kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Гражданская война" история 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Гражданская война" история 10 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Гражданская война" история 10 класс»


10 класс Гражданская война

Цель урока: выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;

Предметные: рассказать о событиях на фронтах с использованием ист. карты, документов и презентации. Сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.

Метапредметные: продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать ист.факты.

Личностные:подвести учащихся к выводу о том, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

Ход урока

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания

3.Новая тема

В 1917 году, как мы знаем, в России разворачивается самая страшная, самая беспощадная война. Эту войну россияне вели друг с другом, брат с братом, отец с сыном. Максимилиан Волошин точно определил настроение той эпохи,

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир перековать.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас, тот против нас.
Нет безразличных, правда с нами”.

Скажите, ребята, о каком историческом событии писал автор?/ответы детей/

Да, вы правы. Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории «Гражданской войне »

Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков)

Давайте обратимся к учебнику и отметим особенность, свойственную именно Гражданской войне в России: она сопровождалась иностранной интервенцией .

Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства.

Споры о начале войны (февраль 1917г., смещение Врем.прав-ва и захват власти большевиками), но общенац-й масштаб – лишь с середины 1918г., когда Советская власть с одной стороны и ее противники с другой ввергли в братоубийственную войну млны людей. Этот период и считается началом Гражд.войны, когда военный вопрос имел определяющее значение для судьбы Сов.власти и противостоящего ей блока ан-тибольшевистских сил.

Завершение войны – ликвидация в ноябре 1920г. последнего белого фронта в ев-ропейской части России (в Крыму), но с территории Дальнем Востоке только осенью 1922г. были изгнаны остатки белых формирований и иностранных (японских) воинс-ких частей.

Особенностью Гр.войны в России было ее тесное переплетение с антисоветской

военной интервенцией стран Антанты.

ПРИЧИНЫ ИНТЕРВЕНЦИИ :

- разделаться с Советской властью

-защищали свою собственность

-боялись социалистического влияния

Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье.Почему же стала возможной Гражданская война в России?

Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы.Еще в конце 1917г. союзники России по мировой войне, Англия и Франция, за-ключили секретное соглашение о разделе евр-ой части России, а позже, что Сибирь и Дальний Восток разделят США и Япония.

(работа с документом с.106 «Листок из архива»)

В периоде Гр.войны и интервенции выделяются 4 этапа:

1. Весна-осень 1918 г.-начало вооруженного противостояния и иностранной интервенции.

2. К.1918-лето 1919 г.-Советская республика в «кольце фронтов».

3. Лето 1919-1920 гг.- разгром белогвардейцев.

4. К.1920-1922 гг.- ликвидация остатков Белой гвардии.

- Ситуация усугублялась тем, что революционный процесс развивался в условиях мировой войны

- Бедность широких масс, слабость демократической культуры, также способствовали ожесточению борьбы

Таким образом общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, несомненно, более тяжелую.

Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, давайте определим ее причины.

- Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности

- Экономическая политика большевиков

- Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией

- Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках

Попробуйте самостоятельно определить социальный состав этих лагерей

белые красные

дворяне рабочие

интеллигенция часть интеллигенции

духовенство бедняки

казачество середняки?

буржуазия

кулаки


РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

вопросы

«БЕЛЫЕ»

«КРАСНЫЕ»

«ЗЕЛЕНЫЕ»

Дата создания

Конец 1917года

Январь 1918


Личности

Алексеев, Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич,Врангель



Фрунзе,

Тухачевский,

Вацетис, Егоров

Махно

Вооруженные силы

Добровольческая армия

Красная армия

«Революционная повстанческая армия Украины»

Социальная основа

Офицеры, юнкера, казаки, интеллигенция

Фабрично-заводские рабочие, беднейшее и среднее крестьянство, маргинальные слои

Крестьяне, Дезертиры из Красной и Белой армий

Политическая основа

Кадеты, правые эсеры,

Монархисты, меньшевики

большевики

Националисты, анархисты


На этой таблице мы видим социальный состав противоборствующих сторон, попробуем сравнить их военные силы (ответы детей). Перевес на стороне белых интервенции, а победу одержали большевики. Почему?

Работа с учебником стр.61-64 заполнить таблицу.

Гражданская война и военная интервенция 1917- 1922 г

Периоды

Основные события и участники Гражданской войны

Первый период) весна-лето 1918г.


Основными очагами борьбы с большевиками стали

1) Дон и Кубань

На Дону при поддержке казачества стала формироваться Добровольческая армия во главе с генералами М.В.Алексеевым, Л.Г.Корниловым, А.И.Деникиным.

2) Украина

3) Сибирь


1918г., май

Восстал Чехословацкий корпус, размещенный вдоль всей Транссибирской железной дороги.

В его состав входили бывшие военнопленные, согласившиеся воевать против германо-австрийского блока.

Силами корпуса были взяты Челябинск, Омск, Томск, Екатеринбург.

Успешное наступление чехословаков было поддержано эсерами, которые организовали в Самаре Комитет из депутатов Учредительного собрания (Комуч), призвавший крестьянство вести непримиримую борьбу против большевизма.

Ряд городов Поволжья примкнул к Комитету.



Летом 1918г. положение большевиков было крайне сложным:

Украину захватили немцы,

Дон и Кубань - генералы П.Н.Краснов и А.И.Деникин,

Поволжье перешло под власть белых.



Однако большевики вскоре смогли организовать эффективный отпор белым.

Осенью 1918г. удалось выбить противника из Поволжья.

После поражения Германии в мировой войне Красная Армия заняла территории на юге и западе страны.


Второй период) осень 1918г - весна 1919г.


1918г., сентябрь - в Уфе сформировалось Временное всероссийское правительство - Уфимская директория.

В ее состав вошли правые эсеры, кадеты, ряд генералов.

Противоречия между эсерами и верхушкой армии привели к краху Директории.

1918г., 18 ноября - офицеры при поддержке представителей Антанты свергли эсеро-меньшевистское правительство и установили диктатуру во главе с адмиралом А.В.Колчаком.Его провозгласили Верховным правителем России.



В ноябре 1918г. Колчак развернул наступление, захватил Пермь, стремясь к соединению с отрядами Миллера.

Однако к концу декабря наступления Колчака и Миллера были остановлены.



В марте 1919г. Колчак предпринял новое наступление в Среднем Поволжье, но Красная Армия под командование М.В.Фрунзе остановила его продвижение и в апреле перешла в контрнаступление.

В ноябре части РККА вошли в столицу Колчака Омск, к началу 1920г. продвинулись до Байкала.

Колчак был расстрелян в Иркутске.

Эти успехи были обусловлены не только умелыми действиямии командиров и мужеством красноармейцев, но и возникновением в тылу колчаковцев «второго фронта».

Белые творили расправы над всеми недовольными, что вызвало протест населения Урала и Сибири.

Огромный размах приобрело партизанское движение.


Третий период) вторая половина 1919г. - осень 1920г.


Наступление войск А.И.Деникина на Москву.

1919г., весна - на Дону вспыхнуло восстание казаков, что позволило Добровольческой армии Деникина занять Донбасс, часть Украины.

К началу сентября деникинская армия взяла Курск, Орел, Воронеж.

Правительство Деникина туманно обещало крестьянам решить вопрос о земле после созыва Учредительного собрания.

На деле деникинцы способствовали возвращению земель прежним собственникам, что лишило Белое движение поддержки со стороны крестьянства.



В октябре Красная Армия начала стремительное наступление на юг.

Большую роль в нем сыграла 1ая Конная армия под командованием С.М.Будённого.

В декабре 1919г. - начале 1920г. Деникин был полностью разбит.

Белые смогли удержать только Крым, где командованием над ними принял генерал П.Н.Врангель.

В мае и октябре 1919г. войска Н.Н.Юденича предприняли два наступления на Петроград. Оба они были отбиты.



Отказавшись от союза с белым движением, Польша, возглавляемая Ю. Пилсудским, последовательно закреплялась военным путем на спорных территориях.

В апреле 1920г. Ю.Пилсудский отдал приказ о наступлении на Киев.

Было объявлено, что речь идет об оказании помощи украинскому народу в ликвидации незаконной советской власти и восстановлении независимости Украины.

В ночь на 7 мая Киев был взят.

Однако вмешательство поляков население Украины восприняло как оккупацию.

Большевики перед лицом внешней опасности сумели сплотить различные слои общества.

Против Польши были брошены практически все силы Красной Армии, объединившиеся в составе Западного и Юго-Западного фронтов.

Ими командовали бывшие офицеры царской армии М.Н.Тухачевский и А.И.Егоров.

12 июня 1920г. был освобожден Киев.

Вскоре Красная Армия вышла на границу с Польшей.

Лидеры РКП(б) полагали, что наступление Красной Армии вызовет восстание польского рабочего класса и революцию в Германии.

Однако Пилсудский сумел, опираясь на помощь западных держав, наголову разгромить войска Тухачевского.

Успеху поляков способствовали трения между Тухачевским и Егоровым.

18 марта 1921г. в Риге был подписан мирный договор с Польшей, по которому к ней переходили территории Западной Украины и Западной Белоруссии.



Заключив мир с Польшей, советское командование сосредоточило всю мощь Красной Армии для борьбы с последним крупным белогвардейским очагом - армией генерала Врангеля.

Войска вновь созданного Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе в начале ноября 1920г. штурмом овладели считавшимися неприступными позициями на Перекопе и Чонгаре, форсировали Сиваш.

Последняя схватка красных и белых была особенно яростной и жестокой.

Остатки некогда грозной Добровольческой армии устремились к сосредоточенным в крымских портах кораблям Черноморской эскадры.

Почти 100 тыс. человек были вынуждены покинуть родину.

В 1921-1922гг. Гражданская война продолжалась на Дальнем Востоке.

Вооруженное противостояние между белыми и красными закончилось победой красных.


1 вопрос. Подумайте, был ли победитель и Гражданской войне?.

Примерный ответ учащихся(Нет. Страдали люди, и стой и с другой стороны, погибло много народа, страна оказались в очень сложном положении. Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, двухмиллионная иммиграция, гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества - все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. А по мнению некоторых историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все - и победители и побежденные.)

(Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы, очевиден - необходимо сделать все зависящее от нас, чтобы исключить возможность повторения гражданской войны. Но, к сожалению, этого пока не происходит. Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в 1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. И. конечно нельзя не затронуть страшную трагедию чеченской войны. Необходимо накапливать опыт мирного разрешения конфликтов, быть толерантными. Оставаться в любой ситуации людьми )

Рефлексия

Домашнее задание: читать п. 7 , вопрос 7 письменно.


10 класс Гражданская война. Важнейшие события 1918-1919 гг. Террор белый и красный

Цель: сформировать представление о гражданской войне как битве приверженцев альтернативных путей возрождения России;

Предметные: рассказать о событиях на фронтах с использованием ист. карты, документов и презентации. Сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.

Метапредметные: продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать ист.факты.

Личностные: подвести учащихся к выводу о том, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

«А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других…»

М. Волошин

Ход урока.


1. Организационный момент.

2. Мотивация.

- Сегодня мы продолжим рассматривать события , которые произошли в нашей стране после Октябрьской революции 1017 года. В истории есть разные страницы: славные и бесславные, триумфальные и трагические, созидающие и разрушительные. Это страницы Гражданской войны

3.Актуализация знаний

3.1:Диалог

  • что такое Гражданская война;

  • каковы её особенности;

  • какими причинами она была вызвана

  • противоборствующие стороны.

Мы уже выяснили, что в годы Гражданской войны российское общество раскололось на два непримиримых лагеря.

  • Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (зачитать).

  • Постараемся выяснить, кто это «те», кто «другие», за которые молился поэт.

  • Определите социальную базу(опору) Белого и Красного движения.

  • Интересы каких социальных и политических сил выражали белые и красные?


Основные противоборствующие силы: «красные» и «белые»;

Назовите

Сторонники “красных” :Рабочие, Малообеспеченное крестьянство, большевики

Сторонники “белых”: Помещики, капиталисты, торговцы Офицерство Зажиточное крестьянство Казачество Представители разных партий – от правых социалистов до монархистов.


  • Каковы основные идеи противоборствующих сил?



Были еще “зеленые”, что это за сила? в основном представители крестьянства (дезертиры всех мастей, махновцы, «зеленые», повстанцы Антонова, моряки Кронштадта).


3.Изучение нового материала.

С конца 1917 года в российские порты на севере и Дальнем Востоке стали прибывать английские, американские и японские корабли. Цель – для защиты этих портов от возможной германской агрессии. Вначале Советское правительство отнеслось к этому спокойно, согласилось принять от стран Антанты помощь в виде продовольствия и вооружения.

В марте на совещании глав правительств и министров иностранных дел стран Антанты было принято непризнание Брестского мира и необходимости вмешательства во внутренние дела России.

Апрель 1918 года – высадка японских, английских, американских, французских десантников.

Январь 1919 год – высадка морского десанта в Одессе, Севастополе, Батуми, Баку (работа с картой).

Увеличение военного контингента в портах Севера и дальнего Востока.

Основные события Гражданской войны( опережающее дом.зад., приложение).


Знакомство с генералами Гражданской войны. (краткие исторические справки учеников).


Работа с доп. материалом (воспоминания очевидцев Гражданской войны).

Подумайте, был ли победитель и Гражданской войне?.

Примерный ответ учащихся(Нет. Страдали люди, и стой и с другой стороны, погибло много народа, страна оказались в очень сложном положении. Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, двухмиллионная иммиграция, гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества - все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. А по мнению некоторых историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все - и победители и побежденные


Рефлексия (тест)


Домашнее задание: изучить материал на стр. 70-77, вопрос 7 письменно.























































Приложение№1. Исторические личности времен Гражданской войны

Семен Михайлович Буденный () — советский военачальник, участник Гражданской войны, командующий 1-й Конной армией, один из первых Маршалов Советского Союза, Трижды Герой Советского Союза. Родился 25 апреля 1883 года в бедной крестьянской семье. Участвовал в русско-японской войне 1904-05 годов и 1-й мировой войне, был награждён за храбрость Георгиевскими крестами четырёх степеней и четырьмя медалями.

В феврале 1918 года С. М. Будённый создал революционный конный отряд, действовавший против белогвардейцев на Дону, который вырос затем в кавалерийскую дивизию, успешно действовавшую под Царицыном в 1918 году — начале 1919 года.

Во второй половине июня 1919 года в Красной Армии было создано первое крупное кавалерийское соединение — Конный корпус под командованием С. М. Будённого, сыгравший в августе 1919 года решающую роль в разгроме в верховьях Дона основных сил Кавказской армии генерала Врангеля. В ноябре 1935 года получил воинское звание Маршал Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны Семен Буденный входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы,

удостоен звания Героя Советского Союза. Семен Михайлович Буденный умер на 91-м году жизни, 26 октября 1973 года. Похоронен на Красной площади в Москве у кремлевской стены.

Василий Иванович Чапаев родился 28.1(9.2).1887в деревне Будайки, ныне в черте города Чебоксары. Герой Гражданской войны . С 1914 года - в армии, участвовал в I мировой войне. Был награжден за отвагу тремя георгиевскими крестами, медалью, получил звание подпрапорщика.

В начале 1918 года сформировал красногвардейский отряд и подавлял кулацко-эсеровские мятежи в Николаевском уезде. С апреля 1919 года командовал 25-й стрелковой дивизией, отличившейся во время контрнаступления Восточного фронта против войск Колчака. 11 июля 1919г. 25-я дивизия под командованием Чапаева освободила Уральск.

В ночь на 5 сентября 1919 года белогвардейцы внезапно напали на штаб 25-й дивизии. Чапаев со своими соратниками сражался против превосходящих сил врага. Расстреляв все патроны, раненый Чапаев пытался переплыть реку Урал, но был сражен пулей и погиб.

Награжден орденом Красного Знамени. Легендарный образ Чапаева отражён в повести "Чапаев" Д. А. Фурманова, в кинофильме "Чапаев" и других произведениях литературы и искусства.
















Тухачевский Михаил Николаевич (18военный деятель. Родился в семье обедневшего дворянина. Учился в гимназии, в 1914 был отправлен на фронт. За 6 месяцев первой мировой войны Тухачевский был награжден 6 орденами, проявив незаурядное командирское мастерство. В 1918 вступил в РКП(б). О себе говорил: "Моя настоящая жизнь началась с Октябрьской революции и вступления в Красную Армию".

В годы гражданской войны командовал 1-й и 5-й армиями на Вост. фронте; был награжден Золотым оружием "за личную храбрость, широкую инициативу, энергию, распорядительность и знание дела". Успешно провел ряд операций на Урале и в Сибири против войск .

В 1принимал активное участие в осуществлении технической реконструкции Вооруженных Сил; разрабатывал вопросы развития оперативного искусства, военного строительства, составления военных энциклопедий и др. В 1936 стал первым заместителем. наркома обороны СССР.

В 1935 он первым в истории Красной Армии провел тактическое учение с применением воздушного десанта, положив начало воздушно-десантных войск.

Тухачевский поддержал предложение С. П. Королева о создании Реактивного института для проведения исследований в области ракетостроения. Творческая мысль Тухачевского обогатила все отрасли советской военной науки. Г. К. Жуков оценивал его так: "Гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде военных нашей Родины". В 1933 был награжден орденом Ленина, а в 1935 Тухачевскому было присвоено звание Маршала Советского Союза.

В 1937 Тухачевский был обвинен в создании троцкистской военной организации, осужден как "враг народа" и расстрелян.

Александр Васильевич Колчак () – российский военачальник, полярный исследователь, гидролог, адмирал (1918). Родился 4 (16) ноября 1874 в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. Окончил Морской кадетский корпус, произведен в мичманы. В служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане; занимался самостоятельно изучением гидрологии и океанографии, начал публиковаться в научной печати. В 1900г. был откомандирован в распоряжение Академии наук. Участник Русской полярной экспедиции.

С началом русско-японской войны, несмотря на хроническую пневмонию и суставной ревматизм, ставшие следствием полярных экспедиций, Александр Колчак добился возвращения в Морское ведомство и направления в Порт-Артур, где командовал миноносцем; под его руководством были расставлены минные заграждения при входе в Порт-Артурскую бухту, затем командовал береговой артиллерийской батареей; был ранен. После сдачи крепости оказался в плену, в апреле 1905 вернулся через Америку в Петербург. Был награжден Георгиевским оружием, орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени с мечами.

С 1912 — в действующем флоте; командир эсминца на Балтике, в декабре 1913 произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой Александр Колчак войны руководил минированием входа в Финский залив, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу и т. д.

С сентября 1915 командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В апреле 1916 произведен в контр-адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом (одновременно произведен в вице-адмиралы «за отличия по службе»).

В 1916-17 командующий Черноморским флотом.

Один из организаторов белого движения в Гражданскую войну.

В 1918-20 «верховный правитель российского государства»; установил режим военной диктатуры в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, ликвидированный Красной Армией и партизанами. Сам Колчак по постановлению Иркутского ВРК расстрелян. Расстрелян 7 февраля 1920, в Иркутске.

Антон Иванович Деникин () - российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения, публицист и мемуарист.

А. И. Деникин родился 4 декабря 1872 года. Окончил реальное училище, военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища (1892) и Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба. Во время Русско-японской войны в марте 1904 подал рапорт о переводе в действующую армию и был назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 8-го армейского корпуса. В Первую мировую войну командовал стрелковой бригадой и дивизией, армейским корпусом.

Осенью 1917 А. Деникин прибыл в Новочеркасск, где принял участие в организации и формировании Добровольческой армии. Стремился сгладить разногласия между генералами М. В. Алексеевым и Корниловым, с октября 1918 - главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919года - главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России».

29 августа Деникин арестован и помещен на гауптвахту в Бердичеве, затем переведен в Быхов, где находились в заключении Корнилов и его соратники. 19 ноября 1917 по распоряжению Верховного главнокомандующего генерала Н. Н. Духонина освобожден из-под ареста, как и некоторые другие арестованные по корниловскому делу; с документами на чужое имя пробрался на Дон. С апреля 1920 - в эмиграции.

Работы по истории русско-японской войны; воспоминания: «Очерки русской смуты», «Путь русского офицера». Скончался 7 августа 1947, г. Анн Арбор, США.

Приложение№2.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок "Гражданская война" история 10 класс

Автор: Ильина Ольга Сергеевна

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война в России» "
    ["seo_title"] => string(68) "proiekt-uroka-po-istorii-rossii-9-klass-grazhdanskaia-voina-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "178010"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424764735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Гражданская война в России : взгляд из будущего"
    ["seo_title"] => string(48) "grazhdanskaiavoinavrossiivzghliadizbudushchiegho"
    ["file_id"] => string(6) "257682"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448372843"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Начало гражданской войны "
    ["seo_title"] => string(27) "nachalo-ghrazhdanskoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "169864"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423480522"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. "
    ["seo_title"] => string(76) "kazakhstan-v-ghody-ghrazhdanskoi-voiny-i-inostrannoi-voiennoi-intiervientsii"
    ["file_id"] => string(6) "166872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423001624"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Гражданская война: красные. "
    ["seo_title"] => string(28) "grazhdanskaia-voina-krasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "235523"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443724842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства