kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории для 8 класса на тему "Начало Смуты...без власти далеко не уйдешь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Начало Смуты: «.без власти далеко не уйдешь»?»

Место урока: 2 урок в теме «Смутное время» Цели урока:

  1. Выявление причин начала Смуты в России в начале XVII в.
  2. Обретение учащимися собственной заинтересованной позиции по отношению к проблемным моментам отечественной истории;
  3. Формирование у школьников навыков анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений.

Задачи урока:

  1. Дать учащимся знания о правлении Бориса Годунова.
  2. Сформировать представление о начале Смутного времени и причинах этого явления.
  3. Познакомить учащихся с личностью самозванца.

Форма урока - урок-презентация с элементами исследовательской работы Тип урока - урок введения новых знаний

План урока:

  1. Царствование Бориса Годунова.
  2. Что такое «смута». Причины Смуты.
  3. Появление самозванца.

Основные понятия:

- смута

Основные даты:

- 1598-1605 гг. - царствование Бориса Годунова;

Выдающиеся личности:

царь Борис Годунов;                                                        .

самозванец Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории для 8 класса на тему "Начало Смуты...без власти далеко не уйдешь" »

Тема урока «Начало Смуты: «...без власти далеко не уйдешь»?»

Место урока: 2 урок в теме «Смутное время» Цели урока:

  1. Выявление причин начала Смуты в России в начале XVII в.

  2. Обретение учащимися собственной заинтересованной позиции по отношению к проблемным моментам отечественной истории;

  3. Формирование у школьников навыков анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений.

Задачи урока:

  1. Дать учащимся знания о правлении Бориса Годунова.

  2. Сформировать представление о начале Смутного времени и причинах этого явления.

  3. Познакомить учащихся с личностью самозванца.

Форма урока - урок-презентация с элементами исследовательской работы Тип урока - урок введения новых знаний

План урока:

  1. Царствование Бориса Годунова.

  2. Что такое «смута». Причины Смуты.

  3. Появление самозванца.

Основные понятия:

- смута

Основные даты:

- 1598-1605 гг. - царствование Бориса Годунова;

Выдающиеся личности:

царь Борис Годунов; .

самозванец Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)

ХОД УРОКА.

I. Актуализация полученных знаний. (Слайд 2) Приложение 1.

1. Работа с документом.

Ученые так и не нашли царский указ, в котором бы прямо запрещалось ЭТО. Зато они нашли документ, составленный при царе Василии Шуйском в 1607 г.: «При царе Иоанне Васильевиче крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иванович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал, и у кого сколько тогда крестьян где было, книги учинил».

Вопросы:

  1. Какой указ искали ученые? Что такое ЭТО? {Указ о запрещении перехода крестьян к другому владельцу в Юрьев день. «Заповедные годы»)

  2. При каком монархе было введено это ограничение? {При царе Федоре Ивановиче, указы 1592-1593 гг.)

  3. Как еще можно назвать «совет старейших бояр»? {Боярская дума)

  4. 4. Как этот документ позволяет охарактеризовать влияние Бориса Годунова на царя по сравнению со «старейшими боярами»? {Влияние Бориса Годунова на царя было сильнее, чем влияние на него Боярской думы)

  5. 5.Что еще было произведено наряду с введением ЭТОГО, судя по документу? {Наряду с введением запрета в «заповедные годы» на переезды крестьян была произведена их перепись, чтобы знать, что переезды крестьян прекратились)

  6. II. Изучение нового материала.

  7. С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".

  8. Насколько хорошо вы знаете об этом празднике выясняли ваши одноклассники. Они провели анкету, с результатами которой сейчас нас познакомят.

  9. {презентация, подготовленная учащимися по результатам анкетирования)

  10. Освобождение Москвы - это окончание тех событий, которые мы будем изучать. Почему Москва - столица нашей родины была захвачена поляками. Как это произошло? Вы узнаете об этом. Начнем с начала. (Слайд 3)

  11. Сегодня на уроке мы будем говорить о периоде русской истории, который принято называть Смутой. Хотя события Смуты отделены от нынешнего времени почти четырехсотлетней историей, они продолжают волновать нас, как волновали когда-то современников и очевидцев событий, как волновали россиян последующих веков. Особенно после появления «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, вдохновившей на создание произведений о Смуте А. С. Пушкина, А. К. Толстого. И сегодня факты истории Смутного времени оцениваются неоднозначно. Споры вызывают и название периода, и его хронологические рамки, и причины начала Смутного времени.

  12. Наша задача сегодня на уроке выяснить, в чем же заключались причины начала Смуты в России начала XVII в. (Слайд 4 — тема урока, Слайд 5 — план урока)

  13. 1. Царствование Бориса Годунова. (Слайд 6)

  14. Звучит отрывок из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» - интродукция и хор «Да. здравствует царь Борис Федорович» (1 мин. 20 сек.)

  15. Вопросы: - О каком событии хотел поведать нам М. П. Мусоргский в этом отрывке из оперы? {избрание царем Бориса Годунова)

  16. - Почему стало возможным избрание на царство Бориса Годунова - он не был потомком Рюрика? {в течение многих лет Борис фактически правил государством, он остался единственным опекуном Федора. Сестра Бориса Ирина была женой Федора. Царь Федор Иванович всецело доверял своему шурину и, умирая, завещал престол именно ему)

(Слайд 7) Вопрос о престолонаследии решался Земским собором. На стороне Бориса Годунова выступил патриарх Иов, а значит - Русская церковь. Его поддерживали дворяне, стрельцы и чернь, а также некоторые бояре. Но Годунов отказался венчаться на царство. Бояре и весь Земский собор дважды приходили в Новодевичий монастырь, где в это время находился Борис Годунов, и умоляли его стать царем. (Слайд 8) 3 сентября 1598 г. в Успенском соборе состоялась коронация Бориса Годунова. Он стал первым «выборным» царем в истории нашей страны.

Как личность царь Борис, по свидетельству современника, «цвел благолепием» и «образом своим многих людей превзошел». Новый царь обладал звучным голосом и даром красноречия. Был приветлив в обращении, имел величественные манеры.

Став царем, Борис поклялся пять лет править без казней. Массовых казней и опал действительно не последовало, но своих соперников царь «извел»....

Так, в 1600 г. по ложному обвинению были арестованы бояре Романовы, двоюродные братья царя Федора, которые могли претендовать на престол. Старший из братьев, Федор Никитич, был подстрижен в монахи и стал старцем Филаретом. Трое младших братьев Романовых вскоре умерли в ссылке.

Годунов был способным правителем. Многое было сделано для улучшения внутреннего и внешнего положения страны.

Царь Борис проявлял интерес к Западноевропейской культуре и осознавал необходимость развития культурных связей с Европой. Понимая, что без просвещения Россия будет отставать от европейских стран, Борис послал группу дворянских детей учиться за границу (впервые в России). Он намеревался открыть по всей стране школы и даже университет в Москве, пригласить в Россию ученых для обучения русских людей иностранным языкам и другим наукам. Но этим планам не суждено было сбыться в полном объеме. Борис Годунов не жалел средств для приглашения в Россию искусных докторов и аптекарей.

Начало его царствования было благоприятным, однако вскоре на страну обрушились бедствия, которые народ воспримет как кару небесную за избрание на трон «неприродного» царя. Борис потеряет свою популярность. Именно эти бедствия и подтолкнут страну к началу Смуты.

2. Что такое «смута». Причины Смуты.

(Слайд 9) Смута - период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.

Исследователи Смутного времени подчеркивали, что в событиях начала XVII в. переплелись противоречивые интересы и устремления: политические, экономические, социальные, национальные. Разобраться в этом сплетении непросто. Попробуем однако приблизиться к пониманию происходившего в Смутное время, прежде всего причин Смуты.

Работа с документами (учащиеся работают в группах) Приложение 2.

Задание для групп:

  1. Внимательно самостоятельно прочитайте документы.

  2. Сначала обсудите документ с соседом по парте, затем объединитесь с ребятами из своей группы.

  3. Разделите причины Смуты по трем направлениям: экономические, политические и социальные.

Династический кризис.

А. Мнение современного историка Р.Г. Скрынникова:

«Младший сын Ивана Дмитрий страдал эпилепсией. Недуг был неизлечим, и шансы на то, что царевич доживет до зрелых лет оставит наследника, были невелики Со времени Н.М. Карамзина обвинение Годунова в убийстве Дмитрия стало своего рода традицией. "Злодейское убийство" не зримо присутствует в главных сценах пушкинской трагедии Борисе Годунове.

Младший сын Грозного, царевич Дмитрий, погиб в Угличе полдень 15 мая 1591 г. Повести и сказания Смутного времени заполнены живописными подробностями его убийства. Но среди их авторов не было ни одного очевидца угличских событий.

Следственные материалы свидетельствовали о непричастности Бориса к смерти царевича.

К моменту смерти царевича не исчезла полностью возможность рождения законного, наследника в семье Федора. Никто не мог точно предсказать, кому достанется трон. Из ближних родственников царя наибольшими шансами обладал не Годунов, ими обладали Романовы.

Ситуация, сопутствовавшая угличским событиям, носила критический для ; . правительства характер. Над страной нависла непосредственная угроза вторжения шведских войск и татар. Достаточно было малейшего толчка, народ поднялся на восстание, которое для Годунова могло кончиться катастрофой.

В такой обстановке гибель Дмитрия явилась для Бориса событием нежелательным и, более того, крайне опасным. Факты опровергают привычное представление, будто устранение младшего сына Грозного было для Годунова политической необходимостью»

Б. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий был найден зарезанным на дворе углицкого дворца; на .-звон набатного колокола сбежалась большая толпа угличан; подозревая царского дьяка и приставов в убийстве царевича, разъяренная толпа перебила их всех. Из Москвы была прислана следственная комиссия под председательством боярина князя Василия Ивановича Шуйского; в своем докладе Шуйский представил заключение, что царевич не был убит, но нечаянно сам нанес себе смертельную рану, играя ножом «в тычку» с другими детьми. Тогда правительство строго наказало угличан за бунт и самоуправство. Однако народная молва не поверила версии о случайном самоубийстве царевича, и шепотом передавались обвинения, что царевич убит по наущению Бориса Годунова, который надеялся сам стать царем по смерти, бездетного Федора.

В январе 1598 г. царь Федор умер, и с его смертью прекратилась династия Рюрика на московском престоле. (С. Г. Пушкарев Обзор русской истории)

В. Последний представитель династии Рюриковичей на престоле — царь Федор Иванович — не имел детей. Его младший брат, сын Ивана Грозного от седьмой жены, царевич Дмитрий погиб в Угличе в 1591 г. при невыясненных обстоятельствах. Для нас не имеет значения, был ли он убит, зарезался ли во время эпилептического припадка или чудесным образом спасся. Важно, что вследствие этого события стало возможным появление Лжедмитрия, с которым связано начало Смуты.

Экономический кризис конца XVI в.

А. «Настал Иван четвертый, Он третьему был внук; Калач на царстве тертый

И многих жен супруг...

Приемами не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром!»

Вопросы:

  1. Какой порядок «завел» в России Иван Грозный?

  2. Почему следствием такого порядка стало, как пишет автор «хоть покати шаром!»

Б. Наводит Бог, грехов ради наших, приводя нас к покаянию, мы же его наказания [указания] ни во что не ставим, за то навел на нас Бог голод великий: были дожди великие всё лето

[1601], хлеб же рос; и когда уже [пора пришла] хлебу наливаться [вызревать], он незрелый стоял, зелен как трава; на праздник же Успения Пречистой Богородицы был мороз великий и побил весь хлеб: рожь и овес. И в том же году люди еще питались, терпя нужду, старым и новым хлебом, а рожь сеяли, чаяли, что взойдет; а весной [1602] сеяли овес, тоже чаяли, что взойдет. Тот же хлеб: рожь и овес, ничего не взошло, всё погибло в земле. Был же на земле голод великий, так что не купить и не добыть [хлеба]. Был же тот голод три года. («Новый летописец»)

В. В 1601 году начался великий голод, который продолжался три года; мерка зерна, которая продавалась раньше за пятнадцать су [0,75 ливра], продавалась за три рубля, что составляет почти двадцать ливров. В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными, ибо было довольно привычно видеть, как муж покидал жену и детей, жена умерщвляла мужа, мать'— детей, чтобы их съесть... Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более ста двадцати тысяч человек... (Жак Маржерет)

Социальный кризис.

A. О зачале разбойничества во всей России.

...В правлении же при сем велицем государе блаженнем царе Феодоре Борис Годунов и инии мнози от вельможь не токмо род его, но и блюдомии ими, многих человек в неволю к себе введше служити... Мнози же, начальствующим последствующе, в неволю порабощающее... (из «Сказания» Авраамия Палицына)

Б. Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин... выбежали до нынешнего году за пять лет... тех беглых крестьян... сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил... (Из «Указа о беглых крестьянах» 1597 г)

B. Положение двух основных классов московского населения - служилых и «тяглых» людей(тех, кто платил налог и нес повинности; тягло - натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей)- в конце XVI в. значительно ухудшилось. С открытием обширных юго-восточных пространств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося
уйти от государева и помещичьего «тягла», эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук. Это вынуждало помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой крестьянское население своих имений. (С. Г. Пушкарев Обзор русской истории)

(Слайд 10)

Причины Смуты.

Политические

Экономические

Социальные

Династический кризис в

- Хозяйственное разорение

Ухудшение положения

связи с пресечением

страны в результате

крестьян: увеличение

династии Рюриковичей и

Ливонской войны и

повинностей, отмена

избранием Земским

опричнины.

«заповедных лет» и

собором 1598 г. царем

- Голод 1601-1603 гг.

введение «урочных лет»

Бориса Годунова.

(только в Москве от голода погибло 127 тыс. чел.)


Царь Борис пытался бороться с ситуацией, были открыты царские амбары. Чтобы успокоить народ Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Именно в это время по Москве поползли слухи, будто в Угличе погиб не сын Грозного Дмитрий, а другой мальчик. Сам же Дмитрий жив, вот-вот появится на Руси и облегчит жизнь народу.

3. Появление самозванца. (Слайд 11-13)

Материал для сообщения ученика на тему «Лжедмитрий I» (3 мин.)

Личность Лжедмитрия постоянно вызывала споры среди исследователей. Но большинство русских исторических источников свидетельствуют об одном: Лжедмитрий I - это беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев.

Юрий Богданович Отрепьев (Григорием он стал после пострига) родился в 1580 г., т.е. настоящего царевича он был старше на 2 года. Принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Не имея собственных средств к существованию, уже подростком был вынужден пойти в услужение к боярам Романовым. В составе боярской свиты ему неоднократно приходилось бывать в царском дворце на пирах и приемах, участвовать в охоте и других забавах. «Это был юноша даровитый, необыкновенно смелый, но легкомысленный и наклонный к мечтательности. С детства он вел скитальческую жизнь, сделался монахом, побывал в разных мо­настырях и нашел, наконец, приют в московской Чудовой обители. Своею грамотностью он понравился патриарху Иову; но смелые намеки о мнимом царском происхождении навлекли на него опасность со стороны Бориса; уже отдан был приказ заточить его в Белозерский монастырь; но Отрепьев спасся бегством в Литву. Здесь Отрепьев служил у знатного пана, князя Адама Вишневецкого, и при удобном случае открывает князю, будто он не кто иной, как «чудом спасшийся царевич Дмитрий».

Вишневецкий, его родственники и друзья приняли участие в судьбе мнимого царевича. Вскоре главным покровителем самозванца стал староста г. Сандомир Юрий Мнишек, который обещал выдать свою дочь, красавицу Марину, за будущего царя московского; этим браком старый воевода надеялся поправить свое расстроенное состояние.

Оказала помощь самозванцу и католическая церковь, надеясь с его помощью потом подчинить папе Римскому Русскую церковь.

Отрепьев встречался и с королем Сигизмундом III. Король признал Лжедмитрия истинным царевичем, он позволил Отрепьеву набирать армию из шляхты (шляхта — польское дворянство), чтобы отнять московский престол у Бориса Годунова.

В самой России сначала в приграничных городах, а потом и глубже рассылали «прелестные грамоты», в которых красочно описывалось чудесное спасение Дмитрия. Многие простые люди поверили в сказку о царевиче и захотели ему помочь.

13 октября 1604 г. небольшое войско самозванца перешло русско-польскую границу и вторглось в пределы России.


(Источники:

  1. Морозова Л. Е. История России в лицах. Первая половина XVII в. - М.: Школа-Пресс, 2000. С.22-28;

  2. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч.1. История России и ее ближайших соседей. М.- «Аванта+», 1995. - С. 368)

Вопрос: Почему многие простые люди поверили в спасение царевича Дмитрия?

Удалось ли Лжедмитрию захватить Московский престол, мы узнаем на следующем уроке.

III. Закрепление.

(Слайд 14)

1. О каких событиях написаны следующие строки.

«Привел меня Бог видеть злое дело,

Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич

На некое был послан послушанье;

Пришел я в ночь. Наутро в час обедни

Вдруг слышу звон, ударили в набат,

Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я

Спешу туда же — а там уже весь город.

Гляжу: лежит зарезанный царевич...» (убийство царевича Дмитрия в Угличе)

«Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать —

Но отложил пустое попеченье:

Они любить умеют только мертвых...

Бог насылал на нашу землю глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы —

Они ж меня, беснуясь, проклинали!» (голод 1601-1603 гг.)

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух пёреселя. (поход Лжедмитрия I на Москву)

(Слайд 15)

2. Соотнесите даты и события

1598 г. Начало стихийных бедствий в России

1601 г. Избрание Бориса Годунова на царство

  1. г. Смерть Бориса Годунова

  2. г Начало похода Лжедмитрия I на Москву

(Слайд 16) Приложение 3.

3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«...Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью

о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием... Смуте содействовали и другие обстоятельства: действия правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, боярские опалы, голод, мор...»

Вопросы:

1. К какому веку российской истории относятся события, описываемые в отрывке?

2. Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе?

  1. 3. На основе текста документа и знаний по курсу истории назовите основные
    причины Смуты


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Мехонцева Галина Николаевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства