kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа "Малая Третьяковка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа «Малая Третьяковка»

           П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я   З А П И С К А

    Цель программы «Малая Третьяковка» развитие у обучающихся критически-оценочных способностей и гуманистических установок через изучение различных этапов в художественном развитии человечества, постижение различных видов художественного опыта.

Задачи:

  • изучение шедевров русского искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов России;
  • формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов России;
  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

Ø  Формирование умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

Ø  устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

Ø  сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства;

Ø   осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа;

Ø  использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Ø   понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

Ø  определять собственное отношение к  произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Воспитательные задачи:

Ø  формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

Ø   развивать эстетический (художественный вкус) как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров.

Ø  понимать ценность отечественного искусства в художественной культуре разных народов мира;

Ø  осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;

Ø  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

Программа предполагает реализацию следующих принципов дополнительного образования:

  • свобода выбора ребенком дополнительной образовательной программы и видов деятельности;
  • создание условий для самореализации личности;
  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;
  • обеспечение ситуации успеха для каждого;
  • применение таких средств определения результативности продвижения воспитанника в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть перспективы собственного развития, не ущемляя достоинства личности.

         Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса – 144 часа (из расчета на одну группу обучающихся). Уровень освоения – общекультурный. Возраст обучающихся – 10-13 лет. Проводятся 2 занятия в неделю по 2 часа. 1 час в неделю отводится на индивидуальную работу с учащимися.

 Методы раскрытия содержания программы «Малая Третьяковка» обеспечиваются путем освоения материала, сравнения и анализа пройденного.

1. Работа с художественным текстом:

  • получение информации, ее запоминание
  • связь текста с полученными ранее знаниями
  • личностная оценка полученной информации.

2. Формирование культуры восприятия:

  • развитие красочной речи, адекватной эмоциональному состоянию
  • рождение эмоционального отклика
  • проникновение внешнего облика во внутренний мир ученика.

          В ходе реализации программы предполагается развитие эмоциональной сферы обучающихся в цепочке: работа с текстом, образное восприятие, образная память, сравнение образов.   

Раскрытие содержания программы обеспечивается:

  • беседами, лекциями с показом презентаций, видеофильмов о художниках;
  • семинарами, работой по группам;
  • индивидуальной работой с учащимися;
  • участием детей в поисковой и исследовательской работе;
  • экскурсиями (в городской музей, в музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского г. Салехарда)
  • включением в работу всех каналов восприятия, используя все символические системы;
  • воздействием высококачественной информации на каналы восприятия;
  • комфортностью и эстетикой оформления помещения, где проходят занятия с учениками.

Реализация программы осуществляется на основе   эффективного использования мультимедийных и аудиовизуальных средств, энциклопедий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

Структура проведения занятий по каждой теме:

  • организационный момент;
  • теоретический блок (беседы, лекции, показ картин, презентаций, видеофильмов по теме);
  •  практический блок (выполнение заданий, работа в группах, обсуждение и анализ произведений искусства; индивидуальная работа учащихся с различными источниками; разработка планов исследовательских работ);
  • подведение итогов (выводы, задачи на перспективу).

          Результативность реализации программы «Малая Третьяковка» определяют:

  • достижения учащихся: рефераты и исследовательские работы по темам о художниках.
  • итоги тестирования;
  • итоги контрольных срезовых работ (начальный, промежуточный и итоговый контроль).

Ожидаемые результаты  освоения программы к концу обучения:

  • сформированность определенного уровня знаний по предусмотренным учебно-тематическим планом темам;
  • сформированность умений понимать и оценивать творения художников разных эпох;
  • наличие способностей эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран.

          Главное, чтобы в конечном результате учащиеся достигли необходимого уровня художественного развития, обозначенного в программе.

? СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение в учебный курс (2часа).  Многогранность и сущность понятия «культура», «художественная культура». Основные функции художественной культуры. Условия существования художественной  культуры. Язык  художественной культуры. Менталитет художественной культуры. Сферы художественного культурного творчества. Особенности и характерные черты русской художественной культуры

2. Третьяковская картинная галерея (4часа). Роль П.М.Третьякова в истории русского изобразительного искусства.  Братья Третьяковы – крупнейшие коллекционеры произведений русской живописи. История создания Третьяковской галереи, ее коллекции. Просмотр фильма «Дар бесценный».

3. История русской иконописи (8 часов). Иконы. Виды икон. Особенности национальных иконописных школ Руси. Андрей Рублев. Создание первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля. Собрание иконописи в Третьяковке.

4. Изобразительное искусство России XIX века (8 часов). Академисты. Академисты – последователи классицизма. Основные принципы академизма. Основные темы творчества академистов: сюжеты античной и библейской мифологии. Второстепенные жанры живописи по мнению академистов: пейзаж, натюрморт, бытовая живопись.Отрицательные черты в творчестве академистов (отрыв от актуальных проблем, пренебрежение национальными особенностями и др.). Просмотр картин художников-академистов (Кипренский, Брюллов, Иванов и т.д.)

5.Реализм в живописи А. Венецианова и П.Федотова (6 часов). Русские женщины в творчестве А.Г. Венецианова. Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П.А. Федотова. купеческое и мещанское сословие в картине «Сватовство майора».

6.Библейские сюжеты в творчестве Иванова (4 часа). «Явление Христа народу» - главный шедевр в творчестве художника. История создания. Подготовительные работы (этюды, зарисовки, персонажи). Просмотр в.ф. «А. Иванов»

7. Передвижники (10 часов). «Бунт 14-ти» в Академии художеств. Причины и последствия. Петербургская артель художников во главе с И. Крамским. Товарищество передвижных художественных выставок. Деятельность объединения. Представители передвижничества. Основные темы творчества. Роль В.В. Стасова и П.М. Третьякова в деятельности ТПХВ.

8.Темы народных страданий в работах Перова и Ярошенко (6 часов). В.Г. Перов. общественная, просветительская  и педагогическая деятельность. Сочувственное отношение к народу в творчестве В. Перова («Чаепитие в Мытищах» и др.). Трагизм неизбывного человеческого горя на картинах художника.

9. Миры И. Репина.  Репин-портретист (6 часов).  И. Репин -  судьба и творчество. Исторические полотна Репина («Иван Грозный и сын его Иван»). Галерея типов крестьянской деревни в картине «Крестный ход в Курской губернии», глубина исторических обобщений. Портреты великих современников. Репин и  Л.Н. Толстой

10. Летописцы. В. Суриков и Н. Ге (8 часов). Русские мастера исторической живописи, их глубокий интерес к национальной истории, обращение к важнейшим переломным  событиям русской истории. Драматически напряженное столкновение самодержца Петра I и его сына в картине Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Великая летопись настоящего и прошлого России в творчестве В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»). Страницы героического прошлого русского народа в картине «Покорение Сибири Ермаком».?

11. Художник-баталист В. Верещагин (6 часов). Батальный жанр в русской живописи. В.В. Верещагин – художник с дипломом морского офицера, активный путешественник.  Участник  боевых действий в Туркестане  1867-70г.  Картины на тему войны. «Апофеоз войны» - «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Цикл полотен, посвященных русско-турецкой войне 1877-78 «На Шипке все спокойно!»,  «Шипка - Шейново» и др. Просмотр фильма «Я всю жизнь хотел рисовать солнце» о жизни и творчестве В. Верещагина.

12. Пейзажист - И.Левитан (8часов). И.Левитан – создатель проникновенных образов русской природы. Реалистические пейзажи Левитана, их лирическая и социальная направленность. «Осенний день. Сокольники» - портрет природы как состояние, настроение, переживания человека. Стремление художника создать обобщенный образ природы, выразить настроение картины самыми простыми средствами. Просмотр фильма «Исаак Левитан в Третьяковской галерее».

13. Пейзажи А. Куинджи  и А. Саврасова (8 часов). Эпическое величие, богатство выраженных настроений и чувств на пейзажах Куинджи. Скромные, неброские картины русской природы в творчестве А.К. Саврасова. Особенности композиционного и колористического решения картины «Грачи прилетели». Просмотр фильма «А. Саврасов»

14. Художники одной темы. И. Айвазовский и И. Шишкин (8 часов). Понятие «художник-маринист». И.К. Айвазовский – человек, влюбленный в море. Общественная и педагогическая деятельность. Айвазовский – почетный гражданин Феодосии. «Певец русского леса» И. Шишкин. Фотографическое изображение русских пейзажей на полотнах художника.

15. Символизм в живописи Врубеля (6 часов).. Особенности художественной манеры живописца. Мифологические и сказочные персонажи художника («Царевна-Лебедь», «Муза», «Пан»). Язык символов и метафор в картинах «Демон сидящий» и «Сирень». Черты символизма в портретном творчестве Врубеля («Портрет С.И. Мамонтова»). Просмотр фильма «М. Врубель в Третьяковской галерее».

16. Русские импрессионисты (10 часов). К. Коровин, В. Серов и И. Грабарь – последователи импрессионизма в русской живописи. Портретная галерея В.Серова. дети на полотнах художника. Просмотр фильма «К. Коровин. Воспоминания о соратниках»

17.Художники «Мира искусства» (12 часов). «Славянская»  серия Н. Рериха.  Иллюстратор русских сказок и былин – И. Билибин. Б. Кустодиев – художник, воспевающий красоту русских женщин. Мастер «торжественно-праздничного образа» Е. Лансере. Семейный уют на полотнах З. Серебряковой.

18. Мастера русского авангарда (12 часов).. Абстракционизм В. Кандинского. Синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Беспредметный мир художника: отсутствие сюжета, контраст крупных и малых форм. Супрематизм К. Малевича.  П. Филонова, ощущение движения, особенности изображения человека.

19. Скульптура (4 часа). Собрание скульптурных произведений в Третьяковке. Творческое наследие И.Д. Шадра («Булыжник – оружие пролетариата»). Скульптор В. Мухина.

20. Итоговая аттестация обучающихся (2 часа).

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Малая Третьяковка" »

Дополнительная общеразвивающая программа «Малая Третьяковка»

Новикова Наталья Николаевна

МАОУ ДОД «Центр детского творчества», г. Лабытнанги

Методист


Направленность программы культурологическая

Возраст обучающихся 10 – 13 лет

Уровень освоения базовый

Объем курса 144 часа

Срок освоения 1 год


  1. П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Актуальность: Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Искусство – это, прежде всего воспитание души, воспитание чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче душу человеческую. Искусство не исчерпывается зрительским восторгом. Оно взывает к нашей совести, побуждает задуматься, как мы живем, как поступаем. В этом его нравственное значение. Искусство учит ценить уникальность человеческой личности, оно учит состраданию, духовности.

Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия произведений искусства.

Всем известно, что художественное восприятие – это способность человека воспринимать художественные произведения, непременным условием которой является внутренняя активность субъекта.

Показателями художественного восприятия являются образность восприятия, его адекватность, осознанность, целостность, непрерывность, прочность. Комплекс этих критериев позволяет оценить художественное восприятие людей наиболее полно и разносторонне.

У детей младшего и среднего школьного возраста более активным является эмоциональное восприятие, непосредственное выражение чувств, но часто ограничивающееся формулой “нравится – не нравится”. Даже анализ художественного произведения происходит на уровне эмоций.

Проблемной является и интеллектуальная сторона восприятия, подразумевающая осознание средств художественной выразительности, их обоснованность и логику в использовании художниками для создания тех или иных художественных образов. Поэтому актуальной становится необходимость учить “размышлять об искусстве”.

Главной из задач является развитие у учащихся компетентности активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Для этого есть два пути: приобщение к “золотому фонду” художественного наследия мира, приобретение искусствоведческих знаний и опыт собственной художественной деятельности на их основе.

Одним из крупнейших музеев русского и советского изобразительного искусства, имеющих мировую известность является Третьяковская галерея. Кроме официального статуса «сокровищницы отечественного искусства», ГТГ в действительности является истинно народным, любимым миллионами людей музеем. Датой основания Третьяковской галереи считают 1856 год. В этот год Павел Михайлович Третьяков, московский коллекционер, купец и промышленник, приобрел первые работы современных русских художников. Он задался целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. Такого музея в России тогда еще не было.

Третьяковская галерея стала поистине народным музеем.

Программа «Малая Третьяковка», учитывая отдаленность от культурных центров, дает виртуальную возможность обучающимся познакомиться с бесценными сокровищами национального искусства, собранными в Третьяковской галерее.

На занятиях с детьми постигаем глубокое содержание картин художников, приобщаемся к размышлениям наших предков о тех нравственных ценностях, которые нам остались в наследство. Память прошлого, его непреходящие ценности помогают лучше понять сегодняшнюю жизнь. Несмотря на непростое и сложное время, в котором мы живем, дети получают знания об отечественном искусстве, его творческих завоеваниях, о русских выдающихся живописцах, скульпторах, графиках. Наше искусство отразило судьбу народа, оно имеет свою неповторимую основу, рожденную укладом жизни, историей, природой. Художественный гений нашего народа появился еще в древнерусской живописи: Андрей Рублев, Даниил Черный. Со времени К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, А.А. Иванова начался расцвет великого русского реалистического искусства. И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель - какие это разные мастера, каждый велик и непохож на другого. У детей накапливаются впечатления от картин на всю жизнь. Углубляясь в изучение искусства, знакомясь с творческой судьбой и жизнью художника, дети узнают какой ценой, каким трудом и поиском отмечен всегда путь большого мастера.

Новизна данной программы заключается в отборе содержания и художественно – педагогической идее, которые отражают личностно-смысловую направленность курса, деятельностный характер обучения, направленный на формирование в процессе обучения общекультурной компетентности учащихся, что способствует самоидентификации и успешной социализации учащихся. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это помогает учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…).

Цель программы «Малая Третьяковка» развитие у обучающихся критически-оценочных способностей и гуманистических установок через изучение различных этапов в художественном развитии человечества, постижение различных видов художественного опыта.

Задачи:

  • изучение шедевров русского искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов России;

  • формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов России;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • Формирование умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Воспитательные задачи:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

  • развивать эстетический (художественный вкус) как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров.

  • понимать ценность отечественного искусства в художественной культуре разных народов мира;

  • осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

Программа предполагает реализацию следующих принципов дополнительного образования:

  • свобода выбора ребенком дополнительной образовательной программы и видов деятельности;

  • создание условий для самореализации личности;

  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;

  • обеспечение ситуации успеха для каждого;

  • применение таких средств определения результативности продвижения воспитанника в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть перспективы собственного развития, не ущемляя достоинства личности.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса – 144 часа (из расчета на одну группу обучающихся). Уровень освоения – общекультурный. Возраст обучающихся – 10-13 лет. Проводятся 2 занятия в неделю по 2 часа. 1 час в неделю отводится на индивидуальную работу с учащимися.

Методы раскрытия содержания программы «Малая Третьяковка» обеспечиваются путем освоения материала, сравнения и анализа пройденного.

  1. Работа с художественным текстом:

  • получение информации, ее запоминание

  • связь текста с полученными ранее знаниями

  • личностная оценка полученной информации.

  1. Формирование культуры восприятия:

  • развитие красочной речи, адекватной эмоциональному состоянию

  • рождение эмоционального отклика

  • проникновение внешнего облика во внутренний мир ученика.

В ходе реализации программы предполагается развитие эмоциональной сферы обучающихся в цепочке: работа с текстом, образное восприятие, образная память, сравнение образов.

Раскрытие содержания программы обеспечивается:

  • беседами, лекциями с показом презентаций, видеофильмов о художниках;

  • семинарами, работой по группам;

  • индивидуальной работой с учащимися;

  • участием детей в поисковой и исследовательской работе;

  • экскурсиями (в городской музей, в музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского г. Салехарда)

  • включением в работу всех каналов восприятия, используя все символические системы;

  • воздействием высококачественной информации на каналы восприятия;

  • комфортностью и эстетикой оформления помещения, где проходят занятия с учениками.

Реализация программы осуществляется на основе эффективного использования мультимедийных и аудиовизуальных средств, энциклопедий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

Структура проведения занятий по каждой теме:

  • организационный момент;

  • теоретический блок (беседы, лекции, показ картин, презентаций, видеофильмов по теме);

  • практический блок (выполнение заданий, работа в группах, обсуждение и анализ произведений искусства; индивидуальная работа учащихся с различными источниками; разработка планов исследовательских работ);

  • подведение итогов (выводы, задачи на перспективу).

Результативность реализации программы «Малая Третьяковка» определяют:

  • достижения учащихся: рефераты и исследовательские работы по темам о художниках.

  • итоги тестирования;

  • итоги контрольных срезовых работ (начальный, промежуточный и итоговый контроль).


Ожидаемые результаты освоения программы к концу обучения:

  • сформированность определенного уровня знаний по предусмотренным учебно-тематическим планом темам;

  • сформированность умений понимать и оценивать творения художников разных эпох;

  • наличие способностей эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран.

Главное, чтобы в конечном результате учащиеся достигли необходимого уровня художественного развития, обозначенного в программе.


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов (всего)

Теория

Практика

1.

Введение в учебный курс.

2

2

-

2.

Третьяковская картинная галерея.

4

2

2

3.

История русской иконописи.

8

4

4

4.

Изобразительное искусство России XIX века. Академисты

8

2

6

5.

Реализм в живописи А. Венецианова и П. Федотова.

6

2

4

6.

Библейские сюжеты в творчестве А. Иванова.

4

2

2

7.

Передвижники.

10

4

6

8.

Темы народных страданий в работах Перова и Ярошенко.

6

2

4

9.

Миры И. Репина. Репин-портретист.

6

2

4

10.

Летописцы. В. Суриков и Н. Ге.

8

2

6

11.

Мир былин и сказок В.М. Васнецова.

6

2

4

12.

Художник-баталист В.Верещагин.

6

2

4

13.

Пейзажист - И.Левитан.

8

4

4

14.

Пейзажи А. Куинджи и А. Саврасова.

8

4

4

15.

Художники одной темы. И. Айвазовский и И. Шишкин.

8

4

4

16.

Символизм в живописи Врубеля.

6

2

4

17.

Русские импрессионисты

10

4

4

18.

Художники «Мира искусства»

12

4

8

19

Мастера русского авангарда.

12

4

8

20.

Скульптура.

4

2

12

21

Итоговая аттестация обучающихся

2


2


Всего:

58

86


III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение в учебный курс (2часа). Многогранность и сущность понятия «культура», «художественная культура». Основные функции художественной культуры. Условия существования художественной культуры. Язык художественной культуры. Менталитет художественной культуры. Сферы художественного культурного творчества. Особенности и характерные черты русской художественной культуры


2. Третьяковская картинная галерея (4часа). Роль П.М.Третьякова в истории русского изобразительного искусства. Братья Третьяковы – крупнейшие коллекционеры произведений русской живописи. История создания Третьяковской галереи, ее коллекции. Просмотр фильма «Дар бесценный».


3. История русской иконописи (8 часов). Иконы. Виды икон. Особенности национальных иконописных школ Руси. Андрей Рублев. Создание первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля. Собрание иконописи в Третьяковке.


4. Изобразительное искусство России XIX века (8 часов). Академисты. Академисты – последователи классицизма. Основные принципы академизма. Основные темы творчества академистов: сюжеты античной и библейской мифологии. Второстепенные жанры живописи по мнению академистов: пейзаж, натюрморт, бытовая живопись.

Отрицательные черты в творчестве академистов (отрыв от актуальных проблем, пренебрежение национальными особенностями и др.). Просмотр картин художников-академистов (Кипренский, Брюллов, Иванов и т.д.)


5. Реализм в живописи А. Венецианова и П.Федотова (6 часов). Русские женщины в творчестве А.Г. Венецианова. Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П.А. Федотова. купеческое и мещанское сословие в картине «Сватовство майора».


6. Библейские сюжеты в творчестве Иванова (4 часа). «Явление Христа народу» - главный шедевр в творчестве художника. История создания. Подготовительные работы (этюды, зарисовки, персонажи). Просмотр в.ф. «А. Иванов»


7. Передвижники (10 часов). «Бунт 14-ти» в Академии художеств. Причины и последствия. Петербургская артель художников во главе с И. Крамским. Товарищество передвижных художественных выставок. Деятельность объединения. Представители передвижничества. Основные темы творчества. Роль В.В. Стасова и П.М. Третьякова в деятельности ТПХВ.


8. Темы народных страданий в работах Перова и Ярошенко (6 часов). В.Г. Перов. общественная, просветительская и педагогическая деятельность. Сочувственное отношение к народу в творчестве В. Перова («Чаепитие в Мытищах» и др.). Трагизм неизбывного человеческого горя на картинах художника.


9. Миры И. Репина. Репин-портретист (6 часов). И. Репин - судьба и творчество. Исторические полотна Репина («Иван Грозный и сын его Иван»). Галерея типов крестьянской деревни в картине «Крестный ход в Курской губернии», глубина исторических обобщений. Портреты великих современников. Репин и Л.Н. Толстой


10. Летописцы. В. Суриков и Н. Ге (8 часов). Русские мастера исторической живописи, их глубокий интерес к национальной истории, обращение к важнейшим переломным событиям русской истории. Драматически напряженное столкновение самодержца Петра I и его сына в картине Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Великая летопись настоящего и прошлого России в творчестве В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»). Страницы героического прошлого русского народа в картине «Покорение Сибири Ермаком».


11. Мир былин и сказок В.М. Васнецова (6часов). Образы национальной истории, русской былины и герои любимых русских сказок на картинах Васнецова. «Богатыри» - вершина былинно-сказочного творчества. Васнецов – художник-декоратор, художник-костюмер в театральных постановках на оперной и драматической сцене. Архитектурная деятельность В. Васнецова. Церковь в селе Абрамцево, «Избушка на курьих ножках», проект фасада Третьяковской галереи. Религиозная живопись Васнецова. Росписи Владимирского собора в Киеве. Просмотр фильма «Сказочный мир В. Васнецова».


12. Художник-баталист В. Верещагин (6 часов). Батальный жанр в русской живописи. В.В. Верещагин – художник с дипломом морского офицера, активный путешественник. Участник боевых действий в Туркестане 1867-70г. Картины на тему войны. «Апофеоз войны» - «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Цикл полотен, посвященных русско-турецкой войне 1877-78 «На Шипке все спокойно!», «Шипка - Шейново» и др. Просмотр фильма «Я всю жизнь хотел рисовать солнце» о жизни и творчестве В. Верещагина.


13. Пейзажист - И.Левитан (8часов). И.Левитан – создатель проникновенных образов русской природы. Реалистические пейзажи Левитана, их лирическая и социальная направленность. «Осенний день. Сокольники» - портрет природы как состояние, настроение, переживания человека. Стремление художника создать обобщенный образ природы, выразить настроение картины самыми простыми средствами. Просмотр фильма «Исаак Левитан в Третьяковской галерее».


14. Пейзажи А. Куинджи и А. Саврасова (8 часов). Эпическое величие, богатство выраженных настроений и чувств на пейзажах Куинджи. Скромные, неброские картины русской природы в творчестве А.К. Саврасова. Особенности композиционного и колористического решения картины «Грачи прилетели».

Просмотр фильма «А. Саврасов»


15. Художники одной темы. И. Айвазовский и И. Шишкин (8 часов).. Понятие «художник-маринист». И.К. Айвазовский – человек, влюбленный в море. Общественная и педагогическая деятельность. Айвазовский – почетный гражданин Феодосии. «Певец русского леса» И. Шишкин. Фотографическое изображение русских пейзажей на полотнах художника.


16. Символизм в живописи Врубеля (6 часов).. Особенности художественной манеры живописца. Мифологические и сказочные персонажи художника («Царевна-Лебедь», «Муза», «Пан»). Язык символов и метафор в картинах «Демон сидящий» и «Сирень». Черты символизма в портретном творчестве Врубеля («Портрет С.И. Мамонтова»). Просмотр фильма «М. Врубель в Третьяковской галерее».


17. Русские импрессионисты (10 часов). К. Коровин, В. Серов и И. Грабарь – последователи импрессионизма в русской живописи. Портретная галерея В.Серова. дети на полотнах художника. Просмотр фильма «К. Коровин. Воспоминания о соратниках»


18. Художники «Мира искусства» (12 часов). «Славянская» серия Н. Рериха. Иллюстратор русских сказок и былин – И. Билибин. Б. Кустодиев – художник, воспевающий красоту русских женщин. Мастер «торжественно-праздничного образа» Е. Лансере. Семейный уют на полотнах З. Серебряковой.


19. Мастера русского авангарда (12 часов).. Абстракционизм В. Кандинского. Синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Беспредметный мир художника: отсутствие сюжета, контраст крупных и малых форм. Супрематизм К. Малевича. П. Филонова, ощущение движения, особенности изображения человека.


20. Скульптура (4 часа). Собрание скульптурных произведений в Третьяковке. Творческое наследие И.Д. Шадра («Булыжник – оружие пролетариата»). Скульптор В. Мухина.


21. Итоговая аттестация обучающихся (2 часа).


V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагога


  1. Алметов М. «Андрей Рублев» М. 1975 г.

  2. Алметов М. «Этюды по всеобщей истории искусств» М. 1979 г.

  3. Аронов А.А. Мировая художественная культура: Россия. Конец XIX – XX века : Учебное пособие.- М.: Издательский книготорговый центр Аз, 1999.

  4. Балакина Т.И. История отечественной культуры: Школьная тетрадь: В2 частях.- М.: Спектр-5, 1994

  5. Бахтин М.К. «Эстетика словесного творчества» М. 1979 г.

  6. Бенуа А.Н. «История русской живописи в Х1Х в.» 1995 г.

  7. Бердяев М. «Смысл истории» М. 1990 г.

  8. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Введение в историю русской культуры: Методические рекомендации по курсу.- М.: Владос, 2001

  9. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 частях.- М.: Владос, 2002

  10. Богат Е. «Мир Леонардо: Философские очерки» Кн. 1 и 2 1989 г.

  11. Богданов, П. С. Богданова Г. Б.. Великие художники ХХ века. М., “МАРТИН”, 2001.

  12. Бродский Б. «Жизнь в веках» М. 1990 г.

  13. Варганов А.Д. «Древнерусская архитектура» М. 1969 г.

  14. Виппер Б. «Введение в искусствознание» М. 1987 г.

  15. Владислав Анатольевич Бахревский. Виктор Васнецов. М., “Молодая гвардия”, 1989.

  16. Гузин М.А., Зеликов Н.В. Учебный путеводитель по художественной культуре России.- М.: Просвещение, 2002

  17. Гуревич А. «Категория средневековой культуры» М. 1984 г.

  18. Дмитриева Н. «Краткая история искусства» Вып. 2 М. 1990 г.

  19. Журавлев В. «Мир художественной культуры» М. 1987 г.

  20. Ильина Т. «Искусство: живопись, скульптура, архитектура, графика»

  21. Кантор А. «Изобразительное искусство ХХ в.» М. 1988 г.

  22. Леняшин В. «Портретная живопись В.А. Серова 1900 годов» Л. 19866 г.

  23. Лихачев Д. «Образ человека в литературе древней Руси» М. 1969 г.

      1. М. 1983 г.

  24. Попова О.С. «Народные художественные промыслы» М. 1984 г.

  25. Порудоминский В. «Первая Третьяковка» М. 1979 г.

  26. Рябцев Ю.С. История русской культуры: К школьному курсу : В 3 т.- М.: Владос, 2001.- (Рабочая тетрадь)

  27. Художественная культура народов России: Программы общеобразовательных учреждений 5-8 классы / Т.И.Бакланова, Л.А.Рапацкая.- М.: Просвещение, 2002


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся

  1. Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом А. Усачевым. Москва, Дрофа-Плюс, 2009 г.

  2. Смирнова В. «Мировая художественная культура» М. 1996 г.

  3. Чайковская О. «Против неба - на земле» М. 1966 г.

  4. Шедевры русской живописи. М., “Белый город”, 2005.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа "Малая Третьяковка"

Автор: Новикова Наталья Николаевна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176400

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства