Тема урока «Великое разорение и Смута» завершает раздел «Царство Московское». Эта тема в курсе истории ключевая, одна из центральных, насыщена богатым фактическим материалом. События этого периода оказали значительное влияние на цивилизационное развитие страны. Тип урока – проверка знаний и умений учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Великое разорение и Смута" »
Великое разорение и Смута.
Категория « Иллюстрации» Категория «Событие»
1.Кто изображен на иллюстрации?
-В честь кого воздвигнут этот памятник, изображенный на иллюстрации?.
2.Зачитывается отрывок из произведения А.С. Пушкина « Борис Годунов».
- О каком событии идет речь?
«Привел меня бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был сослан послушанье,
Пришел я в ночь. Наутро, в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат, Крик, шум. Бегут на двор царицы.
Я спешу туда ж- а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич…»
Категория «Событие»
- Зачитывается отрывок из исторического романа А. К. Толстого « Князь Серебряный»
-О каком событии идет речь?
« Вот созвал он Думу, и нас, и духовенство . А когда собрались мы, объявил нам, что я- де с тем только принимаю государство, чтобы казнить моих злодеев, класть опалу на изменников… и чтобы ни от митрополита, ни от властей не было мне бездельной докуки о милости.
Беру- де себе , говорит опосную стражу и беру на свой особный обиход разные города и пригородки и на самой Москве разные улицы… И с этого дня начал он новых людей набирать…Отдал им всю землю, все домы, все добро, что отрезал на свой обиход…
Ездят теперь по всей земли их дьявольские полки с метлами, да с песьими головами, топчут правду…»
Категория «Событие».Категория « Фамилия».
- О каком событии идет речь? Кому принадлежит это обращение?
« О братие и друзи, вси нижегородские народы! Что сотворим ныне, видящее Московское государство в великом разорении?...призовем себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московского государства, достоверных дворян града Смоленска, ныне бо они близь града нашего, в арзамастех местах».
3)Категория « Фамилия».
- Кто скрывался под именем Лжедмитрия 1?
- Назовите имя жены Лжедмитрия 1.
- Сподвижник и любимец И. Грозного, опричник, палач, чьими руками Грозный расправлялся с действительными и воображаемыми противниками?
Установление неограниченной власти царя
Борьба с феодальной аристократией
(самостоятельностью боярства)
Ликвидация остатков феодальной раздробленности
Цели
опричнины
Тяжелый экономический кризис
Становление деспотического самодержавия
Помогла утверждению крепостного права
Последствия
опричнины
Отрывок из работы историка С.М.Соловьева
- О какой войне идет речь?
- После какого события И.Грозный идет на переговоры?
- С какими странами?
«… Славная защита Пскова, которая в то время для русских людей имела такое же значение, как для нас защита Севастополя, дала царю Иоанну Васильевичу только возможность поскорее заключить мир, ибо он видел, что со своим неискусным и истомленным войском он не мог ожидать успеха в войне с такими искусным полководцем, каким был Баторий; да и не с одним Баторием нужно было воевать; шведы также наступали и забирали русские города. Царь заключил мир и с поляками и со шведами, отказавшись от морских Балтийских берегов».
Задание В2
Показать по карте и рассказать, какие земли отошли Речи Посполитой и Швеции после заключения Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия
Причины Смуты
1. «Поколебавшиеся нравственные основы, последствия жестокой политики Ивана Грозного еще долго сказывались на состоянии общества. Пришедший к власти Борис Годунов, будучи хорошим политики, в нравственном отношении был мелкодушен, подозрителен, боязлив, что не позволило ему удержаться у власти. Знатные люди были ему под стать.»
С.М.Соловьев
Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти.
- Падение нравов в российском обществе( по мнению некоторых историков).
Причины Смуты
2. «Виновниками наступления Смутного времени являлись правительство и «боярская дружинная среда». Почва для Смуты возникла едва ли не в начале 16 в., когда бояре и служилые люди стремились править землей и ограничить правящую власть».
И. Е. Забелин
- Борьба боярства за ограничение царской власти.
Причины Смуты
3. « Лето 1601 г. выдалось необычайно дождливым, из-за чего посевы на полях не могли созреть до самой середины августа. Случившиеся под день Успения Богородицы (28 августа) заморозки уничтожили и без того скудный урожай. Все, что было посеяно, погибло в земле. В стране наступил голод. Народ воспринял это как кару божью за то, что приняли не природного царя.»
С. Н. Бердышев
- Представление народа, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», а не выборному.
Причины Смуты
4. «Смута в Московском государстве возникла из-за проблем и противоречий, сложившихся еще в царствовании Ивана Грозного. При новой власти все слои стремились улучшить свое положение любыми путями»
С. Ф. Платонов
- Стремление социальных групп улучшить свое социальное положение любыми путями.
Задание Б2
Прочитайте отрывок из «Грамоты русского правительства французскому королю 1615 г .
«А с ним пришли в царствующий град Москву многие польские и литовские люди, и Донские и Вольские атаманы и казаки, которые бегали из нашего Московского государства за свои вины от смертные казни. И учиняясь на Московском государстве тот вор государем, многих бояр и воевод и всяких людей по городам в заточенье разослал, а иных смертными казньми казнил. А потом к тому вору пришел из Литвы воевода Сендомирский Юрья Мнишек со многими Польскими и Литовскими людьми, а привез с собою… по договору с тем вором дочь свою Марину и дал ему в жену. И будучи на Москве, те Польские и Литовские люди… почали вере нашей крестьянской многое поруганье чинить, и … людем многое насильство делать, и умыслил был тот вор Гришка с поляки патриарха Московского и митрополитов и архиепископов и епископов и бояр и воевод и всяких чинов людей лутших побитии,
Задание Б2
а Московское государство под корону Польскую прилучити, а нашу православную христианскую истинную веру греческого закона разорити. И нашего Московского государства бояре и воеводы и всякие люди, видя такое зло от того вора Ростриги и от Польских и Литовских людей, немога такого зла терпети, соединяся все единомышленно и облича того вора злей смерти предали».
- О каком событии идет речь?
- Кого привел с собой в Москву Лжедмитрий I?
- Чем заканчивается правление Лжедмитрия I, почему?
- Какие еще причины способствовали восстанию против Лжедмитрия I ?
Задание Г1.
Показать по карте путь следования войск Лжедмитрия I.
Смутное врем я
Задание Д2.
Показать по карте движение отрядов второго народного ополчения .
Смутное врем я
Задание Д3
Показать по карте и рассказать о том, какие земли отошли к Швеции по Столбовскому миру и к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.
Смутное врем я
Итоги Смуты
1. Экономическая разруха и обнищание народа.
2. Ухудшение международного положения России, и потеря ряда территорий.
3. Воцарение новой династии Романовых ( 1613-1917гг.) на царском престоле.
4. Временное усиление сословно-представительных органов- Боярской Думы и Земского Собора.
С.М.Соловьев :
«…русские люди наказались, научились, к чему ведут смуты, несогласия, междуусобия; у них было столько нравственной силы, что они могли воспользоваться наказанием, встали, соединились, очистили государство и теперь могли поддерживать нового государя и не дать возвратиться прежней смуте, доказательством служил подвиг Ивана Сусанина».