Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему: «Одаренные дети: проблемы развития»»
Эссе на тему:«Одаренные дети: проблемы развития»
У маленьких учеников спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?» - Рук поднялось не сосчитать!
Шестые классы. Токмаков и тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?». Рук поднялось примерно пять.
В десятых классах Токмаков опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?». Рук, поднятых не видать.
А ведь ребята, в самом деле, когда-то рисовать умели.
И солнце на листках смеялось…
Куда всё это подевалось?
Как вы думаете, называется это стихотворение Валентина Берестова?
Правильно! Оно называется «Потеря».
Если рассуждать по справедливости, то в этой потере виноваты все мы взрослые – это и родители, и учителя, и социум и чиновники от образования в лице самого государства, экономящего на детях! Любой ребёнок, приходя в школу, уже имеет целый набор сформированных знаний, умений и навыков, а также задатков к той или иной форме деятельности. А задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. В целом проблема выявления одарённых детей имеет четко выраженный этический аспект. Детская одарённость не гарантирует талант взрослого человека. Начинать развитие в творческой деятельности надо как можно раньше. Мой учительский опыт даёт мне право утверждать, что абсолютно неспособных к художественной деятельности детей не существует, зато ярких, запоминающихся довольно много. Через рисунок как нигде, и психологи это знают, ребёнок наиболее открыт миру – родителям, учителям, друзьям. Изображая, он изучает мир, думает, а значит, анализирует, синтезирует, сопоставляет, изобретает и т.д., поэтому перед учителем стоит важная задача помочь ученику раскрыться, вызывая в нём интерес к процессу рисования. Процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Я всегда стараюсь поддержать в ученике даже самый маленький порыв через похвалу, через оценку. Очень часто в рефлексии на уроке прошу рассказать о своей работе, став посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы. Крайне необходимо научить детей уважительно относиться к результатам своего труда и к труду других людей. Важна помощь ученику в корректировке его работы. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Каким образом проявить свою одарённость? Ответом на этот вопрос становятся занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Если в деятельности школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства, использование различных приемов и методов обучения, различных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей. В работе со способными (одарёнными) детьми есть, однако, опасности – это заражение чувством собственной исключительности, эксплуатация педагогом неординарных способностей ученика, а также стремление реализовываться за счет таких учеников.
Хочу закончить цитатами двух великих людей!
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайные рождения творческого ума:
«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах». Д.Дидро.