Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Истории России для 7 класса»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории разработана на основе следующих нормативных документов:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http://standart.edu.ru/
Примерные программы по учебным предметам: История России. 6-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 77 с.- (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2017.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени, учебник для 7 кл. М., «Просвещение» 2015 г
2. Предметная линия учебников А. В. Торкуновой 6-9 классы М. «Просвещение» 2017г.
В связи с переходом на линейное обучение по курсу «История России» предмет будет изучаться в хронологической последовательности, так как «Всеобщая история» изучается по концентрической системе.
Общая характеристика учебного предмета
Предлагаемая рабочая программа по истории для 7- х классов основной школы охватывает период существования человеческой цивилизации в новое время с конца XVI по XVIII век.
Рабочая программа призвана помочь молодым людям осознать на основе ценностей гражданина России ключевые события отечественной и всеобщей истории, важнейшие тенденции развития нашей страны в контексте всемирной истории для полноценного участия во всем многообразии реальной жизни. Особое внимание в программе уделяется выявлению и раскрытию многообразных связей исторического прошлого с современной жизнью российского государства и общества.
Место и роль исторического знания в образовании молодежи обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений. При таком подходе обучающиеся не только смогут усвоить определенную сумму знаний, но научатся анализировать исторические события и процессы, обдумывать их и давать им собственную оценку.
Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы мировоззрения и миропонимания: Кто я? Кто мы? Кто они? Что представляют собой российская государственность, российская цивилизация? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны между собой прошлое и современность, могут ли они оказать влияние на будущее?
Ответы на эти глубокие мировоззренческие вопросы предполагают осознание школьниками своей этнической, культурной, религиозной общности, восприятие ими основополагающих ценностей российской и мировой цивилизации, которые сформировались в процессе исторического развития с древности до наших дней. Для решения названных мировоззренческих вопросов значимым познавательным инструментом является освоение школьниками базовых знаний по всеобщей истории и истории российской государственности, российской цивилизации и формирование ключевых познавательных умений.
Изучение курса «История» (История Нового времени 1500-1800гг. и История России конец XVI-XVII в) представляет обучающимся широкие возможности для самоидентификации в культурно-исторической среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Формирование современного информационного и коммуникативного пространства усиливает значимость этой функции образования.
Место курса в учебном плане
Представленная программа реализуется в соответствии с нормативами базисного учебного плана, в котором на предмет « История» отводится 2 часа в неделю (всего 69 часов. 68+1 часа), из них 42 часа отводится на историю России, 27 на всеобщую историю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.
Представленная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе можно отнести следующие качества:
1) воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
2) формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующему уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое , духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование основ социально - критического мышления, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей,
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дорогах.
9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание важности семьи в жизни человека и общества ,принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетическое сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
К метапредметным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие качества:
1) умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
2) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания; вносить необходимые коррективы;
4) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
5) владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; готовность и способность противостоять трудностям и помехам;
6) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установление родовидовых связей;
7) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
8) умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста, усвоение его содержания, поиска информации на основе операций, обеспечивающих понимание содержания текста ( выделение замысла автора текста, основной идеи, главного и второстепенного; последовательности, причинно-следственной и логической связи описываемых событий);
10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе; находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
11) умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для отображения своих чувств, мыслей и потребностей планирование и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
12) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ - компетентности).
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов России и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного российского общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого России, ее положения в современном мире;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории России и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников России и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями представлениями, умениями (действиями):
1.Хронологические знания и умения:
1.1.Указать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории.
1.2.Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
2.1.Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
2.2.Группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3.Работа с историческими источниками:
3.1.Читать историческую карту с опорой на легенду.
3.2. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.)
3.3.Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия.
4.Описание (реконструкция):
4.1.Рассказать (устно или письменно) о событиях истории и их участниках.
4.2.Характеризовать условия и образ жизни , занятия людей в различные эпохи истории.
4.3.На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников истории.
5. Анализ, объяснение:
5.1.Различать факт (событие) и его описание ( факт источника. факт историка)
5.2.Соотносить единичные исторические факты и общие явления.
5.3.Называть характерные ,существенные признаки исторических событий и явлений.
5.4.Раскрывть смысл, значение важнейших исторических понятий.
5.5.Сравнивать исторические события и явления отечественной и всеобщей истории, определять в них общее и различное.
5.6.излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, общемировых чертах и особенностях российской истории.
6.Работа с версиями, оценками:
6.1 Приводить оценки событий и личностей отечественной истории в мировом культурно-историческом контексте, изложении в учебной литературе.
6.2.Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории России и всеобщей истории и их оценку.
7.Применение умений и знаний в общении, социальной среде:
7.1.Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий отечественной истории в мировом контексте.
7.2. Использовать знания об истории и культуре своего и других народов России в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.
7.3.Способствовать сохранению памятников отечественной истории и культуры
(участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Названные достижения проявляются как в учебных ситуациях в устных и письменных ответах, подготовленных материалах и т. д.) так и во внешкольной деятельности, общении со сверстниками и людьми старших поколений в окружающей среде.
В результате изучения истории в 7 классе обучающиеся должны:
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- выделять главное в тексте, анализировать графическую, текстовую, художественную информацию;
- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи и систематизации информации;
- получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVII-XVIII вв.;
- научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения исторических событий и явлений;
- получать опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний видных исторических деятелей изучаемого периода истории;
- вести диалог и публично выступать с докладом, защитой презентации;
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории.
- организовывать свою деятельность и соотносить ее с работой в группе, коллективе;
- слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде.
Содержание курса
ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVII вв. (42 ч.)
ГЛАВА I. РОССИЯ В XVI ВЕКЕ.
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале 16 в.
Формирование единых государств в Европе и России.
Российское государство в первой трети 16 века.
Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 века.
Начало правления Ивана 4. Реформы Избранной рады.
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16 века.
Внешняя политика России во второй половине 16 века.
Российское общество 16 века: «служилые» и «тяглые».
Народы России во второй половине 16 века.
Опричнина.
Россия в конце 16 века.
Церковь и государство в 16 веке.
Культура и повседневная жизнь народов России в 16 веке.
ГЛАВА II. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ.
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце 16-начале 17 века.
Смута в Российском государстве.
Окончание смутного времени.
Экономическое развитие России в 17 веке.
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.
Изменения в социальной структуре российского общества.
Народные движения в 17 веке.
Россия в системе международных отношений.
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России.
Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона и раскол.
Русские путешественники и первопроходцы 17 века.
Культура народов России в 17 веке.
Народы России в 17 веке. Сословный быт и картина мира русского человека в 17 веке. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 веке.
Повторительно-обобщающие уроки.
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. (26 часов)
Введение (1ч)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ТЕМА I. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Эпоха Великих Географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон. Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения. Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и контрреформация в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Ранние буржуазные революции.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
ТЕМА II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
ТЕМА III. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
Колониальный период в Латинской Америке
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Тематическое планирование
ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVII вв. (40 ч.)
№
Название темы
Количество часов
1
Глава 1. Россия в начале XVI века
20
2
Глава 2. Смутное время. Россия при первых Романовых
20
Итого
40
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в.
№
Название темы
Количество часов
1
Введение
1
2
Тема 1. Европа и мир в начале нового времени
16
3
Тема 2. Эпоха просвещения. Время преобразований
6
4
Тема 3. Традиционные общества в раннее Новое время
3
Итого
26
Календарно-тематическое планирование. 7 класс
№
Урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Коррекция
по плану
фактически
ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVII вв.
1
03.09.2019
История России. Введение.
Изучение нового материала
2
06.09.
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Изучение нового материала
3
10.09.
Территория, население и хозяйство России в начале 16 в.
комбинированный
4
13.09.
Формирование единых государств в Европе и России.
комбинированный
5
17.09.
Российское государство в первой трети 16 в.
комбинированный
6
20.09.
Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 в.
комбинированный
7
24.09.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
комбинированный
8
27.09.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
комбинированный
9
01.10.
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16 в.
Самостоятельная работа учащихся
10
04.10.
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16 в.
Самостоятельная работа учащихся
11
08.10.
Внешняя политика России во второй половине 16 в.
Изучение нового материала
12
11.10.
Внешняя политика России во второй половине 16 в.
комбинированный
13
15.10.
Российское общество 16 в.: «служилые» и «тяглые».
комбинированный
14
18.10
Российское общество 16 в.: «служилые» и «тяглые».
комбинированный
15
22.10.
Опричнина
Изучение нового материала
16
25.10.
Опричнина
комбинированный
17
05.11.
Россия в конце 16 в.
комбинированный
18
08.11.
Церковь и государство в 16 в.
комбинированный
19
12.11.
Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в.
Самостоятельная работа учащихся
20
15.11.
Культура и повседневная жизнь народов России в 16 в.
Самостоятельная работа учащихся
21
19.11.
Повторительно-обобщающий урок «Россия в 16 в.»
Урок контроля и систематизации знаний
22
22.11.
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце 16 – начале 17 в.
23
26.11.
Смута в Российском государстве.
24
29.11.
Смута в Российском государстве.
25
03.12.
Окончание смутного времени.
26
06.12.
Экономическое развитие России в 17 в.
27
10.12.
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.
28
13.12.
Изменения в социальной структуре российского общества
29
17.12.
Народные движения в 17 в.
30
20.12.
Россия в системе международных отношений
31
24.12.
Россия в системе международных отношений
32
27.12.
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России
33
14.01.2020
Русская православная церковь в 17 в. Реформа патриарха Никона. Раскол.
34
17.01.
Русские путешественники и первопроходцы 17в.
35
21.01.
Культура народов России в 17 в.
36
24.01.
Народы России в 17 в. Сословный быт и картина мира русского человека в 17 в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 в.
37
28.01.
Народы России в 17 в. Сословный быт и картина мира русского человека в 17 в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 в.
38
31.01.
Повторительно-обобщающий урок. «Смутное время. Россия при первых Романовых».
39
04.02.
Повторительно-обобщающий урок. «Смутное время. Россия при первых Романовых».
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
40
07.02.
Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе
комбинированный
41
11.02.
Дух предпринимательства преобразует экономику
комбинированный
42
14.02.
Европейское общество в раннее Новое время.
комбинированный
43
18.02.
Повседневная жизнь.
44
21.02.
Великие гуманисты Европы
комбинированный
45
Мир художественной культуры Возрождения
комбинированный
46
25.02.
Рождение новой европейской науки
комбинированный
47
28.02.
Начало Реформации в Европе
комбинированный
48
03.03.
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
комбинированный
49
06.03.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях
комбинированный
50
10.03.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
комбинированный
51
13.03.
Освободительная война в Нидерландах
Самостоятельная работа учащихся
52
17.03.
Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.
Самостоятельная работа учащихся
53
20.03.
Международные отношения в 16-18 вв. (1618-1648гг.)
комбинированный
54
31.03.
Великие Просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения
комбинированный
55
03.04.
На пути к индустриальной эре.
комбинированный
56
07.04.
Английские колонии в Северной Америке.
комбинированный
57
10.04.
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.
комбинированный
58
14.04.
Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой
комбинированный
59
17.04.
Французская революция. От монархии к республике.
Урок систематизации знаний.
60
21.04.
Французская революция: От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
61
24.04.
Латинская Америка в колониальный период.
62
28.04.
Основные итоги Новой истории XVI - XVIIIвв. Итоговое повторение и обобщение
Комбинированный
63-68
05.05.
08.05.
12.05.
15.05.
19.05.
22.05.
26.05.
Резерв
Контрольно-измерительные материалы
"Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 гг. 7 класс. КИМ. ФГОС". Волкова К.В., 2016 г.
«История России. 7 класс. КИМ. ФГОС» Волкова К.В.,2016 г.
Перечень тем рефератов, проектно-исследовательских работ
1.Население и хозяйство России в XVI веке
2.Начало правления Ивана IV - венчание на царствование, первые трудности
3.Внешнеполитические успехи России в 50-е годы XVI веке: восток и юг
4.Усиление власти Ивана Грозного: власть террора
5.Россия в конце правления Ивана IV: изменение политики, последствия
6.Народы Поволжья после вхождения в состав Российского государства
7.Культура и быт русских в XVI веке: литература, образование, семья
8.Российское государство в конце XVI века: поруха, закрепощение крестьян
9.Смута в России: причины, интервенция, Годунов, Лжедмитрий, Шуйский
10.Окончание Смутного времени: последствия, восстановление власти
11.Население и хозяйство России в XVII веке: промышленность и торговля
12.Государство первых Романовых: начало правления, значение в истории
13.Внешняя политика России в 17 веке: новые территории, военные действия
14.Русская православная церковь в XVII веке: старообрядцы и нововеры
15.Бунташный век: соляной и медный бунт, восстание Степана Разина
16.Культура и быт русского народа в XVII веке: просвещение, наука, искусство