kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию  картины._Подведение итогов 1-ого этапа. Постановка цели 2-ого этапа.

 

  1. Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Это – второй этап нашей работы. Слайд 1,2

- А какие цели стояли перед нами на первом этапе работы?

      

- Какие цели стоят перед нами сегодня?

                   / Суметь «прочитать» картину; грамотно оформить свои суждения; подвести

                         итог нашего путешествия/

  1. Какие интересные моменты, факты из биографии художника вас удивили,

поразили?

 

Например: - Однажды, заплутав в незнакомом лесу, встретил ещё одного заплутавшего – старого крестьянина, собиравшего грибы. Художник взвалил обессилевшего старика себе на плечи и ещё несколько часов носил его на себе, пока не вышел на окраину леса. Затем с той же поклажей прошёл ещё несколько километров – доставил крестьянина до самого его дома.

                   - Смог приручить волчицу, возле логова которой он целое лето работал: научил её брать еду с руки.

                   - Чтобы подкормить птиц, художник  крошил на свою широкополую шляпу с загнутыми краями крошки хлеба, зёрна и т.д, и так работал. И когда птицы слетались на его шляпу, он замирал и стоял неподвижно, как статуя.

                   - Он не боялся ни медведей, ни волков, ни рысей. «Лесной царь» - так называли его друзья.

                   - Работал без устали. Иногда простаивал у мольберта  от рассвета до поздней ночи, забывал даже о еде.

                   И т.д.

 

3.– Русский лес изображён во многих картинах Шишкина. Город Елабуга, где

        родился и вырос художник, был окружён непроходимыми дремучими ле-

        сами, и впечатления детских лет привели его в конце концов к  пейзажной

        живописи. Особенно любил Шишкин сосны.  Они изображены во многих

        его картинах. Приведите примеры.   

 

4. - Вы самостоятельно познакомились и с творчеством художника. Какие                произведения полюбили вы? Почему?

      - Назови произведения в подборке.  

 

5.  И.И.Шишкин говорил: «Россия – страна пейзажей».

    - Что мы называем пейзажем?  

 

6. – Мы отправляемся в путешествие на поезде в сосновый лес.

 

П. Беседа по картине.     / На доску вывешена репродукция картины, портреты

                                                     И.И.Шишкина, К.П.Савицкого, плакат с надписью

                                                     «Какая связь здесь существует?

                                                      Как можно назвать художников? (соавторы)/

1. Ответы на вопросы.

 

Звучит музыка Э.Грига «Утро»

 

2.Рассматривание картины. Какое впечатление произвела на вас картина?

 

3.Что вы видите на ней?

 

4. Какое время года изображено?

          /Да, художник выбрал именно лето, когда лес бывает сочно-зелёным, пышным,

              густым/

5. Какое время суток? Как это определили?

      

 6. Что изображено на центральном плане картины?

     Что делают медведи?

     Вы можете предположить, как чувствуют себя медвежата?

     А их мать- медведица так же беззаботна, как её детки?

 

7. Медведи изображены в центре полотна, а что мы видим вокруг?

    Почему сломано дерево? (может от бури, может от старости)

8.Опишите деревья, траву.

   Какой приём использует художник, чтобы показать, как велики сосны?     (верхушки деревьев за пределами рамки)

                        Часто в сосновом лесу растут и другие деревья, например, ель,    берёза, осина. Но в данном произведении изображены только дремучие сосны./

 

9..Вы правильно сказали об основных составляющих картины, т.е. о её

    композиции. Что такое композиция?  

              Композиция – это построение, соотношение и взаимное

              расположение частей, фигур на картине художника.

 

10.Картина названа «Утро в сосновом лесу», а почему, например, не

     «Мишки в сосновом лесу»? Как вы думаете?

              / Идеально изображено художником состояние природы, т.е.

                          сосновый бор утром, а медведи лишь удачно дополняют

                картину раннего летнего утра в сосновом лесу.

                Картина передаёт чувство красоты, торжества родной природы,

                торжественной тишины и спокойствия, чувство радости./

11. Можно ли, рассматривая картину, почувствовать тишину и покой?

                         / Безветренная погода, кроны деревьев не качаются, не видно птиц или других

                                зверей. От картины веет спокойствием и торжественной тишиной/

12. Что-то в этом произведении напоминает о присутствии людей? Докажите.

 

13. Какие цвета использовались в картине? (неяркие, блёклые, тёмные, больше зелёного

        Почему?                                                           и коричневого)

                               / чтобы показать настоящий таинственный лес, дикую природу, тишину,

                                 показать кусочек жизни таинственного соснового бора во всей его красоте.

                                 Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным

                                 и полный тайн./

14. Какое настроение придает пейзаж этой картины?

                           / Гордость, радость за нашу Русь, с её богатейшими лесами, красотами при-

                                  роды; восхищение работой художника и т.д./

                          Известный художник В.М. Васнецов говорил:

                          «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы

                           хотим найти свои истинно народные пути к изображению её ясного, тихого

                           и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные

                           тихой поэзии леса»

15. Какова же главная мысль произведения ?

                            Показать красоту родной природы, торжества жизни, любовь к

                            Родине.

Ш. Составление плана.     /работа в группах на листочках/  Предложить выбрать нужные пункты плана для сочинения. 

 

                         План.

     - Утро.

- Утро в сосновом бору.

- Начало нового дня.

- Лесная глушь.

- Глухомань.

- Глушь.

               - Мохнатая семейка.

               - Медведи.

               - Забавные  медвежата.

               - Моё отношение к картине.

 

   - Почему в плане утро в сосновом бору (лесу) написано без кавычек?

1V. Самостоятельная работа над текстом сочинения. ( памятки)

       Редактирование.

       Самопроверка. (памятка)   

1. Прослушать сочинения учеников.

 

2.Послушайте сочинения ваших сверстников по данной картине.

  

У. Подведение итогов урока.

 

 

             

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». »

Сочинение по картине И.И.Шишкина

«Утро в сосновом лесу».


Ход урока.

1.Подготовка к восприятию картины._Подведение итогов 1-ого этапа. Постановка цели 2-ого этапа.


  1. Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Это – второй этап нашей работы. Слайд 1,2

- А какие цели стояли перед нами на первом этапе работы?

/ Познакомиться с биографией художника, его творчеством; собрать нужный

материал к написанию сочинения; провести орфографическую подготовку/

- Какие цели стоят перед нами сегодня?

/ Суметь «прочитать» картину; грамотно оформить свои суждения; подвести

итог нашего путешествия/

  1. Какие интересные моменты, факты из биографии художника вас удивили,

поразили?


Например: - Однажды, заплутав в незнакомом лесу, встретил ещё одного заплутавшего – старого крестьянина, собиравшего грибы. Художник взвалил обессилевшего старика себе на плечи и ещё несколько часов носил его на себе, пока не вышел на окраину леса. Затем с той же поклажей прошёл ещё несколько километров – доставил крестьянина до самого его дома.

- Смог приручить волчицу, возле логова которой он целое лето работал: научил её брать еду с руки.

- Чтобы подкормить птиц, художник крошил на свою широкополую шляпу с загнутыми краями крошки хлеба, зёрна и т.д, и так работал. И когда птицы слетались на его шляпу, он замирал и стоял неподвижно, как статуя.

- Он не боялся ни медведей, ни волков, ни рысей. «Лесной царь» - так называли его друзья.

- Работал без устали. Иногда простаивал у мольберта от рассвета до поздней ночи, забывал даже о еде.

И т.д.


3.– Русский лес изображён во многих картинах Шишкина. Город Елабуга, где

родился и вырос художник, был окружён непроходимыми дремучими ле-

сами, и впечатления детских лет привели его в конце концов к пейзажной

живописи. Особенно любил Шишкин сосны. Они изображены во многих

его картинах. Приведите примеры. Слайды 3,4,5


4. - Вы самостоятельно познакомились и с творчеством художника. Какие произведения полюбили вы? Почему?

- Назови произведения в подборке. Слайды 6,7,8,9,10


5. И.И.Шишкин говорил: «Россия – страна пейзажей».

- Что мы называем пейзажем? Слайды 11, 12


6. – Мы отправляемся в путешествие на поезде в сосновый лес.


П. Беседа по картине. / На доску вывешена репродукция картины, портреты

И.И.Шишкина, К.П.Савицкого, плакат с надписью

«Какая связь здесь существует?

Как можно назвать художников? (соавторы)/

1. Ответы на вопросы.

Звучит музыка Э.Грига «Утро»


2.Рассматривание картины. Какое впечатление произвела на вас картина?

Слайд 13


3.Что вы видите на ней?


4. Какое время года изображено?

/Да, художник выбрал именно лето, когда лес бывает сочно-зелёным, пышным,

густым/

5. Какое время суток? Как это определили?

/- влажный утренний туман из оврага, наверное, заряжает воздух свежим

лесным ароматом хвои;

- первые лучи солнца, которые пытаются проникнуть вглубь леса;

- первые утренние посетители – медведи/

6. Что изображено на центральном плане картины?

Что делают медведи?

Вы можете предположить, как чувствуют себя медвежата?

А их мать- медведица так же беззаботна, как её детки?


7. Медведи изображены в центре полотна, а что мы видим вокруг?

Почему сломано дерево? (может от бури, может от старости)

8.Опишите деревья, траву.

Какой приём использует художник, чтобы показать, как велики сосны? (верхушки деревьев за пределами рамки)

Часто в сосновом лесу растут и другие деревья, например, ель, берёза, осина. Но в данном произведении изображены только дремучие сосны./


9..Вы правильно сказали об основных составляющих картины, т.е. о её

композиции. Что такое композиция? Слайд 14

Композиция – это построение, соотношение и взаимное

расположение частей, фигур на картине художника.


10.Картина названа «Утро в сосновом лесу», а почему, например, не

«Мишки в сосновом лесу»? Как вы думаете?

/ Идеально изображено художником состояние природы, т.е.

сосновый бор утром, а медведи лишь удачно дополняют

картину раннего летнего утра в сосновом лесу.

Картина передаёт чувство красоты, торжества родной природы,

торжественной тишины и спокойствия, чувство радости./

11. Можно ли, рассматривая картину, почувствовать тишину и покой?

/ Безветренная погода, кроны деревьев не качаются, не видно птиц или других

зверей. От картины веет спокойствием и торжественной тишиной/

12. Что-то в этом произведении напоминает о присутствии людей? Докажите.


13. Какие цвета использовались в картине? (неяркие, блёклые, тёмные, больше зелёного

Почему? Слайд 13 и коричневого)

/ чтобы показать настоящий таинственный лес, дикую природу, тишину,

показать кусочек жизни таинственного соснового бора во всей его красоте.

Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным

и полный тайн./

14. Какое настроение придает пейзаж этой картины?

/ Гордость, радость за нашу Русь, с её богатейшими лесами, красотами при-

роды; восхищение работой художника и т.д./

Известный художник В.М. Васнецов говорил:

«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы

хотим найти свои истинно народные пути к изображению её ясного, тихого

и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные

тихой поэзии леса»

15. Какова же главная мысль произведения ?

Показать красоту родной природы, торжества жизни, любовь к

Родине.

Ш. Составление плана. /работа в группах на листочках/ Предложить выбрать нужные пункты плана для сочинения. слайд 15


План.

- Утро.

- Утро в сосновом бору.

- Начало нового дня.

- Лесная глушь.

- Глухомань.

- Глушь.

- Мохнатая семейка.

- Медведи.

- Забавные медвежата.

- Моё отношение к картине.


- Почему в плане утро в сосновом бору (лесу) написано без кавычек?

1V. Самостоятельная работа над текстом сочинения. ( памятки)

Редактирование.

Самопроверка. (памятка)

1. Прослушать сочинения учеников.

2.Послушайте сочинения ваших сверстников по данной картине.

У. Подведение итогов урока.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Автор: Серкина Людмила Евгеньевна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160505


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства