kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект рока обществознания в 5 классе "Госдарственные символы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 5 классе «Государственные символы России»

 

Цель: совершенствование   представлений обучающихся о государственных символах, о  понятиях  «герб», «гимн»,  «флаг».

Задачи:

  1. Формировать  представление о символике нашей страны, ее значении, развивать познавательный интерес к истории государства.
  1. Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей Родине,

 уважительного отношения к государственным символам;

  1. Развивать и совершенствовать: умения работы с текстом учебника; умения  участвовать в аналитической беседе; умения выделять в учебном материале главное.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма обучения: групповая  и индивидуальный.

 

 

Ход урока

I. Организационный момент, приветствие учащихся.

II. Постановка проблемы.

Наш урок мы сегодня начнем с игры «Ассоциация». Обратите ваше внимание на доску и скажите, какая страна приходит на ум, когда видите эти изображения.

- Обратите внимание на слайды. Определите, пожалуйста, какие государства вы представляете, когда видите эти фотографии?

Слайд № 2, 3, 4, 5, 6, 7.

- Почему вы так успешно справились с этой игрой? Потому, что все ассоциации являются символами стран.

- Скажите, ребята, можно ли назвать пирамиды символом Египта? А берёзу символом России?

 - А кто ответит, что такое символ? (Условный знак, обозначение чего-либо).

- А теперь вновь посмотрите на экран. Что нужно добавить вместо знака вопроса? (Герб России и флаг России).

- В чём отличие верхнего рада картинок от нижнего? (Это официальные символы государства)

- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим на уроке? (О государственных символах России).

 

Тема:  Государственные символы России.

- Назовите государственные символы нашей страны (Герб, гимн, флаг).

- о государственных символах вы говорили в начальной школе на уроках окружающего мира, классных часах. Поэтому я хочу  предложить вам следующую таблицу.

 

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает написать в первой колонке все, что они знают о России и символах. (Что я знаю о символах  России ?). Затем - Что бы я хотел узнать о символах России?

 

- А зачем нам всем необходимо  знать о символике нашего государства?

Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

  Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

 

IV. Герб РФ )

Что такое герб? Найдите в словаре определение стр.124 в учебнике.

Герб – официальная эмблема государства, города.

 Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (геральдика)

Геральдика – наука о гербах.

Задание: соберите Герб РФ из разных элементов (раздаются конверты с фрагментами Герба РФ).

 

 2 Ученика  собирают герб РФ у доски, затем вывешивают получившийся экземпляр на доску.

Остальные работают с источником:

- А теперь давайте с вами проверим, кто правильно собрал герб. Но для этого нужно будет поработать с документом РФ. Называется он "Конституционный закон о Государственном гербе РФ".

Работа с законом, исправление ошибок, если есть.

- Какого элемента не хватает? (ленты, соединяющей короны)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г.

 "О Государственном гербе Российской Федерации"

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

 

История герба.

Любой символ имеет глубокий смысл и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.

Первый государственный герб России появился в конце XV века. В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел (слайд). Он пришел к нам из Византии.

У орла две головы. Почему? Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении.

Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. И смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества сказываются на государственном гербе. Орел в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти - Россия только начинает формироваться как централизованное государство.

В XVI в. в лапах Орла появились меч, крест, изменили форму короны и Орел поднял крылья и как бы взлетел. В лапе Орла появился крест православный. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество. Над орлом появляются три короны, которые символизируют великие царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.

Герб в начале XVII века. В лапах орла появляются символы самодержавной власти - скипетр и держава. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца - защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

После свержения монархии в России появляется новый герб (слайд)

Этот герб просуществовал до 1993 года, затем был заменён современным гербом РФ (слайд)

 

- Где мы можем видеть изображение герба?

 

- Что означает слово "герб"? (наследство).

 

В 18 веке появились гербы у  российских  городов.

- Есть ли герб у нашего поселка? У Саратовской области? Что на нем изображено?

 

V. Флаг РФ

Флаг – прикрепленное к древку полотнище  установленных размеров и цветов.

Задание: Соберите флаг РФ. На каждом из цветов флага сделайте надпись, что он обозначает. Командам раздаются конверты с элементами флага, они должны составить флаг РФ.

  • КРАСНЫЙ - храбрость, удаль, красоту.
  • СИНИЙ - величие, красота, ясность.
  • Белый - цвет чистоты и святости.

Проверка (слайд)

- А теперь проверьте правильность выполненного задания: познакомьтесь с Конституционным законом РФ о Государственном флаге РФ.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г.  "О Государственном флаге Российской Федерации"

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Из истории флага – рубрика «Путешествие в прошлое»

Самостоятельное чтение учебника стр. 103.

Когда появился трехцветный флаг?

Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)

Какой флаг приравнен к Государственному флагу России?

Где и когда было водружено Знамя Победы?

- Где мы обычно можем видеть флаг?

Физминутка.

Я называю цвета – вы выполняете упражнение: белый – руки вперед, синий – руки вверх, красный -  вниз.

 

VI. Гимн РФ

Ещё один официальный символ РФ - это гимн. А что такое гимн?

 Гимн - Торжественная песня, хвала и прославление.

Задание: Наша страна в разное время именовалась по-разному, и гимны были разные.

Назовите названия нашей страны в разное время.

(Российская империя, СССР, Россия)

 Сейчас вы прослушаете 3 гимна и определите  что в них общего и различного?

- Что нужно сделать, когда ты слышишь гимн любой? (встать)

- Давайте и мы с вами послушаем гимны стоя (заодно разомнёмся)

Первый Государственный гимн России был написан в XIX веке и назывался "Боже, царя храни!" - заслушать.

Звучит гимн: "Боже, царя храни", "Гимн СССР", "Гимн РФ".

  • "Боже, царя храни!" - гимн, написанный В.А.Жуковским на музыку А.Ф Львова.

В 1917 году была свергнута монархическая власть и нужно было подобрать другой гимн, так появился гимн, написанный С.В.Михалковым на музыку А.В.Александрова. - прослушать гимн.

  • "Гимн СССР" - слова С.Михалкова и Габриэль Аркадьевич Эль-Регистана, музыка - А.В.Александрова.

После распада СССР, и провозглашения независимости России, появилась потребность в создании нового гимна. Музыку оставили прежней, а слова изменил всё тот же С.В.Михалков - так появился современный гимн РФ - прослушать.

  • "Гимн РФ" - слова С.Михалкова, музыка А.В.Александрова.

- Что общего и что различного?

-А в каких случаях мы слушаем гимн?

 

- Какие чувства у вас вызывает наш гимн?

 

- Кто знает слова гимна наизусть?

 

- Какие строки в тексте нашего гимна ты считаешь самыми важными?  почему?

Заключительный этап урока. Рефлексия.

Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей. Мне было интересно наблюдать над тем как вы работали, спорили, отстаивали свою точку зрения. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках.

Однако, независимо от итогов споров, мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать слова и музыку гимна. Мы должны помнить, что это один из его символов и должны достойно вести себя при его исполнении: гимн слушают стоя, молча или подпевая, мужчины при этом снимают головные уборы. Такое поведение считается достойным.

 

Давайте с вами сейчас составим

Синквейн на тему "Государственные символы России".

Существительное

Прилагательное Прилагательное

Глагол Глагол Глагол

Предложение по теме из четырёх слов

Существительное-синоним темы.

 

 

Или «Проверь себя!» - игра «Да или нет»

  1. Геральдика – это наука и символах.
  2. Герб РФ – это золотой двуглавый орел.
  3. Впервые бело-сине-красный флаг появился при Петре I.
  4. Красный цвет флага символизирует чистоту.
  5. К Государственному флагу России приравнено Знамя Победы.
  6. Автором слов гимна России является Сергей Михалков.
  7. Гимн РФ начинается словами «Союз нерушимый республик свободных…»
  8. В истории России был только один герб и флаг.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект рока обществознания в 5 классе "Госдарственные символы России" »

Урок обществознания в 5 классе «Государственные символы России»


Цель: совершенствование представлений обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «гимн», «флаг».

Задачи:

  1. Формировать представление о символике нашей страны, ее значении, развивать познавательный интерес к истории государства.

  1. Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей Родине,

уважительного отношения к государственным символам;

  1. Развивать и совершенствовать: умения работы с текстом учебника; умения участвовать в аналитической беседе; умения выделять в учебном материале главное.


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма обучения: групповая и индивидуальный.





Ход урока

I. Организационный момент, приветствие учащихся.

II. Постановка проблемы.

Наш урок мы сегодня начнем с игры «Ассоциация». Обратите ваше внимание на доску и скажите, какая страна приходит на ум, когда видите эти изображения.

- Обратите внимание на слайды. Определите, пожалуйста, какие государства вы представляете, когда видите эти фотографии?

Слайд № 2, 3, 4, 5, 6, 7.

- Почему вы так успешно справились с этой игрой? Потому, что все ассоциации являются символами стран.

- Скажите, ребята, можно ли назвать пирамиды символом Египта? А берёзу символом России?

- А кто ответит, что такое символ? (Условный знак, обозначение чего-либо).

- А теперь вновь посмотрите на экран. Что нужно добавить вместо знака вопроса? (Герб России и флаг России).

- В чём отличие верхнего рада картинок от нижнего? (Это официальные символы государства)

- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим на уроке? (О государственных символах России).



Тема: Государственные символы России.

- Назовите государственные символы нашей страны (Герб, гимн, флаг).

- о государственных символах вы говорили в начальной школе на уроках окружающего мира, классных часах. Поэтому я хочу предложить вам следующую таблицу.


ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ










Учитель предлагает написать в первой колонке все, что они знают о России и символах. (Что я знаю о символах России ?). Затем - Что бы я хотел узнать о символах России?


- А зачем нам всем необходимо знать о символике нашего государства?

Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.


IV. Герб РФ )

Что такое герб? Найдите в словаре определение стр.124 в учебнике.

Герб – официальная эмблема государства, города.

Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (геральдика)

Геральдика – наука о гербах.

Задание: соберите Герб РФ из разных элементов (раздаются конверты с фрагментами Герба РФ).



2 Ученика собирают герб РФ у доски, затем вывешивают получившийся экземпляр на доску.

Остальные работают с источником:

- А теперь давайте с вами проверим, кто правильно собрал герб. Но для этого нужно будет поработать с документом РФ. Называется он "Конституционный закон о Государственном гербе РФ".

Работа с законом, исправление ошибок, если есть.

- Какого элемента не хватает? (ленты, соединяющей короны)



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г.

"О Государственном гербе Российской Федерации"

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года

  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.



История герба.

Любой символ имеет глубокий смысл и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.

Первый государственный герб России появился в конце XV века. В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел (слайд). Он пришел к нам из Византии.

У орла две головы. Почему? Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении.

Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. И смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества сказываются на государственном гербе. Орел в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти - Россия только начинает формироваться как централизованное государство.

В XVI в. в лапах Орла появились меч, крест, изменили форму короны и Орел поднял крылья и как бы взлетел. В лапе Орла появился крест православный. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество. Над орлом появляются три короны, которые символизируют великие царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.

Герб в начале XVII века. В лапах орла появляются символы самодержавной власти - скипетр и держава. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца - защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

После свержения монархии в России появляется новый герб (слайд)

Этот герб просуществовал до 1993 года, затем был заменён современным гербом РФ (слайд)



- Где мы можем видеть изображение герба?



- Что означает слово "герб"? (наследство).



В 18 веке появились гербы у российских городов.

- Есть ли герб у нашего поселка? У Саратовской области? Что на нем изображено?



V. Флаг РФ

Флаг – прикрепленное к древку полотнище установленных размеров и цветов.

Задание: Соберите флаг РФ. На каждом из цветов флага сделайте надпись, что он обозначает. Командам раздаются конверты с элементами флага, они должны составить флаг РФ.

  • КРАСНЫЙ - храбрость, удаль, красоту.

  • СИНИЙ - величие, красота, ясность.

  • Белый - цвет чистоты и святости.

Проверка (слайд)

- А теперь проверьте правильность выполненного задания: познакомьтесь с Конституционным законом РФ о Государственном флаге РФ.





ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. "О Государственном флаге Российской Федерации"

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года

  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Из истории флага – рубрика «Путешествие в прошлое»

Самостоятельное чтение учебника стр. 103.

Когда появился трехцветный флаг?

Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)

Какой флаг приравнен к Государственному флагу России?

Где и когда было водружено Знамя Победы?

- Где мы обычно можем видеть флаг?

Физминутка.

Я называю цвета – вы выполняете упражнение: белый – руки вперед, синий – руки вверх, красный - вниз.



VI. Гимн РФ

Ещё один официальный символ РФ - это гимн. А что такое гимн?

Гимн - Торжественная песня, хвала и прославление.

Задание: Наша страна в разное время именовалась по-разному, и гимны были разные.

Назовите названия нашей страны в разное время.

(Российская империя, СССР, Россия)

Сейчас вы прослушаете 3 гимна и определите что в них общего и различного?

- Что нужно сделать, когда ты слышишь гимн любой? (встать)

- Давайте и мы с вами послушаем гимны стоя (заодно разомнёмся)

Первый Государственный гимн России был написан в XIX веке и назывался "Боже, царя храни!" - заслушать.

Звучит гимн: "Боже, царя храни", "Гимн СССР", "Гимн РФ".

  • "Боже, царя храни!" - гимн, написанный В.А.Жуковским на музыку А.Ф Львова.

В 1917 году была свергнута монархическая власть и нужно было подобрать другой гимн, так появился гимн, написанный С.В.Михалковым на музыку А.В.Александрова. - прослушать гимн.

  • "Гимн СССР" - слова С.Михалкова и Габриэль Аркадьевич Эль-Регистана, музыка - А.В.Александрова.

После распада СССР, и провозглашения независимости России, появилась потребность в создании нового гимна. Музыку оставили прежней, а слова изменил всё тот же С.В.Михалков - так появился современный гимн РФ - прослушать.

  • "Гимн РФ" - слова С.Михалкова, музыка А.В.Александрова.

- Что общего и что различного?

-А в каких случаях мы слушаем гимн?



- Какие чувства у вас вызывает наш гимн?



- Кто знает слова гимна наизусть?



- Какие строки в тексте нашего гимна ты считаешь самыми важными? почему?

Заключительный этап урока. Рефлексия.

Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей. Мне было интересно наблюдать над тем как вы работали, спорили, отстаивали свою точку зрения. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках.

Однако, независимо от итогов споров, мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать слова и музыку гимна. Мы должны помнить, что это один из его символов и должны достойно вести себя при его исполнении: гимн слушают стоя, молча или подпевая, мужчины при этом снимают головные уборы. Такое поведение считается достойным.



Давайте с вами сейчас составим

Синквейн на тему "Государственные символы России".

Существительное

Прилагательное Прилагательное

Глагол Глагол Глагол

Предложение по теме из четырёх слов

Существительное-синоним темы.





Или «Проверь себя!» - игра «Да или нет»

  1. Геральдика – это наука и символах.

  2. Герб РФ – это золотой двуглавый орел.

  3. Впервые бело-сине-красный флаг появился при Петре I.

  4. Красный цвет флага символизирует чистоту.

  5. К Государственному флагу России приравнено Знамя Победы.

  6. Автором слов гимна России является Сергей Михалков.

  7. Гимн РФ начинается словами «Союз нерушимый республик свободных…»

  8. В истории России был только один герб и флаг.









8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект рока обществознания в 5 классе "Госдарственные символы России"

Автор: Сологубова Людмила Николаевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134512


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства