8.1. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
8.2.ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
8.3. устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений
8.5. преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;
8.6. критически оценивать содержание и форму текста.
5. Формулировка задания: Комплексная работа к тексту «Российская империя на рубеже XIX – XX веков »
Внимательно прочитайте текст, поработайте со статистическим материалом, представленным в таблицах и выполните задание 1-7.
К началу ХХ века Россия, на протяжении столетий неудержимо расширявшая свои пределы, достигла грандиозных размеров. Общая площадь территории Российской империи составила более 19 млн. км², т.е. около 1/6 части суши земного шара. По этому показателю Россия занимала второе место в мире, уступая только Британской империи. Согласно переписи 1897 г., население Российской империи составляло 128 924 289 человек. К 1914 г. по сравнению с переписью 1897 г. население увеличилось примерно на треть – по данному показателю Россия занимала третье место в мире, уступая Британской империи и Китаю. Однако по такому показателю, как плотность населения – 8,3 человека на 1 км², Российская империя уступала многим странам мира.
Таблица 1
Население Российской империи
Регион
Плотность населения,
чел./км²
Уровень грамотности, %
Динамика численности городского населения (тыс.)
1897г.
1914г.
Европейская часть России
22
22,9
12064,8
18596,8
Сибирь
0,5
12,3
496,6
1193,6
Средняя Азия
2,5
5,3
934, 4
1608,8
Доля сельского населения в 1897 г. составляла 87%, при этом 73% населения России было неграмотным.
Начало ХХ века характеризуется вступлением России в стадию постепенного перехода к индустриальному обществу, т.е. обществу, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических отношений. В результате небывалого по своим темпам промышленного подъема 90-х годов XIX века в России завершился промышленный переворот и страна прочно вошла в пятерку крупнейших держав мира по абсолютным объемам производства.
Таблица 2
Удельный вес основных капиталистических стран в мировом промышленном производстве, %
Страна
1870 г.
1900 г.
1913 г.
США
23
31
36
Англия
32
18
14
Франция
10
7
6
Германия
13
16
16
Россия
4
5
6
В России действовала рыночная система, адекватная западной по своей динамической мощности. В 1861–1900 гг. объем промышленной продукции в России вырос в 7 раз (в Германии – в 5 раз, во Франции – в 2,5 раза, в Англии – в 2 раза). Высокие темпы железнодорожного строительства позволили России передвинуться с 5-го на 2-ое место в мире по протяженности железных дорог. 70% железных дорог и около 25% крупнейших предприятий принадлежало государству. Россия являлась крупнейшим производителем зерновых и давала до 1/3 мирового экспорта пшеницы (урожайность оставалось низкой: в 3 раза ниже, чем в Бельгии; в 2,5 раза ниже, чем в Германии; в 1,5 раза ниже, чем во Франции). Доля иностранных капиталов в промышленности составляла 36%, три четверти фондов российских банков контролировал иностранный капитал, на заграничную технику приходилось свыше 60% стоимости всего промышленного оборудования. Однако индустриализация не была завершена. На долю тяжелой промышленности приходилось лишь 40% объема промышленного производства. Аграрная сфера оставалась ведущей в российской экономике, сельское хозяйство давало 51% национального дохода. Господство в деревне сельской общины и крупных помещичьих латифундий сдерживало технический прогресс и замедляло развитие капитализма в деревне. Примитивная агротехника и высокие темпы роста населения вызвали аграрное перенаселение Европейской части России, острый земельный голод.
Задание 1. Какой численности достигло население Российской империи к 1914 г.?
Инструмент проверки: инструментом оценки служит модельный ответ
№ задания
Содержание вопроса
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Количество баллов
2
На основании текста и данных таблицы 1 сделайте выводы о развитии регионов России. Свое мнение аргументируйте
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Развитие регионов было неравномерно: более развита Европейская часть России (по плотности населения, уровню грамотности, численности городского населения);
2) По показателю численность городского населения можно говорить о развитии промышленности в данном регионе.
Сделан правильный вывод, приведен аргумент – 2 балла.
Сделан правильный вывод, аргумент приведен неправильный.
ИЛИ сделан правильный вывод, аргумент не приведен – 1 балл.
Вывод не сделан или сделан неправильный вывод – 0 баллов.
Задание 3. О каких серьезных переменах в экономике России свидетельствовал бурный рост городского населения (по сравнению с 60-ми годами XIX века городское население выросло в два раза)?
Инструмент проверки: инструментом оценки служит модельный ответ
№ задания
Содержание вопроса
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Количество баллов
3
О каких серьезных переменах в экономике России свидетельствовал бурный рост городского населения (по сравнению с 60-ми годами XIX века городское население выросло в два раза)? Назовите этот процесс.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Бурный рост городского населения свидетельствовал о развитии промышленности, которая концентрировалась в городах.
Урбанизация.
Сделан правильный вывод, назван процесс – 2 балла.
Сделан правильный вывод, процесс не назван или.
Сделан неправильный вывод, назван процесс – 1 балл.
Вывод не сделан или сделан неправильный вывод, процесс не назван – 0 баллов.
Задание 4. В 90-е годы XIX века в России начался:
а) промышленный переворот;
б) бурное промышленное развитие;
в) экономический кризис;
г) аграрная революция.
Инструмент проверки: инструментом оценки служит ключ
а) группу стран с высокими темпами промышленного развития_________________
б) группу стран, темпы промышленного развития которых начинают замедляться_________________________________________________________________
Инструмент проверки: инструментом оценки служит модельный ответ
№ задания
Содержание вопроса
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Количество баллов
5а
На основании табл. 2 выделите:
а) группу стран с высокими темпами промышленного развития
Правильный ответ:
США, Германия, Россия.
Ответ правильный – 1 балл.
Ответ неправильный – 0 баллов.
5б
На основании табл. 2 выделите группу стран, темпы промышленного развития которых начинают замедляться
Правильный ответ:
Англия, Франция.
Ответ правильный – 1 балл
Ответ неправильный – 0 баллов.
Задание 6. Используя все приведенные выше источники, заполните таблицу.
Российская экономика в начале ХХ века
Промышленность
Сельское хозяйство
Успехи в развитии
Проблемы в развитии
Инструмент проверки: инструментом оценки служит модельный ответ
№ задания
Содержание вопроса
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Количество баллов
6
Используя все вышеперечисленные источники, заполните таблицу
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Промышленность:успехи в развитии – 5-е место России в мире, быстрые темпы роста, на долю тяжелой промышленности – 40%;
проблемы – незавершенность индустриализации, влияние иностранного капитала, контроль со стороны государства.
Сельское хозяйство:успехи – крупнейший производитель зерновых в мире, 1/3 мирового экспорта пшеницы;
проблемы – низкая урожайность; господство в деревне сельской общины и крупных помещичьих латифундий сдерживало технический прогресс и замедляло развитие капитализма в деревне. Примитивная агротехника и высокие темпы роста населения вызвали аграрное перенаселение Европейской части России, острый земельный голод.
Приведены по одному успеху и проблеме для промышленности и сельского хозяйства (4 элемента ответа) – 4 балла.
Приведены 3 элемента ответа – 3 балла.
Приведены 2 элемента ответа – 2 балла.
Приведен 1 элемент ответа – 1 балл.
Ответ неправильный – 0 баллов.
Задание 7. Познакомьтесь с двумя точками зрения:
«Невзирая на заметные перемены в экономическом развитии Россия на рубеже XIX – ХХ веков оставалась аграрной страной» Энциклопедия «История России ХХ век».
«Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно землевладельческой страною… она постепенно становится только теперь» (С.Ю.Витте).
Инструмент проверки: инструментом оценки служит модельный ответ
№ задания
Содержание вопроса
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Количество баллов
7.
Познакомьтесь с двумя точками зрения:
1. “Невзирая на заметные перемены в экономическом развитии Россия на рубеже XIX – ХХ веков оставалась аграрной страной” Энциклопедия “История России ХХ век”.
2. “Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно землевладельческой страною… она постепенно становится только теперь” (С.Ю.Витте).
Какая точка зрения совпадает с вашей? Почему?
Вариант 1: аграрная – большая часть населения – крестьянство, Россия – крупнейший производитель зерновых в мире, 1/3 мирового экспорта пшеницы, сельское хозяйство давало 51% национального дохода.
Вариант 2: индустриально-аграрная – наряду с сельским хозяйством бурно развивается промышленность, городское население увеличивается в два раза, Россия вошла в пятерку крупнейших держав мира по абсолютным объемам промышленного производства, заняла 2-е место в мире по протяженности железных дорог.
Выбрана точка зрения, приведены два аргумента – 3 балла.
Выбрана точка зрения, приведен 1 аргумент – 2 балла.
Выбрана точка зрения, аргументы не приведены – 1 балл.
Точка зрения не выбрана – 0 баллов.
Максимальный балл – 15
Шкала перевода первичных баллов в школьную отметку:
15—13 баллов — отметка «5»;
12—9 баллов — отметка «4»;
8—6 баллов — отметка «3»;
5—1 баллов — отметка «2».
Задание для диагностики предметной грамотности на материале учебного предмета - история с учетом уровня усвоения материала.
1.Название: тест
2.Класс: 6
3.Предмет: история
4.Планируемые результаты:
предметные: определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов; определение и использование исторических понятий и терминов; локализовать во времени общие рамки и события Средневековья; составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах.
5.Формулировка задания: Тест по истории средних веков
1 уровень – Базовый. Выберите правильный вариант ответа, отметьте его галочкой
1. Все служители церкви составляли особую группу населения:
Историческое сочинение на тему: «Жизнь средневекового рыцаря».
Критерии оценивания:
- Кто такой рыцарь?
- Время возникновения?
- Из чего состоит его вооружение?
- Образ жизни рыцаря;
- Кодекс рыцарской чести.
Аналитическая шкала:
Задания 1 уровня оцениваются в 1 балл (задание выполнено без ошибок)
Задания 2 уровня оцениваются в 2 балла (задание выполнено без ошибок – 2 балла; допущены две ошибки – 1 балл, допущено больше двух ошибок – 0 баллов)
Задание первое 3уровня оценивается в 2 балла (смысл понятия раскрыт правильно – 2 балла; смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу)- 1 балл.
Задание второе 3 уровня оценивается в 5 баллов (раскрыты все 5 критериев -5 баллов; 4 критерия – 4 балла; 3 критерия -3 балла; 2 критерия – 2 балла; 1 критерий – 1 балл)