Пояснительная записка к мультимедийной презентации
«Детям о художниках и картинах. Неутомимый труженик Иван Иванович Шишкин»
Автор - учитель начальных классов
Жилинскас Елена Викторовна
МБОУ Гимназия №46 города Кирова
Цели:
Образовательные:
? Познакомить с жизнью и творчеством И. И. Шишкина.
? Познакомить с картиной «Рожь». Учить вглядываться в детали.
? Расширить знания о музеях, где находятся картины И. И. Шишкина
Развивающие:
? Способствовать развитию творческого воображения, эстетического восприятия.
? Способствовать расширению кругозора, развитию чувств, эмоций, фантазии.
? Развивать образное мышление путём проникновения в художественный замысел автора.
Воспитательные:
? Воспитывать у детей эстетические взгляды и вкусы.
? Пробуждать интерес к творчеству великого русского художника И.И.Шишкина.
1. Знакомство с творчеством великого русского художника И. И. Шишкина.
Рассказ о художнике.
Иван Иванович Шишкин(1832-1898) имел прекрасное художественное образование: он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Академии художеств в Петербурге. После окончания много путешествовал за границей: учился в Мюнхене, Праге. Шишкин стал одни из организаторов Товарищества передвижников, а в конце жизни руководил пейзажным классом при Академии художеств. Будучи пейзажистом, И. И. Шишкин особую любовь испытывал к лесу. Его «лесные» полотна знакомы всем с детства: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосны, освещённые солнцем». На картинах Шишкина представлена целая энциклопедия деревьев русского леса: осины, сосны, ели, дубы.
2. Подготовка к восприятию картины. Рассматривание картины «Рожь». Беседа по содержанию.
- Рассмотрите картину И.И.Шишкина. Что бы вы могли сказать о ней с первого взгляда?
- Какое чувство у вас возникает при первом знакомстве с картиной?
- Что изображает художник на картине?
- Какие краски он использует?
- Вы когда-нибудь в жизни наблюдали такую картину?
Картину «Рожь» называют одной из самых удачных картин художника.
- Давайте представим, что мы стоим у края этого поля. Ширь безбрежная. До самого горизонта уходит ржаное поле. Лето в разгаре. Золотятся колосья. И как могучая стража охраняют хлеб сосны-великаны. Вы знаете, что написал художник на эскизе картины? «Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья благодать, русское богатство».
- Как вы считаете, о чём может думать человек, увидевший такое поле?
- Какой погоде соответствует изображённый художником вид? О чём зрителям говорит небо?
- Удалось ли Шишкину рассказать о силе и красоте окружающей нас природы?
3. Беседа по основным микротемам.
- Дорога
- Сосны
- Небо, облака
4. а) (Вариант I) Устная работа в парах.
Представьте, что вы оказались на этой дороге. Расскажите, что бы вы могли увидеть, какие запахи ты мог бы почувствовать, какие звуки услышать.
б) (Вариант II) Написание мини-сочинений
Обсуждение структуры сочинения.
С чего начать? (Кто автор картины?)
Что будет в основной части?
Что необходимо отметить в заключении? (Что хотел сказать автор своей картиной; о чувствах, впечатлении, которое произвела картина?)
Примерный план.
1.Слово о художнике
2.Природа, изображенная на полотне.
3.Моё впечатление от картины.
5. Итог урока
- Что вы узнали о жизни и творчестве великого русского художника И.И. Шишкина?
- Почему картину «Рожь» называют одной из самых удачных картин художника?
- Какие чувства и настроение вызвала у вас картина? Почему?
Предметная область
Денный интерактивный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства. Так же данный материал можно с успехом применять и во внеклассной работе.
Информационные источники:
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир в произведениях живописи. Методические рекомендации» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006
В.И Воробьёва, С.К. Тивикова «Сочинения по картинам» Москва «Астрель» 2002
Н.В.Краснов «Беседы по искусству» Ленинград Учпедгиз 1962