Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
с. Новосысоевка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «ИСТОРИЯ»
разработана
в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
5 – 9 классы
Программу составила:
Вохмякова Н.В.
Срок реализации программы:
2015 – 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы по истории (5 - 9 классы).
Сроки реализации программы: 2015 – 2020 год (5 - 9 классы).
В основу программы заложено два курса: «История России» (180 часов) и «Всеобщая история» (194 часа), которые изучаются, синхронно-параллельно.
В рамках курса «Истории России» программа разработана применительно к учебной программе: История России.6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение», 2011 - 127с., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, реализуется по УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной:
История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.
История России. Конец XVI –XIII век. 7 класс.
История России. XIX век. 8 класс.
История России. XX век. 9 класс.
Относительно курса «Всеобщая история» программа ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории:
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.
Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 7 -8 класс.
О.С. Сороко-Цюпа. Новейшая история. 9 класс.
Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в основной школе:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированных подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
Место предмета «История» в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе -3 часа в неделю.
Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно.
Способы контроля и оценивания
образовательных достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируе-мой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Оценка индивидуального проекта
1.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
2.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
3. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.
4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
5. Критерии оценки проектной работы:
5.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
5.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
5.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
5.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
5.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
По каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Портфолио обучающегося как метод оценки
Портфолио - наиболее адекватный метод интегральной (накопительной) оценки. Портфолио (портфель достижений) сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в исторической и обществоведческой областях.
В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, входят:
1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, исходя из различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:
• выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам по истории;
2) систематизированные материалы текущей оценки:
• отдельные листы наблюдений;
• оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;
•результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
• выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
3) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
способность организовывать свою деятельность и соотносить её. с целью группы, коллектива;
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Содержание учебного предмета «История»
(374 часа)
Блок I. «Всеобщая история» (180 часов)
№ | Название раздела | Кол-во часов | Элементы содержания (основные темы) | Планируемые предметные результаты |
всего | теория | практика (контрольные работы, проекты) |
Раздел I. История Древнего мира. 5 класс (68 часов) |
| Введение | 2 | 2 | | 1.Откуда мы знаем, как жили наши предки 2. Счет лет в истории. Историческая карта | История Древнего мира Выпускник научится: -определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э, н.э.); -использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; -проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; -описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории; -раскрывать характерные, существенные черты: а)форм государственного строя древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.)б)положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы);в)религиозных верований людей в древности; -объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; -давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: -давать характеристику общественного строя древних государств; -сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; -видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; -высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории |
1 | Жизнь первобытных людей | 6 | 6 | | 1.Первобытные собиратели и охотники 2.Первобытные земледельцы и скотоводы |
2 | Древний Восток | 21 | 18 | 3 | 1.Древний Египет 2. Западная Азия в древности 3. Индия и Китай в древности |
3 | Древняя Греция | 21 | 19 | 2 | 1.Древнейшая Греция 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 3.Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии 4. Македонские завоевания в IV веке до н.э. |
4 | Древний Рим | 16 | 14 | 2 | 1.Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 2.Рим - сильнейшая держава Средиземноморья 3.Гражданские войны в Риме 4.Римская империя в I – е века нашей эры 5.Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи |
| Резерв - 2 часа (повторение) | | | | |
Раздел II. История Средних веков (28 часов) 6 класс |
Всеобщая история (28 часов) | История Средних веков. Выпускник научится: -локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития государств; -использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Европы и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; -проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; -составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых общества, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; -раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических и социальных отношений и политического строя государств; б)ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; -объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; -сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); -давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков Выпускник получит возможность научиться: -давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); -сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; -составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. |
| Введение «История средних веков: Европа и остальной мир» | 1 | 1 | | Происхождение и смысл понятия "средние века", хронологические рамки Cредневековья |
1. | Раннее средневековье
| 8 | 7 | 1 | 1.Византийская империя 2.Великое переселение народов 3.Мир ислама 4.Империя франков и её соседи |
2. | Зрелое Средневековье | 13 | 11 | 2 | 1.Средневековые сословия 2.Власть духовная и светская. Крестовые походы. 3.Средневековые города 4.Могущество римско – католической церкви 5.Европейские государства в ХII – ХIV вв. 6.Кризис европейского средневекового общества 7.Средневековая культура |
3. | Страны Востока в Средние века | 4 | 3 | 1 | 1.Османская империя 2.Монгольская держава 3.Индия, Китай, Япония в Средние века |
4. | Народы Америки в Средние века | 1 | 1 | | Государства доколумбовой Америки |
5. | Историческое и культурное наследие Средневековья | 1 | | 1 | Средние века в истории |
Раздел III. Новая история (58 часов) 7-8 классы |
Новая история 1500-1800 (28 часов) 7 класс | Новая история (1500-1913) Выпускник научится: -локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и Всеобщей истории в Новое время; -использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений-походов, завоеваний, колонизации и др. -анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; -составлять описание образа жизни основных социальных групп в России и в других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; -систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по Всеобщей истории Нового времени; -раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических и социальных отношений и политического строя государств в Новое время; б)эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.) в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);г)представлений о мире и общественных ценностях; д)художественной культуры Нового времени; -объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Нового времени; -сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; -давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Выпускник получит возможность научиться: -используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие стран в Новое время; -использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами; -сравнивать развитие России и других стран в Новое время |
1. | Новая история (1500-1800) | 28 | 25 | 3 | 1.Мир в начале нового времени 2.Первые революции Нового времени 3.Эпоха Просвещения 4.Традиционные общества Востока |
Новая история 1800-1913 (28 часов) 8 класс |
2. | Новая история (1800-1913) | 28 | 25 | 3 | 1.Строительство индустриального общества 2.Строительсьво Новой Европы 3.Европа: время реформ и колониальных захватов 4.Америка в XIX –начале XX 5.Традиционное общество в XIX |
Раздел IV. Новейшая история(34 часа) 9 класс |
1 | Новейшая история XX – XXI в. | 34 | 30 | 4 | 1.Мир в 1900-1914 гг. 2.Первая мировая война (1914-1918) 3.Мир в 1918-1939 гг. 4.Вторая мировая война (1939-1945) 5. Мир во второй половине XX – XXI в. | Новейшая история Выпускник научится: -локализовать во времени общие рамки и рубежные события Новейшей эпохи, характеризовать основные этапы всеобщей истории начала XX – XXI в.; -использовать историческую карту как источник информации о территории государств начала XX – XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху; -анализировать информацию из исторических источников – текстов, материальных и художественных памятников Новейшей эпохи; -представлять в различных формах описания, рассказа: а)условия и образ жизни людей различного положения в начале XX – XXI в; б)ключевые события эпохи и их участников; в)памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи; -систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе; -раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры начала XX – XXI в; -объяснять причины и следствия наиболее значимых событий Новейшего времени; -сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в Новейшую. эпоху; -давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории XX – XXI в; Выпускник получит возможность научиться: -используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств начала XX – XXI в;; -применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами; -осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литератур, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др. -проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в начале XX – XXI в., |
Блок II. «История России»
(194 часа)
№ | Название раздела | Кол-во часов | Элементы содержания (основные темы) | Планируемые предметные результаты |
всего | теория | практика (контрольные работы, проекты) |
Раздел I.Древняя и средневековая Русь 6 класс (40 часов) |
1. | История России с древнейших времен до XVI века | 40 | 35 | 5 | Предмет Отечественной истории 1.Древняя Русь в VIII –первой половине XII в. 2. Русь Удельная в XII- XIII вв. 3. Московская Русь в XIV – XVвв. 4. Московское государство в XVI в.гг | Выпускник 6-го класса научиться: -применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного; -изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; -давать оценку исторической личности; -применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века |
Раздел II. Россия в Новое время (86 часов) 7-8 класс |
История России конец XVI века –XVIII(43 часа) 7 класс |
1. | История России конец XVI –XVIII век | 43 | 38 | 5 | 1.Россия на рубеже XVI-XVII вв. 2.На пороге Нового времени. Россия в XVII в. 3. Россия при Петре I 4.Россия в 1725-1762 гг. 5. Россия в 1762-1801 | Выпускник 7-го класса научится: -применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время, формирование абсолютизма, закрепощение крестьян, реформы Петра Великого, дворцовые перевороты, «просвещенный абсолютизм»; - изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время, формирование абсолютизма, первые Романовы, эпоха Петра Великого, период дворцовых переворотов, период правления Екатерины II и Павла I); -давать оценку личности и деятельности Бориса Годунова, Василия Шуйского, К. Минина, Д. Пожарского, Степана Разина, М.В. Ломоносова и др.) - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVIII века |
История России XIX век(43 часа) 8 класс |
2. | История России XIX век | 43 | 38 | 5 | 1.Россиская империя в первой четверти XIX века 2.Российская империя в 1825-1855 гг. 3.Российская империя во второй половине XIX века | Выпускник 8-го класса научится: -применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество; - изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (время правления Александра I, Николая I, Александра II и Александра III); -давать оценку личности и деятельности российских императоров, С.Ю. Витте, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова и др. ) - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XIX века |
Раздел III. Россия в Новейшее время (XX – начало XXI) (68 часов) 9 класс |
1. | Россия в Новейшее время (XX – начало XXI) | 68 | 60 | 8 | 1.Российская империя в начале XX века. 2.Россия в 1917-1921 гг. 3.ССС в 1922-1941 гг. 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 5. СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг. 6. Советское общество в середине 1950-х –первой половине 1960-х гг. 7. СССР в середине 1960-х-середине 1980-х гг. 8. СССР в годы перестройки (1985-1991) 9. Российская Федерация в 90-е гг. XX - начале XXI века. 10. Российская Федерация в 2000-2008 гг. | Выпускник 9-го класса научится: -применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая российская революция, Великая российская революция 1917-1921 гг,, НЭП индустриализация, коллективизация, формирование однопартийной диктатуры в СССР, реформы Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина, «застой», перестройка, распад СССР, экономические и политические реформы 1990 –х гг., стабилизация 2000-х гг.; - изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (период правления Николая Второго, революция и Гражданская война, 1930-е гг,, участие СССР во Второй мировой войне, «оттепель», перестройка и др.); -давать оценку личности и деятельности П.А. Столыпина, А.Ф. Керенского, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, лидеров Белого движения, И.В. Сталина, М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и др., - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XX века |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Список основной литературы:
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение» 2011
2.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2012-с.302
3.История России. Рабочие программы 6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение», 2011 - 127с.
4.Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Стандарты второго поколения/М.: Просвещение, 2011. – 342 с.;
5.Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – 94 с.
6.Сороко-Цюпа О.С.. Новейшая история.9 класс/М.: «Просвещение» 2011
7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение»,2011- стр.48;
8.Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.. Всеобщая история. История Нового времени.7 -8 класс/ М.: «Просвещение»
Список дополнительной литературы:
1.Балязин В. ''Занимательная история России с древнейших времен до середины ХVI века» Первое сентября; М., 2007
2.Балязин В. ''Занимательная история России. Середина ХVI – конец ХVII века''. Первое сентября; М., 2007
3.Балязин В. ''Занимательная история России. 1700 -1762 годы''. Первое сентября; М., 2007
4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2012-43с.
5.Кадневский В.М. ''Тесты. История России с древнейших времен до конца Х V I I I века 6 -7 и 10 классы''. Дрофа; М., 2008
6.Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 320с.
7. Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009
8..Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос -Пресс, 2008-272 с
Технические средства:
1.Проектор
2.Компьютер
3.Интерактивная доска
Электронные пособия:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.
Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).
Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2009
Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2008
Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)»
Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».
8. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.
9. «Интерактивный курс подготовки ЕГЭ. История», 2007
10.Кадневский В. «История России. Тестовый комплекс», 2007
Интернет ресурсы:
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Сайты учителей истории и обществознания:
1.http://uchitell.ucoz.ru/ - сайт Сладкевича Олега Ивановича предназначен для учителей истории и права.
2.http://ivanna-olga.narod.ru/ - сайт учителя истории Ивановой Ольги Ивановны.
3.http://ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания".
4.http://pari1977.narod.ru/index.htm - сайт учителя истории Больщиковой Натальи Федоровны.
5.http://www.lyamtseva.ru/ - персональный сайт Лямцевой Надежды Михайловны.
6.http://ideolog8.narod.ru/ - персональный сайт учителя истории Бочарова А.Ю.
7.http://notik.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В.
8.http://tgi65.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Танченко Г.И.
9.http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории.