kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Кодирование информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок «открытия»  нового знания 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по теме "Кодирование информации"»



Тема урока: Кодирование информации

Класс: 5, УМК: Босова Л. Л. Информатика 6 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2014.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).

Цель урока: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, четко сформулировать, что является «кодом» и что понимается под «кодированием информации».

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование устойчивой мотивации к обучению.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • рассмотреть связи со школьными дисциплинами использующими кодирование, например, математика, география, физическое воспитание, окружающий мир и т.д.

  • развитие ИКТ–компетенции.

предметные:

  • знать: простые примеры кодирования в повседневной жизни и деятельности человека; придумать свой собственный код;

  • уметь: кодировать информацию с помощью различных кодов;

Основные задачи:

Воспитательная:

  • учить аргументировано отстаивать свое мнение;

  • знать и стремиться выполнять правила работы в группе;

  • умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации.

Развивающая:

  • развивать умения сравнивать, делать выводы, логически мыслить;

  • развивать речь, внимание.

Обучающая:

  • способствовать формированию базовых знаний о кодировании информации в окружающем нас мире, о его значении для природы, общества и человека в повседневной жизни;

  • привить навык использовать в повседневной жизни необходимый конкретно в каждой ситуации код.

Рекомендуемые образовательные ресурсы:

  • карточки с заданиями для групп учеников данного класса; презентация «Кодирование информации»; электронные карточки.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.


Ученики включаются в деловой ритм урока, готовятся к работе,




Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»


Ребята, назовите, пожалуйста, тему нашего последнего урока

Что было задано на дом?



Давайте вспомним, что такое информация?


Приведите пример обмена информацией между людьми.

Что в вашем примере является источником информации, а что — приемником?

Передача информации.

§6, в РТ № 6 с. 12, № 7 с. 13. (Визуальная проверка наличия Д.З.)

Информация — сведения об окружающем нас мире.

Приводятся примеры

Называются источники и приемники.

Умение выражать мысли (К).

Планирование (Р).

Построение логической цепи (П).

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма


Как вы думаете, достаточно ли наличия источника информации, приемника и информационного канала для осуществления передачи информации? Обсудите этот вопрос с соседом по парте.

  • если учащиеся сразу ответили, что недостаточно, то далее этот вывод подтверждается тем, что в этом случае невозможно прочитать поступившее сообщение;

  • если же учащиеся отвечали, что для передачи информации достаточно источника, приемника и информационного канала, тогда ставится проблема: а как же нам прочитать сообщение?

С А К О С А Д И С А Р О С А В А С А Н И С А Е С А И Н С А Ф О С А Р М С А А Ц С А И И





А может быть, вы сможете разгадать, о чем говорится здесь?

Следовательно, что необходимо знать приемнику информации, для того, чтобы понимать ее смысл?





Итак, сформулируем открытие: для осуществления передачи информации что необходимо источнику и приемнику кроме информационного канала?


Каким словом можно заменить слово «правило»?

Молодцы! Словом код.

Обратим внимание на следующий слайд. Этот ребенок пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом?

Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран?

Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока.

Действительно, для правильного понятия разных сообщений (сигналов) требуется разработка кода или кодирование, запишем число и тему нашего урока: Кодирование информации

Ответы учащихся (могут быть различными, поэтому необходимо проанализировать каждый ответ).






нет, так как мы не знаем шифра, с помощью которого написано это письмо


нет, так как мы не понимаем значение этих рисунков



надо знать правило, по которому можно их разгадать, нужно заранее договориться о значении знаков, с помощью которых представлена информация

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и понять его

Предлагают варианты: шифр, код, замена


показывает число 5, показывает, что всё хорошо, передает привет


знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано

главное, вся выше представленная информация закодирована, значит тема урока – кодирование информации



Молодцы! Давайте вместе с вами попробуем сформулировать, что же является кодом?

Какое действие называется кодированием? Запишем определения в тетрадь.

Можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

Обратное преобразование называется декодированием.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.


Как вы думаем, какие бывают способы кодирования информации?


Существует три основных способа кодирования информации:

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;

  2. Числовой - с помощью чисел;

  3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так

  • числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами.

  • для общения мы используем код - русский язык, в Китае - китайский.

  • с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика.

  • иногда информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограмммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге.

Для передачи информации, людьми были придуманы специаль-ные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. (см.приложение №1)

Используя кодовую таблицу флажковой азбуки раскодируйте слово:

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование формирование представления информации с помощью некоторого кода.

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

текстовая (символьная) информация, графическая, числовая.




















Ученики выполняют задание.


информатика




Физминутка

Выполняется зарядка для зрения с помощью презентации.

Выполняют зарядку для зрения


IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


А теперь обратная задача – закодируйте слова с помощью флажковой азбуки.

Что можете предложить для облегчения этого процесса?


Откройте карточку, на которой имеется код флажковой азбуки и выполните задание: закодировать несколько указанных слов (приложение №2). Инструкция по копированию флажков приведена дополнительно на инструктивной карточке.

Предлагают варианты, например: взять карандаши или выполнить монохромные рисунки

Выполняют задание (практикум), проверяют друг у друга правильность декодирования текста



Контролирует и помогает учащимся


Вместе с учителем учащиеся определяют место и причину затруднения, возможно ли решить данную ситуацию. Вопросы связаны с пониманием понятия кода и действия во время процесса кодирования.



Для кодирования с помощью азбуки Морзе выполните задание.

учащиеся выполняют декодирование с помощью азбуки Морзе.


V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Какие способы кодирования мы рассмотрели»? Что мы уже знаем о кодировании, мы можем придумать свой способ кодирования?

Повторяют изученный материал



Подводится итог урока вопросами:

  • С какой целью люди кодируют информацию?

  • Какие коды вы используете на уроке математики?

  • Используете ли вы кодирование при записи домашнего задания? Какой код используют учителя, чтобы сообщить родителям о результатах вашей работы на уроках?



Дифференцированное домашнее задание:


По учебнику § 7. ответить на вопросы стр. 53.

По желанию короткое сообщение к следующему уроку по теме «Язык жестов».






Приложение №1


Азбука Морзе Азбука Брайля

Кодовая таблица флажковой азбуки

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х


Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я



Приложение №2


Кодовая таблица флажковой азбуки

Правила работы с кодом: Чтобы скопировать флажок, необходимо правильно выполнить два щелчка:

1) щелкнуть задуманный флажок, чтобы появились маркеры – ,

2) нажав свободной рукой на клавиатуре кнопку .Ctrl, снова «зацепить» копию выделенного флажка (если все делаем правильно, то рядом со стрелкой мышки появляется значок +) и перетянуть ее ниже строки «Кодированный текст».


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х


Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я



Кодированный текст:

принтер

модем

мышь


Задумай слово сам -


Приложение 3


Азбука Морзе

Задание «Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

_ _ _ _ _ _ . . . _ _ _ _ . _. _._. . . . . _ . ._. ._

1.



2.

._ _. . _. . . _ . _ _ . . ._. _ . _ . _ . . . _



(Ответы 1 – монитор; цифра, 2 – принтер, текст)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок по теме "Кодирование информации"

Автор: Насибуллина Альфия Рамзиевна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 332798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок информатики в рамках ФГОС  по теме: "Кодирование информации". "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-informatiki-v-ramkakh-fgos-po-tiemie-kodirovaniie-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "103876"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402644466"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему "Кодирование информации""
    ["seo_title"] => string(46) "konspekt_uroka_na_temu_kodirovanie_informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "551120"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590248791"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок информатики в 5 специальном (коррекционном) классе VII вида на тему: «Кодирование информации» "
    ["seo_title"] => string(101) "urok-informatiki-v-5-spietsial-nom-korriektsionnom-klassie-vii-vida-na-tiemu-kodirovaniie-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "110507"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406107864"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока на тему "Кодирование информации. Метод координат""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_na_tiemu_kodirovaniie_informatsii_mietod_koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "358678"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479099206"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Технологическая карта урока информатики по теме «Кодирование информации» 10 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_informatiki_po_teme_kodirovanie_informatsii_10_kl"
    ["file_id"] => string(6) "524306"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572125346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства