Просмотр содержимого документа
«Беседа «Жизнь и творчество И. И. Шишкина»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Беседа
«Жизнь и творчество И. И. Шишкина»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Калиниченко Анжелика Николаевна
Саранск 2024 г
Беседа
Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.
Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в старинном городе Елабуге на берегу реки Камы в семье небогатого купца. Мальчик родился в тот самый январский день, когда его отец, провалившийся в полынью на Каме, лежал в горячке и почти умирал. Назвали малыша Иваном, чтоб не потерять Ивана из семьи – примета верная. Вскоре отец поправился.
Отец, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом, отправляя его по Волге и Каме на баржах. Он был образованным человеком того времени, любил науку, занимался изучением родной старины.
Мама – Дарья Романовна – женщина с сильным и добрым характером, строгая и справедливая мать, хорошая и экономная хозяйка. Она хотела, чтобы Ваня пошел по стопам отца. Но у Вани из всех увлечений постоянным и самым сильным было рисование.
В период своей учёбы в Москве молодой художник увлёкся пейзажем: в период обучения Шишкин постоянно рисовал в подмосковном лесу в Сокольниках. Он с огромным интересом изучал форму растений, проникал в строение цветов. В училище Шишкин познакомился с выдающимися русскими художниками Василием Григорьевичем Перовым, Владимиром Егоровичем Маковским, Валентином Александровичем Серовым.
«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес ему звание академика.
После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее — Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.
В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева — Евгения. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.
«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина, в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа». Иван Крамской
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
«Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»
В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период — у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.
«Утро в сосновом лесу»
– одна из самых популярных произведений русской живописи (1889 г.).
Художник как бы открывает перед зрителями глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Над густо заросшим оврагом голубеет утренний туман. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотя верхушки деревьев. Проснулись и обитатели леса. Играющие медвежата и медведица дополняют образ дремучего леса.
Беседа по картине
Чем нравится эта картина?
Что или кто является главным персонажем на этой картине?
Какие действия, по вашему мнению, выполняют медвежата?
Как вы думаете, какие чувства испытывает медведица к медвежатам?