kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок истории и литературы на тему "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Повесть о Петре и Февронии" Ермалая-Еразма (по произведению древнерусской литературы) 7 класс.

Цели:

-знакомить с культурой и политической жизнью Руси в период феодальной раздробленности;

-продолжить обучение анализу текста, умению цитировать;

-анализируя произведение, воспитывать милосердие, доброту и сочувствие.

Оборудование урока:

-стенд с рисунками учащихся на тему “Средневековая Русь”;

-выставка репродукций древнерусской живописи;

-компьютерная презентация о памятниках Петру и Февронии;

-тексты “Повести о Петре и Февронии”;

-мультфильм о Петре и Февронии;

Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок, потому что ведут его сразу два преподавателя: учитель литературы и истории.

Анализируя “Повесть о Петре и Февронии”, мы поговорим о человеческих отношениях, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси.

Итак, мы начинаем знакомство с историей древней Руси.

Учитель истории: На примере повести о Петре и Февронии мы с вами повторим историю русской культуры в эпоху Древней Руси.

Вспомним русскую культуру в эту эпоху. С чем она у вас ассоциируется? (чем была представлена живопись, архитектура?) (живопись-иконами, архитектура-храмами, церквями) А литература?

Это библейские сказания, житие святых, поучения. Ключевое место занимала церковь.

Сказание о Петре и Февронии  это исторический памятник русской культуры.

Вспомнить историю русского средневековья нам помогут лепестки, на каждом из них указан век или дата и нам нужно будет их разгадать, иначе мы не сможем собрать целый цветок.

Давайте вспомним, когда (и кем) было написано сказание о Петре и Феронии Муромских.

(до этого устная легенда, передававшаяся из уста в уста).

Отв. Сер.16 века. Публицист Ермолай-Еразм по просьбе митрополита Макария.

Учитель: Митрополит это глава русской церкви(?).

 Какие отношения между церковью и властью?

Наверняка, о написании данного произведения знал сам царь.

Кто правил в это время?

Отв. Иван Грозный.

На, что была направленна внутренняя политика Грозного.

На укрепление русского государства и завершение процесса объединения всех русских земель вокруг Москвы, после удельной раздробленности.

Можно ли сказать, что повесть о Петре и Февронии была созданна для того, что бы объединить русский народ? Укрепить в сознании людей семейные и нравственные ценности?

Отвечают, рассуждают.

Центральной  в русской литературе становится тема борьбы Руси и свержение ордынского ига, поднятие патриотического духа.

Вот мы с вами разгадали загадку первого лепестка (прикрепляем к доске).

Давайте вспомним время когда жили и правили в Муроме Петр и Феврония.

Начало 13 века.

Это непростое для Руси время. Почему?

На русские земли нападает монгольское войско. Русь попадает под власть золотоордынского ига.

Обратимся к нашим хронологическим загадкам… Какое событие было первенствующим в этом веке?

1223г.- Битва на р.Калке. 1 столкновение русских и монголов. Разгром Чингисханом русского и половецкого войск.

1237-1240- Нападения Батыя на русские земли. Русь попала в зависимость.

Почему русский народ не смог одолеть врага?

Раздробленность. Все князья действовали обособленно, некоторые даже отказывались помогать.

Около 300 (точно) длилась зависимость.

Почему все таки удалось освободится?

Началось объединение, князья стали действовать совместно, понимая, что это необходимо для общего блага русского народа.

Вспомним знаковые победы русских над монголами? Обращаясь к ромашке.

8 сентября 1380г.-куликовская битва

8октября-11ноября 1480г.- стояние на р.Угре.

Ребята, как вы думаете сила народа и государства зависит только от мощи войска и количества  оружия?

А можно ли сказать, что сильную страну создают крепкие семьи?

Рассуждают….

Семья- один из важнейших институтов любого общества, часть нашего государства. Чем крепче и дружнее семьи, тем больше мощь нашей страны. Так, что любите своих близких.

Предлагаю вам сыграть в ассоциации… Что же мог иметь ввиду Ермолай-Еразм в повести о Петре и Февронии.

Можем ли мы сравнить победы главных героев с победами русских над монголами.

Какие были победы?

-победа над змеем.

-победа над высокомерными боярами.

Что помогло Петру победить?

Феврония, крепость их союза и любовь.

Учитель-литературы:

А можем ли мы сравнить союз Петра и Феврония с этой иллюстрацией (на иллюстрации лестница и периллы).

Рассуждают… (Феврония как периллы для Петра, она поддерживает его и помогает)

На доске и в тетрадях учащихся запись: повесть создана в конце 40-х годов XVI века. Она относится к муромо-рязанской литературе.

Ребята, летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским кнзем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой его никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо, состарившись, приняли монашество и умерли в 1228 году. Память о них чтилась в Муроме. Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть.

На сколько смысловых частей можно разделить произведение?

Кратко расскажите, о чём говорится в первой части?

Как можно назвать отношения между Павлом и его женой? (Доверительные, открытые, случившаяся беда – общая беда, пути преодоления ищут сообща).

С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения? Аргументируйте ответ.

Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем- оборотнем? (Пётр действует самоотверженно).

Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.

Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую молитву, попросив о помощи в праведном деле. По молитве и вере его приходит помощь).

О чём вторая часть повести?

Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?

Вы знаете, что загадки – распространённый приём в устном народном творчестве. Прочитайте в повести загадки Февронии. Какой целью автор использует их здесь? (Для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

Прочитаёте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?

Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает?

Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии?

Сообщение- презентация  с памятниками (1 ученик).

 Покровители семьи и любви есть  в разных религиях и в культурных традициях разны народов.

Например св. Валентин в католической церкви, святой полководец Сарксис в армянской, среди чешского народа почитается святой Иоанн Непомук, примером любви и дружбы является брак пророка Мухаммеда и его супруги Айшы.

 Учителя:

В “Повести” рассказывается, что в конце жизни Пётр и Феврония решили посвятить свои жизни Богу и ушли в монастырь, получив в монашестве новые имена. Значение имён в произведении тоже играет большую роль. Что же они означают?

После смерти Пётр и Феврония были канонизированы. Одно из значений глагола “канонизировать” означает причислить к лику святых. С тех пор святые благоверные Пётр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности.

В Троицком монастыре города Мурома в Храме Вознесения Господня в раке хранятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь же и покров с их изображением. В этом же храме есть ещё одна святыня – икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

8 июля день памяти святых Петра и Февронии. С 2008 года в Российской Федерации этот день отмечается, как день семьи и верности. А символом этого праздника является ромашка. Посмотрите сегодня и на доске у нас историческая ромашка и на столах живые цветы. Берегите своих близких!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории и литературы на тему "Повесть о Петре и Февронии Муромских"»

Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Повесть о Петре и Февронии" Ермалая-Еразма (по произведению древнерусской литературы) 7 класс.

Цели:

-знакомить с культурой и политической жизнью Руси в период феодальной раздробленности;

-продолжить обучение анализу текста, умению цитировать;

-анализируя произведение, воспитывать милосердие, доброту и сочувствие.

Оборудование урока:

-стенд с рисунками учащихся на тему “Средневековая Русь”;

-выставка репродукций древнерусской живописи;

-компьютерная презентация о памятниках Петру и Февронии;

-тексты “Повести о Петре и Февронии”;

-мультфильм о Петре и Февронии;













































Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок, потому что ведут его сразу два преподавателя: учитель литературы и истории.

Анализируя “Повесть о Петре и Февронии”, мы поговорим о человеческих отношениях, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси.

Итак, мы начинаем знакомство с историей древней Руси.

Учитель истории: На примере повести о Петре и Февронии мы с вами повторим историю русской культуры в эпоху Древней Руси.

Вспомним русскую культуру в эту эпоху. С чем она у вас ассоциируется? (чем была представлена живопись, архитектура?) (живопись-иконами, архитектура-храмами, церквями) А литература?

Это библейские сказания, житие святых, поучения. Ключевое место занимала церковь.

Сказание о Петре и Февронии это исторический памятник русской культуры.

Вспомнить историю русского средневековья нам помогут лепестки, на каждом из них указан век или дата и нам нужно будет их разгадать, иначе мы не сможем собрать целый цветок.

Давайте вспомним, когда (и кем) было написано сказание о Петре и Феронии Муромских.

(до этого устная легенда, передававшаяся из уста в уста).

Отв. Сер.16 века. Публицист Ермолай-Еразм по просьбе митрополита Макария.

Учитель: Митрополит это глава русской церкви(?).

Какие отношения между церковью и властью?

Наверняка, о написании данного произведения знал сам царь.

Кто правил в это время?

Отв. Иван Грозный.

На, что была направленна внутренняя политика Грозного.

На укрепление русского государства и завершение процесса объединения всех русских земель вокруг Москвы, после удельной раздробленности.

Можно ли сказать, что повесть о Петре и Февронии была созданна для того, что бы объединить русский народ? Укрепить в сознании людей семейные и нравственные ценности?

Отвечают, рассуждают.

Центральной в русской литературе становится тема борьбы Руси и свержение ордынского ига, поднятие патриотического духа.

Вот мы с вами разгадали загадку первого лепестка (прикрепляем к доске).

Давайте вспомним время когда жили и правили в Муроме Петр и Феврония.

Начало 13 века.

Это непростое для Руси время. Почему?

На русские земли нападает монгольское войско. Русь попадает под власть золотоордынского ига.

Обратимся к нашим хронологическим загадкам… Какое событие было первенствующим в этом веке?

1223г.- Битва на р.Калке. 1 столкновение русских и монголов. Разгром Чингисханом русского и половецкого войск.

1237-1240- Нападения Батыя на русские земли. Русь попала в зависимость.

Почему русский народ не смог одолеть врага?

Раздробленность. Все князья действовали обособленно, некоторые даже отказывались помогать.

Около 300 (точно) длилась зависимость.

Почему все таки удалось освободится?

Началось объединение, князья стали действовать совместно, понимая, что это необходимо для общего блага русского народа.

Вспомним знаковые победы русских над монголами? Обращаясь к ромашке.

8 сентября 1380г.-куликовская битва

8октября-11ноября 1480г.- стояние на р.Угре.

Ребята, как вы думаете сила народа и государства зависит только от мощи войска и количества оружия?

А можно ли сказать, что сильную страну создают крепкие семьи?

Рассуждают….

Семья- один из важнейших институтов любого общества, часть нашего государства. Чем крепче и дружнее семьи, тем больше мощь нашей страны. Так, что любите своих близких.

Предлагаю вам сыграть в ассоциации… Что же мог иметь ввиду Ермолай-Еразм в повести о Петре и Февронии.

Можем ли мы сравнить победы главных героев с победами русских над монголами.

Какие были победы?

-победа над змеем.

-победа над высокомерными боярами.

Что помогло Петру победить?

Феврония, крепость их союза и любовь.

Учитель-литературы:

А можем ли мы сравнить союз Петра и Феврония с этой иллюстрацией (на иллюстрации лестница и периллы).

Рассуждают… (Феврония как периллы для Петра, она поддерживает его и помогает)

На доске и в тетрадях учащихся запись: повесть создана в конце 40-х годов XVI века. Она относится к муромо-рязанской литературе.

Ребята, летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским кнзем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой его никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо, состарившись, приняли монашество и умерли в 1228 году. Память о них чтилась в Муроме. Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть.

На сколько смысловых частей можно разделить произведение?

Кратко расскажите, о чём говорится в первой части?

Как можно назвать отношения между Павлом и его женой? (Доверительные, открытые, случившаяся беда – общая беда, пути преодоления ищут сообща).

С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения? Аргументируйте ответ.

Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем- оборотнем? (Пётр действует самоотверженно).

Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.

Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую молитву, попросив о помощи в праведном деле. По молитве и вере его приходит помощь).

О чём вторая часть повести?

Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?

Вы знаете, что загадки – распространённый приём в устном народном творчестве. Прочитайте в повести загадки Февронии. Какой целью автор использует их здесь? (Для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

Прочитаёте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?

Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает?

Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии?



Сообщение- презентация с памятниками (1 ученик).

Покровители семьи и любви есть в разных религиях и в культурных традициях разны народов.

Например св. Валентин в католической церкви, святой полководец Сарксис в армянской, среди чешского народа почитается святой Иоанн Непомук, примером любви и дружбы является брак пророка Мухаммеда и его супруги Айшы.

Учителя:

В “Повести” рассказывается, что в конце жизни Пётр и Феврония решили посвятить свои жизни Богу и ушли в монастырь, получив в монашестве новые имена. Значение имён в произведении тоже играет большую роль. Что же они означают?

После смерти Пётр и Феврония были канонизированы. Одно из значений глагола “канонизировать” означает причислить к лику святых. С тех пор святые благоверные Пётр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности.

В Троицком монастыре города Мурома в Храме Вознесения Господня в раке хранятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь же и покров с их изображением. В этом же храме есть ещё одна святыня – икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

8 июля день памяти святых Петра и Февронии. С 2008 года в Российской Федерации этот день отмечается, как день семьи и верности. А символом этого праздника является ромашка. Посмотрите сегодня и на доске у нас историческая ромашка и на столах живые цветы. Берегите своих близких!












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Гураспишвили Ольга Зазовна и Сагдиева Татьяна Васильевна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 278997


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства