kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: « Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

 Познакомить учащихся с личностью императора  Николая I, показать его неоднозначность и противоречивость, выделить основные черты его внутренней политики.

В ходе урока учащиеся развивают навык самостоятельной работы с учебником и документами, учатся делать самостоятельные выводы. Должны уметь  составить краткий конспект, а затем устно изложить свою точку зрения. Урок сочетает навыки самостоятельной индивидуальной  работы с групповыми формами работы.

Просмотр содержимого документа
«Тема: « Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая »»

Тема: « Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая »

Цели:

 Познакомить учащихся с личностью императора  Николая I , показать его неоднозначность и противоречивость, выделить основные черты его внутренней политики.

В ходе урока учащиеся развивают навык самостоятельной работы с учебником и документами, учатся делать самостоятельные выводы. Должны уметь  составить краткий конспект, а затем устно изложить свою точку зрения. Урок сочетает навыки самостоятельной индивидуальной  работы с групповыми формами работы.

Урок воспитывает уважительное отношение к прошлому родной страны, учит видеть в каждом событии положительное и отрицательное, учащиеся в ходе обучения могут выбрать близкую им позицию по рассматриваемому вопросу и подтвердить её фактами.  

Оборудование:

Учебник под редакцией А.В.Торкунова  “История России. XIX век”, учебник Л.М. Ляшенко “История России. XIX век”, пакет документов и заданий-инструкций.

I.  Подготовительный этап

Учитель сообщает тему, выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно; знакомит класс с учебниками; определяет формы самостоятельной работы учащихся (фронтальные, групповые, дифференцированные); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов работы.

1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.

2. Вступительное слово учителя.

Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками.

С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой – первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.

3. Постановка цели урока. В зависимости от общей подготовленности класса, ее может сформулировать сам учитель (“На основе документов и собственных знаний вам необходимо дать характеристику правления Николая I”) или предложить сделать это учащимся (“Что вы должны сегодня узнать на уроке и как работать”).

4. Знакомство с учебниками.

5. Инструкция к работе.

Класс разбивается на группы, каждая из которой исследует ту или иную сферу государственной и общественной жизни в правление Николая I. В каждой группе выделяется организатор-ассистент.

 II. Процессуальный.

Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.

 Работа в группах

Организаторы получают от учителя пакет с документами и карточку – инструкцию.

Карта-инструкция № 1. “Личность Николая I”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы + портрет

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.1 парагр.8 учебник Ляшенко “Новый император”.

Вопрос: О каких чертах характера Николая говорится в тексте?

2) Прочитайте документы 1 - 4, дающие представление о личности и характере Николая I.

Вопрос: На какие черты характера нового императора указывают авторы высказываний?

В. Письменное оформление.

Составьте словесный портрет Николая I по следующей схеме:

а) биографические сведения

б) его привычки, особенности характера

в) как выглядел внешне

г) суждения о нем современников и потомков

Карта-инструкция № 2. “Русское общество в николаевскую эпоху”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Известен интересный факт. Однажды Николаю I был предоставлен для утверждения

Проект одного из зданий, рядом с которым для масштаба был нарисован человек.

Николай возмутился, почему человек штатский, а не военный.

Вопрос: О чем говорит этот поступок Николая I?

2) Прочитайте документ 5. На основе анализа документа сделайте выводы о развитии русского общества во время правления Николая I.

3) Прочитайте документ 6.

Задание: Охарактеризуйте положение солдата николаевской армии. В чем вы видите трагизм положения русских солдат? Как армейские порядки могли отразиться на боеспособности русской армии?

В. Письменное оформление.

Возьмите интервью у рядового армии времен Николая I о его жизни и службе

(вопрос-ответ).

Карта-инструкция № 3. “Система государственного управления (военные и чиновники)”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.2 парагр.8 учебника Ляшенко.

2) Прочитайте документы 7 -11.

3) Задание: Назовите основные черты николаевского режима.

В. Письменное оформление.

Составьте рассказ от имени иностранца, побывавшего в России в правление Николая I.

Что он отметит, какие особенности? (“Россия глазами иностранца”)

Карта-инструкция № 4. “Система государственного управления (III отделение)”

А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.3 парагр.8 учебника Ляшенко.

2) Прочитайте документ 12.

Вопрос: Какой была структура корпуса жандармов на местах? Какими были функции жандармов? Почему современники негативно относились к жандармам?

В. Письменное оформление.

Переведите документ на современный русский язык.

Карта-инструкция № 5. “Крестьянский вопрос”

А. Источники: учебник под редакцией А.В.Торкунова  + документы

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.4 парагр.10 учебник под редакцией А.В.Торкунова  

Вопрос: Каковы были цели и содержание реформы П.Д. Киселева?

2) Прочитайте документ 13.

Вопрос: Чем было вызвано недовольство крестьян?

3) Известны слова Николая I о том, что “крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло… но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным”.

Вопрос: Почему же Николай I так и не решился отменить крепостное право?

В. Письменное оформление.

Запишите меры, принятые в правление Николая I для смягчения крепостных отношений. Оформить можно в виде тезисов.

Итоги урока

Коллективное обсуждение результатов. Могут быть творческие отчеты групп, выступление представителей, фронтальная обобщающая беседа.

1. Творческие отчеты групп.

Представители каждой группы выступают с результатами работы группы. В зависимости от задания, форма выступления различная.

2. Подведение итогов.

После выступления , учитель зачитывает документ 14. Всему классу задается вопрос: Каковы были итоги правления Николая I? Ответы учащихся.

Достигнуты ли цели урока?

Как работали группы? Что особенно понравилось или не понравилось на уроке? Чем заинтересовались?

Домашнее задание : “Личность в истории” - написать сообщение о Николае I, П.Д. Киселеве или А.Х. Бенкендорфе. (по желанию)

§10 читать, учить конспект




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: « Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая »

Автор: Клёсова Виктория Михайловна

Дата: 14.08.2020

Номер свидетельства: 555765

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства