kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Великое разорениие и Смута

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Великое разорение и Смута» завершает раздел «Царство Московское». Эта тема в курсе истории ключевая, одна из центральных, насыщена богатым фактическим материалом. События этого периода оказали значительное влияние на  цивилизационное развитие  страны. Тип урока – проверка знаний и умений учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Великое разорениие и Смута »

Разработка урока.





1.Тема урока.

Тема: «Великое разорение и смута» пр. 26, 29, 30, стр. 211 – 248 учебника «История России с древнейших времен до конца 17 вв.», 10 класс, авторы А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.



2.Психолого-педагогическая характеристика класса. ( на учащихся 10 «а» класса ).

При составлении характеристики использовались: опросник Р. Кеттелла, тест А. Лаури, 12 – ти клеточный квадрат, опросник А. Андреевой и А. Прихожан.

Учащиеся обучаются по программе общеобразовательных школ. Имеют средний уровень интеллектуальных возможностей. Учащихся можно разделить на три группы по уровню развития познавательных мотивов:

- учащиеся со средним уровнем познавательной активности ( 4 человека ) – 17 %

- учащиеся с недостаточной сформированностью учебных мотивов ( 14 человек ) – 68,7%

- учащиеся со сниженной мотивацией, отрицательным эмоциональным отношением к учению ( 5 человек ) – 21,7 %

Учащиеся класса имеют средние потенциальные возможности, позволяющие успешно усваивать учебный материал, часть ребят недостаточно используют свой потенциал, требуют концентрации внимания, мотивационного подкрепления со стороны учителя в течение учебного процесса, контроля. Учащиеся имеют средний уровень притязаний, самооценки, Самореализации, высокий уровень школьной тревожности, свидетельствующий о глубокой запущенности.

Результаты обследования:







Уровень развития

Интеллект

Слуховая память

Зрительная память

Внимание

B

_

_

_

_

BN



70%



10%



36%



_

N



50%



51%



49%



52%

HN



43%



39%



15%



48%





Рекомендации. Учитывая ослабленность мотивационной сферы учащихся класса, необходимо проводить работу по формированию:

- активной позиции ученика ( обеспечить ситуации личностного выбора задания по количеству и степени сложности);

- общей положительной атмосферы на уроках, снижению тревожности детей, стремясь исключить страх ученика перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

- познавательного интереса, стимулируя многообразием приемов занимательности( иллюстрации, таблицы и т.п.);

Учитывая так же средний уровень развития слуховой памяти, рекомендуется в ходе урока проговаривание и повторное проговаривание вслух учебного материала.

3. Обоснование технологий, методов и методик, используемых на уроке.

Выбор технологий, методов и методии, используемых на уроке, обусловлен спецификой восприятия и освоения учебного материала учащимися в данном возрасте, уровнем подготовленности десятиклассников, с учетом составленной психолого- педагогической характеристикой класса, учебных возможностей и индивидуальных особенностей учащихся нашей школы,с учетом принципов личностно ориентированного подхода,

Цель и задачи урока реализуются через различные методы обучения: репродуктивный (репродуктивная беседа, устное и письменное воспроизведение текста), частично-поисковый (работа с историческими документами, дополнительным материалом, с таблицами, схемами, ), объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя, индивидуальные сообщения, доклады, использование наглядных средств).

На уроке используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся. Фронтальная форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение проблемы, активизировать их работу, позволяет высказывать собственное мнение, рассмотреть альтернативные варианты, задействовать слуховую память. Групповая форма позволяет активизировать познавательную деятельность каждого ученика, дает возможность дифференцировать обучение, воспитывать уважение друг к другу через атмосферу в микрогруппах, индивидуально- обособленная форма позволяет решать познавательную задачу усилиями каждого учащегося, учитывать особенности каждого путем подбора дифференцированных заданий.

В ходе уроков используются различные приемы: анализ документа, выписывание понятий, составление таблиц, заполнение контурной карты, и др.; применяются мультимедийные средства.

Задания для учащихся на различных этапах урока носят дифференцированный характер по степени сложности, домашнее задание так же дифференцированно, для средних и сильных учащихся предлагаются опережающие задания.



4. Цель урока: проверить, как усвоена тема «Великое разорение и смута»; систематизировать и обобщить знания по теме.

5. Задачи урока:

Обучающие: учащиеся должны знать:

- причины Великого разорения и Смутного времени;

- хронологический материал (1533 – 1584 гг., 1565 – 1572 гг., 1558 – 1583 гг., 1598 – 1605 гг., 1605 – 1606 гг., 1606 – 1610 гг., 1598 – 1613 гг., 1606 – 1610 гг., 1610 – 1613 гг., 1611 – 1612 гг.);

- определение терминов: опричнина, смутное время, интервенция, гражданская война, народное ополчение, Земский собор;

- последствия Смутного времени;

Развивающие: учащиеся должны уметь:

- выявлять причинно-следственные связи;

- определять понятия;

- работать с исторической картой;

- извлекать информацию из исторического документа;

- сравнивать исторические события;

Воспитывающие: учащиеся должны понимать:

- что только народ, благодаря социальному согласию, проявленному чувству долга, ответственности за судьбу Родины, благодаря пожертвованию личными интересами смог спасти страну от интервентов;

- осознание такой нравственной ценности как любовь к Родине.



6. Тип урока: проверка знаний и умений учащихся.































7. План урока с хронометражем.

1) Организационный этап 1мин.

- взаимное приветствие;

- определение отсутствующих;

- проверка готовности к уроку;

- проверка подготовленности классного помещения к уроку;

- организация внимания;

2) Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний 4мин.

- сообщение темы изучения материала;

- формулировка целей и задач;

- показ практической значимости усвоению и изучению материала, мотивация учащегося к его усвоению.

3) Этап всесторонней проверки знаний 40 мин.

- проверка различными методами объема и качества усвоения материала учащимися;

- проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений;

- организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся;

- комментирование ответов учащихся.











8. Используемая литература.



Литература для учащихся:

  1. История России в таблицах и схемах. Для школьников. Кариев С.Ш., Бурдина Е.Н., «Лист», м; 01 год.

  2. «Деятели отечественной истории». А.П. Шлиман., АСТ, М; 97 год.

  3. Нижегородский край. Факты, события, люди. Нижний Новгород. НГЦ 94.

  4. «Общедоступное чтение о русской истории». С.М. Соловьев. – М.: изд. «Республика» 92.

  5. Епифанов. Хрестоматия по истории СССР (с древнейших времен до 1861 года) – Москва.: Просвещение, 80.

  6. Головатенко. История России: спорные проблемы.: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты – изд.2 – М.: Школа – Пресс, 95.

  7. http://yandex.ru/yandsearch?text=смута%20википедия&clid=9403&lr

  8. http://historynotes.ru/smutnoe-vremya-smuta/

  9. http://vzfei.biz/referaty/otechestvennaja-istorija/5370-prichiny-i-posledstviya-smuty-na-rusi-istoricheskij-analiz.html

Литература для учителя:

1) Г.В.Трусова. История в 10 классе. Поурочное планирование с проверочными заданиями и контрольными тестами. М; 2012 год.

2) Преподавание истории в школе, 1993 год №2.

3) Приложение к газете 1 сентября. История. 2002 год № 44, 45, 36; 1998 год, №2.

4) В.О.Ключевский. Исторические портреты. Деятели истории мысли, Москва; изд. «Правда», 1998.

5) http://yandex.ru/yandsearch?text=смута%20википедия&clid=9403&lr

6) http://historynotes.ru/smutnoe-vremya-smuta/

7) http://vzfei.biz/referaty/otechestvennaja-istorija/5370-prichiny-i-posledstviya-smuty-na-rusi-istoricheskij-analiz.html





9.Материалы и оборудование: иллюстрация: Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве, стенд «Портреты царей эпохи Великого разорения и Смутного времени»), карта «Русское государство в 16 веке», атласы, контурные карты, выставка книг, карточки с заданиями, с тестами, мультимедийные средства.













































10. Ход урока





Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников


Теоретическое

обоснование




1.Организационный этап. Психологическая задача: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию, проверить готовность учеников к уроку.





2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учебно-воспитательные задачи: организовать и целенаправить учебную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению и проверке знаний и умений по теме «Великое разорение и Смутное время», мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху.





























3.Этап всесторонней проверки знаний и умений учащихся. Учебно-воспитательные задачи: проверить качество и прочность знаний учащихся, выявить уровень осмысления и обобщения материала по теме, умение применять приобретенные знания на практике.



Учитель приветствует учеников,отмечает отсутствующих, проверяет подготовленность класса к работе, привлекает внимание.





















На прошлом уроке мы завершили тему «Великое разорение и Смутное время», в ходе которого познакомились с огромным фактическим материалом, новыми терминами, именами исторических деятелей- два социально-экономических кризиса- 60-70-е г. 16 века и Смута 17 века оказали значительное влияние на дальнейшее развитие нашей страны, в связи с чем нам важно повторить, обобщить изученный материал и проверить, как вы его усвоили. Для чего сегодня на уроке мы вспомним причины Великого разорения и Смутного времени, восстановим хронологию событий, раскроем последствия Смутного времени,заслушаем сообщения об исторических деятелях изученного периода.











Сначала мы с вами немного поиграем. На экране- сетка с заданиями (Слайд 2), которые распределены по категориям, каждой категории соответствует свой балл. Ваша задача- открыть любую категорию и ответить на вопрос. За правильный ответ даются жетоны, которые будут являться дополнением к оценке, полученной за урок (Слайд 2).

Категория «Иллюстрации» (Слайд 3).

Кто изображен на иллюстрации?

Кто изображен на иллюстрации?

В честь кого воздвигнут этот памятник, изображенный на иллюстрации ?

Категория «События» ( Слайд 4).

Зачитывается отрывок из произведения А.С. Пушкина « Борис Годунов» (Слайд 5-6).

- О каком событии идет речь?

Привел меня бог видеть злое дело,

Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич

На некое был сослан послушанье,

Пришел я в ночь. Наутро, в час обедни

Вдруг слышу звон, ударили в набат, Крик, шум. Бегут на двор царицы.

Я спешу туда ж- а там уже весь город.

Гляжу: лежит зарезанный царевич.

5) Зачитывается отрывок из исторического романа А. К. Толстого « Князь Серебряный»

-О каком событии идет речь?

« Вот созвал он Думу, и нас, и духовенство . А когда собрались мы, объявил нам, что я- де с тем только принимаю государство, чтобы казнить моих злодеев, класть опалу на изменников… и чтобы ни от митрополита, ни от властей не было мне бездельной докуки о милости.

Беру- де себе , говорит опосную стражу и беру на свой особный обиход разные города и пригородки и на самой Москве разные улицы… И с этого дня начал он новых людей набирать…Отдал им всю землю, все домы, все добро, что отрезал на свой обиход…

Ездят теперь по всей земли их дьявольские полки с метлами, да с песьими головами, топчут правду…»

6) О каком событии идет речь? Кому принадлежит это обращение?

« О братие и друзи, вси нижегородские народы! Что сотворим ныне, видящее Московское государство в великом разорении?...призовем себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московского государства, достоверных дворян града Смоленска, ныне бо они близь града нашего, в арзамастех местах».

Категория «Фамилия» (Слайд 6).

7) Кто скрывался под именем Лжедмитрия 1?

8) Назовите имя жены Лжедмитрия 1.

9) Сподвижник и любимец И. Грозного, опричник, палач, чьими руками Грозный расправлялся с действительными и воображаемыми противниками?

Учитель вызывает для работы у доски нескольких учащихся для выполнения задания 1,2,3.



Задание 1. Соотнесите правильно даты и события:

1533-1584 - Опричнина

1565-1572 – правление Грозного

1558-1583 – правление Б.Годунова

1598-1605 – Ливонская война

1605-1606 - правление В.Шуйского

1606-1610 – правление Лжедмитрия I

1598-1605 – восстание Болотникова

1606-1610 – Смутное время

1610-1613 – Первое и второе ополчение , освобождение от интервентов

1611-1612 – «Семибоярщина»

Задание 2. Вычеркните лишнее слово.

И.Грозный-Федор Иванович- Б.Годунов- Лжедмитрий I-В.Шуйский- Лжедмитрий II- М.Романов.

Задание 3. Дайте определение терминам: опричнина, Смутное время, интервенция, Гражданская война, народное ополчение, Земский собор.

Учитель организует работу по группам.

Группа 1 выполнят задания А1, А2, гр.2 – Б1, Б2, гр.3 – В1, В2, В3, гр.4 – Г1, Г2, Г3, гр.5 – Д1, Д2, Д3.

По истечении времени, данного на выполнение заданий, учитель приступает к их проверке.

Задание Б1.

70-80-е гг. 16 века в стране получили название Великого разорения –

Чем характеризуется этот период?

Какие причины способствовали Великому разорению?( Работа c документами- отрывки из работ Соловьева С.М., М.И.Забелина, С. Ф. Платонова, С. Н. Бердышева)











Задание А1 – Назовите цели и последствия опричнины ( Слайд 7-8).



Задание В1 – (Слайд 9)

Прочитайте отрывок из работы историка С.М.Соловьева

- О какой войне идет речь?

- После какого события И.Грозный идет на переговоры?

- С какими странами?

«… Славная защита Пскова, которая в то время для русских людей имела такое же значение, как для нас защита Севастополя, дала царю Иоанну Васильевичу только возможность поскорее заключить мир, ибо он видел, что со своим неискусным и истомленным войском он не мог ожидать успеха в войне с такими искусным полководцем, каким был Баторий; да и не с одним Баторием нужно было воевать; шведы также наступали и забирали русские города. Царь заключил мир и с поляками и со шведами, отказавшись от морских Балтийских берегов».



Задание В2 – показать по карте и рассказать, какие земли отошли Речи Посполитой и Швеции после заключения Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия (Слайд 10)



















Задание А2 – Назовите причины Смутного времени и условия, ему способствовавшие. (Слайд 11-14)







































Задание Б2 ( Слайд 15-16 ) – прочитайте отрывок из «Грамоты русского правительства французскому королю 1615 г. А с ним пришли в царствующий град Москву многие польские и литовские люди, и Донские и Вольские атаманы и казаки, которые бегали из нашего Московского государства за свои вины от смертные казни. И учиняясь на Московском государстве тот вор государем, многих бояр и воевод и всяких людей по городам в заточенье разослал, а иных смертными казньми казнил. А потом к тому вору пришел из Литвы воевода Сендомирский Юрья Мнишек со многими Польскими и Литовскими людьми, а привез с собою… по договору с тем вором дочь свою Марину и дал ему в жену. И будучи на Москве, те Польские и Литовские люди… почали вере нашей крестьянской многое поруганье чинить, и … людем многое насильство делать, и умыслил был тот вор Гришка с поляки патриарха Московского и митрополитов и архиепископов и епископов и бояр и воевод и всяких чинов людей лутших побитии, а Московское государство под корону Польскую прилучити, а нашу православную христианскую истинную веру греческого закона разорити. И нашего Московского государства бояре и воеводы и всякие люди, видя такое зло от того вора Ростриги и от Польских и Литовских людей, немога такого зла терпети, соединяся все единомышленно и облича того вора злей смерти предали».

-О каком событии идет речь?

- Кого привел с собой в Москву Лжедмитрий I?

- Чем заканчивается правление Лжедмитрия I, Почему?

- Какие еще причины способствовали восстанию против Лжедмитрия I ?

































Задание Г1. (Слайд17-18 ) Показать по карте путь следования войск Лжедмитрия I.







Задание А2 – почему вооруженное противостояние начала 17 века называют гражданской войной? Какое событие стало кульминацией мощного движения начала 17 века?



























Задание Г2 – Нанесите на контурную карту границы России накануне Смутного времени, названия обозначенных городов, обозначьте район восстания под руководством Болотникова, поход армии к Москве, отступление повстанцев к Калуге и Туле. Рассказать об итогах восстания.



Задание Д1. Назовите причины открытой шведской и польской интервенции. Как вы расцениваете поступок правительства «Седьмочисленных бояр», почему?















Задание Г3. Кто возглавил I и II Ополчения, где они сформировались. Назовите итоги деятельности ополчения.

- В чем историческое значение освобождения страны от интервентов?























Задание Д2. Показать по карте движение отрядов второго народного ополчения. ( Слайд19-20 )











Учитель предлагает заслушать сообщения учащихся о К.Минине, Д.Пожарском, И.Сусанине.

Задание Д3. Показать по карте и рассказать о том, какие земли отошли к Швеции по Столбовскому миру и к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.( Слайд21-22 )

















Итак, Смутное время в стране заканчивается, каковы были его последствия? (Слайд 23-24)







- Какие задачи, по вашему мнению, стояли перед новым царем?















Итак, эпоха, разделившая две русские династии, явилась сложным периодом в истории Отечества. Многие события не имеют сегодня однозначной оценки. Например, расходятся мнения историков об итогах опричнины, а часть событий Смутного времени одни из них называют «крестьянской войной», «гражданской войной», спорным является вопрос о последствиях событий Смутного времени. Ряд исследователей полагают, что некоторые эпизоды Смуты таили возможности альтернативного развития для России (например, зачатки договорных отношений между царем и подданными при призвании на престол В.Шуйского и королевича Владислава. Многие историки указывают, что национальная консолидация, позволившая отразить иноземные вторжения, была достигнута на консервативной основе, что надолго отложило остро необходимую стране модернизацию. Учитель цитирует источники, обращая внимание учащихся на выставку книг в классе.

Если вас заинтересовал материал и вы хотите найти ответы на спорные вопросы, то можете обратиться к нашей выставке книг, к дополнительной литературе.

Но какими бы не были оценки событий, ясно то, что два кризиса русской государственности оставили тяжелые последствия. Многие города и селения лежали в развалинах, но русские люди возвращались на пепелища, приступали, как исстари повелось, к святому долгу - возрождали свои жилища и пашни, мастерские и торговые караваны. Кризисы сильно ослабили Россию и народ, но и показали ее силу. Я думаю, что мы согласимся с замечательными словами историка Соловьева «…русские люди наказались, научились, к чему ведут смуты, несогласия, междуусобия; у них было столько нравственной силы, что они могли воспользоваться наказанием, встали, соединились, очистили государство и теперь могли поддерживать нового государя и не дать возвратиться прежней смуте, доказательством служил подвиг Ивана Сусанина».

Таким образом, только благодаря социальному согласию народ смог победить интервентов, спасти страну от национальной катастрофы.

А теперь давайте вспомним историю России 20-го века, изученную вами в 9-м классе. Какие периоды в истории России 20-го века и современного периода конца 20-го века напоминают вам эпоху разорения и смутного времени?



На это вопрос нам ответит Еремин С.

















































































Таким образом, наша страна не раз оказывалась в тяжелом положении, переживала сложные испытания, но будем надеяться и верить, что наш народ сможет найти выход из любых тяжелых ситуаций, как это было в 1612 году.



Далее учитель предлагает выполнить индивидуальные задания по вариантам .







Учитель анализирует работу класса, отмечает тех, кто старался особенно, ставит оценки за работу в группах, при фронтальном опросе, за индивидуальные устные ответы.



Учитель задает домашнее задание: мини – проекты в форме презентаций на тему: « Смутное время в искусстве», индивидуальные сообщения: «Смута и Нижний Новгород», «Смута и Арзамас», « Участие нижегородцев в крестьянской войне в начале 17 века"( на выбор)












Ученики приветствуют учителя, дежурный докладывает об отсутствующих, ученики дают понять учителю о готовности к уроку.



















Учащиеся записывают число и тему урока«Великое разорение и Смутное время» в тетрадь.



















































































Ответ: В.Шуйский



Ответ: Б.Годунов



Ответ: в честь Минина и Пожарского.











Ответ: речь идет о смерти царевича Дмитрия в Угличе.



































Ответ: речь идет об опричнине













































Ответ: речь идет об обращении К.Минина к нижегородцам.





























Ответ: Григорий Отрепьев.



Марина Мнишек



М.Скуратов



















Индивидуальная работа у доски.

































Индивидуальная работа у доски.

















































Этот период характеризуется обезлюдением, разорением. В это время разразился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, бегство на окраины, страшный голод. Страна была на грани катастрофы.





Причины: опричнина, Ливонская война.











Ответ: речь идет о Ливонской войне. И.Грозный идет на переговоры после героической обороны Пскова, он заключает мир с Речью Посполитой (Ям-Запольский мир) и Плюсское перемирие со Швецией.









































Ответ: Ям-Запольскому миру с Речью Посполитой в 1582 году Россия отказалась от Полоцка, Ливонии. В 1583 году по Плюсскому перемирию со Швецией за шведами остаются города Нарва, Ям, Ивангород, Копорье.



Ответ: Причины Смутного времени: Междинастический кризис, опричнина, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти, стремление различных социальных групп общества улучшить свое сословное положение. Условия, способствующие смуте: борьба бояр за ограничения власти царя, падение нравственности, боярские опалы, неурожаи, голод, мор в период правления Бориса Годунова, активность казачества, вмешательство Польши и католической церкви.









































































































Ответ: Лжедмитрий I в Москве.

Он привел с собой поляков, литовцев, донских и волжских атаманов и казаков, сбежавших из Московского государства.

Лжедмитрия I убивают в результате заговора, во главе которого стоял В.Шуйский.

Русские люди были недовольны новым царем, так как «вере крестьянской поругание чинил, а Московское государство под корону польскую прилучити» хотел… Кроме того, он не исполнил многих обещаний, не оправдал расчетов московской знати, не стал марионеткой в руках Думы.



Войско двигалось из Речи Посполитой к Москве. По пути ему сдаются города Моравск, Чернигов, Путивль, Рыльск, Курск, Кромы.



Вооруженное противостояние начала 17 века называют гражданской войной, т.к. это была вооруженная борьба за власть, в которую включились все социальные группы и сословия, объединенные одной целью – восстановить на престоле «законного» царя. Причем, их представители оказались в обоих лагерях – повстанческом и правительственном. Кульминацией мощного движения начала 17 века стало восстание под руководством Болотникова.



Восставшие не достигли своих целей. Силы Болотникова были осаждены и разгромлены правительственными войсками.













Причины шведской интервенции: к Швеции обращается за помощью В.Шуйский, чтобы разгромить восстание под руководством Болотникова, обещая за это Корелу с уездами. Причины польской интервенции: правительство «седьмочисленных бояр» предлагает престол польскому королевичу Владиславу.



Первое ополчение сформировалось в Рязани, возглавил Ляпунов. Первое ополчение распалось. Второе ополчение сформировалось в Нижнем Новгороде, оно освободило Москву от поляков, осажденные в Кремле капитулировали в октябре 1612 г. Россия была освобождена благодаря народу, который проявив мужество и отвагу спас страну от национальной катастрофы.





Второе ополчение вышло из Нижнего Новгорода по направлению к Москве через города Кострому, Ярославль, Ростов, Переяславль, Троицу.







Индивидуальный рассказ.







По Столбовскому миру со Швецией ей отошли земли по южному и восточному берегам Финского залива с городами Ивангород, Ям, Копорье, Орешек. Мы потеряли выход к Балтийскому морю. По Деулинскому перемирию с Польшей Россия отдала Смоленскую, Черниговскую, Северскую земли.





Учащиеся называют последствия Смутного времени





Ответ: необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство, города, села, изгнать остатки интервентов…





















































































































































































Индивидуальный рассказ. Эпоха Великого разорения и Смуты сопоставима с событиями истории России 20-го века. Так, опричнина с ее террором и репрессиями напоминает суровые времена Сталинского правления, а термин «смутное время»применим к таким событиям, как революция, гражданская война, перестройка, становление рыночной экономики. Вспомним 17-й год, 18-20-е года, где имели место и борьба за власть между различными политическими силами, и вмешательство иностранных гос-в во внутренние дела страны. В 20-м веке в России тоже было «разорение, нужда, обнищание» (так охарактеризовал этот период И.В.Ленин). Как и во время правления Бориса Годунова, в 1921 году тоже разразился страшный голод. Период перестройки, становление рыночной экономики тоже можно назвать смутным временем.( Слайд 25). На лицо борьба за власть, снижение уровня жизни населения, недовольство властью… и хотя нам удалось избежать гражданской войны, но мы были на грани.





















Учащиеся выполняют индивидуальные задания.












Обеспечить комфортность внешней обстановки и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

















































































Игровая форма обучения в ходе фронтальной работы используется для мотивации деятельности учащихся.























Использование наглядности помогает задействовать зрительную память и расширить кругозор учащихся.













Обращение к отрывкам из художественной литературы активизирует познавательную деятельность, обогащает новыми знаниями, устанавливает межпредметные связи.







































































































































Репродуктивный метод, используемый на данном этапе помогает проверить сформированность хронологических знаний и умений, умения определять понятия.























Задание творческого характера, направлено на активизацию мыслительной деятельности.



















Использование групповой формы работы способствует воспитанию чувств взаимопомощи и уважение к мнению друг друга; групповая корректировка ответов помогает ликвидировать пробелы и активизирует познавательную деятельность каждого ученика.

В ходе работы вопросы репродуктивного характера используются для выявления элементарных знаний и умений учащихся продуктивно-познавательные вопросы направлены на выяснение причин, последствий формулирования выводов.





































Задание способствует закреплению практического навыка работы с историческими документами.







































Работа с картой выявляет уровень сформированности картографических умений.





































































Задание выявляет умение учащихся извлекать информацию из документов, выявлять причины событий, делать выводы.

































































































































































































Отрабатываются умения применять полученные знания на практике.













































































































































Работа со схемой способствует развитию зрительной памяти, длительному сохранению материала.



























Освещение различных точек зрения на события вовлекает уч-ся в поиск истины.

































































































































































Проведение исторических параллелей способствует развитию творческой активности, развитию исторического мышления, обобщению и осмыслению знаний.

























































































Индивидуальная форма организации познавательной деятельности направлена на проверку качества знаний каждого ученика.












































VIII.Самоанализ проведенного урока.



Тема урока «Великое разорение и Смута» завершает раздел «Царство Московское». Эта тема в курсе истории ключевая, одна из центральных, насыщена богатым фактическим материалом. События этого периода оказали значительное влияние на цивилизационное развитие страны. Тип урока – проверка знаний и умений учащихся. Урок проводился в 10-м классе, состоящем из 22 человек. Коллектив сформировался в сентябре 2012 года, но состав его периодически меняется (происходит отчисление – зачисление ребят). Ученики пришли к нам из других школ, после неудачных попыток поступить в училища, техникумы. В ноябре – декабре класс пополнился новыми детьми, отчисленными за неуспеваемость из техникумов и училищ.

На оценку «пять» не занимается никто из учащихся, на «четыре» - 2 человека, на «три» двадцать человек. Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся показывает, что 68 ℅ - с низким уровнем развития, 28 ℅ – средний уровень, 4 ℅ – высокий уровень. Многие занимаются в неполную силу своих способностей, интерес к учению носит слабовыраженный характер.

Эти особенности я и постаралась учесть при планировании урока, чтобы качественно реализовать поставленные цели и задачи.

Цель урока: проверить как усвоена тема «Великое разорение и Смута», систематизировать и обобщить знания по теме.

Задача:

обучающая: учащиеся должны знать причины Великого разорения и Смуты, хронологический материал, определение терминов (опричнина, Смутное время, интервенция, гражданская война, Земский собор);

развивающая: : учащиеся должны уметь: выявлять причинно-следственные связи, определять понятия, уметь работать с исторической картой, уметь извлекать информацию из документа, уметь сравнивать исторические события;

воспитывающая: ученики должны понимать, что только народ, благодаря социальному согласию, проявленным чувству долга, ответственности за судьбу Родины, благодаря пожертвованию личными интересами смогли спасти страну от интервентов, должны осознавать такую нравственную ценность как любовь к Родине.

В ходе урока были использованы различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Начат был урок с фронтальной работы – игры, т.к. игровые моменты стимулируют к учебной деятельности, дают возможность почувствовать себя свободнее, увереннее и подготавливают к дальнейшей работе – индивидуальной и в группах. Деление на группы – с учетом уровня ЗУН, возможностей учащихся.

Реализовывать поставленные задачи помогали: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный (репродуктивные вопросы направлены на воспроизведение готовых знаний), частично-поисковый (продуктивно-познавательные вопросы требовали не только воспроизведения готовых знаний, но и поиска обобщений, формулирования выводов, выявления причин, последствий). Ребята работали с отрывком из исторического документа, работы Соловьева. Чтобы заинтересовать учащихся, расширить кругозор, были использованы межпредметные связи (отрывок из произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов», А.Толстой «Князь Серебряный»), иллюстрации, представлена выставка научной и художественной литературы по теме.

На уроке были представлены различные точки зрения на события, проводились исторические параллели.В ходе урока поставленные задачи удалось реализовать, цели были достигнуты, т.к. мы вспомнили причины Великогоразорения и Смутного времени, восстановили хронологию событий, раскрыли последствия; была проверена степеньусвоения материала, материал обобщен и систематизирован.



IX. Список литературы.



1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Головатенко А.Г. Два кризиса русской государственности // Преподавание истории в школе, №2, 1993.

10)Головатенко А.Г. История России: спорные проблемы.: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты – изд.2 – М.: Школа – Пресс, 95.

3. Епифанов. Хрестоматия по истории СССР (с древнейших времен до 1861 года) – Москва.: Просвещение, 80

4. Инге Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика,1990.

5. Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития современного школьника / http://works.tarefer.ru/64/100271/index.html

6. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах) для школьников – М.: «Лист», 2001.

7. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели истории мысли, Москва; изд. «Правда», 1998.

8. Конаржевский Ю. А. Анализ урока – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

9. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика // Завуч. Управление современной школой, №2, 2006.

10. Личностно ориентированное обучение: ндивидуализация содержания образования // Завуч. Управление современной школой, №8, 2008.

11. Нижегородский край. Факты, события, люди. Нижний Новгород. НГЦ 94.

12. Обучение в вечерней школе. / Под редакцией Е.П.Тонконогой. – М.: «Педагогика», 1976.



13. Преподавание истории в школе, 1993 год №2.

14.Приложение к газете 1 сентября. История. 2002 год № 44, 45, 36; 1998 год, №2.

15. Сахаров А.Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца 17 века. – М.: Просвещение, 2006.

16. Серов Б.Н., Лагно А. Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 века.10 класс. – М.: ВАКО, 2005.

17. Соловьев С.М. «Общедоступное чтение о русской истории». – М.: изд. «Республика» 92.

18.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

19. Трусова Г.В. История в 10 классе. Поурочное планирование с проверочными заданиями и контрольными тестами. М; 2012 год.

20. Шлиман А.П «Деятели отечественной истории», АСТ, М; 1997 год.

21. http://festival.1september.ru/articles/530567/.

22.http://www.pandia.ru/text/78/184/28945.php.

23. http://www.openclass.ru/node/88011.

24. http://yandex.ru/yandsearch?text=смута%20википедия&clid=9403&lr










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Великое разорениие и Смута

Автор: Исусова Ольга Викторовна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентация "Великое разорение и Смута" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-vielikoie-razorieniie-i-smuta"
    ["file_id"] => string(6) "156352"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421414036"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Смутное время начала xvii века. «великое разорение»"
    ["seo_title"] => string(57) "smutnoie_vriemia_nachala_xvii_vieka_vielikoie_razorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "472420"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528282966"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тест по истории России XVI-XVII вв. "
    ["seo_title"] => string(35) "tiest-po-istorii-rossii-xvi-xvii-vv"
    ["file_id"] => string(6) "106964"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403125052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства