1.Организационный этап. Психологическая задача: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию, проверить готовность учеников к уроку.
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Учебно-воспитательные задачи: организовать и целенаправить учебную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению и проверке знаний и умений по теме «Великое разорение и Смутное время», мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху.
3.Этап всесторонней проверки знаний и умений учащихся. Учебно-воспитательные задачи: проверить качество и прочность знаний учащихся, выявить уровень осмысления и обобщения материала по теме, умение применять приобретенные знания на практике. |
Учитель приветствует учеников,отмечает отсутствующих, проверяет подготовленность класса к работе, привлекает внимание.
На прошлом уроке мы завершили тему «Великое разорение и Смутное время», в ходе которого познакомились с огромным фактическим материалом, новыми терминами, именами исторических деятелей- два социально-экономических кризиса- 60-70-е г. 16 века и Смута 17 века оказали значительное влияние на дальнейшее развитие нашей страны, в связи с чем нам важно повторить, обобщить изученный материал и проверить, как вы его усвоили. Для чего сегодня на уроке мы вспомним причины Великого разорения и Смутного времени, восстановим хронологию событий, раскроем последствия Смутного времени,заслушаем сообщения об исторических деятелях изученного периода.
Сначала мы с вами немного поиграем. На экране- сетка с заданиями (Слайд 2), которые распределены по категориям, каждой категории соответствует свой балл. Ваша задача- открыть любую категорию и ответить на вопрос. За правильный ответ даются жетоны, которые будут являться дополнением к оценке, полученной за урок (Слайд 2). Категория «Иллюстрации» (Слайд 3). Кто изображен на иллюстрации? Кто изображен на иллюстрации? В честь кого воздвигнут этот памятник, изображенный на иллюстрации ? Категория «События» ( Слайд 4). Зачитывается отрывок из произведения А.С. Пушкина « Борис Годунов» (Слайд 5-6). - О каком событии идет речь? Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич На некое был сослан послушанье, Пришел я в ночь. Наутро, в час обедни Вдруг слышу звон, ударили в набат, Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я спешу туда ж- а там уже весь город. Гляжу: лежит зарезанный царевич. 5) Зачитывается отрывок из исторического романа А. К. Толстого « Князь Серебряный» -О каком событии идет речь? « Вот созвал он Думу, и нас, и духовенство . А когда собрались мы, объявил нам, что я- де с тем только принимаю государство, чтобы казнить моих злодеев, класть опалу на изменников… и чтобы ни от митрополита, ни от властей не было мне бездельной докуки о милости. Беру- де себе , говорит опосную стражу и беру на свой особный обиход разные города и пригородки и на самой Москве разные улицы… И с этого дня начал он новых людей набирать…Отдал им всю землю, все домы, все добро, что отрезал на свой обиход… Ездят теперь по всей земли их дьявольские полки с метлами, да с песьими головами, топчут правду…» 6) О каком событии идет речь? Кому принадлежит это обращение? « О братие и друзи, вси нижегородские народы! Что сотворим ныне, видящее Московское государство в великом разорении?...призовем себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московского государства, достоверных дворян града Смоленска, ныне бо они близь града нашего, в арзамастех местах». Категория «Фамилия» (Слайд 6). 7) Кто скрывался под именем Лжедмитрия 1? 8) Назовите имя жены Лжедмитрия 1. 9) Сподвижник и любимец И. Грозного, опричник, палач, чьими руками Грозный расправлялся с действительными и воображаемыми противниками? Учитель вызывает для работы у доски нескольких учащихся для выполнения задания 1,2,3.
Задание 1. Соотнесите правильно даты и события: 1533-1584 - Опричнина 1565-1572 – правление Грозного 1558-1583 – правление Б.Годунова 1598-1605 – Ливонская война 1605-1606 - правление В.Шуйского 1606-1610 – правление Лжедмитрия I 1598-1605 – восстание Болотникова 1606-1610 – Смутное время 1610-1613 – Первое и второе ополчение , освобождение от интервентов 1611-1612 – «Семибоярщина» Задание 2. Вычеркните лишнее слово. И.Грозный-Федор Иванович- Б.Годунов- Лжедмитрий I-В.Шуйский- Лжедмитрий II- М.Романов. Задание 3. Дайте определение терминам: опричнина, Смутное время, интервенция, Гражданская война, народное ополчение, Земский собор. Учитель организует работу по группам. Группа 1 выполнят задания А1, А2, гр.2 – Б1, Б2, гр.3 – В1, В2, В3, гр.4 – Г1, Г2, Г3, гр.5 – Д1, Д2, Д3. По истечении времени, данного на выполнение заданий, учитель приступает к их проверке. Задание Б1. 70-80-е гг. 16 века в стране получили название Великого разорения – Чем характеризуется этот период? Какие причины способствовали Великому разорению?( Работа c документами- отрывки из работ Соловьева С.М., М.И.Забелина, С. Ф. Платонова, С. Н. Бердышева)
Задание А1 – Назовите цели и последствия опричнины ( Слайд 7-8).
Задание В1 – (Слайд 9) Прочитайте отрывок из работы историка С.М.Соловьева - О какой войне идет речь? - После какого события И.Грозный идет на переговоры? - С какими странами? «… Славная защита Пскова, которая в то время для русских людей имела такое же значение, как для нас защита Севастополя, дала царю Иоанну Васильевичу только возможность поскорее заключить мир, ибо он видел, что со своим неискусным и истомленным войском он не мог ожидать успеха в войне с такими искусным полководцем, каким был Баторий; да и не с одним Баторием нужно было воевать; шведы также наступали и забирали русские города. Царь заключил мир и с поляками и со шведами, отказавшись от морских Балтийских берегов».
Задание В2 – показать по карте и рассказать, какие земли отошли Речи Посполитой и Швеции после заключения Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия (Слайд 10)
Задание А2 – Назовите причины Смутного времени и условия, ему способствовавшие. (Слайд 11-14)
Задание Б2 ( Слайд 15-16 ) – прочитайте отрывок из «Грамоты русского правительства французскому королю 1615 г. А с ним пришли в царствующий град Москву многие польские и литовские люди, и Донские и Вольские атаманы и казаки, которые бегали из нашего Московского государства за свои вины от смертные казни. И учиняясь на Московском государстве тот вор государем, многих бояр и воевод и всяких людей по городам в заточенье разослал, а иных смертными казньми казнил. А потом к тому вору пришел из Литвы воевода Сендомирский Юрья Мнишек со многими Польскими и Литовскими людьми, а привез с собою… по договору с тем вором дочь свою Марину и дал ему в жену. И будучи на Москве, те Польские и Литовские люди… почали вере нашей крестьянской многое поруганье чинить, и … людем многое насильство делать, и умыслил был тот вор Гришка с поляки патриарха Московского и митрополитов и архиепископов и епископов и бояр и воевод и всяких чинов людей лутших побитии, а Московское государство под корону Польскую прилучити, а нашу православную христианскую истинную веру греческого закона разорити. И нашего Московского государства бояре и воеводы и всякие люди, видя такое зло от того вора Ростриги и от Польских и Литовских людей, немога такого зла терпети, соединяся все единомышленно и облича того вора злей смерти предали». -О каком событии идет речь? - Кого привел с собой в Москву Лжедмитрий I? - Чем заканчивается правление Лжедмитрия I, Почему? - Какие еще причины способствовали восстанию против Лжедмитрия I ?
Задание Г1. (Слайд17-18 ) Показать по карте путь следования войск Лжедмитрия I.
Задание А2 – почему вооруженное противостояние начала 17 века называют гражданской войной? Какое событие стало кульминацией мощного движения начала 17 века?
Задание Г2 – Нанесите на контурную карту границы России накануне Смутного времени, названия обозначенных городов, обозначьте район восстания под руководством Болотникова, поход армии к Москве, отступление повстанцев к Калуге и Туле. Рассказать об итогах восстания.
Задание Д1. Назовите причины открытой шведской и польской интервенции. Как вы расцениваете поступок правительства «Седьмочисленных бояр», почему?
Задание Г3. Кто возглавил I и II Ополчения, где они сформировались. Назовите итоги деятельности ополчения. - В чем историческое значение освобождения страны от интервентов?
Задание Д2. Показать по карте движение отрядов второго народного ополчения. ( Слайд19-20 )
Учитель предлагает заслушать сообщения учащихся о К.Минине, Д.Пожарском, И.Сусанине. Задание Д3. Показать по карте и рассказать о том, какие земли отошли к Швеции по Столбовскому миру и к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.( Слайд21-22 )
Итак, Смутное время в стране заканчивается, каковы были его последствия? (Слайд 23-24)
- Какие задачи, по вашему мнению, стояли перед новым царем?
Итак, эпоха, разделившая две русские династии, явилась сложным периодом в истории Отечества. Многие события не имеют сегодня однозначной оценки. Например, расходятся мнения историков об итогах опричнины, а часть событий Смутного времени одни из них называют «крестьянской войной», «гражданской войной», спорным является вопрос о последствиях событий Смутного времени. Ряд исследователей полагают, что некоторые эпизоды Смуты таили возможности альтернативного развития для России (например, зачатки договорных отношений между царем и подданными при призвании на престол В.Шуйского и королевича Владислава. Многие историки указывают, что национальная консолидация, позволившая отразить иноземные вторжения, была достигнута на консервативной основе, что надолго отложило остро необходимую стране модернизацию. Учитель цитирует источники, обращая внимание учащихся на выставку книг в классе. Если вас заинтересовал материал и вы хотите найти ответы на спорные вопросы, то можете обратиться к нашей выставке книг, к дополнительной литературе. Но какими бы не были оценки событий, ясно то, что два кризиса русской государственности оставили тяжелые последствия. Многие города и селения лежали в развалинах, но русские люди возвращались на пепелища, приступали, как исстари повелось, к святому долгу - возрождали свои жилища и пашни, мастерские и торговые караваны. Кризисы сильно ослабили Россию и народ, но и показали ее силу. Я думаю, что мы согласимся с замечательными словами историка Соловьева «…русские люди наказались, научились, к чему ведут смуты, несогласия, междуусобия; у них было столько нравственной силы, что они могли воспользоваться наказанием, встали, соединились, очистили государство и теперь могли поддерживать нового государя и не дать возвратиться прежней смуте, доказательством служил подвиг Ивана Сусанина». Таким образом, только благодаря социальному согласию народ смог победить интервентов, спасти страну от национальной катастрофы. А теперь давайте вспомним историю России 20-го века, изученную вами в 9-м классе. Какие периоды в истории России 20-го века и современного периода конца 20-го века напоминают вам эпоху разорения и смутного времени?
На это вопрос нам ответит Еремин С.
Таким образом, наша страна не раз оказывалась в тяжелом положении, переживала сложные испытания, но будем надеяться и верить, что наш народ сможет найти выход из любых тяжелых ситуаций, как это было в 1612 году.
Далее учитель предлагает выполнить индивидуальные задания по вариантам .
Учитель анализирует работу класса, отмечает тех, кто старался особенно, ставит оценки за работу в группах, при фронтальном опросе, за индивидуальные устные ответы.
Учитель задает домашнее задание: мини – проекты в форме презентаций на тему: « Смутное время в искусстве», индивидуальные сообщения: «Смута и Нижний Новгород», «Смута и Арзамас», « Участие нижегородцев в крестьянской войне в начале 17 века"( на выбор)
|
Ученики приветствуют учителя, дежурный докладывает об отсутствующих, ученики дают понять учителю о готовности к уроку.
Учащиеся записывают число и тему урока«Великое разорение и Смутное время» в тетрадь.
Ответ: В.Шуйский
Ответ: Б.Годунов
Ответ: в честь Минина и Пожарского.
Ответ: речь идет о смерти царевича Дмитрия в Угличе.
Ответ: речь идет об опричнине
Ответ: речь идет об обращении К.Минина к нижегородцам.
Ответ: Григорий Отрепьев.
Марина Мнишек
М.Скуратов
Индивидуальная работа у доски.
Индивидуальная работа у доски.
Этот период характеризуется обезлюдением, разорением. В это время разразился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, бегство на окраины, страшный голод. Страна была на грани катастрофы.
Причины: опричнина, Ливонская война.
Ответ: речь идет о Ливонской войне. И.Грозный идет на переговоры после героической обороны Пскова, он заключает мир с Речью Посполитой (Ям-Запольский мир) и Плюсское перемирие со Швецией.
Ответ: Ям-Запольскому миру с Речью Посполитой в 1582 году Россия отказалась от Полоцка, Ливонии. В 1583 году по Плюсскому перемирию со Швецией за шведами остаются города Нарва, Ям, Ивангород, Копорье.
Ответ: Причины Смутного времени: Междинастический кризис, опричнина, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти, стремление различных социальных групп общества улучшить свое сословное положение. Условия, способствующие смуте: борьба бояр за ограничения власти царя, падение нравственности, боярские опалы, неурожаи, голод, мор в период правления Бориса Годунова, активность казачества, вмешательство Польши и католической церкви.
Ответ: Лжедмитрий I в Москве. Он привел с собой поляков, литовцев, донских и волжских атаманов и казаков, сбежавших из Московского государства. Лжедмитрия I убивают в результате заговора, во главе которого стоял В.Шуйский. Русские люди были недовольны новым царем, так как «вере крестьянской поругание чинил, а Московское государство под корону польскую прилучити» хотел… Кроме того, он не исполнил многих обещаний, не оправдал расчетов московской знати, не стал марионеткой в руках Думы.
Войско двигалось из Речи Посполитой к Москве. По пути ему сдаются города Моравск, Чернигов, Путивль, Рыльск, Курск, Кромы.
Вооруженное противостояние начала 17 века называют гражданской войной, т.к. это была вооруженная борьба за власть, в которую включились все социальные группы и сословия, объединенные одной целью – восстановить на престоле «законного» царя. Причем, их представители оказались в обоих лагерях – повстанческом и правительственном. Кульминацией мощного движения начала 17 века стало восстание под руководством Болотникова.
Восставшие не достигли своих целей. Силы Болотникова были осаждены и разгромлены правительственными войсками.
Причины шведской интервенции: к Швеции обращается за помощью В.Шуйский, чтобы разгромить восстание под руководством Болотникова, обещая за это Корелу с уездами. Причины польской интервенции: правительство «седьмочисленных бояр» предлагает престол польскому королевичу Владиславу.
Первое ополчение сформировалось в Рязани, возглавил Ляпунов. Первое ополчение распалось. Второе ополчение сформировалось в Нижнем Новгороде, оно освободило Москву от поляков, осажденные в Кремле капитулировали в октябре 1612 г. Россия была освобождена благодаря народу, который проявив мужество и отвагу спас страну от национальной катастрофы.
Второе ополчение вышло из Нижнего Новгорода по направлению к Москве через города Кострому, Ярославль, Ростов, Переяславль, Троицу.
Индивидуальный рассказ.
По Столбовскому миру со Швецией ей отошли земли по южному и восточному берегам Финского залива с городами Ивангород, Ям, Копорье, Орешек. Мы потеряли выход к Балтийскому морю. По Деулинскому перемирию с Польшей Россия отдала Смоленскую, Черниговскую, Северскую земли.
Учащиеся называют последствия Смутного времени
Ответ: необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство, города, села, изгнать остатки интервентов…
Индивидуальный рассказ. Эпоха Великого разорения и Смуты сопоставима с событиями истории России 20-го века. Так, опричнина с ее террором и репрессиями напоминает суровые времена Сталинского правления, а термин «смутное время»применим к таким событиям, как революция, гражданская война, перестройка, становление рыночной экономики. Вспомним 17-й год, 18-20-е года, где имели место и борьба за власть между различными политическими силами, и вмешательство иностранных гос-в во внутренние дела страны. В 20-м веке в России тоже было «разорение, нужда, обнищание» (так охарактеризовал этот период И.В.Ленин). Как и во время правления Бориса Годунова, в 1921 году тоже разразился страшный голод. Период перестройки, становление рыночной экономики тоже можно назвать смутным временем.( Слайд 25). На лицо борьба за власть, снижение уровня жизни населения, недовольство властью… и хотя нам удалось избежать гражданской войны, но мы были на грани.
Учащиеся выполняют индивидуальные задания.
|
Обеспечить комфортность внешней обстановки и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Игровая форма обучения в ходе фронтальной работы используется для мотивации деятельности учащихся.
Использование наглядности помогает задействовать зрительную память и расширить кругозор учащихся.
Обращение к отрывкам из художественной литературы активизирует познавательную деятельность, обогащает новыми знаниями, устанавливает межпредметные связи.
Репродуктивный метод, используемый на данном этапе помогает проверить сформированность хронологических знаний и умений, умения определять понятия.
Задание творческого характера, направлено на активизацию мыслительной деятельности.
Использование групповой формы работы способствует воспитанию чувств взаимопомощи и уважение к мнению друг друга; групповая корректировка ответов помогает ликвидировать пробелы и активизирует познавательную деятельность каждого ученика. В ходе работы вопросы репродуктивного характера используются для выявления элементарных знаний и умений учащихся продуктивно-познавательные вопросы направлены на выяснение причин, последствий формулирования выводов.
Задание способствует закреплению практического навыка работы с историческими документами.
Работа с картой выявляет уровень сформированности картографических умений.
Задание выявляет умение учащихся извлекать информацию из документов, выявлять причины событий, делать выводы.
Отрабатываются умения применять полученные знания на практике.
Работа со схемой способствует развитию зрительной памяти, длительному сохранению материала.
Освещение различных точек зрения на события вовлекает уч-ся в поиск истины.
Проведение исторических параллелей способствует развитию творческой активности, развитию исторического мышления, обобщению и осмыслению знаний.
Индивидуальная форма организации познавательной деятельности направлена на проверку качества знаний каждого ученика.
|