Формирование информационной компетенции на уроках истории.
Формирование информационной компетенции на уроках истории.
Согласно новым стандартам образования, «требования к результатам деятельности должны включать не только знания, но и умение их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, всё то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни»*.
Таки образом, одним из основных подходов в образовании является компетентностный подход.
Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.*
Одними из ключевых образовательных компетенций являются информационные компетенции, которые включают в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
История как наука осуществляет преемственность поколений в социальной деятельности общества, государства, отдельных личностей, семей. Без осмысления исторических фактов, без знания ключевых событий отечественной истории никогда не сформируется полноценный гражданин, обладающий качествами гражданской ответственности, национальной идентичности, гордости за свою страну и, главное, стремлением преумножить её достижения. Иными словами, социально активная, ответственная личность.
Особую роль информационные компетенции играют при изучении истории. История – одна из самых информационно ёмких областей школьных знаний. Опыт показывает, что, при всём разнообразии современных источников информации, учащиеся предпочитают использовать всего два (не считая сведений, получаемых от учителя на уроке): школьный учебник и Интернет. Даже при работе с учебником, где информация дана в предельно сжатой и доступной форме, у многих учащихся возникают трудности с её извлечением при постановке познавательных задач.
Что же касается Интернета, то чаще всего слепо копируются статьи из Википедии, скачиваются рефераты, которые даже не подвергаются никакой самостоятельной переработке. Понятно, что в данном случае польза от добывания информации близка к нулю, поскольку без самостоятельных интеллектуальных усилий информация так же быстро улетучится из памяти, как быстро она была получена.
На мой взгляд, для подлинного овладения информационными компетентностями необходимо формирование навыков мыслительной деятельности, позволяющих должным образом обрабатывать информацию, выполнять такие операции:
- отбор и группировка фактов по определённым заданным признакам для решения конкретной познавательной задачи;
- обоснование выбора согласно собственной точке зрения на решение поставленной задачи;
- обобщение фактов;
- итоговый вывод, формулирование вариантов (варианта) решения поставленной познавательной задачи.
Одним из основных источников информации для учащихся, как ранее было сказано, остаётся текст учебника, включающий в том числе тексты документов. Не останавливаясь на анализе документов как исторических источников, хочу отметить, что учеников надо обучать работе и с текстом параграфов. К сожалению, количество читающих учеников с каждым годом сокращается. Ухудшается восприятие печатного текста. Но навык работы с книгой (учебником) как с источником информации сопровождает ученика на протяжении всех лет его обучения в школе.
Формы работы с текстом учебника:
Тезисное конспектирование. Цель: выделять основное в содержании текста.
Составление плана. Группировка фактов текста по заданным параметрам.
Составление сложного плана.
Составление художественного плана.
Составление систематических и хронологических таблиц (обработка информации и умение преподнести её в систематизированном виде, умение выделять главное и необходимое).
Составление схем (родословные, органы государственной власти, важнейшие мероприятия какого-либо процесса).
Все вышеперечисленные формы работы помогают формировать информационные
История Отечества. 10 класс. Урок-лаборатория «Россия в XVI веке».
1. Составьте диаграмму «Прирост территории Московского государства в XV- XVIвв.»
2. Какие особенности страны дали повод авторам учебника сказать о России XVI в. следующее: «Россия в XVI столетии представляла собой огромную, но пустынную страну»?
3. Назовите причины низкой производительности российского сельского хозяйства.
1.________________
2._________________
3._________________
Сформулируйте итоговый вывод – причину.
4. Заполните таблицу:
№
Вид торговли
Основные помехи для развития
1.
2.
5. Заполните таблицу «Сословия в Московском государстве в XV- XVII вв.»
№
Сословие
Изменения статуса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6. Запишите в тетрадь и выучите определение:
Сословно-представительная монархия – это государство, в котором царь правит, опираясь на поддержку представителей сословий.
1)Назовите орган сословного представительства в России в XVIв.__________
2)Укажите событие к дате: 1549г._____________
3)Назовите состав участников земских соборов:_________________________
4)Заполните сравнительную таблицу «Сходство и различия в деятельности европейского парламента и земского собора».
Сходство
Различия.
7. Составьте схему «Органы государственной власти в России XVI века».
Объясните понятие «кормление»:______________________________________________________
Ключевые компетенции носят креативный, творческий характер. Чтобы раскрыть это свойство информационных компетенций учащихся, необходимо применять творческие задания, в которых ученики могут проявить свои личностные предпочтения, осуществить самостоятельный выбор материала, источников информации, формы подачи данного материала.
Подготовка учениками проектов, презентаций по тематике учебных курсов или просто интересного материала является такой возможностью проявления собственной индивидуальности. Для стимулирования подобной деятельности можно использовать элементы соревновательности (например, конкурс презентаций).
компетенции.
Литература:
1. Т.Н. Киселёва. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. М,: «1 сентября», №3. 2009г.
2. История России с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для общеобразовательных школ. Н.С. Борисов. М.: Просвещение. 2009г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной компетенции на уроках истории. »
Формирование информационных компетенций на уроках истории.
Учитель истории МБОУ «Кысыл-Сырская СОШ» Пудовкина Елена Анатольевна
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет ключевые направления развития общего образования, и, в частности, ставит задачу перехода на новые образовательные стандарты. Согласно новым стандартам образования, «требования к результатам деятельности должны включать не только знания, но и умение их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, всё то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни»*.
Таки образом, одним из основных подходов в образовании является компетентностный подход.
Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Одними из ключевых образовательных компетенций являются информационные компетенции, которые включают в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Особую роль информационные компетенции играют при изучении истории. История – одна из самых информационно ёмких областей школьных знаний. Опыт показывает, что, при всём разнообразии современных источников информации, учащиеся предпочитают использовать всего два (не считая сведений, получаемых от учителя на уроке): школьный учебник и Интернет. Даже при работе с учебником, где информация дана в предельно сжатой и доступной форме, у многих учащихся возникают трудности с её извлечением при постановке познавательных задач.
На мой взгляд, для подлинного овладения информационными компетентностями необходимо формирование навыков мыслительной деятельности, позволяющих должным образом обрабатывать информацию, выполнять такие операции:
отбор и группировка фактов по определённым заданным признакам для решения конкретной познавательной задачи;
обоснование выбора согласно собственной точке зрения на решение поставленной задачи;
обобщение фактов;
итоговый вывод, формулирование вариантов (варианта) решения поставленной познавательной задачи.
Одним из основных источников информации для учащихся, как ранее было сказано, остаётся текст учебника, включающий в том числе тексты документов. Не останавливаясь на анализе документов как исторических источников, хочу отметить, что учеников надо обучать работе и с текстом параграфов. К сожалению, количество читающих учеников с каждым годом сокращается. Ухудшается восприятие печатного текста. Но навык работы с книгой (учебником) как с источником информации сопровождает ученика на протяжении всех лет его обучения в школе.
Формы работы с текстом учебника:
Тезисное конспектирование.Цель: выделять основное в содержании текста.
Составление плана.Выделение основного содержания фрагмента.
Составление сложного плана.
Составление художественного плана.
Составление систематических и хронологических таблиц(Группировка фактов текста по заданным параметрам, обработка информации и умение преподнести её в систематизированном виде, умение выделять главное и необходимое).
Составление схем(родословные, органы государственной власти, важнейшие мероприятия какого-либо процесса).
Составление диаграмм (изучение структуры населения, экономическое развитие и и.д.)
Все вышеперечисленные формы работы помогают формировать информационные компетенции.
Формирование информационной компетенции – одна из задач практической работы. Такой практической работой, выполняемой в рамках поставленной задачи, является урок – лаборатория. Лабораторная работа – фактически выявление в тексте заданной информации и представление её в заданной форме: таблицы, схемы, текстовые ответы. Данная лаборатория – тренинг по извлечению информации из текста параграфа. Данная работа выполняется как изучение новой темы, когда обучающиеся не знакомы с текстом.
Оценивается работа по следующим критериям:
Фактическое соответствие информации заданию;
-соблюдение информационных рамок, данных в задании;
- полнота выполнения задания;
- скорость выполнения (уложились ли в рамки урока).
История Отечества. 10 класс. Урок-лаборатория «Россия в XVI веке».Самостоятельная работа обучающихся с текстом параграфа.
1. Составьте диаграмму «Прирост территории Московского государства в XV- XVIвв.»
2. Какие особенности страны дали повод авторам учебника сказать о России XVI в. следующее: «Россия в XVI столетии представляла собой огромную, но пустынную страну»?
3. Назовите причины низкой производительности российского сельского хозяйства.
1.________________
2._________________
3._________________
Сформулируйте итоговый вывод
4. Заполните таблицу:
№
1.
Вид торговли
2.
Основные помехи для развития
5. Заполните таблицу «Сословия в Московском государстве в XV- XVII вв.»
№
1.
Сословие
Изменения статуса
2.
3.
4.
5.
6.
6. Запишите в тетрадь и выучите определение:
Сословно-представительная монархия – это государство, в котором царь правит, опираясь на поддержку представителей сословий.
1)Назовите орган сословного представительства в России в XVIв.__________
2)Укажите событие к дате: 1549г._____________
3)Назовите состав участников земских соборов:_________________________
4)Заполните сравнительную таблицу «Сходство и различия в деятельности европейского парламента и земского собора».
4)Заполните сравнительную таблицу «Сходство и различия в деятельности европейского парламента и земского собора».
7. Составьте схему «Органы государственной власти в России XVI века».
8. Объясните понятие «кормление»:_______________________________________________
Сходство
Различия
Данная практическая работа фактически отражает воспроизведение информации на репродуктивном уровне и является тренингом по извлечению информации из готового текста параграфа. Задача проста: найти, извлечь, обработать в заданных рамках. Таким образом мы продолжаем формирование одной из составляющих информационной компетенции – умение работать с печатным текстом.
Следующий этап – применение полученной информации в новых условиях. Подобная задача решается на последующих уроках, данная информация используется как опорная для анализа исторической ситуации в России накануне Петровских реформ.
Ключевые компетенции носят креативный, творческий характер. Чтобы раскрыть это свойство информационных компетенций учащихся, необходимо применять творческие задания, в которых ученики могут проявить свои личностные предпочтения, осуществить самостоятельный выбор материала, источников информации, формы подачи данного материала.
Подготовка учениками проектов, презентаций по тематике учебных курсов или просто интересного материала является такой возможностью проявления собственной индивидуальности. Для стимулирования подобной деятельности можно использовать элементы соревновательности (например, конкурс презентаций).
Список литературы:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». http://www.kremlin.ru/news/6683
2. Т.Н. Киселёва. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. М,: «1 сентября», №3. 2009г.
3. История России с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для общеобразовательных школ. Н.С. Борисов. М.: Просвещение. 2009г.