kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексная работа над словарным словом "берёза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная работа над словарным словом «берёза»

Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Именно поэтому необходимо проводить словарно-орфографическую работу на уроке русского языка.

Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. (М.М. Алексеева, В.И. Яшина)

Этапы словарно-орфографической работы:

1. Предъявление нового слова. Чтобы «открыть» слово, используются разные способы: чтение загадки, отгадывание ее учащимися; описание признаков предмета или предъявление слова-синонима; отгадывание ребуса.

2. Работа над слуховым образом слова.

Обучающиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3. Запись слова с «окошком» - «сигнал опасности».

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном».

Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности», например, точка: б.реза.

4. Работа над зрительным образом слова.

На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

5. Включение слова в активный словарный запас.

На этом этапе нужно составлять словосочетания, предложения и работать с текстом. [2, 85]

Такую работу вполне можно назвать комплексной, поскольку слово рассматривается не только с орфографической точки зрения, но и с лексической, синтаксической, фонетической.

 Покажем реализацию комплексной словарно-орфографической работы на примере знакомства со словом «берёза».

1 этап. Предъявление нового слова. Познакомить со словом можно с помощью ребуса.

 

 

 

 

 

Еще открыть слово «береза» можно с древней загадки:

Первое дело - мир освещать,
Второе дело - крик утишать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвёртое дело - чистоту соблюдать.

Далее побеседовать, о каких 4-х делах говорится?

(1 – дом освещался березовой лучиной; 2 – детей успокаивали березовым прутиком; 3 – березовый сок, настой из берёзовых почек, березовый веник в бане считались  хорошим лекарством; 4 –  пол подметали тоже березовым веником).

Уже на данном этапе нужно дать толкование слова «берёза», чтобы последующая работа строилась осознанно.

Объяснить лексическое значение слова можно, заполнив пропуски.

Лиственное дерево с ___________ розовато-коричневыми веточками, с гладкой _________ корой, покрытой тёмными __________.

Для проверки сравнивается толкование из словаря С. И. Ожегова:

Лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. [4, 456].

 

2 этап. Работа над слуховым образом слова.

Учащиеся произносят слово, выявляют слабую позицию, слово можно затранскрибировать.

3 этап. Запись слова с «окошком» - «сигнал опасности».

С целью предупреждения ошибок в однокоренных словах, ребятам предлагается подобрать эти однокоренные слова и объяснить значение непонятных слов:

Берёзка – берёзонька – берёзина – березник – березняк – берёзовый – берёзовик – подберёзовик.

Березник – берёзовый лес.

Березняк – роща.

Берёзовик – гриб.

Подберёзовик – гриб.

4 этап. Работа над зрительным образом слова.

Правописание слова берёза можно запомнить ассоциативным путём: берёза – бЕлая.

    Б

Б  Е  Р  Ё  З  А

   Л

   А

   Я

Теперь поработаем над этимологией слова «берёза».

Беседа о том, как  береза получила именно такое название?

Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии - берёза. Берёза - берза, бер = «светлый, ясный, белый».

 

5 этап. Включение слова в активный словарный запас.

Чтобы обучающиеся увидели слово в разном контексте, предлагается прочесть строки из стихотворений и вспомнить знаменитого автора.

1. Берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.А. Бунин.)

2. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.   (С. Есенин.)

3. Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она. (А. Фет.)

После работы со стихотворением, эффективно использовать следующий вариант: подобрать эпитет к слову «берёза». Для развития кругозора можно познакомить детей со словарём эпитетов. После чего составить с любым из словосочетаний предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Белая, белобокая, белоногая, белоствольная, белотелая, бледная (устар. поэт.), ветвистая, высокая, густая, жидкая, зеленая, коренастая, кудрявая, малорослая, нарядная, плакучая, поникшая, прозрачная, прямоствольная, пушистая, пышная, развесистая, раскидистая, светлая, светло-зеленая, серебристая, серебряная, стройная, тонкая, тонкоствольная, тощая, широкая, ясная.

Многолетняя, молодая, старая, столетняя, юная.
Веселая, грустная, дремлющая, задумчивая, ласковая, милая, наивная, нежная, печальная, понурая, робкая, русская, светлая, унылая, хмурая, целомудренная. Беззащитная, зеленокосая, зябкая, кипучая, косматая. Бородавчатая, даурская, декоративная, дикорастущая, железная, желтая, каменная, карельская, карликовая, кустарниковая, ребристая, светолюбивая, сухолюбивая,  тяныпанская, черная и т. п.
[11, 159]

В русском языке существует огромное количество фразеологизмов.

Работа над фразеологизмами предлагает чтение и объяснение их.

Дать берёзовой каши - наказать розгами, выпороть, высечь.

Пень берёзовый – глупый человек.

Для развития коммуникативных умений часто используются пословицы и поговорки. Обучающиеся построят свое речевое высказывания при объяснении значения поговорки либо пословицы.

1. Берёзой обогреешься, а не оденешься.

2. И у берёзы слезки текут, когда с неё кору дерут.

3. Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

4. Каковы берёзки, таковы и отростки.

Завершить словарную работу можно работой с текстом, например, расположить предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.

А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой берёзки: река Берёзина, село Берёзово, Березняки. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит. Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку.

Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой берёзки: река Берёзина, село Берёзово, Березняки. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.

Использование в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Использование вышеперечисленных способов знакомства со словом способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Необходимо заметить, что в процессе комплексной словарно-орфографической работы формируются следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач;

познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, текстовой        ; пользоваться различными словарями; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. [6.]

Литература:

  1.  Горбачевин К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб,  2001. -  224 с.
  2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах: - М: Просвещение,1991. - 112 с.
  3. Львов М.Р, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Академия, 2007. – 464 с.
  4. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М: Русский язык, 1999. - 4000 с.
  5. Парамонова Л.Г. Как овладеть правописанием «словарных слов».  Союз, 2005. - 176 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение, 2013. – 32 с.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа над словарным словом "берёза" »

Комплексная работа над словарным словом «берёза»

Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Именно поэтому необходимо проводить словарно-орфографическую работу на уроке русского языка.

Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. (М.М. Алексеева, В.И. Яшина)

Задачи словарно-орфографической работы:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и т.д.).

2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на 2 категории: пассивный словарь (слова, которые дети понимают, но не употребляют в своей речи) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, при всяком подходящем случае употребляет в речи). Новое слово войдет в активный словарь в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечий, жаргонных). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. [5, 28]

Традиционно словарная работа проводится в пять этапов. Чем «богаче» словарная работа, тем интересней урок для обучающихся.

Этапы словарно-орфографической работы:

1. Предъявление нового слова. Чтобы «открыть» слово, используются разные способы: чтение загадки, отгадывание ее учащимися; описание признаков предмета или предъявление слова-синонима; отгадывание ребуса.

2. Работа над слуховым образом слова.

Обучающиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3. Запись слова с «окошком» - «сигнал опасности».

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном».

Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности», например, точка: б.реза.

4. Работа над зрительным образом слова.

На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

5. Включение слова в активный словарный запас.

На этом этапе нужно составлять словосочетания, предложения и работать с текстом. [2, 85]

Такую работу вполне можно назвать комплексной, поскольку слово рассматривается не только с орфографической точки зрения, но и с лексической, синтаксической, фонетической.

Покажем реализацию комплексной словарно-орфографической работы на примере знакомства со словом «берёза».

1 этап. Предъявление нового слова. Познакомить со словом можно с помощью ребуса.











Еще открыть слово «береза» можно с древней загадки:

Первое дело - мир освещать,
Второе дело - крик утишать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвёртое дело - чистоту соблюдать.

Далее побеседовать, о каких 4-х делах говорится?

(1 – дом освещался березовой лучиной; 2 – детей успокаивали березовым прутиком; 3 – березовый сок, настой из берёзовых почек, березовый веник в бане считались хорошим лекарством; 4 – пол подметали тоже березовым веником).

Уже на данном этапе нужно дать толкование слова «берёза», чтобы последующая работа строилась осознанно.

Объяснить лексическое значение слова можно, заполнив пропуски.

Лиственное дерево с ___________ розовато-коричневыми веточками, с гладкой _________ корой, покрытой тёмными __________.

Для проверки сравнивается толкование из словаря С. И. Ожегова:

Лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. [4, 456].



2 этап. Работа над слуховым образом слова.

Учащиеся произносят слово, выявляют слабую позицию, слово можно затранскрибировать.

3 этап. Запись слова с «окошком» - «сигнал опасности».

С целью предупреждения ошибок в однокоренных словах, ребятам предлагается подобрать эти однокоренные слова и объяснить значение непонятных слов:

Берёзка – берёзонька – берёзина – березник – березняк – берёзовый – берёзовик – подберёзовик.

Березник – берёзовый лес.

Березняк – роща.

Берёзовик – гриб.

Подберёзовик – гриб.

4 этап. Работа над зрительным образом слова.

Правописание слова берёза можно запомнить ассоциативным путём: берёза – бЕлая.

Б

Б Е Р Ё З А

Л

А

Я

Теперь поработаем над этимологией слова «берёза».

Беседа о том, как береза получила именно такое название?

Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии - берёза. Берёза - берза, бер = «светлый, ясный, белый».



5 этап. Включение слова в активный словарный запас.

Чтобы обучающиеся увидели слово в разном контексте, предлагается прочесть строки из стихотворений и вспомнить знаменитого автора.

1. Берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.А. Бунин.)

2. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром... (С. Есенин.)

3. Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она. (А. Фет.)

После работы со стихотворением, эффективно использовать следующий вариант: подобрать эпитет к слову «берёза». Для развития кругозора можно познакомить детей со словарём эпитетов. После чего составить с любым из словосочетаний предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Белая, белобокая, белоногая, белоствольная, белотелая, бледная (устар. поэт.), ветвистая, высокая, густая, жидкая, зеленая, коренастая, кудрявая, малорослая, нарядная, плакучая, поникшая, прозрачная, прямоствольная, пушистая, пышная, развесистая, раскидистая, светлая, светло-зеленая, серебристая, серебряная, стройная, тонкая, тонкоствольная, тощая, широкая, ясная.

Многолетняя, молодая, старая, столетняя, юная.
Веселая, грустная, дремлющая, задумчивая, ласковая, милая, наивная, нежная, печальная, понурая, робкая, русская, светлая, унылая, хмурая, целомудренная. Беззащитная, зеленокосая, зябкая, кипучая, косматая. Бородавчатая, даурская, декоративная, дикорастущая, железная, желтая, каменная, карельская, карликовая, кустарниковая, ребристая, светолюбивая, сухолюбивая, тяныпанская, черная и т. п.
[11, 159]

В русском языке существует огромное количество фразеологизмов.

Работа над фразеологизмами предлагает чтение и объяснение их.

Дать берёзовой каши - наказать розгами, выпороть, высечь.

Пень берёзовый – глупый человек.

Для развития коммуникативных умений часто используются пословицы и поговорки. Обучающиеся построят свое речевое высказывания при объяснении значения поговорки либо пословицы.

1. Берёзой обогреешься, а не оденешься.

2. И у берёзы слезки текут, когда с неё кору дерут.

3. Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

4. Каковы берёзки, таковы и отростки.

Завершить словарную работу можно работой с текстом, например, расположить предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.

А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой берёзки: река Берёзина, село Берёзово, Березняки. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит. Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку.

Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой берёзки: река Берёзина, село Берёзово, Березняки. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.

Использование в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Использование вышеперечисленных способов знакомства со словом способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Необходимо заметить, что в процессе комплексной словарно-орфографической работы формируются следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач;

познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, текстовой ; пользоваться различными словарями; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. [6.]

Литература:

  1. Горбачевин К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб, 2001. -  224 с.

  2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах: - М: Просвещение,1991. - 112 с.

  3. Львов М.Р, В.Г. Горецкий , О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Академия, 2007. – 464 с.

  4. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М: Русский язык, 1999. - 4000 с.

  5. Парамонова Л.Г. Как овладеть правописанием «словарных слов». Союз, 2005. - 176 с.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение, 2013. – 32 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплексная работа над словарным словом "берёза"

Автор: Гербер Виктория Андреевна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(30) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "273334"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186321"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(32) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom-1"
    ["file_id"] => string(6) "273335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186328"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Работа с текстом в средней школе"
    ["seo_title"] => string(37) "rabota-s-tiekstom-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "273337"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186458"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему " Понятие о корне слова. Составление модели однокоренных слов""
    ["seo_title"] => string(128) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-poniatiie-o-kornie-slova-sostavlieniie-modieli-odnokoriennykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "320616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461096477"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства