kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждой казахской семье найдется большой количество отрезов разных тканей. Сегодня мы познакомимся с древней техникой лоскутного шитья «кұрак»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»

Қарағанды Облысының Білім Басқармасы

ҚМҚК «Қарағанды Тәттімбет атындағы өнер колледжі»

Управление Образования Карагандинской Области

КГКП «Карагандинский колледж искусств имени Таттимбета»

Бекітемін

Утверждаю

Колледж әдіскері оқу ісі жөніндегі директордың

Методист колледжа орынбасары

___________Амренова Т.А. Зам.директора по УР

___________Аманова Д.Е.



«Лоскутное искусство»

(тақырыбы / тема )

Ашық сабақ

Открытый урок


Пәні/предмет : «Народные ремесла»







Дайындаған / оқытушы

Разработал / преподаватель Жусупова Р. Ч.



Өткізген күні: «24» 09. 2020ж.

Дата проведения: «24» 09.2020 г.









Қарағанды қаласы

город Караганда

Предмет: Народные ремесла

Курс: ДПИ-3

Тема урока: «Лоскутное искусство»

Дата проведения: 24.09.2020 г.

Количество часов: 2

Цель: формирование умений, навыков и профессионального мастерства в изготовлении изделия, выполненного в лоскутной технике.

Задачи:

Образовательная: закрепить полученные знания и умения изготовления лоскутных изделий, изучение исторических фактов.

Развивающая: развивать в учащихся творческие, художественные способности, гармоничного подбора лоскутов различных цветов, развитие грамотного м гармоничного сочетания цветов.

Воспитательная: воспитание ответственности, усидчивости, уважение к народным традициям, экономии материала.

Тип урока: комбинированный, урок-проект, практическая работа.

Оборудование: различные ткани, ножницы, иголка, нитки, бумага.

Ожидаемый результат: научить самостоятельно изготавливать лоскутное изделие.

Формы работы: коллективная и индивидуальная

Методы и приемы:

-объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом)

- репродуктивный (инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа)

Учебно-методическое оснащение урока:

Технические средства обучения:

Ноутбук, презентация по теме «Лоскутное искусство»

Дидактическое обеспечение:

Образцы лоскутных изделий, образцы лоскутного панно.

Для учащихся: лоскуты фетра, флизелин, дублерин, паутинка, ножницы, маникюрные ножницы; клей ПВА, кисточка, пинцет.

Ожидаемый результат: Учащиеся знают историю лоскутного искусства Казахстана, умеют разрабатывать свои самобытные изделия, соблюдают чувство ритма и цвета 

Межпредметная связь: Живопись, Композиция, Материаловедение, История ИЗО, Практика по специализации, Народные орнамент.

План урока:

1. Организационный момент (5мин)

2. Проверка домашнего задания (10 мин)

3. Объяснение новой темы (15мин)

4. Закрепление новой темы (5 мин)

5. Практическая работа (40 мин)

6. Подведение итогов (10 минут)

7. Домашнее задание (5мин)


Ход урока:

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания

Домашним заданием вашим была разработать эскиза на тему «Мой Казахстан» и принести материалы и инструменты для нашего урока. Давайте вместе обсудим композиции ваших эскизов, которые вы уже выставили.

Во время обсуждения каждый выражает свой мнение и потом преподаватель резюмирует их высказывания

  1. Объяснение нового материала

(в процессе объяснения демонстрируется презентация)

В каждой казахской семье найдется большой количество отрезов разных тканей. Но у кого-то они лежат на полках, а кто-то находит им рациональное применение. Сегодня мы познакомимся с древней техникой лоскутного шитья «кұрак», что в переводе на русский означает «собирать, строить». Умелые мастерицы создают необычайно красивые вещи - не только предметы бытового назначения: одеяла, көрпешки, чехлы на подушки, прихватки, дорожки, но и одежда: пальто, жилетки, а также аксессуары: сумки, украшения. И сейчас идет возрождение этих традиций. Все больше женщин занимаются этим ремеслом.

Но не только в Казахстане мастерицы применяли лоскуты тканей, но и во всем мире.

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики. К наиболее распространённым видам лоскутного искусства относятся: пэчворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.

«Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды. Родиной пэчворка считается Великобритания

«Квилт» (Америка)(«quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

Все эти техники объединяет один принцип- соединение небольших кусочков ткани так, чтобы создавался эффект единого полотна.

Но мы остановимся подробнее на нашей традиционной техники «кұрак -қурау».

Лоскутное искусство в Казахстане зародилось с появлением первых кочевых народов. И обусловлен был чисто практическими соображениями. Каждая женщина казашка умела украшать свое жилище-юрту. Все было сделано ее заботливыми руками- кошма, войлочные ковры и одеяла кұрак, сумки, мозаичные подушки. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Көрпе были и остаются обязательной составляющей приданого невесты, как напоминание об отчем доме и родном крае.

Широко использовалась аппликация- древнейшая и основная техника наложения орнаментальных фигур из войлока, тканей на основу. Орнамент выкладывался на кошме, для выразительности рисунка применялся шнур.

При создании своих изделий мастерицы придерживались определенных правил

  1. Орнамент всегда соотнесен с размерами вещи и ее формой

  2. Для орнаментальных композиций характерно примерное площадей фона и узоров.

  3. Узоры располагаются симметрично.

  4. Цвет тесно связан с материалом изделий и графикой узоров. Посредством цвета выделаются центры орнаментальных композиций, бордюры, фон.

В древности стилизация орнамента, цвет имели символические значения, служили выражением определенных понятий. Так, синий цвет был символом неба, красный-огня, солнца, зеленый-весны, молодости, желтый-раздумья, белый-истины, черный-земли. Эти цвета, символика, приемы работы сохраняются и применяются в современном казахском прикладном искусстве.

Орнамент казахов в древности имел ритуальное значение. Люди понимали язык орнамента, умели его читать. Поклонение небу, солнцу, звездам выкристаллизовало основные мотивы солярных орнаментов. Они встречаются в ювелирных изделиях, в вышивке, декоре разный мебели. Наиболее распространенные казахские орнаментальные мотивы-всевозможные комбинации из роговых завитков. Они образуют ромбы, крестовины, цепи-символические знаки, пожелания благополучия, обилия и скота.

Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. Ткани использовали разные: хлопчатобумажные ткани, бархат, атлас, велюр, плюш. Самое важное условие, чтобы ткани были подобраны в соответствующей цветовой гамме и окончательный рисунок производил желаемый эффект.




  1. Закрепление новой темы

Вы сегодня еще узнали о лоскутном шитье, когда возникло, и как развивалось, какую роль играет в казахском народном творчестве, и какие техники выполнения существуют. А теперь ответьте на вопросы:

Какие используют ткани для лоскутного шитья?

Когда возникло лоскутное шитье?

В России - лоскутное шитье, в Англии - пэчворк, а как называется этот вид искусства в Казахстане?

Какие фигуры вырезаются для изготовления кұрак көрпе?

Каких правил придерживались мастерицы при заполнении изделия орнаментами?

Какое значение в древности имел орнамент?



5. Практическая работа.

Сегодня на уроке мы попробуем выполнить панно в технике лоскутная мозаика.

Но сначала давайте вспомним о цвете и цветовом круге.

Изделия из лоскутов должен быть выполнено в гармоничной цветовой гамме. Во- первых, можно комбинировать лоскуты, беря их из одной группы тканей, либо сочетая темные и светлые оттенки одного, либо соединяя цвета одной цветовой области.

Во-вторых, могут сочетаться противоположные цвета по принципу дополнения. Воздействие цветов необходимо уравновешивать. Это достигается подбором каждой пары так, чтобы количество лоскутов одного цвета значительно преобладало над количеством лоскутов дополнительного. Чтобы вам легче было сочетать цвета, используйте таблицу-подсказку «Дополнительные цвета”

Цвет

Дополнительные цвета

Красный

Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый

Оранжевый

Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой

Жёлтый

Чёрный, синий, красный, коричневый, зелёный, голубой, фиолетовый

Тёмно-зелёный

Коричневый, бежевый

Зелёный (светлый)

Жёлтый, оранжевый, тёмно-зелёный, песочный, розовый

Бледно-голубой

Тёмно-красный, серый

Синий

Серый, белый, голубой, жёлтый, красный, чёрный

Фиолетовый

Светло-зелёный, тёмно-зелёный

Коричневый

Желтый, чёрный, красный, бежевый, зелёный

Серый

Фиолетовый, малиновый


Технологическая карта создания лоскутного изделия

1. Создать эскиз изделия с выбранным узором и цветовой гаммой.

2. Изготовить шаблон.

3. Подобрать ткани (лоскут).

4. По шаблону выкроить детали изделия.

5. Соединение деталей кроя для создания лоскутного верха изделия.

6. Провести влажно-тепловую обработку верхней части.

7. Сметать вместе 3 слоя (верх, ватин и нижнюю часть изделия).

8. Обработать срезы изделия отделочной тесьмой





Эскиз Готовая работа

6. Подведение итогов

По окончании этапов урока оцениваются работы учащихся и выставляются оценки. Отмечаются наиболее отличившиеся работы учащихся.

Я думаю, что вы сами убедились, как из маленького лоскутка возможно сделать интересный проект для оформления интерьера своей комнаты, например. Нужно учиться делать красивые предметы и окружать ими себя и своих родных.

7. Домашнее задание

Дома попрошу всех закончить свои работы, хорошо отпарить и вставить в рамку.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка урока

Автор: Жусупова Рашида Чарльзовна

Дата: 03.12.2020

Номер свидетельства: 565317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методическая разработка урока по дисциплине «Основы геологии» на тему: «Сернистые соединения. Общая характеристика класса» "
    ["seo_title"] => string(137) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-distsiplinie-osnovy-ghieologhii-na-tiemu-siernistyie-soiedinieniia-obshchaia-kharaktieristika-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "186303"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426321782"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Методическая разработка урока по теме: «плетение кос»."
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_tiemie_plietieniie_kos"
    ["file_id"] => string(6) "438267"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510416263"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка урока производственного обучения «Приготовление из сдобного пресного теста вак-бэлиша»."
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-proizvodstviennogho-obuchieniia-prighotovlieniie-iz-sdobnogho-priesnogho-tiesta-vak-belisha"
    ["file_id"] => string(6) "180564"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425209931"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства