Конспект урока развития речи в 5 классе
по теме: «Сочинение-описание по картине И. Шишкина «Корабельная роща».
Комментарий.
Продолжаем вместе со школьниками листать книгу природы. Перед нами репродукция для работы над сочинением-описанием по картине, работа над которой рассчитана на два урока. Первый урок посвящен анализу картины, работа над прозаическим текстом Э. Голубевой в учебнике, поэтическим текстом А.В.Кольцова, комментирование текстов художественной литературы, подготовленными обучающимися. Обучающиеся выявляют своеобразие языка словесного и «языка» искусства, определяют настроение, цветовую гамму произведения, замысел художника, работают над композицией картины. Второй урок - написание сочинения.
Домашним заданием к первому уроку является повторение теоретического материала: ответы на вопросы: « Что такое описание?», « Для чего используется данный тип речи?», «Какие грамматические и лексические средства языка характерны для описания?».
Установите по словарю лексическое значение слова «пейзаж».
Вспомните фамилии художников-пейзажистов.
Сочинение - описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща».
Цель: развить у обучающихся речь в устной и письменной форме.
Задачи: обогащение словарного запаса.
Обучение нормам литературного языка (орфографическим и пунктуационным),
Обогащение грамматического строя речи.
Формирование и совершенствование умений и навыков связногоизложение мыслей в устной и письменной форме.
Репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща». Стенд репродукций и иллюстраций, запечатлевших пейзажи. Фонограмма музыки П.И.Чайковского «Времена года. Июнь».
Интерактивная доска для просмотра презентации.
Ход урока:
На доске написан эпиграф к уроку:
«…В пейзаж надо погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание».
-Ребята, сегодня мы с вами будем работать над сочинением-описанием по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща».
-Прочитайте высказывание К.Г.Паустовского. В чем его смысл?
(«погрузиться в пейзаж» - прочувствовать его, пронести через душу, уметь видеть красоту природы).
-Проиллюстрируйте свой ответ примерами из прочитанных произведений:
Г. Скребицкий. Отрывок из рассказа «Луговой петушок».
«……Перед нами зеленый простор растущей, набирающей силы травы. А сколько среди неё цветов! Издали их и не различить, только видно - что-то пестреет, лиловое, белое, нежно-розовое. А может, это вовсе и не цветы, может, это утренняя заря бросает на землю свои прихотливые отблески? Ведь и на небе теперь такие цвета, только все они огнисто-яркие, даже больно на них глядеть.
Перепела кричат повсюду. Голоса их перекликаются, порою даже сливаются в какую-то непрерывную щелкающую трель.
Утренняя свежесть и чистота воздуха придают им особую звонкость. Теперь уже не разобрать, у кого чище голос. Из болота им вторят горластые лягушки. А в вышине бесконечной звенящей трелью сыплется песня жаворонков…»
К. Паустовский. Отрывок из рассказа «Прощание с летом».
«…Осень пришла врасплох и завладела землей - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей…».
-Чем характерен тип описание?
-Дайте лексическое значение слова «пейзаж».
Пейзаж. 1. Вид какой-нибудь местности.2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
Пейзаж. Заимствовано в XVIII веке из французского языка. Пейзаж буквально «сельская местность».
-Просмотрите слайды, на которых запечатлены пейзажи русских художников. (Просмотр слайдов)
-Ваши впечатления о пейзажах.
Слово учителя о жизни и творчестве художника.
-Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в Елабуге - небольшом городке на реке Кама. Отец его был любителем-археологом, краеведом. Он и научил сына ценить леса Вятки.
Основное содержание картин Шишкина - тема России, неприметная, неброская красота её природы. На его полотна перенесено то, что знакомо каждому, к чему уже присмотрелись и привыкли глаза. Картины Шишкина хорошо известны нам. Современники называют его «царем леса», живописец-пейзажист, воспевший красоту леса. Характерны и названия картин: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу». Полотна отличаются солнечностью, яркостью, он раскрывает в них поэтические черты русской природы.
Картина «Корабельная роща»- последняя работа художника.
- Учимся чувствовать настроение картины. Работа над репродукцией.
-Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина.
-Раскройте смысл названия (комментарий учителя)
«Лес может расти на таких почвах и местах, где хлеб не произрастает», - говорил Петр I. Под лес обычно отводят малоценные участки, бедные минеральными веществами пески, скальники.
Особое внимание охране лесов стали уделять с приходом к власти Петра I. Для строительства флота, закладки фабрик и заводов требовалось все больше и больше древесины. Деревья, пригодные для постройки судов - дуб, ясень, крупные сосны и некоторые другие породы, - объявили заповедными.
Заповедными стали прибрежные леса. Их ограничивали столбами и вдоль границы через каждые пять верст устанавливали виселицы для устрашения самовольных порубщиков».
Из книги Р.В.Боброва Беседы о лесе.
- Из таких высоких и крепких деревьев делали мачты парусных кораблей.
-Понравилась ли вам репродукция? Объясните чем. Словесно иллюстрируя высказываниями описательного типа.
-Определите основную мысль, которую надо раскрыть в сочинении. (Художник восхищается красотой природы).
-Какие чувства рождает картина у зрителя?
( радость, тепло, спокойствие, таинственность).
-Прослушаем фрагмент музыки П.И.Чайковского «Времена года. Июнь».
- Какие чувства вызвала у вас музыка? Созвучна ли она вашему настроению?
-Запишите выражения, которые навеяла на вас музыка
( Яркое солнце, стрекотание кузнечиков, пение птиц в лесу, шелест листвы от легкого ветерка).
- Подберите строки из поэтических текстов, которые были бы созвучны картине И.Шишкина.
«…Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег печальный и пустой»А.С.Пушкин.
« Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?» А.В.Кольцов.
- Опишите с помощью слов-прилагательных уголок леса, представленный на картине. Придумайте и запишите метафоры, сравнения, эпитеты.
Небо – бездонное, синее, ясное, молооблачное.
Сосны - стройные, величавые, могучие, гордо застыли.
Вершины – пышные, словно замерли под солнцем.
Тишина – глубокая, молчаливая, задумчивая, торжественная.
Ручеек – медленно бежит, прячется вдалеке сосен,
Солнце – летнее, жаркое, ласковое, смеющееся.
Стволы – шершавые, красновато-медные.
Картина – теплая, радостная, ощущение приподнятого настроения.
-С помощью словаря синонимов найдите синонимы к словам:
Вершина-крона-макушка.
Лес-бор-роща-чаща.
На пороге творчества.
-Обратимся к тексту-образцу в учебнике упр.233:
На картине «Корабельная роща» известного художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины.
Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовёт нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.
Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.
В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты её природы. ( По Э. Голубевой, А.Крестинскому)
-Составим план сочинения:
1. Опушка соснового бора.
2.Стройные сосны.
3.Прозрачный ручеек.
4. Теплое летнее солнце.
5. Любовь художника к природе.
Подбор рабочих материалов:
Обучающиеся создают черновик, работают над средствами выразительности, подбирают эпиграф, проверяют написание слов по словарю, редактируют черновик.
Написание сочинения в тетради по развитию речи. Обучающиеся посильнее делают презентацию по творчеству И.И.Шишкина.