kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с элементами сингапурской системы обучения по теме "Смутное время" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Смутное время (слайд 1)

(урок с использованием сингапурской системы обучения в 7 классе)

 

                                                            Эпиграф урока:

                                             «Пока у власти стоит бессилие,

                                               царит повсюду одно насилие».

                                                                                                    Н.Макиавелли

 

Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: определить причины и сущность Смутного времени.

Задачи

образовательные: 
на основе документального и другого материала выделить основные периоды Смуты и отождествлять их с конкретными политическими лидерами;
усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного времени;

развивающие: 
формировать навыки работы с источниками знаний, прежде всего с учебником  и историческими документами;
формирование критического мышления учащихся;
учиться рассматривать историческую проблему (личность) с различных позиций;
развивать коммуникативные навыки работы в группах.

воспитательные: 
акцентировать гражданственно-патриотическую позицию учащихся;
вовлечь в активную практическую деятельность;
выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.

 Основные понятия: Смутные времена или Смута

Важнейшие личности:  Иван Грозный, царь Фёдор, царевич Дмитрий, Борис Годунов, Василий  Шуйский, Михаил Романов

Важнейшие даты:

1598-1605 – правление Бориса Годунова

 

1605-1606 – правление Лжедмитрия I

 

1606-1610 – правление Василия Шуйского

 

1610-1612 -  Семибоярщина

 

1613, февраль - избрание на царство Михаила Романова

Оборудование:

презентация учителя, учебник «История России»7класс-автор Е.В.Пчёлов, документы по периоду Смутного времени, интерактивная доска

План урока: (записать)  (слайд 2)

1. Понятие «Смута»

2. Причины Смуты.

3. Периодизация  Смуты

Ход  урока.

I. Понятие «Смута» .            

Учитель:   Смута, смутное время, лихолетье – так называли начало XVII в. в России. Никогда еще на Руси не происходило подобных событий. И если ранее споры за русский престол могли вести разные ветви князей – Рюриковичей, то в эти годы на древний стол Ивана Калиты претендовали и беглый монах, и бывший холоп, и нищий школьный учитель. А наследственная монархия вдруг разом превратилась в выборную. Поддерживая то одного, то другого самозванца, русские люди подняли оружие друг против друга. Поэтому историки называют этот период первой гражданской войной в России. И за всем этим зорко следят давние недруги России, довольные ее ослаблением, готовые каждую минуту отхватить себе лакомый кусочек богатой земли русской.
Давайте познакомимся более подробно с историческими событиями и действующими лицами этого периода.   (слайд 3)

«В начале XVII века на государство русское послано было страшное испытание...  Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому, погибнуть...».   (С.М.Соловьев)

А что же такое Смута?

Это слово устаревшее, подберите к слову синонимы. Для этого мы используем структуру Джот Тотс.

 

Структура  Джот Тотс (слайд 4)

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом . Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов.  Время  на выполнение  - 3 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 3 , стол номер 3 зачитайте свои ответы: (примерно)

мятеж, беспорядки, волнение, раздор, восстание, крамола, ссора, нелады, тревога, расстройство, мутно, смущать, народные волнения, неразбериха, бунт, возмущения, беспокойство, переполох, суматоха

Учитель. Запишем в тетрадях:  (слайд 5)

Смута (мятеж, беспорядок) -

историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Этот период ознаменован стихийными бедствиями, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. (1598-1613)

 

(слайд 6) закрепление по схеме

II. Причины Смуты. (слайд 7)

Сейчас вам предстоит самостоятельно разобраться с причинами Смуты. Изучите п.1 на стр.4  и  исторический документ  на стр.8 учебника. (Из воспоминаний голландского купца Исаака Массы). (10-15мин)

 

Структура  Стё зе класс (слайд 8)

Задание:

Запишите как можно больше причин Смуты в течение  1минуты

Прочертите линию после ответа

Двигайтесь по комнате, чтобы записать больше идей других участников

Время закончилось. Хай файф.  Участник под номером 4, стол номер 1  зачитайте свои ответы.

 Учитель:  информацию внесём в таблицу

Причины Смуты (слайд 9)

 

Экономические

Политические

Социальные

-тяжелейший хозяйственный кризис

-неурожаи и голод  начала 17 века

-рост налогов

-неразумная политика Ивана Грозного

-династический кризис

-борьба за власть

-вмешательство Польши и Швеции

 

-усиление крепостничества

-болезни и эпидемии

-мятежи и восстания

-появление лжецарей и самозванцев

 

Таким образом, все сферы жизни общества в начале 17века были охвачены глубочайшим кризисом.

 

III. Периодизация Смутного времени (слайд 10, 11)

Периодизация по правителям:

1. Борис Годунов – 1598-1605гг

2. Самозванец Джедмитрий I – 1605-1606гг

3. Двоевластие Лжедмитрий II и боярский царь Василий Шуйский – 1606-1610гг

4. Семибоярщина – 1610-1612гг

5. Михаил Романов – 1613г

Периодизация по характеру власти:

1. 1598 -1610 – боярские цари и самозванцы

2. 1610-1613 – Семибоярщина и оккупация

3. 1613 – «Народный царь» - Михаил Романов

 

Закрепление: (слайд 12,13)

      1. Смутным временем в России называют :

а) конец XVI в.

б) конец XVI — начало XVII в.

в) начало XVII в.

г)           первую половину XVII в.

      2.Особую роль в событиях Смутного времени сыграло:

а) боярство

б) посадское население

в) крестьянство

г)  казачество

    

      3. По какому принципу построен ряд:

          Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов.

 

     4. «Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать     реальную по­мощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался ви­новником всех несчастий, обрушившихся на стра­ну, и был ненавидим народом»

     5.  Обсуждение эпиграфа урока.

Учитель:

Смута начала XVII века – не просто «рубеж» столетий, в ходе Междуцарствия произошла смена династий на российском престоле, т.е. данный временной отрезок можно определить как границу между 700летним правлением Рюриковичей и последующим 300-летним царствованием Романовых. Причем это была непросто смена династий – во многом сменился и характер государственной власти. XVII столетие в истории нашей страны - время примечательное, переломное, наполненное событиями бурными и героическими. Это - время, когда заканчивается эпоха средневековья, начинается эпоха нового периода, позднего феодализма.

Заканчивается и наш урок, но  знакомство с основными событиями, героями и злодеями   той эпохи продолжиться на следующем уроке.

 

Домашнее задание:  (слайд 14)

1. п.1, вопросы и задания

2. индив.- подготовить сообщения «Правление Б.Годунова», «Лжедмитрий I»

3. индив. - эссе  по эпиграфу урока.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок с элементами сингапурской системы обучения по теме "Смутное время" 7 класс »

Тема урока: Смутное время (слайд 1)

(урок с использованием сингапурской системы обучения в 7 классе)



Эпиграф урока:

«Пока у власти стоит бессилие,

царит повсюду одно насилие».

Н.Макиавелли



Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: определить причины и сущность Смутного времени.

Задачи

образовательные: 
на основе документального и другого материала выделить основные периоды Смуты и отождествлять их с конкретными политическими лидерами;
усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного времени;

развивающие: 
формировать навыки работы с источниками знаний, прежде всего с учебником и историческими документами;
формирование критического мышления учащихся;
учиться рассматривать историческую проблему (личность) с различных позиций;
развивать коммуникативные навыки работы в группах.

воспитательные: 
акцентировать гражданственно-патриотическую позицию учащихся;
вовлечь в активную практическую деятельность;
выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.

 Основные понятия: Смутные времена или Смута

Важнейшие личности: Иван Грозный, царь Фёдор, царевич Дмитрий, Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов

Важнейшие даты:

1598-1605 – правление Бориса Годунова


1605-1606 – правление Лжедмитрия I


1606-1610 – правление Василия Шуйского


1610-1612 - Семибоярщина


1613, февраль - избрание на царство Михаила Романова

Оборудование:

презентация учителя, учебник «История России»7класс-автор Е.В.Пчёлов, документы по периоду Смутного времени, интерактивная доска

План урока: (записать) (слайд 2)

1. Понятие «Смута»

2. Причины Смуты.

3. Периодизация Смуты

Ход урока.

I. Понятие «Смута» .

Учитель: Смута, смутное время, лихолетье – так называли начало XVII в. в России. Никогда еще на Руси не происходило подобных событий. И если ранее споры за русский престол могли вести разные ветви князей – Рюриковичей, то в эти годы на древний стол Ивана Калиты претендовали и беглый монах, и бывший холоп, и нищий школьный учитель. А наследственная монархия вдруг разом превратилась в выборную. Поддерживая то одного, то другого самозванца, русские люди подняли оружие друг против друга. Поэтому историки называют этот период первой гражданской войной в России. И за всем этим зорко следят давние недруги России, довольные ее ослаблением, готовые каждую минуту отхватить себе лакомый кусочек богатой земли русской.
Давайте познакомимся более подробно с историческими событиями и действующими лицами этого периода. (слайд 3)

«В начале XVII века на государство русское послано было страшное испытание... Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому, погибнуть...». (С.М.Соловьев)

А что же такое Смута?

Это слово устаревшее, подберите к слову синонимы. Для этого мы используем структуру Джот Тотс.



Структура Джот Тотс (слайд 4)

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание: Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом . Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение - 3 минуты.

Время закончилось. Хай файф Участник под номером 3 , стол номер 3 зачитайте свои ответы: (примерно)

мятеж, беспорядки, волнение, раздор, восстание, крамола, ссора, нелады, тревога, расстройство, мутно, смущать, народные волнения, неразбериха, бунт, возмущения, беспокойство, переполох, суматоха

Учитель. Запишем в тетрадях: (слайд 5)

Смута (мятеж, беспорядок) -

историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Этот период ознаменован стихийными бедствиями, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. (1598-1613)



(слайд 6) закрепление по схеме

II. Причины Смуты. (слайд 7)

Сейчас вам предстоит самостоятельно разобраться с причинами Смуты. Изучите п.1 на стр.4 и исторический документ на стр.8 учебника. (Из воспоминаний голландского купца Исаака Массы). (10-15мин)



Структура Стё зе класс (слайд 8)

Задание:

Запишите как можно больше причин Смуты в течение 1минуты

Прочертите линию после ответа

Двигайтесь по комнате, чтобы записать больше идей других участников

Время закончилось. Хай файф. Участник под номером 4, стол номер 1 зачитайте свои ответы.

Учитель: информацию внесём в таблицу

Причины Смуты (слайд 9)



Экономические

Политические

Социальные

-тяжелейший хозяйственный кризис

-неурожаи и голод начала 17 века

-рост налогов

-неразумная политика Ивана Грозного

-династический кризис

-борьба за власть

-вмешательство Польши и Швеции


-усиление крепостничества

-болезни и эпидемии

-мятежи и восстания

-появление лжецарей и самозванцев



Таким образом, все сферы жизни общества в начале 17века были охвачены глубочайшим кризисом.



III. Периодизация Смутного времени (слайд 10, 11)

Периодизация по правителям:

1. Борис Годунов – 1598-1605гг

2. Самозванец Джедмитрий I – 1605-1606гг

3. Двоевластие Лжедмитрий II и боярский царь Василий Шуйский – 1606-1610гг

4. Семибоярщина – 1610-1612гг

5. Михаил Романов – 1613г

Периодизация по характеру власти:

1. 1598 -1610 – боярские цари и самозванцы

2. 1610-1613 – Семибоярщина и оккупация

3. 1613 – «Народный царь» - Михаил Романов



Закрепление: (слайд 12,13)

1. Смутным временем в России называют :

а) конец XVI в.

б) конец XVI — начало XVII в.

в) начало XVII в.

г) первую половину XVII в.

2.Особую роль в событиях Смутного времени сыграло:

а) боярство

б) посадское население

в) крестьянство

г) казачество

3. По какому принципу построен ряд:

Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов.


4. «Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную по­мощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался ви­новником всех несчастий, обрушившихся на стра­ну, и был ненавидим народом»

5. Обсуждение эпиграфа урока.

Учитель:

Смута начала XVII века – не просто «рубеж» столетий, в ходе Междуцарствия произошла смена династий на российском престоле, т.е. данный временной отрезок можно определить как границу между 700летним правлением Рюриковичей и последующим 300-летним царствованием Романовых. Причем это была непросто смена династий – во многом сменился и характер государственной власти. XVII столетие в истории нашей страны - время примечательное, переломное, наполненное событиями бурными и героическими. Это - время, когда заканчивается эпоха средневековья, начинается эпоха нового периода, позднего феодализма.

Заканчивается и наш урок, но знакомство с основными событиями, героями и злодеями той эпохи продолжиться на следующем уроке.



Домашнее задание: (слайд 14)

1. п.1, вопросы и задания

2. индив.- подготовить сообщения «Правление Б.Годунова», «Лжедмитрий I»

3. индив. - эссе по эпиграфу урока.


4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок с элементами сингапурской системы обучения по теме "Смутное время" 7 класс

Автор: Абдульманова Галия Талгатовна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104930


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства