kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока : "Смута"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Смута" была разработана учителем

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока : "Смута"»

Конспект урока по истории России.

Тема урока: Смута. 7 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: изучить эпоху смутного времени.

Задачи урока:

·  Образовательные: выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты;

·  Развивающие: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.

Оборудование урока:

· Учебник (стр.12 – 23); Арсентьев Н.М. Данилов А.А. История России

7 класс под ред. Торкунова А.В. : Просвещение 2016

Оборудование:  компьютер, · «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — интерактивное наглядное пособие. Интерактивные карты по истории России 7класс. Карта 5.1. Россия в начале XVII века. Смутное время..

·  раздаточный материал ( исторические документы);

Ход урока:

I. этап урока:

Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

II. этап урока:

Проверка домашнего задания:

карточка № 1: Прочитай вопросы и подготовь ответ на них:

1. Охарактеризуйте успехи России во времена фактического правления Бориса Годунова ( до избрания его на царство).

2. Какое историческое значение для личной судьбы Бориса Годунова и для судьбы России имела гибель в Угличе царевича Дмитрия?

Показываем интерактивный объект на карте Б.Ф. Годунов

III этап урока.

Мотивационно - целевой.

События рубежа XVI - XVII веков получили с легкой руки современников название Смутного времени. Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Как же жилось в эти лихие годы? И каковы причины Смутного времени? Давайте перенесемся в далекое прошлое.

IV. этап урока. Изучение нового материала. ( запись в рабочей тетради темы и плана урока)

План:

1. Причины и суть Смутного времени.

2. Царствование Лжедмитрия I.

3. Боярский заговор.

4. Выступление Ивана Болотникова.

Учитель: Было бы не верно именовать Смутой промежуток времени исключительно с 1598 по 1613 годы. Смута, как скрытая болезнь, задолго до эпохи самозванцев подтачивала силы государства. То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века врезалось в ее историческую память. Никогда раньше политическая борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и тем более социальных низов. Это было время упорной и жестокой борьбы боярских партий, группировок духовенства и народа, вовлекаемого в конфликты противоборствующими сторонами.

По определению В.И. Даля, смута - это возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор между народом и властью.

Смутное время - это эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса. (сделать запись в рабочей тетради)

Так в чем же заключались причины смуты? Внимательно познакомьтесь с текстом § 2, "Причины и суть Смутного времени" и запишите эти причины в тетрадь.

1. Пресечение законной московской династии;

2. Хозяйственная разруха ( голод, запустение центральной части русских земель);

3. Ужесточение политики закрепощения крестьян;

4. Массовые народные волнения;

5. Противоречия между боярами и дворянами, так как шла борьба за влияние на того или иного царя;

6. Увеличение налогового гнета;

7. Ослабление центральной власти.

Работа с документом "Русский историк В.О. Ключевский о Лжедмитрии I" стр. 23-24

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы:

1. Чем отличался Лжедмитрий I от предшествующих русских государей?

2. Как могли относиться к поведению молодого царя современники?

запись в тетради: 1605 - 1606 - царствование Лжедмитрия I.

Выступление Ивана Болотникова (учитель организует работу в группах)

Задание:

1 группа: охарактеризовать состав участников восстания. Какие слои общества сыграли активную роль в восстании?

2 группа: определить, совпадали ли цели и интересы различных слоев общества, объединившихся в лагерь И. Болотникова.

3 группа: проследить, охарактеризовать ход движения восставших.

4 группа: причины поражения. Почему, на ваш взгляд, В. Шуйский сумел подавить восстание И. Болотникова?

( учащиеся работают с текстом учебника, интерактивной картой 5.1.Смутное время, стр. 25 учебника и текстом документа "Из записок немецкого участника восстания Болотникова" стр. 22-23 учебника)

Выступление групп (если необходимо учитель комментирует и дополняет)

После падения города Тулы закончилось восстание под руководством И. Болотникова, но гражданская война в России не прекратилась, а перешла в другую стадию, осложненную иностранным вмешательством.

( Ученики формируют и записывают в тетрадь понятие "гражданская война"и дату восстания)

Гражданская война - война в которой соотечественники воюют друг против друга.

1606-1607 - восстание под предводительством И.И. Болотникова.

Характерные черты смутного времени

1. Ослабление центральной власти.

2. Боярство вновь попыталось стать ведущей политической силой в стране.

3. Широкое распространение самозванчества.

4. Вторжение в Россию иностранных войск.

V. этап урока.

Первичное осмысление и закрепление знаний.

Очень долго бытовало мнение, что причиной Смуты в России является лишь отсутствие законного наследника на русский престол. Перечислите еще причины Смуты в России, разделите их по трем направлениям: экономические, политические, социальные.

VI этап урока.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщающая беседа:

- Что мы изучали сегодня на уроке?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

- Что в новом материале вас заинтересовало?

- Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание: § 2, сравните деятельность Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока : "Смута"

Автор: Алиева Сабият Алиевна

Дата: 15.09.2019

Номер свидетельства: 519761

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по истории для 8 класса на тему "Начало Смуты...без власти далеко не уйдешь" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-istorii-dlia-8-klassa-na-tiemu-nachalo-smuty-biez-vlasti-dalieko-nie-uidiesh"
    ["file_id"] => string(6) "238375"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444558793"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Урок  по истории для общеобразовательных учебных заведений Тема урока. Россия в Смутное время "
    ["seo_title"] => string(108) "urok-po-istorii-dlia-obshchieobrazovatiel-nykh-uchiebnykh-zaviedienii-tiema-uroka-rossiia-v-smutnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "156834"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421496013"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок с элементами сингапурской системы обучения  по теме "Смутное время" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-s-eliemientami-singhapurskoi-sistiemy-obuchieniia-po-tiemie-smutnoie-vriemia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104930"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402770819"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Великое разорениие и Смута "
    ["seo_title"] => string(30) "vielikoie-razorieniiie-i-smuta"
    ["file_id"] => string(6) "156347"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421413490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентация "Великое разорение и Смута" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-vielikoie-razorieniie-i-smuta"
    ["file_id"] => string(6) "156352"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421414036"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства