Республика Адыгея Майкопский район п. Цветочный
«Согласовано» « Утверждаю» Зам. Директора по УВР Директор МБОУ СОШ №13 __________/ Джабраилова М. М./ _________/ Калачьян К. А./
_____________2014 г. ____________ 2014 г.
Рабочая программа по истории России составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы под.ред. Данилова А.А. Изд-во «Просвещение», 2013 года
Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Данилов А.А., История России.6-9 класс. –М: Просвещение, 2013
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 7 класс – М.: «Экзамен», 2013.
- Атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.
Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю .34 ч История России и 34 час Новая история
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания уроков | Требования к уровню подготовки | Форма контроля | Д/З | Дата проведения |
План | Факт |
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVIIвв |
1 | Вводный урок. Россия в конце ХVI века | 1 | Урок – рассказ с элементами повторительной беседы | Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй | Знать понятия: Сословно-представительная монархия. Уметь: Работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV) | Опрос. Беседа с элемен- тами дискуссии | Введение, записи в тетради. | | |
2 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | 1 | Урок-историчес кий обзор | Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов | Знать понятия: Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание уметь: отмечать основные тенденции развития государства, работать с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты | Устный опрос. | §1 Задание в рабочей тетради. | | |
3 | Смутное время | | Комбинированный урок | Польская и шведская интервенция. Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И. Болотникова. | Понятия: Смута, интервенция Определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц периода | Опрос. Письмен- ные задания | §2 Вопросы на стр. 11 | | |
4 | Окончание смутного времени НРК Территория и население адыгов в 17-18 веке | 1 | Комбинированный урок | Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов. Начало династии Романовых | Знать: причины распада тушинского лагеря, первое ополчение, второе ополчение, освобождение Москвы,Земский собор 1613 года. Объяснять какие обстоятельства привели к краху авантюры ЛжедмитрияII. | Опрос. Беседа с элемен- тами дискуссии | §3 Задание в рабочей тетради. Повторить §1-2 | | |
5 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия на рубеже 16-17 вв | 1 | Повтори- Тельно обощаю- щий урок | | Знать основные положение, термины и понятия глав1,2 Уметь: давать развернутый ответ, давать отзыв ,прочитать источник и найти ответ на вопрос. Работают с картой, работают с понятиями. Умеют воссоздать образы той эпохи. Отвечают на вопросы теста. | тестирование | | | |
Тема 2. Россия в XVIIв |
6 | Новые явления в экономике. Основные сословия российского общества. НРК Экономическая жизнь адыгов в 17-18 веказ | | Изучение нового материла | Ликвидация последствий Смуты. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля. Новоторговый устав. Складывание Всероссийского рынка. Становление абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. | Знать: первое сословие,крестьянство, городское население, духовенство, казачество. Уметь объяснять как изменилось положение дворянства, каковы причины этих изменений. | Опрос. Творческие работы. Беседа | §4-5 Вопросы с.17-19 | | 21.09. |
7 | Политическое развитие страны НРК Экономическая жизнь адыгов в 17-18 веков | 1 | комбинированный урок | «Соборное Уложение» 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Казачество. Начало становления абсолютизма | Знать: правление первых Романовых, деятельность земского собора и боярской думы, приказы, местное самоуправление, соборное уложение 1649 года | Опрос. Письмен- ные зада- ния. | §6 Задание в рабочей тетради. Сообщения. | | |
8 | Власть и церковь . Церковный раскол | 1 | Урок изучения нового материала | Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум | Знать: положение церкви после Смуты, реформа патриарха Никона, усиление разногласий между церковной и светской властью, Церковный Собор 1666-1667 года. Уметь объяснять какую роль сыграла Русская православная церковь в преодолении последствий смуты. | Опрос. Беседа с элемен- тами дискуссии | §7 Вопросы с.25 | | |
9 | Народные движения. | 1 | Комбинированный урок | Социальные движения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина | Знать: причины и особенности народных выступлений,соляной бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, выступление старообрядцев. Объяснять причины народных выступлений в XVIIв | Опрос. Письмен- ные задания | § 8, заполнить таблицу «Народные движения» | | |
10 | Внешняя политика НРК Политическое развитие адыгов | 1 | Изучение нового материала | Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока. | Знать: причины Смоленской войны, воссоединение Украины с Россией,русско-польская война(1654-16667),русско-турецкая война(1676-1681),освоение Сибири. | Опрос. Беседа с элемен- тами дискуссии | § 9 | | |
11 | Образование и культура в 17 веке. Сословный быт,обычаи и нравы | 1 | Изучение нового материала | Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. С. Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни | Знать: развитие образования, выпуск печатных книг, появление научных знаний, русские первопроходцы, литература, архитектура, живопись. Уметь объяснять возросший интерес к грамотности и просвещению в XVIIв | Устный опрос. Решение проблем- ных воп- росов | § 10, 11 Защита презентаций Повторить §4-9 | | |
12 | Россия в XVIIвеке | 1 | Повтори- Тельно обощаю- щий урок | | Знать основные положение, термины и понятия Уметь: давать развернутый ответ, давать отзыв ,прочитать источник и найти ответ на вопрос. Работают с картой, работают с понятиями. Умеют воссоздать образы той эпохи. Отвечают на вопросы теста. | Итоговое тестиро- вание | | | |
Тема 3. Россия в первой четверти VIII века |
13 | Предпосылки петров-ских преобразо ваний. | 1 | Урок - изучение нового материала | Усиление западного влияния на Россию. | Знать: причины усиления западного влияния на Россию, деятельность Симеона Полоцкого, реформы А.Ордина-Нащокина, преобразо-вательные планы В.Голицына,деятельность Ю.Крижанич. | Опрос. Письмен- ные задания | § 12, заполнить таблицу «Предпосылки петровских преобразований» | | |
14 | Петр I.Личность царя. восшествие на престол | 1 | комбинированный урок | Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Внешняя политика. Азовские походы | Знать: детство Петра I,двоевластие,начало царствования Петра,Азовские походы, великое посольство 1697-1698. Уметь объяснять как формировалась личность царя Петра, почему Пётр был объявлен царём минуя старшего брата Ивана. | Опрос | §13 Вопросы с.47 | | |
15 | Северная война | 1 | комбинированный урок | Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. | Знать: начало войны, «Нарвская кон-фузия»,реорганизация армии, Полтавская битва, Прутский поход, морские сражения, Ништадский мир. Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, работать с картой. | Опрос. Беседа с элемен- тами дискуссии | § 14, заполнить хронологическую таблицу «Северная война» | | |
16 | Реформы Петра I. | 1 | комбинированный урок | Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. | Знать: реформу центрального управления,указ о единонаследии, табель о рангах,реформа городского управления,областная реформа, выступления против реформ. «Дело царевича Алексея» | Опрос. Письмен- ные задания | §15 Вопросы с.55 | | |
17 | Экономика России в первой четверти XVIII века. | 1 | | | | | | | |
18 | Социальные движения первой четверти XVIIIвека | 1 | комбинированный урок | Последствия социальной политики. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей К. Булавин | Знать:причины народных восстаний, Астраханское восстание, восстание К.Булавина,башкирское восстание,религиозные выцступления, выступления работных людей. | Опрос. Беседа с элемен- тами дискуссии | § 17, заполнить таблицу | | |
19 | Изменение в культуре и быте первой чет- верти XVIIIвека НРК Социальная структура адыгского общества | 1 | Урок изучения нового материала | Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. | Знают: о развитии образования, науки, художественной культуры, перемены в быте,значении культурного наследия Петровской эпохи. Уметь использовать текст историчес-кого источника при ответе на вопросы | Опрос. Письмен- ные задания | § 18 Повторить §12-17 | | |
20 | Роль петровских преобразований в истории страны | 1 | Повтори- Тельно обощаю- щий урок | | Знать основные положение, термины и понятия главы3 Умеют: давать развернутый ответ, давать отзыв ,прочитать источник и найти ответ на вопрос. Работают с картой, работают с понятиями. Умеют воссоздать образы той эпохи. Отвечают на вопросы теста. | Итоговое тестиро вание | | | |
Тема 4. Россия в 1752-1762 годах. |
21 | Дворцовые перевороты | 1 | Урок изучения нового материала | Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни | Знать: причины и сущность дворцовых переворотов, Екатерина I,Пётр II, «верховники»,Анна Иоановна(1730-1740),Иван Антонович (1740-1741),елизавета Петровна,Пётр III. | Устный опрос. Задания в тетради. | § 19 заполнить таблицу «Дворцовые перевороты» | | |
22 | Внутренняя политика в 1752-1762г | 1 | комбинированный урок | Расширение привилегии дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества | Знать: перемены в системе управления, укрепление позиций дворянсьва, политика в отношении крестьянства, изменения в системе городского управления, политика в отношении казачества, | Устный опрос. Задания в тетради. | §20 Вопросы с.71 | | |
23 | Внешняя политика в 1752-1762 годах | 1 | Изучение нового материла | Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель | Знать: основные направления внешней политики,русско-турецкая война 1735-1739гг.,Россия и Речь Посполитая. Русско-шведская война, продвижение России на восток, Россия в семилетней войне 1756-1762, итоги внешней политики. | Опрос. Письмен- ные задания | § 21, заполнить таблицу Повторить §19-20 | | |
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в 1725 – 1762 годах» | 1 | Урок проверки знаний | | | Тестирование, исторический диктант | | | |
Тема 5.Россия в 1762-1801гг |
25 | Просвещённый абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. НРК Появление казачества на Кавказе | 1 | Урок изучения нового материала | Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А. Н. Радищев. | Знать: особенности внутренней политики Екатерины II,политика «просвещённого абсолютизма»,уложенная комиссия, «золотой век» российского дворянства,ужесточение внутренней политики в 70-90х годах. | Опрос. Письмен- ные задания | §22 Вопросы с.77 | | |
26 | Крестьянская война под предводительст- вом Е.Пугачёва | 1 | комбинированный урок | Социальные движения второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. Пугачева | Знать: причины войны, Пугачёв и его программа ,основные этапы войны, расправа с восставшими, значение крестьянской войны. Уметь использовать текст историчес-кого источника при ответе на вопросы, работать с картой. | Опрос. Беседа с элемен- тами дискуссии | §23 Вопросы с.79 | | |
27 | Экономическое развитие России во второй полови- не XVIII в. НРК Роль и место Западной Черкессии в международных отношениях в 17-18 веках | 1 | Изучение нового материала. | Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития | Знать: начало разложения феодально- Крепостнической системы,вольное экономическое сооьбщество,развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли. Умеют характеризовать итоги развития экономики. | Опрос. Беседа с элемен- тами дискуссии | §24 Вопросы с.81 | | |
28 | Внешняя политика Екатерины II. | 1 | Комбинированный урок | Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение территорий. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой. | Знать: основные направления внешней политики, русско-турецкая война 1768-1774, русско-турецкая война 1787-1791,греческий проект Екатерины II.,участие Росси в разделах Речи Посполитой, война со Швецией, политика « вооружённого нейтралитета», борьба Екатерины II с революционной Францией. | Опрос. Письмен- ные задания | § 25 заполнить таблицу | | |
29 | Россия при Павле I | 1 | комбинированный урок | Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине | Знать: особенности деятельности «романтического императора»,внутренняя политика Павла I,внешняя политика Павла I,заговор 11 марта 1801 года. Уметь использовать текст историчес-кого источника при ответе на вопросы, работать с картой. | Устный опрос. Задания в тетради. | §26 Вопросы с.87 Повторить §22-25 | | |
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в 1762 – 1801 годах» | 1 | Урок проверки знаний | | | Тестирование, исторический диктант | | | |
31 | Наука и образование НРК Культура и быт адыгов | 1 | Изучение нового материала | Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции | Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему | Сообщения , составление таблицы | §27 Вопросы с.89 | | |
32 | Художественная культура Быт и обычаи во второй половине XVIII в. НРК Культура и быт адыгов | 1 | Комбинированный урок | Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве Быт народов России. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан | Знать: особенности развития художественной культуры, литература,музыка, живопись. Уметь характеризовать особенности художественной культуры в XVIIIвеке Знать особенности жилища, одежды, питания, досуга народа России XVIIIвека. Объяснять почему основгые перемены в быте затронули лишь высшие слои общества, как изменилось дворянство на протяжении века. | Опрос. Письмен- ные задания | §28,29 Вопросы с.93 Повторить §27 | | |
33 | Самостоятельная работа «Культура и быт во второй половине XVIII в» | 1 | Урок проверки знаний | | | | | | |
35 | Итоговое обобщение по теме: Россия XVIIIвека | 1 | Повтори- тельно-обощающий урок | | Уметь: Давать развернутый ответ, давать отзыв ,прочитать источник и найти ответ на вопрос. Работа с картой работа, с понятиями. Умеют воссоздать образы эпохи. XVIIIвека Отвечают на вопросы теста. | Итоговое тестирование | | | |