Урок - игра для повторения и обобщения пройденного материала. Служит закреплению знаний учащихся; развитию индивидуальных познавательных способностей и наклонностей учащихся в области истории; воспитанию у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое страны, повышение общей культуры средствами учебного предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
а) дворянской оппозиции б) взбунтовавшихся крестьян
в) жителей национальных окраин г) строптивого боярства
А9 . Ливонская война проходила:
а) 1538–1547 гг. б) 1549–1560гг.
в) 1558–1583 гг. г) 1581–1584 гг.
А 10.Первым патриархом на Руси был:
А) Гермоген Б) Филарет В) Иов Г) Макарий
А11.Как звали первого известного русского книгопечатника?
а) Алексей Тихонов б) Фёдор Голицын в) Иван Фёдоров г) Андрей Курбский
А12 . В честь какого события в Москве был построен Покровский собор (храм Василия Блаженного)?
а) свадьбы Ивана IV б) рождения наследника у Ивана IV в) взятия Казани г) окончания Ливонской войны
А1. Избранная рада – это:
а) небольшой кружок близких Ивану IV людей б) высший совет при князе
в) народное собрание, решавшее важнейшие государственные вопросы
г) орган, управляющий личными землями князя
А2. Ближайшим помощником царя в опричнине был:
а) князь Владимир Старицкий б) Андрей Курбский
в) Малюта Скуратов г) князь Михаил Воротынский
А3. Русский митрополит, выступивший против введения Иваном Грозным опричнины:
а) Филипп б) Макарий
в) Сильвестр г) Филарет
А4. Из нижеперечисленных стран были противниками России в Ливонской войне:
а) Османская империя б) Речь Посполитая в) Швеция
г) Священная Римская империя д) Англия е) Дания
А5 . Венчание Ивана IV на царство произошло в:
а) 1533 г. б) 1538 г. в) 1547 г. г) 1551 г.
А6. По какому принципу образован ряд?
Литва, Швеция, Речь Посполитая
А7. При Иване IV Грозном в России:
а) складывается система приказов б) проводится министерская реформа
в) вводится “Табель о рангах” г) происходит присоединение к России средней Азии
А8. Неудача в Ливонской войне была следствием
а) отставания экономики России б) отсутствия у России союзников
в) численного превосходства сил противника г) отсутствия талантливых полководцев
А9 . В каком году было учреждение патриаршества в России?
а) 1589 г. б) 1588 г. в) 1587 г. г) 1586 г.
А10. Как звали первого известного русского книгопечатника?
а) Алексей Тихонов б) Фёдор Голицын в) Иван Фёдоров г) Андрей Курбский
А11. Как называется первая датированная печатная книга в России?
а) Часословец б) Апостол в) Сборник задач по грамматике г) Словарь иностранных слов
А12. Какой храм из перечисленных был построен в Москве в честь присоединения Казани?
а) церковь Вознесения в селе Коломенском б) Покровский собор или храм Василия Блаженного в) Петропавловский собор г ) Архангельский собор Московского Кремля
Конкурс «Определить понятие» - Вы должны определить понятие, термин по четырем подсказкам. Если угадываете с 1 подсказки – 4 балла, со второй – 3 балла, с третьей – 2 балла, с 4 – 1 балл.
Определите название формы землепользования:
а) это комплекс феодальной земельной собственности;
б) с этой собственностью связаны права на зависимых крестьян;
в) для нее типично широкое использование барщины;
г) передавалась по наследству.
(вотчина)
Дайте название категории торговых людей в Древней Руси:
а) они приезжали торговать из других стран;
б) позже – это местные купцы, торговавшие в других городах;
в) они имели определенные привилегии;
г) с XVI в. так стали называть и русских купцов.
(гости)
Определите название повествования:
а) это особый вид исторического повествования;
б) состоял из погодных записей;
в) были общерусские и местные;
г) сохранились главным образом в поздних списках.
(летопись)
Определите название войска:
а) это первое постоянное войско на Руси;
б) они имели на вооружении огнестрельное и холодное оружие;
в) они набирались по «прибору» из свободного сельского и городского населения;
г) они получали жалование хлебом, деньгами, иногда землей.
(стрельцы)
VI Конкурс «Разгадай кроссворд»
“ Россия , 16 век”
По горизонтали:1. Пошлина в России конца 15—17 вв. , которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего. 5. Как назывались органы центрального государственного управления в Русском государстве? 6. Свод законов Русского государства. 7. Наследственное земельное владение.
По вертикали:2. Часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства . 3. Натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. 4. Крупнейшая территориально-административная единица.
История в поговорках, пословицах, фразеологизмах. VII. Конкурс для зрителей «История в поговорках и пословицах».
- В чем смысл поговорки «по Сеньке шапка, по Фоме колпак»?
Во время правления Ивана Грозного бояре красовались друг перед другом высокими меховыми шапками. Считалось: чем выше шапка, тем более знатный род. Простые же люди не имели права, да и не по средствам им было носить такие роскошные шапки. Отсюда и поговорка «по Сеньке и шапка».
- В чем смысл выражения Сирота Казанская.
Когда Иван Грозный завоевал Казань, местные князья, чтобы добиться снисходительности новоиспеченного государя, делали вид убогих и несчастных. С того времени людей, которые специально прибедняются для своих корыстных целей, называют сиротой казанской.
- В чем смысл выражения «Филькина грамота».
Впервые так высказываться начали в XVI веке, в период правления Ивана IV. Митрополит московский Филипп, будучи не согласным с кровавыми реформами государя, писал и распространял разоблачительные грамоты против царя. Впоследствии Иван Грозный приказал поймать его и закрыть в монастыре, где вскоре митрополита и убили. В результате, филькиной грамотой стали называть ничего не стоящий документ, фальшивку.
( Жюри выставляет баллы )
Отгадайте слово, имеющее два разных значенияи запишите его
Отгадайте слово, имеющее два разных значения и запишите его
Не только старинное пахотное орудие, но и единица податного обложения в России XIII-XVII вв.(Соха). 2. Не только часть тела, в которой располагаются органы пишеварения, но и устаревшее слово «жизнь». (Живот). 3. Не только противоположность злу, но и кириллическая буква. (Добро – предшественница нашей буквы д). 4. Не только умение читать и писать, но и официальный документ Древней Руси. (Грамота). 5. Не только атмосферные осадки в летний период, но и старинное название города на Руси. (Град.
Докончить пословицу;
1. Чужбина - калина, ………...
2. В гостях хорошо, ………….3.Человек без Родины - что ………… .4.Для Родины своей ни сил, ………….5.Если народ един, он………….6.Жить -………….
1. Москва - всем………....2.Народы нашей стра…………...3.На чужой стороне …………….4.Нет в мире краше……………….
5.Родина - мать, ………………
6.С родной земли -…………….
5. Докончить пословицу;
1. Чужбина - калина, Родина - малина.
2. В гостях хорошо, а дома лучше.3.Человек без Родины - что птица без крыльев .4.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.5.Если народ един, он не победим.6.Жить - Родине служить
1. Москва - всем городам мать.2.Народы нашей страны дружбою сильны.3.На чужой стороне Родина милей вдвойне.4.Нет в мире краше Родины нашей.
5.Родина - мать, умей за неё постоять
6.С родной земли - умри, не сойди .
Одно имя на двоих Отгадайте слово, имеющее два разных значенияи запишите его
1.Не только старинное пахотное орудие, но и единица податного обложения в России XIII-XVII вв.(Соха). 2. Не только часть тела, в которой располагаются органы пишеварения, но и устаревшее слово «жизнь». (Живот). 3. Не только противоположность злу, но и кириллическая буква. (Добро – предшественница нашей буквы д). 4. Не только умение читать и писать, но и официальный документ Древней Руси. (Грамота). 5. Не только атмосферные осадки в летний период, но и старинное название города на Руси. (Град.