kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура Руси периода раздробленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разрабока будет полезным дополнением при изучении культуры Руси периода феодальной раздробленности.

Просмотр содержимого документа
«Культура Руси периода раздробленности»

Тема урока:  Культура руси периода раздробленности

Тема урока: Культура руси периода раздробленности

Определение культуры Культура — достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда.

Определение культуры

Культура — достижения людей в духовной и материальной жизни.

Духовная культура – это наука, просвещение.

Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда.

План урока 1.Особенности культуры Древней Руси. 2. Устное народное творчество. 3. Письменность и грамотность. 4. Литература. 5. Зодчество и живопись. 6. Художественное ремесло.

План урока

1.Особенности культуры Древней Руси.

2. Устное народное творчество.

3. Письменность и грамотность.

4. Литература.

5. Зодчество и живопись.

6. Художественное ремесло.

Особенности культуры Древней Руси Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. Древнерусская культура испытала влияние окружающих ее народов. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.  Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.  Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм , призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Особенности культуры Древней Руси

  • Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
  • Древнерусская культура испытала влияние окружающих ее народов.
  • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
  • Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм , призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Устное народное творчество Основные идеи былин – защита русской земли от врагов, свобождение своей земли; Идея единства Руси. Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В их основе часто лежат реальные исторические события. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был воевода Добрыня – дядя Владимира Святославича. Главная ценность былин – произведения созданы народом и выражают его чаяния .

Устное народное творчество

Основные идеи былин – защита русской земли от врагов, свобождение своей земли;

Идея единства Руси.

Отсутствует тема борьбы за славу и богатство.

Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В их основе часто лежат реальные исторические события. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был воевода Добрыня – дядя Владимира Святославича.

Главная ценность былин – произведения созданы народом и выражают его чаяния .

Письменность

Письменность

Летописание Каждый крупный город вел свою летопись.  Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом  Нестором,  труд «Повесть Временных лет». “ И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев... и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам...” (Призвание варягов. 862 г.) Нестор Летопись – погодная запись событий

Летописание

Каждый крупный город вел свою летопись.

Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет».

“ И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев... и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам...” (Призвание варягов. 862 г.)

Нестор

Летопись – погодная запись событий

Десятинная церковь  в Киеве (989 – 996 гг.), реконструкция Зодчество Софийский собор  в Киеве (1037 г.)

Десятинная церковь

в Киеве (989 – 996 гг.), реконструкция

Зодчество

Софийский собор

в Киеве (1037 г.)

архитектура XII - начала XIII вв. Развитие архитектуры, переосмысление традиции Киевской Руси. В это время возникает национальная русская архитектура, появляются первые русские зодчие.  Выработался характерный тип храма – крестово-купольный храм: четырех- или шестистолпный, с одной главой на высоком барабане и тремя выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. Этот тип храма сохранялся на протяжении веков. Борисоглебский собор в Чернигове В разных концах Руси предпочитали разные строительные материалы, по-разному украшали здания.

архитектура XII - начала XIII вв.

  • Развитие архитектуры, переосмысление традиции Киевской Руси. В это время возникает национальная русская архитектура, появляются первые русские зодчие.
  • Выработался характерный тип храма – крестово-купольный храм: четырех- или шестистолпный, с одной главой на высоком барабане и тремя выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны.
  • Этот тип храма сохранялся на протяжении веков.

Борисоглебский собор в Чернигове

В разных концах Руси предпочитали разные строительные материалы, по-разному украшали здания.

Храмы юга Руси. Наиболее известными памятниками архитектурной школы Киевской земли являются церковь Богородицы Пирогощи (1131-1136) на Подоле в Киеве, киевские Кирилловская (после 1146) и Васильевская церкви, Юрьевская церковь в Каневе (1144). Церковь Богородицы Пирогощи в Киеве Кирилловская церковь  в Киеве Васильевская церковь  в Киеве

Храмы юга Руси.

  • Наиболее известными памятниками архитектурной школы Киевской земли являются церковь Богородицы Пирогощи (1131-1136) на Подоле в Киеве, киевские Кирилловская (после 1146) и Васильевская церкви, Юрьевская церковь в Каневе (1144).

Церковь Богородицы

Пирогощи в Киеве

Кирилловская церковь

в Киеве

Васильевская церковь

в Киеве

Борисоглебский собор в Чернигове В архитектуре Черниговской земли прекрасно прослеживается развитие южнорусской архитектурной мысли. Борисоглебский собор в Чернигове – типичная греческая постройка XII века. А церковь Параскевы Пятницы – образец храма нового типа. Она подобна башне, устремленной в небо. церковь Параскевы Пятницы

Борисоглебский собор в Чернигове

  • В архитектуре Черниговской земли прекрасно прослеживается развитие южнорусской архитектурной мысли. Борисоглебский собор в Чернигове – типичная греческая постройка XII века. А церковь Параскевы Пятницы – образец храма нового типа. Она подобна башне, устремленной в небо.

церковь Параскевы Пятницы

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 гг.

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 гг.

собор Рождества Богородицы Храмы Новгорода После строительства храма Святой Софии (середина XI в.) в Новгороде лет 50 не возводили монументальных зданий. В XII веке строят сразу несколько каменных храмов. Они выглядят приземистыми, почти не имеют украшений. В таком стиле были построены собор Рождества Богородицы, Георгиевский (Юрьевский) собор Юрьева монастыря, небольшая церковь Иоанна Предтечи на Опоках, церковь Пятницы на торгу. На Нередницком холме севернее Новгорода была возведена знаменитая своими фресками церковь Спаса на Нереднице (1198) церковь Спаса на Нереднице церковь Иоанна Предтечи на Опоках

собор Рождества Богородицы

Храмы Новгорода

  • После строительства храма Святой Софии (середина XI в.) в Новгороде лет 50 не возводили монументальных зданий. В XII веке строят сразу несколько каменных храмов. Они выглядят приземистыми, почти не имеют украшений. В таком стиле были построены собор Рождества Богородицы, Георгиевский (Юрьевский) собор Юрьева монастыря, небольшая церковь Иоанна Предтечи на Опоках, церковь Пятницы на торгу.
  • На Нередницком холме севернее Новгорода была возведена знаменитая своими фресками церковь Спаса на Нереднице (1198)

церковь Спаса на Нереднице

церковь Иоанна Предтечи на Опоках

Зодчество Владимиро-Суздальской Руси Собор Рождества Богородицы Первое каменное здание в Ростово-Суздальской земле появилось в 1108 году. Владимир Мономах велел архитекторам возвести в Суздале собор Успения Богородицы. Через 50 лет он рухнул, и на его месте Юрий Долгорукий построил новый – Рождества Богородицы . Подлинный расцвет владимиро-суздальского зодчества наступил в годы правления Андрея Боголюбского. Вводимому Андреем культу Богородицы были посвящены все основные постройки. Главная из них – Успенский собор во Владимире (1158-1161). Храм поражал высотой внутреннего пространства, изяществом, обилием украшений, фресками. При Всеволоде Большое Гнездо однокупольный Успенский собор был окружен белокаменными стенами галереи и увенчан четырьмя новыми главами. Успенский собор во Владимире

Зодчество Владимиро-Суздальской Руси

Собор Рождества Богородицы

  • Первое каменное здание в Ростово-Суздальской земле появилось в 1108 году. Владимир Мономах велел архитекторам возвести в Суздале собор Успения Богородицы. Через 50 лет он рухнул, и на его месте Юрий Долгорукий построил новый – Рождества Богородицы .
  • Подлинный расцвет владимиро-суздальского зодчества наступил в годы правления Андрея Боголюбского. Вводимому Андреем культу Богородицы были посвящены все основные постройки. Главная из них – Успенский собор во Владимире (1158-1161). Храм поражал высотой внутреннего пространства, изяществом, обилием украшений, фресками. При Всеволоде Большое Гнездо однокупольный Успенский собор был окружен белокаменными стенами галереи и увенчан четырьмя новыми главами.

Успенский собор во Владимире

Золотые ворота во Владимире Город Владимир при Андрее был укреплен новыми высокими валами и дубовыми стенами. Тогда же на въезде в город поставили Золотые, Серебряные и Медные ворота с надвратными часовенками: деревянные створы ворот были обшиты золоченой и серебряной медью, отшлифованными медными пластинами. В пригородной княжеской резиденции – городке Боголюбове – был создан целый архитектурный ансамбль: собор Рождества Богородицы и дворец . Общепризнанной жемчужиной древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), возвышающаяся на высоком искусственном холме. Храм Покрова на Нерли

Золотые ворота во Владимире

  • Город Владимир при Андрее был укреплен новыми высокими валами и дубовыми стенами. Тогда же на въезде в город поставили Золотые, Серебряные и Медные ворота с надвратными часовенками: деревянные створы ворот были обшиты золоченой и серебряной медью, отшлифованными медными пластинами.
  • В пригородной княжеской резиденции – городке Боголюбове – был создан целый архитектурный ансамбль: собор Рождества Богородицы и дворец .
  • Общепризнанной жемчужиной древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), возвышающаяся на высоком искусственном холме.

Храм Покрова на Нерли

Икона Дмитрия Солунского В 1194-1197 гг. во Владимире построили еще один собор – Дмитриевский (Дмитрий Солунский был покровителем князя Всеволода Большое Гнездо, в крещении Дмитрия). Внешние стены этого одноглавого храма украшала затейливая резьба. Дмитриевский собор  во Владимире

Икона Дмитрия Солунского

  • В 1194-1197 гг. во Владимире построили еще один собор – Дмитриевский (Дмитрий Солунский был покровителем князя Всеволода Большое Гнездо, в крещении Дмитрия). Внешние стены этого одноглавого храма украшала затейливая резьба.

Дмитриевский собор

во Владимире

  • Образцом для московских архитекторов XIV-XV вв. стал Георгиевский собор (1230-1234) в Юрьеве-Польском .
Живопись

Живопись

  • Фрески.
  • В XII-XIII веках при украшении интерьеров русские мастера стали отдавать предпочтение фрескам. Настенные фрески в XII столетии еще создавались в Южной и Юго-Западной Руси. Северо-Восточная Русь и Северная Русь их не знала. Сохранилась фресковая живопись XII века в Кирилловской церкви Киева. Уцелели отдельные фрагменты росписей Успенского и Дмитриевского соборов Владимира, а также суздальского Рождественского собора.
Мозаика. Мозаика Софийского собора, Киев

Мозаика.

Мозаика Софийского собора, Киев

Иконы. Иконы XII-XIII веков напоминают монументальные росписи. Богоматерь Великая Панагия из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле во многом похожа на мозаичную Оранту Софии Киевской. От XII-XIII вв. сохранилось несколько выносных икон. На высоких шестах такие двусторонние иконы поднимали над воинскими рядами. Одни из самых известных выносных икон – «Битва суздальцев с новгородцами», «Дмитрий Солунский», «Ангел Златые Власы».
  • Иконы.
  • Иконы XII-XIII веков напоминают монументальные росписи. Богоматерь Великая Панагия из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле во многом похожа на мозаичную Оранту Софии Киевской.
  • От XII-XIII вв. сохранилось несколько выносных икон. На высоких шестах такие двусторонние иконы поднимали над воинскими рядами. Одни из самых известных выносных икон – «Битва суздальцев с новгородцами», «Дмитрий Солунский», «Ангел Златые Власы».

Битва суздальцев с новгородцами

Икона Дмитрия Солунского

«Ангел Златые Власы».

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке  Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)  Икона – изображение Бога, святых, ангелов, написанное на специальной доске красками

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)

Икона – изображение Бога, святых, ангелов, написанное на специальной доске красками

Миниатюра . Житие Александра Невского Крещение Владимира Поход Олега на Царьград

Миниатюра .

Житие Александра Невского

Крещение Владимира

Поход Олега на Царьград

Прикладное искусство. Русские ювелиры XII-XIIIвв. Придерживались тех же приемов, что и мастера Киевской Руси. Памятников художественного ремесла сохранилось много – украшения (колты, серьги, бляшки, диадемы, кресты, браслеты, пряжки), и оклады икон и книг, и дорогие сосуды и блюда, и произведения резчиков по дереву, камню, кости и др. XII-XIII вв. – это время расцвета искусства «малых форм». Ювелирные изделия
  • Прикладное искусство.
  • Русские ювелиры XII-XIIIвв. Придерживались тех же приемов, что и мастера Киевской Руси. Памятников художественного ремесла сохранилось много – украшения (колты, серьги, бляшки, диадемы, кресты, браслеты, пряжки), и оклады икон и книг, и дорогие сосуды и блюда, и произведения резчиков по дереву, камню, кости и др. XII-XIII вв. – это время расцвета искусства «малых форм».
  • Ювелирные изделия
Зернь Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Бусина, украшенная зернью  Сережка-подвеска

Зернь

  • Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент.
  • Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

Бусина, украшенная зернью

Сережка-подвеска

Скань

Скань

  • Скань (от др.-рус. скать  — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Перегородчатая эмаль Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в. Техника перегородчатой эмали, применяемая по преимуществу на изделиях из золота, отличалась необычайной сложностью и требовала от мастера большого умения. На тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с перегородками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи.

Перегородчатая эмаль

  • Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.

Техника перегородчатой эмали, применяемая по преимуществу на изделиях из золота, отличалась необычайной сложностью и требовала от мастера большого умения.

На тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с перегородками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи.

Выберите правильный ответ. 1.  Главным мотивом русских былин было: а) поклонение Прекрасной Даме б) крещение иноверцев в)  освобождение своей земли и защита от врагов г)  верность своему покровителю 2. Создателем «Повести временных лет» был: а) Даниил  б) Нестор  в) Иларион г) Антоний 3 Установите правильное соответствие между словом и его значением: 1) былины      2) зодчество    3) мозаика 4) житие        5) фреска        6) миниатюра а)        литературное описание жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых б)        настенная живопись, при которой краска наносится на сырую штукатурку в)        небольшой многоцветный рисунок в средневековых рукописных книгах г)        поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей д)        изображение из разноцветных натуральных камней или подкрашенных кусочков стекла ж) искусство построения различных зданий

Выберите правильный ответ.

1.  Главным мотивом русских былин было:

а) поклонение Прекрасной Даме

б) крещение иноверцев

в)  освобождение своей земли и защита от врагов

г)  верность своему покровителю

2. Создателем «Повести временных лет» был:

а) Даниил  б) Нестор  в) Иларион г) Антоний

3 Установите правильное соответствие между словом и его значением:

1) былины      2) зодчество    3) мозаика

4) житие        5) фреска        6) миниатюра

а)        литературное описание жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых

б)        настенная живопись, при которой краска наносится на сырую штукатурку

в)        небольшой многоцветный рисунок в средневековых рукописных книгах

г)        поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей

д)        изображение из разноцветных натуральных камней или подкрашенных кусочков стекла

ж) искусство построения различных зданий

4. По какому принципу образованы ряды? а)        Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович б)        кольчуга, шлем-шишак, щит   5. Выберите правильный ответ. 1. Славянскую азбуку создали: а) Святополк, Ярослав б) Борис и Глеб в) Кирилл, Мефодий   г)Василий Великий, Иоанн Златоуст 6. Большое влияние на древнерусскую литературу  оказала: а) Италия        в) Скандинавия б) Византия        г) Болгария 7. В Древней Руси учить в школах стали при князе: а) Святославе Владимировиче б)  Владимире Святом в)  Святополке г) Ярославе Мудром

4. По какому принципу образованы ряды?

а)        Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

б)        кольчуга, шлем-шишак, щит

  5. Выберите правильный ответ.

1. Славянскую азбуку создали:

а) Святополк, Ярослав

б) Борис и Глеб

в) Кирилл, Мефодий

  г)Василий Великий, Иоанн Златоуст

6. Большое влияние на древнерусскую литературу оказала:

а) Италия        в) Скандинавия

б) Византия        г) Болгария

7. В Древней Руси учить в школах стали при князе:

а) Святославе Владимировиче

б)  Владимире Святом

в)  Святополке

г) Ярославе Мудром


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Культура Руси периода раздробленности

Автор: Туманина Елена Ивановна

Дата: 31.12.2020

Номер свидетельства: 569140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка по литературе  на тему "Возникновение древнерусской литературы. Начало рисьменности на Руси "Повесть временных лет""
    ["seo_title"] => string(152) "mietodichieskaia-razrabotka-po-litieraturie-na-tiemu-vozniknovieniie-drievnierusskoi-litieratury-nachalo-ris-miennosti-na-rusi-poviest-vriemiennykh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "300154"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456671687"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "нетрадиционный урок по истории России на тему: Киевская Русь "
    ["seo_title"] => string(63) "nietraditsionnyi-urok-po-istorii-rossii-na-tiemu-kiievskaia-rus"
    ["file_id"] => string(6) "128704"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415551267"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Интегрированный урок истории и литературы на тему "Повесть о Петре и Февронии Муромских""
    ["seo_title"] => string(94) "intieghrirovannyi-urok-istorii-i-litieratury-na-tiemu-poviest-o-pietrie-i-fievronii-muromskikh"
    ["file_id"] => string(6) "278997"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453179783"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории «Киевская Русь накануне монгольского нашествия" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-istorii-kiievskaia-rus-nakanunie-monghol-skogho-nashiestviia"
    ["file_id"] => string(6) "156392"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421419525"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
1940 руб.
1710 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства