| Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу. Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. | Ученики включаются в деловой ритм урока, готовятся к работе, | Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
| Ребята, назовите, пожалуйста, тему нашего последнего урока Что было задано на дом? Давайте вспомним, что такое информация? Приведите пример обмена информацией между людьми. Что в вашем примере является источником информации, а что — приемником? | Передача информации. §6, в РТ № 6 с. 12, № 7 с. 13. (Визуальная проверка наличия Д.З.) Информация — сведения об окружающем нас мире. Приводятся примеры Называются источники и приемники. | Умение выражать мысли (К). Планирование (Р). Построение логической цепи (П). |
| Как вы думаете, достаточно ли наличия источника информации, приемника и информационного канала для осуществления передачи информации? Обсудите этот вопрос с соседом по парте. если учащиеся сразу ответили, что недостаточно, то далее этот вывод подтверждается тем, что в этом случае невозможно прочитать поступившее сообщение; если же учащиеся отвечали, что для передачи информации достаточно источника, приемника и информационного канала, тогда ставится проблема: а как же нам прочитать сообщение? С А К О С А Д И С А Р О С А В А С А Н И С А Е С А И Н С А Ф О С А Р М С А А Ц С А И И А может быть, вы сможете разгадать, о чем говорится здесь? Следовательно, что необходимо знать приемнику информации, для того, чтобы понимать ее смысл? Итак, сформулируем открытие: для осуществления передачи информации что необходимо источнику и приемнику кроме информационного канала? Каким словом можно заменить слово «правило»? Молодцы! Словом код. Обратим внимание на следующий слайд. Этот ребенок пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока. Действительно, для правильного понятия разных сообщений (сигналов) требуется разработка кода или кодирование, запишем число и тему нашего урока: Кодирование информации | Ответы учащихся (могут быть различными, поэтому необходимо проанализировать каждый ответ). нет, так как мы не знаем шифра, с помощью которого написано это письмо нет, так как мы не понимаем значение этих рисунков надо знать правило, по которому можно их разгадать, нужно заранее договориться о значении знаков, с помощью которых представлена информация Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и понять его Предлагают варианты: шифр, код, замена показывает число 5, показывает, что всё хорошо, передает привет знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано главное, вся выше представленная информация закодирована, значит тема урока – кодирование информации | |
| Молодцы! Давайте вместе с вами попробуем сформулировать, что же является кодом? Какое действие называется кодированием? Запишем определения в тетрадь. Можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки. Обратное преобразование называется декодированием. Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется. Как вы думаем, какие бывают способы кодирования информации? Существует три основных способа кодирования информации: Графический - с помощью рисунков или значков; Числовой - с помощью чисел; Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. для общения мы используем код - русский язык, в Китае - китайский. с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика. иногда информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограмммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге. Для передачи информации, людьми были придуманы специаль-ные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. (см.приложение №1) Используя кодовую таблицу флажковой азбуки раскодируйте слово: | Код - это система условных знаков для представления информации. Кодирование – формирование представления информации с помощью некоторого кода. Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации. текстовая (символьная) информация, графическая, числовая. Ученики выполняют задание. информатика | |
| А теперь обратная задача – закодируйте слова с помощью флажковой азбуки. Что можете предложить для облегчения этого процесса? Откройте карточку, на которой имеется код флажковой азбуки и выполните задание: закодировать несколько указанных слов (приложение №2). Инструкция по копированию флажков приведена дополнительно на инструктивной карточке. | Предлагают варианты, например: взять карандаши или выполнить монохромные рисунки Выполняют задание (практикум), проверяют друг у друга правильность декодирования текста | |