kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Война 1812 года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 9 класса по истории России, применяется групповая форма работы, интерактивная беседа. Используются видеофрагменты

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Война 1812 года"»

Война 1812года

Организационный момент.

Добрый день, ребята.

Посмотрите друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение! Надеюсь на сотрудничество. У вас все готово? Тогда за работу.

-Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Есть события, смысл которых так велик, что память о них длится веками. О таком событии мы сегодня и будем говорить. Начать урок я хочу с фрагмента видеоклипа. Посмотрите и скажите, -Какому историческому событию он посвящён?(просмотр)Кто сможет назвать тему нашего сегодняшнего урока? Тема нашего урока “Отечественная война 1812года”– Как называется война, когда народ защищает свою Родину, Отечество? (слайд №1) Запишите тему урока в тетрадь. 

Учитель: К сожалению, на уроках истории нам часто приходится говорить о войнах. Вспомните алгоритм изучения войн и скажите, -Что, по вашему мнению, мы должны узнать об этой войне? решению каких задач мы посвятим сегодняшний урок? Почему началась война?- Какие сражения были в ходе войны? Кто выиграл? Кто из известных русских полководцев принимал участие? итоги войны и ее значение.

Работаем по плану.(слайд 2)

Учитель: Каким образом мы можем решить эти задачи? Что мы будем делать? С чем работать? Называют источники работы. (работа с учебником, картой, документами). У каждого из вас на столе учебник, тетрадь, исторические документы,– все это нам понадобится для работы в ходе урока. Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. (слайд №3)

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима, иль русский Бог?”

(А.С.Пушкин)

Как выдумаете, что хотел выяснить Пушкин? (отвечают)-Почему непобедимая армия Наполеона, покорившая всю Европу, потерпела поражение в войне с Россией?

«Каковы причины победы России в Отечественной войне 1812 года? (запись на доске). На этот вопрос вам предстоит ответить после изучения темы. Первый вопрос темы.

  1. Причины, начало войны. Планы и силы сторон.

В ходе урока, вам нужно составить хронологическую таблицу «Основные события Отечественной войны 1812г».(в конце урока проверим)

Дата

Событие

12 (24) июня 1812 г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в Россию.

3 августа 1812 г.

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском.

4-6 августа 1812 г.

Поражение русских войск в битве за Смоленск. Предложение Наполеона Александру I о мире.

8 августа 1812 г.

Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.

26 августа1812 г.

Бородинское сражение.

12 октября 1812 г.

Сражение под Малоярославцем. Начало изгнания французов из России.

25 декабря 1812 г.

Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном.


Итак, к 1812г. Франции удалось добиться господства в Европе. Многие страны стали зависимы от Франции. Что же могло стать причиной войны между Россией и Францией? Откройте учебники на стр.27, прочитайте 1абзац и ответьте на вопрос Каковы основные причины войны между Россией и Францией?

Высказывают предположения

стремление Наполеона к мировому господству, (Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику) В июле 1807 года Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор. Главным пунктом которого, было вступление России в континентальную блокаду.

-Что такое континентальная блокада? (прекращение торговых отношений с Англией) –Какие последствия она имела для России?(сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России)

Очень скоро Александр 1 начинает нарушать условия Тильзитского договора. Это привело к войне. (Слайд №4) (Причины записывают в тетрадь.)


Для Франции

Для России

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах);

1. огромные экономические убытки от континентальной блокады

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа

2. падение авторитета Александра I.



- Неразрешимые противоречия между Францией и Россией.

 - Стремление Наполеона к мировому господству.

- Агрессивная внешняя политика Французской империи.

Для того, чтобы определить основные цели сторон, я предлагаю вам поработать с историческими документами по группам. Читаем Приложение№1

1гр.- читает фрагмент «Из приказа Наполеона по «Великой армии» от 10 июня 1812г.
2гр.- читает фрагмент «Из приказа русским армиям императора Александра 1 от

Цели Франции
– захват мирового господства
– выйти через территорию России к Индии, колонии Англии

России
– отстоять свободу и независимость своей страны
Слайд № 5 (цели записывают в тетрадь)

Исходя из целей сторон, давайте определим характер войны 1812г.? Со стороны Франции каков характер войны? (захватническая) Для России?(справедливая, Отечественная)

Для достижения цели, нужны были силы.

Посмотрите на слайд№6 и сравните соотношение сил. На чьей стороне численное преимущество? ( Франции). Это была «Великая армия»

Над Россией нависла огромная опасность быть порабощенной. Человека, который двинул «Великую армию», против России звали Наполеон Бонапарт. В ночь на 12 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны переправившись через Неман, вторглась на территорию Российской империи. (слайд № 7) Сделайте первую запись в таблице.

-Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце». Какое направление он выбрал, как вы думаете? Однако русские не знали планов Наполеона. Как же русское командование расположило войско?


2) Работа с текстом учебника

Задание.-прочитать учебник стр.28,п.2,абз.2., и покажите на карте расположение русских армий и командующих

Русские армии перед началом войны располагались на западной границе в трёх пунктах:

1 – й армией командовал Барклай – де Толли, была вдоль реки Неман

2 – й армией командовал князь Багратион – он находился в Белоруссии

3 – й армией Тормасов - на севере Украины. - В чём опасность такого расположения?(легко разбить). Такое разрозненное расположение русских войск было на руку Наполеону.(Слайд№8 ) Обозначьте на контурной карте расположение русских войск на западной границе к началу войны. Надпишите фамилии командующих войсками.

Наполеон   хотел осуществить  следующие планы: (слайд №9)

- Навязать приграничные сражения.

- Разбить русские армии поодиночке в ходе нескольких сражений.

Планы русского командования :

- Избежать приграничных сражений

- Отступление армий с целью их соединения для будущего контрнаступления.

С планами сторон ознакомились, теперь переходим к основным событиям. И первое событие-

2.Смоленское сражение. Назначение Кутузова главнокомандующим- Как вы думаете, какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (отступление)чтобы дать отпор что нужно было армиям предпринять? (соединиться, для этого пришлось отступать.)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось.

Посмотрите видеофрагмент (Слайд № 10 видео о Смоленске) и скажите:1. Где и когда произошло соединения русской армии?

22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте). Таким образом, план Наполеона был сорван.

2.Чем закончилось сражения? (Смоленск был оставлен и армия отступила) 4 по 6 августа 1812 г. – Смоленское сражение. - Не забывайте заполнять таблицу.

Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Дорога на Москву была открыта. Всё это вызвало в русском обществе разговоры об измене Барклая де Толли. Недовольство росло, и его отлично передает в своем стихотворении М.Ю. Лермонтов:

«Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали,

Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

чужие изорвать мундиры о русские штыки?»

Солдаты требовали назначить главнокомандующим русской армией популярного в народе, генерала Кутузова. Несмотря на то, что Александр I не любил Кутузова,согласился. Слайд № 11 Солдаты и офицеры встретили Кутузова с радостью. Он понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы армии. Кутузов решает дать генеральное сражение, отстоять Москву и сохранить армию. Наполеон, он хотел разгромить русскую армию, вступить в Москву, диктовать России условия мира.

Проведём зарядка для глаз (физминутка) Слайд № 12

3. Бородинская битва Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородино в 110 км от Москвы. (показать на карте Бородино) Место было выбрано удачно. Кутузов писал царю, что позиция, выбранная им при Бородино, одна из наилучших.

-Почему Кутузов считал позицию у Бородино наилучшей? Работа со схемой стр.30 учебник

Фронт частично был прикрыт р. Колоча (крутые берега), правый фланг – Москвой-рекой, левый – Утицким лесом.

Да, местность не позволяла армии Наполеона обойти Бородино с флангов и зайти в тыл. Здесь и было решено дать бой.

Попробуем воссоздать картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года и ответим на вопрос

Бородино – это победа или поражение? Кто победил в Бородинской битве?

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы:

- 1.Каковы планы сторон в бородинском сражении?

2.Какие укрепления возвели русские для упрочения своей позиции?

3. Какую тактику выбрал Кутузов

Отвечают после фрагмента

1) Слайд № 13 «Планы сторон»

Наполеон

Кутузов

Разгромить русскую армию и принудить Александра I подписать мирный договор

1.Измотать силы противника

2) остановить наступление на Москву

3) сохранить боеспособность русской армии


2.Какие укрепления возвели русские для упрочения своей позиции? (Шевардинский редут, Батарея Раевского, Багратионовы флеши)

  • Редут-сомкнутое многоугольное полевое укрепление,

  • Флеши -это земляные укрепления для установки орудий.

  • Батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий

3. Какую тактику выбрал Кутузов(Оборону)

Вот что сказано об этом сражении у М.Ю. Лермонтова?«Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой

Отметьте на контурной карте важные моменты Бородинской битвы. 1.д. Шевардино 2.Багратионовы флеши 3.Бородино 4.Татариново

Возвращаемся к проблемному заданию:Бородино – это победа или поражение?
Для того чтобы ответить на вопрос, надо выяснить сначала, что такое победа? С точки зрения военной стратегии победа – это достижение целей, поставленных перед сражением.А теперь проанализируем, - какие цели ставил перед собой Наполеон перед сражением?

1.Уничтожить русскую армию.
2. Прорвать оборону русских и взять Москву

Достиг он этих целей? (частично)

-Какие цели ставил перед собой Кутузов?
1. Не пропустить врага к столице.
2. Сохранить боеспособную русскую армию

Достиг он этих целей?

Сразу после сражения оба полководца написали письма своим супругам. У каждой группы приложение №5. Что написал Наполеон? «Мой друг, я пишу тебе на поле Бородинской битвы. Я вчера разбил русских».

А что прочитала жена Кутузова в письме от мужа: «Я, слава Богу, здоров, мой друг, и не побит, а выиграл баталию над Бонапартом».

Так кто же выиграл Бородинскую битву?

До сих пор спорят историки на эту тему и нет у них конкретного ответа. Одни считают, что выиграл Наполеон, другие – Кутузов, а третьи считают, что никто не выиграл.

«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Вывод: Несмотря на тяжелые потери, русская армия была спасена, и в состоянии продолжать войну.

Каково значение битвы?

-Крушение планов Наполеона, ослабление французской армии.

-Укрепила моральный дух русской армии.

- Показала искусство русских полководцев.

4.Совет в Филях. Тарутинский маневр

1 сентября – Кутузов собрал военный совет в Филях. Прочитайте Приложение № 3 (для всех) и ответьте на вопросы:

1.Какова главная цель военного совета?

2.Какое решение было принято на нем?

3.Почему М.И. Кутузов принял именно такое решение?

Принять решение – дать бой или отступить? Решено отвести войска, Москву сдать, отступить. Спасти армию.

С потерей Москвы не потеряна ещё Россия... Первой обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву отступить по Рязанской дороге... Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!” (М. И. Кутузов)

Тяжёлым был выбор. Вся тяжесть ответственности за принятие решения ложилась на плечи Кутузова. Сдача столицы врагу- такого ещё не было в истории рос. Гос. Чтобы пойти на это, нужно было немалое мужество. К тому же Кутузов не знал как к этому отнесётся император.На следующий день русская армия вышла из Москвы.Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с боеприпасами и продовольствием. Город был подожжён. Русская армия остановилась у с. Тарутино (80 км от Москвы)

5.Отступление и разгром «Великой армии».

2 сентября Наполеон вступил в город. Захватив Москву и поразив ее в самое сердце, он был уверен, что добьется мира. Но город горел, не хватало продовольствия, армия стала превращаться в банду мародеров, началась ее деморализация. Наполеон трижды предлагал Александру начать переговоры о мире, но тщетно! Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно “Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою… писал А.С. Пушкин

Наполеон понял, что Москва – это ловушка, в которую заманил его Кутузов. И чем дольше он будет оставаться, тем скорее он лишится своей армии. Наполеон отдал приказ об отступлении. Уходя, французы заминировали Кремль, Собор Василия Блаженного, но русские патриоты смогли обезвредить заряды. 7 октября армия Наполеона вышла из Москвы, 12 октября состоялось сражение под Малоярославцем (город 8 раз переходил из рук в руки). Из Москвы для отступления есть два пути: тот, по которому он наступал и нетронутая дорога. По какой дороге пошли бы вы? Почему? -Наполеон тоже. Но Русская армия, возглавляемая Кутузовым, не дала ему этого сделать. Французы отступали по разоренной ими же дороге, и были совсем не похожи на ту «Великую армию».

Прочитайте приложение №4. По документу: сделайте вывод, какие проблемы испытывала французская армия при отступлении?«Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего не евших, такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но тем не менее желают боя, чтобы согреться, а может быть, надеются найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии» “Французский офицер Ложье”

Русская армия преследовала врага, большой вклад в разгром армии противника внесли партизаны. Широко известными стали имена Герасима Курина, Василисы Кожиной и других. (этот материал самостоятельно изучить дома)

«Великая армия» таяла на глазах. Последнее сражение разыгралось при переправе через р. Березину в ноябре 1812 года. Наполеон, потерял здесь 30 000 солдат, бросил армию возвратился в Париж. Встретившись с придворными он был вынужден заявить: «Армии больше нет»

В конце декабря 1812 года Кутузов докладывал царю: «Война окончилась полным истреблением противника». 25 декабря 1812 года, Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Так бесславно и трагически закончился поход «Великой армии» Наполеона против России. В конце XIX века был построен Храм Христа Спасителя в честь победы и в память о павших в войне 1812 года.

А теперь давайте вернёмся к вопросу-.И все же, кто помог победить России в этой войне:

Остервенение народа? Барклай?Зима? иль русский бог?



Причины поражения армии Наполеона в войне с Россией:

1) героизм и мужество солдат;

2) партизанское движение;

3) умелые полководцы;

4) ранняя суровая зима;

5) патриотизм русского народа.

Сумели ли мы достичь поставленных целей?

Сверьте ваши таблицы с таблицей на слайде.

Выполните задание Верно/Неверно. Если предложение верно, то ставьте знак «+», если нет, то «-».(задания на столах)

1.  Основная причина войны 1812 года – стремление Наполеона к мировому господству.

2.  Из трёх возможных направлений наступления, которые рассматривал Наполеон – Петербург, Киев и Москва – Наполеон выбрал Киев.

3.  12 июля французская армия форсировала реку Неман.

4.  Первое ожесточённое сражение состоялось под Смоленском.

5.  До назначения Кутузова главнокомандующим этот пост занимал Уваров.

6.  Бородинское сражение состоялось 7 сентября 1812 года.

7.  Военный совет в Филях состоялся 2 сентября 1812 года.

8.  На Бородинском поле был смертельно ранен .

9.  Инициатором партизанского движения стал полковник Д. Давыдов.

10.  25 декабря 1812 года Отечественная война победоносно завершилась.

Обменяйтесь листочками и сверьте ответы ( на слайде)

Ответы


1.  +

2.  –

3.  –

4.  +

5.  –

6.  +

7.  +

8.  +

9.  +

10.  +

Поставьте друг другу отметки от 5 до 7 правильных ответов -3,от 8до 9- 4 балла, 10 правильных -5





Рефлексия: о героях, участниках войны 1812 года слагаются стихи, песни, пишутся новые сценарии к фильмам т, е. память о них живет, и мы на нашем уроке постараемся сделать то же: на столе у нас лежит большая ромашка, мы добавим веточки пихты, а еще добавим «живой огонь», у вас в конверте лежат цветки разных цветов. Если вы считаете, что на уроке вам было:

  • все понятно, интересно я работал, реализовал свои возможности, то положите к импровизированному обелиску белый цветок.

  • было понятно, но я не совсем реализовал свои возможности, то желтый цветок.

  • мне было неинтересно, я не хотел работать, то голубой цветок.







Д/З

Уровень 1: §4, ответить на вопросы

Уровень2: §4,подготовить презентацию «Партизанское движение»

Уровень 3: §4, написать эссе «Роль партизанского движения в Отечественной войне 1812 года»



К концу урока:

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.



















































































  • В чем по вашему историческое значение Отечественной войны 1812 года?

а) война ускорила процесс сплочения (консолидации) русского народа, русской нации;

б) возвысила значение Москвы как духовного центра России;

в) Россия отстояла свою независимость и территориальную целостность.


  • И закончить наш урок мне бы хотелось словами Л. Н. Толстого: «...Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.»


5. Домашнее задание.

- Из дополнительной литературы найти факты из истории Отечественной войны 1812 года, о которых не упоминается в тексте учебника.





- Скажи-ка, дядя,

Ведь недаром Москва, спалённая пожаром

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят ещё какие,

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

Вопрос: -Какому историческому событию посвящены эти строки?

-Кто написал его?

-Кто сможет озвучить тему нашего сегодняшнего урока? (Отечественная война 1812 года)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок "Война 1812 года"

Автор: Хомутова Галина Николаевна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Историко-литературная игра  «Великая Отечественная война: год за годом». "
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko-litieraturnaia-ighra-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-ghod-za-ghodom"
    ["file_id"] => string(6) "151990"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420795749"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "121169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413900846"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Повторительно – обобщающий урока по теме:   «Отечественная война 1812 года» "
    ["seo_title"] => string(84) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-uroka-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "161957"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422289857"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Поэты о Великой Отечественной  войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."
    ["seo_title"] => string(90) "poety-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-1941-1945-gh-gh-a-t-tvardovskii-rasskaz-tankista"
    ["file_id"] => string(6) "306398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458124006"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тема урока: " Красота и правда песен о Великой Отечественной войне""
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-uroka-krasota-i-pravda-piesien-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "294528"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455650766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства