель урока:
обобщение и систематизация знаний по разделу “Россия в эпоху Петра Первого;
формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников.
Задачи урока:
Обучающие: через оценку личности Петра I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизация знаний.
Развивающие: развитие умений самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, умений аргументировать и отстаивать свою позицию.
Воспитательные: создание ситуации, требующей от учеников занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I. помощь в определении собственного отношения к ключевым явлениям истории, вести культурную дискуссию.
Технология проблемного диалога, направленна на формирование метапредметных результатов в аспекте развития регулятивных УУД.
Реализация поставленной цели и происходит на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций (что отражено в предложенной структуре урока) и в использовании учителем элементов различных современных образовательных технологий: проблемного обучения, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей.
Урок характеризуется многообразием видов деятельности: репродуктивно-поисковой, частично поисковой, беседы, дискуссии, практической работы, кратких сообщений учащихся о результатах выполненной работы.
Ведущий принцип построения всего сценария урока – системно-деятельностный подход, при котором каждый из учащихся 10 класса «открывает» новое знание в процессе групповой работы и собственной активной деятельности.Сафонова Т.Г. умеет учебный материал связать с современностью и заинтересовать детей. Так, используя высказывания современников Петра 1, великих поэтов, современных историков, учитель предлагает на основе анализа учебного материала, исторических источников, видеофильма составить свое мнение о методах правления Петра 1 и вынести свою оценку его эпохе.
Учитель на уроке оптимально выбрал сочетание форм обучения - индивидуальной, групповой, коллективной. Создание мотивационной ситуации на уроке способствовало дальнейшему развитию познавательной деятельности учащихся.
Организации интересного урока способствовало и эффективное применение разнообразных форм и методов с использованием ИКТ. Данный урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволило учителю сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроке.
Сафонова Т.Г. работает не только над формированием предметных результатов, но и учит добиваться личностных и метапредметных результатов, предоставляет возможность вариативного выполнения заданий. Обучающиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя, умеют дать самооценку и оценить ответ товарища.
В итоге урок получился интересным, эффективным и плодотворным и не оставил равнодушным никого. Ребята получили дифференцированное домашнее задание (обязательный, усложненный уровни). Учитель провел итоговую беседу по теме урока и рефлексию: предложил оценить свою работу и степень успешности работы.
Данный урок апробирован на конкурсе «Педагогический олимп» (муниципальный уровень) в феврале 2015 года и получил положительные отзывы.
Рецензент: заместитель директора по УВР МОБУ СОШ№2 Рожкова Е.А.