ТЕМА: «Кодирование информации»
Цель урока:
изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас»; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.
Задачи урока:
Образовательная:
формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов;
Развивающая:
развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;
Воспитательная:
воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.
Ход урока
Организационный этап.
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Здравствуйте ребята!
Чтобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны. Поэтому давайте настроим свой мозг на активную работу. И первое, что мы с вами сделаем – это проверим домашнее задание
Проверки домашнего задания.
(СЛАЙД 1)
Актуализация знаний.
Давайте с вами вспомним:
(Информация это сведения об окружающем нас мире).
(Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.
(Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества.)
(Магнитные и лазерные диски, флешь - карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск))
Этап постановки проблемы.
Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число.
Перед вами на экране записана тема нашего урока. Скажите, можете вы её прочитать? (Нет). Почему? (СЛАЙД 2)
Что необходимо для того, чтобы прочитать тему урока?
Этап изучения нового материала.
Как происходит передача информации?
Информационный канал
Приемник информации
Источник информации
Любая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или различных сигналов.
Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
А что же такое код?
ФИЗМИНУТКА
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
(СЛАЙД 3)
Из всего сказанного следует, что тема урока – ЗАКОДИРОВАНА.
А что необходимо знать, чтобы расшифровать её? – КОД
А какие коды вам встречаются?
С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу!
Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— плохих).
(СЛАЙД 4)
По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. (СЛАЙД 5)
Скажите, может ли пригодиться нам какой-либо из этих кодов, для расшифровки темы урока? – НЕТ.
Давайте выясним, какие коды ещё существуют, и может, найдем нужный для решения нашей проблемы.
(СЛАЙДЫ 6-15)
Скажите, какой же все-таки из кодов подойдет для нас с вами?
Давайте воспользуемся таблицей кодов, в которой каждая буква заменяется порядковым номером, и расшифруем тему урока.
А-1 | Б-2 | В-3 | Г-4 | Д-5 | Е-6 | Ё-7 | Ж-8 | З-9 | И-10 | Й-11 |
К-12 | Л-13 | М-14 | Н-15 | О-16 | П-17 | Р-18 | С-19 | Т-20 | У-21 | Ф-22 |
Х-23 | Ц-24 | Ч-25 | Щ-26 | Ш-27 | Ъ-28 | Ы-29 | Ь-30 | Э-31 | Ю-32 | Я-33 |
Итак, тема урока «КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ» (СЛАЙД 16)
А для чего люди кодируют информацию?
чтобы скрыть ее от других (зеркальная тайнопись Леонардо да Винчи, военные шифровки),
чтобы записать информацию короче (стенография, аббревиатура, дорожные знаки),
чтобы ее было легче обрабатывать и передавать (азбука Морзе, перевод в электрические сигналы – машинные коды).
Этап применения изученного материала.
Существует ещё один тип кодирования информации:
Ребусы – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков.
(СЛАЙД 17)
Этап контроля.
Сейчас вам предстоит самостоятельно в парах поработать с кодированием информации, точнее вам нужно наоборот раскодировать те сообщения, которые у вас на карточках.
Ученики работают парами. Каждой паре выдаются задания на карточках. (Приложение 2)
1) Заполняют таблицу, внося ответы к ребусам в таблицу.
2) Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого слова. (пример на доске и аналогичные задания на карточках)
3) Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по одному и тому же правилу. Восстановите зашифрованную информацию и сформулируйте правила перестановки. (пример на доске и аналогичные задания на карточках)
Этап информации о домашнем задании
1) § 1.6
2) составить ребус для одного из известных вам понятий информатики
Этап подведения итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы сегодня научились?
Сегодня у нас был не обычный урок. В конце занятия мы хотим предложить вам закодировать свое настроение
Рассмотрите внимательно картинку. Что видите? Выберите ту рожицу, которая соответствует вашему настроению в конце урока.
Выберите карточку подпишите ее и сдайте.
Учитель: Худякова Л.М.
2013-2014 учебный год.