Тема урока: Кодирование информации.
Цель: учащиеся будут знать что такое код, кодирование, методы кодирования; уметь кодировать и декодировать сообщение, разрабатывать свой код, планировать свою деятельность при выполнении работы в группе работы, формулировать тему и задачи урока; работать в парах, малых группах.
Ресурсное обеспечение урока: ПЭВМ, медиапроектор, раздаточный материал, презентация.
Ключевые слова:
- Код
- Кодирование
- Методы кодирования
Ход урока
Этап
Вызов
- В начале урока прошу учеников на заранее заготовленных листках нарисовать смайлик, который соответствует их настроению на момент начала урока.
- Разгадываем ребусы (предварительно поясняю правила работы каждого ученика при фронтальной работе с заданиями):
На слайде задание:
№1. Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте:
Миллиард – очень большое число. За тридцать лет с первого января тысяча девятьсот восьмидесятого года прошло десять тысяч девятьсот пятьдесят сеть суток, что составляет двести шестьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят восемь часов, или девятьсот сорок шесть миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот секунд.
№2. Представить в виде арифметического действия выражение:
Если к трем прибавить четыре, потом умножить полученное число на четыре и разделить на разность восьми и шести, то в результате получится четырнадцать.
4. Постановка проблемы урока.
Выясняем, что в каждом задании одна и та же информация представлена по-разному. Пи выполнении заданий нам приходилось информацию из одного способа представления информации, переводить в другой, более удобный для восприятия. Предлагаю ответить на вопрос «Как же называется процесс перевода информации из одного способа представления в другой, более удобный для нас?». Приходим к мнению, что нужно выяснить ответ на поставленный вопрос.
Осмысление
Работа с текстом.
Предлагаю ученикам прочитать текст учебника с. 46 – 47 с использованием системы разметки:
+ - новая информация
V – уже известная информация.
? – информация, которая требует дополнительной проверки.
- - противоречит имеющимся представлениям.
При чтении текста ученики пытаются проверить свои предположения, высказанные при ответе на вопрос «Как же называется процесс перевода информации из одного способа представления в другой, более удобный для нас?».
Обсуждаем результаты работы с текстом.
- Какая информация была для вас уже известной?
- Что оказалось новым?
- Что требует дополнительного уточнения?
- Что совсем не подтвердило Ваши предположения?
Записываем в тетрадь определения:
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
- Работа с заданиями на слайде.
Внимательно рассматриваем изображения. Предлагаю ученикам определить, присутствует ли код на экране (задание №1 – 2), можно ли что- либо закодировать с использованием представленных символов, каким способом можно закодирована информация?
С использованием азбуки Морзе предлагаю ученикам раскодировать сообщение:
. . - . . . - . - - - . - . - - . - - . . - . - . –
С использованием азбуки Морзе предлагаю ученикам закодировать свое имя и фамилию.
№5. Обсуждаем кодирование информации на флоте, на аэродромах малой авиации при взлете самолета и выходе его из ангара.
Делаем запись в тетради:
Способы кодирования информации:
- графический
- числовой
- символьный
- с использованием сигналов.
- Работа с рабочей тетрадью.
Выполняем в парах задание №83 и 84.
Самостоятельно (каждый работает индивидуально) выполняют задание №85. Тетради собираю на проверку.
Рефлексия
Предлагаю ученикам дома прочитать п.7.1, придумать свою систему кодирования информации.
- Предлагаю ученикам вновь нарисовать смайлик, который отражает их настроение в конце урока.