Технологическая карта урока № 8
ФИО: Калитович Юлия Вадимовна
ОУ: МБОУ г. Иркутска СОШ № 21
Предмет: информатика
Класс: 5 класс
Базовый учебник: Л.Л. Босова «Информатика» 5 класс ФГОС
Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.
Цель урока: создать условия для изучения понятий код, кодирование, декодирование и способов представления информации.
Планируемые учебные результаты:
Предметные: сформировать общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.
Метапредметные: умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.
Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Задачи:
Общеобразовательные: закрепить знания об информационных процессах; обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации.
Воспитательные: воспитание в учениках уверенности в своих силах; взаимоуважение к одноклассникам; эстетическое восприятие мира.
Развивающие: развитие способов мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых привед?т к достижению запланированных результатов
Формируемые УУД
Организационный момент
Вступительное слово учителя. Создание атмосферы погружения.
Знакомит с «Портфелем знаний по информатики».
Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Быстрое включение в деловой ритм.
Знакомятся с «Портфелями знаний по информатики».
«Портфель знаний по информатики»
Личностные УУД:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Актуализация знаний
Учитель предлагает заполнить в «Портфелях знаний» столбцы 1 «ЗНАЮ» и 2 «Что хочу знать».
Проверяет уровень подготовки учащимися домашнего задания.
Заполняют в «Портфелях знаний» столбцы 1 «ЗНАЮ» и 2 «Что хочу знать».
Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.
1) Список вопросов на слайде № 2.
2) Мини-дискуссия по вопросу 8 на стр. 45 учебника.
3) Обсуждение № 76 из рабочей тетради.
Личностные УУД:
смыслообразования.
Познавательные УУД:
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.
Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Регулятивные УУД: коррекция.
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель просит прочитать, что написано на слайде.
Почему не удается прочитать написанное?
Как вы думаете, какая у нас будет тема и цель урока?
Ученики пытаются прочитать информацию.
Говорят, что информация закодирована.
Чтобы прочитать, нужен код.
Говорят тему и цель урока.
Слайд № 2 с закодированным текстом.
Личностные УУД:
самоопределение.
Познавательные УУД:
поиск и выделение информации.
Коммуникативные УУД: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Регулятивные УУД: прогнозирование.
Первичное усвоение новых знаний.
Показывает различные формы кодирования. Вместе с учащимися вводятся понятия кода, кодирования, декодирования.
Задает вопросы, добавляет, комментирует.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание из «Портфеля знаний по информатики».
Слайды № 6-15.
Задание в Кармашке № 1 (установить соответствие).
Личностные УУД:
смыслообразования.
Познавательные УУД:
подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Регулятивные УУД:
планирование.
Первичная проверка понимания.
Создаёт проблемную ситуацию.
Формулирует задание.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Разбиваются на группы.
Обсуждают пути решения задачи.
Решают задачу.
Кармашек № 2.
Маша прислала телеграмму Мише. Но ничего в ней не понятно. Вот ее текст: «2 21 5 21 21 20 18 16 14» Помогите Мише прочитать текст телеграммы.
Личностные УУД:
смыслообразования.
Познавательные УУД:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Регулятивные УУД:
саморегуляция.
Физкультминутка.
Следит за выполнением упражнений.
Выполняют упражнения.
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
(Учитель делает указкой винтообразные круги в воздухе, ученики следят за прикрепленной к концу указки бабочкой)
Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять, будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять, сядем заниматься.
Личностные УУД:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
умение организовывать выполнение заданий учителя.
Первичное закрепление.
Устанавливает осознанность восприятия.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Решают задачу.
Кармашек № 3
Зашифруй с помощью азбуки Морзе название любимого школьного предмета. Поменяйтесь с соседом и расшифруйте полученное сообщение.
Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний.
Коммуникативные УУД:
умение работать в парах.
Регулятивные УУД:
коррекция.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организует самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере.
Самостоятельно выполняют практические задания на компьютере.
Кармашек № 4 Практическая работа «Кодирование информации»
Личностные УУД:
смыслообразование.
Познавательные УУД:
подведение под понятие, структурирование знаний.
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать с учителем.
Регулятивные УУД:
саморегуляция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задает домашнее задание. Дает комментарий к домашнему заданию.
Записывают в дневники домашнее задание.
Задают вопросы.
Учебник: § 7 (часть 1 и 2), вопросы 3, 4, 6, 7, 9.
Рабочая тетрадь: № 80, 83, 85, 86.
Личностные УУД: смыслообразования.
Познавательные УУД:
формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Регулятивные УУД: планирование.
Рефлексия
Учитель предлагает ученикам оценить самого себя.
Ученики выражают свое мнение о занятии.
Заполнить в «Портфеле знаний по информатики» 3 столбец «Я узнал на уроке …»
С помощью закодированных смайликов выставляют себе самооценку.
Личностные УУД: самоопределение.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации.
Коммуникативные УУД:
управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Регулятивные УУД:
оценка успешности усвоения.