Тема урока: Смутное время (слайд 1)
(урок с использованием сингапурской системы обучения в 7 классе)
Эпиграф урока:
«Пока у власти стоит бессилие,
царит повсюду одно насилие».
Н.Макиавелли
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: определить причины и сущность Смутного времени.
Задачи
образовательные:
на основе документального и другого материала выделить основные периоды Смуты и отождествлять их с конкретными политическими лидерами;
усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного времени;
развивающие:
формировать навыки работы с источниками знаний, прежде всего с учебником и историческими документами;
формирование критического мышления учащихся;
учиться рассматривать историческую проблему (личность) с различных позиций;
развивать коммуникативные навыки работы в группах.
воспитательные:
акцентировать гражданственно-патриотическую позицию учащихся;
вовлечь в активную практическую деятельность;
выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
Основные понятия: Смутные времена или Смута
Важнейшие личности: Иван Грозный, царь Фёдор, царевич Дмитрий, Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов
Важнейшие даты:
1598-1605 – правление Бориса Годунова
1605-1606 – правление Лжедмитрия I
1606-1610 – правление Василия Шуйского
1610-1612 - Семибоярщина
1613, февраль - избрание на царство Михаила Романова
Оборудование:
презентация учителя, учебник «История России»7класс-автор Е.В.Пчёлов, документы по периоду Смутного времени, интерактивная доска
План урока: (записать) (слайд 2)
1. Понятие «Смута»
2. Причины Смуты.
3. Периодизация Смуты
Ход урока.
I. Понятие «Смута» .
Учитель: Смута, смутное время, лихолетье – так называли начало XVII в. в России. Никогда еще на Руси не происходило подобных событий. И если ранее споры за русский престол могли вести разные ветви князей – Рюриковичей, то в эти годы на древний стол Ивана Калиты претендовали и беглый монах, и бывший холоп, и нищий школьный учитель. А наследственная монархия вдруг разом превратилась в выборную. Поддерживая то одного, то другого самозванца, русские люди подняли оружие друг против друга. Поэтому историки называют этот период первой гражданской войной в России. И за всем этим зорко следят давние недруги России, довольные ее ослаблением, готовые каждую минуту отхватить себе лакомый кусочек богатой земли русской.
Давайте познакомимся более подробно с историческими событиями и действующими лицами этого периода. (слайд 3)
«В начале XVII века на государство русское послано было страшное испытание... Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому, погибнуть...». (С.М.Соловьев)
А что же такое Смута?
Это слово устаревшее, подберите к слову синонимы. Для этого мы используем структуру Джот Тотс.
Структура Джот Тотс (слайд 4)
Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.
Задание: Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом . Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение - 3 минуты.
Время закончилось. Хай файф Участник под номером 3 , стол номер 3 зачитайте свои ответы: (примерно)
мятеж, беспорядки, волнение, раздор, восстание, крамола, ссора, нелады, тревога, расстройство, мутно, смущать, народные волнения, неразбериха, бунт, возмущения, беспокойство, переполох, суматоха
Учитель. Запишем в тетрадях: (слайд 5)
Смута (мятеж, беспорядок) -
историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Этот период ознаменован стихийными бедствиями, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. (1598-1613)
(слайд 6) закрепление по схеме
II. Причины Смуты. (слайд 7)
Сейчас вам предстоит самостоятельно разобраться с причинами Смуты. Изучите п.1 на стр.4 и исторический документ на стр.8 учебника. (Из воспоминаний голландского купца Исаака Массы). (10-15мин)
Структура Стё зе класс (слайд 8)
Задание:
Запишите как можно больше причин Смуты в течение 1минуты
Прочертите линию после ответа
Двигайтесь по комнате, чтобы записать больше идей других участников
Время закончилось. Хай файф. Участник под номером 4, стол номер 1 зачитайте свои ответы.
Учитель: информацию внесём в таблицу
Причины Смуты (слайд 9)
Экономические
Политические
Социальные
-тяжелейший хозяйственный кризис
-неурожаи и голод начала 17 века
-рост налогов
-неразумная политика Ивана Грозного
-династический кризис
-борьба за власть
-вмешательство Польши и Швеции
-усиление крепостничества
-болезни и эпидемии
-мятежи и восстания
-появление лжецарей и самозванцев
Таким образом, все сферы жизни общества в начале 17века были охвачены глубочайшим кризисом.
III. Периодизация Смутного времени (слайд 10, 11)
Периодизация по правителям:
1. Борис Годунов – 1598-1605гг
2. Самозванец Джедмитрий I – 1605-1606гг
3. Двоевластие Лжедмитрий II и боярский царь Василий Шуйский – 1606-1610гг
4. Семибоярщина – 1610-1612гг
5. Михаил Романов – 1613г
Периодизация по характеру власти:
1. 1598 -1610 – боярские цари и самозванцы
2. 1610-1613 – Семибоярщина и оккупация
3. 1613 – «Народный царь» - Михаил Романов
Закрепление: (слайд 12,13)
1. Смутным временем в России называют :
а) конец XVI в.
б) конец XVI — начало XVII в.
в) начало XVII в.
г) первую половину XVII в.
2.Особую роль в событиях Смутного времени сыграло:
а) боярство
б) посадское население
в) крестьянство
г) казачество
3. По какому принципу построен ряд:
Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов.
4. «Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом»
5. Обсуждение эпиграфа урока.
Учитель:
Смута начала XVII века – не просто «рубеж» столетий, в ходе Междуцарствия произошла смена династий на российском престоле, т.е. данный временной отрезок можно определить как границу между 700летним правлением Рюриковичей и последующим 300-летним царствованием Романовых. Причем это была непросто смена династий – во многом сменился и характер государственной власти. XVII столетие в истории нашей страны - время примечательное, переломное, наполненное событиями бурными и героическими. Это - время, когда заканчивается эпоха средневековья, начинается эпоха нового периода, позднего феодализма.
Заканчивается и наш урок, но знакомство с основными событиями, героями и злодеями той эпохи продолжиться на следующем уроке.
Домашнее задание: (слайд 14)
1. п.1, вопросы и задания
2. индив.- подготовить сообщения «Правление Б.Годунова», «Лжедмитрий I»
3. индив. - эссе по эпиграфу урока.