kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока информатике «В мире кодов. Способы кодирования информации» 5класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет: информатика

Класс: 5

Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования.

Решаемые учебные задачи:

1) закрепить знания об информационных процессах;

2) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

 3) сформировать общие представления о роли кодирования информации;

4) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

условный знак;  код;  кодирование;  декодирование

Используемые на уроке средства ИКТ:   персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;  ПК учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; 

метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; 

личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся разными способоми

(плакат «Доброе утро!», жестами, словами «Доброе утро»)

Создание доброжелательной атмосферы.

Выделение существенной информации из слов учителя (ответ на приветствие учителя)

Взаимодействие с учителем

Целеполагание.

Умение настраиваться на занятие.

2. Постановка цели и задач урока.

В начале урока я поприветствовала вас необычно. Попробуйте и вы передать свое настроение по-разному.

(улыбка, рукой помахать, словами поприветствовать, рукопожатие и т.д.)

Мы одну и ту же информацию попробовали передать разными способами.

Один и тот же жест может содержать разную информацию в разных странах (пример – кивок головы: у нас – да, в Болгарии – нет)

Что следует предпринять, чтобы правильно понять людей разных стран?

(знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано).

Определим тему урока, поставим цели.

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта (отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, т.е. тема урока – кодирование информации)

Формулируют цели урока.

1.Знать способы кодирования.

2.Приводить примеры, т.е. представлять информацию  разных кодов.

Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний.

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(разные уровни заданий: карточки разного цвета- базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания.

Задания базового уровня сложности.

Задания повышенного уровня сложности.

Задания высокого уровня сложности.

После проверки вопрос детям «Поднимите руку, кто бы из вас смог справиться с заданиями более сложного уровня и выбрать карточку другого цвета?»

Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач.

Компетенция обучающихся в области информатики.

Выбирают уровень сложности задания, решают задачи.

Задания низкого уровня сложности.

Задания среднего уровня сложности.

Задания высокого уровня сложности.

Проверка соседей.

Сверится с учителем на слайде.

Оценивают себя в соответствии с выбранным уровнем.

Регуляция учебной деятельности. Взаимодействие с учителем.

Самоконтроль выполнения задания.

Самооценка, анализ своих возможностей.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Приглашает к доске одного из учеников, дает карточку с предложением «МАЛЬЧИК ПРОСЫПАЕТСЯ ОТ ЗВОНКА БУДИЛЬНИКА» и просит его изобразить написанное, а ребятам отгадать.

 Информация поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы.  Для того чтобы произошла передача информацииприемник должен не только принять сигнал, но и расшифровать его.

(будильник – нужно вставать;

телефонный звонок - нужно поговорить; школьный звонок - перемена.)

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Работа с учебником (п.7), прочитать определения, что такое код, кодирование и декодирование, способы кодирования и заполнить схему.

Существует три основных способа кодирования информации:

1.Графический - с помощью рисунков или значков;

2.Числовой - с помощью чисел;

3.Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Отгадывают и возвращаются к теме урока.

Организует беседу по теме урока. Даёт задание «Найти в параграфе учебника  определения и заполнить схему».

Анализируют полученную информацию.

Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы.

Анализ содержания параграфа (участвуют в беседе, читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь).

Выражают и аргументируют свои мысли.

Согласование усилий по решению учебной задачи, приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.Обсуждают выводы.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать и корректировать свои действия.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах, группах…

5. Первичная проверка понимания.

 Множество кодов в нашей жизни.

-Учебник, стр. 47.

Работа в парах:  С какими способами кодирования информации мы встречаемся в жизни?

Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Выделение существенной информации. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально.

.Понимать на слух вопросы и ответы, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.  Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.Контроль правильности ответов. Самоконтроль понимания вопросов.

6. Первичное закрепление Решение заданий из ЭОР

Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.

Решение задач. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.  Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: по теме.

Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.

Решение задач.Работа в  группах: выполняют задания в тетради

.Умение работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое.Участвуют в обсуждении ответов на вопросы.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. Взаимоконтроль.

7. Итоги урока, рефлексия.

Что нового  узнали на уроке, достигли ли поставленных целей?

Сегодня на уроке….

Я узнал, что….

Я  понял, что...

Я  хочу узнать ….

Дома я повторю….

Формулирует вопрос.

 Проводит рефлексию.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.Отвечают на вопрос.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Участие в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме.

Уметь формулировать собственное мнение Взаимодействуют с учителем.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

8. Домашнее задание.

п.7(1) читать, определения учить, задания  №92-95

в рабочей тетради выполнить письменно. Закодировать предложение с помощью одного из изученных способов кодирования или придумайте свой.

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем

Регуляция учебной деятельности.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатике «В мире кодов. Способы кодирования информации» 5класс »


Технологическая карта урока информатики по теме «В мире кодов. Способы кодирования информации».

Учебный предмет: информатика

Класс: 5

Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования.

Решаемые учебные задачи:

1) закрепить знания об информационных процессах;

2) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

3) сформировать общие представления о роли кодирования информации;

4) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

условный знак; код; кодирование; декодирование

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.










ХОД УРОКА:



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


1. Организационный момент.

Приветствие учащихся разными способоми

(плакат «Доброе утро!», жестами, словами «Доброе утро»)

Создание доброжелательной атмосферы.

Выделение существенной информации из слов учителя (ответ на приветствие учителя)

Взаимодействие с учителем

Целеполагание.

Умение настраиваться на занятие.

2. Постановка цели и задач урока.

В начале урока я поприветствовала вас необычно. Попробуйте и вы передать свое настроение по-разному.

(улыбка, рукой помахать, словами поприветствовать, рукопожатие и т.д.)

Мы одну и ту же информацию попробовали передать разными способами.

Один и тот же жест может содержать разную информацию в разных странах (пример – кивок головы: у нас – да, в Болгарии – нет)

Что следует предпринять, чтобы правильно понять людей разных стран?

(знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано).

Определим тему урока, поставим цели.

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта (отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, т.е. тема урока – кодирование информации)

Формулируют цели урока.

1.Знать способы кодирования.

2.Приводить примеры, т.е. представлять информацию разных кодов.


Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний.

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(разные уровни заданий: карточки разного цвета- базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания.

Задания базового уровня сложности.

Задания повышенного уровня сложности.

Задания высокого уровня сложности.


После проверки вопрос детям «Поднимите руку, кто бы из вас смог справиться с заданиями более сложного уровня и выбрать карточку другого цвета?»

Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач.

Компетенция обучающихся в области информатики.

Выбирают уровень сложности задания, решают задачи.


Задания низкого уровня сложности.

Задания среднего уровня сложности.

Задания высокого уровня сложности.

Проверка соседей.

Сверится с учителем на слайде.

Оценивают себя в соответствии с выбранным уровнем.



Регуляция учебной деятельности. Взаимодействие с учителем.

Самоконтроль выполнения задания.














Самооценка, анализ своих возможностей.




4. Первичное усвоение новых знаний.

Приглашает к доске одного из учеников, дает карточку с предложением «МАЛЬЧИК ПРОСЫПАЕТСЯ ОТ ЗВОНКА БУДИЛЬНИКА» и просит его изобразить написанное, а ребятам отгадать.

Информация поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Для того чтобы произошла передача информацииприемник должен не только принять сигнал, но и расшифровать его.

(будильник – нужно вставать;

телефонный звонок - нужно поговорить; школьный звонок - перемена.)

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Работа с учебником (п.7), прочитать определения, что такое код, кодирование и декодирование, способы кодирования и заполнить схему.

Существует три основных способа кодирования информации:

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;

  2. Числовой - с помощью чисел;

  3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Отгадывают и возвращаются к теме урока.






Организует беседу по теме урока. Даёт задание «Найти в параграфе учебника определения и заполнить схему».



Анализируют полученную информацию.







Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы.

Анализ содержания параграфа (участвуют в беседе, читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь).























Выражают и аргументируют свои мысли.







Согласование усилий по решению учебной задачи, приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.Обсуждают выводы.









Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать и корректировать свои действия.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах, группах…

5. Первичная проверка понимания.

Множество кодов в нашей жизни.

-Учебник, стр. 47.

Работа в парах: С какими способами кодирования информации мы встречаемся в жизни?




Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Выделение существенной информации. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально.

.

Понимать на слух вопросы и ответы, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.Контроль правильности ответов. Самоконтроль понимания вопросов.

6. Первичное закрепление Решение заданий из ЭОР


Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.








Решение задач. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.








Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: по теме.

Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.


Решение задач.Работа в группах: выполняют задания в тетради

.

Умение работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое.Участвуют в обсуждении ответов на вопросы.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. Взаимоконтроль.

7. Итоги урока, рефлексия.

Что нового узнали на уроке, достигли ли поставленных целей?


Сегодня на уроке….


Я узнал, что….

Я понял, что...

Я хочу узнать ….

Дома я повторю….

Формулирует вопрос.




Проводит рефлексию.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.Отвечают на вопрос.


Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Участие в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме.

Уметь формулировать собственное мнение Взаимодействуют с учителем.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.


8. Домашнее задание.

п.7(1) читать, определения учить, задания №92-95

в рабочей тетради выполнить письменно. Закодировать предложение с помощью одного из изученных способов кодирования или придумайте свой.

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем

Регуляция учебной деятельности.














КОД

Система условных знаков для представления информации

Представление информации с помощью некоторого кода

кодирование

Символьный способ

Числовой способ

Графический способ

25̊ С

А ЛД Е ПТН О

ЛЕТНИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ТЕПЛЫЙ ДЕНЬ

декодирование





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока информатике «В мире кодов. Способы кодирования информации» 5класс

Автор: Кузнецова Оксана Леонидовна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока информатики в 5 классе "В мире кодов" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-informatiki-v-5-klassie-v-mirie-kodov"
    ["file_id"] => string(6) "124196"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414659683"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "конспект  урока информатики "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-informatiki-1"
    ["file_id"] => string(6) "198380"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428401405"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по информатике web-квест "Детективное расследование" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-informatikie-web-kviest-dietiektivnoie-rassliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "120781"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413806790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства