Тема: « Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая »
Тема: « Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая »
Цели:
Познакомить учащихся с личностью императора Николая I, показать его неоднозначность и противоречивость, выделить основные черты его внутренней политики.
В ходе урока учащиеся развивают навык самостоятельной работы с учебником и документами, учатся делать самостоятельные выводы. Должны уметь составить краткий конспект, а затем устно изложить свою точку зрения. Урок сочетает навыки самостоятельной индивидуальной работы с групповыми формами работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: « Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая »»
Тема: « Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая »
Цели:
Познакомить учащихся с личностью императора Николая I , показать его неоднозначность и противоречивость, выделить основные черты его внутренней политики.
В ходе урока учащиеся развивают навык самостоятельной работы с учебником и документами, учатся делать самостоятельные выводы. Должны уметь составить краткий конспект, а затем устно изложить свою точку зрения. Урок сочетает навыки самостоятельной индивидуальной работы с групповыми формами работы.
Урок воспитывает уважительное отношение к прошлому родной страны, учит видеть в каждом событии положительное и отрицательное, учащиеся в ходе обучения могут выбрать близкую им позицию по рассматриваемому вопросу и подтвердить её фактами.
Оборудование:
Учебник под редакцией А.В.Торкунова “История России. XIX век”, учебник Л.М. Ляшенко “История России. XIX век”, пакет документов и заданий-инструкций.
I. Подготовительный этап
Учитель сообщает тему, выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно; знакомит класс с учебниками; определяет формы самостоятельной работы учащихся (фронтальные, групповые, дифференцированные); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов работы.
1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.
2. Вступительное слово учителя.
Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками.
С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой – первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.
3. Постановка цели урока. В зависимости от общей подготовленности класса, ее может сформулировать сам учитель (“На основе документов и собственных знаний вам необходимо дать характеристику правления Николая I”) или предложить сделать это учащимся (“Что вы должны сегодня узнать на уроке и как работать”).
4. Знакомство с учебниками.
5. Инструкция к работе.
Класс разбивается на группы, каждая из которой исследует ту или иную сферу государственной и общественной жизни в правление Николая I. В каждой группе выделяется организатор-ассистент.
II. Процессуальный.
Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.
Работа в группах
Организаторы получают от учителя пакет с документами и карточку – инструкцию.
Карта-инструкция № 1. “Личность Николая I”
А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы + портрет
Вопрос: О каких чертах характера Николая говорится в тексте?
2) Прочитайте документы 1 - 4, дающие представление о личности и характере Николая I.
Вопрос: На какие черты характера нового императора указывают авторы высказываний?
В. Письменное оформление.
Составьте словесный портрет Николая I по следующей схеме:
а) биографические сведения
б) его привычки, особенности характера
в) как выглядел внешне
г) суждения о нем современников и потомков
Карта-инструкция № 2. “Русское общество в николаевскую эпоху”
А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Известен интересный факт. Однажды Николаю I был предоставлен для утверждения
Проект одного из зданий, рядом с которым для масштаба был нарисован человек.
Николай возмутился, почему человек штатский, а не военный.
Вопрос: О чем говорит этот поступок Николая I?
2) Прочитайте документ 5. На основе анализа документа сделайте выводы о развитии русского общества во время правления Николая I.
3) Прочитайте документ 6.
Задание: Охарактеризуйте положение солдата николаевской армии. В чем вы видите трагизм положения русских солдат? Как армейские порядки могли отразиться на боеспособности русской армии?
В. Письменное оформление.
Возьмите интервью у рядового армии времен Николая I о его жизни и службе
(вопрос-ответ).
Карта-инструкция № 3. “Система государственного управления (военные и чиновники)”
А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте п.2 парагр.8 учебника Ляшенко.
2) Прочитайте документы 7 -11.
3) Задание: Назовите основные черты николаевского режима.
В. Письменное оформление.
Составьте рассказ от имени иностранца, побывавшего в России в правление Николая I.
Что он отметит, какие особенности? (“Россия глазами иностранца”)
Карта-инструкция № 4. “Система государственного управления (III отделение)”
А. Источники: учебник Л.М.Ляшенко + документы
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте п.3 парагр.8 учебника Ляшенко.
2) Прочитайте документ 12.
Вопрос: Какой была структура корпуса жандармов на местах? Какими были функции жандармов? Почему современники негативно относились к жандармам?
В. Письменное оформление.
Переведите документ на современный русский язык.
Карта-инструкция № 5. “Крестьянский вопрос”
А. Источники: учебник под редакцией А.В.Торкунова + документы
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте п.4 парагр.10 учебник под редакцией А.В.Торкунова
Вопрос: Каковы были цели и содержание реформы П.Д. Киселева?
2) Прочитайте документ 13.
Вопрос: Чем было вызвано недовольство крестьян?
3) Известны слова Николая I о том, что “крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло… но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным”.
Вопрос: Почему же Николай I так и не решился отменить крепостное право?
В. Письменное оформление.
Запишите меры, принятые в правление Николая I для смягчения крепостных отношений. Оформить можно в виде тезисов.
Итоги урока
Коллективное обсуждение результатов. Могут быть творческие отчеты групп, выступление представителей, фронтальная обобщающая беседа.
1. Творческие отчеты групп.
Представители каждой группы выступают с результатами работы группы. В зависимости от задания, форма выступления различная.
2. Подведение итогов.
После выступления , учитель зачитывает документ 14. Всему классу задается вопрос: Каковы были итоги правления Николая I? Ответы учащихся.
Достигнуты ли цели урока?
Как работали группы? Что особенно понравилось или не понравилось на уроке? Чем заинтересовались?
Домашнее задание : “Личность в истории” - написать сообщение о Николае I, П.Д. Киселеве или А.Х. Бенкендорфе. (по желанию)