kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории Внутренняя политика Николая I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Внутренняя политика Николая I

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока: знакомство учащихся с личностью нового императора, с внутренней политикой Николая I, характерными чертами политики;

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории Внутренняя политика Николая I»

Тема: Внутренняя политика Николая I

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока: знакомство учащихся с личностью нового императора, с внутренней политикой Николая I, характерными чертами политики;

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных

действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

знаний и способов действий.
Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.
Задачи урока:
- продолжить формирование навыков работы с текстовой информацией;
- продолжить формирование навыков преобразования информации ;
- продолжить формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
- развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
- развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
Воспитательные задачи:
- Способствовать формированию таких личностных качеств как способность принимать

актуальные решения и нести за них ответственность.
Личностно-значимая проблема - какое значение имеет способность человека принимать

самостоятельные решения и нести за них ответственность?
Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.


Оборудование: компьютер, портрет Николая I, тесты


Новые термины и даты: «апогей самодержавия»,

цензура, жандармерия,

канцелярия, 1825-1855 гг.

Тип урока: изучения нового материала.


Ход урока:


I. Организационный момент.


  • Приветствие

  • Проверка готовности класса к уроку

  • Организация труда


Начинаем мы опять

По истории шагать.

Непростой у нас урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.


II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

  • Проверка домашнего задания

1. Какое событие произошло 14 декабря 1825 г.?

А) первая в России стачка рабочих.

Б) образование Северного общества.

В) восстание декабристов.

Г) образование Южного общества.


2. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих в России в первой половине XIX в. – все это было связано с именем:

А) М.М.Сперанского В) А.Х.Бенкендорфа

Б) А.А.Аракчеева Г) К.П.Победоносцева


3. Добровольное объединение наемных работников в XIX в. называлось:

А) артелью В) общиной

Б) кооперативом Г) приходом


4. Как называлось в России первой половины XIX в.сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

А) дворяне В) почетные граждане

Б) купцы Г) мещане


5. Какие из указанных ниже деятелей занимались проведением в России XIX в. либеральных реформ?

А) М.М.Сперанский Г) К.П.Победоносцев

Б) Д.А.Милютин Д) С.С.Уваров

В) А.Х.Бенкендорф Е) С.Ю.Витте


6. Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский стали известны в XIX в. своими исследованиями в области:

А) математики В) биологии

Б) физики Г) истории


7. Традиционная форма организации труда и поземельных отношений крестьян в России XIX в. – это

А)община В) поместье

Б) земство Г) вотчина


8. В XIX в. Россия по форме правления была:

А) самодержавной монархией В) феодальной республикой

Б) конституционной монархией Г) демократической республикой


9.В первой половине XIX в. крепостные крестьяне должны были отдавать помещику часть своего урожая, скота, изделий домашних промыслов. Такая повинность крепостных крестьян называлась:

А) барщиной В) оброком

Б) гужевой повинностью Г) отработками.

III) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.
На экране слайд с фотографией памятника Николаю I. Звучит запись хора Валаамского монастыря «Боже, спаси родную Русь!» .


 21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был манифест о кончине императора. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства. 
Например, среди стихов Ф. И.  Тютчева имеются посвященные его памяти:

Не богу ты служил и не России, 
Служил лишь суете своей, 
И все дела твои, и добрые, и злые, – 
Все было ложь в тебе, все призраки пустые: 
Ты был не царь, а лицедей.

Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни. 
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

IV) Актуализация знаний.

 Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.

На экране появляется слайды «Восстание декабристов» затем «Крымская война 1853-1856гг.».

Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где  всё определялось волей монарха.

Вопрос: Как вы думаете, кто этот человек?

Ответы учеников: Николай Первый.

На экране появляется с портретом Николая Первого.  Звучит «Царь могучий!» в исполнении хора Валаамского монастыря.


 Как можно составить объективное мнение о человеке?

Ответы учеников: О человеке судят по его поступкам (оценивают по делам его…).

Поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) Внутренней политике Николая I . Чтобы вы хотели узнать о правлении Николая 1? С какой целью мы будем знакомиться с внутренней политикой Николая 1?

 Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю.
Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны. 
Император довольно скоро сумел завоевать симпатии светского общества. Фрейлина Высочайшего двора Анна Федоровна Тютчева писала в своём дневнике о Николае I: «Никто, лучше  как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка … .всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем … Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её».


 Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?

Ответы учеников:


 Обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?

Ответы учеников. Противоречивые оценки деятельности Николая I.


Слайд 8 Проблема: Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?

Предположения учеников:


V. ) Первичное усвоение новых знаний.

 В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной. Николай попытался упорядочить русское законодательство. (О необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника (стр.60).

Задание ученикам: ответить на вопросы:

  1. Какую цель ставил перед собой император?
    2. Какие меры предпринимал?

Ответы учащихся:

  1. 1. Укрепление роли государственного аппарата (сохранить и укрепить существующий строй)

Работа в парах

Работа с документом 1.

«Само по себе III Отделение являлось учреждением со сравнительно не большим аппаратом. Первоначально личный состав был определен в 16 человек, которые должны были обслуживать все 4 экспедиции. Функции между этими экспедициями распределялись следующим образом:

  1. экспедиция ведала всеми политическими делам «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором».

  2. экспедиция—раскольниками, сектами. фальшивомонетчиками, уголовными убийцами, местами заключения и... крестьянским вопросам.

  3. экспедиция занималась специально иностранцами.

  4. экспедиция вела переписку о «всех вообще пришествиях», ведала личным составом, пожалованиями и т. д.

Постепенно, работа Третьего Отделения усложнилась. В 1828 году к кругу его деятельности была причислена и театральная цензура, в 1842 году выделенная в специальную 5 экспедицию. Увеличилось число служащих: к концу николаевского царствования штат состоял из 40 человек.

Каковы функции Третьего отделения? Почему император отводил большое значение деятельности Третьего отделения?

Одним из важнейших направлений царствования Николая Первого стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Он организовал и поставил под свой личный контроль деятельность политической полиции (стр. 61)

Ответить на вопросы:

1. Какие меры были предприняты императором для усиления борьбы революционными настроениями?

2. В чем смысл создания III отделения его императорского величества канцелярии? Какие задачи были поставлены перед ним Николаем I?


Ответы учеников: 

1. Было создано III отделение царской канцелярии, возглавляемый генералом А.Х. Бенкендорфом; был принят «Устав о цензуре», прозванный «чугунным» (Не допускалось в печать произведения, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать самовольные предложения о государственных преобразованиях, пресекалось религиозное вольномыслие).

2. Третьему отделению передавались все политические дела, контроль за настроениями умов, выискивание малейших проявлений «крамолы» (то что запрещено, противозаконно).

3. III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д.


Вывод: Таким образом, деятельность III отделения создавала атмосферу недоверия и доносительства. Выявленные «крамолы» часто были неверными и преувеличенными. Поэтому и виновные, и невиновные могли понести тяжелые наказания.


3. Эти меры не дали ожидаемого результата, т.к. не доверяя обществу Николай Первый видел свою главную опору в армии и чиновничестве. В это время произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. К концу царствования Николая армия чиновников составила 90 тыс. человек (для сравнения, в начале правления Александра Первого чиновников было 15 тыс. человек).

 Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент  III отделения Собственной его императорского величества канцелярии, оценивая результаты преобразований в этой области, писал: «У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?»
- Какой можно сделать вывод?

Ответы учеников: Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции. Даже сам Николай первый однажды в минуту прозрения сказал: «Россией правят столоначальники» (т.е. среднее чиновничество).

И теперь уже А.С.Пушкин даёт другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил». 

Соотношение доходов и расходов государственного бюджета в правление Николая 1 (в млн. руб.)

ЗАДАНИЕ. Проанализируйте бюджет гос-ва в годы правления Николая 1.

1825г. Доходы -110 Расходы-115

1854г. Доходы-260 Расходы- 313

Благосостояние граждан страны зависит от государственного бюджета. Соотнесите доходы и расходы государственного бюджета в годы правления Николая 1. Какой бюджет? ( дефицитный) Какой вывод можно сделать?


Итак, продолжим: Какой вопрос внутренней политики Российского государства был самым актуальным в XIX веке?

Ответы учеников: Крестьянский вопрос.


 Так как ключевым вопросом внутренней политики по-прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:

1. Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2. Собирался ли он его отменить?

Обратимся к источнику- документу «Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года».с 68

ЗАДАНИЕ. Охарактеризуйте взгляды Николая 1 на проблему крепостного права. Объясните, чем была вызвана и в чем заключалась их противоречивость?

Вывод:

  1. Крепостное право – зло.
    2. Отмена крепостного права – зло более гибельное.
    3. Решать этот вопрос – преждевременно.
    4. Николай боялся крестьянского бунта.

Не только оценки Николая 1 были противоречивы, но и действия Николая 1 часто расходились со словами. Проанализируем ещё один документ(из беседы Николая 1 с П.Д. Киселевым)


Работа в группах. ПРОЕКТЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ.

«Я хочу отпустить крестьян с землей, но так, чтобы крестьянин не стал отлучаться из деревни бес спросу барина или управляющего: дать личную свободу народу, который привык к долголетнему рабству, опасно. Я начну с инвентарей: крестьянин должен работать на барина 3 дня в неделю и 3 дня на себя; для выкупа земли, которую он имеет, он должен будет платить известную сумму по количеству земли, и надобно выплатить в несколько лет, земля будет его. Я думаю, что надобно сохранить мировую поруку, а подати должны быть поменьше»

Так всё- таки чего хотел Николай 1 ? С какой целью?

 Однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо. Обратимся к тексту учебника на стр.64.

Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19 млн. человек).
- Почему преобразования коснулись только государственных крестьян? (Государство могло ими распоряжаться).

- Какие были приняты меры   для решения этого вопроса?

Ответы учеников: 

1. Реформа была направлена на улучшение положения государственных крестьян, повысить их уровень жизни.

2. Введение крестьянского самоуправления; переселение крестьян на свободные земли в другие районы; введение «общественной запашки».

3. Плюсы: создание школ и больниц, строительство дорог «общественные запашки» на случай неурожая, переселение с малоземельных районов в свободные земли.

минусы: «картофельные бунты», т.к. крестьяне увидели в «общественной запашке» попытку ввести казенную барщину; недовольство помещиков реформой Киселева (улучшение быта государственных крестьян усилит желание их крепостных перейти в казенное ведомство).

4. Положение государственных крестьян значительно улучшилось.


Ответить на вопросы:

1. На что эти меры были направлены? (Направлены на улучшение положения крестьян).
2. Решали они основную задачу – отмену крепостного права? (Нет)


Вывод:  Все эти меры улучшали положение государственных и крепостных крестьян, но не решали основного вопроса - отмену крепостного права, не давали крепостным крестьянам свободу и землю.


 Николаю I предоставлялся исторический шанс стать освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам

VI.Первичная проверка понимания

Работа в группах

Задание для группы «Жандармы».

Найдите ошибку в документе, помня, что жандармское отделение занималось политическим сыском и осуществляла контроль за умонастроениями. «В обязанности каждого жандарма входит: 1) выполнение распоряжений начальства; 2) пресечение оборота фальшивых денег; 3) сбор сведений о неблагонадежных лицах; 4) учреждение богоугодных заведений; 5) высылка подозрительных людей; 6) надзор за иностранцами; 7) составление учебных программ для гимназий и университетов».


Задание для группы «Цензоры».

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения «Устава о цензуре». Что из прочитанного могло быть истолковано как намёк на непочтительность к существующему режиму?

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;


Задание для группы «Чиновники».

Выберите из перечисленных мероприятий наиболее вероятные направления деятельности по искоренению недостатков существующей системы. Помните, что реформы не должны подрывать самодержавие.

  1. отмена крепостного права;

  2. введение Конституции;

  3. создание единого «Свода законов»;

  4. созыв парламента;

5)улучшение положения крестьян.


План работ по кодификации российского законодательства в 30-е гг. XIX в.

Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.


Модернизация и реформы (обучающиеся читают тексты учебника и схематично рисуют)

  1. 1832 год – Кодификация Законов - Спаранский М.М. (стр.62)

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Опубликование в 1830 г. «Полного собрания законов Российской Империи в 45 томах, в которые вошли все законодательные акты, начиная с «Соборного уложения» 1649 г. и до конца царствования Александра I.

Создание в 1833 г. «Свода законов Российской империи» в 15 томах. В него вошли только действующие акты, классифицированные по сферам их действия (государственное устройство, налоги, сословия и т. д.)

Создание нового сводного закона. Не реализовано.

По докладу николаевского министерства юстиции в госучреждениях империи числилось 33 миллиона неочищенных (неоконченных) дел.Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

На экране – портрет М.М. Сперанского. (В течение урока проецируется необходимая информация в качестве дополнения).


Кодификация

Российского законодательства в 30-е гг. XIX в.


1832 г.

Опубликование Полного собрания законов Российской Империи в 45 томах.

1833 г.

Создание Свода законов Российской Империи

в 15 томах.

Кондификация –  упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом, систематизация законов.



Кодификация законов в николаевскую эпоху могла коренным образом поправить положение? Если да, то при каких условиях? Ес­ли нет, то почему?

Итак, возвращаемся к нашей проблеме «Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?»

- Разрешить нашу проблему нам поможет высказывание историка В.О.Ключевского. Характеризуя общую концепцию николаевского правления, он отмечал: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».

Решение проблемы: При Николае Первом создавалась продуманная система государственного контроля над общественной, политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Отсутствовало стремление к коренным преобразованиям в России, проводились лишь мелкие, частичные реформы.


Вывод: При Николае I большое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, созданная еще при Павле I.


VII. Первичное закрепление.


Задание для группы «Жандармы».

Скажите, в чем, по-вашему, важность составления Свода законов

Российской империи?

Задание для группы «Цензоры».

Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы опасной для общественного спокойствия?


Задание для группы «Чиновники».

Что стало главным пунктом преобразований П. Д. Киселёва?


VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Подведение итогов урока.

2. Домашнее задание. П.10

Индивидуальное задание – подготовить сообщение о Канкрине.

VII. Рефлексия.

Выскажите свои мысли по поводу урока.

Сегодня:

  • Я научился…

  • Мне было интересно…

  • Что мне дал этот урок…

  • Я понял, что…

  • Тема показалась мне интересной…

  • Заставила задуматься…


























9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории Внутренняя политика Николая I

Автор: Герасимова Елена Борисовна

Дата: 12.06.2017

Номер свидетельства: 421464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока  истории, 8 класс "Крымская война" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-8-klass-krymskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "130537"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415912892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему: "В чем трагедия Печорина?" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-chiem-traghiediia-piechorina"
    ["file_id"] => string(6) "176482"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424428400"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технология проблемного обучения."Внешняя политика России конца ХIХ -начале ХХ в.Русско -японская война" "
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhiia-probliemnogho-obuchieniia-vnieshniaia-politika-rossii-kontsa-khikh-nachalie-khkh-v-russko-iaponskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "244861"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446024322"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "«Первая российская революция. Реформы политической системы»"
    ["seo_title"] => string(67) "piervaia-rossiiskaia-rievoliutsiia-rieformy-politichieskoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "268135"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450551327"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "великая российская революция "
    ["seo_title"] => string(35) "vielikaia-rossiiskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "211730"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431678745"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства