Дополнительная общеразвивающая программа «Малая Третьяковка»
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Цель программы «Малая Третьяковка» развитие у обучающихся критически-оценочных способностей и гуманистических установок через изучение различных этапов в художественном развитии человечества, постижение различных видов художественного опыта.
Задачи:
- изучение шедевров русского искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов России;
- формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов России;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
Ø Формирование умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
Ø устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
Ø сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства;
Ø осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа;
Ø использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
Ø понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
Ø определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Воспитательные задачи:
Ø формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
Ø развивать эстетический (художественный вкус) как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров.
Ø понимать ценность отечественного искусства в художественной культуре разных народов мира;
Ø осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
Ø ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
Программа предполагает реализацию следующих принципов дополнительного образования:
- свобода выбора ребенком дополнительной образовательной программы и видов деятельности;
- создание условий для самореализации личности;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;
- обеспечение ситуации успеха для каждого;
- применение таких средств определения результативности продвижения воспитанника в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть перспективы собственного развития, не ущемляя достоинства личности.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса – 144 часа (из расчета на одну группу обучающихся). Уровень освоения – общекультурный. Возраст обучающихся – 10-13 лет. Проводятся 2 занятия в неделю по 2 часа. 1 час в неделю отводится на индивидуальную работу с учащимися.
Методы раскрытия содержания программы «Малая Третьяковка» обеспечиваются путем освоения материала, сравнения и анализа пройденного.
1. Работа с художественным текстом:
- получение информации, ее запоминание
- связь текста с полученными ранее знаниями
- личностная оценка полученной информации.
2. Формирование культуры восприятия:
- развитие красочной речи, адекватной эмоциональному состоянию
- рождение эмоционального отклика
- проникновение внешнего облика во внутренний мир ученика.
В ходе реализации программы предполагается развитие эмоциональной сферы обучающихся в цепочке: работа с текстом, образное восприятие, образная память, сравнение образов.
Раскрытие содержания программы обеспечивается:
- беседами, лекциями с показом презентаций, видеофильмов о художниках;
- семинарами, работой по группам;
- индивидуальной работой с учащимися;
- участием детей в поисковой и исследовательской работе;
- экскурсиями (в городской музей, в музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского г. Салехарда)
- включением в работу всех каналов восприятия, используя все символические системы;
- воздействием высококачественной информации на каналы восприятия;
- комфортностью и эстетикой оформления помещения, где проходят занятия с учениками.
Реализация программы осуществляется на основе эффективного использования мультимедийных и аудиовизуальных средств, энциклопедий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов.
Структура проведения занятий по каждой теме:
- организационный момент;
- теоретический блок (беседы, лекции, показ картин, презентаций, видеофильмов по теме);
- практический блок (выполнение заданий, работа в группах, обсуждение и анализ произведений искусства; индивидуальная работа учащихся с различными источниками; разработка планов исследовательских работ);
- подведение итогов (выводы, задачи на перспективу).
Результативность реализации программы «Малая Третьяковка» определяют:
- достижения учащихся: рефераты и исследовательские работы по темам о художниках.
- итоги тестирования;
- итоги контрольных срезовых работ (начальный, промежуточный и итоговый контроль).
Ожидаемые результаты освоения программы к концу обучения:
- сформированность определенного уровня знаний по предусмотренным учебно-тематическим планом темам;
- сформированность умений понимать и оценивать творения художников разных эпох;
- наличие способностей эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран.
Главное, чтобы в конечном результате учащиеся достигли необходимого уровня художественного развития, обозначенного в программе.
? СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение в учебный курс (2часа). Многогранность и сущность понятия «культура», «художественная культура». Основные функции художественной культуры. Условия существования художественной культуры. Язык художественной культуры. Менталитет художественной культуры. Сферы художественного культурного творчества. Особенности и характерные черты русской художественной культуры
2. Третьяковская картинная галерея (4часа). Роль П.М.Третьякова в истории русского изобразительного искусства. Братья Третьяковы – крупнейшие коллекционеры произведений русской живописи. История создания Третьяковской галереи, ее коллекции. Просмотр фильма «Дар бесценный».
3. История русской иконописи (8 часов). Иконы. Виды икон. Особенности национальных иконописных школ Руси. Андрей Рублев. Создание первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля. Собрание иконописи в Третьяковке.
4. Изобразительное искусство России XIX века (8 часов). Академисты. Академисты – последователи классицизма. Основные принципы академизма. Основные темы творчества академистов: сюжеты античной и библейской мифологии. Второстепенные жанры живописи по мнению академистов: пейзаж, натюрморт, бытовая живопись.Отрицательные черты в творчестве академистов (отрыв от актуальных проблем, пренебрежение национальными особенностями и др.). Просмотр картин художников-академистов (Кипренский, Брюллов, Иванов и т.д.)
5.Реализм в живописи А. Венецианова и П.Федотова (6 часов). Русские женщины в творчестве А.Г. Венецианова. Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П.А. Федотова. купеческое и мещанское сословие в картине «Сватовство майора».
6.Библейские сюжеты в творчестве Иванова (4 часа). «Явление Христа народу» - главный шедевр в творчестве художника. История создания. Подготовительные работы (этюды, зарисовки, персонажи). Просмотр в.ф. «А. Иванов»
7. Передвижники (10 часов). «Бунт 14-ти» в Академии художеств. Причины и последствия. Петербургская артель художников во главе с И. Крамским. Товарищество передвижных художественных выставок. Деятельность объединения. Представители передвижничества. Основные темы творчества. Роль В.В. Стасова и П.М. Третьякова в деятельности ТПХВ.
8.Темы народных страданий в работах Перова и Ярошенко (6 часов). В.Г. Перов. общественная, просветительская и педагогическая деятельность. Сочувственное отношение к народу в творчестве В. Перова («Чаепитие в Мытищах» и др.). Трагизм неизбывного человеческого горя на картинах художника.
9. Миры И. Репина. Репин-портретист (6 часов). И. Репин - судьба и творчество. Исторические полотна Репина («Иван Грозный и сын его Иван»). Галерея типов крестьянской деревни в картине «Крестный ход в Курской губернии», глубина исторических обобщений. Портреты великих современников. Репин и Л.Н. Толстой
10. Летописцы. В. Суриков и Н. Ге (8 часов). Русские мастера исторической живописи, их глубокий интерес к национальной истории, обращение к важнейшим переломным событиям русской истории. Драматически напряженное столкновение самодержца Петра I и его сына в картине Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Великая летопись настоящего и прошлого России в творчестве В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»). Страницы героического прошлого русского народа в картине «Покорение Сибири Ермаком».?
11. Художник-баталист В. Верещагин (6 часов). Батальный жанр в русской живописи. В.В. Верещагин – художник с дипломом морского офицера, активный путешественник. Участник боевых действий в Туркестане 1867-70г. Картины на тему войны. «Апофеоз войны» - «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Цикл полотен, посвященных русско-турецкой войне 1877-78 «На Шипке все спокойно!», «Шипка - Шейново» и др. Просмотр фильма «Я всю жизнь хотел рисовать солнце» о жизни и творчестве В. Верещагина.
12. Пейзажист - И.Левитан (8часов). И.Левитан – создатель проникновенных образов русской природы. Реалистические пейзажи Левитана, их лирическая и социальная направленность. «Осенний день. Сокольники» - портрет природы как состояние, настроение, переживания человека. Стремление художника создать обобщенный образ природы, выразить настроение картины самыми простыми средствами. Просмотр фильма «Исаак Левитан в Третьяковской галерее».
13. Пейзажи А. Куинджи и А. Саврасова (8 часов). Эпическое величие, богатство выраженных настроений и чувств на пейзажах Куинджи. Скромные, неброские картины русской природы в творчестве А.К. Саврасова. Особенности композиционного и колористического решения картины «Грачи прилетели». Просмотр фильма «А. Саврасов»
14. Художники одной темы. И. Айвазовский и И. Шишкин (8 часов). Понятие «художник-маринист». И.К. Айвазовский – человек, влюбленный в море. Общественная и педагогическая деятельность. Айвазовский – почетный гражданин Феодосии. «Певец русского леса» И. Шишкин. Фотографическое изображение русских пейзажей на полотнах художника.
15. Символизм в живописи Врубеля (6 часов).. Особенности художественной манеры живописца. Мифологические и сказочные персонажи художника («Царевна-Лебедь», «Муза», «Пан»). Язык символов и метафор в картинах «Демон сидящий» и «Сирень». Черты символизма в портретном творчестве Врубеля («Портрет С.И. Мамонтова»). Просмотр фильма «М. Врубель в Третьяковской галерее».
16. Русские импрессионисты (10 часов). К. Коровин, В. Серов и И. Грабарь – последователи импрессионизма в русской живописи. Портретная галерея В.Серова. дети на полотнах художника. Просмотр фильма «К. Коровин. Воспоминания о соратниках»
17.Художники «Мира искусства» (12 часов). «Славянская» серия Н. Рериха. Иллюстратор русских сказок и былин – И. Билибин. Б. Кустодиев – художник, воспевающий красоту русских женщин. Мастер «торжественно-праздничного образа» Е. Лансере. Семейный уют на полотнах З. Серебряковой.
18. Мастера русского авангарда (12 часов).. Абстракционизм В. Кандинского. Синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Беспредметный мир художника: отсутствие сюжета, контраст крупных и малых форм. Супрематизм К. Малевича. П. Филонова, ощущение движения, особенности изображения человека.
19. Скульптура (4 часа). Собрание скульптурных произведений в Третьяковке. Творческое наследие И.Д. Шадра («Булыжник – оружие пролетариата»). Скульптор В. Мухина.
20. Итоговая аттестация обучающихся (2 часа).