Комплексная работа над словарным словом «берёза»
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Именно поэтому необходимо проводить словарно-орфографическую работу на уроке русского языка.
Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. (М.М. Алексеева, В.И. Яшина)
Этапы словарно-орфографической работы:
1. Предъявление нового слова. Чтобы «открыть» слово, используются разные способы: чтение загадки, отгадывание ее учащимися; описание признаков предмета или предъявление слова-синонима; отгадывание ребуса.
2. Работа над слуховым образом слова.
Обучающиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.
3. Запись слова с «окошком» - «сигнал опасности».
После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном».
Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности», например, точка: б.реза.
4. Работа над зрительным образом слова.
На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).
5. Включение слова в активный словарный запас.
На этом этапе нужно составлять словосочетания, предложения и работать с текстом. [2, 85]
Такую работу вполне можно назвать комплексной, поскольку слово рассматривается не только с орфографической точки зрения, но и с лексической, синтаксической, фонетической.
Покажем реализацию комплексной словарно-орфографической работы на примере знакомства со словом «берёза».
1 этап. Предъявление нового слова. Познакомить со словом можно с помощью ребуса.
Еще открыть слово «береза» можно с древней загадки:
Первое дело - мир освещать,
Второе дело - крик утишать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвёртое дело - чистоту соблюдать.
Далее побеседовать, о каких 4-х делах говорится?
(1 – дом освещался березовой лучиной; 2 – детей успокаивали березовым прутиком; 3 – березовый сок, настой из берёзовых почек, березовый веник в бане считались хорошим лекарством; 4 – пол подметали тоже березовым веником).
Уже на данном этапе нужно дать толкование слова «берёза», чтобы последующая работа строилась осознанно.
Объяснить лексическое значение слова можно, заполнив пропуски.
Лиственное дерево с ___________ розовато-коричневыми веточками, с гладкой _________ корой, покрытой тёмными __________.
Для проверки сравнивается толкование из словаря С. И. Ожегова:
Лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. [4, 456].
2 этап. Работа над слуховым образом слова.
Учащиеся произносят слово, выявляют слабую позицию, слово можно затранскрибировать.
3 этап. Запись слова с «окошком» - «сигнал опасности».
С целью предупреждения ошибок в однокоренных словах, ребятам предлагается подобрать эти однокоренные слова и объяснить значение непонятных слов:
Берёзка – берёзонька – берёзина – березник – березняк – берёзовый – берёзовик – подберёзовик.
Березник – берёзовый лес.
Березняк – роща.
Берёзовик – гриб.
Подберёзовик – гриб.
4 этап. Работа над зрительным образом слова.
Правописание слова берёза можно запомнить ассоциативным путём: берёза – бЕлая.
Б
Б Е Р Ё З А
Л
А
Я
Теперь поработаем над этимологией слова «берёза».
Беседа о том, как береза получила именно такое название?
Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии - берёза. Берёза - берза, бер = «светлый, ясный, белый».
5 этап. Включение слова в активный словарный запас.
Чтобы обучающиеся увидели слово в разном контексте, предлагается прочесть строки из стихотворений и вспомнить знаменитого автора.
1. Берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.А. Бунин.)
2. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С. Есенин.)
3. Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она. (А. Фет.)
После работы со стихотворением, эффективно использовать следующий вариант: подобрать эпитет к слову «берёза». Для развития кругозора можно познакомить детей со словарём эпитетов. После чего составить с любым из словосочетаний предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Белая, белобокая, белоногая, белоствольная, белотелая, бледная (устар. поэт.), ветвистая, высокая, густая, жидкая, зеленая, коренастая, кудрявая, малорослая, нарядная, плакучая, поникшая, прозрачная, прямоствольная, пушистая, пышная, развесистая, раскидистая, светлая, светло-зеленая, серебристая, серебряная, стройная, тонкая, тонкоствольная, тощая, широкая, ясная.
Многолетняя, молодая, старая, столетняя, юная.
Веселая, грустная, дремлющая, задумчивая, ласковая, милая, наивная, нежная, печальная, понурая, робкая, русская, светлая, унылая, хмурая, целомудренная. Беззащитная, зеленокосая, зябкая, кипучая, косматая. Бородавчатая, даурская, декоративная, дикорастущая, железная, желтая, каменная, карельская, карликовая, кустарниковая, ребристая, светолюбивая, сухолюбивая, тяныпанская, черная и т. п. [11, 159]
В русском языке существует огромное количество фразеологизмов.
Работа над фразеологизмами предлагает чтение и объяснение их.
Дать берёзовой каши - наказать розгами, выпороть, высечь.
Пень берёзовый – глупый человек.
Для развития коммуникативных умений часто используются пословицы и поговорки. Обучающиеся построят свое речевое высказывания при объяснении значения поговорки либо пословицы.
1. Берёзой обогреешься, а не оденешься.
2. И у берёзы слезки текут, когда с неё кору дерут.
3. Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
4. Каковы берёзки, таковы и отростки.
Завершить словарную работу можно работой с текстом, например, расположить предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.
А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой берёзки: река Берёзина, село Берёзово, Березняки. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит. Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку.
Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой берёзки: река Берёзина, село Берёзово, Березняки. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.
Использование в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Использование вышеперечисленных способов знакомства со словом способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.
Необходимо заметить, что в процессе комплексной словарно-орфографической работы формируются следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач;
познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, текстовой ; пользоваться различными словарями; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. [6.]
Литература:
- Горбачевин К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб, 2001. - 224 с.
- Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах: - М: Просвещение,1991. - 112 с.
- Львов М.Р, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Академия, 2007. – 464 с.
- Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М: Русский язык, 1999. - 4000 с.
- Парамонова Л.Г. Как овладеть правописанием «словарных слов». Союз, 2005. - 176 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение, 2013. – 32 с.