Просмотр содержимого документа
«Тема урока : "Смута"»
Конспект урока по истории России.
Тема урока: Смута. 7 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: изучить эпоху смутного времени.
Задачи урока:
· Образовательные: выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты;
· Развивающие: развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
Оборудование урока:
· Учебник (стр.12 – 23); Арсентьев Н.М. Данилов А.А. История России
7 класс под ред. Торкунова А.В. : Просвещение 2016
Оборудование: компьютер, · «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — интерактивное наглядное пособие. Интерактивные карты по истории России 7класс. Карта 5.1. Россия в начале XVII века. Смутное время..
· раздаточный материал ( исторические документы);
Ход урока:
I. этап урока:
Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II. этап урока:
Проверка домашнего задания:
карточка № 1: Прочитай вопросы и подготовь ответ на них:
1. Охарактеризуйте успехи России во времена фактического правления Бориса Годунова ( до избрания его на царство).
2. Какое историческое значение для личной судьбы Бориса Годунова и для судьбы России имела гибель в Угличе царевича Дмитрия?
Показываем интерактивный объект на карте Б.Ф. Годунов
III этап урока.
Мотивационно - целевой.
События рубежа XVI - XVII веков получили с легкой руки современников название Смутного времени. Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Как же жилось в эти лихие годы? И каковы причины Смутного времени? Давайте перенесемся в далекое прошлое.
IV. этап урока. Изучение нового материала. ( запись в рабочей тетради темы и плана урока)
План:
1. Причины и суть Смутного времени.
2. Царствование Лжедмитрия I.
3. Боярский заговор.
4. Выступление Ивана Болотникова.
Учитель: Было бы не верно именовать Смутой промежуток времени исключительно с 1598 по 1613 годы. Смута, как скрытая болезнь, задолго до эпохи самозванцев подтачивала силы государства. То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века врезалось в ее историческую память. Никогда раньше политическая борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и тем более социальных низов. Это было время упорной и жестокой борьбы боярских партий, группировок духовенства и народа, вовлекаемого в конфликты противоборствующими сторонами.
По определению В.И. Даля, смута - это возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор между народом и властью.
Смутное время - это эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса. (сделать запись в рабочей тетради)
Так в чем же заключались причины смуты? Внимательно познакомьтесь с текстом § 2, "Причины и суть Смутного времени" и запишите эти причины в тетрадь.
1. Пресечение законной московской династии;
2. Хозяйственная разруха ( голод, запустение центральной части русских земель);
3. Ужесточение политики закрепощения крестьян;
4. Массовые народные волнения;
5. Противоречия между боярами и дворянами, так как шла борьба за влияние на того или иного царя;
6. Увеличение налогового гнета;
7. Ослабление центральной власти.
Работа с документом "Русский историк В.О. Ключевский о Лжедмитрии I" стр. 23-24
Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы:
1. Чем отличался Лжедмитрий I от предшествующих русских государей?
2. Как могли относиться к поведению молодого царя современники?
запись в тетради: 1605 - 1606 - царствование Лжедмитрия I.
Выступление Ивана Болотникова (учитель организует работу в группах)
Задание:
1 группа: охарактеризовать состав участников восстания. Какие слои общества сыграли активную роль в восстании?
2 группа: определить, совпадали ли цели и интересы различных слоев общества, объединившихся в лагерь И. Болотникова.
3 группа: проследить, охарактеризовать ход движения восставших.
4 группа: причины поражения. Почему, на ваш взгляд, В. Шуйский сумел подавить восстание И. Болотникова?
( учащиеся работают с текстом учебника, интерактивной картой 5.1.Смутное время, стр. 25 учебника и текстом документа "Из записок немецкого участника восстания Болотникова" стр. 22-23 учебника)
Выступление групп (если необходимо учитель комментирует и дополняет)
После падения города Тулы закончилось восстание под руководством И. Болотникова, но гражданская война в России не прекратилась, а перешла в другую стадию, осложненную иностранным вмешательством.
( Ученики формируют и записывают в тетрадь понятие "гражданская война"и дату восстания)
Гражданская война - война в которой соотечественники воюют друг против друга.
1606-1607 - восстание под предводительством И.И. Болотникова.
Характерные черты смутного времени
1. Ослабление центральной власти.
2. Боярство вновь попыталось стать ведущей политической силой в стране.
3. Широкое распространение самозванчества.
4. Вторжение в Россию иностранных войск.
V. этап урока.
Первичное осмысление и закрепление знаний.
Очень долго бытовало мнение, что причиной Смуты в России является лишь отсутствие законного наследника на русский престол. Перечислите еще причины Смуты в России, разделите их по трем направлениям: экономические, политические, социальные.
VI этап урока.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Обобщающая беседа:
- Что мы изучали сегодня на уроке?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Что в новом материале вас заинтересовало?
- Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание: § 2, сравните деятельность Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.