Конспект урока по истории России в 7 классе по теме: « Образование и культура в XVII веке»
Цели: выяснить причины усиления интереса к образованию и науке в XVII веке;
- познакомиться с основными достижениями в области образования, науки и культуры;
- развивать умение находить нужный материал в учебнике;
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, презентация, ноутбук.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Устный ответ
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) План урока
1.Образование.
2. Выпуск печатных книг.
3. Научные знания
4. Русские первопроходцы.
5. Литература.
6.Архитектура.
7.Живопись.
8. Театр.
( сл.3) Задание на урок:
Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке?
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
1. Образование.
- в 17 веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. С чем это могло быть связано?
1) оживление торгово-промышленной деятельности
2) рост государственного аппарата
3) возобновление связей с зарубежными странами
- Как вы думаете, мужчины или женщины были грамотнее на Руси в 17 веке? ( мужчины, 24%)
- Это был весьма высокий показатель. Особенно росла грамотность среди дворян, но и среди крестьян были грамотными, которые передавали свои знания односельчанам.
- Как вы думаете, какая форма обучения преобладала? ( домашнее обучение)
- Чему учили посадских детей? ( чтение, письму, счёту)
- В семьях дворян детей отправляли обучаться за границу.
- Впервые дети стали изучать иностранные языки.
2. Выпуск печатных книг.
( сл. 5)
Во второй половине века увеличился выпуск печатных книг. Большинство из них стало доступным ля разных слоёв населения.
( сл. 6) Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и 150 тыс. церковных учебных книг.
- - Назрела необходимость создания сети школа.
- Вспомните, где раньше располагались школы?
- Сейчас за образец стали брать украинские или белорусские школы, а в качестве учителей стали приглашать учёных монахов из Речи Посполитой.
( сл. 7) В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашён Симеон Полоцкий. Учёный, монах, писатель, переводчик, который внёс вклад в развитие отечественного просвещения. По его предложению в 1665 г. при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подъячих для приказов.
( сл. 8) В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училище ( позже академия)
3. Научные знания.
( сл. 9) Научные знания находились ещё на начальной стадии. Главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли. Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки. Так, уже в начале века в России появилась первая подзорная труба.
( сл.10) Обширные сведения о зарубежных странах собирались и обобщались русскими послами. Интересные сведения о Китае и пограничных территориях Сибири собрал посол Н. Спафарий
( сл. 11) В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов XVII века – « Синопсис», ставшая популярной
- Полученные знания использовались в практике. В 1615 г. русскими мастерами была отлита первая пушка с винтовой нарезкой.
4. Русские первопроходцы.
- В 17 век стал веком великих русских географических открытий, которые внесли вклад в мировую науку.
( сл. 12) Семён Иванович Дежнёв в конце 30-х г. начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера. В 1647г. Предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыл пролив между Азией и Америкой.
( сл. 13) Василий Данилович Поярков в 1643-1646 гг. руководил экспедицией, изучающей Амур, первым совершил плавание по Тихому океану.
( сл.14) Енисейский казак Михаил Васильевич Стадухин организовал поход на реки Оймякон и Анадырь, вышел к Охотскому морю.
( сл. 15) Ерофей Павлович Хабаров в 1649- 1653 гг. совершил ряд экспедиций в Приамурье. По их результатам он составил первый « Чертёж реки Амур»
2) самостоятельная работа:
Стр. 79 – 80
5. Литература.
- Какие новые жанры и произведения появились в литературе?
3) рассказ учителя:
6. Архитектура.
- Как ив других направлениях культуры, в архитектуре шёл постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявилось в стремлении к внешней нарядности.
( сл. 16) Одним из ярких памятников той эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635- 1636 г. архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиновым, Л. Ушаковым.
( сл. 17) Другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами ( одних окон 3 тыс.), но и красотой.
( сл. 18) Выдающееся творение было создано русскими мастерами в церковной архитектуре. « Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе.
( сл. 19) По приказу купцов Скрипиных в 1647-1650 гг. был построен один из красивейших храмов Ярославля – церковь Ильи пророка.
( сл. 20) почти 40 лет шло строительство монументального комплекса Новоиерусалимского монастыря.
( сл. 21) В 70-80- годах был построен ансамбль Ростовского кремля, в котором со временем были установлены самые красиво звучащие на Руси колокола.
( сл. 22) Изменила свой облик архитектура многих монастырей: Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.
( сл.23)
- Московский кремль также пережила реконструкцию: в 1624 – 1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне Б, Огурцов надстроил ещё один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Были изготовлены большие часы, которые установили на башне. Вслед за Спасской башней архитектурные украшения были к концу века помещены и на другие башни Кремля. Великолепие обновлённой главной площади столицы отразилось в её названии – она стала именоваться Красной ( красивой)
- Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.
( сл. 24)
- В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинский или московское барокко.
Его особенности:
1) многоярусность
2) устремлённость ввысь
3) многоцветная богатая отделка зданий
7. Живопись.
( сл. 25) Живописные произведения в 17 веке представлены в основном иконами. Новым было стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков. Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. Наиболее значимое его произведение
- Новым явлением русской живописи 17 века стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине 17 века портреты ( парсуны) писались в старой иконописной манере, то во второй половине создавались исключительно масляными красками на холсте.
8. Театр.
Стр. 84 – самостоятельно
- Что вы можете сказать о развитии театра в 17 веке?
5. Подведение итога урока.
Вопросы на стр. 84
6.Домашнее задание:
Параграф10, вопросы, записи, раб тетрадь. сообщение об архитектурном ансамбле
Просмотр содержимого документа
«образование и культура в 17 веке»
4
Конспект урока по истории России в 7 классе по теме: « Образование и культура в XVII веке»
Цели: выяснить причины усиления интереса к образованию и науке в XVII веке;
- познакомиться с основными достижениями в области образования, науки и культуры;
- развивать умение находить нужный материал в учебнике;
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, презентация, ноутбук.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Устный ответ
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) План урока
1.Образование.
2. Выпуск печатных книг.
3. Научные знания
4. Русские первопроходцы.
5. Литература.
6.Архитектура.
7.Живопись.
8. Театр.
( сл.3) Задание на урок:
Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке?
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
1. Образование.
- в 17 веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. С чем это могло быть связано?
1) оживление торгово-промышленной деятельности
2) рост государственного аппарата
3) возобновление связей с зарубежными странами
- Как вы думаете, мужчины или женщины были грамотнее на Руси в 17 веке? ( мужчины, 24%)
- Это был весьма высокий показатель. Особенно росла грамотность среди дворян, но и среди крестьян были грамотными, которые передавали свои знания односельчанам.
- Как вы думаете, какая форма обучения преобладала? ( домашнее обучение)
- Чему учили посадских детей? ( чтение, письму, счёту)
- В семьях дворян детей отправляли обучаться за границу.
- Впервые дети стали изучать иностранные языки.
2. Выпуск печатных книг.
( сл. 5)
Во второй половине века увеличился выпуск печатных книг. Большинство из них стало доступным ля разных слоёв населения.
( сл. 6) Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и 150 тыс. церковных учебных книг.
- - Назрела необходимость создания сети школа.
- Вспомните, где раньше располагались школы?
- Сейчас за образец стали брать украинские или белорусские школы, а в качестве учителей стали приглашать учёных монахов из Речи Посполитой.
( сл. 7) В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашён Симеон Полоцкий. Учёный, монах, писатель, переводчик, который внёс вклад в развитие отечественного просвещения. По его предложению в 1665 г. при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подъячих для приказов.
( сл. 8) В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училище ( позже академия)
3. Научные знания.
( сл. 9) Научные знания находились ещё на начальной стадии. Главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли. Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки. Так, уже в начале века в России появилась первая подзорная труба.
( сл.10) Обширные сведения о зарубежных странах собирались и обобщались русскими послами. Интересные сведения о Китае и пограничных территориях Сибири собрал посол Н. Спафарий
( сл. 11) В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов XVII века – « Синопсис», ставшая популярной
- Полученные знания использовались в практике. В 1615 г. русскими мастерами была отлита первая пушка с винтовой нарезкой.
4. Русские первопроходцы.
- В 17 век стал веком великих русских географических открытий, которые внесли вклад в мировую науку.
( сл. 12) Семён Иванович Дежнёв в конце 30-х г. начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера. В 1647г. Предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыл пролив между Азией и Америкой.
( сл. 13) Василий Данилович Поярков в 1643-1646 гг. руководил экспедицией, изучающей Амур, первым совершил плавание по Тихому океану.
( сл.14) Енисейский казак Михаил Васильевич Стадухин организовал поход на реки Оймякон и Анадырь, вышел к Охотскому морю.
( сл. 15) Ерофей Павлович Хабаров в 1649- 1653 гг. совершил ряд экспедиций в Приамурье. По их результатам он составил первый « Чертёж реки Амур»
2) самостоятельная работа:
Стр. 79 – 80
5. Литература.
- Какие новые жанры и произведения появились в литературе?
3) рассказ учителя:
6. Архитектура.
- Как ив других направлениях культуры, в архитектуре шёл постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявилось в стремлении к внешней нарядности.
( сл. 16) Одним из ярких памятников той эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635- 1636 г. архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиновым, Л. Ушаковым.
( сл. 17) Другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами ( одних окон 3 тыс.), но и красотой.
( сл. 18) Выдающееся творение было создано русскими мастерами в церковной архитектуре. « Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе.
( сл. 19) По приказу купцов Скрипиных в 1647-1650 гг. был построен один из красивейших храмов Ярославля – церковь Ильи пророка.
( сл. 20) почти 40 лет шло строительство монументального комплекса Новоиерусалимского монастыря.
( сл. 21) В 70-80- годах был построен ансамбль Ростовского кремля, в котором со временем были установлены самые красиво звучащие на Руси колокола.
( сл. 22) Изменила свой облик архитектура многих монастырей: Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.
( сл.23)
- Московский кремль также пережила реконструкцию: в 1624 – 1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне Б, Огурцов надстроил ещё один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Были изготовлены большие часы, которые установили на башне. Вслед за Спасской башней архитектурные украшения были к концу века помещены и на другие башни Кремля. Великолепие обновлённой главной площади столицы отразилось в её названии – она стала именоваться Красной ( красивой)
- Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.
( сл. 24)
- В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинский или московское барокко.
Его особенности:
1) многоярусность
2) устремлённость ввысь
3) многоцветная богатая отделка зданий
7. Живопись.
( сл. 25) Живописные произведения в 17 веке представлены в основном иконами. Новым было стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков. Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. Наиболее значимое его произведение
- Новым явлением русской живописи 17 века стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине 17 века портреты ( парсуны) писались в старой иконописной манере, то во второй половине создавались исключительно масляными красками на холсте.
8. Театр.
Стр. 84 – самостоятельно
- Что вы можете сказать о развитии театра в 17 веке?
5. Подведение итога урока.
Вопросы на стр. 84
6.Домашнее задание:
Параграф10, вопросы, записи, раб тетрадь. сообщение об архитектурном ансамбле
Просмотр содержимого презентации
«образование в 17 веке»
История России, 7 класс
Тема урока:
« Образование и культура в XVII веке»
План урока:
1.Образование.
2. Выпуск печатных книг.
3. Научные знания
4. Русские первопроходцы.
5. Литература.
6.Архитектура.
7.Живопись.
8. Театр.
Задание на урок.
Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке?
Образование:
В XVII веке возникла необходимость в распространении грамотности и просвещения.
Подавляющее большинство крестьян и женщин оставались неграмотными.
Самой распространённой формой обучения оставалось домашнее.
Выпуск печатных книг:
Во второй половине века увеличился выпуск печатных книг. Большинство из них стало доступным ля разных слоёв населения.
Выпуск печатных книг:
Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и 150 тыс. церковных учебных книг.
Выпуск печатных книг:
Симеон Полоцкий – учёный монах, писатель, переводчик, который внёс вклад в развитие отечественного просвещения.
Симеон Полоцкий
Выпуск печатных книг:
В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училище ( позже академия)
братья Лихуды
Научные знания:
Научные знания находились ещё на начальной стадии.
Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки.
Научные знания:
Обширные сведения о зарубежных странах собирались и обобщались русскими послами. Интересные сведения о Китае и пограничных территориях Сибири собрал посол Н. Спафарий
Н. Спафарий
Научные знания:
В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов XVII века – « Синопсис», ставшая популярной
Русские первопроходцы:
Семён Иванович Дежнёв в конце 30-х г. начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера. В 1647г. Предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыл пролив между Азией и Америкой.
Экспедиция С.И. Дежнёва
Научные знания:
Василий Данилович Поярков в 1643-1646 гг. руководил экспедицией, изучающей Амур, первым совершил плавание по Тихому океану.
В.Д. Поярков
Научные знания:
Енисейский казак Михаил Васильевич Стадухин организовал поход на реки Оймякон и Анадырь, вышел к Охотскому морю.
Научные знания:
Ерофей Павлович Хабаров в 1649- 1653 гг. совершил ряд экспедиций в Приамурье. По их результатам он составил первый « Чертёж реки Амур»
Архитектура:
Одним из ярких памятников той эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635- 1636 г. архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым,
Т. Шарутиновым, Л. Ушаковым.
Архитектура:
Другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском под Москвой
Дворец после реконструкции
Архитектура:
Выдающееся творение было создано русскими мастерами в церковной архитектуре. « Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе .
Архитектура:
По приказу купцов Скрипиных в 1647-1650 гг. был построен один из красивейших храмов Ярославля – церковь Ильи Пророка.
Архитектура:
П очти 40 лет
шло строительство
монументального
комплекса Новоиерусалимского монастыря
Архитектура:
В 70-80- годах был построен ансамбль Ростовского кремля, в котором со временем были установлены самые красиво звучащие на Руси колокола.
Архитектура:
Новодевичий монастырь
Донской монастырь
Свято-Данилов монастырь
Троице-Сергиева Лавра
Архитектура:
Московский кремль также пережила реконструкцию: на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов надстроил ещё один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Были изготовлены большие часы, которые установили на башне
Архитектура:
В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинский или московское барокко
колокольня
Новодевичьего
монастыря
Церковь Покрова
в Филях
Живопись:
Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков. Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. Наиболее значимое его произведение
« Спас
Нерукотворный»
Театр:
Подведём итог урока:
Вопросы на стр.84
Домашнее задание:
- Параграф 10, вопросы, записи, тетрадь, сообщение об одном архитектурном ансамбле
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/35/52035492_sol_big142.jpg
- http://tobolsk-eparhia-press.ru/prosvetitel/v/2008.05/title.jpg
- http://radio-oxygen.ru/images/piter_10b.jpg
- http://encycl.chita.ru/photobank/spafariy_n_1.jpg
- http://spil.ucoz.ua/_bl/5/66677442.jpg
- http://www.russkiymir.md/6kl46.gif
- http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100275/27557.b.jpg
- http://www.ducktour.ru/images/content/1_571c5a5dbb15f34334fd35ea1cb3fd59.jpg
- http://www.eco-hotel.ru/public/img/temp/snegirek.about.image040.800xauto.jpg
- http://kurort-planeta.ru/images/zolotoe-koltso/2-3.jpg
- http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/Russie_-_Moscou_-_Novodevichy_4.jpg
Антоненкова Анжелика Викторовна
Учитель истории 1 категории
МОУ Будинской ООШ Тверской области