kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Великое разорение и Смута"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Великое разорение и Смута» завершает раздел «Царство Московское». Эта тема в курсе истории ключевая, одна из центральных, насыщена богатым фактическим материалом. События этого периода оказали значительное влияние на  цивилизационное развитие  страны. Тип урока – проверка знаний и умений учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Великое разорение и Смута" »

Великое разорение и Смута.

Великое разорение и Смута.

Категория « Иллюстрации» Категория «Событие»

Категория « Иллюстрации» Категория «Событие»

  • 1.Кто изображен на иллюстрации?
  • -В честь кого воздвигнут этот памятник, изображенный на иллюстрации?.
  • 2.Зачитывается отрывок из произведения А.С. Пушкина « Борис Годунов».
  • - О каком событии идет речь?
  • «Привел меня бог видеть злое дело,
  • Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
  • На некое был сослан послушанье,
  • Пришел я в ночь. Наутро, в час обедни
  • Вдруг слышу звон, ударили в набат, Крик, шум. Бегут на двор царицы.
  • Я спешу туда ж- а там уже весь город.
  • Гляжу: лежит зарезанный царевич…»
Категория «Событие» - Зачитывается отрывок из исторического романа А. К. Толстого « Князь Серебряный» -О каком событии идет речь?

Категория «Событие»

- Зачитывается отрывок из исторического романа А. К. Толстого « Князь Серебряный»

-О каком событии идет речь?

  • « Вот созвал он Думу, и нас, и духовенство . А когда собрались мы, объявил нам, что я- де с тем только принимаю государство, чтобы казнить моих злодеев, класть опалу на изменников… и чтобы ни от митрополита, ни от властей не было мне бездельной докуки о милости.
  • Беру- де себе , говорит опосную стражу и беру на свой особный обиход разные города и пригородки и на самой Москве разные улицы… И с этого дня начал он новых людей набирать…Отдал им всю землю, все домы, все добро, что отрезал на свой обиход…
  • Ездят теперь по всей земли их дьявольские полки с метлами, да с песьими головами, топчут правду…»
Категория «Событие».  Категория « Фамилия».   - О каком событии идет речь? Кому принадлежит это обращение?

Категория «Событие». Категория « Фамилия».

- О каком событии идет речь? Кому принадлежит это обращение?

  • « О братие и друзи, вси нижегородские народы! Что сотворим ныне, видящее Московское государство в великом разорении?...призовем себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московского государства, достоверных дворян града Смоленска, ныне бо они близь града нашего, в арзамастех местах».
  • 3)Категория « Фамилия».
  • - Кто скрывался под именем Лжедмитрия 1?
  • - Назовите имя жены Лжедмитрия 1.
  • - Сподвижник и любимец И. Грозного, опричник, палач, чьими руками Грозный расправлялся с действительными и воображаемыми противниками ?
Установление неограниченной власти царя Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства) Ликвидация остатков феодальной раздробленности  Цели опричнины

Установление неограниченной власти царя

Борьба с феодальной аристократией

(самостоятельностью боярства)

Ликвидация остатков феодальной раздробленности

Цели

опричнины

Тяжелый экономический кризис Становление деспотического самодержавия Помогла утверждению крепостного права Последствия опричнины

Тяжелый экономический кризис

Становление деспотического самодержавия

Помогла утверждению крепостного права

Последствия

опричнины

Отрывок из работы историка С.М.Соловьева   - О какой войне идет речь? - После какого события И.Грозный идет на переговоры? - С какими странами ? «… Славная защита Пскова, которая в то время для русских людей имела такое же значение, как для нас защита Севастополя, дала царю Иоанну Васильевичу только возможность поскорее заключить мир, ибо он видел, что со своим неискусным и истомленным войском он не мог ожидать успеха в войне с такими искусным полководцем, каким был Баторий; да и не с одним Баторием нужно было воевать; шведы также наступали и забирали русские города. Царь заключил мир и с поляками и со шведами, отказавшись от морских Балтийских берегов».   

Отрывок из работы историка С.М.Соловьева

  •   - О какой войне идет речь?
  • - После какого события И.Грозный идет на переговоры?
  • - С какими странами ?
  • «… Славная защита Пскова, которая в то время для русских людей имела такое же значение, как для нас защита Севастополя, дала царю Иоанну Васильевичу только возможность поскорее заключить мир, ибо он видел, что со своим неискусным и истомленным войском он не мог ожидать успеха в войне с такими искусным полководцем, каким был Баторий; да и не с одним Баторием нужно было воевать; шведы также наступали и забирали русские города. Царь заключил мир и с поляками и со шведами, отказавшись от морских Балтийских берегов».

 

Задание В2 Показать по карте и рассказать, какие земли отошли Речи Посполитой и Швеции после заключения Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия

Задание В2

Показать по карте и рассказать, какие земли отошли Речи Посполитой и Швеции после заключения Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия

Причины Смуты 1. «Поколебавшиеся нравственные основы, последствия жестокой политики Ивана Грозного еще долго сказывались на состоянии общества. Пришедший к власти Борис Годунов, будучи хорошим политики, в нравственном отношении был мелкодушен, подозрителен, боязлив, что не позволило ему удержаться у власти. Знатные люди были ему под стать.»  С.М.Соловьев  Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти.  - Падение нравов в российском обществе( по мнению некоторых историков).

Причины Смуты

1. «Поколебавшиеся нравственные основы, последствия жестокой политики Ивана Грозного еще долго сказывались на состоянии общества. Пришедший к власти Борис Годунов, будучи хорошим политики, в нравственном отношении был мелкодушен, подозрителен, боязлив, что не позволило ему удержаться у власти. Знатные люди были ему под стать.»

С.М.Соловьев

  • Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти.

- Падение нравов в российском обществе( по мнению некоторых историков).

Причины Смуты 2. «Виновниками наступления Смутного времени являлись правительство и «боярская дружинная среда». Почва для Смуты возникла едва ли не в начале 16 в., когда бояре и служилые люди стремились править землей и ограничить правящую власть».  И. Е. Забелин  - Борьба боярства за ограничение царской власти.

Причины Смуты

2. «Виновниками наступления Смутного времени являлись правительство и «боярская дружинная среда». Почва для Смуты возникла едва ли не в начале 16 в., когда бояре и служилые люди стремились править землей и ограничить правящую власть».

И. Е. Забелин

- Борьба боярства за ограничение царской власти.

Причины Смуты 3. « Лето 1601 г. выдалось необычайно дождливым, из-за чего посевы на полях не могли созреть до самой середины августа. Случившиеся под день Успения Богородицы (28 августа) заморозки уничтожили и без того скудный урожай. Все, что было посеяно, погибло в земле. В стране наступил голод. Народ воспринял это как кару божью за то, что приняли не природного царя.»  С. Н. Бердышев  - Представление народа, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», а не выборному.

Причины Смуты

3. « Лето 1601 г. выдалось необычайно дождливым, из-за чего посевы на полях не могли созреть до самой середины августа. Случившиеся под день Успения Богородицы (28 августа) заморозки уничтожили и без того скудный урожай. Все, что было посеяно, погибло в земле. В стране наступил голод. Народ воспринял это как кару божью за то, что приняли не природного царя.»

С. Н. Бердышев

- Представление народа, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», а не выборному.

Причины Смуты 4. «Смута в Московском государстве возникла из-за проблем и противоречий, сложившихся еще в царствовании Ивана Грозного. При новой власти все слои стремились улучшить свое положение любыми путями»  С. Ф. Платонов  - Стремление социальных групп улучшить свое социальное положение любыми путями.

Причины Смуты

4. «Смута в Московском государстве возникла из-за проблем и противоречий, сложившихся еще в царствовании Ивана Грозного. При новой власти все слои стремились улучшить свое положение любыми путями»

С. Ф. Платонов

- Стремление социальных групп улучшить свое социальное положение любыми путями.

Задание Б2 Прочитайте отрывок из «Грамоты русского правительства французскому королю 1615 г .  «А с ним пришли в царствующий град Москву многие польские и литовские люди, и Донские и Вольские атаманы и казаки, которые бегали из нашего Московского государства за свои вины от смертные казни. И учиняясь на Московском государстве тот вор государем, многих бояр и воевод и всяких людей по городам в заточенье разослал, а иных смертными казньми казнил. А потом к тому вору пришел из Литвы воевода Сендомирский Юрья Мнишек со многими Польскими и Литовскими людьми, а привез с собою… по договору с тем вором дочь свою Марину и дал ему в жену. И будучи на Москве, те Польские и Литовские люди… почали вере нашей крестьянской многое поруганье чинить, и … людем многое насильство делать, и умыслил был тот вор Гришка с поляки патриарха Московского и митрополитов и архиепископов и епископов и бояр и воевод и всяких чинов людей лутших побитии,

Задание Б2

Прочитайте отрывок из «Грамоты русского правительства французскому королю 1615 г .

«А с ним пришли в царствующий град Москву многие польские и литовские люди, и Донские и Вольские атаманы и казаки, которые бегали из нашего Московского государства за свои вины от смертные казни. И учиняясь на Московском государстве тот вор государем, многих бояр и воевод и всяких людей по городам в заточенье разослал, а иных смертными казньми казнил. А потом к тому вору пришел из Литвы воевода Сендомирский Юрья Мнишек со многими Польскими и Литовскими людьми, а привез с собою… по договору с тем вором дочь свою Марину и дал ему в жену. И будучи на Москве, те Польские и Литовские люди… почали вере нашей крестьянской многое поруганье чинить, и … людем многое насильство делать, и умыслил был тот вор Гришка с поляки патриарха Московского и митрополитов и архиепископов и епископов и бояр и воевод и всяких чинов людей лутших побитии,

Задание Б2 а Московское государство под корону Польскую прилучити, а нашу православную христианскую истинную веру греческого закона разорити. И нашего Московского государства бояре и воеводы и всякие люди, видя такое зло от того вора Ростриги и от Польских и Литовских людей, немога такого зла терпети, соединяся все единомышленно и облича того вора злей смерти предали». - О каком событии идет речь? - Кого привел с собой в Москву Лжедмитрий I? - Чем заканчивается правление Лжедмитрия I, почему? - Какие еще причины способствовали восстанию против Лжедмитрия I ?  

Задание Б2

  • а Московское государство под корону Польскую прилучити, а нашу православную христианскую истинную веру греческого закона разорити. И нашего Московского государства бояре и воеводы и всякие люди, видя такое зло от того вора Ростриги и от Польских и Литовских людей, немога такого зла терпети, соединяся все единомышленно и облича того вора злей смерти предали».
  • - О каком событии идет речь?
  • - Кого привел с собой в Москву Лжедмитрий I?
  • - Чем заканчивается правление Лжедмитрия I, почему?
  • - Какие еще причины способствовали восстанию против Лжедмитрия I ?

 

Задание Г1. Показать по карте путь следования войск Лжедмитрия I.  

Задание Г1.

  • Показать по карте путь следования войск Лжедмитрия I.

 

Смутное врем я

Смутное врем я

Задание Д2.

Задание Д2.

  • Показать по карте движение отрядов второго народного ополчения .
Смутное врем я

Смутное врем я

Задание Д3

Задание Д3

  • Показать по карте и рассказать о том, какие земли отошли к Швеции по Столбовскому миру и к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию.
Смутное врем я

Смутное врем я

Итоги Смуты 1. Экономическая разруха и обнищание народа. 2. Ухудшение международного положения России, и потеря ряда территорий. 3. Воцарение новой династии Романовых ( 1613-1917гг.) на царском престоле. 4. Временное усиление сословно-представительных органов- Боярской Думы и Земского Собора.

Итоги Смуты

1. Экономическая разруха и обнищание народа.

2. Ухудшение международного положения России, и потеря ряда территорий.

3. Воцарение новой династии Романовых ( 1613-1917гг.) на царском престоле.

4. Временное усиление сословно-представительных органов- Боярской Думы и Земского Собора.

С.М.Соловьев : «…русские люди наказались, научились, к чему ведут смуты, несогласия, междуусобия; у них было столько нравственной силы, что они могли воспользоваться наказанием, встали, соединились, очистили государство и теперь могли поддерживать нового государя и не дать возвратиться прежней смуте, доказательством служил подвиг Ивана Сусанина».

С.М.Соловьев :

«…русские люди наказались, научились, к чему ведут смуты, несогласия, междуусобия; у них было столько нравственной силы, что они могли воспользоваться наказанием, встали, соединились, очистили государство и теперь могли поддерживать нового государя и не дать возвратиться прежней смуте, доказательством служил подвиг Ивана Сусанина».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Великое разорение и Смута"

Автор: Исусова Ольга Викторовна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Смутное время начала xvii века. «великое разорение»"
    ["seo_title"] => string(57) "smutnoie_vriemia_nachala_xvii_vieka_vielikoie_razorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "472420"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528282966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства